В.Кремшь, штегращя Украши у свггову сшльноту потребуе досконалого володiння громадянами шо-земними мовами. Без таких знань долучитися до мiжнародного ствтовариства неможливо [3, с.5].
Таким чином, сьогодт в навчальних закладах повинно оргашчно поеднуватися вивчення рвдно1, державно1 та iноземних мов, що сприяе форму-ванню культури мiжнацiонального стлкування, попередженню мiжетнiчних конфлiктiв.
СПИСОК Л1ТЕРАТУРИ:
1. Концепцiя громадянського виховання. Mi-нiстерство освiти i науки Украши. 1нф. зб. Miн. освiти Украши, 2000. № 22. С. 7-20.
2. Нацюнальна доктрина розвитку освгти. Освгга Украши. Нормативно-правовi документи. К. : Мшешум, 2001. 472 с.
3. Кремшь В.Г. Виховання i наука - прюрите-тнi сфери розвитку сусшльства у ХХ1 ст. Вища школа. 2002. №4. С.5.
ELUCIDATION OF THE INTERDISCIPLINARY QUESTIONS AS A BACKGROUND TO THE CREATION OF WESTERN MODELS OF SELF-REALIZATION OF AN ELDERLY'S PERSONALITY IN ARTISTIC ACTIVITY
Chigintseva O.
Candidate of Pedagogic Sciences, additional education teacher Municipal Autonomous Institution of Continuing Education "Station of young technicians" of the Novouralsk city district
ОСВЕЩЕНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВОПРОСОВ ПРИ ОБОСНОВАНИИ ЗАПАДНЫХ МОДЕЛЕЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОЖИЛОГО ЧЕЛОВЕКА В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Чигинцева О.Н.
к.п.н., педагог дополнительного образования Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Станция юных техников», г. Новоуральск
Abstract
The actual problem of self-realization of an elderly's personality is raised in this article, artistic activity is offered as a way of self-realization. There is no single, universal conception of self-realization, that is why the author put the accent on self-realization of representative of Western culture and make the interdisciplinary questions, that are from the problem's fields of various sciences, clear enough. These sciences are the following: anthropology, gerontology, culturology and others. On the ground of conclusion the description of Western models of self-realization of an elderly's personality in artistic activity is done there.
Аннотация
В данной статье поднимается актуальная проблема самореализации личности пожилого человека, в качестве способа самореализации предлагается изобразительная деятельность. В связи с тем, что не существует единого, общечеловеческого представления о самореализации, делается акцент на самореализацию личности представителя западной культуры, для этого освещаются междисциплинарные вопросы из проблемного поля различных наук: антропологии, геронтологии, культурологии и др. На основании сделанных выводов дается описание западных моделей самореализации личности пожилого человека в изобразительной деятельности.
Keywords: self-realization of elderly's personality, artistic activity, Western models, anthropology, gerontology, culturology.
Ключевые слова: самореализация личности пожилого человека, изобразительная деятельность, западные модели, антропология, геронтология, культурология.
В последние несколько десятилетий во многих странах мира происходит увеличение абсолютного числа пожилых людей и их доли в общей численности населения. Для этого в 1991 году Генеральной Ассамблеей ООН провозглашены «Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей», касающиеся независимости, вовлеченности, ухода, самореализации и достоинства [12]. На основе этих принципов во всем мире применяются комплексные меры - социального, экономического и технологического характера, а именно: декларируются условия для комфортного суще-
ствования пожилого человека в «обществе для людей всех возрастов» [4]; меняется пенсионное законодательство, пересматривается пенсионный возраст; происходит адаптация системы здравоохранения и других услуг социальной сферы с учетом особых потребностей людей старшего возраста, развивается медицина, достижения которой расширяют границы возраста «активной старости».
