DOI 10.24411/2076-1503-2020-10934 ПРИЖЕННИКОВА А.Н.
кандидат юридических наук, доцент, доцент Департамента правового регулирования экономической деятельности, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
(Финуниверситет), e-mail: [email protected]
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРАВОСУДИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЦИФРОВИЗАЦИИ
Аннотация. Мы живем в эпоху цифровизации. Внедрение информационных систем и технологий позволяет успешно решать задачи судопроизводства, делает судебную защиту действительно доступным способом защиты прав. Внедрение современных технологий в отечественную судебную систему повышает уровень доступа населения к правосудию, что способствует повышению его качества, снижению сроков рассмотрения дел, создает субъектам правового сообщества и всем другим лицам условия для быстрого получения информации по судебным делам. Но все же на данном этапе развития цифровизации проведенный анализ свидетельствует об отсутствии единообразия взглядов на изучаемое явление. Электронное правосудие рассматривается в доктрине как процессуальные действия в электронной форме; совокупность информационных систем; система разрешения споров с применением информационных технологий; судебный процесс в электронном формате.
Автор полагает, что для совершенствования необходимо улучшать правовую науку, которая должна предлагать адекватную теорию для разрешения существующих проблем.
Автор приходит к выводу о том, что новые методы и подходы с использованием он-лайн-доступа и разработкой единой онлайн-системы для управления документами и делами во всех судах - уголовных, гражданских, семейных и трибуналах - должны в будущем облегчить возможность обращения в суды и существенно повысить их эффективность.
Ключевые слова: правосудие, доступность правосудия, судебная система, цифрови-зация, инновационные технологии.
PRIZHENNIKOVA A.N.,
PhD in Law, Associate Professor, associate Professor of the Department of legal regulation
of economic activity, Financial University under the government of the Russian Federation (Finuniversitet)
IMPLEMENTATION OF JUSTICE IN THE CONTEXT OF INFORMATIZATION AND DIGITALIZATION
Annotation. We live in an era of digitalization. The introduction of information systems and technologies makes it possible to successfully solve the problems of legal proceedings, and makes judicial protection a truly accessible way to protect rights. The introduction of modern technologies in the domestic judicial system increases the level of public access to justice, which helps to improve its quality, reduce the time for consideration of cases, and creates conditions for the legal community and all other persons to quickly obtain information on court cases. However, at this stage of digitalization development, the analysis shows that there is no uniformity of views on the phenomenon under study. Electronic justice is considered in the doctrine as procedural actions in electronic form; a set of information systems; a system for resolving disputes using information technologies; and judicial proceedings in electronic format.
The author believes that to improve it, it is necessary to improve the legal science, which should offer an adequate theory for solving existing problems.
The author concludes that new methods and approaches using online access and developing a unified online system for managing documents and cases in all courts-criminal, civil, family and
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
tribunals-should in the future facilitate the possibility of applying to the courts and significantly increase their effectiveness.
Key words: justice, access to justice, judicial system, digitalization, innovative technologies.
Конституция РФ рассматривает правосудие как предмет, функцию и содержание деятельности судов, включая краткую, но очень емкую формулу: «Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом» (ч. 1 ст. 118) [9]. Для полного и независимого осуществления правосудия (ст. 124 Конституции РФ), на основании разъяснений Пленума ВС РФ необходимо соблюсти следующие свойства [5, с. 192 - 196]:
- законность, определяемая как соответствие принятых решений и порядка рассмотрения дел закону (материальному и процессуальному);
- обоснованность, т.е. подтверждение принятых решений допустимыми, убедительными и достаточными доказательствами;
- объективность, т.е. непредвзятость, беспристрастность судебного исследования всех обстоятельств дела;
- справедливость решений суда, соответствующих нравственным представлениям современного общества;
- полнота, т.е. законченность, исчерпанность исследования всех доступных суду доказательств, иных материалов дела, представленных сторонами версий, свидетельствующих о целеустремленности судей в установлении истины по делу;
- своевременность и юридическая точность принимаемых решений, незамедлительность и общеобязательность их исполнения.
Важнейшими конституционными принципами правосудия являются:
- определение судебной власти как самостоятельной ветви власти (ст. 10);
- законность (ст. 15);
- равенство всех перед законом и судом (ст.
19);
- участие граждан в отправлении правосудия (ч. 5 ст. 32);
- судебная защита нарушенных прав (ч. 1 ст.
46);
- осуществление правосудия исключительно судом (ст. 118).
Российская Федерация ратифицировала Конвенцию в 1996 г. [8]. В п. 1 ст. 6 данной Конвенции, декларирующей основные права человека, в т.ч. и при осуществлении правосудия, закреплены положения о справедливости, гласности, разумном сроке разбирательства, независимости и беспристрастности суда: «Каждый в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения имеет право на справедливое и публичное разби-
рательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона».
