Научная статья на тему 'От историографии внутриконфессионального согласия к механизму разрешения внутриконфессиональных противоречий'

От историографии внутриконфессионального согласия к механизму разрешения внутриконфессиональных противоречий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
173
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНОЕ СОГЛАСИЕ / МЕХАНИЗМ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ / ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ НА УРОВНЕ ТОЖДЕСТВА / РАЗЛИЧИЯ / СУЩЕСТВЕННОГО РАЗЛИЧИЯ И КОНФЛИКТА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Омаров Арсланали Абдуллаевич

В статье сформулирована авторская дефиниция внутриконфессионального согласия. С учетом социально-философской природы и содержания противоречий, теоретического и эмпирического материала предпринята попытка создания механизма по снятию внутриконфессиональных противоречий в Республике Дагестан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Магаррамов Магаррам Джабраилович, Омаров Арсланали Абдуллаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «От историографии внутриконфессионального согласия к механизму разрешения внутриконфессиональных противоречий»

36

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ

УДК 130.2

ОТ ИСТОРИОГРАФИИ ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНОГО СОГЛАСИЯ К МЕХАНИЗМУ РАЗРЕШЕНИЯ ВНУТРИКОНФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОТИВОРЕЧИЙ

FROM THE INTRA-CONFESSIONAL CONSENT HISTORIOGRAPHY TO THE MECHANISM OF RESOLVING THE INTRA-CONFESSIONAL CONTRADICTIONS

© 2015 Магаррамов М. Д., Омаров А. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

© 2015 Magarramov М. D., Omarov А. А.

Dagestan State Pedagogical University

Резюме. В статье сформулирована авторская дефиниция внутриконфессионального согласия. С учетом социально-философской природы и содержания противоречий, теоретического и эмпирического материала предпринята попытка создания механизма по снятию внутриконфессиональных противоречий в Республике Дагестан.

Abstract. The authors of the article state their own definition of the intra-confessional consent. Taking into account the socio-philosophical nature and content of contradictions, theoretical and empirical material they attempted to create a mechanism for settling the intra-religious conflicts in the Republic of Dagestan.

Rezjume. Stat’e rovana avtorskaja definicija vnutrikonfessional’nogo soglasija. S uchjotom social'no-filosofskoj prirody i soderzhanija protivorechij, teoreticheskogo i jempiricheskogo materiala predprinjata popytka sozdanija mehanizma po snjatiju vnutrikonfessional'nyh protivorechij v Respublike Dagestan.

Ключевые слова: внутриконфессиональное согласие, механизм обеспечения внутриконфессионального согласия, внутриконфессиональные противоречия на уровне тождества, различия, существенного различия и конфликта.

Keywords: intra-confessional consent, mechanism of providing the intra-confessional consent, intraconfessional contradictions at the level of identities, differences, significant differences and conflict.

Kljuchevye slova: vnutrikonfessional'noe soglasie, mehanizm obespechenija vnutrikonfessional’nogo soglasija, vnutrikonfessional’nye protivorechija na urovne tozhdestva, razlichija, sushhestvennogo razlichija i konflikta.

Выявление механизма обеспечения внутриконфессионального согласия в Республике Дагестан является одной из актуальных проблем современной этнополитической науки. Она за постперестроечный период развития нашей республики стала в ряд основных, по той простой причине, что государство, став на путь обеспечения свободы совести, соответствующим образом закрепило право каждого гражданина исповедовать либо не исповедовать ту или иную религию. В то же самое время, это право стало для целых групп людей инструментом борьбы с внутриконфессиональным инакомыслием, противоправным орудием сведения счётов друг с другом.

Таким образом, свобода совести для некоторых дагестанцев и других верующих с сопредельных с Дагестаном субъектов Российской Федерации стала антиподом свободы и демократии, его негативной оборотной стороной. Всё это никак не укладывается в цивилизованное, мирное сосуществование людей на основе личной свободы. В силу сказанного важной задачей является выявление механизма обеспечения внутриконфессионального согласия в Республике Дагестан. Ведь каждое явление общественной жизни имеет имманентно присущие материальные и идеальные основы, предопределяющие его структуру, внутреннее и внешнее содержание, динамику протека-

Общественные и гуманитарные науки

• ••

37

ния, а также влияние на другие явления. В этом смысле крайне важным является выявление объективных детерминант, обусловливающих внутриконфессиональные разногласия, порой вливающиеся в открытое противостояние, деструктивно влияющие почти на все сферы жизни общества.

