Научная статья на тему 'ОСТРОТА СИТУАЦИИ СНИЖАЕТСЯ, НО ИНТЕНСИВНОСТЬ МЕР ПОДДЕРЖКИ РАСТЕТ'

ОСТРОТА СИТУАЦИИ СНИЖАЕТСЯ, НО ИНТЕНСИВНОСТЬ МЕР ПОДДЕРЖКИ РАСТЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА / МЕРЫ ПОДДЕРЖКИ ЭКОНОМИКИ / ДЕНЕЖНОКРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / ПРОЦЕНТНЫЕ СТАВКИ / ИНФЛЯЦИЯ / ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ершов Михаил Владимирович

Ожидается, что в текущем году ситуация в мировой экономике улучшится. При этом ООН дает достаточно алармистские оценки, говоря, что чрезвычайная ситуация требует чрезвычайных мер. Регуляторы также осторожно оценивают перспективы экономики и в некоторых странах даже расширяются меры поддержки, что говорит о том, что ситуация в экономиках достаточно сложна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ершов Михаил Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SITUATION LOOKS LESS URGENT, HOWEVER SOPPORTIVE MEASURES BECOME MORE INTENSE

The situation in the world economy is expected to improve. UN however gives quite alarming assessments saying that extraordinary situation requires extraordinary responses. Regulators are careful when assessing economic prospects as well. In some countries supportive measures are expanding, which confirms the fact that the economic situation is quite complex.

Текст научной работы на тему «ОСТРОТА СИТУАЦИИ СНИЖАЕТСЯ, НО ИНТЕНСИВНОСТЬ МЕР ПОДДЕРЖКИ РАСТЕТ»

98

DOI: 10.38197/2072-2060-2021-228-2-98-105

ОСТРОТА СИТУАЦИИ СНИЖАЕТСЯ, НО ИНТЕНСИВНОСТЬ МЕР ПОДДЕРЖКИ РАСТЕТ1 THE SITUATION LOOKS LESS URGENT, HOWEVER SOPPORTIVE MEASURES BECOME MORE INTENSE

Ожидается, что в текущем году ситуация в мировой экономике улучшится. При этом ООН дает достаточно алармистские оценки, говоря, что чрезвычайная ситуация требует чрезвычайных мер. Регуляторы

ЕРШОВ МИХАИЛ ВЛАДИМИРОВИЧ

Член Президиума ВЭО России, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н.

MIKHAIL V. ERSHOV

Member of the Presidium of VEO of Russia, Professor of the Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics

АННОТАЦИЯ

1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета

также осторожно оценивают перспективы экономики, и в некоторых странах даже расширяются меры поддержки, что говорит о том, что ситуация в экономиках достаточно сложна. ABSTRACT

The situation in the world economy is expected to improve. UN however gives quite alarming assessments saying that extraordinary situation requires extraordinary responses. Regulators are careful when assessing economic prospects as well. In some countries supportive measures are expanding, which confirms the fact that the economic situation is quite complex.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

Финансовая система, меры поддержки экономики, денежно-кредитная политика, процентные ставки, инфляция, центральные банки KEYWORDS

Financial system, economic support measures, monetary policy, interest rates, inflation, central banks

Хотя тенденции, обозначенные в заголовке, в первую очередь касаются США, но тем не менее другие страны по-прежнему обеспокоены сложившейся ситуацией. Действительно, в 2020 г. падение мирового ВВП было самым глубоким со времен Великой депрессии. Естественно, объем и разнообразие предпринимаемых мер также были беспрецедентны. Как справедливо пишет ООН в своем докладе «Мировое экономическое положение и перспективы 2021», «чрезвычайная ситуация» требует «чрезвычайных мер» [1]. Несмотря на значительные масштабы и меры поддержки экономик, которые осуществили ведущие страны в 2020 г. (Рисунок), ситуация улучшается довольно медленно. Начавшиеся в III квартале 2020 г. позитивные тенденции, были прерва-

100

ны новой второй волной эпидемии коронавируса в VI квартале. В феврале — марте 2021 г. ситуация вновь стала ухудшаться, и во многих странах вводятся местные локдауны, хотя и меньшего масштаба, чем в марте 2020 г. Остается довольно непонятной ситуация с вакцинацией населения во многих ведущих странах, и этот вопрос все больше приобретает политический оттенок, сдерживая темпы вакцинации.

