Научная статья на тему 'Освобождение осужденных от наказания по болезни: правоприменительная практика и зарубежный опыт'

Освобождение осужденных от наказания по болезни: правоприменительная практика и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1186
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСУЖДЕННЫЙ / ИНВАЛИД / ТЯЖЕЛАЯ БОЛЕЗНЬ / ДОСРОЧНОЕ ОСВОБОЖДЕНИЕ / ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ НАКАЗАНИЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА / СУДЫ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Имангалиев Нуртай Конысбаевич

В статье рассмотрены некоторые меры по гуманизации уголовно-право-вой политики Республики Казахстан, по вопросамосвобождения от уголовного наказания тяжелобольных осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, реализация которых может способствовать сокращению тюремного населения страны, снижению нагрузки на государственный бюджет и стабильному функционированию тюремной си-стемы. В контексте решения актуальных проблем правоприменительной практики и уго-ловно-правовой теории целью исследования является анализ статистических данных об освобождении тяжелобольных осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В качестве предмета исследования выступает комплекс практических и теоре-тических проблем, возникающих при медицинском освидетельствовании инвалидов, пара-лизованных, тяжелобольных, осужденных, неспособных позаботиться о себе, а также пожилых людей с многочисленными заболеваниями. Проанализированы концептуальные позиции ученых, исследовавших актуальные научно-практические проблемы освобождения от уголовного наказания тяжелобольных осужденных, отбывающих наказание, и зару-бежный опыт. Разработан и сделан ряд научно обоснованных выводов и внесены аргумен-тированные предложения отечественному законодателю, направленные на изменение и дополнение норм действующих НПА Республики Казахстан. Внесение обоснованных пред-ложений по корректировке норм законодательства заключается в уточнении теоретиче-ской значимости понятийного аппарата. Исходя из позиции гуманного отношения к тя-желобольным осужденным, предлагается расширить применение судами таких мер, как замена наказания более мягким видом, сокращение сроков рассмотрения судами вопроса об освобождении лица от дальнейшего отбывания наказания с 30 до 10 суток. Также пред-лагается исключить сроки апелляционного обжалования опротестования решения суд и использовать термин «освободить немедленно», который ранее использовался в правопри-менительной практике

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Имангалиев Нуртай Конысбаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Освобождение осужденных от наказания по болезни: правоприменительная практика и зарубежный опыт»

К,ылмыстьщ жэне цылмыстьщ процесс

Issue 1, 2017 (Print ISSN: 1544-0036; Online ISSN: 1544-0044)

18. SuleymenovM.K. Pravovoy institut v sisteme sovetskogoprava. - 2013, dekabr - 27

19. Akparova R.N. Mezhdunarodnoe sotrudnichestvo Respubliki Kazahstan po voprosam okazaniya pravovoy pomoschi po ugolovnyim delam. Deystvuyuschaya praktika i perspektivyi. -Karaganda: OtiPRINT, 2006. - 200 s.

20. Teoriya gosudarstva i prava: uchebnik / kol. avt.; pod red. A.V. Malko. - Izd. 4-e, ster. - M.: KNORUS, 2012. - 400 s.

21. Problemyi obschey teorii prava i gosudarstva: uchebnik dlya vuzov / pod red V.S. Nersesyantsa. - M.: Norma, 2006. - 832 s.

УДК 343.846

ОСВОБОЖДЕНИЕ ОСУЖДЕННЫХ ОТ НАКАЗАНИЯ ПО БОЛЕЗНИ: ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА

И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

Имангалиев Нуртай Конысбаевич,

Главный научный сотрудник Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, к.ю.н., старший советник юстиции, г. Астана, Республика Казахстан; e-mail:7171131@prokuror.kz

Ключевые слова: осужденный; инвалид; тяжелая болезнь; досрочное освобождение; освобождение от наказания; гуманизация законодательства; суды.

