УДК 378.14 ББК 74.58
Каримов Марат Фаритович
кандидат физико-математических наук, профессор
кафедра информатики и информационных технологий в образовании Бирский филиал Башкирского государственного университета
г.Бирск
Каримова Лилия Миннефаритовна
старший преподаватель кафедра психологии Бирский филиал Башкирского государственного университета
г.Бирск Karimov Marat Faritovich candidate of physical and mathematical sciences,
professor
chair of computer sciences and information technologies in education Birsk branch of the Bashkir State University Birsk
Karimova Lilija Minnefaritovna
senior teacher, chair of psychology Birsk branch of the Bashkir State University Birsk
[email protected] Особенности моделирования социально-педагогической действительности
и их освоение в высшей школе Features modeling socio-pedagogical reality and their study in high school
Выделены особенности основных этапов-элементов информационного моделирования объектов, процессов и явлений социально-педагогической действительности. Рассмотрены дидактические возможности изучения и использования студентами высшей школы выделенных особенностей познания и преобразования социально-педагогической реальности. Отмечено положительное влияние знания студентами особенностей моделирования социально - педагогической действительности на качество выполненных ими курсовых и дипломных работ по педагогике, методике преподавания дисциплин и психологии.
The features of the basic stages-elements of the information modeling of objects, processes and phenomena of socio-pedagogical reality. Considered the didactical possibility of studying and using of students of higher schools selected features of knowledge and transformation of socio-pedagogical reality. The positive effect of student knowledge features modeling of socio-pedagogical reality on the quality of the performance of projects and dissertations on pedagogy, teaching methodology of disciplines and psychology.
Ключевые слова: информационное моделирование объектов, процессов и явлений, знание особенностей социально-педагогической действительности.
Key words: information modeling of objects, processes and phenomena, knowledge features modeling of socio-pedagogical reality.
Успехи информационного моделирования в физико-математических [1],
технических [2] и естественных [3] науках привели во второй половине двадцатого века к его внедрению в социально-гуманитарные дисциплины [4,5].
Учебное информационное моделирование объектов, процессов и явлений стало одним из универсальных методов постановки и решения задач математики, физики, химии, информатики и технологии в средней общеобразовательной и высшей профессиональной школе [6].
Для эффективного использования метода информационного моделирования фрагментов социальной действительности при постановке и решении задач педагогики и психологии в высшей школе необходимо выделить и знать особенности этапов - элементов моделирования социально - педагогической реальности в современных учебных заведениях.
На этапе постановки задач о фрагментах социально - педагогической действительности следует произвести качественный анализ имеющейся педагогической и психологической информации об объекте обучения или воспитания -оригинале, который приводит к формулировке цели или предполагаемому результату будущей деятельности преподавателя или воспитателя с учетом интересов объекта и субъекта деятельности обучения или воспитания, возникающих в их потребностно - мотивационной, эмоционально - ценностной и познавательно - волевой сферах.
Построение модели решения большинства задач познания и преобразования социально - педагогической действительности основывается на уровне сформированности таких личностных качеств или свойств обучаемого или воспитуемого, как творческая целеустремленность, интеллектуальная активность, и научная компетентность.
m
1ворческая целеустремленность - это устойчивая высокая мотивация личности познающего и преобразующего действительность молодого или
опытного человека к постановке и решению субъективно или объективно новых естественно-математических, технических или социально-гуманитарных задач, сопровождаемого иногда неудачами, сомнениями и разочарованиями, но постепенно и циклично ведущего к итеративному установлению относительных и абсолютных истин о фрагментах реальности посредством информационного моделирования объектов, процессов и явлений материального и духовного мира.
Проявляется творческая целеустремленность личности человека, в том числе и учащегося, формируемая в его потребностно - мотивационной и эмоционально - ценностной сферах, как регулярный и систематический поиск и постановка им субъективно или объективно новых и актуальных учебных и научных задач познания, освоения и преобразования окружающей нас действительности.
Интеллектуальная активность - это личностное качество, позволяющее молодому или опытному субъекту действовать оперативно и с приложением максимума духовных и физических сил при решении задач теоретической и практической деятельности человека.
Признаком наличия интеллектуальной активности личности человека, формируемой в его познавательно-волевой и эмоционально-ценностной сферах, в том числе и учащегося, является его постоянная и систематическая попытка установить на основе имеющихся опытных данных и научных положений связь между постановкой и множеством возможных эмпирических и теоретических моделей решения естественно-математической, общетехнической или социально-гуманитарной дисциплины.
