Научная статья на тему 'Особености формирования навыков исследования текста на материале мифов и легенд в начальной школе'

Особености формирования навыков исследования текста на материале мифов и легенд в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
643
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особености формирования навыков исследования текста на материале мифов и легенд в начальной школе»

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

музыканты иногда намеренно искажают слова. Coz I LuvYou - название хита британской группы Slade. В английском разговорном языке встречается большое количество сокращений : want to = wanna, going to = gonna, because = coz, give me = gimmi, have to = hafta, has to = hasta, how are you = howarya, what's up = wassap,what do you / what are you = whaddaya.Важный момент- это выбор фильма . Необходимо , чтобы фильм не только нравился детям , но и был качественным , как средство обучения. Можно взять картину , которую любят дети обеих стран . Например , цикл фильмов о Гарри Поттере. Фильм - этой фундамент , на основе которого мы строим упражнения и задания:1) ответить на вопросы по фильму;2) поставить вопросы к сюжету, конкретным словам;3) придумать заголовок к эпизоду;4) дать своё определение слова;5) на основе новой лексики дать характеристику персонажа, описать конкретное место, пересказать эпизод;6) сравнить персонажей, их поведение, речь, образ жизни, дома.7) высказать своё мнение о конкретном персонаже, предсказать его дальнейшие поступки. Таким образом , английский разговорный язык позволяет не только научиться различать диалекты языка , освоить быструю , беглую речь , сленговые выражения , идиомы , фразеологические конструкции и т.д. А такой язык во всей его полноте и разнообразии представлен в художественных фильмах. Язык художественного фильма обладает рядом особенностей. В большинстве художественных фильмов представлен современный разговорный язык, в речи персонажей используются преимущественно диалоги, включающие различные средства выразительности речи. Несомненно , фильм , как средство обучения какому-либо языку полностью оправдывает себя с положительной стороны и имеет эффективность.

Список использованной литературы:

1. Антонова И. В. Просмотр аутентичных художественных фильмов, как способ совершенствования коммуникативной компетенции в области английского языка // Молодой ученый, №6. Т.2, 2011.

2. Баранов О.А., Пензин С.Н. Фильм в воспитательной работе с учащейся молодежью: Учеб. пособие. Тверь: Твер. гос. ун-т, 2005.

3. Барменкова О.В. Видеозанятия в системе обучения иностранной речи // ИЯШ, № 3, 1999.

4. Бим И.Л. О преподавании иностранного языка на современном этапе // ИЯШ, №3, 1995.

5. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс, 1996.

6. Новиков М.Ю. Художественный фильм как продукт культуры страны изучаемого языка // Дидактика языков и культур: межвузовский сборник научных статей. Пятигорск, 2006.

© С.С. Параняк, М.Ю. Шамшурова, 2015

УДК 372.4

Тохтахунова Елена Владимировна

студентка 5 курса ОГПУ, г. Оренбург, РФ E-mail: elena56x@mail.ru

ОСОБЕНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ТЕКСТА НА МАТЕРИАЛЕ МИФОВ И ЛЕГЕНД В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация

В данной статье дается характеристика особенностей формирования навыков исследования текста на основе мифов и легенд в начальной школе. Рассматриваются основные виды и приемы обучения младших школьников анализу мифических текстов и легенд, такие как проблемный анализ, анализ развития действия, анализ художественного образа и др. В статье описываются особенности мифического текста (легенды), которые необходимы для их восприятия младшими школьниками, способствующие формированию у них навыков исследовательской деятельности.

Ключевые слова

Миф, легенда, навык исследования текста, анализ, исследовательское обучение, форма,

смысл, образ, понимание.

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Исследовательская работа помогает младшим школьникам включиться в решение учебных задач и обрести вкус к учебной деятельности, а это значит - сделать важный шаг, направленный на достижение дальнего стратегического результата начального обучения. Чтобы учебная деятельность ребенка приобрела прочную мотивационную основу, он должен открыть для себя, что цель учебной деятельности - не просто в выполнении требований учителя, а в овладении знаниями, умениями и навыками, в развитии собственных способностей, возможностей. Исследовательская работа - это один из эффективных способов, позволяющих помочь маленькому ученику увидеть и оценить собственные учебные успехи. Именно стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создает условия для исследовательского обучения [4].

Формирование навыков исследования текста в начальной школе возможно на материале мифов и легенд. Ознакомление с мифическими произведениями важно для младших школьников тем, что они уже начинают не только познавать окружающий мир, но и пытаются осмыслить его и свое место в нем. Чтение мифов развивает воображение и фантазию детей, способствует развитию своей точки зрения на мир, помогает проникнуть в область всемирной культуры. В силу своего разнообразия мифические произведения и легенды зафиксировали модель человеческой нравственности и до сегодняшнего дня сохранили важность образовавшихся в древности устоявшихся моральных законов, поэтому изучение мифов и легенд помогает приобщать младших школьников к важнейшим общечеловеческим ценностям, формировать их нравственную позицию, которая отвечает задачам литературного образования, а также формировать у младших школьников навыки исследования текста.