Аннотация. В статье рассмотрены некоторые меры по гуманизации уголовно-правовой политики Республики Казахстан, по вопросамосвобождения от уголовного наказания тяжелобольных осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, реализация которых может способствовать сокращению тюремного населения страны, снижению нагрузки на государственный бюджет и стабильному функционированию тюремной системы. В контексте решения актуальных проблем правоприменительной практики и уголовно-правовой теории целью исследования является анализ статистических данных об освобождении тяжелобольных осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы. В качестве предмета исследования выступает комплекс практических и теоретических проблем, возникающих при медицинском освидетельствовании инвалидов, парализованных, тяжелобольных, осужденных, неспособных позаботиться о себе, а также пожилых людей с многочисленными заболеваниями. Проанализированы концептуальные позиции ученых, исследовавших актуальные научно-практические проблемы освобождения от уголовного наказания тяжелобольных осужденных, отбывающих наказание, и зарубежный опыт. Разработан и сделан ряд научно обоснованных выводов и внесены аргументированные предложения отечественному законодателю, направленные на изменение и дополнение норм действующих НПА Республики Казахстан. Внесение обоснованных предложений по корректировке норм законодательства заключается в уточнении теоретической значимости понятийного аппарата. Исходя из позиции гуманного отношения к тяжелобольным осужденным, предлагается расширить применение судами таких мер, как замена наказания более мягким видом, сокращение сроков рассмотрения судами вопроса об освобождении лица от дальнейшего отбывания наказания с 30 до 10 суток. Также предлагается исключить сроки апелляционного обжалования опротестования решения суд и использовать термин «освободить немедленно», который ранее использовался в правоприменительной практике.

СОТТАЛГАНДАРДЫ АУРУЫНА БАЙЛАНЫСТЫ ЖАЗАЛАУДАН БОСАТУ: К^ЦЬЩ ЦОЛДАНУ ПРАКТИКАСЫ ЖЭНЕ ШЕТЕЛ ТЭЖ1РИБЕС1

Нуртай ^онысбай^лы Има^алиев

Казацстан Республикасы Бас прокуратурасы жанындагы Кщыц цоргау органдары академиясыныц бас зылыми цызметкерi, з.г.к., ага эдшет кецесшШ; Астана ц., Казацстан Республикасы; e-mail: 7171131@prokuror. kz

Tyuw свздер: сотталган, мугедек, ауыр ауру, мерз1м1нен бурын босату, жазадан боса-ту, зацнама гуманизациясы, соттар.

Аннотация. Мацалада Казацстан Республикасыныц цылмыстыц-цуцыцтыц саясат-ты гуманизациялау жвн1ндег1, бостандыгынан айыру туртде жазаны втеп жатцан ауыр науцасты сотталгандарды цылмыстыц жазалаудан босату сурацтары туралы кейб1р шаралар царастырылган, оларды жузеге асыру ел1м1здщ турме тургындарын цысцартуга себепшг болуы мумкт, мемлекеттгк бюджеттщ жуктемесгн твмендетедг жэне турме жуйестщ турацты цызмет ету1не эсер етед1. Куцыц цолдану тэж1рибес1 жэне цылмыстыц-цуцыцтыц теорияныц взект1 мэселелерт шешу контексттде зерттеудщ мацсаты - бостандыгынан айыру жерлертде жазаны втеп жатцан ауыр науцасты сотталгандарды босату жайлы статистикалыц мэл1меттерд1 сараптау болып табыла-ды. Зерттеудщ нег1зг1 пэтреттде мугедектер, сал ауыруына шалдыццан, ауыр науцасты, вз-вз1не кут1м жасай алмайтын сотталгандар, сонымен цоса, квптеген ауруы бар царт адамдарды медициналыц куэландыру кез1ндег1 туындайтын тэж1рибелт жэне теориялыц мэселелердщ кешеш шыгарылады. Жазаны втеп жатцан ауыр науцасты сотталгандарды цылмыстыц жазалаудан босату жайында сурацтардыц гылыми-тэжгрибелгк мэселелерт зерттеген галымдардыц концептуалды позициялары сарапталган.Б1рцатар гылыми нег1зделген цорытындылар жэне Казацстан Республикасыныц цолданыстагы НКА нор-маларына взгер1стер мен толыцтыруларга багытталган отандыц зац шыгарушыга аргу-менттелген усыныстар эзгрлендг жэне жасалды. Зацнама нормаларын тузету жвнгндегг неггзделген усыныстарды ецггзу, тужырымдамалыц аппараттыц теориялыц мацызын нацтылауда мазмундалады. Ауыр науцасты сотталгандарга адамгерш1л1к цатынасу устанымдарыныц неггзтде, сотпен жазаны жецгл тургмен алмастыруды цолдануды кецейту, тулганыц жазаны втеуден босату туралы сурацты царастыру мерзгмт 30 тэулгктен 10 тэулгкке дейгн цысцарту усынылады. Сонымен цатар, сот шешгмгне наразылыцца аппеляциялыц шагымды цайта царастыру мерз1мдер1н жоцца шыгару жэне бурын цуцыц цолдану тэж1рибес1нде цолданылган «дереу босату» термитн цолдану усынылады.

