Научная статья на тему 'ОСВЕЩЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРЕССЕ РТ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХI ВВ'

ОСВЕЩЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРЕССЕ РТ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХI ВВ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
271
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМАНИДЫ / ЭМИРЫ / ГОСУДАРСТВО / ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ДИВАНЫ / НАЛОГИ / ВИЗИРЬ / ВАКФ / НАДИМЫ / ГУЛЯМЫ / НОРМЫ ШАРИАТА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Камолова Гулбахор Насрединовна

Данная статья посвящена анализу работ, в которых рассматриваются проблемы связанным с административной структурой Саманидского государства, базировавшейся на государственно-правовых, политических отношениях, организации общественных дел в землепользовании, ирригации, градостроительстве, расширении дорог и военных сооружениях. Для управления важнейшими делами в государстве действовали министерства - диваны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CLARIFICATION OF THE ADMINISTRATIVE STRUCTURE OF THE SAMANID STATE IN THE PERIODICAL PRESS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE LATE TWENTIETH AND IN THE EARLY TWENTYFIRST CENTURIES

This article focuses on issues related to the administrative structure of the Samanid State, based on state-legal, political relations, the organization of public affairs in land use, irrigation, urban planning, expansion of roads and military buildings. To manage the most important affairs in the state ministries acted - departments.

Текст научной работы на тему «ОСВЕЩЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРЕССЕ РТ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ ХХI ВВ»

SOCro-romTCAL ASPECTS OF THE CATEGORIZATION SUBETHNIC GROUPS IN THE TAJIK SOCIETY OF THE SOVIET PERIOD

The article analyses the social-political identification the situation sub ethnic groups in Tajikistan, analyses facts historical living specific sub ethnic groups salong with tajiks. Also the article shows the result of research ways andforms ofcombine living ofspecific groups in territory of Tajikistan.

Key words: sub ethnic groups, social-political aspects, governability, national relationship, national minority, national administrative territorial parts, socialpolitical life, and national staff. Академия наук.

Сведение об авторе:

Хамидзода Хусейн Халифабобо - Соискатель кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, 734003, Республика Таджикистан, город Душанбе, проспект Рудаки 121, тел. (+992) 918990102 Косимова Раджабмо - кандидат политологических наук дотцент кафедры политологии Таджикского государственного педагогического университета имени Садриддина Айни, 734003, Республика Таджикистан, город Душанбе, проспект Рудаки 121,

About the autor

Hamidzoda Hysen HaHfabobo - Aspirant of the political scianse, the Tajik State pedagogical uniwersitiy of named ofter Sadriddin Ainy, 734003, Respublic of Tajikistan, Dushanbe, 121 Rudaki, street, tel. (+992) 918990102

Qosimova Rajabmo - candidadpolitical scianse, dotsent departments ofpolitical science of the Tajik State Pedagogical university named after Sadriddin Ayni city Dushanbe

УДК 94 (35): 254.2 - 24

ОСВЕЩЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРЕССЕ РТ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ

Камолова Г.Н.

Российский-Таджикский (славянский) университет

Эпоха Саманидов представляет яркую страницу в истории развития средневекового таджикского государства, простиравшегося от Великой пустыни до Персидского залива, от границ Индии до районов Багдада, в котором столицы Самарканда и Бухара стали центрами цивилизации, где развивались наука, искусство и литература.

В своем приветствии на международном семинаре «Вклад эпохи Саманидов в культурное наследие Центральной Азии» Президент Эмомали Рахмон отметил: «раскинувшееся на огромное пространство Центральной Азии и за ее пределами, государство Саманидов имело довольно простую и стройную, но эффективную структуру. Подобная система государственного управления способствовала созданию мощного политического и экономического воздействия, утвердившегося на всем центрально-азиатском пространстве и создавшем условия для обеспечения политической независимости от арабского халифата. Потому изучение всех исторических форм национальной государственности, режимов правления, государственных структур и выработка научно-обоснованных рекомендаций по совершенствованию форма государства, является одним из важнейших задач философов, историков и юристов молодых государств.

