Научная статья на тему 'Классификация методов обучения химии по этапам информационного моделирования действительности'

Классификация методов обучения химии по этапам информационного моделирования действительности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
441
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ / ЭТАПЫ ИНФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙ СТВИТЕЛЬНОСТИ / ГОМОМОРФНОЕ СООТВЕТСТВИЕ ИН ФОРМАЦИОННОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОС ТИ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ / СИСТЕМНОСТЬ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Каримов М. Ф.

Отмечено отсутствие завершенной и общепринятой теории методов обучения естественно-математическим дисциплинам. Показана возможность классификации методов обучения школьников и студентов химии согласно пяти этапам информационного моделирования действительности. Выделено системное качество классифицированных по этапам информационного моделирования действительности совокупности методов обучения химии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Классификация методов обучения химии по этапам информационного моделирования действительности»

М. Ф. Каримов

Классификация методов обучения химии по этапам информационного моделирования действительности

Бирская государственная социально-педагогическая академия 452453, Башкортостан, г. Бирск, ул. Интернациональная, 10; телефакс (3414)2-64-55

Отмечено отсутствие завершенной и общепри-

нятой теории методов обучения естественно-математическим дисциплинам. Показана возможность классификации методов обучения школьников и студентов химии согласно пяти этапам информационного моделирования действительности. Выделено системное качество классифицированных по этапам информационного моделирования действительности совокупности методов обучения химии.

Ключевые слова: методы обучения химии, этапы информационного моделирования действительности, гомоморфное соответствие информационного моделирования действительности и методов обучения химии, системность методов обучения.

Содержание среднего и высшего образования, соответствующее этапам информационного моделирования действительности, состоящего из постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулирования выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи 1, реализуется в урочной, лекционной, практической, лабораторной и внеаудиторной формах организации занятий и с помощью логических и эвристических методов обучения естественно-математическим, общетехническим и социальногуманитарным дисциплинам.

В дидактике средней и высшей школы известны развитые Я. А. Коменским (1592— 1670) 2, И. Г. Песталоцци (1746—1827) 3 словесно-наглядные, И. Ф. Гербартом (1776— 1841) 4 и К. Д. Ушинским (1824—1871) 5 воспитывающие, Г. Спенсером (1820—1903) 6 и Д. И. Менделеевым (1834—1907) 7 исследовательские, Г. Э. Армстронгом (1848—1937) 8 и Д. Пойа (1887—1985) 9 эвристические, Р. Ф. Арендтом (1828—1902) 10 и В. Н. Верховским (1873—1947) 11 практические методы обучения школьников и студентов.

На незавершенность научной теории методов обучения подрастающего поколения естественно-математическим, общетехническим и социально-гуманитарным дисциплинам указывают различные подходы к классификации Дата поступления 03.09.08

его методов: 1) по источникам передачи знаний и характеру восприятия учебной информации (словесные, наглядные и практические методы) — Е. Я. Голант (1888—1971) 12, Е. И. Перовский (1891 — 1968) 13, Н. М. Верзилин (1903—1984) 14 и др.; 2) по дидактической цели учебного занятия (объяснение, беседа, работа с учебником и книгой, демонстрация, практическая работа, экскурсия, заучивание материала учебника) — Б. П. Есипов (1894—1967) 15, М. А. Данилов (1899—1973) 16 и др.; 3) по характеру познавательной деятельности обучающихся (проблемное изложение, объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, эвристический и исследовательский методы) — М. Н. Скаткин (1900—1991) 17, И. Я. Лернер (1917—1996) 18, В. В. Краевский (р. 1926) 19 и др.; 4) по структуре преподавательской деятельности (методы организации и осуществления, стимулирования и мотивации, контроля и самоконтроля учебно-познавательной деятельности школьников и студентов) — Ю. К. Бабанский (1927—1987) 20 и др.; 5) по сочетанию преподавательской и учебной деятельностей (объяснительно-побуждающий, частично-поисковый, побуждающий и поисковый методы) — М. И. Махмутов (р. 1926) 21, Т. И. Шамова (р. 1924 ) 22, М. М. Левина (р. 1930) 23 и другие.

Выделенная нами целостная логическая единица проектирования и реализации подготовки будущих исследователей действительности — информационное моделирование объектов, процессов и явлений природы и технологий, состоящее из таких этапов-элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулирование выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи 24, позволяет осуществить нижеследующую классификацию методов обучения химии подрастающего поколения, обладающую свойством системности.

Гомоморфное соответствие этапов информационного моделирования действительности и методов обучения химии приводит к следующей классификации.

