Научная статья на тему 'Остояние способа производства материальных благ и образа жизни людей как индикаторы, детерминирующие внутриконфессиональные противоречия в республике Дагестан'

Остояние способа производства материальных благ и образа жизни людей как индикаторы, детерминирующие внутриконфессиональные противоречия в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
99
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ / ОБРАЗ ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ / ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ / ЭТОС / НОРМЫ МОРАЛИ И НРАВСТВЕННОСТИ / НОРМЫ ПРАВА / УСТАНОВЛЕННЫЙ ПРАВОПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Курбанов Махач Ахмедович

Проанализирована диалектическая взаимосвязь между состоянием способа производства материальных благ и образа жизни людей, проживающих в Республике Дагестан с состоянием уровня внутриконфессиональных противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Курбанов Махач Ахмедович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Остояние способа производства материальных благ и образа жизни людей как индикаторы, детерминирующие внутриконфессиональные противоречия в республике Дагестан»

28

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 33

СОСТОЯНИЕ СПОСОБА ПРОИЗВОДСТВА МАТЕРИАЛЬНЫХ БЛАГ И ОБРАЗА ЖИЗНИ ЛЮДЕЙ КАК

ИНДИКАТОРЫ, ДЕТЕРМИНИРУЮЩИЕ ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ

В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН

THE STATE OF THE PRODUCTION MODE OF THE PEOPLE’S WEALTH AND LIFESTYLE AS INDICATORS DETERMINING INTRARELIGIOUS CONTROVERSIES

IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN

© 2015 Магаррамов М. Д., Курбанов М. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Magarramov М. D., Kurbanov М. А.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. Проанализирована диалектическая взаимосвязь между состоянием способа производства материальных благ и образа жизни людей, проживающих в Республике Дагестан с состоянием уровня внутриконфессиональных противоречий.

Abstract. The authors of the article analyze the dialectical relationship between the state of the method of production of material goods and lifestyle of people living in the Republic of Dagestan with the state of the level of the intrareligious controversies.

Rezjume. Proanalizirovana dialekticheskaja vzaimosvjaz' mezhdu sostojaniem sposoba proizvodstva materi-al'nyh blag i obraza zhizni ljudej, prozhivajushhih v Respublike Dagestan s sostojaniem urovnja vnutrikonfession-al'nyh protivorechij.

Ключевые слова: способ производства материальных благ, образ жизни людей, внутриконфессиональное согласие, внутриконфессиональные противоречия, этос, нормы морали и нравственности, нормы права, установленный правопорядок.

Keywords: method of production of material goods, people's lifestyle, intra-religious consent, intra-religious controversies, ethos, ethics and morality norms, rule of law, established law and oder.

Kljuchevye slova: sposob proizvodstva material'nyh blag, obraz zhizni ljudej, vnutrikonfessional'noe soglasie, vnutrikonfessional'nyeprotivorechija, jetos, normy morali i nravstvennosti, normy prava, ustanovlennyjpravopor-jadok.

Раскрытием природы и сущности внутриисламских противоречий сквозь призму амбивалентных, дихотомичных и синкретичных составляющих категории «общественное бытие» - способа производства материальных благ и образа жизни людей в обществоведческой литературе почти никто не занимался. Этим обосновывается актуальность этого исследования.

Анализ опредмеченной проблемы мы начнем с того, что основой воспроизводствен-

ного процесса экономики Республики Дагестан является существующий способ производства материальных благ. Как известно, в своей основе этот способ включает в себя две категории - «производительные силы» и «производственные отношения». От состояния эффективности их развития зависит позитивная результативность экономики как макроуровня, так и микроуровня. Это, безусловно, отражается на состоянии каждого дагестанца. В том случае, когда экономика развивается

Общественные и гуманитарные науки

29

• ••

динамично, растёт производительность труда, то адекватно этим процессам растёт заработная плата каждого работника и количество безработных сокращается. Вместе с этим улучшается социальное положение граждан, снижается накал напряжённости в обществе. И наоборот, когда экономика развивается экстенсивным путём, невозможно говорить о бурном росте производительности труда, подкреплении бюджета налогами, выполнении государством своих социальных обязательств, сокращении числа безработных граждан [1]. Весь этот негатив, вместе взятый, никак не способствует обеспечению внутриконфессионального согласия в Республике Дагестан.

