УДК 911.3:339.92
Ю. М. Зверев
«ОСОБЫЕ» СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕГИОНЫ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ ПОДХОД И ТИПОЛОГИЗАЦИЯ
Обосновывается понятие «особых» социально-экономических регионов, под которыми понимаются регионы, находящиеся в особом положении к пространствам (политическому, экономическому и юридическому) материнской страны и (или) соседних стран и, в некоторых случаях, в особом положении по отношению к «своему» географическому пространству. Предложены две типологии «особых» регионов.
The article analyses the concept of 'special' socio-economic regions, i. e. those characterised by a special position in their relation to the political, economic and legal spaces of the home country and (or) neighbouring countries and, in some cases, by a special geographic position. The author offers two typologies of'special' regions.
Ключевые слова: «особый» социально-экономический регион, анклав/ эксклав, заморская территория, свободная/ особая экономическая зона, новые формы пространственной экономической интеграции, еврорегион, кластер международного производства.
Keywords: 'special', socioeconomic region, enclave/exclave, overseas territory, free/special economic zone, new forms of spatial economic integration, euroregion, international production cluster.
Понятие «регион» — одно из основополагающих в географической науке. Исследование регионов привело к появлению такой широко востребованной временем области географической науки, как регионоведение, составной частью которой является изучение социально-экономических регионов.
Среди социально-экономических регионов специфическое положение занимают эксклавы, свободные/особые экономические зоны, заморские территории, еврорегионы и территориальнопроизводственные комплексы (кластеры), активно участвующие в сетях международного производства. Эти регионы изучены в отечественном, да и в зарубежном регионоведении пока недостаточно. Так, например, свободные/особые зоны чаще всего рассматриваются в качестве механизма стимулирования экономической и инвестиционной активности, а не как особые территориальные образования. В результате «за скобками» нередко остается взаимодействие зональных и внезональных механизмов, воздействие СЭЗ/ОЭЗ на социальную сферу и социальные процессы и т. д.
Исследование названных выше регионов позволило сделать вывод, что им присущи некоторые общие признаки, позволяющие объединить их в группу, которую мы предлагаем назвать «особыми» регионами. Такие регионы находятся в особом положении по отношению к пространствам (политическому, экономическому и юридическому) материнской страны и (или) соседних стран и, в некоторых случаях, в особом положении по отношению к «своему» географическому пространству (географическая эксклавность или островное положение). Таким образом, все «особые» регионы обладают определенной степенью эксклавности в политическом, экономическом, юридическом аспектах по отношению к материнскому государству (даже в том случае, когда они не являются географическими эксклавами). Кроме того, подобные регионы объединяет то, что они активно участвуют в различных формах приграничного сотрудничества и в международных производственных сетях и структурах.
Итак, к «особым» регионам, по нашему мнению, относятся:
1) географические анклавы/эксклавы1;
2) заморские территории;
3) свободные/особые экономические зоны (СЭЗ/ОЭЗ);
4) еврорегионы и сходные с ними новые пространственные формы экономической интеграции (НПФЭИ) («большие регионы», «треугольники роста» и др.);
5) кластеры международного производства.
Для каждого из видов «особых» социально-экономических регионов определяющее значение имеет один из признаков:
1) для географических анклавов/эксклавов — эксклавное географическое положение по отношению к материнской стране;
2) для заморских территорий — особый правовой (политический) статус в рамках страны;
1 Анклав — эта территория, полностью окруженная чужими территориями, которыми могут быть: 1) иностранные государства; 2) другие административно-территориальные единицы этой же страны. Эксклав — это территория государства или какой-либо единицы административного деления, полностью окруженная чужими территориями, по отношению к своей территории (см. подробнее [1]).
Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. 2010. Вып. 1. С. 34-40.
3) для свободных/особых экономических зон (СЭЗ/ОЭЗ) — особый экономический статус (режим хозяйствования) в рамках страны;
4) для еврорегионов — активное участие в институционально оформленных формах приграничного сотрудничества;
5) для кластеров международного производства — активное участие в сетях международного производства.