Находясь на пороге построения демократического правового светского государства, республика прошла сложный противоречивый путь развития, и, трагичная история нашего народа наложила отпечаток его на духовный и нравственный облик, на формирование менталитета, образ жизни и мыслей. В условиях независимости в Республике Таджикистан сложились благоприятные условия для рассмотрения и изучения многовековой истории в неурезанном и неискаженном виде. Национальная независимость Таджикистана приобрела духовные основы для функционирования в современном мире и, сложились предпосылки для возвращения к истокам нашей истории и культуры». [24, c.6]

Для обеспечения независимости страны Мавераннахра от Арабского халифата и создания твердой централизации власти, Исмаил Самани, как ядро носителя политической власти, стремился путем ряда реформ упорядочить систему центрального и областного управления. По этому вопросу В.Массон в докладе «Вклад Саманидкого государства в политическую и культурную историю Центральной Азии», отметил, что Саманидское государство создавалось как централизованная бюрократическая монархия с известными министрами-диванами. Автор подчеркивает, что истоки идеологического становления государства таджиков можно искать в ранних могущественных империях Древнего Ирана, Центральной Азии - державы Ахеменидов, Парфянского царства и государства Сасанидов. Эти великие централизованные государства имели во главе военную администрацию, благоприятные

внутригосударственные связи, способствовавшие развитию экономики и торговли, социально-экономическому развитию.[4, с.50]

По вопросу о диванах в своем диссертационном исследовании Х. Кохансал утверждает, что устройство центральных диванов, было воспринято у Сасанидов еще Аббасидами, но при Саманидах эта система была упрощена и приближена к реальностям общества. В державе Сасанидов, существовал развитой бюрократический аппарат: начальник дворцовой гвардии (хазарапат), и начальник конницы, начальник казенных складов, чиновник, ведавший приемом иностранных послов, «вазургфраматар» -великикй правитель, соответствующий позднейшему визирю - глава всей администрации и хранитель царской печати. Существовали отдельные ведомства - диваны с их начальниками. А в государстве Тахиридов была заложена структура государственного управления, т.е. создание министерства, состоящего их трех диванов-министерств: почты, налога и документации и деловой переписки. [23]

Создание государственного политического и военного аппарата, нашло свое отражение в статье «Государство Саманидов - исторический феномен» Н.Негматова. Государство Саманидов, отмечает ученый, являлось продолжателем исторических традиций, но по сравнению 1,5 тыс. опыту, базировалось на государственно-правовых, политических отношениях, организации общественных дел в землепользовании, ирригации, градостроительстве, расширении дорог и военных сооружениях.

Во главе государства стояли Саманиды, титулованные эмирами. Фактически центральный государственный аппарат имел двойное управление, т.к. делился на даргох (царский двор - ближайшее придворное окружение эмира, которому поручалось решение государственных дел) и диваны. Основными составляющими даргоха были: придворная гвардия, хаджиб-и бузург, сохиб-харас, надимы. Опираясь на данные Низам ал-Мулка из «Книги об управлении государством»[17], ННегматов указывает, что придворная гвардия в основном состояла из рабов-гулямов, преимущественно из огузов (туркмен), купленных Саманидами. Гулям, пройдя несколько лет службы и показавший себя способным и умелым воином, достигал звания хаджиба - звания, прочно установившееся во дворце Саманидов. При даргохе большая политическая власть находилась в руках сохиб (эмир)-и хораса (стражи), исполнявшего царские приговоры. Важное место в государстве имели надимы - советники государей просвещенные в духовной и светской сферах. Всем хозяйством даргоха ведал вакил - высшее должностное лицо, а также при дворе имелись стольники, кравчие, конюшие и прочие служители.[16]

По этому вопросу в своем диссертационном исследовании Ф. Косимова, сахиб-хорас являлся начальником тюрьмы (зиндана) и отвечал за каждого осужденного, главой палачей двора, т.к. расправлялся с политическими противниками эмира: местными царьками и бунтовщиками. А первой военной должностью в государстве Саманидов был сипахсолор - военачальник, наместник Хорасана управляющий всеми территориями Саманидов к югу от Амударьи.[21]

Ко второй структурной части государственного аппарата Саманидской державы относились диваны (военные и гражданские ведомства). М.Исоматов в статье «Периодизация политической истории эпохи Саманидов» указывает на относительность этого деления, т.к. в условиях феодального государства, должностные лица даргоха вмешивались в дела диванов. [12, с.30]