RELEASE OF PRISONERS FROM PUNISHMENT DUE TO ILLNESS: LAW ENFORCEMENT PRACTICE AND FOREIGN EXPERIENCE

Imangaliev Nurtai Konysbaevich

Academy of law enforcement agency under General prosecutor's Office Chief researcher, c.l.s., senior counselor of justice, Astana, Kazakhstan; e-mail:7171131@prokuror.kz

Keywords: convicted, disabled, serious illness, early release, release from punishment, humanization of legislation, courts.

Abstract. The article considers some measures on humanization of the criminal and legal policy of the Republic of Kazakhstan, on the issue of releasing prisoners from criminal punishment due to serious illness. Implementation of this policy can reduce the prison population of the country, reduce the burden on the state budget and the stable functioning of the prison system. In the context of solving urgent problems of law enforcement practice and criminal law theory, the purpose of the study is to analyze statistical data on the of releasing prisoners from criminal punishment due to serious illness. The subject of the study is a complex ofpractical and theoretical problems arising from the medical examination of disabled, paralyzed, seriously ill, convicts who unable to take care of themselves, as well as elderly people with numerous diseases. The article analyzes conceptual positions of scientists who have studied the current scientific and practical problems of the issues of exemption from criminal punishment for seriously ill convicts serving sentences and foreign experience. The author made and developed a number of scientifically substantiated conclusions, and reasoned proposals were submitted to the domestic legislator aimed at changing and supplementing the norms of the current legislation of the Republic of Kazakhstan. Making reasonable proposals for amending legislation is to clarify the theoretical significance of the conceptual apparatus. Proceeding from the position of humane treatment of seriously ill prisoners, it is proposed to extend the use of such measures by courts as a substitute for punishment with a milder form, to shorten the periodfor consideration by courts of the issue of the release of a person from prison from 30 to 10 days. It is also proposed to exclude the terms of the appeal against the decision of the court and use the term «release immediately», which was previously used in law enforcement practice.

К,ылмыстыц ц^Цыц жэне цылмыстыц процесс

Согласно проведенному Международным центром тюремных исследований (ICPS)и Международной тюремной реформой (РЫ) ежегодному подсчету рейтинга стран мира, по уровню тюремного населения Казахстан занимает 48 место среди свыше 220 стран мира. При подсчете указанного рейтинга в расчет принимаются количество населения страны и количество осужденных к лишению свободы. По дополнительному тюремному индексу - по рейтингу 2018 года - Казахстан в общемировой таблице с показателем 194 осужденных на 100 тысяч общего населения страны занимает 71 место вместе с Польшей.

За годы независимости тюремное население страны сократилось втрое: от 100 000 осужденных в 1991 году до 35219 в 2018 году.

Такому существенному снижению количества тюремного населения способствовала реализация Проекта «10 мер по снижению тюремного населения», запущенного в 2013 году Генеральной прокуратурой совместно с другими заинтересованными государственными органами. В 2015 году Казахстан занял уже 55 место и вышел из числа 50 стран с наиболее высоким тюремным рейтингом1.

