Р.Е. Санин, С.А. Днепров,
Пермский военный институт доктор педагогических наук,
внутренних войск МВД России Пермский военный институт
внутренних войск МВД России
ОСОЗНАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОПАСНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК
THE REAL ISED RELATION TO DANGER AS AN INDICATOR OF PROFESSIONALISM OF THE FUTURE OFFICER OF INTERNAL TROOPS
Рассматриваются педагогические возможности преодоления противоречий между усилением интенсивности негативных воздействий на военнослужащих различных факторов опасности и недостаточным уровнем сформированности осознанного отношения к ней у военных специалистов внутренних войск МВД России.
Pedagogical possibilities of overcoming of contradictions between strengthening of intensity of negative influences on military men of various factors of danger and insufficient level the generated the realised relation to it at military experts of internal troops of the Ministry of Interior of Russia are considered.
Модернизация российской системы образования должна затронуть и высшие учебные заве -дения внутренних войск МВД России, основны -ми организационными формами обучения в которых являются практические занятия в виде семинаров, практикумов и тренингов. Значительный удельный вес практического обучения обусловлен важнейшей целью профессионального образования будущих офицеров внутренних войск (далее ВВ) — формированием компетент -ностей воинской деятельности, что предполагает приоритетное развитие знаний, умений и навыков безопасности, а также готовности применить их в деятельности.
В силу своей специфики военная служба всегда была, есть и будет опасной для жизни, здоровья и репутации военнослужащих ВВ. С учетом возрастающего уровня угроз и необходимости дальнейшего усиления практической направлен -ности обучения следует признать недостаточными результативность и эффективность сущест -вующих дидактических методов, средств и орга -низационных форм подготовки курсантов. Требуется уделять значительно больше внимания формированию их осознанного отношения к опасности предстоящей деятельности.
В Пермском и Новосибирском военных ин -ститутах практическая направленность занятий реализуется на основе метода моделирования экстремальных ситуаций, возникающих на военной службе и формирующих осознанное отношение к опасности. Эффективность такой подго -
товки будущих офицеров ВВ объективно отражают результаты проведенного в сентябре 2010 года комплексного исследования, в процессе которого анкетировано и тестировано более 250 курсантов различных курсов и факультетов этих вузов. Для выявления состояния готовности будущих офицеров ВВ к выполнению служебнобоевых задач (далее — СБЗ) в экстремальных условиях, их отношения к опасности и риску использовалась анкета-тест «Осознаете ли Вы опасность будущей профессиональной деятель -ности?», разработанная доктором педагогиче-ских наук, профессором С. А. Днепровым и адъ -юнктом Р. Е. Саниным.
При составлении анкеты-теста исходили из того, что ключевую роль в образовании играют процессы понимания и осознания. Именно они гарантируют переход от неосознанных ощуще-ний и образного восприятия к абстрактному мышлению, обеспечивающему полное усвоение теоретических знаний, которого не может дать механическое запоминание. Обучаемый в состоянии многое запомнить не понимая, но в этом случае не будет происходить его развития.
Что же знают курсанты Пермского и Новосибирского военных институтов об опасности и рисках своей будущей профессиональной деятельности, отличаются ли познания курсантов этих вузов, умеют ли они анализировать опасную ситуацию, выделять главное, сравнивать, конкретизировать, обобщать, сопоставлять, правильно оценивать степень опасности и прини-
мать быстрые и верные решения в экстремаль -ных ситуациях? На эти и другие вопросы мы получили ответы из результатов проведенного анкетирования и тестирования.
О том, что опасность представляет собой постоянный компонент служебно-боевой деятель -ности ВВ, большинство курсантов Пермского и Новосибирского военных институтов ВВ МВД России (соответственно 81 и 80 %) знали, еще учась в школе. В Пермском военном институте более 54% курсантов 1-го курса и 76% выпуск -ников считают, что опасность и риск — разные понятия, в то время как остальные ошибочно считают их синонимами. Определение сущности понятия «опасность» дали 73% всех опрошенных курсантов 1-го курса этого вуза. К 5-му курсу таких курсантов стало 88%.
