Научная статья на тему 'Особенности зрительно-пространственных функций в младшем, среднем и старшем школьном возрасте'

Особенности зрительно-пространственных функций в младшем, среднем и старшем школьном возрасте Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
787
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / VISUAL-SPATIAL FUNCTIONS / ОНТОГЕНЕЗ / ONTOGENY / ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / SPATIAL REPRESENTATIONS / МЕЖПОЛУШАРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERHEMISPHERIC INTERACTION

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Петракова Полина Валерьевна

В статье описываются особенности зрительно-пространственных функций в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Показано, что зрительно-пространственные функции развиваются на протяжении всего школьного обучения, при этом разные виды пространственных представлений развиваются неравномерно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of Visual-Spatial Functions of Primary, Secondary and High School-Children

The article describes features of visual-spatial functions of primary, secondary and high school-children. The author shows that visual-spatial functions develop throughout the schooling process, and different types of spatial representations develop irregularly.

Текст научной работы на тему «Особенности зрительно-пространственных функций в младшем, среднем и старшем школьном возрасте»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 612.843.7:[159.922.736.3+159.922.736.4]

ОСОБЕННОСТИ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ФУНКЦИЙ В МЛАДШЕМ, СРЕДНЕМ И СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

П. В. Петракова

Научный руководитель — Т. А. Фотекова, доктор психологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье описываются особенности зрительно-пространственных функций в младшем, среднем и старшем школьном возрасте. Показано, что зрительно-пространственные функции развиваются на протяжении всего школьного обучения, при этом разные виды пространственных представлений развиваются неравномерно.

Ключевые слова: высшие психические функции, зрительно-пространственные функции, онтогенез, пространственные представления, межполушарное взаимодействие.

В настоящее время происходит активное развитие отечественной детской нейропсихологии, которое проявляется, в частности, в формировании нескольких стабильно действующих авторских школ и направлений (Т. В. Ахутина, 2008; Ж. М. Глозман, 2006; Ю. В. Микадзе, 2008; Н. Я. Семаго, 2001). Наличие большого числа результатов нейропсихологических исследований детей, выполнявшихся на протяжении последних десятилетий, тем не менее, не позволяют считать, что существующие проблемы диагностики и коррекции психических нарушений детского возраста получили своё разрешение в полной мере.

Нейропсихологическая симптоматика нарушений развития, различные проявления индивидуальных вариантов протекания психической деятельности зачастую лежат в основе школьной неуспеваемости и дезадаптации и соответственно требуют своевременной диагностики и коррекции (Т. В. Ахутина, 2008; Ю. В. Микадзе, 2008; Н. М. Пылаева, 2002; А. В. Семенович, 2005), но для их выявления необходимо знать особенности протекания психических процессов в норме. В современной нейропсихологии детского возраста актуальными являются проблемы диагностики особенностей психических функций (их дефицитарность либо несформированность относительно норм определённого этапа онтогенеза) и выявления возможностей компенсации нарушений высших психических функций (далее - ВПФ). Высшие психические функции не даны ребёнку изначально, их формирование происходит в процессе взаимодействия ребёнка со средой. ВПФ, в частности зрительно-пространственные, формируются и развиваются длительное время, они являются наиболее уязвимыми. ВПФ в своём становлении проходят ряд этапов и являются ведущим компонентом любой психической деятельности. В связи с этим необходимым является изучение этих функций в разные возрастные периоды. Требуется многостороннее изучение динамики развития ВПФ в норме и при нарушениях с установлением причин таких нарушений. Это позволит проводить профилактику и коррекцию их последствий (Э. Г. Симерницкая, 1995; Н. Г. Манелис, 1999; Т. В. Ахутина, 2008; Л. С. Цветкова, 2008; Ж. М. Глозман, 2006; А. В. Семенович, 2005; Н. М. Пылаева, 2002).