Параллельно с объективными важное значение имеют и субъективные факторы, которые в своей совокупности также предопределяют содержание и характер зарождения, протекания и вариантов снятия внутриконфессиональных конфликтов. Субъективные факторы консонансно с объективными, своими основами предопределяют судьбу внутриконфессиональных взаимоотношений, включая конфликтные. В силу сказанного обеспечение внутриконфессионального согласия детерминировано целым рядом факторов бытия и сознания, объективного и субъективного, материального и идеального.

Если сказать кратко, то актуальность темы исследования вытекает из того, что осуществление Республикой Дагестан модернизации всех сфер жизни общества во многом детерминировано обеспечением внутриисламского согласия. Речь идёт о достижении процесса мирного сосуществования представителей всех существующих в республике религиозных исламских течений. В более узком плане можно говорить об обеспечении согласия между различными направлениями в исламе и, прежде всего, между представителями традиционного исламского вероисповедания (та-рикатистами) и воинствующего направления в исламе (салафитами).

Цель публикации состоит в том, чтобы, опираясь на наработанный материал по обозначенной проблеме, а также собственное видение, определить механизм, процедуры обеспечения внутриконфессионального согласия в Республике Дагестан. Из приведённой цели логически вытекает задача исследования, которая нами сведена к следующему: проанализировать имеющуюся научную литературу по этой проблеме, сформулировать дефиницию внутриконфессионального согласия и определить содержание внутриконфессиональных противоречий.

Говоря об историографии вопроса, следует отметить, что проблема обеспечения межисламского согласия является предметом изучения политологов, философов, религиоведов и публицистов, прежде всего, в форме газетных и журнальных публикаций. Но в обозначенном ключе данная тема почти не была предметом серьёзного научного анализа. Но, тем не менее, имеются исследования, посвящённые выявлению сущности конфликтов на Северном Кавказе [1]. Так, А. Г. Гусейнов справедливо отмечает, что социальные конфликты в северокавказском регионе стали одним из важных факторов политического процесса и оказывают влияние на общественное бытие и личную жизнь населения. В монографии изучен опыт управления социальными конфлик-

тами на Северном Кавказе в современных условиях, особенно на примере Республики Дагестан. Автор указывает на необходимость закрепления в российском, в том числе и северокавказском обществе, идей этноконфессиональной толерантности (М. М.) и межэтнического согласия.

Вопросы государственно-конфессиональных отношений, роли религиозных объединений в условиях формирования гражданского общества, истории и современного состояния этно-конфессиональных отношений на Северном Кавказе стали предметом обсуждения на научнопрактической конференции, проходившей в Махачкале 15 октября 2003 года [2].

По истечении трёх лет были опубликованы материалы Всероссийской научно-практической конференции, в которых охвачен широкий спектр вопросов общественно-политической жизни Северного Кавказа. В частности, речь идёт о взаимодействии этнополитических процессов и религиозного фактора, мусульманского духовенства, общественных объединений, религиозного фундаментализма и традиционализма. Также рассматриваются пути разрешения этнополитических, конфессиональных конфликтов, обеспечения безопасности Юга России и духовнонравственного оздоровления общества [3]. На самом деле, многие вопросы, которые поднимались на этой конференции, имеют актуальный характер сегодня, находят разрешение в практических действиях работников органов государственной власти и местного самоуправления. А некоторые из них до сих пор не реализованы в силу целого ряда объективных и субъективных причин.

О религии как одном из конфликтогенных факторов писали в своей коллективной публикации В. А. Авксентьев, Г. Д. Гриценко и А. В. Дмитриев [4].