Европейской конвенцией закреплены и другие начала правосудия:
- законность задержания и компетентность суда: «Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом: законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом» (п. 1 ст. 5);
- законность судопроизводства: «Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением» (п. 1 ст. 7);
- гуманность: «Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления» (п. 1 ст. 7);
- презумпция невиновности: «Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным до тех пор, пока его виновность не будет установлена законным порядком» (п. 2 ст. 6);
- гласность: «1. Если в силу исключительных обстоятельств Суд не примет иного решения, его заседания являются открытыми. 2. Доступ к документам, переданным на хранение в Секретариат, открыт для публики, если Председатель Суда не примет иного решения» (ст. 40);
- компенсация предусмотрена за нарушение норм Конвенции: «Если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне» (ст. 41).
Функции правосудия выполняются единственным субъектом - судом. Российская судебная система является довольно сложной. Правосудие по гражданским делам осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и Законом о судебной системе.
Судебную систему в настоящее время составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ.
При отсутствии концепции реформирования [3; 14], но при наличии «стратегического плана
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
развития судебной системы» [16] судебная реформа, если верить новостным лентам СМИ [10; 19], завершена.
Представители Верховного Суда РФ обращают внимание на три основные стадии реформирования:
1) объединение Верховного и Высшего Арбитражного судов (2014 г.);
2) создание новых апелляционных и кассационных судов общей юрисдикции;
3) реформа процессуального законодательства.
Завершающим этапом реформы является создание модели судебной системы, «которая будет отвечать современным запросам гражданского общества, пользоваться доверием у этого общества и обеспечивать высочайший уровень правовой защищенности» [20].
В Программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» предусматривается реализация комплекса мероприятий по наиболее важным направлениям развития судебной системы в Российской Федерации [15].
Мероприятия указанной Программы выполняются для дальнейшего достижения целей и решения поставленных Программой задач.
Следует отметить, что внедрение автоматизированных систем в деятельность судов может привести к значительному сокращению нарушений процессуальных сроков рассмотрения дел и споров, а также сокращению количества незавершенных дел, что тем самым способствует обеспечению удобного и быстрого доступа к судебной информации, повышению качества и эффективности работы аппарата суда.
В целях развития инновационных технологий в судах Российской Федерации в рамках указанной Программы предусматривается осуществление следующих мероприятий:
- создание современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры единого информационного пространства всех судов в судебной системе Российской Федерации, кроме того, обеспечение ее доступности, эффективности взаимодействия с гражданами и организациями за счет развития государственной автоматизированной системы «Правосудие»;
- создание условий для сканирования и хранения судебных документов в электронном виде, а также перевод судебных архивов в электронный вид;
- создание условий для электронного судопроизводства, в т.ч. при подаче в суд исковых заявлений, жалоб в электронном виде, получения копий документов, а также для процесса ознакомления с материалами дела;
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
- создание технических условий для обеспечения взаимодействия судов общей юрисдикции с информационными системами Генеральной прокуратуры РФ, Министерства внутренних дел РФ, Федеральной службы судебных приставов и другими ведомствами в электронном виде;
- оснащение судов программным обеспечением и ключевыми носителями для ведения электронного документооборота с применением электронной подписи;
- оснащение федеральных судов общей юрисдикции комплектами специального оборудования, предназначенного для допроса потерпевших и свидетелей без возможности их реального наблюдения;
- повышение качества работы судов, открытости, доступности и прозрачности деятельности судов посредством применения систем видео- и аудиопротоколирования хода судебных заседаний, оборудования видео-конференц-связи.
В настоящее время в Российской Федерации действует Государственная автоматизированная система «Правосудие». Она позволяет заинтересованным лицам подать иск и пакет документов в российские суды в электронном виде, а также предоставлена возможность отслеживать ход дела в режиме онлайн. Фактически, данная система позволяет формировать электронное дело и отследить информацию о ходе его рассмотрения. Таким образом, развитием цифровых технологий в системе правосудия России является создание цифровой среды доверия, с обеспечением всех участников необходимыми цифровыми средствами коммуникаций.
Развитие цифровых технологий в системе правосудия позволит не только оптимизировать судопроизводство, но и будет существенно способствовать ускорению судопроизводства. В первую очередь, это должно выражаться в существенном сокращении времени при подаче документов в суд и их обработку. Этому должно способствовать программное обеспечение автоматического учета и анализа подаваемых материалов. В настоящее время возможна только подача документов в электронном виде, а дальнейший учет и обработка осуществляться сотрудниками аппарата суда. Таким образом, эффективность в реализации программы по цифровизации правосудия в Российской Федерации зависит от качества и содержания программного обеспечения, а также элементов данных программ. Следует отметить, что внутренний и межведомственный электронный документооборот также должен существенным образом повысить эффективность правосудия и оптимизировать разумность сроков судопроизводства, т.к. получение и отправка запросов, экспертиз, тех или иных справок посред-
ством электронной почты с использованием цифровой подписи может существенным образом позволить сократить сроки судебного разбирательства. Нельзя не отметить значение электронного документооборота при отправке и получении принятого судебного акта по существу, т.к. в настоящее время это существенным образом влияет на сроки судопроизводства. Принятие всех вышеуказанных мер по развитию электронного документооборота в Российской Федерации позволило бы существенным образом сократить сроки судопроизводства.