Основной принцип анализа мифологического текста состоит в том, что вся работа целеустремленно должна быть направлена на раскрытие главной его идеи. Второй важный момент - отобрать те части мифологического текста, которые наиболее ясно выражают идею, и работать в первую очередь с ними -выразительное чтение, целенаправленная беседа, подробный пересказ. Понимание мифологического текста зависит от многого: глубокого понимания каждого слова, способности сосредоточить внимание, подключить воображение, умения сравнивать, извлекать смысл из фабулы (сюжетной основы произведения). Поэтому ученика нужно учить думать над мифологическим произведением «от текста (формы) к смыслу (художественному содержанию)» [2, с.51-57].

При анализе мифов и легенд нужно сделать изучаемый текст личностно значимым для ребенка, научить детей ориентироваться в развитии сюжета мифа (легенды), определять и обсуждать проблемы.

В современной методике существует несколько подходов к анализу художественного текста, они применимы и для мифов и легенд.. Стилистический (языковой) анализ показывает, как в подборе слов-образов проявляется авторское отношение к изображаемому. Рассматривая легенды как фольклорные произведения, которые отличаются наличием «элементов чудесного, фантастического», но при этом воспринимаются как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время, учитель проводит сравнительно-сопоставительный анализ произведений [5, с.180].

Проблемный анализ - это анализ проблемных вопросов и ситуаций. Постановка проблемных вопросов целесообразна при чтении тех мифов и легенд, в которых встречаются ситуации, предполагающие различное понимание героев, их действий и поступков, проблем, затронутых автором.

Анализ развития действия предполагает работу над сюжетом мифа или легенды. При проведении данного вида анализа нужно стремиться к тому, чтобы в воображении детей как можно полнее, ярче была воспроизведена картина мифа (легенды).

Анализ художественных образов. Анализ художественных образов - это работа не столько над словом, сколько над образами в их взаимодействии. В процессе разбора учащиеся должны понять и характеристику образа (героя, пейзажа и т.д.), и его смысл. Данный анализ имеет такую последовательность [1]: исследование характера героя с опорой на сюжет, так как характер проявляется только в действии; исследование взаимоотношений героев. При этом необходимо, чтобы дети поняли мотивацию, причины поведения персонажей, которые кроются либо в личных качествах характера, либо в сложившихся обстоятельствах; на основе взаимодействия образов выявляется идея произведения; выясняется личное отношение читателя к описанному.

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»

№4/2015

ISSN 2410-700X

Мы считаем, что главный прием, который используется при организации исследовательского восприятия текста мифа (легенды) у младшего школьника, - это сравнение. Сравнивая мифологическое произведение и легенду, сравнивая литературные приемы, младшие школьники открывают для себя особенности литературного, то есть художественного текста, специфику родов и жанров литературы, выразительность литературных приемов.

Сравнительный анализ похожих по тематике и проблематике, но разных по жанровой принадлежности произведений, готовит понимание того, что жанр сам по себе содержателен: независимо от того, чему именно посвящено литературное произведение. Так, миф и легенда по-разному воспитывают уже в силу жанровой специфики; миф жестко делит мир на своих и чужих, на добро и зло. Он не оставляет читателю возможности самому сделать какой-нибудь выбор и вывод: все выводы в нем уже сделаны. Легенда наследует особенности народной сказки и, несмотря на содержащееся иносказание, точно так же четко, как и сказка, приносит свой приговор в «морали» [6].

При сравнении народного и авторского мифа (легенды) нужно выявить связь фольклора и авторской сказки, индивидуальность авторской сказки. Важно, чтобы дети почувствовали: 1) язык мифа (легенды) из народа более четкий и лаконичный, отличается устойчивыми оборотами и простыми конструкциями; 2) язык авторского мифа (легенды) отличается более разнообразной лексикой и сложным синтаксисом (сложными и длинными предложениями). Для формирования исследовательских умений используется сравнительный анализ языка разных видов искусства: литературы, живописи и музыки. При этом анализе необходимо обсудить с детьми возможности музыкальных параллелей к мифологическому образу, подвести их к мысли о том, что языком живописи можно создать музыкальный образ, так же как литературным языком можно создать и живописный и музыкальный образы, которые можно представить и услышать [3, с.80].