На сегодняшний день работ, посвящённых нейропсихологическому исследованию здоровых детей в разные возрастные периоды, в современной психологической науке недостаточно. Среди имещихся, как правило, преобладают такие, которые направлены на изучение детей с задержкой психического развития (далее - ЗПР), причём авторы этих работ ограничиваются исследованием детей младшего школьного возраста. Этот факт, по нашему мнению, в определённой мере обесценивает результаты проведённых исследований, направленных на выявление диагностики отклонений в психическом развитии детей. В то же время знание закономерностей нормального нейропсихологического онтогенеза позволит не только количественно, но и качественно оценить особенности развития ребёнка в каждом конкретном случае.

Цель настоящего исследования состоит в сравнительном анализе зрительно-пространственных функций у школьников младшего, среднего и старшего возраста. Методологической его основой является концепция А. Р. Лурия о трёх функциональных блоках мозга (1978).

В ходе исследования использовались следующие методы и приёмы: методы оценки зрительно-пространственных функций А. Р. Лурия в модификации Т. В. Ахутиной (2008); методы математической статистики: описательные статистики, однофакторный дисперсионный анализ; система оценки, отличная от традиционной, действовало правило: чем лучше выполнение, тем выше балл (Т. А. Фотекова, 2014); применялись кубики Кооса, пробы Хэда, пробы на запоминание невербализуемых фигур; использовались самостоятельный рисунок и копирование трёхмерного объекта, пробы на понимание логико-грамматических конструкций. Обработка полученных данных осуществлялась с помощью пакета программ IBM SPSS Statistics 20.

В исследовании приняли участие следующие группы испытуемых: 25 учеников вторых классов, средний возраст которых составил 8,7 лет; 25 учеников шестых классов со средним возрастом 13 лет; 25 учеников десятых классов, средний возраст в этой группе равнялся 16,9 лет. Все дети и подростки являются учениками школы № 25 города Абакана.

На первом этапе изучали зрительно-пространственные функции учащихся младшего, среднего и старшего школьного возраста. Анализ полученных данных, связанных с исследованием возможности восприятия и воспроизведения нужного положения рук в пространстве и сформированности схемы тела, показывает, что с возрастом продуктивность выполнения пробы Хэда увеличивается (р = 0,000). Результаты данной части исследования представлены на рисунке 1.

Продуктивность

□ Младший школьный возраст

□ Средний школьный возраст

■ Старший школьный возраст

Рис. 1. Количество правильно выполненных с первой попытки заданий в сравниваемых группах

Количество соматотопических ошибок с возрастом существенно уменьшается (р = 0,00), пространственные ошибки в старшем школьном возрасте встречаются значительно реже, чем в младшем (р = 0,036). На рисунке 2 можно наглядно увидеть количество соматотопических ошибок на разных возрастных этапах.

3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Соматотопические ошибки

□ Младший школьный возраст

□ Средний школьный возраст

■ Старший школьный возраст

Рис. 2. Количество соматотопических ошибок в сравниваемых группах

Результаты второго этапа исследования, а именно зрительно-пространственной перешифровки графических объектов и сформированности произвольной регуляции деятельности, показали, что продуктивность первой попытки с возрастом увеличивается (р = 0,000). Результаты этой части исследования можно увидеть на рисунке 3.

4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5

Продуктивность

□ Младший школьный возраст

3 Средний школьный возраст

■ Старший школьный возраст

0

Рис. 3. Количество правильно выполненных проб с первой попытки

Значительно снижаются ошибки перешифровки в координатах «влево-вправо» на протяжении всего школьного возраста (р = 0,000). В наглядном виде эти результаты представлены на рисунке 4.

1,8 1,6 1,4 1,2 1

0,8 0,6 0,4 0,2 0

Ошибки перешифровки "влево-вправо"

□ Младдший школьный возраст

] Средний школьный возраст

■ Старший школьный возраст

Рис. 4. Количество ошибок перешифровки в координатах «влево-вправо» в сравниваемых группах

Результаты исследования особенностей пространственного мышления, способности к анализу и синтезу пространственных структур, а также программированию и контролю показывают, что с возрастом количество правильно выполненных с первой попытки проб увеличивается (р = 0,000). Такие результаты закономерны, так как пространственные представления требуют достаточно длительного времени для своего формирования [3]. Результаты выполнения с первой попытки проб на конструктивный праксис наглядно представлены на рисунке 5.