К классу методов постановки учебных и научных задач химии школьниками, студентами и преподавателями относятся: 1) поиск учебной и научной литературы по изучаемой проблемы неорганической, органической, физической, аналитической или квантовой химии традиционным и телекоммуникационным способами 25 и ее подробный анализ для выявления актуальной и мало разработанной темы исследования; 2) натурное наблюдение или констатирующий эксперимент с компьютерным сопровождением, приводящий к формулировке задачи эмпирического познания сла-боизученных объектов, процессов или явлений природной или технической действительности 26;

3) эвристическая беседа доктора химических, физико-математических или технических наук со старшеклассниками и студентами, позволяющая выделить объект, предмет, цель и задачи экспериментального или теоретического исследования фрагментов природы или технологий 27;

4) эмоциональное объяснение на традиционных научных семинарах и в телекоммуникационных компьютерных клубах по интересам собственной точки зрения по острым проблемам химической науки и химического образования 28; 5) дискуссионное коллективное обсуждение на обычных, теле- и видеоконференциях актуальных современных научно-технических проблем изучения

29

химической действительности 29.

Класс методов построения моделей решения учебных и научных задач химии в условиях информатизации обучения естественно-математическим дисциплинам составляют: 1) иллюстративный и эмоциональный рассказ учителя или преподавателя химии или физики с компьютерными презентационными приложениями об истории и способах открытия законов природной и технической действительности 30; 2) демонстрация в среде традиционных и компьютерных презентаций основных положений концепций и теорий, составляющих химическую картину мира, с развернутыми пояснениями 31; 3) эвристические диалоги и полилоги, основанные на традиционном и компьютерном поиске информации, порождающие и развивающие новые идеи для открытий, изобретений 32 и рационализаторских предложений в области химии и физики;

4) традиционное и компьютерное упорядочение и ассоциация известных аксиом, постулатов, принципов, критериев, теоретических положений, законов и концепций предметной области, полученных по традиционным и телекоммуникационным каналам, для построения новых качественных или количественных тео-

рий химии 33; 5) реальное или виртуальное активное участие старшеклассников, студентов и преподавателей в работе научно-теоретических конференций по химии и физике 34, посвященных моделированию объектов, процессов и явлений природы и технологий.

В классе методов разработки алгоритмов решения учебных и научных задач познания и преобразования химической действительности в средних и высших учебных заведениях выделяются: 1) традиционное и телекоммуникационное выявление дедуктивных теоретических способов логики, математики, физики и химии, прилагаемых для объяснения и предсказания объектов, процессов и явлений окружающего нас материального мира 35; 2) освоение традиционным или компьютерным способом классических и современных приемов эмпирического познания химической действительности 36; 3) составление компьютерных программ по алгоритмам решения учебных и научных задач химии в процедурном, функциональном, логическом и объектно-ориентированном стилях алгоритмических языков и в среде прикладных пакетов математических расчетов 37; 4) использование компьютерной автоматизации сбора, хранения, обработки исходных данных и представления итоговой информации известных лабораторных и новых экспериментальных работ по химии 38; 5) моральное и материальное стимулирование самостоятельного планирования старшеклассниками и студентами успешной учебной и научной деятельности в обычных условиях и с компьютерным сопровождением в области экспери-

39

ментальной и теоретической химии 39.

Из класса методов исполнения алгоритмов решения задач химии при помощи компьютеров основными являются: 1) компьютерное представление, мультимедийное изложение и объяснение обязательного, предусмотренного государственным образовательным стандартом, и актуального научного материала по химии 40; 2) воспроизводящие и тренировочные упражнения компьютерного программированного обучения химии с линейным, разветвленным и смешанным порядками усвоения учебного материала 41; 3) выполнение иллюстративных лабораторных и исследовательских экспериментальных работ по химии и физике с использованием аппаратного и программного обеспечения компьютеров 42; 4) семантико-ло-гическое редактирование, синтаксическая отладка и реализация компьютерных программ алгоритмов решения задач математического моделирования объектов, процессов и явлений

химической действительности 43; 5) репродуктивно-инструктивное повторение изученного материала по неорганической, органической, физической, аналитической и квантовой химии в среде традиционных, аудиовизуальных

44

и компьютерных технологий .

От класса методов анализа результатов решения учебных и научных задач по химии и формулирования выводов его образующими служат: 1) индивидуальный, групповой

и фронтальный контрольные еженедельные опросы старшеклассников и студентов по изученным материалам всех учебных курсов химии и физики 45; 2) текущие, промежуточные и итоговые программированные контрольные работы и зачеты по химии, физике и математике в течение каждого учебного семестра 46; 3) компьютерное тестирование и диагностика умственного развития изучающих химию как субъектов учебной и научной деятельности 47; 4) прием школьных и курсовых экзаменов по химии и физике учителями и преподавателями, имеющими полную компьютерную базу данных посещаемости занятий и успеваемости по другим естественно-математическим дисциплинам старшеклассников и студентов 48;

5) всестороннее оценивание творческих работ и профессиональной подготовленности по химии и физике обучающихся в системе непрерывного образования экспертными и государственными аттестационными комиссиями, члены которых владеют в совершенстве традиционными и компьютеризированными методиками анализа достижений субъектов творческой деятельности 49.