Как в своё время справедливо отметил А. К. Алиев, «можно выделить ряд причин внутреннего характера, которые привели к появлению радикализма среди мусульман России и Дагестана, в том числе:

- практическое отсутствие научно обоснованной национальной и религиозной политики РФ на Юге России, отсутствие глубокого анализа и прогнозов в этих сферах;

- значительное понижение уровней жизни населения после распада СССР;

- колоссальная разница в уровне жизни между богатыми и бедными, еще более заметная в местах компактного проживания мусульман;

- закрытие многих крупных советских предприятий на юге страны, приведшее к значительной безработице, особенно среди молодежи в ряде регионов Северного Кавказа и Дагестана, в том числе практически 80 % сельского населения;

- коррупция в органах государственной власти;

- неискоренимая коррупция в высших и средних специальных учебных заведениях, лишающая молодых людей уверенности в завтрашнем дне и справедливости при поступлении в высшие учебные заведения;

- деградация общественной нравственности, распространение проституции, наркомании, алкоголизма и т. д.» [2].

Со слов Андрея Епифанцева - главы аналитического бюро, ведущего программы «Кавказская политика» на радио «Голос России» «есть три угрозы для Дагестана. Первая - если вдруг, например, в случае резкого падения цен на нефть государство больше не сможет в прежнем объёме дотировать дагестанскую экономику и вместо 85 % дотаций будет 30 %, то это приведёт к катастрофе». То есть нарастанию «радикальных исламских настроений. Они будут расти как альтернативное средство восстановления порядка и справедливости, как выход из кризиса». В Дагестане кланы умеют только делить, а не прибавлять и умножать: «делить поток федеральных денег и те активы, что есть в Дагестане: ресурсы, землю. Для снятия указанных проблем необходимо, «чтобы гражданское общество контролировало власть. Нужно развивать там производство как в городах, так и на селе. В Дагестане очень тяжёлая

ситуация с безработицей, не только потому, что там большое население, но и вследствие ухода жителей из села в город» [3].

Сегодняшнее состояние дагестанской экономики таково, что о сколько-нибудь значимом динамичном её развитии вряд ли приходится говорить по той простой причине, что республика в буквальном смысле нуждается в очередной, новой индустриализации. Ранее в советское время существовавшие заводы были ориентированы на выпуск продукции военнопромышленного комплекса. Сегодня особой нужды в такой продукции у страны нет. Конверсионная программа по перепрофилированию заводов на выпуск гражданской продукции ожидаемого и полноценного результата не дала. Многие высококвалифицированные работники уволились и продолжают увольняться. Станки и оборудование в своей основной массе простаивают и не выдают никакой продукции. В этих условиях можно говорить об экономическом запустении и системном промышленном кризисе. Выход из этого тупика в большей степени следует увязать с инвестициями. Из-за нестабильной общественно-политической обстановки и, прежде всего, противозаконной деятельности внутриконфессиональных течений их «прихода» вряд ли стоит ожидать, так как никто из представителей крупного бизнеса не хочет рисковать своими финансами, вложив их в нестабильный регион. В то же самое время выход из создавшейся ситуации опять-таки невозможен без привлечения соответствующих инвестиций. В этом смысле были бы оправданными и логически выверенными шаги федерального центра по выделению крупной суммы инвестиций, скажем, в сумме 10-15 миллиардов долларов США под конкретные индустриальные проекты. В 10 городах Дагестана целесообразно было бы построить как минимум 10 заводов по выпуску разнообразной промышленной продукции. Часть средств можно было бы направить на развитие агроиндустрии и в сферу переработки и хранения сельскохозяйственной продукции. При таком подходе были бы сняты следующие проблемы: во-первых освоение этих финансовых средств повлечёт за собой резкое увеличение числа рабочих мест в строительном секторе и значительно сократит число безработных; во-вторых, работа самой строительной индустрии - это перечисление налогов в разные уровни бюджетов, включая местный и республиканский; в_ третьих, сдача в эксплуатацию этих производственных объектов - это опять таки рабочие места, но снижения уровня безработицы уже не произойдёт по той простой причине, что ранее трудоустроившиеся в строительный сектор работники после завершения объектов опять-таки могут не получить в дальнейшем заказы на строительные подрядные работы; в_ четвёртых, сам факт возведения и сдачи в эксплуатацию промышленных и сельскохозяйственных объектов многократно может увеличить величину бюджета республики, возрастёт ВВП. А все сказанное в своей сово-

