Сер. 9. 2008. Вып. 4. Ч. I
ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
ЖУРНАЛИСТИКА
М. А. Бережная
ОСВЕЩЕНИЕ ЭПИДЕМИИ ВИЧ/СПИДа НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ ТЕЛЕЭКРАНЕ
Реализация федеральной целевой программы правительства РФ «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)» является одним из механизмов формирования демографической политики в субъектах Российской Федерации и основой для разработки региональных планов по улучшению демографической ситуации. Это свидетельствует о том, что угроза ВИЧ-инфекции осознается как значимая в ряду других проблем социальной сферы. Новый политический контекст данной проблемы, долгие годы осознававшейся преимущественно в границах профессионального медицинского сообщества, делает актуальным анализ ее развития в публичном дискурсе, в частности, на ТВ.
Дж. Бест описывает общий образец формирования представлений о социальных проблемах в обществе. Это происходит в результате усилий групп, которые заявляют о наличии проблемы, используя страшные истории, освещают масштаб проблемы, ее рост и потенциальную угрозу, затем превращают основания в выводы о необходимости действия, затем формулируют выводы о том, что граждане должны быть более осведомлены, принимать меры предупредительного характера, осуществлять социальный контроль, противодействовать проблеме1. Однако первичные основания бывают настолько устрашающи, что могут вызвать социальную апатию в обществе.
СПИД был впервые обнаружен у групп людей, стиль жизни которых делал передачу крови вероятной, и первая реакция СМИ способствовала социальному конструированию новой болезни2. В фокусе внимания была девиантность поведения инфицированных, и общество отказывало им в невиновности, а следовательно, и в сочувствии. Подобное отношение в прежние времена переживали больные проказой, раком, холерой, туберкулезом, они страдали не только из-за биологических особенностей заболевания, но и в результате социального определения болезни.
Сенсационные материалы о новом вирусе, зарегистрированном в США, появились в начале 80-х гг. и воспринимались первоначально как далекая западная экзотика. Информация о циркуляции заболевания в «группах риска» позволяла остальному «недевиантному» обществу верить в свою безопасность.
С конца 80-х гг. в России наблюдалась трансформация проблемы СПИДа в отражении СМИ. Первый случай зарегистрирован в России в 1987 г. Шок от осознания того, что распространение данного вируса возможно и в нашей стране, приходится на 1989 г. — массовое заражение детей в больнице города Элисты. В этот период много говорили об опасности
© М. А. Бережная, 2008
вируса, начали осторожно (в связи с отсутствием традиции публичного обсуждения взаимоотношения полов) называть пути его передачи, и появилось выражение «группы риска». С 1996 г., когда вирус попал в среду инъекционных наркоманов, началось его быстрое распространение. Именно тогда возникла эпидемия страха, так как уклончивость материалов порождала иллюзию недоговоренности. Специалисты все громче стали заявлять о необходимости профилактической информации для населения.
Как защитить себя и общество от СПИДа—такой ракурс в теме стал основным. В его рамках обсуждались возможности диагностики, лечения, финансирования целевых программ, в том числе и образовательных. Популярной стала информация о новых современных средствах лечения, о создании вакцины против СПИДа. Тема неоднократно становилась поводом для коммерческих спекуляций. В течение продолжительного периода главным объектом интереса были именно сам вирус и возможность человека защититься от него или победить его, задачу журналистских материалов можно было сформулировать так: во-первых, люди должны осознать, что опасность касается каждого, а во-вторых, должны уметь защититься от опасности. При этом, несмотря на профилактическую информацию специалистов, в обществе (в том числе и среди профессионалов) продолжали существовать мифы о вирусе, панический страх перед инфицированными людьми и агрессия в отношении них. На первый план в телепрограммах выходили медицинские аспекты проблемы.
В 2001 г., когда в России был пик заболеваемости, социальные проблемы инфицированных были предметом обсуждения в специализированных изданиях, в отдельных газетных публикациях, в радиопрограммах. Потенциал эмоционального воздействия ТВ оказывался невостребованным в силу анонимности проблемы. Героями сюжетов и программ были, прежде всего, врачи, ученые, социологи и т. д., но не сами носители вируса. Сформулированная в начале развития проблемы стигма в сочетании с анонимностью стала причиной смещения внимания аудитории: во-первых, вирус рассматривался абстрактно, отдельно от человека и не воспринимался в обыденном сознании как нечто реально опасное «для меня»; во-вторых, инфицированный человек воспринимался как некий фантом, которого невозможно представить в близком окружении. В результате невозможной оказалась формулировка проблемы ВИЧ/СПИДа как «проблемы жизни людей в новых условиях», то есть в рамках проблем социальной сферы.
