Научная статья на тему 'Осознанное отношение к опасности как показатель профессионализма будущего офицера внутренних войск'

Осознанное отношение к опасности как показатель профессионализма будущего офицера внутренних войск Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
321
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУРСАНТЫ / ОСОЗНАНИЕ ОПАСНОСТИ / РИСК / БЕЗОПАСНОСТЬ / МОДЕЛИРОВАНИЕ РИСКОВ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПРАКТИКУМ / ИНТРОСПЕКЦИЯ / ОБОСНОВАННЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Санин Роман Евгеньевич

В статье рассматриваются педагогические возможности преодоления противоречий между усилением интенсивности негативных воздействий на военнослужащих различных факторов опасности и недостаточным уровнем сформированности осознанного отношения к ней у военных специалистов внутренних войск МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Санин Роман Евгеньевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Осознанное отношение к опасности как показатель профессионализма будущего офицера внутренних войск»

УДК 378.01.

Санин Роман Евгеньевич

Адъюнкт адъюнктуры Пермского военного института внутренних войск МВД России, saniroman@rambler.ru, Пермь

ОСОЗНАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ОПАСНОСТИ КАК ПОКАЗАТЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА БУДУЩЕГО ОФИЦЕРА ВНУТРЕННИХ ВОЙСК

Sanin Roman Evgenevich

The graduated in a military academy of military postgraduate study of the Perm military institute of internal troops of the Ministry ofInternal Affairs ofRussia, saniroman@rambler.ru, Perm

THE REALISED RELATION TO DANGER AS AN INDICATOR OF PROFESSIONALISM OF THE FUTURE OFFICER OF INTERNAL TROOPS

Модернизация российской системы образования должна затронуть и высшие учебные заведения внутренних войск МВД России, основными организационными формами обучения в которых являются практические занятия в виде семинаров, практикумов и тренингов. Значительный удельный вес практического обучения обусловлен важнейшей целью профессионального образования будущих офицеров внутренних войск (далее ВВ) - формированием компетентностей воинской деятельности, что предполагает приоритетное развитие знаний, умений и навыков безопасности, а также готовности применить их в деятельности.

В силу своей специфики военная служба всегда была, есть и будет опасной для жизни, здоровья и репутации военнослужащих ВВ. С учетом возрастающего уровня угроз и необходимости дальнейшего усиления практической направленности обучения следует признать недостаточными результативность и эффективность существующих дидактических методов, средств и организационных форм подготовки курсантов. Требуется уделять значительно больше внимания формированию их осознанного отношения к опасности предстоящей деятельности.

В Пермском и Новосибирском военных институтах практическая направленность занятий реализуется на основе метода моделирования экстремальных ситуаций, возникающих на военной службе и формирующих осознанное отношение к опасности. Эффективность такой подготовки будущих офицеров ВВ объективно отражают результаты проведенного в сентябре 2010 г. комплексного исследования, в процессе которого анкетировано и тестировано более 250 курсантов различных курсов и факультетов этих вузов. Для выявления состояния готовности будущих офицеров ВВ к выполнению служебно-боевых задач (далее - СБЗ) в экстремальных условиях, их отношения к опасности и риску использовалась анкета-тест «Осоз-

наете ли Вы опасность будущей профессиональной деятельности?», разработанная доктором педагогических наук, профессором С. А. Днепровым и адъюнктом Р. Е. Саниным.

При составлении анкеты-теста исходили из того, что ключевую роль в образовании играют процессы понимания и осознания. Именно они гарантируют переход от неосознанных ощущений и образного восприятия к абстрактному мышлению, обеспечивающему полное усвоение теоретических знаний, которого не может дать механическое запоминание. Обучаемый в состоянии многое запомнить не понимая, но в этом случае не будет происходить его развития.

Что же знают курсанты Пермского и Новосибирского военных институтов об опасности и рисках своей будущей профессиональной деятельности, отличаются ли познания курсантов этих вузов, умеют ли они анализировать опасную ситуацию, выделять главное, сравнивать, конкретизировать, обобщать, сопоставлять, правильно оценивать степень опасности и принимать быстрые и верные решения в экстремальных ситуациях. На эти и другие вопросы мы получили ответы из результатов проведенного анкетирования и тестирования.