Рисунок. Госдолги выросли более масштабно в мире, чем в прошлые кризисы, % ВВП

Источник: [1].

В таких нестабильных условиях регуляторы ведущих развитых стран продолжают заверять о намерениях сохранить мягкую денежно-кредитную политику еще несколько лет вплоть до значительного восстановления экономики. Более того, меры поддержки продолжают

расширяться. Наиболее активны в данном направлении США, где весной 2021 г. планируется принять дополнительный объем экстренной помощи в объеме почти 2 трлн долл. или 8,5% ВВП. Значительная часть этой поддержки будет направлена населению, что должно способствовать в т.ч. сдерживанию роста неравенства доходов населения. Около 20% всего объема поддержки в текущий кризис приходится на домашние хозяйства.

Регуляторам крайне важно стимулировать спрос в экономике. О важности этого говорят также международные организации, призывая регуляторов сохранять поддержку экономик. Отметим, что меры поддержки будут различаться по странам, однако дефицит бюджетов ожидается на уровне больше чем в период до пандемии. Политика бюджетной поддержки сопровождается мягкими мерами денежно-кредитной политики — процентные ставки находятся на своих минимальных значениях, значительны также объемы программ количественного смягчения.

При этом масштабные меры помощи все чаще поднимают вопрос о возможном росте инфляции. Укажем, что денежная масса доллара (М2) за 2020 г. выросла на 3,8 трлн долл. или на 25% при том, что их ВВП сократился. В начале 2021 г. начали более четко отмечаться ожидания участников рынка относительно последствий от антикризисных мер. Допускается рост инфляции в экономике. В этой связи высказываются опасения о возможности более быстрого отхода от мягкой денежно-кредитной политики ведущих регуляторов.

В январе — феврале возросла доходность 10-летних американских гособлигаций с 0,9% до 1,5%. Доходности по государственным 10-летним облигациям других ведущих стран

102

также возросли, отражая положительное отношение инвесторов к готовности регуляторов применять все возможные меры для выхода из кризисной ситуации.

Ожидающийся новый пакет стимулирования США только усиливает опасения участников рынка. Тем более, что рост доходностей казначейских облигаций уже способствует повышению ставок по корпоративным займам и ипотечным кредитам в США. Уровень ипотечных ставок достиг максимума с ноября 2020 г., что вызвало сокращение заявок на ипотечное кредитование. Тем не менее, новый министр финансов США Дж. Йеллен довольно прямолинейно высказалась по вопросу принятия нового пакета мер. Она считает, что без принятия дополнительных мер есть риск увидеть более длинную и более болезненную рецессию сейчас, а также более долгосрочные негативные последствия для экономики [2]. Ожидается, что политика Минфина США будет направлена на усиление его взаимодействия с ФРС для обеспечения более эффективного выхода из сложившегося кризиса. Вероятно, нельзя исключать более масштабный выкуп со стороны ФРС новой эмиссии казначейских облигаций. Это означает, что продолжится все более доминирующая поддержка рынка со стороны регуляторов.

По мнению ФРС США, рост доходности показывает ожидания рынка по улучшению положения в экономике вследствие вакцинации и государственных мер поддержки. При этом инвесторы все больше допускают рост вложений в более высокорисковые активы с более высокими уровнями доходностей с соответствующим повышением рисков таких инвестиций.

Согласно главе ФРС Дж. Пауэлла, оснований для устойчиво высокой инфляции нет и ее возможное ускорение не вызывает опасений у регулятора. Более того, по оценкам главы

ФРС, инфляция еще длительное время будет низкой даже в случае заметного роста цен на энергоносители [3]. Возможно ожидать роста цен, но он не будет длительным и не окажет существенного воздействия на инфляцию. Нерасту-щие цены являются индикатором недостаточно нормально функционирующей экономики. В результате можно заключить, что регулятор рассматривает перспективы ситуации как кризисные. По оценкам ОЭСР, низкой инфляции в ближайшее время будут способствовать высокая безработица и низкая загруженность мощностей [4]. Последнее, в свою очередь, будет тормозить потребление, а также усиливать неравенство доходов населения и сохранять глобальные дисбалансы, которые отмечаются уже многие годы в мировой экономике.