Кроме того, что в обществе предпринимаются внешние меры, каждому человеку необходимо самому решить, станет ли «активное долголетие» нормой его жизни? В настоящей статье к проблеме старения личности пожилого человека обращается
интерес педагогической общественности. Люди старшего поколения больше всего нуждаются в психологической и педагогической поддержке, по сравнению с людьми других возрастных групп -детьми и молодыми людьми. Первое поколение, или дети, не могут жить самостоятельно, для этого они имеют недостаточное в норме физическое, душевное и умственное развитие, но о них в полной мере заботятся их родители, государство оказывает помощь в организации бесплатного общего образования. Второе поколение, или молодые люди, достигшие пика зрелости своих физических, душевных, интеллектуальных сил, сами способны обеспечить себе материальное и психологическое благополучие. И только людям старшего поколения, начинающим испытывать возрастание уязвимости своего организма, не приходится полагаться на кого-либо, а только на себя, т.к. их дети заняты проблемами своих собственных семей, а государство может дать только самое необходимое для продолжения жизни, но не обеспечивает бесплатное образование.
Универсальность феномена так называемого элегантного возраста и последующего старения заключается в том, что он касается не только большой социо-возрастной группы населения в возрасте 60+, но и каждого конкретного человека в более молодом возрасте, который еще не получил свой опыт проживания этого возраста, но получит его в период, который ему предстоит прожить (т.н. «перспективного старения»). То, как мы, находясь в молодом или зрелом возрасте, расцениваем жизнь человека в пожилом и старом возрасте, может оказаться вполне реальным взглядом на наше собственное будущее.
Однако, в образовании следует учитывать не только универсальность пожилого и старого возрастов, но и особенности человека как индивида на второй половине жизненного пути. К этим особенностям социальные психологи и геронтологи относят следующие возрастно-нормативные события этого периода [10, с. 37-60; 13, с. 165-201]: перестройку структуры внешнего окружения (прекращение работы и выход на пенсию; снижение уровня жизненной и социальной перспективы - утрату профессионального и социального престижа, изменение в составе семьи, ограничение социальных контактов, уменьшение доходов); внутреннюю перестройку (снижение уровня работоспособности, продуктивности деятельности, а также интеллектуальных способностей, самооценки, частое проявление мнительности, тревожности, неуверенности в будущем; болезненное восприятие неизбежности и близости смерти; потерю биологической адаптивности, снижение физической активности, ухудшения в работе органов чувств).
Для преодоления отрицательного отношения к комплексу названных факторов, современное образование может предложить личности пожилого человека - подготовку к самореализации и один из ее способов - в изобразительной деятельности. При разработке методологии самореализации в россий-
ских условиях необходимо сохранять лучшие традиции отечественного образования и одновременно учитывать мировые тенденции развития образовательных систем, в т.ч., западные тенденции.
Проблема самореализации впервые в условиях современности начинает разрабатываться на Западе психологами А. Маслоу, К. Роджерсом. Они видят самореализацию личности, исходя из целостного отношения к человеческой природе, включая в нее духовные переживания и красоту - как имеющие естественное происхождение. В фокусе внимания педагогического взаимодействия оказываются не столько потребности пожилого человека или его проблемы, сколько его нереализованные способности. Кроме того, психологами и геронтологами на Западе (Э. Блэкберн, Г.Л. Мэддокс, Э. Эриксон) постулируется возможность непрерывного развития способностей на всех стадиях жизненного пути и постоянное нарастание уникальности личности на фоне преемственности развития - в противовес устойчивому стереотипу предвзятого отношения к старению как пассивному приготовлению к смерти.
В культурном ареале на Западе понимание «человеческой природы» изначально выходит за рамки общецивилизационной «нормы», в направлении рационального знания о человеке, акцентирующего центральную фигуру «познающего индивида». Следуя утверждениям многих философов, культурологов и психологов - специалистов в области западной культуры (Э. Гуссерль, А. Маслоу, Э. Фромм, Ю. Хабермас, М. Хайдеггер, О. Шпенглер, К.-Г. Юнг, К. Ясперс), главная особенность западного общества - «рационалистичность». «Рационалистичность» общества влечет за собой рационалистичное отношение к личности пожилого человека, его возрасту, здоровью, старению.