Важное значение для становления электронного правосудия в Российской Федерации имеет нормативно-правовое регулирование данного вопроса, т.к. соотношение современных информационно-технических технологий с правовой системой должно иметь четкую правовую регламентацию. Это необходимо для устранения правовых коллизий, отсутствия подмены понятий и создания эффективного электронного правосудия. Для этого необходимо развитие понятийного аппарата, устранение противоречий в нормативно-правовых актах разной юридической силы, регулирующих данные правоотношения, формирование единых информационных технологий в судебной системе России для судов всех уровней. Так же необходимо проработать программное обеспечение в системе правосудия с учетом специфики данной сферы. Для этого необходимо принятие базового нормативно-правового акта, регулирующего особенности данного правового института.
Электронное правосудие можно рассматривать как юрисдикционную правоприменительную деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц с использованием электронных документов, а процессуальную основу электронного правосудия - как совокупность (систему) правовых норм, регламентирующих порядок, форму такой деятельности [7].
По мнению М.Н. Зарубиной и М.М. Новиковой, электронное правосудие - это электронная форма взаимодействия между судами и участниками процесса, при этом личные контакты участников процесса не исключаются, они лишь опосредуются электронным форматом, иное бы нарушало, по мнению ученых, базовые принципы правосудия. Более того, как отмечают авторы, «электронное правосудие» заключается в триединстве «электронных процессуальных действий», «электронных документов» и «электронного обеспечения» [22].
Другие авторы полагают, что электронное правосудие «возникает тогда, когда в процессуальное законодательство будут внесены изменения, позволяющие совершать процессуальные
действия в цифровом формате (подача исков, регистрация заявлений, представление отзывов на иски в электронном виде, электронное судебное дело, движение этого дела из суда в суд в электронном формате, заседания с помощью видеоконференций)» [2, с. 73].
При сопоставлении подходов к электронному правосудию можно констатировать единство заявляемых целей использования информационных технологий в судебной деятельности, а именно - повышение качества, доступности и открытости правосудия, что выражается в расширении средств коммуникации с судами и используемых процессуальных средств, в повышении оперативности судебной деятельности и соблюдении разумного срока рассмотрения дела, в уменьшении судебных издержек, включая уменьшение нагрузки на судей, в появлении дополнительных возможностей доступа к информации о деятельности судов, в обеспечении контроля со стороны общественности за осуществлением правосудия [6]. Так, в современной России оно выводится из права на судебную защиту и коренится в идее правового государства. При этом обычно жесткого разграничения между правом на судебную защиту и правом на доступ к суду не проводится. В узком смысле право на доступ к суду ассоциируется с правом на обращение в суд и его гарантиями, а при широком подходе оно охватывает открытость, гласность, публичность судебной системы и судебного процесса на всех его этапах, правовые ожидания объективного и беспристрастного судебного разбирательства, доступ к принятым судебным актам, в т.ч. в целях их последующего обжалования [6].
В этой связи, можно констатировать тот факт, что доступ к правосудию как при широком, так и при узком его понимании является элементом права каждого на судебную защиту. По целевому назначению и кругу субъектов, вовлекаемых в электронное правосудие, можно выделить три группы таких элементов: 1) обеспечивающие доступ заявителей и других участвующих в деле лиц к суду, их электронное взаимодействие с судом и между собой на всех этапах рассмотрения дела; 2) связанные с информатизацией внутренних судебных процедур, электронным делопроизводством и автоматизированным распределением дел между судьями; 3) направленные на обеспечение общего доступа к информации о деятельности суда.
Соответственно, в качестве элементов электронного правосудия обычно рассматриваются следующие [6]:
- обеспечение электронного доступа к суду посредством обращения с помощью ИКТ (таких, например, как система "Case Management/
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
Electronic Case File" в США, "eLodgement" в Австралии, "Court electronic File System" в Великобритании, подача в суды документов в электронном виде в России);
- электронный оборот в судах (electronic case management system); обмен информацией с судом и другими участниками процесса в электронной форме; электронные извещения и оповещения; распределение дел между судьями посредством соответствующих автоматизированных систем;
- формирование электронного дела (electronic case);
- ведение судебного процесса в электронной и дистанционной формах (представление доказательств с помощью ИКТ (таких, например, как electronic evidence в Великобритании, использование видеоконференцсвязи, разбирательство в электронном зале заседаний, электронные дистанционные формы рассмотрения дел без вызова сторон (такие, например, как "e-Courtroom" в Австралии) и дел в упрощенном порядке (такие, например, как "Single Justice Service" в Великобритании, упрощенное производство в России), использование искусственного интеллекта в судопроизводстве);
- выполнение и направление судебного акта в электронном виде;
- доступ к информации о судебной деятельности с использованием ИКТ (предоставление доступа к базам данных судебных дел и решений для неограниченного круга лиц (таким, например, как "PACER" в США, "Public Search and Office Copies" в Великобритании; ГАС «Правосудие» в России), обеспечение прозрачности самого процесса через онлайн-трансляцию судебных заседаний.