Всего насчитывалось 10 диванов, для которых при внуке Исмаила Насре II вокруг бухарской площади Регистан были воздвигнуты крупные здания. Десятым диваном по сведениям Наршахи, пишет Х.П. Пирумшоев в статье «Время, породившее гения», был диван, ведавший военными делами (лашкар). Указывая на то, что другие диваны были размещены в дворцах, находившихся у Главного эмирского дивана, военный диван, не имея постоянного местопребывания, зависел от перемещения главных сил саманидской армии. [24, с.49]

Главным из диванов был диван ходжиби бузург (диван визиря). Визирь руководил всеми остальными диванами и контролировал все административные, политические и хозяйственные учреждения, а также всеми военными силами государства. При Саманидах на должность визиря обычно назначались представители трех аристократических родов: Джайхони, Балъами и Утби.

Особенность данного дивана заключалась в том, что достичь должности визиря мог и представитель других родов, обладавший дальновидностью, политическим умом. Об этом пишет профессор Курбон Восеъ в статье «Эмир Исмаил Самани - признанный шах». К примеру автор приводит раба Себук-тегина, достигшего звания хаджиба в придворной гвардии Саманидов. [11, с.12]

В статье «Правовое положение визирей в учении Мухаммада Газали» Ф. Шоев дает определение термина «вазир» арабского происхождения - это титул министров и высших сановников в мусульманских странах. Великий визирь в Саманидском государстве являлся главой правительства исполнительного и распорядительного органов. Согласно государственно-правовым нормам шариата в мусульманском феодально-теократическом государстве определялись две категории визирей: великий визирь с неограниченными правами, назначаемый эмиром и подчинявшийся только ему и, правом на смещение великого визиря обладал лишь государь. Вторая категория визирей - это визирь, руководящий отдельными центральными или гражданскими ведомствами - назначались государем только по представлению великого визиря и непосредственно подчинялись последнему. Автор отождествляет

должность великого визиря с премьер-министром РТ и визиря с министра отдельного ведомства. В республике Таджикистан - государстве с президентской формой правления министры назначаются Президентом по предложению Председателя Правительства РТ.

Автор приводит в пример строки Мухаммада Газали из «Насихат ал-мулук» из раздела «О политике и наставлениях визирей»: «правление падишаха достойно увенчивается визирем - добродетельным и справедливым, поддерживающего царя в заботе о народе, в обеспечении мира и безопасности, и в предотвращении войн». На основе государственно-правовых взглядов восточного мыслителя, визирь должен был: хранить обычаи и традиции; следовать в государственных делах своим предшественникам; в отношении имущества людей поступать по справедливости; придавать величие государственным делам и не должен заниматься второстепенными вопросами; должен удовлетворять потребности и нужды народов, и верить во Всевышнего, т.к. благополучие дел государства зависит от Него. Также великий визирь неоднократно выступал в качестве регента несовершеннолетнего наследника Саманидов и потому Низам ал-Мулк считал желательным, чтобы должность визиря, как и престол эмира переходил по наследству от отца к сыну. [22, с. 13]

О влиятельности визиря и его должностных обязанностей выразил свое мнение И. Мустафо в статье «Диван визирей при Саманидах». Приводя к примеру данные из «Истории Бухары» Наршахи, автор пишет, что данный диван являясь центральным ведомством, ведал политическими и экономическими вопросами.[7, с.64]

Финансовые дела государства вел диван мустауфи - государственное казначейство, во главе которого стоял сохиб ал-харадж или хазинадор и имел штат особых счетоводов, занятых подсчетами доходов и расходов государственной казны. Поэтому главами дивана мустауфи становились представители одной фамилии, т.к. руководитель должен был быть грамотным и опытным счетоводом. Статус дивана мустауфи был связан не только со сбором дани с вассальных государств, но и чеканкой монет в Саманидском государстве.