Сущность и содержание религиознополитического экстремизма и этноконфессио-нальной толерантности на Северном Кавказе были предметом глубокого социально-философского анализа в рамках коллективной монографии [5]. В ней авторы проанализировали религиозноправовые концепции, пути распространения, этапы, формы и методы реализации идеологии религиозно-политического экстремизма. В работе сформулирован перечень мер, необходимых для работников органов государственной власти и местного самоуправления, направленных на минимизацию случаев проявления религиознополитического экстремизма и терроризма. Концептуальные положения монографии нами учтены в настоящем исследовании.

В 2007 году (12 апреля) под эгидой Регионального центра этнополитических исследований (РЦЭИ) ДНЦ РАН проводилась Всероссийская научная конференция, посвящённая проблеме сохранения толерантности в условиях полиэтничного и многоконфессионального региона. И, как результат проведения конференции, был опубликован сборник научных статей. В конце сборника

38

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

сформулированы выводы-рекомендации научноаналитического, идеолого-пропагандистского, образовательно -методического, нормативно -

методического и организационного характера, адресованные соответствующим министерствам и ведомствам и в своей основе, направленные на снятие существующих в республике проблем [6].

Вопросы, связанные с обеспечением внутриконфессионального согласия, были предметом пристального внимания учёных, нашли своё отражение в докладах на региональной научной конференции, проведённой 25 сентября 2008 года в Махачкале. Тема конференции в основном была связана с особенностями геополитического положения Северного Кавказа и Дагестана, а также с их ролью в современном геополитическом измерении, системе региональной и национальной безопасности [7].

Проблема обеспечения внутриконфессионального согласия была предметом обсуждения на международной конференции, проведённой 22 октября 2009 года по инициативе РЦЭИ ДНЦ РАН и Института истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН. В рамках второй секции этого научного мероприятия были обсуждены этнополитические и этноконфессиональные процессы на Кавказе сквозь призму истории и современности. Вместе с тем, проблемы взаимодействия и взаимовлияния народов, культур России и Кавказа в историческом прошлом и на современном этапе их развития, а также рекомендации конференции в значительной степени помогли органам государственной власти и управления Дагестана в борьбе с проявлениями религиознополитического экстремизма и терроризма [8].

Вопросы борьбы с религиозно-политическим экстремизмом и терроризмом, а также обеспечения внутриконфессионального согласия стали предметом исследования в рамках монографических исследований [9].

Часть вопросов обеспечения внутриконфессионального согласия нашла отражение в публикациях, озвученных в форме докладов на всероссийской научной конференции, посвящённой памяти известного учёного-философа А. К. Алиева [10].

Целый ряд аспектов объективного и субъективного характера, направленных на обеспечение внутриконфессионального согласия, находит на эмпирическом уровне отражение в материалах периодической печати Дагестана и России.

Учитывая весь массив существующей литературы, можно наблюдать, что успешность проводимых реформ в Дагестане, реализация десяти общенациональных проектов, реализуемых по инициативе главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова во многом зависит от достижения внутриисламского согласия. Её обеспечение требует определения механизма внутриконфессиональных противоречий.

Вместе с тем логика проведения настоящего исследования требует от нас определить понятие

(дефиницию) внутриконфессионального согласия. Под ним в настоящем исследовании понимается такая степень развитости межличностных отношений внутри религиозной конфессии, когда отсутствуют какие-либо серьёзные основания для взаимной вражды и розни, когда каждый представитель веры готов помочь своему собрату по вере в трудную жизненную минуту советом, добрым словом, материальной помощью, сопереживанием в беде. Внутриисламское согласие есть гармония во взаимоотношениях между людьми одной веры безотносительно к тому, кто и как трактует положения этой веры. Главной опорой взаимоотношений между людьми в рамках всей исламской ум-мы выступают общечеловеческие, моральнонравственные ценности.

Помимо внутриконфессионального согласия в целом ряде научных трудов можно встретить категорию «межконфессиональное согласие». Под ним понимается такое качественное состояние во взаимоотношениях между различными религиозными конфессиями, когда отсутствуют какие-либо основания для вражды, недоверия. Возникающие проблемные ситуации разрешаются путем переговоров и консенсуса.