Одной из основных задач, стоящих перед внутренними войсками, по -прежнему остается поиск и ликвидация незаконных вооруженных формирований. Ее выполнение связано с самой высокой степенью опасности для солдат и офи -церов ВВ, поэтому от них требуется качествен -ная профессиональная подготовка во всех от -ношениях. Работа в этом направлении в Пермском и Новосибирском военных институтах проводится достаточно эффективно, о чем сви -детельствуют результаты проведенного опроса. Более половины курсантов первых курсов (58%) обладают твердыми знаниями о незаконных вооруженных формированиях, их организации и тактике действий. К 5-му курсу знаниями отно -сительно особенностей деятельности незакон-ных военных формирований обладает уже по -давляющее большинство выпускников — 94%.
Еще одна особенность профессиональной деятельности военнослужащих внутренних войск заключается в обеспечении безопасности личности, общества и государства, защиты прав и сво -бод человека и гражданина от преступных и противоправных посягательств. В связи с выполне -нием этих СБЗ военнослужащие ВВ также подвержены высоким рискам личной безопасности, поэтому деятельность солдат и офицеров должна строиться с учетом требований безопасности. К сожалению, большинство опрошенных курсантов, 77% респондентов 1-го курса и 70% выпускников не могут правильно определить понятие «безопасность военной службы».
Положительная динамика прослеживается, но разница в 7% между «новобранцами» и «без пяти минут офицерами» очень мала, что говорит о некоторых недоработках. Будущие офицеры слабо знают задачи по обеспечению безопасности военной службы. Правильный ответ на этот вопрос в Пермском военном институте дали 40% курсантов 1-го курса и 54% опрошенных 5-го курса. Если в Пермском институте прослежива -ется хотя и небольшая, но все же положительная тенденция прироста знаний на 14% за пять ле т
обучения, то в Новосибирском институте тен-денция противоположная. Задачи по обеспечению безопасности военной службы знают 53% курсантов 1-го курса и 51% выпускников.
Результаты анкетирования говорят нам о том, что в процессе обучения многие курсанты приобретают определенные знания основ безопасности военной службы, хотя процент респондентов, которые обладают слабыми знаниями о безопасности службы, остается внушительным.
В будущем необходимо проводить планомерную работу по формированию не только знаний о безопасности военной службы, но и соответствующих навыков и умений. Их наличие является одним из основных компонентов формирования осознанного отношения к опасности.
Гибель, ранения, контузии, психические расстройства, потеря авторитета и уважения в кол -лективе — вот лишь небольшой перечень последствий, к которым может привести неосознанное отношение к опасности. По мнению курсантов 1-х, 5-х курсов как Пермского, так и Новосибирского военных институтов, основными причинами гибели военнослужащих ВВ при выполнении СБЗ являются: игнорирование рисков по различным причинам (10 и 8%), неумение оценивать степень грозящей опасности (32 и 10%), слабая профессиональная подготовка (15 и 31%), излишняя самоуверенность в своих силах и возможностях (15 и 21%), нестандартность действий незаконных вооруженных формирований (7 и 8%), проявление нерешительности и медлительности в применении оружия (15 и 23%).
Выявлена принципиальная разница в ответах респондентов 1-х и 5-х курсов. Выпускники зна -чительно строже первокурсников оценивают роль профессиональной подготовки, но при этом проявляется их неумение оценивать степень грозящей опасности. Ее 10% выпускников отно -сят к неосновным причинам гибели военнослу -жащих ВВ. Они не выделяют это неумение как отдельную причину, потому что не хотят и не умеют серьезно и осознанно относиться к опас -ности будущей профессиональной деятельности. Это свидетельствует о проблемах в их военном образовании, так как обучение способам выявления и оценки опасности является важнейшим компонентом подготовки будущих офицеров ВВ.
Постоянное присутствие опасности и риска закаляет солдат и офицеров. В суровых условиях формируется воинский коллектив, где порой приходится жертвовать жизнью ради выполне -ния поставленной задачи, ради спасения сослу-живцев. Широко известно крылатое выражение: «Сам погибай — товарища выручай». Принадлежит оно великому русскому полководцу гене -ралиссимусу Александру Васильевичу Суворову. Эти слова звучат как напутствие потомкам, тем, кто ныне стоит на страже Родины, продолжая дело своих отцов и предков. Г отовы ли следовать
этой заповеди курсанты военных институтов — будущие офицеры? Разумеется, что анкетирование способно дать весьма приблизительные дан -ные о готовности к самопожертвованию, но пол -ностью игнорировать их в исследовании опасно -сти и риска не льзя.