По мнению эксперта в области уголовного правосудия и операционного руководителя проекта Европейского Союза «Совершенствование уголовного правосудия в Казахстане» С. Мектепбаевой, реализация данного проекта приблизил Казахстан к наиболее приемлемому тюремному индексу - 150 заключенных на 100000 человек. При таком индексе значительно снижается нагрузка на государственный бюджет и стабильно функционирует тюремная система2.

Необходимо отметить, что в ноябре 2017 года проект Генеральной прокуратуры «10 мер по снижению тюремного населения» ежегодно проводимом Аналитическим центром при Правительстве Российской Федерации на международном конкурсе «Проектный Олимп» в г. Москве занял 1 место в номинации «Управление комплексным проектом» - «Лучший проект года»3.

Считаем, что для снижения тюремного населения страны вместе с дальнейшим развитием служб пробации и альтернативных механизмов, не связанных с лишением свободы, необходимо продолжить политику гуманизации уголовного законодательства в отношении тяжелобольных осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы.

Вопросы освобождения осужденных от отбывания уголовного наказания по болезни давно и остро обсуждается как в юридической науке, так и правозащитными организациями.

Следует отметить, что отдельные вопросы совершенствования уголовно-правовых норм затрагивались зарубежными [4; 5; 6] и отечественными учеными [7; 8; 9] на страницах юридической печати.

В соответствии со ст.75 Уголовного кодекса, ст.161 Уголовно-исполнительного кодекса лицо, страдающее тяжелой болезнью, препятствующей отбыванию наказания, кроме пожизненного лишения свободы, освобождается судом от отбытия наказания или наказание может быть заменено более мягким видом наказания с учетом характера заболевания, тяжести совершенного уголовного правонарушения, личности осужденного.

Для реализации вышеуказанных норм законодательства утвержден перечень заболеваний, являющихся основанием освобождения от отбывания наказания, и Правила медицинского освидетельствования осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью4.

Аналогичные перечни заболеваний, являющихся основанием освобождения от отбывания наказания, имеются в Российской Федерации5 и в Республике Беларусь6.

В медицинских службах ДУИС областей создаются Специальные медицинские комиссии (далее - СМК) по освидетельствованию осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. СМК состоит из председателя - руководителя медицинской службы, и двух врачей лечебного профиля - членов

1 «Казахстан по-прежнему находится среди стран с высоким уровнем тюремного населения» https:// www. zakon.kz/4902362.

2 «Цель выйти из 50 стран с наивысшим тюремным индексом - достигнута»https://www.zakon.kz/ 4002699.

3 Проект Генеральной прокуратуры Казахстана выиграл на международном конкурсе https:// ru.sputniknews.kz/society/20171123/3837712.

4 Приказ МВД от 19 августа 2014 года № 530, согласован с Министерством здравоохранения Республики Казахстан.https://onlain.zakon.kz.

5 Перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания. Утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. №54 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2017г. №598).https://rg/2017/05/30/postanovlenie - dok;

6 Перечень заболеваний, препятствующих дальнейшему отбыванию наказания. Приложение к постановлению Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь 16 февраля 2011 г. № 54/15/minzdrav.gov.bu/lcfiles/000127/657938/54-15/2011dok;

комиссии. К работе комиссии привлекаются специалисты территориального органа здравоохранения по согласованию с их руководителями.

Анализ состояния здоровья осужденных, отбывающих наказание в учреждениях Комитета УИС, показывает, что по результатам ежегодного профилактического осмотра в 2017 году выявлено более 10,5 тыс. больных различными хроническими заболеваниями.

Из них:

- около 2,1 тыс.- лица, официально признанные судом страдающими алкоголизмом;

- 2,2 тыс. - наркозависимые;

-1289 - ВИЧ-инфицированные;

-770 - инвалиды 1,2, 3 групп.

Таким образом,17,2 тыс. чел., или свыше 48,2%из общего числа осужденных лиц отбывающих наказание в местах лишения свободы, уже имеют неблагополучное состояние здоровья. За последние 5 лет в колониях страны от болезней умерло 1047 осужденных.