Результаты проведенного исследования, в целях их систематизации и большей доступности для читателей, мы решили представить в форме табличных значений с последующим их описанием и анализом.

О том, что опасность представляет собой постоянный компонент служебно-боевой деятельности ВВ, большинство курсантов Пермского и Новосибирского военных институтов ВВ МВД России знали еще учась в школе. Об этом свидетельствуют результаты опроса представленные в таблице 1.

Таблица 1 - Результаты опроса курсантов, в %

№ п/п Вопросы анкеты-теста Пермский военный институт ВВ МВД России Новосибирский военный институт ВВ МВД России

1. Учась в школе, Вы знали, что служба во внутренних войсках МВД России связана с опасностью для жизни и здоровья? да нет да нет

81 19 80 20

2. Как Вы думаете, опасность и риск - это синони- мы разные поня- тия синонимы разные понятия

1 курс 44 56 64 36

5 курс 21 79 48 52

3. Определение опасности знают не знают знают не знают

1 курс 73 27 64 36

5 курс 88 12 35 65

В Пермском военном институте 56% курсантов 1-го курса и 79% выпускников считают, что опасность и риск - разные понятия, в то время как остальные ошибочно считают их синонимами. Определение сущности понятия «опасность» дали 73% всех опрошенных курсантов 1-го курса этого вуза. К 5-му курсу таких курсантов стало 88 %.

В Новосибирском военном институте, как мы видим из результатов анкетирования тенденция усвоения сущности понятия «опасность» отрицательная, что явно требует дополнительного анализа ситуации и выяснения причин отсутствия у многих курсантов, особенно 5-х курсов четкого представления о понятии «опасность».

Одной из основных задач, стоящих перед внутренними войсками, по-прежнему остается поиск и ликвидация незаконных вооруженных формирований. Ее выполнение связано с самой высокой степенью опасности для солдат и офицеров ВВ, поэтому от них требуется качественная профессиональная подготовка во всех отношениях. Работа в этом направлении в Пермском и Новосибирском военных институтах проводится достаточно эффективно, о чем свидетельствуют результаты проведенного опроса, отраженные в таблице 2.

Таблица 2 - Результаты опроса курсантов, в %

№ п/п Вопросы анкеты-теста Пермский военный институт ВВ МВД России Новосибирский военный институт ВВ МВД России

1. Принципы боевого применения незаконных вооруженных формирований? Знают Не знают Знают Не знают

1 курс 65 35 57 43

5 курс 81 19 90 10

2. Основные виды боевых действий, которым отдают предпочтение незаконные вооруженные формирования?

1 курс 58 42 60 40

5 курс 94 6 88 12

3. Присутствует ли шаблонность в тактике действий боевиков?

1 курс 54 46 36 64

5 курс 91 9 94 6

Более половины курсантов 1-х курсов обладают твердыми знаниями о незаконных вооруженных формированиях, их организации и тактике действий. К 5-му курсу знаниями относительно особенностей деятельности незаконных вооруженных формирований обладает уже подавляющее большинство выпускников.

Еще одна особенность профессиональной деятельности военнослужащих внутренних войск заключается в обеспечении безопасности личности, общества и государства, защиты прав и свобод человека и

гражданина от преступных и противоправных посягательств. В связи с выполнением этих СБЗ военнослужащие ВВ также подвержены высоким рискам личной безопасности, поэтому деятельность солдат и офицеров должна строиться сучетом требований безопасности.

Знание вопросов безопасности военной службы и отношение военнослужащих внутренних войск Пермского и Новосибирского военных институтов ВВ к личной безопасности и к безопасности военной службы в целом, отражены в таблице 3.