30

• ••

Известия ДГПУ, №2, 2015

купности даст экономические ресурсы для власти, институтов гражданского общества в минимизации случаев внутриконфессиональных конфликтов. Мы не ошибёмся, если скажем, что именно экономическая отсталость и запустение в ряде секторов дагестанской экономики является основной объективной причиной внутриконфессиональных разногласий. Нищета, безработица, высокая рождаемость и отсутствие у многих дагестанцев реальных возможностей продать свои способности к труду обрекает их семьи на нищенское и полуголодное существование. А это только способствует росту в обществе протестных настроений не только по отношению к действующей власти, но и к тем религиозным институтам, которые сотрудничают с властью. Пока в дагестанском обществе будет сохраняться экономическая необустроенность, безработица и нищета, коррупция, говорить о возможности достижения внутриконфессионального согласия представляется проблематичным.

В обществоведческой литературе категория «образ жизни» иногда является синонимом слова «этос» и в рамках этого исследования мы будем употреблять его в обозначенном контексте.

Образ жизни каждого дагестанца также непосредственно влияет на уровень внутриконфессионального согласия в республике. Если образ жизни верующего мусульманина укладывается в рамки устоявшихся в республике и в стране нормы морали и нравственности, то такой образ жизни приемлем государству и обществу. Но если же речь идёт об обратном, то ни государство, ни общество с таким образом жизни мусульманина согласиться не может, ибо последний в своей основе перечёркивает нормы не только права и морали, но и всего исламского вероучения.

Известно, что в сегодняшнем Дагестане можно условно выделить два крупных внутриисламских течения - традиционное и сала-фитское. Отсюда можно говорить о двух формах образа жизни верующих мусульман в Дагестане. Остановимся немного подробнее на характеристике одного из течений, которое в своей содержательной части выдаёт целую палитру разнообразных внутриисламских направлений. О них достаточно подробно и лаконично говорит в своей статье профессор М. Абдуллаев. С его слов «тарикатский мюридизм является кавказской разновидностью суфизма. Он сформировался на базе суфизма, используя идеи и установления вероучения разновидностей тариката накшубандийского, а затем кадирийского и шазилийского толков. В мире много разновидностей суфизма - факи-ризм, дервишизм, мурабутизм, ишанизм и др... Их философская основа одна, но ритуалы и обряды во многом разные». Основное содержание суфизма составляет этическое учение. К основным нравственным принципам суфизма можно отнести «верность нравственному долгу», «почтительность», «чистосердечность» в первую очередь по отношению к шейху, «сострадание», «отказ от прихотей плоти», «терпение», «покорность судьбе»,

«умение переносить все страдания и горечи жизни как божественную благодать, без выражения недовольства» [4].

В разнообразии внутриисламских течений нет ничего удивительного, ибо в современном мире насчитывается «более 2 тысяч этнокультурных различий и около 5 тысяч языковых особенностей» [5], что неизбежно оказывает влияние на внутриконфессиональные отношения во всём мире, включая Республику Дагестан.