Принятое на Западе рационалистичное отношение к личности пожилого человека предполагает, что этот вопрос разрешается в направлении на глобальное недоверие к самостоятельному сохранению физического здоровья - личностью в пожилом возрасте, а также в направлении на неуважение к пожилому возрасту, которое заключается в рассмотрении этой возрастной группы в качестве субкультуры и даже контркультуры, якобы угрожающей обществу, вынужденному «содержать» пожилых.
Существует мнение, что на Западе к старости относятся с меньшим уважением, чем на Востоке. Однако, если решить, что это слишком неоправданное обобщение, то следует разделить это мнение на два вида отношений, когда: 1) похвальным считается лишь активное долголетие, и пожилые могут оставаться полезными обществу; 2) менее позитивно оценивается беспомощная старость, требующая уход за человеком. Эти два вида отношений, так же, как и различия между двумя категориями старых людей: 1) активные старые люди и 2) не активные старики - слабые, больные - существовали с древних времен. В то же время, концепции «выхода на пенсию» не существовало ни в одном из древних обществ [13, с. 181-202].
И это является современным «завоеванием»
Запада. Первой страной, создавшей пенсионную систему, целью которой было оказание помощи людям, утратившим способность обеспечивать собственное существование в связи с достижением возраста нетрудоспособности, стала Германия. Согласно закону о государственном пенсионном обеспечении лиц, работающих по найму, принятому в 1880-е годы, пожилые люди обрели право на государственную пенсию в размере 20 % от средней зарплаты по достижении 70-летнего возраста [19, р. 46]. Принятие этого закона стало реализацией одного из пунктов социальной программы германского рейхсканцлера Отто фон Бисмарка.
Вернемся к рассмотрению второго вида отношения к старению, которое сохраняется в западном сознании до сегодняшнего дня. Это отношение имеет негативное значение, оно основывается на дискриминационной геронтофобной установке «старение как процесс разрушения или упадка», а «старый возраст есть зло». Понятие «геронтофо-бия» (gerontos - старец, phobos - боязнь) объясняется как боязнь старых людей и старости. Каждое общество превозносит силу и плодородность, тесно связанные с молодостью, красотой, и опасается «изношенного бесплодия и дряхлости, которые приходят со старостью» [18]. С этим высказыванием французской писательницы и представительницы экзистенциальной философии С. де Бовуар соглашаются многие исследователи, подчеркивая пессимизм и враждебность к старению «во все времена». Негативные установки по отношению к старым людям возникли на ранних этапах прогресса общества, в условиях скудости существования. Такой взгляд, выражающий неопределенность и двусмысленность человеческого существования в пожилом возрасте, оказывает существенное влияние на мотивы поведения, самочувствие и даже состояние здоровья пожилых людей, считающих себя лишними в обществе, не принадлежащими ему.
Кроме того, негативное отношение ведет к вражде между поколениями. А каждое поколение имеет свой способ трансляции культуры, передачи культурного наследия, восприятия новых тенденций и перемен. Поэтому устаревшие геронтофоб-ные установки требуют незамедлительной критики, а рационалистичное отношение к старению личности пожилого человека требует преодоления.
С гуманистической позиции, это возможно сделать - в западных моделях самореализации личности пожилого человека в изобразительной деятельности. Эти модели могут повысить общественное признание пожилых и старых людей на Западе - как носителей традиций и культурного наследия наций; могут раскрыть современные научные знания о возможности психологической наполненности, о красоте поздних лет жизни, о самореализации в изобразительной деятельности как одном из путей достижения «благополучного» старения.
Человек - явление биосоциальное, поэтому изучением его должен заниматься целый комплекс биосоциальных наук. Советский психолог Б.Г. Ананьев полагает, что особенность современного науч-
ного развития характеризуется тенденцией к объединению различных наук, исследующих человека, в различные комплексные системы, к построению синтетических характеристик человеческого развития [1]. Следуя этой точке зрения, методология, направленная на подготовку личности к самореализации в изобразительной деятельности, приобретает характер междисциплинарного исследования, охватывающего вопросы из проблемного поля различных наук: антропологии, социальной и возрастной психологии, геронтологии, культурологии, искусствоведения, художественной педагогики.