Таблица 3 - Результаты опроса курсантов, в %

№ п/п Вопросы анкеты-теста Пермский военный институт ВВ МВД России Новосибирский военный институт ВВ МВД России

1. Определение безопасности военной службы Знают Не знают Знают Не знают

1 курс 23 77 18 82

5 курс 31 69 34 66

2. Виды безопасности военной службы

1 курс 33 67 19 81

5 курс 35 65 34 66

3. Основные задачи обеспечения безопасности военной службы

1 курс 60 40 53 47

5 курс 76 24 61 39

К сожалению, большинство опрошенных курсантов не смогли дать правильное определение понятию «безопасность военной службы» и назвать основные виды безопасности военной службы. При этом основные задачи обеспечения безопасности военной службы курсанты знают лучше. Определенная положительная динамика в вопросе изучения основ безопасности военной службы конечно прослеживается, но разница в 11% между «новобранцами» и «без пяти минут офицерами» очень мала, что говорит о значительных недоработках по данному направлению.

Результаты анкетирования говорят нам о том, что в процессе обучения многие курсанты приобретают определенные знания основ безопасности военной службы, хотя процент респондентов, которые обладают слабыми знаниями о безопасности службы, остается очень высоким.

В будущем необходимо проводить планомерную работу по формированию не только знаний о безопасности военной службы, но и соответствующих навыков и умений. Их наличие является одним из основных компонентов формирования осознанного отношения к опасности.

Гибель, ранения, контузии, психические расстройства, потеря авторитета и уважения в коллективе - вот лишь небольшой перечень последствий, к которым может привести не осознанное отношение к опасности. Мнение курсантов в определении основных причин гибели военнослужащих ВВ при выполнении СБЗ отражены в таблице 4.

Таблица 4 - Основные причины гибели военнослужащих ВВ при выполнении СБЗ

№ п/п Основные причины гибели военнослужащих ВВ при выполнении служеб-но - боевых задач Пермский военный институт ВВ МВД России Новосибирский военный институт ВВ МВД России

1 курс 5 курс 1 курс 5 курс

1. Игнорирование рисков по различным причинам (физическая, психологическая усталость) 10% 8% 25% 8%

2. Неумение оценивать степень грозящей опасности 80% 10% 23% 20%

3. Слабая профессиональная подготовка 15% 31% 9% 25%

4. Излишняя самоуверенность в своих силах и возможностях 15% 21% 9% 18%

5. Нестандартность действий незаконных вооруженных формирований 8% 8% 18% 10%

6. Проявление нерешительности и медлительности в применении оружия 15% 23% 14% 12%

В результате анализа результатов проведенного опроса выявлено, что выпускники значительно строже первокурсников оценивают роль профессиональной подготовки. При этом проявляется тенденция к снижению значимости такой причины гибели военнослужащих как игнорирование рисков и неумение оценивать степень грозящей опасности, особенно ярко это прослеживается в Пермском военном институте.

Более 85% выпускников, не относят такую причину как неумение оценивать степень грозящей опасности, к основным причинам гибели военнослужащих ВВ. Они не выделяют эту причину как отдельную, потому что не хотят и не умеют серьезно и осознанно относиться к опасности будущей профессиональной деятельности. Это свидетельствует о проблемах в их военном образовании, так как обучение способам выявления и оценки опасности является важнейшим компонентом подготовки будущих офицеров ВВ.

Постоянное присутствие опасности и риска закаляет солдат и офицеров. В суровых условиях формируется воинский коллектив, где порой приходится жертвовать жизнью ради выполнения поставленной задачи, ради спасения сослуживцев. Широко известно крылатое выражение: «Сам погибай -товарища выручай». Принадлежит оно великому русскому полководцу генералиссимусу Александру Васильевичу Суворову. Эти слова звучат как напутствие потомкам, тем, кто ныне стоит на страже Родины, продолжая дело своих отцов и предков. Готовы ли следовать этой заповеди курсанты военных институтов - будущие офицеры. Разумеется, что анкетирование

способно дать весьма приблизительные данные о готовности к самопожертвованию, но полностью игнорировать их в исследовании опасности и риска нельзя.