Республика Дагестан является поликонфессиональным государством в составе Российской Федерации (в нём мирно сосуществуют ислам, православие, буддизм и иудаизм). Тем не менее, за постсоветское время внутри основного для республики вероисповедания - ислама, имеются разногласия между группами верующих, причисляющих себя к разным течениям. В связи с этим возникают вопросы: для чего Дагестану внутриконфессиональное согласие? Какие факторы предопределяют индекс согласия? Какие из этих факторов являются доминантными, а какие неопределяющими? Ответы на эти вопросы будут очевидными, если мы обратим свой взор на механизм внутриконфессиональных противоречий.

Этот механизм представляет собой определённый перечень целенаправленных мер, действий, ориентированных на ослабление и снятие противоречий между конфликтующими субъектами, конечной задачей которого является приход к общему мнению, удовлетворяющему каждого, приемлемого для индивидов, групп людей и общества в целом. Структура этого механизма корреспондируется с содержанием природы противоречий. Так, мы выделяем 4 уровня противоречий, а именно: а) тождества; б) различия; в) существенного различия; г) конфликта. Адекватно каждому из перечисленных уровней противоречий можно выделить соответствующий механизм их снятия.

Внутриконфессиональные противоречия на уровне тождества означают их нахождение в латентном, скрытом и незаметном состоянии. Механизм их снятия состоит в том, что, во-первых, необходимо путём инсайта, антиципации определить, что определённый перечень мер, действий субъектов различных течений может со временем привести к предконфликтному, а затем и кон-

Общественные и гуманитарные науки

39

• ••

фликтному состоянию; во-вторых, необходимо определить главный, доминантный состав субъектов, инициирующих своими действиями предконфликтную ситуацию; в-третьих, необходимо найти альтернативу таким действиям, которые помогут достичь соответствующей цели, но иными средствами, мерами, действиями и в своей основе, не вызывающие антипатию у представителей другого религиозного течения; в-четвёртых, выявить, имеются ли в действиях субъектов противоречия на уровне тождества, соответствующий, личный, корыстный мотив, который изначально никак не проявляется, а при дальнейшей его реализации может свести противоречия с уровня тождества на другой более опасный уровень их развития - различия; в-пятых, при обнаружении такого состояния предпринять меры по его снятию.

Теперь обратимся к внутриконфессиональным противоречиям на уровне различия. Ясно, что по сравнению с уровнем тождества, этот уровень приближает субъектов - участников внутриконфессиональных течений к более опасному качественному состоянию межличностных отношений, способных существенно обострить их отношения. На этом уровне также важно определить субъектный состав лиц, действиями которых противоречия с уровня тождества переходят на уровень различия. Важно знать содержание и направленность их действий, точки соприкосновения мнений и суждений, а также точки взаимоисключения направленности мысли.

На этом этапе одной из простых, элементарных панацей снятия противоречий является работа лидеров религиозных течений с наиболее радикально настроенными членами групп по разъяснению бесперспективности и разрушительной направленности их мыслей.

Эндоконфессиональные противоречия на уровне существенного различия приближают отношения между различными религиозными течениями в рамках одной конфессии к очень опасной черте, за которой неизбежен конфликт со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями как для самой религиозной общины, так и для общества и государства. Этот уровень противоречий возникает из-за оплошности в действиях лидеров религиозных течений. Ведь такую негативную ситуацию можно было бы избежать ещё на более ранних стадиях эволюции противоречий, если были бы предприняты конкретные действия по их снятию.

Если на уровне тождества и различия носители, инициаторы противоречий находились как бы в латентном, скрытом состоянии, то на уровне существенного различия эти субъекты уже очевидны как для самих религиозных течений, так и для общества и государства. По сути это предконфликтная ситуация, выход из которого, конечно же, важен и нужен.

Механизм выхода таков, что нужно опять-таки определить предмет спора или разногласий, носи-

телей идей и действий из-за которых возникла такая ситуация. Необходим план действий по снятию предконфликтной ситуации не только со стороны лидеров религиозных течений, но и со стороны работников органов государственной власти и местного самоуправления, которые по роду своей деятельности призваны предотвращать предконфликтные ситуации в обществе, включая в религиозной его части. Причём в ряду такой целенаправленной работы могли бы быть посреднические услуги, круглые столы и иные формы переговоров, ориентированные на приход сторон к консенсусу.