Антропологические теории в разработке немецких (И. Кант, М. Шелер) [9; 16, с. 31-95]) и французского (П. Т. де Шарден) [14]) философов-антропологов помогают сформулировать положение об антропологическом подходе. «Антропологический подход к самореализации личности пожилого человека» - это понятие, руководящее общей стратегией непрерывного расширения возможностей человека как био-психо-социо-духовной системы через взаимодействие биологических и социокультурных составляющих человеческой природы - на протяжении второй половины жизненного пути.
Антропологический подход позволяет поставить следующие педагогические задачи: 1) научить пожилого человека поддерживать достаточный уровень работоспособности организма, для этого применять и усиливать телесные возможности (дыхание, зрение, сенсомоторные способности руки); 2) научить поддерживать эмоциональную стабильность, сохранять живость восприятия, для этого выражать свои эмоции и изображать предмет, одновременно; 3) научить проявлять многосторонность интересов в области изобразительного искусства, прививать любовь к изобразительной деятельности, для этого дать специализированное знание о рисунке, живописи, композиции и научить изобразительным действиям; 4) усиливать уверенность в себе, уводить от погруженности в прошлое и злободневное, для этого научить настраиваться на высокие идеи.
Данные задачи решаются субъектами образования по-разному. Наиболее важно для пожилого человека было бы изучить образцовый пример личности того, кто самореализуется в изобразительной деятельности - личность художника-долгожителя. Для конкретизации субъектов в модели привлекаются культурологические источники, содержащие творческие биографии и работы художников-долгожителей. Полученные данные были оформлены в виде самостоятельного культурологического проекта «Западные художники-долгожители», подчеркивающего возможности человека как личности в поздние года жизни, раскрывающего изобразительную деятельность как один из путей достижения «благополучного» старения. Для проекта были отобраны творческие биографии и работы 26 европейских (французских, итальянских, испанских, немецких и др.) и 4 американских художников-долгожителей, проживших более 80 лет. Среди этих художников есть очень знаменитые личности
(Франсиско Хосе де Гойя (1746-1828), Клод Моне (1840-1926), Эдвард Мунк (1863-1944), Анри Матисс (1869-1954) и др.), есть менее известные (Франческо Ладзаро Гварди (1712-1793), Уильям Холман Хант (1827-1910), Макс Либерман (18471935), Пьер Боннар (1867-1947) и др.), в т.ч., несколько художников-женщин (Анна Мэри Мозес (1860-1961), Тамара де Лемпицка (1898-1980) и др.). Именно это собрание кратких биографий художников-долгожителей и композиционный анализ работ, относящихся к позднему периоду их творчества, служат эмпирическим материалом для обоснования методологии подготовки личности пожилого человека к самореализации.
В ходе анализа и обобщения творческих биографий западных художников-долгожителей применялся метод исследования творческой продуктивности личности в онтогенезе, в разработке российского психолога Л.А. Рудкевича [5]. Это позволило выявить следующие особенности самореализации, общие для художников в поздний период жизни (несмотря на индивидуальные различия в частном):
- высокая длительность периода максимальной продуктивности, в котором вынужденные спады выражены редко и имеют количественный, а не качественный характер - до самого преклонного возраста, высокий уровень работоспособности организма;
- эмоциональная стабильность, сохранение живости восприятия, удовлетворенность жизнью, присутствие в картинах личных эмоций и ярко выраженного собственного отношения теме;
- устойчивость всей системы интеллекта к старению - сохранение многосторонности интересов в области изобразительного искусства, многоплановости изобразительной деятельности, появление склонности к обобщениям, к созданию художественных теорий, к рациональному осмыслению накопленного жизненного и изобразительного опыта;
- выход активности личности на уровень взаимодействия с макросоциальной средой, т.е., за пределы семейных и узкопрофессиональных интересов; либо успешное приспособление к возможной утрате активных социальных позиций благодаря осознанию возможности заниматься любимым делом;
- присутствие уверенности в себе, устранение боязни общественного мнения; отсутствие погруженности в прошлое и злободневное, самоосознание уникального себя в бытии; открытость и ассоциация каждой созданной картины с настоящим, с просветленным прошлым, с высокими идеями - в отношении создания целостности образа, света, цвета, форм.