За период 2014-2017 гг. учреждениями УИС для рассмотрения вопроса освобождения от дальнейшего отбывания наказания в связи с болезнью в суд представлен 231ма-териал на осужденных, страдающих различными тяжелыми заболеваниями.

Из указанного количества:

- освобождено по решению суда - 104 чел. (45%);

- отказано судом -42(18%).

Проведенный анализ показал, что причинами отказа в освобождении от дальнейшего отбывания наказания осужденным являются тяжесть совершенного преступления, характеристика и личность осужденного, а также наличие исков. При этом суд не учитывает тяжесть состояния здоровья больного и неблагоприятный исход заболевания.

В результате указанных факторов с 2014 года из 231 представленных больных 51(22%) не дожили до рассмотрения материалов судами, а 23(10%) - умерли до вступления постановления судов в законную силу.

В данном случае возникшая в правоприменительной практике проблема связана с требованиями п. 4 ст. 478 УПК РК, где законодателем определен месячный срок рассмотрения вопросов по исполнению приговора, в том числе по освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью. Тогда как, по мнению ученых, освобождение осужденного от наказания в виде лишения свободы вследствие наличия тяжелого заболевания целесообразно в момент постановления приговора [7].

Большое количество материалов экспертиз, признанных СМК недостаточными для освобождения вследствие наличия тяжелого заболевания, усугубляет положение с медицинским обеспечением осужденных, способствует росту инвалидности и увеличению количества денежных средств, необходимых для продолжения лечения в местах лишения свободы [8].

Вместе с тем существующая практика показывает что, несмотря на действующую норму уголовного законодательства, судами не применяется замена наказания более мягким видом (далее-ЗМН), предусмотренная ч.2 ст.75 Уголовного кодекса РК, в отношении осужденных, страдающих психическими расстройствами и иными тяжелыми заболеваниями.

Мы разделяем позицию О.В. Гужвы, по мнению которого, оставляя тяжелобольного человека в местах лишения свободы, осознавая, что без квалифицированной медицинской помощи осужденный погибнет, судья фактически назначает ему в качестве наказания смертную казнь. Такая ситуация никак не может способствовать достижению цели наказания [7, с. 25-28].

В связи с этим, для расширения перечня заболеваний, являющихся основанием для освобождения осужденных по болезни, рассматривается вопрос внесения изменений в приказ МВД от 19 августа 2014 года№ 530.

Так, перечень может быть дополнен следующими болезнями органов:

- заболевания органов пищеварения (болезни Крона, дивертикулярная болезнь кишечника, исключено осложнение в виде кровотечения при циррозе печени);

- новообразования (дополненГУ клинической группой, неходжкинская лифома);

- заболевания эндокринной системы (сахарный диабет 2 типа, инсулинопотребный);

- другие неучтенные в Перечне заболевания (дополнен после определения 2 группы инвалидности без очередного срока переосвидетельствования).

Кроме того предложены дополнения в части права предоставления к освобождению либо замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания в связи с болезнью, а также другие редакционные поправки. В настоящее время проект приказа находится на стадии согласования с заинтересованными государственными органами7.

Вопросы освобождения от наказания осужденных, страдающих тяжелыми болезнями, отражены в международных стандартах (Правила Нельсона Манделы), принятых

7 Справка по вопросу освобождения от отбывания наказания в связи с болезнью //Архив Комитета УИС МВД Республики Казахстан за 2017 год.

Третьим комитетом Генеральной Ассамблей ООН 5 ноября 2015 года8.

Правило 109

Лица с психическими расстройствами или страдающие тяжелой болезнью, для которых пребывание в тюрьме означало бы обострение их состояния, не должны содержаться в тюрьмах, и необходимо принять меры для их скорейшего освобождения.

Правило 110

Желательно, чтобы были предприняты шаги по договоренности с соответствующими учреждениями, в случае необходимости, о продолжении психиатрического лечения после освобождения и оказания социально-психиатрической помощи9.