По вопросу о ведении счетов И. Сафаров приводит в пример данные Ибн Хаукаля [8], который писал: «В государстве Саманидов финансовая политика объединила восточные и северные районы в единую административную систему. И, несмотря на то, что налоги там ниже, жалованье намного выше, чем где-либо, а также государственные чиновники: кади, сборщики налогов, начальники округов и полиции, почтовые чиновники получают одинаковое жалованье. Тем самым разница между расходами и доходами позволяет вести великую справедливость и мягкое налоговое управление». [9]

Налоговая система при Саманидах также нашла отражение в статье С. Исломова «Несправедливое налогообложение сокращает казну», которая связана с принятием важного документа Верховным Советом Республики Таджикистан «Кодекса налогов», посвященного системе налогообложения в республике, который является одним из важнейших составляющих в государственном управлении независимого Таджикистана. [18]

Подобные данные прозвучали и в тезисе М. Гулямовой «Сиесат-наме Низам ал Мулка - как источник по истории таджикской юриспруденции», в котором Низам ал Мулк построил структуру системы налогообложения, сходной с современной. Низам ал Мулк предложил правителю в целях сохранности целостности казны отменить льготы, которые имели многие придворные, обладающие большим имуществом, и не облагались налогами. «Один преданный раб лучше сотни сыновей. Так как они желают смерти отца, а он жизни господина»[18]. Эти слова мудреца имеют прямое отношение и к современному изыманию налогов, отвечающих требованиям народа. [13]

Система налогообложения эпохи Саманидов была освещена в труде другого выдающегося деятеля ХШ века Насриддина Туси, изучившего правление монгольских феодалов и преобладания одного класса над другим. Он разработал справедливую систему налогов, в котором были применимы следующие налоги: налоги с крестьян, налог с торговцев, налог со скотоводов:

1) ушра 2) харадж, 3) закат, 4) закат-ал- фитр, 5) джизья. Земельный налог с плодородных земель должен изыматься в полной мере «ушр», а в малоурожайных - «половина ушра». Закат - мусульманский налог, взимавший с имущества и животных богатых мусульман в пользу бедных (один раз в год после созревания урожая). Феодальная знать и духовные феодалы освобождались от уплаты закота и других налогов. Налог закат-ал-фитр, приобретал формы милостыни и раздавался в день разговения с целью компенсации за совершенные грехи. Налог джизья, подушный налог взимался с иноверцев (зиммиев), населявших территорию Саманидской державы. [15]

Собираемые налоги и распределение их части сохраняло экономический баланс в государстве Саманидов, подчеркнул М. Исоматов в статье «Саманиды в географических очерках». В пользу казны эмира Абусолеха Мансура ибн Нуха ежегодно два раза собирались налоги, которые в сумме составляли 40 млн. дирхемов, ХА часть которых сразу распределялась на жалования придворной гвардии, слугам. [14, с.6]

Диван амид ал-мулк или ар-расоил ведал официальной перепиской государства, занимался дипломатическими сношениями и важными государственными делами, а также там составлялись официальные документы «ахл-ал-калам» (люди пера) или «дабиры» (писцы, личные секретари). Они

владели арабским, таджикским и персидским языками, хорошо знали Коран, основные нормы шариата, были начитаны в литературе и в разных науках. В результате деятельности дивана ар-расоил при правлении Насра ибн АХмада Саманида его визирь Джайхони установил дипломатические связи с Китаем, Ираком, Сирией, Египтом, изучая порядок управления в этих странах.

Диван сахиб аш-шурат являлся военным ведомством. Он занимался обеспечением царской гвардии и вообще всеми военными делами Саманидской державы.

В обязанности ариза лежала выдача жалованья войскам четыре раза в год и наблюдение за исправным их состоянием, ариз следил за состоянием дисциплины в войске, его снаряжением, продовольственным снабжением, - отметил С. Шарофуддинов в статье «Исследования В.В.Бартольда, посвященные истории таджикского государства Саманидов».[20, c.25]

Диван мухтасиб - орган, сочетавший охрану порядка с соблюдением норм религии, являлся диван мухтасиба.

Обязанность мухтасиба состояла в наблюдении за порядком на улицах и базарах, наблюдение за рынком, за правильностью мер весов, в привлечении к ответственности виновных в открытом нарушении правил религии, в попытке обмануть покупателя или в несоблюдении установленной таксы.