Завершающим уровнем внутриконфессиональных противоречий, формой их абстрактного выражения и конкретного проявления является конфликт. Он по своей сути является результатом бездействия соответствующих субъектов как внутри самих религиозных течений, так и субъектов государственных органов и органов местного самоуправления, призванных регулировать и гармонизировать отношения между гражданами, включая и верующих.

Опасность этого конфликта в том, что каждое внутриконфессиональное течение имеет своих акторов, участников. Причём их количество в условиях республики Дагестан измеряется тысячами и тысячами. Тем более у каждого течения имеется собственное видение сути толкования религиозного учения, соответствующая денежноимущественная база, подкрепляемая в том числе с помощью подпольных каналов, влияние на соответствующие властные структуры, методы достижения своих целей (зачастую противоречащие требованиям норм действующего права). При всём этом понятно, что сам конфликт должен разрешаться мирными либо иными средствами. Третьего не дано, ибо конфликт вечно продолжаться не может. Тем более органы государственной власти и местного самоуправления не допустят этого. Правда, до прихода к власти в республике М. М. Магомедова в качестве президента республиканские власти видели в уничтожении непримиримых представителей внутриконфессионального течения почти единственное средство снятия конфликта. Но после принятия соответствующих правовых и политических решений на республиканском уровне была создана Комиссия по адаптации. Напомним, что Комиссия по адаптации была создана в ноябре 2010 г. под руководством вице-примьера Правительства Республики Дагестан Ризвана Курбанова. В состав Комиссии вошли руководители силовых структур в регионе, руководство ряда министерств, представители гражданского общества, религиозного сообщества Дагестана. Цель работы Комиссии состояла в упрощении выхода из «леса» тем, кто готов прекратить участие в незаконных вооруженных формированиях и сдать оружие. Итоги работы Комиссии за прошедший период оцениваются неоднозначно. С одной стороны, со слов бывшего президента РД Магомедова М. М., через Комиссию за полтора

40

• ••

Известия ДГПУ, №1, 2015

года прошло 37 человек, ходатайства 32 из них были удовлетворены. Рассмотрено более 100 обращений граждан в связи с нарушением их прав со стороны правоохранительных органов, всем им оказана юридическая помощь.

Позитивность этих действий республиканских властей не вызывает никакого сомнения. Но, по утверждению И. Стародубовской «всё более явно обозначились кризисные явления в деятельности Комиссии по оказанию содействия в адаптации к мирной жизни лицам, решившим прекратить террористическую и экстремистскую деятельность на территории Республики Дагестан» [11]. Однако работа упомянутого органа продолжается и сегодня, то есть нашла одобрение со стороны нового политического руководства современного Дагестана.

Сегодня внутриконфессиональный конфликт не снят. Значит, нужны дополнительные мероприятия, направленные на его снятие или хотя бы на минимизацию его последствий. И здесь важно учесть особенности механизма обеспечения внутриисламского согласия, изложенные выше. Их учёт, видимо, может помочь либо ликвидации конфликтной ситуации, либо минимизации его последствий.

На наш взгляд универсального механизма разрешения эндоконфессиональных конфликтов человечество ещё не придумало, чем тот, который связан с переговорами. При этом не лишними являются посреднические услуги, связанные с предоставлением места для переговоров, независимого от религиозных течений. Тем более, «в мае 2012 года в Дагестане представители разных течений в исламе договорились разрешать спорные вопросы и разногласия путем диалога. Сторонами мирного процесса являются салафиты, представленные ассоциацией ученых «Ахлю Сунна», и суфии в лице ДУМ Дагестана. В апреле в Махачкале на встрече между представителями Духовного управления мусульман Дагестана и представителями «Ахлю Сунна» была принята резолюция, отражающая намерение решать все спорные вопросы в исламе путем дискуссий. Уже прошло

несколько встреч в рамках этого соглашения» [12].