В качестве примера дадим краткое описание достижений в области самореализации в позднем периоде жизни у Клода Лоррена (1600-1682), французского живописца и гравёра, долгое время прожившего в Италии, одного из величайших мастеров классического пейзажа [20].
В позднем периоде, который приходился на
последние десятилетия жизни, К. Лоррен демонстрировал максимальную продуктивность, работая медленнее, чем в предыдущие годы, но, неизменно, с успехом. К. Лоррен следовал своим ранее разработанным приемам передачи в пейзаже виртуозной светотеневой нюансировки и найденной мягкой живописной манере. К этому периоду художник научился создавать глубокое пространство, наполненное светом и воздухом, тонким кружевом вырисовывать листву деревьев - на фоне неба. Казалось бы, сделанного в области пейзажного жанра, было достаточно, однако, художник неустанно продолжал обогащать свой стиль, совмещая наблюдения, реалистическое изображение природы, а также ее идеализацию.
Просторы римской Кампаньи давали художнику свободу для восприятия прекрасного в обычном. Этюды, выполненные художником, убеждают в том, что К. Лоррену удалось сохранить живость восприятия в преклонном возрасте. К. Лоррен выходил за город утром и вечером и, наблюдая в природе, как солнечное освещение изменяло тональные переходы от среднего плана к самому дальнему, создавал цветовую гамму, особенную для каждого времени дня. Кроме того, К. Лоррен ввел в практику рисование пейзажа в графической технике перо-тушь. Изобразительная деятельность приобретала свою многоплановость, когда художник возвращался в мастерскую, и продолжал работу над картиной, стоявшей на мольберте, выстраивая пространство по свежим наблюдениям и только что найденным цветовым и композиционным отношениям в этюде. В наполненном светом пространстве важное значение приобретала связь переднего и дальнего планов в одно нераздельное безбрежное пространство, увлекающее зрителя в прозрачную даль.
Кроме того, К. Лоррен добавлял личные переживания, устремляясь к возвышенному, гармоничному образу природы. Эти личные переживания возникли благодаря тому, что художник открыл не только красоту природы, но и красоту своей души. Это достижение придавало художнику уверенность в себе. Композиции его картин не являлись, в чистом виде, картинами на основе этюдов, написанных с натуры, но их можно было бы рассматривать как сочиненные ландшафты и как новые решения в жанре идиллического пейзажа. Художник наполнял свои картины одухотворенностью, работая в классическом направлении. Классическое направление в живописи зиждилось на преклонении перед разумом человека, признании целесообразности мироздания, на представлении об идеальном мире и о «золотом веке» человечества, когда человек счастливо жил в единении с природой.
Следует отметить, что образ «природы, освещенной солнцем» создавался художником благодаря изобретенному (или реконструированному) им прибору под названием «зеркало Лоррена», которое помогало корректировать образ действительности в сторону уменьшения деталей и увеличения цельности, а также снижения тональности пейзажа, с целью облегчения его зрительного восприятия
при ярком освещении.
Кроме того, создать образ идеального мира художнику помогало воображение на основе углубленного чтения, знание множества библейских, мифологических, литературных сюжетов (часто это эпизоды «Энеиды» Вергилия), их обобщение, а также интерпретация в виде многофигурных сцен и аллегорий в набросках и картинах. Если композиции идиллических пейзажей были, в целом, отмечены особой масштабностью, и по размерам, и по силе выразительности, то фигуры людей и животных, помогающие изображать эпизоды из Библии, занимали в композиции незначительное место. Они оживляли передний план, вносили в него движение, жизнь, но им была отведена второстепенная роль.