О деятельности данного дивана выразил мнение Мохаммад Али Г. в своем диссертационном исследовании, что мухтасибы могли приостановить торговлю поддельными и недоброкачественными товарами, запретить продажу товаров по высокой цене.[15] А Ф. Косимов указал, что мухтасибы задерживали на улицах пьяниц, азартных игроков и наркоманов, также следили, чтобы не пили спиртных напитков возле мечетей и мазаров. В городах они обычно ходили с розгами (даррой) и избивали нарушителей норм шариата без какого-либо решения суда на месте нарушения.[20]

А. Кушматов в статье «История Наршахи - исторический источник VIII-XII веков таджикского народа» утверждает, что должность мухтасиба существовала в Средней Азии вплоть до установления советской власти. [1]

Диван сахиб ал-барид четкая организация почтовой связи центра с периферией для управления крупным централизованным государством. Являясь почтовым ведомством, а также информационным центром, диван включал функции: сбор информации о жизни страны, о деятельности местных органов власти и управления. Глава дивана сахиб ал-барид был независим от других чиновников, а почтовые чиновники заботились о быстрой передаче важных известий из столицы в провинцию.

«Учреждение почтово-осведомительной службы в Саманидском государстве», - отметил Президент РТ - Лидер Нации Эмомали Рахмон, «было важнейшим мероприятием, направленным на выявление и своевременное подавление антифеодальных движений народов Мавераннахра, Хорасана и предупреждение феодальной оппозиции». [26]

На диван мушрифа возлагалось руководство разведывательной и контрразведывательной деятельностью государства с целью обеспечения государственной безопасности и для этого располагал разветвленной сетью тайных осведомителей-мушрифов. Диван мушрифа был тесно связан с диваном сахиб-ал-барид, т.к. функции обоих этих диванов тесно переплетались и их деятельность нуждалась в контакте.

Не случайно И. Сафаров приводит строки из наставлений Тахира своему сыну Абдаллаху: «В каждый округ подведомственной тебе области назначь по надежному человеку, который сообщал бы тебе сведения о всех поставленных тобою должностных лицах и, писал бы тебе об их поведении и поступках. Таким образом, ты как бы сам будешь находиться при каждом правителе в его области и будешь как бы очевидцем всех его дел. Будь в курсе того, какие средства собирают поставленные тобою должностные лица и что из собранного они расходуют». [9]

В Саманидском государстве укреплению судебных органов уделялось большое внимание и с этой целью при Саманидах был создан диван кази (судейский), которому было вменено в обязанность осуществлять руководство правосудия.

Данные о том, что судейский диван являлся центральным ведомством юстиции, и его функции были намного шире приводит С. Шарофутдинов.[20, c.27]

Диван кази, пишет Ф. Косимов непосредственно подчинялся визирю, но высшей судебной инстанцией в государстве являлся эмир-Саманид, т.к. жалобы на обиду со стороны должностных лиц, уголовные дела по обвинению отдельных представителей феодальной знати правителей отдельных земель, высших государственных чиновников, членов отдельных именитых фамилий, чаще всего разбирались самим государем или назначенными для этого членами царского рода. А после эмира высшей апелляционной и кассационной инстанцией по делам шариата являлся Шейх-ул-Ислам Мавераннахра или устад - поборник справедливости. В государстве Саманидов существовало два вида судов: гражданский и военный. [21]

В ведении дивана вакфов или вакуфов находились дарственные и другие имущества мусульманских религиозных учреждений, за которыми осуществлялся контроль. Правители Саманидской династии в целях достижения поддержки со стороны мусульманского духовенства жаловали земли в вакф.

Об этом пишет в своей статье «Вакф и виды землевладения вакфом на севере Таджикистана» профессор А. Кушматов, цитируя Наршахи: «Эмир Исмаил Саманид купил селение со всеми возделываемыми полями и угодьями. Все это он пожертвовал в вакф». По нормам шариата вакф бывает трех видов:

Чистый вакф (вакфи холис), доход которого хозяин вакфа присваивал в обычно доходные имущества. Вакф - десятина (вакфи дахяк), полный доход которого шел на нужды преподавателей, учеников, хаджи и др., которые были связаны с медресами. Родственный вакф (вакфи авлоди), создавали крупные землевладельцы для нужд мечетей, медресе, мест очищения (смывания), т.к. крупные феодалы не хотели, чтобы принадлежащие земельные площади дробились по частям и переходили в чужие руки.[2]