Если обратиться к опыту зарубежных стран, то в западных странах нет списков заболеваний, освобождающих от отбывания наказания или заключения под стражу. Решение об освобождении из-под стражи по состоянию здоровья принимается в зависимости от степени тяжести болезни в каждом конкретном случае.

Так, федеральное законодательство США позволяет отпускать из-под стражи смертельно больных осужденных с тяжелыми хроническими заболеваниями, к которым могут относиться слабоумие и ухудшающееся вследствие возраста здоровье. Компетентными органами при рассмотрении прошения об освобождении по состоянию здоровья также учитывается поведение заключенного и возможность совершения им нового преступления.

Вместе с тем процедура подачи заявления об освобождении по болезни и порядок его рассмотрения довольно сложны. Необходимо пройти пять инстанций, чтобы заявление поступило в суд. Осужденный обязан подробно расписать план и алгоритм прохождения дальнейшего лечения с указанием координат медицинских учреждений, где будет проходить лечение.

На практике освобождению подлежат в основном смертельно больные осужденные, продолжительность жизни которых на момент принятия решения об их освобождении не превышает одного года10.

В европейских странах освобождение по болезни осужденных согласуется с прак-

тикой Европейского Совета по правам человека, согласно которой наличие тяжелого заболевания не может препятствовать аресту, при возможности получения медицинской помощи в местах заключения.

В Великобритании при наличии неизлечимых заболеваний осужденных освобождают от отбывания наказания, однако соответствующее законодательство в разных регионах государства различается.

К примеру, в Шотландии, в отличие от Англии и Уэльса, осужденных, продолжительность жизни которых по состоянию здоровья не превышает трех месяцев, автоматически освобождают от наказания. Также рассмотрению комиссии подлежат прошения и тяжелобольных осужденных, здоровью которых может быть нанесен серьезный урон в тюрьме, однако, как правило, они удовлетворяются достаточно редко.

В УПК ФРГ при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу компетентными органами тщательно изучаются состояние здоровья и при наличии тяжелых и неизлечимых болезней, которые могут привести к летальному исходу, избирается мера пресечения, не связанная с лишением свободы в соответствии со ст. 61, № 1-411. Даже если судом будет назначен реальный срок лишения свободы, исполнение этого приговора будет автоматически приостановлено.

Французское законодательство. Ст. 13240 (Отсрочка исполнения наказания с режимом испытания) также позволяет отпускать из-под стражи смертельно больных лиц12. УПК позволяет судьям освобождать тяжелобольных осужденных при наличии заключения двух независимых экспертов, подтверждающего тяжесть состояния здоровья. Вместе с тем в случае частичного или полного излечения от заболевания осужденный может быть снова заключен под стражу. Кроме этого, на осужденного судом могут быть наложены такие дополнительные ограничения, как запрет на выезд из страны, на смену места жительства, учет в полиции и т.д.

В Швейцарии законодательство позволяет освобождать тяжелобольных осужденных из-под стражи и проводить слушания по существу в их отсутствие. Списка болезней,

8Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций для лечения заключенных. Принято третьим комитетом Генеральной Ассамблей ООН 5 ноября 2015 года.www.refworld.org/cdi-bin/texis/vtx.

9 Минимальные стандартные правила обращения с заключенными приняты на первом Конгрессе ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 30 августа 1955г., одобрены Экономическим и Социальным Советом на 994-ом пленарном заседании 31 июля 1957года^^^'.ип/о^/ги^оЫте^&/ decl сот>/сот>епйот.

^0 Освобождение из-под стражи по болезни. Сравнительный анализ по странам: https://news.rambler.ru/ incidents/14857194.

11 Уголовный кодекс ФРГ // СПб. Издательство «Юридический центр Пресс», 2003-524с.

12 Уголовный кодекс Франции // СПб. Издательство «Юридический центр Пресс», 2002-648с.

позволяющих освобождать от отбывания наказания, нет. Каждое решение в соответствие с требованиями ст. 40 (Прерывание исполнения наказания) и ст. 43 (Меры применяемые к душевнобольным) принимается в индивидуальном порядке, в зависимости от диагноза и степени тяжести заболевания13.