Обобщая зарубежный опыт, можно выделить следующие элементы электронного правосудия, которые уже реализованы, а другие могут быть реализованы в ближайшем будущем [18]:
- внедрение системы электронной подачи документов, позволяющей сторонам направлять документы в суд, а судам обеспечить надлежащее прохождение поданных документов в суде и создание электронного дела;
- введение системы управления электронным делом, создающей возможность управлять содержащейся в деле информацией и предоставлять доступ к информации, как публичный, так и ограниченному кругу лиц (сторонам спора), если информация носит конфиденциальный характер;
- внедрение системы публикации всех судебных актов;
- внедрение фиксации событий судебных заседаний путем аудио-, видеозаписей;
- широкое использование видеоконференц-связи для исключения необходимости непосред-
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
ственной явки сторон в зал суда, а также для обеспечения публичности процесса;
- широкое использование оборудования, позволяющего исследовать доказательства, предоставленные в электронной форме.
Опыт Сингапура убеждает в отсутствии прямой зависимости между представлениями об эффективности деятельности судов и представлениями о справедливости такой деятельности [21]. Инновации в судах Сингапура потребовали новых форм и практик организации их работы, основанных на принципах улучшения качества и ориентированных на клиента и его ожидания.
Существует практика ночных судов. Так, ночные суды действуют в Англии, Греции, Казахстане, Сингапуре, США. В ночных (вечерних) судах Сингапура рассматривают четыре раза в неделю неотложные дела по ДТП, материалы которых сформированы с использованием технологий «электронного дела».
Создаются фронт-офисы. Данная модель приема граждан является следствием внедрения цифровых технологий, что побуждает судебную ветвь власти расширять взаимодействие с людьми, искать новые, более удобные для граждан способы контактов, что согласуется с общими закономерностями развития системы правосудия. Основная функция фронт-офиса - администрирование потоков обращений, осуществление прямых контактов с посетителями. От надлежащей работы фронт-офиса суда во многом зависит первое впечатление граждан о суде, их удовлетворенность работой судов, степень доверия к суду. Фронт-офисные модели судебной организации приема граждан призваны по-новому выстраивать отношения с гражданами, концентрируя в открытой зоне суда осуществление необходимых для граждан мероприятий в сфере правосудия (предоставление процессуальной информации и информации о судебной деятельности, включая сведения о порядке обращения в суд с исковым заявлением; выдача справок и иных документов; принятие и ответы на запросы; другие действия).
Важным этапом становления электронного правосудия является создание системы электронного документооборота между судами и участниками споров. Так, зарубежный опыт демонстрирует, что под системой электронного правового документооборота принято понимать надежный, действительный с правовой точки зрения обмен электронными документами между адвокатами, гражданами, государственными учреждениями и судами [23, с. 5].
В России одним из основополагающих элементов в формировании новой регуляторной среды стало вступление с 1 января 2017 г. в силу Федерального закона от 23 июня 2016 г. № 220-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части применения электронных документов в деятельности органов судебной власти». Под электронным документом предлагается понимать совокупность символов, сформированную и (или) используемую с применением технических и программных средств, доступную для интерпретации, соответствующую установленным требованиям, предъявляемым к документам данного вида, если такие требования существуют.
В отличие от письменных и вещественных доказательств, электронные документы не имеют материальной формы, их носителем являются файлы различных типов, а доступ к таким документам возможен только посредством специального программного обеспечения. Файл не привязан ни к какому носителю, может передаваться от одного носителя к другому, может распространяться или даже одновременно существовать на нескольких носителях (например, в системе блок-чейн). Как справедливо указывает Е.А. Нахова, «с учетом специфичности электронного документа, наряду с «электронной оболочкой» также имеет очень важное значение и информационная «природа» электронного документа» [13, с. 303], что позволяет говорить о том, что «доказательства на электронных носителях являются самостоятельным средством доказывания, понятие которого нуждается в законодательном закреплении» [12, с. 85].
Впервые в российской практике установлена и возможность создания судебного решения (за исключением решения, содержащего сведения, составляющие государственную тайну) в виде электронного документа, который подписывается судьей усиленной квалифицированной электронной подписью.
Верховному Суду РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ делегированы полномочия по разработке и внедрению технологий электронного правосудия.
Так, в ст. 11.4 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 96-ФЗ «О введении в действие Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации» закреплено, что порядок заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в сети Интернет, устанавливается Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах своих полномочий.