Смещение акцентов в освещении проблемы происходит на телеэкране в 2002 г. («СПИДемия» ТРК «Петербург», «Специальный репортаж» НТВ, «Очная ставка», НТВ, сюжеты новостных программ, посвященных Всемирному дню борьбы со СПИДом 1 декабря, сюжеты программы «Намедни» НТВ, ролики социальной рекламы). В 2002-2005 гг. параллельно с сухими статистическими данными о количестве ВИЧ-инфицированных, о функционировании целевых программ или об отсутствии финансирования, на первый план постепенно выходят проблемы жизни инфицированных людей, отношение к ним со стороны общества, истории детей, которые были изолированы, лишены общения в медицинских учреждениях из-за невежества персонала. «Если бы не было людей с ВИЧ, то не было бы и проблемы ВИЧ», — говорит один из героев телерепортажа3.
Если в первые годы эпидемии главными участниками публичного дискурса были профессионалы — эпидемиологи, врачи, инфекционисты, то постепенно в круг функционеров включились общественные организации, обвиняющие власть в отсутствии интереса к проблеме и защищающие права ВИЧ-положительных.
Однако телевидение по-прежнему проявляет к проблеме спорадический интерес, вызванный конкретными событиями и мероприятиями — пресс-конференциями,
выставками, памятными днями. Тема СПИДа представляется «избитой», неинтересной, не слишком важной перед лицом других проблем.
Контент-анализ выпусков новостей «Вести СПб» (РТР), «Сегодня СПб» (НТВ) за период 1 ноября — 15 декабря 2004 г. и с 15 января по 15 февраля 2005 г. продемонстрировал отсутствие интереса к данной теме даже в преддверье Всемирного дня борьбы со СПИДом.
На указанных каналах в течение исследуемого периода прошло в эфир два сюжета, оба по НТВ. Сюжет 9.11.04 освещал акцию ВИЧ-инфицированных у Смольного. Осень, день, пасмурно, пикетчики несут гробы. Тема — государство не обращает внимания на проблему лечения, нет доступных лекарств. Второй сюжет от 10.12.04 рассказывал об итогах конкурса рисунков в фонде Шемякина — работы осужденных — от 18 до 25 лет. Среди рисунков были и плакаты о СПИДе.
1 декабря в «Вестях СПб» прошел сюжет под названием «красные ленточки на КАД». Но этот сюжет, несмотря на дату и название, не был посвящен Дню борьбы со СПИДом. Он рассказывал, что кольцевая дорога закрыта.
Другие каналы 1 декабря 2004 г. отметили в эфире тему ВИЧ/СПИДа. Тезисы сюжетов и программ, вышедших в эфир в первую неделю декабря 2004 г., выглядят следующим образом.
Канал Евроньюс: ВИЧ инфицированные в Китае — изгои общества. Китаянка, получившая вирус при переливании крови, рассказывает, что муж относится к ней хуже, чем к собаке, ее выгоняют из дома.
Пятый канал СПб, программа «Сейчас». ВИЧ-инфекция распространяется среди женщин. Сюжет о научно-практической конференции в ВМА. Упоминаются новые методики помощи инфицированным, говорится о высокой стоимости лекарств, об усилиях медиков и чиновников, чтобы сделать помощь более доступной. Но в интервью с руководителем Северо-Западного окружного центра МЗРФ по борьбе со СПИДом Т. Т. Смольской речь идет о профилактике, о том, что удачные пилотные проекты не внедряются в жизнь.
Канал Рен-ТВ: Сюжет о семье, которая удочерила ВИЧ-инфицированную девочку. Специалисты говорят, что это уникальный случай.
НТВ, программа «Сегодня». 40 млн. инфицированных на планете. Конференция ВИЧ-положительных людей, говорится об эффективности современного лечения, которое очень дорого. Терапия — 10 тыс. долларов, а дженериков, заменителей дорогих препаратов, нет. С нового года лечение будет в семь раз дешевле, но только для инвалидов. Акция протеста ВИЧ-инфицированных в Москве.
НТВ, программа «Страна и мир». Обращение Генерального секретаря ООН Кофи Анана. Митинг «позитивных» людей в Москве с лозунгами «Дружить не опасно», «Наши смерти — ваш позор». Власть игнорирует акцию. Общество отворачивается от ВИЧ-инфицированных. Если есть возможность лечения, ВИЧ-инфицированные могут жить как обычные люди, но лекарства очень дорогие.