Диван аз-зия или диван государственных имуществ ведал всем имуществом государства, земельными угодьями, лесами, садами, которые составляли байт эль-мал за исключением вакфного имущества и иктовых земель во главе его при Саманидах стоял векиль. Этот диван фактически управлял доменом эмира Саманидов, из которого эмир мог выделять земельные владения отдельным приближенным.Г20, c.30]

Диван оба - центральное ведомство в государстве Саманидов, которое занималось вопросами водопользования в стране - важнейшей отрасли народного хозяйства на Востоке. Указывая на данные ал-Макдиси (автора X в): «Когда управляющий измерит воду, он посылает особого спешного гонца в диван реки, потом оттуда посылает гонцов ко всем управляющим мелкими каналами, и они делят воду, согласно этому измерению»[3, c.185] И. Сафаров показал, что уделялось особое внимание вопросу об организации управления водным хозяйством. [9]

Местными органами власти и управления в Саманидском государстве являлись областные и городские органы управления, которые подчинялись соответствующему центральному ведомству и местным правителям.

Во главе местных органов управления стояли хакимы (правители), иногда по старой традиции называемые также кадхудо, что означает "хороший хозяин".

История возникновения, развития, структура, административная, военная и политическая система управления во время правления Саманидских эмиров, хотя и различались друг от друга, но все же имели одинаковое значение и были совмещены в столице Бухаре.

Опираясь на ислам, пишет И. Умарзода в статье «Обращение ко всем мусульманам и ученым Центральной Азии, Казахстана, Закавказья и России», Саманиды разбудили со сна не только Восток, но и Христианскую Европу от невежества и создали величайшую цивилизацию, признанную во всем мире, как «Обращение ко всем мусульманам и ученым Центральной Азии, Казахстана, Закавказья и России».[5] А в другой статье «Исламская цивилизация»[6] автор пишет, что ни одно государство не сравнить с государством Саманидов, которым за короткий «золотой век» удалось создать разумную государственную систему, послужившую толчку к развитию науки, религии, культуры, искусства, философии, музыки и т.д.

Таким образом, исходя из содержания вышеуказанных статей, можно придти к выводу, что исследователи уделили особое внимание административному управлению в государстве Саманидов на страницах периодической печати РТ, что немаловажно для пропаганды исторических реалий.

ЛЕТЕРАТУРА

1. АКушматов Таърихи Наршахи - маъхази таърихи асрхои VIII-XII халки точик, Мактаби совети, №3 1990

2. АКушматов Вакф, намудхои заминдории вакф дар шимоли Точикистон. Мактаби совети №3, 1990

3. Ал-Макдиси. Ахсан ат-такасим фи ма'рифат ал-акалим. Пер. С. Волина//МИТТ. - Т. I

4. В.Массон Вклад Саманидского государства в политическую и культурную историю Центральной Азии

//Материалы международного семинара «Вклад эпохи Саманидов в наследие Центральной Азии» СПБ. 1999

5. И.Умарзода Обращение ко всем мусульманам и ученым Центральной Азии, Казахстана, Закавказья и России.

Чумхурият1999, 24 апреля

6. И.Умарзода Исламская цивилизация. Чашмандоз, 2000 №1 12 апреля

7. И.Мустафо Девони вазорат дар давраи Сомониен. Вестник ТНУ, 2000

8. Ибн Хавкал, ан-Насиби. Китабсурат ал-арз. - Бейрут: Мактабатул-хаят, 1992

9. И. Сафаров «Правовая система государства Саманидов» дисс... канд.юрид.наук, Душанбе, 1998

10. Имом Абухомид Мухаммад Газали. Насихат ул-мулук - Душанбе: Ирфон, 1993

11. К.Восеъ Амир Исмоили Сомони - шохи ормони. Точикистон №9, 1999 - 12 с.