Гармоничное соотношение между проявлением склонности к обобщениям и живостью восприятия у К. Лоррена отмечает российский искусствовед С.М. Даниэль: «Пейзажи Лоррена являются своего рода уравнениями в образах, где "известное", условные приёмы представления природы, всегда связаны с "неизвестным", каждый раз заново открываемым обликом живой природы. Образ природы у Лоррена в известной степени мифологичен. Даже если пейзаж не связан с каким-либо мифологическим сюжетом, он всё же представляет собой некое обобщение действительности. Отвлечённость "сочинения" как бы компенсируется исключительной чуткостью в изменчивости природных состояний в пределах "малого" времени, в границах дня. Лоррена прежде всего интересуют сами эти границы» [7, с. 82]. К полотнам этого периода относятся следующие: «Похищение Европы», 1655; «Пейзаж с Энеем на Делосе», 1672; «Пейзаж с Ас-канием, стреляющим в оленя», 1682; цикл пейзажей под названием «Четыре времени суток» - «Утро», 1666, «Полдень», 1661, «Вечер», 1663, «Ночь»; 1672. Приведенные названия картин и их количество говорят о многосторонности художественных интересов и о высоком уровне работоспособности.
Немецкий поэт, философ и естествоиспытатель И.В. Гёте сделал следующее высказывание о художнике, в котором как бы подводился итог его самореализации: «Здесь перед вами совершенный человек, он умел не только мыслить, но и воспринимать прекрасное, в душе же его всякий раз рождался мир, редко встречающийся в действительной жизни... Клод Лоррен до мельчайших подробностей изучил и знал реальный мир, однако это знание было для него лишь средством выражения прекрасного мира своей души. Подлинно идеальное и состоит в уменье так использовать реальные средства, чтобы сотворенная художником правда создавала иллюзию действительно существующего»
[17].
Ключ к позитивной программе старения личности пожилого человека дают традиции изобразительного искусства на Западе. Анализ источников по эстетике, искусствоведению, художественной педагогике и анализ творческих биографий художников-долгожителей, позволяет сделать вывод о том, что пожилой человек может использовать для самореализации немало исключительных, очень
своеобразных оздоровительных и образовательных ресурсов изобразительной деятельности.
Оздоровительным ресурсом изобразительной деятельности является художественный принцип мимесис. Мимесис (греч. mimesis - «подражание») - эстетическая категория, введенная Аристотелем, которая определяет отношения между произведением и внешним миром. Мимесис в широком смысле - это подражание действительности в искусстве. Подражание внешним вещам - главный инстинкт, неустранимый факт человеческой природы (П.С. Гуревич). Следуя теории искусства Аристотеля, подражание, может быть рассмотрено в двух контекстах [2]: 1) в обыденном, дающем только радость узнавания в изображающем изображенного, когда проявляется природный миропорядок - благодаря чуду памяти; 2) в торжествующем, подлинном, когда человек видит узнанное освободившимся от случайности, приближенным к всеобщему и начинает свое самопознание, когда проявляются музыкальный и душевный порядки - благодаря чуду познания. Этот принцип до сегодняшнего дня остается актуальным в поле классического западного изобразительного искусства. Следование этому принципу при создании картины или при ее восприятии возбуждает чувство удовольствия (и другие чувства) от воспроизведения, созерцания и познания предмета.