Была бы оправданной практика приглашения в республику известных исламских религиозных деятелей из-за границы, имеющих опыт в налаживании диалога между противоборствующими сторонами внутри религиозной конфессии. Вместе с тем, органам государственной власти и местного самоуправления необходимо учитывать объективные и субъективные факторы, детерминирующие приток в ряды антиобщественных и антигосударственных внутриконфессиональных течений представителей молодёжи. Не проделав такую работу, общество и государство обрекают себя на постоянное генерирование в сторону увеличения рядов незаконных внутриконфессиональных течений, а стало быть, какая-либо пропагандистская работа с ними не будет иметь зримые позитивные для общества очертания и, в конечном счёте, снятие конфликтов будет проблематичным.

Завершая исследование, отметим, что общественные и государственные структуры в Дагестане проделывают большую работу, направленную на обеспечение в республике внутриисламского согласия. Но степень результативности этой работы может быть ещё выше, если общественногосударственные институты в своей сознательной и целенаправленной деятельности будут учитывать содержание механизма снятия внутриконфессиональных противоречий. Необходимо коренным образом улучшить содержание элементов общественного бытия дагестанцев вкупе с гуманистическим осознанием этого бытия сквозь призму форм общественного сознания. Здесь очень велика и важна роль институтов образования и воспитания как светских, так и духовных.

О мире и взаимопонимании в дагестанском обществе нужно думать постоянно и в таком же ритме необходимо проделывать громадную работу для их обеспечения. В этом смысле важны: обшедагестанское единство, сплочённость всех наций на основе обшегуманистических ценностей, культуры горцев, маслиата (общественный договор), этической и правовой культуры.

Литература

1. Авксентьев В. А. и др. Региональная конфликтология. М., 2007. 2. Алиев А. К., Юсупова Г. И. Терроризм как угроза глобальной и национальной безопасности. Махачкала, 2010. 3. Алиев А. К., Арухов

З. С., Ханбабаев К. М. Религиозно-политический экстремизм и этноконфессиональная толерантность на Северном Кавказе. Монография. М., 2007. 4. Взаимодействие государства и религиозных объединений: современное состояние и перспективы. Материалы Северокавказской научно-практической конференции. Махачкала: издательство: «Юпитер». 2004. 5. Гусейнов А. Г. Социальные конфликты Северного Кавказа: сущность и пути урегулирования. Махачкала, 2006. 6. Дагестан, СКФО Конфликты, Об-

щество, Политика, Преступность // Фатуллаев: диалог между суфиями и салафитами в Дагестане неизбежен. Интернет-ресурс: адрес: URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/212501/ 7. Ислам на Северном Кавказе: история и современность. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Махачкала. Издательство: ДНЦ РАН, 2006. 8. Проблемы сохранения толерантности в условиях

полиэтнического и многоконфессионального региона. Сборник научных статей. Издательство ДНЦ РАН. Махачкала, 2008. 9. Россия и Кавказ: история и современность: Международная научная конференция. Махачкала: Издательство «Наука ДНЦ» 2010. 10. Региональный центр этнополитических исследований: итоги и перспективы // Материалы всероссийской научной конференции посвящённой памяти

Общественные и гуманитарные науки

• ••

41

А. К. Алиева. Махачкала, 2013. 11. Северный Кавказ в современной геополитике России. Материалы региональной научной конференции. Сборник материалов конференции. Махачкала, 2009.

12. Стародубовская И. Дагестан - непростой процесс урегулирования // Экономико-политическая ситуация в России. 2012. № 6. С. 60.

References

1. Avksentyev V. A. et al. Regional conflictology. M., 2007. 2. Aliev A. K., Yusupova G. I. Terrorism as a

threat for the global and national security. Makhachkala, 2010. 3. Aliev A. K., Arukhov Z. S., Khanbabaev

K. M. The religious-political extremism and ethno-confessional tolerance in the North Caucasus. The monograph. M., 2007. 4. The interaction between the state and religious associations: current status and prospects. The materials of the North Caucasian scientific-practical conference. Makhachkala: Yupiter, 2004.