Основой формирования и развития интеллектуальной активности молодого или опытного исследователя-преобразователя действительности служит спонтанное или индуцированное обогащение его познавательно-волевой сферы различными формами представления качественных и количественных классических и современных моделей уже решенных задач математики, естествознания, технологий и обществознания, составляющих ядро
материальной и духовной культуры человечества, при организованном и самостоятельном повышении их уровня теоретико-методологической и методической подготовки в интегрированной системе «Наука - образование -производство».
Научная компетентность - это личностное качество, обеспечивающее познающему и преобразующему действительность человеку, в том числе и старшекласснику или студенту, составление достоверной экспертной оценки о состоянии и результатах фундаментальных и прикладных исследований в определенной предметной области изучения и изменения реальности при помощи усвоенных им в процессе организованного и самостоятельного обучения вербальных, текстовых, графических, макетных, натурных, блок -схемных, таблично - диаграммных и формульно- математических моделей и алгоритмов решения задач естественно-математических, общетехнических и социально - гуманитарных дисциплин.
Развитие научной компетентности познающего и преобразующего действительность молодого или опытного человека зависит от его, формируемых в познавательно-волевой и эмоционально-ценностной сферах, интеллектуальных усилий в систематическом и регулярном изучении и освоении моделей и алгоритмов решения задач классического, неклассического и постнеклассического постижения истины о реальности.
Этапы разработки и исполнения алгоритмов решения задач познания и преобразования социально - педагогической действительности во многом зависят от уровня сформированности у школьника или студента таких функций, как диагностическая, проективная и конструктивная.
Особое значение диагностической функции, закрепляемой в потребностно-мотивационной и познавательно-волевой сферах у молодого или опытного исследователя действительности обусловлено тем, что постановка каждой учебной задачи и любое научное исследование начинается с изучения или диагностики исходного состояния объекта или предмета учебного или научного познания реальности. Для получения достоверных ответов на гносеологические
эвристические вопросы «Что дано?», «Что является искомым?» и «Чего следует достичь?» при постановке учебной или научной задачи по естественноматематической, общетехнической и социально-гуманитарной дисциплине обучающимся в системе непрерывного образования необходимо уверенно овладеть умением работать с источниками научно-технической и социальноэкономической информации (учебная и научная литература, радио и телевидение, аудио- и видеозаписи, поисковые системы глобальной компьютерной сети Шете! и т.д.) и прочно освоить методы сбора, обработки и использования эмпирической информации о действительности (наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, обычное и компьютерное тестирование, эксперимент, статистический анализ данных и т.д.).
При выполнении проективной функции, закрепляемой в познавательноволевой и эмоционально-ценностной сферах у человека, старшеклассником или студентом синтезируется через анализ познавательный и в некоторой степени упрощенный образ изучаемого реального объекта - информационная модель решаемой учебной или научной задачи. В общем случае при учебном и научном моделировании действительности объекты проектирования, несмотря на соответствующее упрощение, выступают как сложные системно -структурно - функциональные, статистические, синергетические, деятельностные, антропологические и аксиологические модели решения задач математики, естествознания, технологий и обществознания с большим числом взаимосвязанных управляющих, относительно самостоятельных и управляемых подсистем и элементов.
При организованном и самостоятельном освоении проектирования социально-педагогических систем из фрагментов реальности студентам высшей школы следует учитывать такие их свойства, как иерархичность, управляемость, динамичность, нелинейность, стохастичность, диссипативность, неравновесность и открытость. В связи с этим, учебное информационное моделирование фрагментов социальной действительности, осуществляемое старшеклассниками и студентами, включает в себя элементы системно-
структурно-функционального анализа, теорий управления, устойчивости, дифференциальных уравнений в полных и частных производных, случайных величин и процессов, описывающих, объясняющих и предсказывающих динамические и стохастические явления с бифуркациями и аттракторами.
Значимая конструктивная функция, закрепляемая в познавательно-волевой и эмоционально-ценностной сферах человека, в структуре учебной и научной деятельности старшеклассников и студентов имеет своей основой всю совокупность усвоенных ими в ходе организованного обучения и приобретенных в процессе самостоятельного изучения алгоритмов решения учебных и научных задач естественно-математических, общетехнических и социально - гуманитарных дисциплин.