Пожертвовать жизнью ради спасения товарища в случае необходимости готовы 38% опрошенных курсантов 1-ых курсов и 88% выпускников. На начальном этапе обучения 54% курсантов готовы оказать помощь товарищу, но при этом желательно без риска для своей жизни. Курсантов, не разделяющих мнение великого полководца А. В. Суворова, к 5-му курсу вообще не остается, что говорит о том, что в военных институтах проводится результативная работа по формированию сплоченного воинского коллектива, где каждый готов помочь товарищу, попавшему в беду. Такое отношение будущих офицеров друг к другу в ситуации выбора между жизнью и смертью говорит об осознанном принятии данного непростого решения.

Формирование осознанного отношения к опасности позволит будущим офицерам внутренних войск моделировать риски личной безопасности в служебно-боевой деятельности. Умение прогнозировать, анализировать, выделять главное, видеть причинно-следственную связь между предполагаемыми действиями и возможными последствиями позволит военнослужащим ВВ добиваться максимального результата при наименьших потерях.

Наличие положительной, хотя и невысокой динамики в вопросах формирования осознанного отношения к опасности говорит о том, что в Пермском и Новосибирском военных институтах внутренних войск существующая система обучения позволяет готовить квалифицированных кадров для внутренних войск МВД России. Подходя к выпуску из военного института, курсанты приобретают определенные знания, навыки и умения, необходимые им для создания безопасных условий будущей службы. При наличии положительной динамики в обучении, связанной с формированием осознанного отношения к опасности в целом, мы не могли оставить без внимания недостатки в подготовке, которые выяснились в результате анкетирования и тестирования.

Более половины опрошенных курсантов Пермского военного института даже не догадываются, каким образом у военнослужащих формируется осознанное отношение к опасности. Они не знают, что такое опасность и откуда она может исходить. Соответственно они не могут выбрать правильную модель поведения в ситуации угрозы их жизни, здоровья и репутации. Ограниченность в знаниях не позволит им эффективно действовать в опасной ситуации. Поэтому около половины выпускников ограниченно готовы к экстремальным ситуациям, опасным для физического и психического здоровья.

Как утверждают В. И. Зубков и В. В. Павлова, риск проявляется в поведении или отказе от действия субъекта в отношении конкретной ситуации осознанной опасности [1, с. 5; 2, с. 10], способной оказать отрицательное влияние на жизненные возможности человека. Опасность и риск в той или иной степени представляют собой постоянный и неустранимый компонент любой человеческой деятельности. О том, что риск в нашей жизни присутству-

ет повсеместно, догадываются 33% всех опрошенных курсантов, что такое обоснованный риск знают 9% респондентов, а 7% курсантов слышали и кое-что знают о рисках личной безопасности. Основные критерии безопасности знают всего 2% опрошенных. В чем заключается сущность риска, знают 15% курсантов 1 -го курса и 18% выпускников Пермского института, а также 16% курсантов 1-го и 13% курсантов 5-го курса Новосибирского института. Остальные курсанты, принимавшие участие в анкетировании, обладают слабыми знаниями по данным вопросам. При отсутствии твердых знаний об основных категориях риска и опасности, невозможно в полном объеме осознавать грозящую опасность и принимать адекватные решения по ее снижению.

Одним из основных методов формирования осознанного отношения к опасности является метод моделирования экстремальных ситуаций. Принятие единственно верного решения в ситуации опасности и его качественная реализация напрямую зависят от степени осознания опасности. Сегодня в процессе подготовки курсантов моделируются различные служебно-боевые ситуации, возникающие при выполнении задач в экстремальных условиях.

Для того чтобы подготовить курсанта к возможной служебно-боевой деятельности, необходимо подготовить его к воздействию факторов опасности, неожиданности, новизны, неопределенности, ответственности, дискомфорта и др. Проведённое в 2001 году исследование в Пермском военном институте ВВ убеждает в том, что моделирование факторов СБД в особых условиях в учебном процессе явно недооценивается.