4

3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5

□ Младший школьный возраст

□ Средний школьный возраст

■ Старший школьный возраст

Продуктивность

0

Рис. 5. Количество правильно выполненных с первой попытки проб на конструирование из кубиков Кооса

в сравниваемых группах

Успешность выполнения самостоятельного рисунка стола улучшается от младшего к старшему (р = 0,000) и от среднего к старшему школьному возрасту (р = 0,000). Результаты успешности самостоятельного изображения трёхмерного стола предлагаются на рисунке 6.

3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

Успешность самостоятельного рисунка

□ Младший школьный возраст

Средний

школьный

возраст

Старший

школьный

возраст

Рис. 6. Показатели успешности самостоятельного изображения трёхмерного стола в сравниваемых группах

Копирование стола даётся учащимся проще, тем не менее детям младшего школьного возраста свойственно допускать большее количество ошибок. Результаты выполненного данного задания представлены на рисунке 7.

4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

□ Младший школьный возраст

□ Средний школьный возраст

Старший

школьный возраст

Успешность копирования изображения

Рис. 7. Показатели успешности копирования изображения трёхмерного стола в сравниваемых группах

Анализ результатов исследования зрительно-пространственной памяти показывает, что различия между средними показателями объёма непроизвольной, произвольной и кратковременной зрительно-пространственной памяти являются статистически незначимыми. Различия в продуктивности наблюдаются только между младшим и старшим школьным возрастом в третьем воспроизведении (р = 0,026). На представленном ниже графике можно увидеть кривую запоминания (рис. 8).

2,24 2,1

4 3,5 3 2,5 2 1,5 1

0,5 0

1 воспроизведение 2 воспроизведение 3 воспроизведениотсроченное воспроизведение

- Младший школьный возраст

■ Средний школьный возраст

■ Старший школьный возраст

Рис. 8. Кривые запоминания невербализуемых фигур в сравниваемых группах

Понимание логико-грамматических конструкций улучшается на протяжении всего школьного возраста (р = 0,000). В подтверждение данного утверждения приведём результаты на рисунке 9.

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0

□ Младший школьный возраст

□ Средний школьный возраст

Старший школьный возраст

Понимание логико-грамматических конструкций

Рис. 9. Показатели понимания логико-грамматических конструкций в сравниваемых группах

Итоги проведённого исследования можно резюмировать следующими выводами.

1. Зрительно-пространственные функции продолжают развиваться на всех этапах школьного обучения. Различные полимодальные способности созревают неравномерно.

2. Пространственная организация движений и сформированность схемы тела подвержены изменениям на протяжении всего школьного возраста. Чем старше обучающиеся, тем меньше у них пространственных и особенно соматотопических ошибок, но оба типа ошибок сохраняются и в старшем школьном возрасте.

3. Старшие школьники превосходят детей как младшего, так и среднего школьного возраста по способности к зрительно-пространственной перешифровке графических объектов. При этом раньше осваивается перешифровка в координатах «вверх-вниз», а затем в координатах «влево-вправо». Линейные метрические представления формируются раньше, чем угловые.

4. Конструктивное мышление также развивается на всех возрастных этапах, что проявляется в увеличении скорости выполнения проб и снижении потребности в помощи.

5. Проекционные представления равномерно улучшаются на всём изучаемом возрастном диапазоне, однако остаются не в полной мере сформированными даже у части старших школьников, о чём свидетельствуют трудности при самостоятельном рисунке трёхмерного объекта.

6. Объём непроизвольной и произвольной, кратковременной и долговременной зрительно-пространственной памяти сформирован уже в младшем школьном возрасте и не демонстрирует дальнейшей динамики. Способность к удержанию порядка следования элементов формируется дольше и продолжает улучшаться в среднем и старшем школьном возрасте.