Пожертвовать жизнью ради спасения товарища в случае необходимости готовы 38% опрошенных курсантов первых курсов и 88% вы -пускников курса. На начальном этапе обучения 54% курсантов готовы оказать помощь товарищу, но при этом желательно без риска для своей жизни. Курсантов, не разделяющих мнение ве -ликого полководца А. В. Суворова, к 5-му курсу вообще не остается, что говорит о том, что в во -енных институтах проводится результативная работа по формированию сплоченного воинского коллектива, где каждый готов помочь товарищу, попавшему в беду. Такое отношение будущих офицеров друг к другу в ситуации выбора между жизнью и смертью говорит об осознанном принятии данного непростого решения.
Формирование осознанного отношения к опасности позволит будущим офицерам внут-ренних войск моделировать риски личной безо -пасности в служебно-боевой деятельности. Умение прогнозировать, анализировать, выделять главное, видеть причинно-следственную связь между предполагаемыми действиями и возможными последствиями позволит военнослужащим ВВ добиваться максимального результата при наименьших потерях.
Наличие положительной, хотя и невысокой, динамики в вопросах формирования осознанного отношения к опасности говорит о том, что в Пермском и Новосибирском военных институтах внутренних войск существующая система обучения позволяет готовить квалифицированные кад -ры для внутренних войск МВД России. Подходя к выпуску из военного института, курсанты при -обретают определенные знания, навыки и умения, необходимые им для создания безопасных условий будущей службы. При наличии положи -тельной динамики в обучении, связанной с формированием осознанного отношения к опасности в целом, мы не могли оставить без внимания не -достатки в подготовке, которые выяснились в результате анкетирования и тестирования.
Более половины (51%) опрошенных курсантов Пермского военного института даже не догадываются, каким образом у военнослужащих формируется осознанное отношение к опасности. Они не знают, что такое опасность и откуда она может исходить. Соответственно они не могут выбрать правильную модель поведения в ситуации угрозы их жизни, здоровья и репутации. Ог -раниченность в знаниях не позволит им эффективно действовать в опасной ситуации. Поэтому около половины выпускников ограниченно гото -
вы к экстремальным ситуациям, опасным для физического и психического здоровья.
Как утверждают В. И. Зубков и В. В. Павлова, риск проявляется в поведении или отказе от действия субъекта в отношении конкретной ситуации осознанной опасности, способной оказать отрицательное влияние на жизненные возможности человека [1, с. 5; 2, ^10]. Опасность и риск в той или иной степени представляют собой постоянный и неустранимый компонент любой человеческой деятельности. О том, что риск в нашей жизни присутствует повсеместно, дога -дываются 33% всех опрошенных курсантов, но что такое обоснованный риск, знают 9% респондентов, а 7% курсантов слышали и кое-что знают о рисках личной безопасности. Основные крите -рии безопасности знают всего 2% опрошенных. В чем заключается сущность риска, знают 15% курсантов 1-го курса и 18% выпускников Пермского института, а также 16% курсантов 1-го и 13% курсантов 5-го курсов Новосибирского ин -ститута. Остальные курсанты, принимавшие участие в анкетировании, обладают слабыми зна -ниями по данным вопросам. При отсутствии твердых знаний об основных категориях риска и опасности невозможно в полном объеме осознавать грозящую опасность и принимать адекват -ные решения по ее снижению.
Одним из основных методов формирования осознанного отношения к опасности является применение в учебном процессе метода моделирования экстремальных ситуаций. Принятие единственно верного решения в ситуации опасности и его качественная реализация напрямую зависят от степени осознания опасности. Сегодня в процессе подготовки курсантов моделируются различные служебно-боевые ситуации, возни -кающие при выполнении различных задач в экс -тремальных условиях.
Для того чтобы подготовить курсанта к воз -можной служебно-боевой деятельности, необхо -димо подготовить его к воздействию факторов опасности, неожиданности, новизны, неопреде -ленности, ответственности, дискомфорта и др. Проведённое в 2001 году исследование в Пермском военном институте ВВ убеждает в том, что моделирование факторов СБД в особых условиях в учебном процессе явно недооценивается.