«1 канал». Телемост и ток-шоу с Познером и Тутой Ларсен. Дискуссия о положении ВИЧ-инфицированных в обществе. Низкий уровень знаний людей о проблеме. В ходе программы, несмотря на усилия ведущих, проявилась агрессия участников дискуссии: «Они сами виноваты. Почему общество должно расплачиваться за их ошибки?»
«Пятый канал СПБ». 5 декабря 2004 г. в программе «Главное с Игорем Фесуненко» прошел сюжет об Александре Волгиной, участнице группы взаимопомощи « Свеча». Тема: отношения общества к ВИЧ-инфицированным. Незнание и безразличие общества, апатия
людей, для которых ВИЧ-инфицированные — изгои. Недостаток лекарств для лечения. На учете в Петербурге тысячи инфицированных, но только 200 комплектов лекарств, необходимых для терапии, в год. Сюжет о поиске вакцины против СПИДа.
С 2005 г. происходят существенные изменения в степени экономического присутствия государства в борьбе с ВИЧ/СПИДом: в рамках национального проекта «Здоровье» проблема становится приоритетной, финансирование из федерального бюджета на борьбу с ВИЧ/СПИДом в 2006 г. увеличено в 25 раз по сравнению с 2005 г. (со 150 млн. рублей до 3,1 млрд. руб.).
В программе «Вести-подробности» 7.12.2005. Председатель комитета Государственной Думы РФ Татьяна Яковлева отвечала на вопросы ведущего Э. Мацкявичуса:
Яковлева: Конечно, если говорить, просто наши инфицированные не имели возможности лечиться от данного заболевания. Сейчас это очень хорошо, что принята политическая воля, действительно, президент огласил национальный проект и в рамках только этого проекта выделено три и одна десятая миллиарда рублей.
Ведущий: Это в 23 раза больше, чем в предыдущие годы.
Яковлева: Совершенно верно. И это даст нам возможность действительно начать лечение.
Ведущий: А на что конкретно эти деньги пойдут?
Яковлева: 480 миллионов пойдут на профилактику, 22 миллиона — на скрининг, выявление инфекции, это очень важно, чтобы мы знали, кто ВИЧ-инфицирован. И более полутора миллиардов пойдет на лечение 15 тыс. человек, которым полный цикл будет проведен4.
Обращает на себя внимание уверенный и оптимистичный тон интервью, который ранее не был характерен для материалов о проблемах ВИЧ. С конца 2005 г. проблема становится частью политического дискурса, все телевизионные каналы демонстрируют заседания правительств разных уровней и выступления представителей власти посвященные данной проблеме. Однако в случае с эпидемией ВИЧ/СПИДа, когда огромное значение имеет личная ответственность человека, демонстрация постоянного контроля власти над ситуацией может иметь нежелательные последствия для общества.
Тогда же, в декабре 2005 г., почти одновременно НТВ показало два сюжета: о победительнице конкурса «Мисс Позитив», очаровательной девушке-парикмахере, получившей вирус в результате бурного курортного романа5, и о женщине из Воронежа, которой перелили зараженную кровь после родов6. Квалифицированный донор сдавала кровь восемь раз, но поскольку выявить инфекцию можно только спустя несколько месяцев, зараженную плазму успели перелить как минимум семи пациентам. Одна из них 27 летняя девушка, она получила плохую кровь в роддоме, зараженная кровь также попала к новорожденному младенцу. В другом сюжете цитировалось заявление главного санитарного врача о том, что кровь могли перелить 208 пациентам. Сообщалось, что проверкой областной станции переливания крови занимается воронежская прокуратура.
Персонификация проблемы позволила разделись два ракурса рассмотрения — вирус и человека.