7. Квазипространственные функции, а именно понимание логико-грамматических конструкций, равномерно улучшается при переходе от каждой возрастной группы к последующей.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход: учеб. пособие / Т. В. Ахутина, Н. М. Пылаева. - СПб.: Питер, 2008. - 160 с.

2. Глозман, Ж. М. Нейропсихологическая диагностика дошкольников / Ж. М. Глозман, А. Ю. Потанина, А. Е. Соболева. - СПб.: Питер, 2006. - 80 с.

3. Лурия, А. Р. Функциональная организация мозга / А. Р. Лурия // Естественно-научные основы психологии; под ред. А. А. Смирнова, А. Р. Лурия, В. Д. Небылицына. - М.: Педагогика, 1978. - С. 109-139.

4. Манелис, Н. Г. Развитие оптико-пространственных функций в онтогенезе / Н. Г. Манелис // Школа здоровья. - 1997. - № 3. - С. 25-37.

5. Микадзе, Ю. В. Нейропсихология детского возраста: учеб. пособие / Ю. В. Микадзе. - СПб. Питер, 2008. - 288 с.

6. Пылаева, Н. М. Нейропсихологические методы развития функций программирования и контроля / Н. М. Пылаева // Школа здоровья. -2002. - № 4. - С. 36-43.

7. Семаго, Н. Я. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога / Н. Я. Семаго, М. М. Семаго. - М.: Арк-ти, 2001. - 208 с.

8. Семенович, А. В. Введение в нейропсихологию детского возраста / А. В. Семенович. - М.: Генезис, 2005. - 319 с.

9. Симерницкая, Э. Г. Нейропсихолгическая диагностика и коррекция школьной неуспеваемости / Э. Г. Симерницкая, Е. Д. Хомской // Нейропсихология сегодня. - М.: МГУ, 1995. - С. 154-160.

10. Цветкова, Л. С. Проблема фактора в нейропсихологии детского возраста / Л. С. Цветкова, А. В. Цветков // Вопросы психологии. - М.: Педагогика. 2008 - № 6. - С. 57-65.

11. Фотекова, Т. А. Практикум по нейропсихологической диагностике: учеб.-метод. комплекс по дисциплине Т. А. Фотекова. - 2 изд., испр. и доп. - Абакан: Изд-во ФГБОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2014. - 31 с.

© Петракова П. В., 2016

УДК [159.923.2:159.922.8] :616.379-008.64

ОСОБЕННОСТИ САМООТНОШЕНИЯ МОЛОДЫХ ЛЮДЕЙ, СТРАДАЮЩИХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ I ТИПА

А. А. Фёдорова, Е. С. Шишкина

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены результаты исследования особенностей самоотношения молодых людей, страдающих сахарным диабетом I типа. Выявлено, что люди, страдающие заболеванием сахарным диабетом I типа, в отличие от здоровых людей, имеют низкий уровень оценки собственного «Я», выраженное негативное эмоциональное отношение к своему «Я», которое отражает низкий уровень самопринятия и самопривязанности, низкий уровень самоуважения. Им свойственно наличие внутренних конфликтов, несогласий с самим собой, чрезмерное самокопание и рефлексия.

Ключевые слова: сахарный диабет, возраст больных, психологическое здоровье, самоотношение, самооценка, концепция самосознания.

Сахарный диабет (СД) относится к числу наиболее распространённых и общественно значимых заболеваний, он занимает одно из ведущих мест по уровню заболевания населения по всему миру и третье место - по смертности. На сегодняшний день данным заболевание страдает около 150 миллионов человек по всему миру, а по прогнозам Всемирной организации здравоохранения к 2025 году их число возрастёт до 300 миллионов. Наиболее тяжёлой формой диабета является сахарный диабет I типа, который относят к основным медико-социальным проблемам здравоохранения, так как он характеризуется необходимостью пожизненной заместительной терапии, ранней инвалидизацией и смертностью. Человек, страдающий данным заболеванием, вынуж-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.