Имеющиеся функциональные возможности систем и языков программирования, автоматизация типовых операций текстового процессора и векторно-ориентированного графического редактора, оперативные функции систем электронных таблиц и систем управления базами данных и знаний, эффективные численные и аналитические методы компьютерных пакетов математических расчетов и проектирования, приемы работы в локальной и глобальной компьютерной сети обеспечивают необходимую информационнотехнологическую основу для достижения высокого уровня выполнения конструктивной функции старшеклассников и студентов при решении учебных и научных задач математики, естествознания, технологий или обществознания.
Выделенные выше особенности учебного и научного моделирования социально - педагогической действительности нами излагаются студентам ряда высших учебных заведений Уральского региона в течение последних двух десятилетий при проектировании и реализации таких учебных курсов, как «Информатика», «Социальная информатика», «Педагогическая психология» и «Психология».
Наш дидактический опыт свидетельствует о том, что студент знакомый с особенностями информационного моделирования социально - педагогической действительности проявляет повышенный познавательный интерес к изучению
как социально - гуманитарных дисциплин, так и к освоению основ естественноматематических и общетехнических наук.
Студенты высших учебных заведений, прочно освоившие на лекционных, практических и лабораторных занятиях особенности информационного моделирования объектов, процессов и явлений социально - педагогической действительности проявляют оперативность и самостоятельность в своевременном определении актуальности, проблемы, темы, объекта, предмета, цели, гипотезы и задач курсовых и выпускной квалификационной работы.
Анализ и обобщение приведенного выше краткого материала об особенностях моделирования социально-педагогической действительности и их освоения в высшей школе позволяют сформулировать нижеследующие выводы:
1. Этапы постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма решения задачи познания и преобразования фрагментов социально -педагогической действительности обладают особенностями, обусловленными наличием и развитием у объекта и субъекта обучения и воспитания потребно-стно - мотивационной, эмоционально - ценностной и познавательно - волевой сфер.
2. Личностные качества творческой целеустремленности, интеллектуальной активности и научной компетентности обучающегося и его диагностическая, проективная и конструктивная функции, развиваемые систематически и регулярно, определяют успех постановки и решения дидактических и воспитательных задач методом информационного моделирования социальнопедагогической действительности.
3. Организованное и самостоятельное учебное и научное информационное моделирование социально-педагогической действительности студентами высшей школы служит источником повышения уровня их интеллектуального и творческого потенциалов, выражаемых в результатах курсовых и выпускных квалификационных работ познающих и преобразующих окружающий нас мир.
Библиографический список
1. Newtoni I. Philosophiae naturalis principia mathematica. - Londoni: Jussu Societatis Regiae ac Typis Josephi Streater, 1687. - 510 p.
2. Wiener N. Cybernetics or control and communication in the animal and the machine. - 2nd ed. - New York - London: The M.I.T. Press and John Wiley & Sons, Inc., 1961. - 212 p.
3. Фролов И.Т. Гносеологические проблемы моделирования биологических систем // Вопросы философии. - М., 1961. - № 2. - С. 39-51.
4. Штофф В.А. Моделирование и философия. - М.: Наука, 1966. - 346 с.
5. Каримов М.Ф. Возникновение, становление и развитие системно-структурнофункционального моделирования природных и социальных объектов, процессов и явлений // История науки и техники. - 2009. - № 12. - Специальный выпуск. - № 4. -С. 49 - 57.
6. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
Bibliography
1. Newtoni I. Philosophiae naturalis principia mathematica. - Londoni: Jussu Societatis Regiae ac Typis Josephi Streater, 1687. - 510 p.
2. Wiener N. Cybernetics or control and communication in the animal and the machine. - 2nd ed. - New York - London: The M.I.T. Press and John Wiley & Sons, Inc., 1961. - 212 p.
3. Frolov I.T. Epistemological problems of biological systems // Problems of Philosophy. - M., 1961. - № 2. - P. 39-51.
4. Stoff V.A. Modeling and philosophy. - M.: Nauka, 1966. - 346 p.
5. Karimov M.F. Origin, formation and development of system and structural and functional modeling of natural and social objects, processes and phenomena // History of Science and Technique. - 2009. - № 12. - Special Edition. - № 4. - P. 49 -57.
6. Karimov M.F. Information modeling and technologies in scientific knowledge validity by learners // Science and school. - 2006. - № 3. - P. 34 - 37.