Для телевизионного материала важна точная и грамотная формулировка угрозы и объединение или сближение уровней ее подачи на основе единого понимания ситуации. Такой опыт в освещении проблемы ВИЧ/СПИДа продемонстрировала акция «Время жить» — телемарафон в эфире Первого канала 1.12.2004, приуроченный ко Всемирному дню борьбы со СПИДом, и серия телевизионных дискуссий в более чем 25 российских
городов. Инициаторами идеи проведения телемарафона стали Владимир Познер и ряд некоммерческих российских и международных организаций, работающих в области ВИЧ/СПИДа в России. 7
Уникальность марафона, который шел в прямом эфире, заключалась в том, что впервые в одной студии оказались политики, медики, представители некоммерческих организаций, звезды спорта и шоу-бизнеса, а также люди, живущие с ВИЧ, некоторые из которых открыто говорили о своем статусе. Телемарафон объединял ток-шоу Владимира Познера — Тутты Ларсен и концерт российских музыкантов. В то время как в студии на ток-шоу участники обсуждали причины бездействия властей в отношении ВИЧ/СПИДа, проблемы финансирования профилактических программ, дискриминации людей, живущих с ВИЧ/СПИДом, отсутствие доступа для ВИЧ-инфицированных к АРВ-терапии, тяжелейшее положение детей-отказников, рожденных от ВИЧ-положительных матерей, и развенчивали мифы о путях передачи инфекции, во Дворце Спорта «Лужники» выступали российские музыканты8. На ток-шоу были приглашены Герман Греф, Алексей Кудрин и Михаил Зурабов, которые, ознакомившись с предлагаемыми для обсуждения темами, отказались от участия. Однако в студии присутствовали государственный врач Геннадий Онищенко и руководитель комитета ГД по охране здоровья Татьяна Яковлева, которым пришлось отвечать на многие острые вопросы и обвинения. За телемарафоном последовала серия ток-шоу в разных городах России: сначала планировалось провести акцию в 16 городах, потом их количество увеличилось почти в два раза9. Участники программ обсуждали проблемы плохой информированности людей, дискриминации людей с ВИЧ, финансирования программ профилактики и лечения, а также специфические проблемы конкретных городов: в Оренбурге, «городе ссыльных» обсуждалась ситуация в пенитенциарных учреждениях, а в Твери, где высок уровень наркомании, речь шла о профилактике и просветительских программах в школе. Дискуссии демонстрировали, как от общего понимания проблем в связке «человек — социум — власть» зависит результат совместных усилий. В программах принимали участие специалисты — начальники комитетов по здравоохранению и образованию, эпидемиологи, руководители центром по борьбе с ВИЧ/СПИДом, психологи, психотерапевты, педагоги, воспитатели, ВИЧ-инфицированные, их родные и друзья, депутаты, представители церкви, журналисты, социологи, политологи, руководители молодежных клубов, общественных организаций и фондов, бизнесмены. Акция «Время жить» ввела в публичный дискурс наглядное подтверждение того, что необходим коллективный ответ, адекватный сложившейся угрозе, продемонстрировала спектр проблем, связанных с ВИЧ/СПИДом, позиции сил, способных повлиять на их решение и пути, которые эти силы могут выбрать, если собираются их решать.
1 Best J. Rethoric in Claims-Making: Constructing the Missing Children Problem, Social Problems. Vol. 34. 1987. Р. 101-121.
2 См.: Эдвард Альберт. СПИД и пресса: создание и трансформация социальной проблемы // Средства массовой коммуникации и социальные проблемы: Хрестоматия / Пер. с англ. / Сост. И. Г. Ясавеев. Казань, 2000. С. 115-138.
3 НТВ в Санкт-Петербурге. «Сегодня»: Специальный репортаж, 1.12.02.
4 РТР. «Вести-подробности», 7.12.2005.
5 НТВ. «Итоговая программа». 5.12 05; НТВ. «Сегодня», 13.12.05.
6 НТВ. «Сегодня». 8.12.05, 9.12.05.
7 ЮНЭЙДС, «СПИД Фонд Восток-Запад» (AIDS Foundation East-West—AFEW), Фонд социального развития и охраны здоровья «ФОКУС-МЕДИА», «Интерньюс», «IMC Consulting Limited» и Центр социального развития и информации (PSI).
8 Средства от продажи билетов направлялись на покупку лекарств для детей, родившихся от ВИЧ-инфицированных матерей, и антиретровирусных препаратов, необходимых для уменьшения риска вертикальной передачи инфекции.
9 Санкт-Петербург — 15 мая 2005 г.,Улан-Удэ — 3 июня 2005 г.,Ульяновск — 2 июля 2005 г.,Тверь — 9 июля 2005 г.,Красноярск — 23 сентября 2005 г., Казань — 7 октября 2005 г., Нижний Новгород — 15 октября 2005 г., Волгоград — ноябрь 2005 г., Томск — Барнаул — Новосибирск (телемост) — ноябрь 2005 г., Псков — декабрь 2005 г., Оренбург — февраль 2006 г., Иркутск — март 2006 г., Самара — апрель 2006 г., Вологда — апрель 2006 г., Санкт-Петербург — май 2006 г.