Во время проведения нашего исследования в сентябре 2010 года 27% курсантов 1-го курса и 65% курсантов 5-го курса Пермского военного института утверждали, что практическому моделированию рисков, с которыми им предстоит иметь дело после выпуска из военного института, уделяется мало времени. По сравнению с 2001 годом ситуация не только не улучшилась, но и заметно ухудшилась. Не лучше положение и в Новосибирском военном институте, где 16% первокурсников и 39% выпускников уверены, что моделированию рисков, с которыми им предстоит столкнуться при выполнении СБЗ в будущем, уделяется мало времени.

Несмотря на уменьшение количества часов на практическое моделирование экстремальных ситуаций, большинство курсантов Пермского военного института 46% первокурсников и 59% пятикурсников твердо уверены в том, что по окончании обучения в военном институте они научаться правильно действовать в сложной, часто меняющейся обстановке. На первый взгляд это довольно оптимистично, но жизнь, к сожалению, говорит об обратном. Как показывают результаты исследований, выпускники военных вузов по прибытии в части признаются, что не готовы действовать в сложной, а порой и опасной ситуации. В итоге лишь 41% опрошенных офицеров считают, что они прошли хорошую школу подготовки, получили достаточно знаний, навыков и умений [3, с. 4].

В целом результаты анкетирования показали, что курсанты Пермского и Новосибирского военных институтов внутренних войск МВД России облада-

ют знаниями, навыками и умениями, необходимыми для решения СБЗ в экстремальных ситуациях. Однако имеются недостатки в подготовке курсантов: многие будущие офицеры не знают, что такое опасность и риск, они не имеют представлений о важнейших сущностных характеристиках этих явлений, не понимают, в чем заключается опасность той или иной ситуации, не умеют анализировать прошлый опыт, иногда не в состоянии выделить главное, оценить опасность или степень обоснованности риска. Все это говорит о наличии пробелов в образовательном процессе, из-за которых многие курсанты не осознают в полном объеме предлагаемую им учебную информацию. Наличие проблем в данном направлении влечет снижение качества подготовки будущих офицеров ВВ и как следствие - увеличение в дальнейшем вероятности наступления неблагоприятных последствий для их жизни, здоровья и репутации.

Результаты проведенного нами исследования говорят о том, что существующими методами и средствами в достаточной мере не решить проблему отсутствия у военнослужащих внутренних войск осознанного отношения к опасности и риску. На наш взгляд, эффективным методом обучения деятельности будущих офицеров в опасных ситуациях является метод моделирования экстремальных ситуаций (рисков) с применением рефлексивного практикума (самонаблюдения) как средства обучения с элементами интроспекции (самоанализа). Применение такой организационной формы обучения позволит активизировать процессы самопознания и самосовершенствования за счет подключения участников образовательного процесса к постоянному поиску путей разрешения профессиональных проблем за счет преодоления внутри-личностных конфликтов, возникающих в процессе осознания опасности. В рефлексивном практикуме предметом самостоятельного изучения становится личность обучающегося, а ведущим механизмом диагностики и развития профессионально значимых качеств личности - рефлексия и интроспекция.

Применение рефлексивного практикума с элементами интроспекции как средства моделирования рисков личной безопасности будущих офицеров ВВ позволит активизировать не только самопознание, но и главное, - самосовершенствование курсантов за счет подключения участников образовательного процесса к творческому поиску путей разрешения профессиональных проблем. Внедрение рефлексивного практикума в учебный процесс позволит будущему офицеру минимизировать риски личной безопасности в дальнейшей профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Зубков, В. И. Риск как предмет социологического анализа [Текст] / В. И. Зубков. // Социс-1994. -№4.- С. 3-9.

2. Павлова, В. В. Социальный риск в агросфере [Текст] / В. В. Павлова. // Социс-1993. -№ 10. - С. 81-84.

3. Салтрукович, Н. Е. Психологическая подготовка курсантов военно-учебных заведений внутренних войск МВД России к служебно-боевой деятельности в особых условиях. [Текст] / Н. Е. Салтрукович. - Пермь: ПВИ, 2001. - 84 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.