На самом деле этос людей, как совокупность их индивидуального сознания, его проявление в повседневных поведенческих актах через темперамент (динамическая характеристика поведения), обычаи, привычки, нравы и характеры людей во многом предопределяют причины, содержание и протекание внутриисламского согласия.

В то же самое время антонимом понятия «этос» является понятие «патос», обозначающее всё то, что приводит к расшатыванию установленного в обществе порядка, к разрушению ценностей этоса, то есть к «порче нравов». Иначе говоря, позитивному образу жизни многих представителей мусульманской уммы жёстко противостоит образ жизни другой, незначительной группы мусульман, которые совсем по-другому относятся к традиционным общемусульманским ценностям, игнорируют их содержание и требования. Стоит ли соглашаться с тем, что конфликт в таком случае остаётся одним лишь средством разрешения этих противоречий? Представляется, что нет.

Живой диалог между разными исламскими течениями является одной из панацей, с помощью которого можно было бы минимизировать конфликтные случаи. Правда, в средствах массовой информации и коммуникации встречаются статьи, в которых утверждается, что после убийства Саида Чиркейского наметившаяся тенденция к диалогу между противоборствующими друг с другом исламскими течениями сводится на нет. Тем не менее, диалог на наш взгляд, является одной из важных и ценных средств преодоления накопившихся проблем и снятия противоречий между внутриисламскими течениями.

Со слов доктора философских наук А. В. Полосина «с периода развала Советского Союза, когда люди получили возможность свободно исповедовать свою религию и строить мечети, прошло уже определённое время, но до конца не сформирован образ российского мусульманина. Он какой-то ещё непонятный, сложившийся усилиями СМИ и поведению самих мусульман. Каким должен быть в идеале образ современного российского мусульманина и к чему мы должны стремиться, формируя его?» [б]. И справедливо предлагает составляющие образа жизни положительного мусульманина «законопослушного, умеренного, не конфликтного, толерантного, который дружит с представителями других религий, то есть осознаёт себя гражданином сво-

Общественные и гуманитарные науки

31

• ••

ей родины, приумножает духовные ценности» [6].

Именно к такому общему знаменателю могли бы прийти представители внутриисламских течений на совместных встречах, которые могли бы проводиться в формате исламских конференций, внутриисламского диалога, переговоров за круглым столом и т. д. На самом деле именно такая картина взаимоотношений между разными внутриисламскими течениями устраивает сегодня значительную часть населения Дагестана и других субъектов СевероКавказского федерального округа.

Суть ислама - в моральном характере всех постулатов учения, игнорирование убийств ни в чём не повинных граждан, проповедь терпения и отрицание насилия. Именно эти ценности могли бы лечь в основу образа жизни других течений в исламе, и только в таком случае все дагестанцы могли бы надеяться на мирную и созидательную жизнь.

Но реалии в Дагестане таковы, что «при всей важности преодоления внутриконфессионального конфликта необходимо учитывать,

что религиозный раскол имеет серьезные социальные корни, которые в тех или иных формах будут по-прежнему провоцировать противостояние в обществе» [7]. А стало быть, необходим адекватный перечень мер, направленных на снятие основ такой ситуации.

В завершении публикации отметим, что от совершенного и развитого состояния способа производства материальных благ Республики Дагестан, идеального образа жизни людей разных национальностей, проживающих в нем, зависит состояние уровня внутриконфессиональных противоречий, их гармоничного сосуществования друг с другом на основе личной свободы.

Дагестанцы во все исторические времена находились в дружбе и взаимопонимании друг с другом независимо от религиозных взглядов. И главным критерием, лежащим в основе мирного сосуществования людей, были и должны им быть сегодня веками устоявшиеся, проверенные временем и жизнью нормы морали и нравственности, корреспондирующиеся с ними нормы права.

