Научная статья на тему 'Освещение экологической проблематики на страницах зарубежных и российских массмедийных изданий'

Освещение экологической проблематики на страницах зарубежных и российских массмедийных изданий Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
93
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экологическая журналистика / СМИ / Интернет / экологическая катастрофа / изменение климата / загрязнение воды / environmental journalism / media / Internet / environmental disaster / climate change / water pollution

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лэй Синь, Чжао Цзюнчэнь

В данной статье представлен анализ публикаций зарубежных и российских средств массовой информации, направленных на освещение экологических проблем современности. Остановившись на определении понятия «экологическая журналистика» и выяснив ее истоки, автор статьи определяет круг вопросов, связанных с экологией планеты, которые находят отражение в статьях Интернет-изданий. В процессе исследования автор статьи приходит к выводу, что зарубежные СМИ, в основном, касаются экологических проблем общепланетарного масштаба – таких, как изменение климата, глобальное потепление, вырубка тропических лесов, природные катаклизмы и т.п. Российские СМИ, как правило, останавливаются на экологических проблемах внутреннего характера. Российских журналистов больше волнует загрязнение воды в России, чем в других странах и других континентах. Однако, как отмечает автор статьи, и в зарубежных, и в российских СМИ уделяется недостаточно внимания освещению проблем экологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Coverage of the environmental issues on the pages of the foreign and Russian mass media

This article analyzes the publications of foreign and Russian mass media aimed at covering environmental problems of the modern age. Having defined the concept of “environmental journalism” and having touched upon a question of its origin, the author of the article determines the range of problems concerning the planet’s ecology reflected in the articles of the Internet media. While researching the author of the article comes to the conclusion that foreign mass media mainly deal with environmental problems on a global scale, such as climate change, global warming, deforestation of tropical forests, natural disasters, etc. Russian media, as a rule, focus on environmental inner problems. Russian journalists worry about water pollution in Russia more than in other countries and other continents. However, as the author of the article notes, both foreign and Russian media pay insufficient attention to the coverage of environmental problems.

Текст научной работы на тему «Освещение экологической проблематики на страницах зарубежных и российских массмедийных изданий»

Лэй Синь

Магистр, факультет журналистики. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Чжао Цзюнчэнь

Магистр, факультет журналистики. Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова.

Освещение экологической проблематики на страницах зарубежных и российских массмедийных изданий

На рубеже ХХ-ХХ! веков человечество охватил беспрецедентный экологический кризис, обусловленный «противоречием между безграничными потребностями человека и конечностью природных ресурсов» [6, с. 136]. Проблемы экологии, занявшие особое место в ряду глобальных проблем современности, нашли место на страницах печатных средств массовой информации, в теле- и радиоэфире, а также на различных информационных Интернет-порталах.

Экологическая журналистика стала частью массмедийного пространства во второй половине ХХ столетия, когда в мире получило широкое развитие экологическое движение, получившее легитимацию после принятия в 1964 году «Закона о дикой природе». Экологические организации, в 60-70-х годах прошлого века вышедшие на политическую сцену во многих странах мира, стали сотрудничать с прессой, которая приняла решение информировать общественность по вопросам мировой и региональной экологии.

В России о необходимости развития экологической журналистики заговорили в 1986 году, когда «мир потрясло известие о взрыве на атомном реакторе Чернобыльской АЭС. Общественность испытала тогда колоссальный экологический стресс, вызванный информационным вакуумом» [8, с. 239].

В настоящее время экологическая журналистика представляет собой непрерывное и последовательное освещение в средствах массовой информации вопросов, касающихся здоровья населения, природосберегающей экономики, сохранения природных ресурсов, взаимодействия лю-

дей и природы на глобальном и локальном уровнях [8, с. 240].

В процессе освещения экологических проблем средствами массовой информации, большинство из которых в начале ХХ! века переместилось в Интернет, огромную роль играет способ подачи материала. От того, какой жанр выберет журналист, рассказывающий населению о возникшей проблеме экологического характера, зависит степень отклика аудитории, которая проявляет большую активность в комментариях к статье и на разного рода социальных медиа. Так, наибольшей популярностью среди пользователей Сети пользуется такой универсальный жанр, как репортаж с места события (например, из очага лесного пожара или с берега загрязненного водохранилища), который может принимать форму экстренной новости [1, с. 60]. Такого рода освещение экологической проблемы в онлайн-версии печатного издания привлекает пользователей своей мультимедийностью. Кроме статьи, предоставленной читателю в печатном формате, аудитория может посмотреть видеорепортаж, смонтированный редакцией, посмотреть фотографии, раскрывающие подробности «малой» или «большой» экологической катастрофы.