В ЮАР на основании заключения лечащего врача безнадежно больных осужденных могут досрочно освободить из тюрьмы, дав им возможность умереть на свободе.

В Китае, если их болезнь несет прямую угрозу жизни и требует серьезного медицинского вмешательства, которое невозможно в местах лишения свободы, осужденных освобождают. Однако, как и в законодательстве Франции, в случае улучшения состояния здоровья осужденного это решение может быть отменено. Закон позволяет освобождать осужденных, инвалидов, неспособных позаботиться о себе, а также пожилых людей с многочисленными заболеваниями14. Вопросы смягчения наказания регламентированы ст. 79 УК КНР15.

Таким образом, правоприменительная практика освобождения осужденных от наказания по болезни в Республике Казахстан соответствует международным стандартным правилам Организации Объединенных Наций обращения с заключенными.

Продолжая политику гуманизации уго-

ловного законодательства в отношении тяжелобольных осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы, предлагается:

- расширить применение судами ЗМН (замены наказания более мягким видом);

- сократить срок рассмотрения судами вопроса об освобождении лица от дальнейшего отбывания наказания с 30 до 10 суток;

- внести изменения в ч. 2 ст. 75 УК РК, предусмотрев обязанность суда освобождать осужденных при положительном заключении СМК о болезни, исключив сроки апелляционного обжалования, опротестования решения суда;

- расширить взаимодействие с общественными объединениями и международными неправительственными организациями по вопросам социально-правовой и медицинской помощи лицам, освобожденным от отбывания наказания по болезни.

Комплексный подход к устранению имеющихся пробелов и противоречий в отечественном законодательстве будет проявлением нравственно оправданного и социально востребованного акта гуманизма в отношении тяжелобольных осужденных. Полагаем, что принятие подобных правовых актов найдет понимание и одобрение общества, при этом не умаляя значения правосудия и не ослабляя правопорядок.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Селиверстов В.И. Правовые проблемы освобождения осужденных от отбывания уголовного наказания по болезни // Вестник Университета имени Кутафина О.Е. № 3. -2017 г. С. 42-49.

2. Ткачевский Ю.М. Освобождение от наказания в связи с болезнью // Законодательство. - 2000. - № 10. С. 53-57.

3. Скиба А.П. Освобождение от отбывания наказания в связи с болезнью осужденных к лишению свободы: проблемы межотраслевого регулирования //Человек: преступление и наказание. - 2011 - №3 (74). - С. 51-54.

4. Скаков А.Б. Прогрессивная система исполнения лишения свободы и ее отражение в новом законодательстве Республики Казахстан: Дис. ... докт. юрид. наук. - Рязань, 2004.

5. Балтабаев К.Ж. Проблемы соотношения международно-правовых норм и законодательства Республики Казахстан в сфере исполнения наказаний и мер пресечения, связанных с изоляцией от общества: Дис... докт. юрид. наук. - Караганды,2000.

6. Рахметов С.М.,Кульмухамбетов Б.А. Наказание: понятие, цели, виды, порядок и назначение, - Алматы, 1988. - С. 109.

7. Гужва О.В. Практические проблемы разрешения судом вопроса освобождения от наказания в связи с болезнью //Медицинское право. - 2012. - №5. - С. 27.

8. Филиппов Ю.Н., Полянцев А.С., Абаева О.П. Проблемы реализации прав осужденных в связи с плохим состоянием здоровья //Медицинское право. - 2009. - №1. - С. 11-16.

13 Уголовный кодекс Швейцарии //перевод к.ю.н. Серебренниковой А.В, - СПб. Издательство «Юридический центр Пресс», 2002-350с.

14 Освобождение из-под стражи по болезни. Сравнительный анализ по странам: http://pravo-ural. ги/2013/02/28/.

15 Уголовный кодекс Китайской народной Республики // под редакции д.ю.н. Коробеева А.И., - СПб. Издательство «Юридический центр Пресс», 2001-303с.

REFERENCES

1. SeliverstovV.I. Pravovyeproblem osvobozhdeniya osuzhdennyh ot otbyvaniya ugolovnogo nakazaniyapo bolezni // Vestnik Universiteta imeni Kutafina O.E. № 3. - 2017 g. S.42-49.