Литература

1. Магаррамов М. Д., Гасанов М. Г. Экономика России от инноваций к модернизационному рывку: проблемы и перспективы развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета // Общественные и гуманитарные науки. 2013, № 2. С. 44-48. 2. Алиев А. К. Современные этнополитические процессы в Дагестане // Дагестанская правда (приложение к газете). 2011. 30 июля. № 280-281. С. 3. 3. Акопов П. Сломать поодиночке. Москва пытается вырвать Дагестан из рук коррумпированных мафиозных кланов // Настоящее время. Еженедельник. 2013. 1 ноября. № 43. С. 17. 4. Абдуллаев М. А. Выдающиеся дагестанцы // Молодёжь Дагестана. 2013, 13 сентября. № 36. С. 9. 5. Викторов А. Ш. К проблеме сохранения русской культуры и российской цивилизации // Вестник МГУ. Серия 18 (Социология и политология). 2012. № 1. С. 65. 6. Полосин А. В. Нам нужна исламская интеллигенция // Молодёжь Дагестана. 2013. 8 ноября. № 44. С. 8. 7. Стародубовская И. Дагестан - непростой процесс урегулирования // Экономико-политическая ситуация в России. 2012. № 6. С. 60.

References

1. Magarramov M. D., Gasanov M. G. Russia economy from innovations to modernization breakthrough: problems and prospects // Proceedings of Dagestan State Pedagogical University. Social and Humanitarian Sciences. 2013. # 2. P. 44-48. 2. Aliev A. K. Modern ethno-political processes in Dagestan // Dagestanskaya Pravda (supplement to the

newspaper). 2011. 30, July. # 280-281. P. 3. 3. Akopov P. To break one by one. Moscow tries to pull Dagestan from the hands of corrupt mafia clans // Nastoyashchee Vremya. Weekly newspaper. 2013. November, 1. # 43. P. 17.

4. Abdullaev M. A. Outstanding Dagestan peoples // Molodezh Dagestana. 2013, 13, September. # 36. P. 9.

5. Victorov A. Sh. The problem of preserving the Russian culture and Russian civilization // Bulletin of MSU. Series 18 (Sociology and Political Science). 2012. # 1. P. 65. 6. Polosin A. V. We need Islamic intellectuals // Molodezh Dagestana. 2013, November, 8. # 44. P. 8. 7. Starodubovskaya I. Dagestan, a difficult process of settling // Economic and political situation in Russia. 2012. # 6. P. 60.

Literatura

1. Magarramov M. D., Gasanov M. G. Jekonomika Rossii ot innovacij k modernizacionnomu ryvku: problemy i perspek-tivy razvitija // Izvestija Dagestanskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta // Obshhestvennye i guman-itarnye nauki. 2013, № 2. S. 44-48. 2. Aliev A. K. Sovremennye jetnopoliticheskie processy v Dagestane // Dagestan-skaja pravda (prilozhenie k gazete). 2011. 30 ijulja. № 280-281. S. 3. 3. Akopov P. Slomat' poodinochke. Moskva

pytaetsja vyrvat' Dagestan iz ruk korrumpirovannyh mafioznyh klanov // Nastojashhee vremja. Ezhenedel'nik. 2013. 1 nojabrja. № 43. S. 17. 4. Abdullaev M. A. Vydajushhiesja dagestancy // Molodjozh' Dagestana. 2013, 13 sentjabrja. № 36. S. 9. 5. Viktorov A. Sh. K probleme sohranenija russkoj kul'tury i rossijskoj civilizacii // Vestnik MGU. Serija 18 (Sociologija i politologija). 2012. № 1. S. 65. 6. Polosin A. V. Nam nuzhna islamskaja intelligencija // Molodjozh' Dagestana. 2013. 8 nojabrja. № 44. S. 8. 7. Starodubovskaja I. Dagestan - neprostoj process uregulirovanija // Jekonomi-ko-politicheskaja situacija v Rossii. 2012. № 6. S. 60.

Статья поступила в редакцию 24.03.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.