12. М.Исоматов Периодизация политической истории эпохи Саманидов // Саманиды: эпоха и истоки культуры. Душанбе, 2007

13. М.Гулямова Сиесат-наме Низам ал Мулка - как источник по истории таджикской юриспруденции //Тезисы научной конференции, посвященной 1100-летию государства Саманидов и 90-летию со дня рождения академика Б.Гафурова, Душанбе 1998, 28 октября

14. М.Исоматов Сомониен дар чугрофиномахо. Маърифат «1-2, 2004

15. Мохаммад Али Г. Изучение истории государства Саманидов в Таджикистане и Иране в 50-70-е годы ХХ века: дисс.. .канд.ист.наук. Душанбе, 2013

16. Н.Негматов Давлати Сомониен - падидаи таьрихи Точикистон. Точикистон, 1998, 10 январ

17. Н.Негматов Государство Саманидов - исторический феномен. Народная газета 1997, 19 декабря

18. Сиесат-наме перевод Б.Заходера. Шарки озод, 1998

19. СИсломов Бочу хирочи беадолат хазинаро хароб менамояд. Садои мардум, 1999, 9 январ

20. СШарофуддинов Исследования В.В.Бартольда, посвященные истории таджикского государства Саманидов. Вестник ТНУ 2013

21. Ф. Косимов Становление и развитие оперативно-розыскной деятельности в Таджикистане: дисс.. .канд.юрид.наук , - Душанбе, 2016

22. ФШоев Правовое положение визирей в учении Мухаммада Газали. Давлат ва хукук (Государство и право) №1 2009

23. Х..Х. Кохансал «Политическое и социально-экономическое положение Хорасана и Мавераннахра в период правления Тахиридов (821-873)»: дисс..канд.ист.наук, Душанбе, 2015

24. Х.П. Пирумшоев Время, породившее гения // Концептуальные вопросы истории и историографии таджикского народа, Душанбе, 2014

25. Э.Рахмон Материалы международного семинара, Душанбе «Адиб». 1999

26. Э.Рахмон Вклад государства Саманидов в культурное наследие стран Центральной Азии. Народная газета, 1998, 26 июня

ОСВЕЩЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ СТРУКТУРЫ ГОСУДАРСТВА САМАНИДОВ В ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПРЕССЕ РТ В КОНЦЕ ХХ - НАЧАЛЕ XXI ВВ

Данная статья посвящена анализу работ, в которых рассматриваются проблемы связанным с административной структурой Саманидского государства, базировавшейся на государственно-правовых, политических отношениях, организации общественных дел в землепользовании, ирригации, градостроительстве, расширении дорог и военных сооружениях. Для управления важнейшими делами в государстве действовали министерства - диваны.

Ключевые слова: Саманиды, эмиры, государство, централизованное управление, диваны, налоги, визирь, вакф, надимы, гулямы, нормы Шариата.

CLARIFICATION OF THE ADMINISTRATIVE STRUCTURE OF THE SAMANID STATE IN THE PERIODICAL PRESS OF THE REPUBLIC OF TAJIKISTAN IN THE LATE TWENTIETH AND IN THE EARLY TWENTYFIRST CENTURIES

This articlefocuses on issues related to the administrative structure of the Samanid State, based on statelegal, political relations, the organization of public affairs in land use, irrigation, urban planning, expansion of roads and military buildings. To manage the most important affairs in the state ministries acted - departments.

Keywords: Samanids, emirs, state, centralized management, departments, taxes, vizier, waqf, nadim, slaveries, Sharia Law.

Сведение об авторе:

Камолова Гулбахор Насрединовна - Старший преподаватель кафедры «Всеобщая история» Российско-Таджикского (славянского) университета ул. М. Турсунзаде, 30, 734025, гДушанбе, Республика Таджикистан Тел.: (+99237) 2275508 About the autor:

Kamolova Gulbakhor Nasredinovna - Chief Lecturer of the Cathedra "General History "Russian-Tajik (Slavonic) University 30M. Tursunzade,Str, 734025, Dushanbe, Republic of Tajikistan Tel: (+99237) 2275508

УДК 02:891.550 (5753)

НАКЩИ СУЛХ,ОФАРИИ ПЕШВОИ МИЛЛАТ ДАР ПУБЛИСИСТИКАИ КИГОБИ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Охунзода Н.

Донишгох;и миллии Тоцикистон

Дар замони пуртазоди чахони муосир, ки хар руз дигаргунихои азиме ба вукуь пайваста, чомеаи чахониро ба тахлука андохтааст, на^ши шахс дар давлатсозй боз хам барчастатар зухур мекунад. Барои мардуми точик чунин шахсият дар замони муосир Асосгузори сулху вахдати миллй - Пешвои миллат, Президента Чумхурии Точикистон, мухтарам Эмомалй Рахмон мебошад, ки бо

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.