Норма аналогичного содержания внесена и в Федеральный закон от 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ «О введении в действие Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации», который дополнен ст. 6.4 следующего содержания: порядок заполнения формы, размещенной на
официальном сайте суда в сети Интернет, устанавливается Верховным Судом РФ и Судебным департаментом при Верховном Суде РФ в пределах своих полномочий.
Подача электронного документа - это начальный шаг, который делает участник процесса, за ним следует строго определенная последовательность действий суда, которая включает интеллектуальные и технологические действия работников суда. Эта внутренняя часть работы суда формирует новые процессуальные правила, нарушение которых влечет санкцию в виде признания судебного акта недействительным, как, например, в случае отсутствия размещения поступивших документов в сети Интернет либо отсутствия аудиозаписи судебного заседания.
В НПА закреплены и раскрыты основные, ставшие уже процессуальными понятия, применимые в электронном правосудии:
- электронный документ - документ, созданный в электронной форме без предварительного документирования на бумажном носителе, подписанный электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- электронный образ документа (электронная копия документа, изготовленного на бумажном носителе) - переведенная в электронную форму с помощью средств сканирования копия документа, изготовленного на бумажном носителе, заверенная в соответствии с Порядком подачи документов простой электронной подписью или усиленной квалифицированной электронной подписью;
- электронная подпись - информация в электронной форме, присоединенная к подписываемому электронному документу или иным образом связанная с ним и позволяющая идентифицировать лицо, подписавшее электронный документ;
- ключ электронной подписи - уникальная последовательность символов, предназначенная для создания электронной подписи.
Порядок подачи в арбитражные суды Российской Федерации документов в электронном виде, в т.ч. в форме электронного документа, утвержден Приказом Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 28 декабря 2016 г. № 252.
В арбитражных судах успешно функционирует автоматизированная система «Судопроизводство», предназначенная для создания и ведения базы данных арбитражного суда и автоматизации процесса судебного документооборота. Данная система обеспечивает выполнение следующих действий: регистрация поступающих в суд документов; распределение судебных дел, формирование календаря судебных заседаний (аншлага); создание и размещение судебных
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
документов в электронной базе суда; учет находящихся документов и сроков их рассмотрения; отправка почтовой корреспонденции [1].
Исковые и иные заявления принимаются и регистрируются сотрудниками канцелярии суда. Их задача состоит в том, чтобы определить категорию дела. Все дальнейшие действия по определению судьи, рассматривающего дело, осуществляются автоматически АИС «Судопроизводство».
В структуре АИС «Судопроизводство» сформирована отдельная автоматизированная подсистема «Распределение исковых заявлений», которая предназначена для равномерного распределения дел, расчета нагрузки судей в зависимости от занимаемой должности, с учетом их отпусков и выходных дней. Система формирует список из вновь зарегистрированных судебных дел в базе данных, производит пересчет коэффициентов загрузки судей и автоматически распределяет судей.
Как считают В.А. Лаптев и В.И. Соловяненко, состав электронной информации судебного облака, подлежащей на современном этапе хранению в облаке, в зависимости от категории информации, должен включать в себя следующее разделы [11]:
1) судебные акты и иные документы суда: решения; определения; постановления; судебные приказы; исполнительные листы; письма, ответы и запросы;
2) архив суда по отдельным категория дел и журналы учета движения дел: дела, рассматриваемые в порядке упрощенного судопроизводства; документы, поступившие в суд в электронном виде; аудио- и видеозаписи судебных заседаний; журналы учета прохождения жалоб и судебных дел по инстанциям;
3) заявления и жалобы: иски (заявления); апелляционные жалобы; кассационные жалобы; кассационные и надзорные жалобы в ВС РФ; заявления о пересмотре по вновь открывшимся и новым обстоятельствам;
4) документы по делам: отзыв на иск (заявление); встречный иск; заявление о вступлении в дело; заявления и ходатайства; заявления на компенсацию;
5) банкротство: заявление о признании банкротом; заявление о признании физического лица банкротом; заявление должника о его банкротстве; заявление физического лица о его банкротстве; требования кредиторов; требования кредиторов к физическому лицу; арбитражный управляющий; процедуры банкротства; иные и произвольные документы.
Представляется важным определить, что посредством как электронного документооборота,
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
так и подсудности можно достичь поставленной задачи повышения доступности правосудия. Так, В.В. Ярковым отмечается, что вопрос доступности правосудия для граждан носит скорее экономический, чем юридический, характер (связан со штатами, увеличением либо уменьшением финансирования той или иной судебной подсистемы либо конкретных судов) [25, с. 30].
М.С. Шакарян утверждает, что доступность правосудия определяется, прежде всего, наличием следующих условий [24, с. 61]:
- гарантированное право на обращение в суд в четко (ясно) установленном порядке, не допускающем субъективизма при применении закона;
- близость суда к населению;
- разумные судебные расходы с правом неимущего быть освобожденным от них;
- разумные сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел;
- научно-обоснованные нормативы нагрузки судей;
- простота и ясность процедуры рассмотрения дела;
- гарантия юридической помощи (нуждающимся - бесплатно).