В то же время для каждого из «особых» регионов характерны и признаки, присущие другим их типам. Так, географические анклавы/эксклавы могут одновременно иметь статус СЭЗ/ОЭЗ, входить в состав еврорегионов и в той или иной степени участвовать в сетях международного производства (например, Калининградская область РФ). СЭЗ/ОЭЗ могут располагаться в анклавах/эксклавах, на заморских территориях или на территориях, входящих в состав еврорегионов. Заморские территории могут иметь статус СЭЗ/ОЭЗ или оффшорных зон и входить в состав международных производственных сетей и т. д.
Такие «особые» социально-экономические регионы, как СЭЗ/ОЭЗ, еврорегионы, международные производственные кластеры, являются порождением процессов глобализации (прежде всего, экономической) и формирования сетей международного производства (см. подробнее [2—5]).
Формирование эксклавов/анклавов определялось, прежде всего, политическими и геополитическими процессами. Так, Сюзане Нис [6] выделила по происхождению:
1) анклавы — природные районы;
2) довестфальские анклавы;
3) анклавы расширившихся империй;
4) анклавы транснациональных предприятий;
5) анклавы как продукты распада империй;
6) анклавы международных организаций.
Заморские территории, как и один из предложенных С. Нис типов анклавов, можно отнести к «продуктам распада империй». Речь чаще всего идет о бывших колониях Великобритании, Франции и других стран, изменивших свой статус и вступивших в особые ассоциированные отношения с бывшей метрополией (вплоть до вхождения в ее состав, как это произошло в случае с заморскими департаментами Франции).
Процессы глобализации оказывают существенное воздействие на географические анклавы/ эксклавы, создавая возможность для их вовлечения в различные формы глобального или регионального социально-экономического и политического сотрудничества. Это может позволить снизить издержки эксклавного положения данных территорий по отношению к материнскому государству и уменьшить потенциальную конфликтогенность эксклавов (см. подробнее работы А. П. Клемешева [7; 8]). Существование и развитие «особых» социально-экономических регионов — яркое проявление регионализма, под которым понимается рациональное использование пространственных различий, существующих внутри государств, и повышение роли регионов в социально-экономической жизни государств и в территориальном разделении труда.
Нами разработаны две типологии «особых» социально-экономических регионов.
В первой из них в качестве типологических критериев предложено наличие или отсутствие следующих признаков.
1. Географическая эксклавность по отношению к основной части своей страны.
2. Островное положение по отношению к основной части своей страны (острова были выделены в особую группу территорий, поскольку по предлагаемой нами типологии эксклавов к эксклавам отнесены только острова, находящиеся в территориальных водах другого государства).
3. Особый политический статус.
4. Особый режим экономической деятельности (особый таможенный режим, налоговые льготы, особый характер землепользования и т. п.) и соответствующий формальный особый экономический статус (например, свободной или особой экономической зоны — СЭЗ/ОЭЗ).
5. Институциональные механизмы приграничного сотрудничества еврорегионального или схожего типа.
6. ТПК (кластеры), являющиеся частью крупных международных производственно-сбытовых сетей.
Были выделены следующие типы «особых» социально-экономических регионов (табл. 1):
Типология 1 «особых» социально-экономических регионов
Тип Географическая эксклавность 8 а о ^ К к 8 * ^ О н £ 0 О к Особый политический статус Особый режим экономической деятельности Еврорегиональные механизмы Участие в международных производственных сетях
1а. Эксклав +++ — + + + +
1б. Эксклав — СЭЗ +++ — + ++ + +
1в. Эксклав — СЭЗ —еврорегион +++ — + + ++ +
1г. Эксклав — кластер международного производства +++ + + + ++
1д. Эксклав — СЭЗ — еврорегион — кластер международного производства +++ + ++ ++ ++
2а. Континентальная заморская территория + +++ + +
2б. Заморская территория — остров — ++ +++ + — +
2в. Заморская территория — остров с СЭЗ — ++ +++ ++ — +
2г. Заморская территория — кластер международного производства + +++ + ++
2д. Заморская территория — СЭЗ — кластер международного производства +++ ++ ++
3а. СЭЗ в эксклаве ++ — + +++ — +
3б. СЭЗ на заморской территории — + ++ +++ — +
3в. СЭЗ в еврорегионе + — — +++ ++ +
4а. Еврорегион + — — + +++ +
4б. Еврорегион в эксклаве ++ — — + +++ +
5а. Кластер международного производства в эксклаве ++ + + + +++
5б. Кластер международного производства на заморской территории + ++ + +++
5в. Кластер международного производства в СЭЗ + + ++ +++
5г. Кластер международного производства в еврорегионе + + ++ +++
Примечание: +++ признак первого порядка (определяющий); ++ признак второго порядка (присутствует, но менее значим); + признак третьего порядка (может присутствовать или нет); — отсутствует.