Таким образом, знакомство с мифами всегда является для детей ярким событием, открытием. Это может происходить не только потому, что в мифах присутствуют представления о жизни, об устройстве мира людей из прошлого, где действуют необыкновенные герои, но ещё и в том случае, если организованный учителем процесс чтения мифов позволит детям выступать в роли исследователей, устанавливающих связи в общекультурной парадигме между прошлым и настоящим. Мифологические произведения и легенды, исследуемые детьми в начальной школе, изучаются в условиях столкновения различных читательских мнений. Каждый ребенок учится чувствовать «чужое» понимание, сопоставлять его с собственным видением замысла автора, а главное - приближаться к авторскому пониманию. Список использованной литературы:

1. Левинтон, Г.А. Легенды и мифы. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http: //www .ruthenia.ru/folklore/levinton3.htm

2. Никитченков, А.Ю. Русские народные мифологические рассказы как материал для литературного чтения / А.Ю. Никитченков // Начальная школа. - 2005. - № 7. - С.51-57

3. Планируемые результаты начального общего образования / Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.; под ред. Г.С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - 120 с.

4. Слонь, О.В. Метод проектов и его реализация на уроках литературного чтения в начальной школе // О.В. Слонь // Вестник ОГПУ. Электронный научный журнал, Оренбург, 2013, №4 (8), С. 193-198

5. Стрельцова, Л.Е., Тамарченко Н.Д. Литературное чтение («Сказания о великих битвах и подвигах») 3 класс. Кн. 1 и 2. Героический эпос древности. М.: Ювента, 2003. - 273 с.

6. Энциклопедия мифов [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.godsbay.ru

© Е.В. Тохтахунова, 2015

Международный научный журнал «СИМВОЛ НАУКИ»_№4/2015_ISSN 2410-700X

УДК 37.013.43

Федотова Лилия Анатольевна

Канд. пед. наук, доцент ВолгГТУ, г. Волгоград, РФ E-mail: lifedotova@yandex.ru Федотов Владислав Николаевич Студент, магистрант ВолгГТУ г. Волгоград, РФ E-mail: Tanzwut111@yandex.ru

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ГОРОДА ЧЕРЕЗ ПРИЗМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

СТУДЕНТОВ-ТРАНСПОРТНИКОВ

Аннотация

Сегодняшние студенты технических вузов часто считают историю и краеведение предметами, далекими от их специальности, а, потому, ненужными. В статье обсуждаются возможности изучения отдельных истории через призму развития транспорта - профессионального интереса студентов. Приводятся примеры такого изучения.

Ключевые слова

Активные методы, изучение истории, краеведение, GPS - технологии.

В истории многих российских городов найдется немало подтверждений тому факту, что развитие городской транспортной сети тесно взаимосвязано с развитием города: наличие дорог, появление новых видов транспорта способствует появлению, развитию и процветанию новых производств, расширению рынков сбыта продукции. Верна и обратная закономерность.

Одним из поучительных примеров является история Царицына (ныне Волгограда). До 60-х годов XIX века это был захолустный городок, находящийся в стороне от крупных транспортных путей. Но к концу века в городе было три железнодорожные станции, построенные в разное время на разных железнодорожных ветках. Тогда город нарекли «русским Чикаго»: жизнь здесь кипела все активнее, требуя более современного транспорта. Решение о строительстве трамвайной линии было принято в 1911 г., а через два года по городу поехал первый трамвай. Так Царицын перешел от индивидуального гужевого транспорта к электрическому общественному, став первым и единственным в империи уездным городом, где появился трамвай. Сегодня трамвайные линии проходят практически по тем же улицам, что и век назад.

История царицынского трамвая известна; несколько лет назад в городе достаточно широко отмечалось столетие этого события. Однако для многих волгоградцев события начала века кажутся очень далекими, их затмевает Великая Отечественная войны и Сталинградская битва. Хорошо зная о существенных разрушениях города 1942-1942 г.г. большинство горожан полагает, что события и материальные свидетельства более далекой истории полностью стерты с лица города. А без такого визуального подтверждения взаимовлияние города и его транспортной системы становится лишь фактом из учебника, не имеющего отношения к современной жизни города.

Соединив историю города, которая все еще читается на волгоградских улицах с профессиональными интересами студентов - будущих работников транспортной отрасли, можно одновременно продвигаться в решении нескольких задач. В их числе формирование интереса к изучению истории страны [1, с. 120-122], истории своей профессии, а также понимание важности области профессиональной деятельности для развития города в прошлом и настоящем.

Большую роль в такой работе могут играть современные геоинформационные технологии. Их пользователи должны иметь GPS-навигаторы, которые сегодня широко распространены и доступны. Навигатор принимает сигналы от искусственных спутников Земли и сообщает пользователю географические координаты точки, в которой он находится, траекторию движения и многое другое. При этом точность определения координат составляет несколько метров, что позволяет задавать координаты, а затем находить на местности практически точечные объекты.

С использованием возможностей этих технологий в Волгоградском государственном техническом университете были разработаны маршруты городских путешествий для студентов, связанных с царицынским трамваем начала XX века. Маршруты состоят из отдельных точек с заданными координатами,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.