Е.Б. Абросимова выделяет следующие элементы принципа свободного доступа [17]:
1) свобода и равенство доступа всех субъектов права к суду (субъектный элемент);
2) универсальность компетенции суда в предметном, территориальном и темпоральном аспектах (компетенционный элемент);
3) правило ординарного суда и должного судьи, включая запрет на существование чрезвычайных судов (институциональный элемент);
4) состязательность судебной процедуры (процессуальный элемент).
В январе 2018 г. Президент РФ, выступая перед Верховным Судом РФ, отметил значительные успехи в обеспечении доступности правосудия, также связав их с информационными технологиями, а именно с возможностью подавать иски в электронной форме [4].
В заключение представляется важным обратить внимание на то, что современный мир оказался пораженным таким явлением, как COVID-19. Пандемия COVID-19 нанесла серьезный удар экономике, спровоцировав закрытие предприятий, что соответственно повлияло на принципы организации работы в целом и послужило выстраиванием новой модели взаимодействия с работниками в дистанционной форме. Таким образом, вся правовая система России подверглась серьезной трансформации.
Сегодня мы наблюдаем формирование правовых институтов цифровой сферы, таких как
цифровая личность, цифровое общество, цифровое государство. Учитывая, что цифровой сектор стремительно развивается, а правовое регулирование не успевает оперативно реагировать на эти изменения, основной задачей является выявления круга факторов и критериев определения векторов развития системы законодательной базы в правовой системе Российской Федерации. Электронное правосудие в Российской Федерации представляет собой электронную форму процессуальных действий, документов, а также средства электронного обеспечения. В России речь идет о необходимости обеспечения доступности правосудия путем расширения случаев применения электронных и информационных технологий. Данное направление рассматривается судебной системой как первостепенная задача, для решения которой происходит информатизация судов. В числе мер по цифровизации правосудия в России можно выделить:
- получение информации в электронном виде, как о деятельности суда, так и о конкретном деле;
- техническое и программное обеспечение судебного процесса (видеоконференцсвязь, устройства, обеспечивающие исследование электронных доказательств, фиксацию судебного заседания, а также обмен информацией и документами между участниками процесса и судом, обеспечение безопасности хранящейся в системах информации);
- электронное взаимодействие судов с органами государственной власти.
Список литературы:
[1] Автоматизированная система «Судопроизводство». URL: http://ryazan.arbitr.ru/welcome/ show/633200010/458200310 (дата обращения: 21.10.2020).
[2] Аносов А.В. Информационно-правовые вопросы формирования электронного правосудия в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2016. - С. 73.
[3] В Верховном Суде признали отсутствие концепции реформы судебной системы // Lenta.ru. 2018. 5 марта. URL: https://lenta.ru/news/2018/03/02/ vs_spch/; Никитинский Л. Пошел гражданский процесс // Новая газета. - 2018. - 28 февр. URL: https:// www.novayagazeta.ru/articles/2018/02/27/75639-poshel-grazhdanskiy-protsess (дата обращения: 22.07.2019).
[4] Выступление Президента РФ на торжественном собрании, посвященном 95-летию Верховного Суда Российской Федерации. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/56688 (дата обращения: 24.07.2018).
[5] Гравина А.А., Кашепов В.П., Макарова О.В. Конституционные принципы судебной власти Российской Федерации / отв. ред. В.П. Кашепов. -М., 2010. - С. 192-196 // СПС «КонсультантПлюс».
[6] Гриценко Е.В., Ялунер Ю.А. Право на судебную защиту и доступ к суду в условиях информатизации и цифровизации: значение опыта стран общего права для России // Сравнительное конституционное обозрение. - 2020. - № 3 // СПС «КонсультантПлюс».
[7] Кирилов А.Е. Процессуальные основы электронного правосудия // Вестник гражданского процесса. - 2018. - № 1 // СПС «Консультант-Плюс».
[8] Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 13.05.2004) (вместе с «Протоколом [№ 1]» (Подписан в г. Париже 20.03.1952), «Протоколом № 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней» (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), «Протоколом № 7» (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)).
[9] Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «КонсультантПлюс».
[10] Корня А. Объявленная Путиным судебная реформа почти завершена; Вараксин М. Новые суды и процессуальная революция: как пошла судебная реформа // Право.ру. 2019. 9 янв. URL: https://pravo.ru/story/207857/ (дата обращения: 22.07.2019).
[11] Лаптев В.А., Соловяненко Н.И. Судебное облако: правовые вопросы структурирования и защиты данных // Актуальные проблемы российского права. - 2019. - № 6 // СПС «Консультант-Плюс».
[12] Нахова Е.А. Проблемы применения электронных доказательств в цивилистическом процессе и административном судопроизводстве // Закон. - 2018. - № 4. - С. 85.