Кроме того, оздоровительными ресурсами изобразительной деятельности являются следующие изобразительно-выразительные средства: цвет, линии, центр, ритм, перспектива, светотень, симметрия, формат. Перечислим особенные характеристики изобразительно-выразительных средств в западном искусстве, которые отмечают американский эстетик немецкого происхождения Р. Арнхейм [3], немецкий и американский искусствовед Э. Панофский [11], наш отечественный теоретик изобразительного искусства Н.Н. Волков [6]:
- цвет - является главным средством - для передачи, во-первых, сложности материального мира, во-вторых, эмоциональной выразительности;
- линия - является второстепенным средством, а способ изображения линиями - аналитический, или конструктивный;
- композиционный центр - является единым как единственная точка зрения;
- ритм является частью «образной геометрии», определяется чередованием линий, пятен цвета, света и тени, складок ткани, фигур, узора цветов, ветвей, листвы, ударов кисти художника;
- перспектива - форма мироощущения «духовного» пространства, образный пространственный строй - линейная, структурирует плоскость картины с целью создания иллюзии глубины пространства, строится в соответствии с закономерностями зрительного восприятия пространства с фиксированной точкой зрения; воздушная, строится по таким признакам глубины, как изменение цвета с расстоянием, ослабление тона и контрастов тона, стирание деталей, размытость контуров;
- светотень - «лепит объём» формы, в соответствии с характером освещения;
- симметрия - является предпочтительным и определяющим фактором эстетической притягательности, передает идею красоты и порядка, собирает, объединяет «крылья» около главной фигуры и главного действия;
- пропорция - это определённое соотношение величин частей между собой, это соотношение основных параметров формы (длина, ширина, высота), которые связаны между собой в единое целое и служат «измерению» красоты; это идущий от всех отдельных частей к облику целостной композиции отклик соизмеримости со взятой за стандарт некоторой частью, модулем (римский архитектор, учёный-энциклопедист Марк Витрувий Поллион);
- формат - организует плоскость картины как окно в иное пространство в результате структурно-осевого типа композиционной организации.
На основании изучения литературы по искусствоведению [8; 15], а также учебно-методической литературы по изобразительной деятельности для взрослых (Книги из серии «Мастер-класс», обучающего заочного курса по современному изобразительному искусству «The Step-by-step Art Course»: Коллаж; Натюрморт; Пейзаж; Портрет; Книги из серии «Все о технике: Незаменимый справочник для художников»: Рисунок, Живопись маслом, Живопись акварелью), к образовательным ресурсам изобразительной деятельности были отнесены следующие (в скобках указаны имена художников-долгожителей, работавших в названных жанрах, техниках, интересовавшихся перечисленными темами):
- разновидности изобразительной деятельности - живопись, графика, скульптура;
- жанры - портрет (К. Амье, Э. Дега, М. Кас-сат, Тициан), пейзаж (Ф. Гварди, М. Кассат, К. Лор-рен, А.М. Мозес, К. Моне), натюрморт (П. Пикассо, Ж.-Б.-С. Шарден), бытовой (У. Хогарт, Ж.-Б.-С. Шарден), мифологический (Ф. Гойя, К. Лоррен, Тициан), исторический (П. Деларош);
- техники - графические (карандаш (Э. Дега, Микеланджело), мел (Микеланджело), уголь, сангина пастель (Э. Дега, Ж.-Б.-С. Шарден), тушь, перо (Микеланджело), коллаж (А. Матисс, П. Пикассо, Х. Хех), офорт (Ф. Гойя, К. Лоррен)), живописные (акварель (С. Делоне), гуашь (А. Матисс), масло, холст (К. Моне, Д. О'Кифф, Тициан), подмалевок (Тициан), кьяроскуро (или светотеневой контраст (Ф. Гойя)); скульптурные (глина (С. Делоне, Э. Дега, Микеланджело, Д. О'Кифф));
- темы - семья, материнство (М. Кассат, А. Матисс), одиночество (Э. Мунк), смерть (Э. Мунк), бессознательное (С. Дали, П. Дельво, Д. Таннинг), движение (Э. Дега), абстракция (Ж. Миро).
В данной статье рассмотрены междисциплинарные вопросы, помогающие обосновать западные модели, направленные на подготовку личности к самореализации в изобразительной деятельности. Антропология помогает сформулировать антропо-
логический подход; возрастная психология определяет психологические особенности пожилого и старого возрастов, геронтология - убеждает в возможности развития психики человека в период поздней взрослости, культурология дает материал для проекта «Западные художники-долгожители»; искусствоведение и художественная педагогика - выявляют в качестве оздоровительных ресурсов изобразительной деятельности художественный принцип мимесис, изобразительно-выразительные средства; относят к образовательным ресурсам изобразительной деятельности - ее разновидности - живопись, графику, скульптуру; жанры - портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, мифологический, исторический; техники - живописные, графические, скульптурные; темы - семья, материнство, одиночество, смерть, бессознательное, движение, абстракция.