Классифицированные по этапам информационного моделирования действительности, приведенные выше методы обучения химии и физике старшеклассников и студентов, примененные нами в течение последних тридцати лет в ряде средних и высших учебных заведений Урала на теоретических и практических занятиях, обладая свойством системности в формировании и развитии новых личностных качеств у молодежи, показали свою дидактическую эффективность в подготовке творчески целеустремленных, интеллектуально активных, научно компетентных, профессионально дисциплинированных и социально коммуникативных будущих исследователей и преобразователей природной и технической действительности 50.

Дидактический опыт последних лет преподавателей — ученых Уральского и Башкирского классических госуниверситетов, Башкирского госпедуниверситета, Стерлитамак-ской и Бирской госпедакадемий показывает, что обучение химии и физике согласно мето-

дам, классифицированным по этапам информационного моделирования действительности, способствует получению каждым пятым выпускником очного отделения красного диплома о высшем образовании и защите каждым

десятым из обучавщихся в высшем учебном

24

заведении кандидатской диссертации .

Системность и дидактическая эффективность классификации методов обучения химии по этапам информационного действительности, приводящие к формированию и развитию у старшеклассников и студентов диагностической, проективной, конструктивной, реализующей и оценочной функций, служат основанием для применения данной логико-познавательной операции и при проектировании и реализации подготовки подрастающего поколения и по остальным естественно-математическим и общетехническим дисциплинам.

Анализ и обобщение краткого приведенного выше материала приводят к формулировке выводов:

1. Отсутствие окончательного решения фундаментальной проблемы дидактики — создания общепринятой теории методов обучения подрастающего поколения школьным и вузовским дисциплинам актуализирует способ ее построения на основе информационного моделирования действительности с этапами постановки задачи, построения модели, разработки и исполнения алгоритма, анализа результатов и формулирования выводов, возврата к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.

2. Классификация методов обучения школьников и студентов химии по этапам информационного моделирования объектов, процессов и явлений действительности обеспечивает появления у совокупности способов дидактического взаимодействия обучающих и обучаемых системного свойства, выражаемого в формировании и развитии у последних таких личностных качеств, как творческая целеустремленность, интеллектуальная активность, научная компетентность, профессиональная дисциплинированность и социальная коммуникативность.

3. Дидактическая эффективность классификации методов обучения молодежи химии по этапам информационного моделирования действительности заключается в формировании и развитии у обучающихся согласно данной методической системе новых личностных качеств, диагностической, проективной, конструктивной, реализующей и оценочной функций, позволяющих достичь высоких результатов учебной и научной деятельности.

Литература

1. Каримов М. Ф. // Наука и школа.— 2006.— №3.- С. 34.

2. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х тт.- М.: Педагогика, 1982.

3. Pestalozzi I. H. БдтШсЬе.Впе1е, herstellungen von Pestallozzianum und von der Zentralbibliothek in Zbrich: Bd. 1-13.- Zbrich, 1946-1971.

4. Herbart J. F. Sдmtliche Werke: Bd. 1 —19. — Leipzig-Langensalza: H.Beyer und Sцhne, 18821912.

5. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: В 2-х тт.- СПб.: Тип. Ф. С. Сущинского, 1868-1869.

6. Spencer H. The study of sociology.- New York: D.Appleton & Company, 1873.- 423 p.

7. Менделеев Д. И. Сочинения. Т. 23. Народное просвещение и высшее образование. 1. Народное образование в России. 2. Химия - Преподавание в высшей школе.- Л.-М.: Изд-во АН СССР, 1952.- 386 с.

8. Армстронг Г. Э. Эвристический метод обучения, или искусство предоставлять детям самим доходить до познания предметов.- М.: Тип. Г. Лисснера и А. Гешеля, 1900.- 23 с.

9. Пойа Д. Как решать задачу?- М.: Учпедгиз, 1961.- 207 с.

10. Арендт Р. Ф. Основные начала химии и минералогии. Методическое руководство.- СПб.: К. Л. Риккер, 1904.- 346 с.

11. Верховский В. Н. Методика преподавания химии в средней школе. Пособие к стабильному учебнику (для преподавателей).- М.-Л.: Учпедгиз, 1936.- 372 с.