[13] Нахова Е.А. Проблемы электронных доказательств в цивилистическом процессе // Ленинградский юридический журнал. - 2015. - № 4. - С. 303.
[14] Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 г. № 1406 (ред. от 21.05.2020) «О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»» // СПС «КонсультантПлюс».
[15] Председатель Совета судей рассказал о трех стадиях судебной реформы // Право.ру. 2018. 26 февр. URL: https://pravo.ru/news/200690/ (дата обращения: 22.07.2019).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
[16] Приходько И.А. Доступность правосудия в арбитражном и гражданском процессе: основные проблемы. Издательство юридического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, 2005 // СПС «Консультант-Плюс».
[17] Романенкова С.В. Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. - 2013. - № 4 // СПС «КонсультантПлюс».
[18] Судебная реформа завершена: Россия получила новый Верховный Суд // РИА Новости. 2014. 6 авг. URL: https://ria.ru/20140806/1018942011. html (дата обращения: 22.07.2019).
[19] Судья ВС РФ Виктор Момотов: «Наша конечная цель - создание модели судебной власти, которая будет обеспечивать высочайший уровень правовой защищенности». URL: http: https:// www.garant.ru/news/1182856/ от 2 марта 2018 г. (дата обращения: 21.10.2020).
[20] Цит. по: Бурдина Е.В. Цифровизация судебной деятельности: направления, прогнозы и риски // Администратор суда. - 2020. - № 2 // СПС «КонсультантПлюс».
[21] Цит. по: Информатизация правосудия: новые возможности? (Несмеянова С.Э.) («Конституционное и муниципальное право». - 2019. - № 12 // Зарубина М.Н., Новикова М.М. К вопросу о сущности электронного правосудия в Российской Федерации // Администратор суда. - 2017. - № 1 // СПС «КонсультантПлюс».
[22] Цит. по: Романенкова С.В. Понятие электронного правосудия, его генезис и внедрение в правоприменительную практику зарубежных стран // Арбитражный и гражданский процесс. -2013. - № 4 // Брановицкий К.Л. Информационные технологии в гражданском процессе Германии (сравнительно-правовой анализ). - М.: Волтерс Клувер, 2010. - С. 5 // СПС «КонсультантПлюс».
[23] Шакарян М.С. Проблемы доступности и эффективности правосудия в судах общей юрисдикции // Проблемы доступности и эффективности правосудия в арбитражном и гражданском судопроизводстве. - М., 2001. - С. 61.
[24] Ярков В.В. Проблемные вопросы регулирования компетенции в проекте Кодекса гражданского судопроизводства Российской Федерации // Вестник гражданского процесса. - 2015. - № 1. - С. 30.
Spisok literatury:
[1] Avtomatizirovannaya sistema «Sudoproiz-vodstvo». URL: http://ryazan.arbitr.ru/welcome/ show/633200010/458200310 (data obrashcheniya: 21.10.2020).
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020
[2] Anosov A.V. Informacionno-pravovye voprosy formirovaniya elektronnogo pravosudiya v Rossijskoj Federacii: dis. ... kand. yurid. nauk. - M., 2016.-S. 73.
[3] V Verhovnom Sude priznali otsutstvie kon-cepcii reformy sudebnoj sistemy // Lenta.ru. 2018. 5 marta. URL: https://lenta.ru/news/2018/03/02/vs_ spch/; Nikitinskij L. Poshel grazhdanskij process // Novaya gazeta. - 2018. - 28 fevr. URL: https://www. novayagazeta.ru/articles/2018/02/27/75639-posh-el-grazhdanskiy-protsess (data obrashcheniya: 22.07.2019).
[4] Vystuplenie Prezidenta RF na torzhestven-nom sobranii, posvyashchennom 95-letiyu Ver-hovnogo Suda Rossijskoj Federacii. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/56688 (data obrashcheniya: 24.07.2018).
[5] Gravina A.A., Kashepov V.P., Makarova O.V. Konstitucionnye principy sudebnoj vlasti Rossijskoj Federacii / otv. red. V.P. Kashepov. - M., 2010. - S. 192-196 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[6] Gricenko E.V., Yaluner Yu.A. Pravo na sudebnuyu zashchitu i dostup k sudu v usloviyah informatizacii i cifrovizacii: znachenie opyta stran obshchego prava dlya Rossii // Sravnitel'noe kon-stitucionnoe obozrenie. - 2020. - № 3 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».
[7] Kirilov A.E. Processual'nye osnovy elektronnogo pravosudiya // Vestnik grazhdanskogo processa. - 2018. - № 1 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[8] Konvenciya o zashchite prav cheloveka i osnovnyh svobod (Zaklyuchena v g. Rime 04.11.1950) (s izm. ot 13.05.2004) (vmeste s "Protokolom [№ 1]" (Podpisan v g. Parizhe 20.03.1952), "Protokolom № 4 ob obespechenii nekotoryh prav i svobod pomimo tekh, kotorye uzhe vklyucheny v Konvenciyu i pervyj Protokol k nej" (Podpisan v g. Strasburge 16.09.1963), "Protokolom № 7" (Podpisan v g. Strasburge 22.11.1984)).