Во время проведения нашего исследования в сентябре 2010 года 27% курсантов 1-го курса и 65% курсантов 5-го курса Пермского военного института утверждали, что практическому моделированию рисков, с которыми им предстоит иметь дело после выпуска из военного институ -та, уделяется мало времени. По сравнению с 2001 годом ситуация не только не улучшилась, но и заметно ухудшилась. Не лучше положение и в Новосибирском военном институте, где 16% первокурсников и 39% выпускников уверены, что моделированию рисков, с которыми им
предстоит столкнуться при выполнении СБЗ в будущем, уделяется мало времени.
Несмотря на уменьшение количества часов на практическое моделирование экстремальных ситуаций, большинство курсантов Пермского военного института (46% первокурсников и 59% пятикурсников) твердо уверены в том, что по окончании обучения в военном институте они научатся правильно действовать в сложной, часто меняющейся обстановке. На первый взгляд, это довольно оптимистично, но жизнь, к сожале -нию, говорит об обратном. Как показывают результаты исследований, выпускники военных вузов по прибытии в части признаются, что не готовы действовать в сложной, а порой и опас -ной ситуации. В итоге лишь 41% опрошенных офицеров считают, что они прошли хорошую школу подготовки, получили достаточно знаний, навыков и умений [3, с 4].
В целом результаты анкетирования показали, что курсанты Пермского и Новосибирского военных институтов внутренних войск МВД России обладаю т знаниями, навыками и умениями, необходимыми для решения СБЗ в экстремаль -ных ситуациях. Однако имеются недостатки в подготовке курсантов: многие будущие офицеры не знают, что такое опасность и риск, они не имеют представлений о важнейших сущностных характеристиках этих явлений, не понимают, в чем заключается опасность той или иной ситуации, не умеют анализировать прошлый опыт, иногда не в состоянии выделить главное, оценить опасность или степень обоснованности риска. Все это говорит о наличии пробелов в образовательном процессе, из-за которых многие курсанты не осознают в полном объеме предлагаемую им учебную информацию. Наличие проблем в данном направлении влечет снижение качества подготовки будущих офицеров ВВ и как следствие — увеличение в дальнейшем вероятности наступления неблагоприятных по -следствий для их жизни, здоровья и репутации.
Результаты проведенного нами исследова-ния говорят о том, что существующими мето -дами и средствами в достаточной мере не ре -шить проблему отсутствия у военнослужащих внутренних войск осознанного отношения к опасности и риску. На наш взгляд, эффектив -ным методом обучения деятельности будущих офицеров в опасных ситуациях является метод моделирования экстремальных ситуаций (рис-ков) с применением рефлексивного практикума (самонаблюдения) как средства обучения с элементами интроспекции (самоанализа). Применение такой организационной формы обучения позволит активизировать процессы самопознания и самосовершенствования за счет под -ключения участников образовательного процес -са к постоянному поиску путей разрешения профессиональных проблем за счет преодоле-
ния внутриличностных конфликтов, возникаю -щих в процессе осознания опасности. В рефлек -сивном практикуме предметом самостоятельно -го изучения становится личность обучающего -ся, а ведущим механизмом диагностики и раз -вития профессионально значимых качеств лич -ности — рефлексия и интроспекция.
Применение рефлексивного практикума с элементами интроспекции как средства модели -рования рисков личной безопасности будущих офицеров ВВ позволит активизировать не толь -ко самопознание, но и, главное, — самосовершенствование курсантов за счет подключения участников образовательного процесса к твор-ческому поиску путей разрешения профессио-нальных проблем. Внедрение рефлексивного практикума в учебный процесс позволит буду -щему офицеру минимизировать риски личной безопасности в дальнейшей профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зубков В. И. Риск как предмет социологического анализа // Социс-1994. — № 4. — С. 3—9.
2. Павлова В .В. Социальный риск в агросфере // Социс-1993. — № 10.— С. 81—84.
3. Салтрукович Н. Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебнобоевой деятельности в особых условиях. — Пермь: ПВИ, 2001. — 84 с.