5. Guseynov A. G. Social conflicts in the Northern Caucasus: the nature and ways of settlement. Makhachkala, 2006. 6. Dagestan, NCFD Conflicts, Society, Politics, Crime // Fatullaev: dialogue between Sufis and Salafis in Dagestan is inevitable. Internet resource: address: URL: http://www.kavkaz-

uzel.ru/articles/212501/ 7. Islam in the North Caucasus: history and modernity. Materials of all-Russian scientific-practical conference. Makhachkala: DSC RAS Publishing, 2006. 8. Problems of conservation of tolerance in terms of multi-ethnic and multi-confessional region. Collection of scientific articles. Makhachkala: DSC RAS Publishing, 2008. 9. Russia and the Caucasus: history and modernity: International scientific conference. Makhachkala: "DSC Nauka" Publishing, 2010. 10. Regional centre for the ethno-political

studies: results and prospects // Materials of all-Russian scientific conference dedicated to the memory of

A. K. Aliev. Makhachkala, 2013. 11. The North Caucasus in the contemporary geopolitics of Russia. Pro-

ceedings of the regional scientific conference. The conference proceedings. Makhachkala, 2009. 12. Starodubovskaya I. Dagestan, the difficult settlement process // Economic-political situation in Russia.

2012. # 6. P. 60.

Literatura

1. Avksent'ev V. A. i dr. Regional'naja konfliktologija. M., 2007. 2. Aliev A. K., Jusupova G. I. Terrorizm kak ugroza global'noj i nacional'noj bezopasnosti. Mahachkala, 2010. 3. Aliev A. K., Aruhov Z. S., Hanbabaev

K. M. Religiozno-politicheskij jekstremizm i jetnokonfessional'naja tolerantnost' na Severnom Kavkaze. Mo-nografija. M., 2007. 4. Vzaimodejstvie gosudarstva i religioznyh ob#edinenij: sovremennoe sostojanie i

perspektivy. Materialy Severokavkazskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala: izdatel'stvo: «Jupiter». 2004. 5. Gusejnov A. G. Social'nye konflikty Severnogo Kavkaza: sushhnost' i puti uregulirovanija.

Mahachkala, 2006. 6. Dagestan, SKFO Konflikty, Obshhestvo, Politika, Prestupnost' // Fatullaev: dialog

mezhdu sufijami i salafitami v Dagestane neiz-bezhen. Internet-resurs: adres: URL: http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/212501/ 7. Islam na Severnom Kavkaze: istorija i sovremennost'. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Mahachkala. Izdatel'stvo: DNC RAN, 2006. 8. Problemy sohranenija

tolerantnosti v uslovijah polijetnicheskogo i mnogokonfessional'nogo regiona. Sbornik nauchnyh statej. Izdatel'stvo DNC RAN. Mahachkala, 2008. 9. Rossija i Kavkaz: istorija i sovremennost': Mezhdunarodnaja

nauchnaja konferencija. Mahachkala: Izdatel'stvo «Nauka DNC» 2010. 10. Regional'nyj centr jetnopoliti-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

cheskih issledovanij: itogi i perspektivy // Materialy vserossijskoj nauchnoj konferencii posvjashhjonnoj pamjati A. K. Alieva. Mahachkala, 2013. 11. Severnyj Kavkaz v sovremennoj geopolitike Rossii. Materialy regional'noj nauchnoj konferencii. Sbornik materialov konferencii. Mahachkala, 2009. 12. Starodubovskaja I. Dagestan - neprostoj process uregulirovanija // Jekonomiko-politicheskaja situacija v Rossii. 2012. № 6. S. 60.

Статья поступила в редакцию 20.01.2015 г.

УДК 621

ТОЛКОВАНИЕ ПОНЯТИЯ «МАШИНА, ИМИТИРУЮЩАЯ ЖИЗНЬ»

INTERPRETING "THE MACHINE IMITATING LIFE" CONCEPT

© 2015 Сурхаев М. А., Новиков А. П., Никишина А. А.*, Авчиева Т. А.

Дагестанский государственный педагогический университет

*Эльстар Метроника

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.