12. Голант Е. Я. Методы обучения в советской школе.- М.: Учпедгиз, 1957.- 151 с.

13. Перовский Е. И. // Советская педагогика.-

1956.- №12.- С. 17.

14. Верзилин Н. М. // Советская педагогика.-

1957.- № 8.- С. 21.

15. Есипов Б. П. (Ред.) и др. Основы дидактики.-М.: Просвещение, 1967.- 470 с.

16. Данилов М. А. Процесс обучения в советской школе.- М.: Учпедгиз, 1960.- 296 с.

17. Скаткин М. Н. Проблемы современной дидактики.- М.: Педагогика, 1980.- 95 с.

18. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения.- М.: Педагогика, 1981.- 186 с.

19. Краевский В. В. Проблемы научного обоснования обучения: Методологический анализ.- М.: Педагогика, 1977.- 264 с.

20. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989.- 560 с.

21. Махмутов М. И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории.- М.: Педагогика, 1975.337 с.

22. Шамова Т. И. Проблема активизации учения школьников: Автореф. дисс. ... д. пед. н.- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1977.- 33 с.

23. Левина М. М. Сущность и структура методов обучения: Автореф. дисс. ... д. пед. н.- М.: МГПИ им. В. И. Ленина, 1978.- 29 с.

24. Каримов М. Ф. // Вестник Оренбургского государственного университета.- 2005.- № 4.-С. 108.

25. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2005.-Т.12.- № 4.- С. 30.

26. Алимов В. Ю., Васьковский В. О., Кандауро-ва Г. С., Каримов М. Ф. Неоднородность магнитных свойств аморфных пленок Gd-Co // Физика металлов и их соединений.— Свердловск: Изд-во УрГУ, 1979.— С. 63—70.

27. Каримов М. Ф. // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО.— 2007.— № 2 (44).- С. 136.

28. Каримов М. Ф. // История науки и техники.-2007.- № 12. Спец. вып. № 3.- С. 111.

29. Каримов М. Ф. // История науки и техники.-2007.- № 12. Спец. вып. № 3.- С. 1210.

30. Каримов М. Ф. // История науки и техники.-

2005.- № 3.- С. 103.

31. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2006.-Т.13.- № 5.- С. 98.

32. Каримов М. Ф., Кандаурова Г. С. Устройство для измерения температуры // Б. И. -1982.-№ 4.- С. 167.

33. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2007.-Т.14.- № 4.- С. 57.

34. Каримов М. Ф., Климчук М. А. // История науки и техники.- 2006.- № 3.- С. 125.

35. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2006.-

Т.13.- № 2.- С. 108.

36. Каримов М. Ф. // Нефтегазовое дело.- 2006.-Т.4.- № 1.- С. 288.

37. Каримов М. Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России.-

2007.- № 3.- С. 169.

38. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2008.-Т.15.- № 1.- С. 94.

39. Каримов М. Ф. // История науки и техники.-

2008.- № 3. Спец. вып. № 1.- С. 101.

40. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2007.-

Т.14.- № 3.- С. 107.

41. Каримов М. Ф. // Учитель Башкирии.-

1986.- № 6.- С. 44.

42. Кандаурова Г. С., Каримов М. Ф., Васьковский В. О. Параметры доменной структуры аморфных пленок Gd-Co разного состава // Физика твердого тела.- 1981.- Т.23.- Вып.3.- С. 720.

43. Каримов М. Ф. Компьютерное моделирование эвристическими и логическими методами в подготовке будущих учителей-исследователей // Сб. научных трудов «Математика. Компьютер. Образование» / Под ред. Г. Ю. Ризниченко и Н. Х. Розова.- М.: Российский фонд фундаментальных исследований; «Прогресс-Традиция», 2001.- Вып.8. — Часть I.- С. 140-142.

44. Каримов М. Ф. // Нефтегазовое дело.- 2006.-Т.4.- № 1.- С. 285.

45. Каримов М. Ф. // Учитель Башкортостана.-1994.- №12.- С. 57, 70.

46. Каримов М. Ф. // История науки и техники.-

2006.- № 4.- С. 81.

47. Каримов М. Ф. // Баш. хим. ж.- 2008.-Т.15.- №1.- С. 62.

48. Каримов М. Ф. Компьютерные технологии обработки данных об учащихся // Межвузовский сборник научных трудов «Технологии совершенствования подготовки педагогических кадров: теория и практика».- Казань: Татарское книжное изд-во, 2005.- Вып. 6.- С. 145-149.

49. Каримов М. Ф. Классификация уровней подготовки будущих учителей-исследователей // Материалы Международной научной конференции «Проблемы повышения качества подготовки учителя».- Шуя: Изд-во ШГПУ, 1999.- С. 95-96.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.