[9] Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 s izmeneni-yami, odobrennymi v hode obshcherossijskogo golosovaniya 01.07.2020) // SPS «Konsul'tantPlyus».
[10] Kornya A. Ob"yavlennaya Putinym sudebnaya reforma pochti zavershena; Varaksin M. Novye sudy i processual'naya revolyuciya: kak poshla sudebnaya reforma // Pravo.ru. 2019. 9 yanv. URL: https://pravo.ru/story/207857/ (data obrashcheniya: 22.07.2019).
[11] Laptev V.A., Solovyanenko N.I. Sudebnoe oblako: pravovye voprosy strukturirovaniya i zashch-ity dannyh // Aktual'nye problemy rossijskogo prava.
- 2019. - № 6 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[12] Nahova E.A. Problemy primeneniya elek-tronnyh dokazatel'stv v civilisticheskom processe i administrativnom sudoproizvodstve // Zakon. - 2018.
- № 4. - S. 85.
[13] Nahova E.A. Problemy elektronnyh doka-zatel'stv v civilisticheskom processe // Leningradskij yuridicheskij zhurnal. - 2015. - № 4. - S. 303.
[14] Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 27.12.2012 g. № 1406 (red. ot 21.05.2020) «O feder-al'noj celevoj programme «Razvitie sudebnoj sistemy Rossii na 2013 - 2020 gody»» // SPS «Konsul'tant-Plyus».
[15] Predsedatel' Soveta sudej rasskazal o trekh stadiyah sudebnoj reformy // Pravo.ru. 2018. 26 fevr. URL: https://pravo.ru/news/200690/ (data obrashcheniya: 22.07.2019).
[16] Prihod'ko I.A. Dostupnost' pravosudiya v arbitrazhnom i grazhdanskom processe: osnovnye problemy. Izdatel'stvo yuridicheskogo fakul'teta Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo universi-teta, 2005 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[17] Romanenkova S.V. Ponyatie elektronnogo pravosudiya, ego genezis i vnedrenie v pravoprimen-itel'nuyu praktiku zarubezhnyh stran // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. - 2013. - № 4 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».
[18] Sudebnaya reforma zavershena: Rossiya poluchila novyj Verhovnyj Sud // RIA Novosti. 2014. 6 avg. URL: https://ria.ru/20140806/1018942011.html (data obrashcheniya: 22.07.2019).
[19] Sud'ya VS RF Viktor Momotov: «Nasha konechnaya cel' - sozdanie modeli sudebnoj vlasti, kotoraya budet obespechivat' vysochajshij uroven' pravovoj zashchishchennosti». URL: http: https://
www.garant.ru/news/1182856/ ot 2 marta 2018 g. (data obrashcheniya: 21.10.2020).
[20] Cit. po: Burdina E.V. Cifrovizaciya sudebnoj deyatel'nosti: napravleniya, prognozy i riski // Administrator suda. - 2020. - № 2 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[21] Cit. po: Informatizaciya pravosudiya: novye vozmozhnosti? (Nesmeyanova S.E.) ("Konstitucion-noe i municipal'noe pravo". - 2019. - № 12 // Zaru-bina M.N., Novikova M.M. K voprosu o sushchnosti elektronnogo pravosudiya v Rossijskoj Federacii // Administrator suda. - 2017. - № 1 // SPS «Konsul'tantPlyus».
[22] Cit. po: Romanenkova S.V. Ponyatie elektronnogo pravosudiya, ego genezis i vnedrenie v pra-voprimenitel'nuyu praktiku zarubezhnyh stran // Arbitrazhnyj i grazhdanskij process. - 2013. - № 4 // Branovickij K.L. Informacionnye tekhnologii v grazh-danskom processe Germanii (sravnitel'no-pravovoj analiz). - M.: Volters Kluver, 2010. - S. 5 // SPS «Kon-sul'tantPlyus».
[23] Shakaryan M.S. Problemy dostupnosti i effektivnosti pravosudiya v sudah obshchej yurisdikcii // Problemy dostupnosti i effektivnosti pravosudiya v arbitrazhnom i grazhdanskom sudoproizvodstve. -M., 2001. - S. 61.
[24] Yarkov V.V. Problemnye voprosy reg-ulirovaniya kompetencii v proekte Kodeksa grazh-danskogo sudoproizvodstva Rossijskoj Federacii // Vestnik grazhdanskogo processa. - 2015. - № 1. -S. 30.
ЮРКОМ ПАНИ
www. law- books, ru
л_
Юридическое издательство
«ЮРКОМПАНИ»
Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.
Профессионально.
В максимально короткие сроки.
Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.
f
ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020