Именно информационные ресурсы Интернета оказывают большое влияние на аудиторию, у которой под их воздействием открывается экологическое мышление. Статьи на экономическую тематику в печатных СМИ, написанные в форме новостных жанров (статья-справка, отчет, заметка и др.) не раскрывают всю суть проблемы. Они лишь сухо сообщают о факте, явлении, событии, иногда разбавляя материал комментированием, что существенно снижает уровень восприятия поднятой экологической проблемы и не оставляет следа в уме и сердце читателей.

В отличие от традиционных СМИ, онлайн-медиа, по мысли Н.В. Калининой, представляет собой «публичное пространство, где определяется социально значимая проблематика, формируются доминирующие тенденции и установки в общественном восприятии тех или иных проблем. В этом смысле СМИ способны оказывать существенное влияние на формирование актуальной общественной повестки дня» [2, с. 18]. Докажем это утверждение на примере.

Самой частотной темой зарубежных медийных изданий является тема изменения климата. Причем данная тема крайне политизирована, особенно в американских СМИ. Журналисты, поднимая такую животрепещущую для западной публики проблему, как изменение климата, стараются вовлечь в дискуссию не только обычных граждан, но и представителей политических партий, ведущих экономистов Европы и США,

научных экспертов. Таким образом, западные СМИ, взаимодействуя с политическими и общественными кругами, оказывают существенное влияние как на официальную экологическую политику своих государств, так и на представления общества об окружающей среде. Благодаря информационным площадкам СМИ, расположившимся в Интернете, население Германии, Франции, Испании, США и других стран настолько привыкло к терминам «изменение климата» и «глобальное потепление», что расценивает журналистику как арену борьбы с этими явлениями и как платформу для открытого и прозрачного диспута между различными слоями общества [9].

Во всех природных катаклизмах, обрушившихся на страны глобального Юга (такие, как Индия, Испания, Папуа-Новая Гвинея), СМИ винят изменение климата, повлекшего за собой затопление прибрежных районов, нехватку воды и продовольствия [13, с. 1237]. Еще одной из причин изменения климата, согласно западным СМИ, является вырубка лесов. При этом во многих публикациях речь идет об ускоряющемся уничтожении тропических лесов, которые образуют драгоценную охлаждающую полосу вокруг земного экватора [11].

В контексте экологической проблематики европейские и американские журналисты публикуют репортажи о стихийных бедствиях, которые все чаще и чаще становятся привлекательным «образом» для СМИ. Подобные статьи публикуются с завидной регулярностью даже не столько из-за своей информационной значимости для мира, сколько для того, чтобы повысить рейтинг издания или информационного агентства. Демонстрируя читателям фотографии и видеоролики с большим количеством жертв, разрушенными домами, плачущими женщинами и детьми, пострадавшими от землетрясений, цунами, ураганов, массмедиа не всегда доносят до аудитории суть экологической катастрофы, а делают из трагедии «сенсацию», не заставляя читателей задуматься о причинах этого трагического явления. А ведь большинство таких катастроф связаны с деятельностью человека [5].

Комментируя экологические бедствия, западные СМИ по-разному подходят к проблеме, представляя одну и ту же катастрофу с разных точек зрения, вкладывая в нее различные смыслы. Хотя следует отметить, что не все массмедиа затрагивают серьезные экологические темы.

Проиллюстрируем это явление на примере «мертвой почвы» - одной из экологических катастроф, связанных с химическим загрязнением и истощением почвы, а также ее последующей долгосрочной деграда-

цией. С этим явлением в нулевых годах нынешнего столетия особенно остро столкнулась Канада. Одной из причин, приведших к загрязнению почвы, является фрекинг (англ. fraking) - метод гидравлического разрыва пласта (ГРП) в нефтегазовой промышленности. Некоторые из канадских массмедийцных изданий того времени писали, что фрекинг наносит огромный ущерб окружающей среде, что он влияет на изменение климата и природные катаклизмы. Действительно, в Канаде, начиная с 2010 года, наблюдался ряд небольших землетрясений, вызванных, как считали эксперты, ГРП. Однако с 2010 по 2014 гг. в канадской федеральной и локальной прессе эта проблема почти не упоминается (только 10% медийных изданий хоть кратко, но осветили эту тему). Таким образом, несмотря на то, что активисты и ученые бьют тревогу, негативное влияние ГРП на экосистему планеты западные СМИ стараются замалчивать [10].