Очевидно, что растущие ставки вызывают обеспокоенность из-за избыточной кредитной нагрузки многих экономик. Скорректированная денежно-кредитная политика ФРС, о которой было заявлено в 2020 г., позволяет регулятору не повышать свои ставки, даже если инфляция достигнет целевых 2%. Но и с учетом масштабных денежно-кредитных и фискальных мер поддержки в американской экономике пока не ожидается сколько-нибудь существенного ускорения роста цен хотя бы в среднесрочной перспективе. Повышение прогноза по росту ВВП США в 2021 г. является лишь следствием низкой базы прошлого года и не может рассматриваться как сколько-нибудь устойчивый тренд. В результате можно заключить, что американская экономика находится в стагнации, и как экономику оживить — это отдельный системный вопрос, требующий системных мер, которые, вероятно, могут включать дальнейшее расширение нестандартных мер, которые уже начали применяться,

104

другие многофакторные меры, стимулирующие как спрос, так и предложение для участников рынка (с использованием налоговых, макропруденциальных мер и др.).

Фискальные меры поддержки играют значимую роль в преодолении текущего кризиса, а их финансирование все чаще обеспечивается национальными центральными банками. Национальные центральные банки все активнее покупают национальные гособлигации, по сути напрямую обеспечивая финансирование госрасходов своих минфинов. Центральный банк покупает облигации своего минфина, осуществляя при этом целевую эмиссию и обеспечивая поступление этих средств в бюджет. При этом масштабы покупок центральными банками гособлигаций достигают весьма существенных объемов. Например, покупки со стороны цен-тробанков США, ЕС, Польши превысили 50% выпуска гособлигаций в своих странах в период с февраля по сентябрь 2020 г., а в Японии даже 70%. Отметим, что в Японии центральный банк на своем балансе держит почти 2/3 всего объема японских гособлигаций. По оценкам ООН, центральный банк из «кредитора последней инстанции становится покупателем последней инстанции» [1].

По-видимому, эта тенденция будет все больше возрастать. В России такие механизмы не используются, что говорит о наличии у нас большого неиспользуемого потенциала, который мог бы обеспечить устойчивое финансирование экономического роста РФ.

Библиографический список

1. UN. World Economic Situation and Prospects, 2021.

2. Janet Yellen. Opening Statement of Dr. Janet Yellen before the Senate Finance Committee Remarks as prepared. 19.01.2021.

https://www.finance.senate.gov/imo/media/doc/JLY%20openmg%20 testimony%20%20(1).pdf

3. Fed Chair Jerome Powell Testimony on Economic Recovery Transcript February 23, 2021. Fed Chair Jerome Powell Testimony on Economic Recovery Transcript February 23-Rev.

4. OECD. OECD Economic Outlook, Interim Report. Strengthening the recovery: The need for speed. March 2021. https://www.oecd.org/ economic-outlook/

References

1. UN. World Economic Situation and Prospects, 2021.

2. Janet Yellen. Opening Statement of Dr. Janet Yellen before the Senate Finance Committee Remarks as prepared. 19.01.2021. https://www. finance.senate.gov/imo/media/doc/JLY%20opening%20testimony%20 %20(1).pdf

3. Fed Chair Jerome Powell Testimony on Economic Recovery Transcript February 23, 2021. Fed Chair Jerome Powell Testimony on Economic Recovery Transcript February 23-Rev.

4. OECD. OECD Economic Outlook, Interim Report. Strengthening the recovery: The need for speed. March 2021. https://www.oecd.org/ economic-outlook/

Контактная информация / Contact information

Институт энергетики и финансов, 101000, г. Москва, Потаповский

пер., д. 5, стр. 4.

Institute for Energy and Finance, 5/4, Potapovsky pereulok, Moscow

101000, Russia

Ершов Михаил Владимирович / Mikhail V. Ershov

+7 (495) 787-74-51, lupandina@fief.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.