Вторая типология «особых» социально-экономических регионов учитывает их связи и взаимоотношения с политическим, экономическим, юридическим и географическим пространствами материнской страны. Здесь выделяются следующие регионы (табл. 2).
Таблица 2
Типология 2 «особых» социально-экономических регионов
Типы Нахождение вне пространства или в особых отношениях с ним
Географическое пространство Экономическое пространство Политическое пространство
СЭЗ/ОЭЗ + +++ +
Анклавы/ эксклавы +++ + +
Заморские территории + + +++
Еврорегионы + + +
Кластеры международного производства + +++ +
Примечание: +++ признак первого порядка (определяющий); + признак третьего порядка (может присутствовать или нет).
Вопрос «особых» регионов имеет не только сугубо теоретическое, но и практическое значение. В состав Российской Федерации входит Калининградская область, которая сочетает в себе типологические особенности нескольких разновидностей «особых» социально-экономических регионов — это географический анклав/эксклав, ОЭЗ, территория, участвующая в шести еврорегионах, и (потенциально) место расположения кластеров международного производства. В 2004 г. область стала российским эксклавом внутри расширившегося ЕС.
Использование зарубежного опыта функционирования и развития «особых» регионов могло бы помочь снизить издержки эксклавного положения области по отношению к основной части России и использовать преимущества ее географического положения внутри наиболее мощного интеграционного объединения (Евросоюза) и в центре интегрирующегося региона Балтийского моря в интересах Российской Федерации в целом и самой Калининградской области.
Список литературы
1. Зверев Ю. М. Калининградская область в классификации анклавных (эксклавных) территорий мира. Калининград, 2003.
2. Зверев Ю. М. Типологии СЭЗ и возможности использования опыта зон разных типов для калининградской ОЭЗ // Регион сотрудничества. Вып. 4 (29). Калининград, 2004. С. 20 — 33.
3. Зверев Ю. М. Еврорегионы как форма приграничного сотрудничества // Космополис. 2005. № 3 (13). С. 74 — 81.
4. Федоров Г. М., Корнеевец В. С. Еврорегионы — новый формат взаимодействия // Космополис. 2008. № 2(21). C. 78—85.
5. Зверев Ю. М. Экономическая глобализация, интернационализация и формирование международных производственных сетей / / Вестник Российского государственного университета им. И. Канта. Вып. 1. Сер. Естественные науки. Калининград, 2009. С. 23 — 27.
6. Нис С. Калининград — не единственный анклав // Pro et Contra. 2003. Т. 8, № 1. С. 90 — 109.
7. Клемешев А. П. Проблема эксклавности в контексте глобализации. СПб., 2005.
8. Клемешев А. П. Российский эксклав: преодоление конфликтогенности. СПб., 2005.
Об авторе
Ю. М. Зверев — канд. геогр. наук, доц., директор Института Балтийского региона, РГУ им. И. Канта, e-mail: YZverev@kantiana.ru
Author
Dr. Yu. Zverev, head of the Institute of the Baltic Sea Region at IKSUR, Associate Professor, Department of Socio-economic Geography and Geopolitics, E-mail: YZverev@kantiana.ru