В России 2017 год был признан Годом экологии. Но, несмотря на это, россияне ежедневно сталкиваются с недостаточным информированием населения об экологических проблемах.

Как отмечает А.А. Поткина, «приоритетную роль в вопросах экологического просвещения, информирования местного населения, безусловно, играет информационная политика региональных, городских СМИ. Ведь без освещения конкретных тем, близких к потребителю информации географически, люди могут не владеть даже минимальным количеством информации» [7, с. 464-465].

Так, региональные медиа г. Сургут поднимают вопрос загрязнения окружающей среды продуктами нефтегазового производства. «В Сургуте на станцию юных натуралистов принесли истощенную чайку, которая пострадала от разлива нефти», говорится в одной из статей, опубликованных на сайте «Югра-Ньюс» [цит. по: 7, с. 467]. Интернет-газета «Сургутская трибуна» информацию об инциденте передала в природоохранную прокуратуру. Ведь, по словам спасшего птицу жителя города, чайку нашли в водоеме, который находится в черте города [7, с. 467].

Если обратиться к российским федеральным массмедийным изданиям, то у них в приоритете проблемы загрязнения воды, воздуха, почвы, вопросы вырубки лесов волнуют куда больше, чем проблемы изменения климата и глобальное потепление. В России, как подчеркивают корреспонденты «Комсомольской правды», самой серьезной проблемой является загрязнение воды. «Российская Федерация с огромными территориями и огромными запасами воды, - сказано в одной из статей, - занимает

лишь седьмое место в мире по ее чистоте» [4]. По данным экологов, 75% поверхностных вод и 50% общего объема воды загрязнены, что вызывает огромные проблемы со здоровьем у населения страны, ведь только 8% сточных вод полностью проходят цикл очистки. Это связано с устаревшими и неэффективными средствами очистки воды и отсутствием финансирования [6, с. 137]. Но в последние годы в РФ появился ряд проектов, связанных с улучшением экологической обстановки. Один из таких проектов - спасение великой русской реки Волги. «Проект так и называется - «Оздоровление Волги». Он разработан в рамках национального проекта «Экология» по Указу Президента России от 7 мая 2018 года. Срок реализации - 2024 год» [4].

Итак, в XXI в. экологическая проблематика волнует ряд зарубежных и российских СМИ, хотя нельзя сказать, что вопросам экологии в массме-диа уделяется много внимания со стороны журналистов. Но тем не менее те массмедийные издания и их онлайн-версии, которые поднимают экологические проблемы, выполняют образовательную функцию Информируя людей об экологических проблемах региона, они заставляют граждан действовать и самим принимать меры по защите окружающей среды. Глобальное потепление, загрязнение воздуха и воды, чрезмерное использование удобрений, негативные последствия использования пластмасс и полиэтилена, экономия энергетических и топливных ресурсов - все эти явления современной цивилизации не только тиражируются СМИ, но и становятся темами дискуссий, разворачивающихся на площадках Интернета. Статьи, аналитические материалы, видеообзоры демонстрируют населению планеты масштабы экологического бедствия, к которому движется земной шар, формируя у них экологическую грамотность и понимание того, что защита окружающей среды зависит не только от государственных структур, но и от самих граждан [12]. Л.А. Коханова пишет: «Судьба страны, всего мира, всего человечества зависят от того, насколько каждый из нас, каждый гражданин планеты проникнется пониманием нависшей экологической угрозы и сделает все, чтобы ее остановить. Это нужно нам, нашим детям, следующим поколениям» [3, с. 10].

Экожурналистика, по мысли Л.А. Кохановой, занимает достойное место в системе средств массовой информации, цель которых - не только информировать об экологических проблемах, но и способствовать повышению экологической культуры аудитории. К тому же, журналистика все активнее захватывает просторы всемирной сети Интернет, и экологическая пресса здесь не является исключением [3].

Список литературы:

1. Ивлиев П.В., Кошелюк Б.Е. Деятельность СМИ в освещении экологических проблем // Закон и право. 2021. № 7. С. 58-61.

2. Калинина Н.В. Место экологической журналистики в современной медиасфере // Вестник АмГУ. 2016. Вып. 72. С. 16-20.