Таким образом, западные модели самореализации личности пожилого человека в изобразительной деятельности дают наглядные примеры того, что благополучная старость является наградой, а не безоговорочным правом каждого во второй половине жизненного пути. Это награда за актуализацию целого комплекса способностей к постоянному физическому, эмоциональному, интеллектуальному, духовному напряжению в изобразительной деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
2. Аристотель. Поэтика // Политика. Риторика. Поэтика. Категории. - Минск: Литература,
1998. - С. 1064-1112.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. - М.: Архитектура-С, 2012. - 392 с.
4. Венское заявление министров. Создание общества для людей всех возрастов: содействие повышению качества жизни и активной старости Вена, 19 и 20 сентября 2012 года. - URL: https://www.unece.org/fileadmin/DAM/pau/age/Minis terial_Conference_Vienna/Documents/ECE.AC.30-2012-3.R.pdf (дата обращения: 10.04.2020)
5. Возрастная динамика самореализации личности: Л.А. Рудкевич, Е.Ф. Рыбалко // Психология личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. - СПб.: Питер, 209. - 560 с.
6. Волков Н.Н. Композиция в живописи. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 408 с.
7. Даниэль С.М. Картина классической эпохи: Проблемы композиции в западноевропейской живописи XVII в. - Л.: Искусство, 1986. - 196 с.
8. История мирового искусства / Э. Анноша и др.; ред. Е. Сабашникова; пер. с итал. Е. Балахов-ская и др. - М.: Бертельсманн Медиа Москау, 1998. - 720 с.
9. Кант И. Антропология с прагматической точки зрения / пер. Н.М. Соколова. - СПб.: Наука,
1999. - 471 с.
10. Краснова О.В., Лидере А.Г. Психология старения и старости: учеб. пособ. - М.: Академия, 2003. - 416 с.
11. Панофский Э. Перспектива как «символическая форма» // Панофский Э. Перспектива как «символическая форма». Готическая архитектура и схоластика / пер. с нем. И. Хмелевских, Е. Козиной; пер. с англ. Л. Житковой. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - с. 29-213
12. Принципы Организации Объединенных Наций в отношении пожилых людей. Сделать полнокровной жизнь лиц преклонного возраста. Приняты резолюцией 46/91 Генеральной Ассамблеи от 16 декабря 1991 года. - URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conven-tions/oldprinc.shtml
13. Стюарт-Гамильтон Я. Психология старения / перев. с англ. под науч. ред. Л.Д. Рудкевича -СПб.: Питер, 2010. - 320 с.
14. Тейяр де Шарден П. Феномен человека / предисл. и коммент. Б.А. Старостина; перев. с франц. Н.А. Садовского. - М.: Наука, 1987. - 239 с.
15. Ходж, С. Главное в истории искусств. Ключевые работы, темы, направления, техники. - М.: Манн, Иванов и Фебер, 2018. - 224 с.
16. Шелер М. Положение человека в Космосе / пер. А.Ф. Филиппова // Проблема человека в западной философии: перев. / сост. и послесл. П.С. Гуре-вича; общ. ред. Ю.Н. Попова. - М.: Прогресс, 1988. - С. 31-95.
17. Эккерман И.П. Разговоры с Гете в последние годы его жизни / пер. с нем. Н. Ман; вступ. стат. Н.Н. Вильмонта; коммент. и указ. А.А. Аникста. -М.: Художественная литература, 1986 . - 669 с.
18. Beauvoir de S. Old Age. - London: Peпguin Books., 1970
19. Blackburn R. Banking on Death, Or, Investing in Life: The History and Future of Pensions. - London: Verso, 2003. - 550 p.p.
20. Roethlisberger M. Claude Lorrain. The paintings. - London, 1963. - V. 1-2.