2. Tkachevskij YU.M. Osvobozhdenie ot nakazaniya v svyazi s bolezn'yu // Zakonodatel 'stvo.

- 2000. - № 10. S. 53-57.

3. Skiba A.P. Osvobozhdenie ot otbyvaniya nakazaniya v svyazi s bolezn'yu osuzhdennyh k lisheniyu svobody: problem mezhotraslevogo regulirovaniya //CHelovek: prestuplenie i nakazanie.

- 2011 - №3 (74). - S. 51-54.

4. Skakov A.B. Progressivnaya sistema ispolneniya lisheniya svobody i ee otrazhenie v novom zakonodatel 'stve Respubliki Kazahstan: Dis. ... d - ra yurid. nauk. - Ryazan', 2004.

5. BaltabaevK.ZH.Problemysootnosheniyamezhdunarodno-pravovyhnormizakonodatel'stva Respubliki Kazahstan v sfere ispolneniya nakazanij i merp resecheniya, svyazannyh s izolyaciej ot obshchestva: Dis. d - ra yurid. Nauk. - Karagandy, 2000.

6. Rahmetov S.M., Kul'muhambetov B.A. Nakazanie: ponyatie, celi, vidy, poryadok i naznachenie, - Almaty, 1988.-S.109.

7. Guzhva O.V. Prakticheskie problem razresheniya sudom voprosa osvobozhdeniya ot nakazaniya v svyazi s bolezn'yu // Medicinskoe pravo. - 2012. - №5. - S.27.

8. Filippov YU.N., Polyancev A.S., Abaeva O.P. Problemy realizacii prav osuzhdennyh v svyazi s plohim sostoyaniem zdorov'ya //Medicinskoe pravo. - 2009. - №1. - S.11-16.

УДК 343.13

НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ИНСТИТУТА ДИСТАНЦИОННОГО ДОПРОСА В КАЗАХСТАНСКОМ УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Нургазинов Багдат Кабылкадырович

Старший научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального,

уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы

Института законодательства Республики Казахстан, ^WM^e-mail: nurgazinov@list.ru

Исмагулов Кайрат Еслямкалиевич

Ведущий научный сотрудник отдела уголовного, уголовно-процессуального,

уголовно-исполнительного законодательства и судебной экспертизы

Института законодательства Республики Казахстан, к.ю.н.; e-mail: boss.kz2008@mail.ru

Ключевые слова: уголовно-процессуальный кодекс; уголовно-процессуальное право; совершенствование; допрос; научно-технические средства; Центр обслуживания населения; несовершеннолетние; педагог; психолог; комната допроса.

Аннотация. В рамках реализации Указа Главы Государства «О Концепции правовой политики на период с 2010 до 2020 года» в целях упрощения уголовного процесса, внедрения оптимальных правовых механизмов, предусматривающих эффективное применение уголовно-процессуального законодательства, в Уголовно-процессуальном кодексе 2014 года введены институты «Депонирование показаний» и «Дистанционный допрос».

Достижения научно-технического и технологического прогресса проникли во все стороны человеческой жизнедеятельности, в том числе и в сферу уголовного судопроизводства. Так, проведение допросов, с отдаленным присутствием допрашиваемых стало возможным благодаря использованию всемирной информационной компьютерной сети Интернет, связывающей для обмена информацией, как пользователей компьютерных сетей, так и пользователей индивидуальных компьютеров.

Не акцентируя внимания на технической стороне использования дистанционного допроса, сущность последнего заключается в том, что допрашивающий (к примеру, следователь или судья) находится в одном помещении, а допрашиваемый (свидетель, потерпевший, обвиняемый) - в другом, а в отдельных случаях - в другом государстве. Производство самого следственного действия становится возможным путем использования научно-технических средств в режиме видеосвязи (дистанционный допрос)и осуществляется в соответствии с внутренним законодательством этих государств.

Вместе с тем в статье предложены пути решения касательно проведения дистанци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.