3. Коханова Л.А. Экологическая журналистика, PR и реклама. - М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2007. 380 с.

4. Львов С., Белова К. Чтобы козленочком не стать // URL: https://www.kp.ru/daily/27147.3/4241507/

5. Перова А.Е. Роль СМИ в освещении «новых» экологических катастроф: нарративы и риски. // Коммуникология: электронный научный журнал. 2018. Том 3. № 1. С. 83-93.

6. Порфирьева И.Д. Информационное освещение экологической политики Российской Федерации // Международный научно-исследовательский журнал. 2017. № 3 (57). Ч. 1. С. 136-138.

7. Поткина А.А. Экологическая журналистика в аспекте работы региональных и городских СМИ // Медиапространство многополярного мира: сб. статей / Под ред. Е.В. Мартыненко. - М.: РУДН, 2017. С. 464-468.

8. Шаркова Е.А. Экологическая журналистика России: этапы становления // Вестник ВГУ. Серия: Филология. Журналистика. 2012. № 2. С. 239-243.

9. Luedecke G., Boykoff M.T. Enviroment and the Media // The International Encyclopedia of Geography / Ed. by D. Richardson. -New York: John Wiley & Sons, 2017. Р. 1-8.

10. Olive A. What Is the Fracking Story in Canada // The Canadian Geographer. 2016. № 1 (60). Р. 32-45.

11. Omari A.O., Omoogun M.R., Effiom J.E. Mass Media as an Environmental Awareness Strategies and Attitude of Farmers towards Deforestation in Southern Cross River State, Nigeria // Journal of Education, Society and Behavioural Science. 2019. № 3 (32). Р. 1-8.

12. Saikia R. Role of mass media in creating environmental awareness // National Journal of Multidisciplinary Research and Development. 2017. Vol. 2. Issue 1. Р. 1-4.

13. Schmidt A., Ivanova A., Schäfer M.S. Media Attention for Climate Change around the World: A Comparative Analysis of Newspaper Coverage in 27 Countries // Global Environmental Change. 2013. № 5 (23). Р. 1233-1248.

Bibliography

1. Ivliev P.V., Koshelyuk B.E. Activities of the media in covering environmental problems // Law and Law. 2021. № 7. P. 58-61.

2. Kalinina N.V. The place of environmental journalism in the modern media sphere // Bulletin of AmSU. 2016. Issue. 72. P. 16-20.

3. Kokhanova L.A. Environmental journalism, PR and advertising. - M.: UNITY-DANA. 2007. 380 p.

4. Lvov S., Belova K. To avoid becoming a little goat // URL: https://www.kp.ru/daily/27147.3M241507/

5. Perova A.E. The role of the media in covering "new" environmental disasters: narratives and risks. // Communicology: electronic scientific journal. 2018. Volume 3. № 1. P. 83-93.

6. Porfiryeva I.D. Information coverage of the environmental policy of the Russian Federation // International scientific research journal. 2017. № 3 (57). Part 1. P. 136-138.

7. Potkina A.A. Environmental journalism in the aspect of the work of regional and urban media // Media space of the multipolar world: collection. articles / Ed. E.V. Martynenko. - M.: RUDN, 2017. P. 464-468.

8. Sharkova E.A. Environmental journalism in Russia: stages of formation // Vestnik VGU. Series: Philology. Journalism. 2012. № 2. P. 239-243.

9. Luedecke G., Boykoff M.T. Enviroment and the Media // The International Encyclopedia of Geography / Ed. by D. Richardson. -New York: John Wiley & Sons, 2017. Р. 1-8.

10. Olive A. What Is the Fracking Story in Canada // The Canadian Geographer. 2016. № 1 (60). Р. 32-45.

11. Omari A.O., Omoogun M.R., Effiom J.E. Mass Media as an Environmental Awareness Strategies and Attitude of Farmers towards Deforestation in Southern Cross River State, Nigeria // Journal of Education, Society and Behavioural Science. 2019. № 3 (32). Р. 1-8.

12. Saikia R. Role of mass media in creating environmental awareness // National Journal of Multidisciplinary Research and Development. 2017. Vol. 2. Issue 1. Р. 1-4.

13. Schmidt A., Ivanova A., Schäfer M.S. Media Attention for Climate Change around the World: A Comparative Analysis of Newspaper Coverage in 27 Countries // Global Environmental Change. 2013. № 5 (23). Р. 1233-1248.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.