Научная статья на тему 'Нейропсихологические методы в изучении возрастных особенностей пространственных представлений'

Нейропсихологические методы в изучении возрастных особенностей пространственных представлений Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1514
479
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / SPATIAL FUNCTIONS / МЕТРИЧЕСКИЕ / METRIC / СТРУКТУРНО-ТОПОЛОГИЧЕСКИЕ / ПРОЕКЦИОННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ / ОНТОГЕНЕЗ / ONTOGENESIS / STRUCTURALLY-TOPOLOGICAL / PROJECTIVE REPRESENTATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фотекова Т.А.

В статье обсуждаются результаты применения методов нейропсихологической диагностики для исследования возрастных особенностей метрических, структурно-топологических и проекционных представлений. Рассматриваются особенности выполнения проб на самостоятельный рисунок и копирование трехмерного объекта разновозрастными группами, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая пожилыми людьми. Анализируются количественные и качественные показатели выполнения проб, а именно продуктивность и специфика допускаемых ошибок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Фотекова Т.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Neuropsychological methods in studying of age features of spatial representations

In article results of application of methods нейропсихологической diagnostics for research of age features of metric, structurally-topological and projective representations are discussed. Features of performance of tests on independent drawing and copying of three-dimensional object by uneven-age groups are considered, beginning from children of preschool age and finishing older persons. Are analyzed quantitative and quality indicators of performance of tests, namely efficiency and specificity of supposed errors.

Текст научной работы на тему «Нейропсихологические методы в изучении возрастных особенностей пространственных представлений»

УДК: 159.9 + 159.922

НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ИЗУЧЕНИИ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Т.А. Фотекова, Хакассий государственный университет им. Н.Ф.Катанова (Абакан, Россия). fotekova@yandex.ru

Резюме. В статье обсуждаются результаты применения методов нейропсихологической диагностики для исследования возрастных особенностей метрических, структурно-топологических и проекционных представлений. Рассматриваются особенности выполнения проб на самостоятельный рисунок и копирование трехмерного объекта разновозрастными группами, начиная от детей дошкольного возраста и заканчивая пожилыми людьми. Анализируются количественные и качественные показатели выполнения проб, а именно продуктивность и специфика допускаемых ошибок.

Ключевые слова. Пространственные функции, метрические, структурно-топологические, проекционные представления, онтогенез

Проблема развития находит отражение в различных концепциях и моделях и изучается такими отраслями психологии как психогенетика, сравнительная психология, возрастная психофизиология, нейропсихология, психология развития и акмеология [1]. На стыке этих отраслей появляются новые области исследования. В частности для понимания возрастных изменений в состоянии высших психических функций (ВПФ) актуален нейропсихологический подход, что убедительно доказано исследованиями по детской нейропсихологии и геронтонейропсихологии. Изучение основных закономерностей онтогенетических изменений в характеристиках высших психических функций может стать предметом нового направления

исследований, а именно нейропсихологии развития.

Концептуальной основой этого направления являются теория системной динамической локализации психических функций в коре головного мозга А.Р.Лурии [7], а также системно-структурный подход Б.Г.Ананьева [2], его идеи об онтогенетической эволюции человека и неравномерности развития различных систем. При этом Ананьев отмечал, что наибольшей индивидуальной изменчивостью обладают именно мозговые функции, особенно функции коры, которые сильно зависят от характера воспитания и деятельности [2].

В процессе онтогенетической эволюции изменяются характеристики работы, как отдельных мозговых механизмов, так и специфика внутри- и межполушарных связей. Наиболее интенсивно развитие высших психических функций протекает на ранних этапах онтогенеза, затем темп изменений замедляется, однако функциональная организация не остается постоянной и в период взрослости. В последние десятилетия активно изучались изменения, происходящие с ВПФ в детском возрасте [3, 8, 9, 14] и на фоне нормального и патологического старения [5, 6]. О состоянии ВПФ в подростковом возрасте, юности и взрослости пока известно мало [13, 15].

Для изучения возрастных особенностей могут быть применены два подхода: возрастной, связанный с оперированием количественными показателями, по которым прослеживается возрастная изменчивость в психических функциях и индивидуально-психологический, направленный на исследование изменений особенностей человека на протяжении определенного периода его жизни [2, 11]. В нашем исследовании был реализован возрастной, а на ранних этапах онтогенеза микровозрастной (изучение год за годом), подход к изучению пространственных представлений.

Анализируя вертикальное строение пространственных представлений, А.В.Семенович выделяет следующие уровни: протопатическая и эпикритическая чувствительность; соматогнозис; метрические представления; координатные

представления; структурно-топологические представления;

проекционные представления; стратегия, когнитивный стиль, актуализирующийся при контакте с внутренним и внешним пространством [12].

В нашем исследовании применялись пробы на самостоятельный рисунок и копирование трехмерного объекта (стола), позволяющие оценить возрастные особенности

метрических, структурно-топологических и проекционных

представлений. Метрические представления связаны с оценкой линейного и углового расстояния. Сформированные структурно-топологические представления обеспечивают целостную схему пространственного строения объекта, включающую соотношение и правильное расположение всех его элементов. Проекционные представления необходимы для передачи трехмерного объекта на плоскости. Все перечисленные виды пространственных представлений, по мнению А.В.Семенович [12], обеспечиваются либо правым полушарием, либо формируются в процессе становления межполушарного взаимодействия.

Использовалась процедура проведения исследования и система оценки, предлагаемая Т.В. Ахутиной с соавторами [3,10] для нейропсихологической диагностики детей, однако, по нашему мнению, она успешно работает и на других возрастных группах. При этом критерии оценки остаются неизменными, но количественно и качественно меняются нормативы выполнения и характер допускаемых ошибок. В статье показано, как использование одних и тех же методов позволяет оценить состояние и, косвенно, динамику пространственных представлений на возрастном отрезке от 4 до 65 лет.

Всего в исследовании приняли участие 540 человек. Распределение по возрастным группам выглядело следующим образом: 4 года - 45 человек; 5 лет- 41; 6 лет - 41; 7 лет - 51; 8 лет - 26; 9 лет - 29; 10 лет - 30; 11 лет - 30; 12 лет - 26; 13 лет - 27; 14 лет - 27; 15-16 лет (старший подростковый возраст) - 25; 17 - 20 лет (юность) - 30; 25-35 лет (взрослость) - 43; 40-50 лет (зрелость) - 44; 55-65 лет (преклонный возраст) - 25. Все дети от 4 до 16 лет

посещали детский сад или школу, на этом этапе применялся микровозрастной подход. Более взрослые испытуемые были разделены на группы на основе возрастной периодизации В.В. Бунака [11]. Лица юношеского возраста были учащимися и студентами колледжей и университета, остальные испытуемые имели высшее или среднее профессиональное образование и работали, либо находились на пенсии, в зависимости от возраста.

Оценка самостоятельного рисунка производилась следующим образом: 4 балла - стереометрическое изображение стола в перспективе без грубых дизметрических и проекционных ошибок; 3 балла - неточное стереометрическое изображение стола с дизметрическими и/или проекционными ошибками; 2 балла - не полностью стереометрическое изображение стола (крышка изображена в перспективе, а ножки - нет, либо - наоборот); 1 балл

- плоскостное изображение стола без искажения пропорций; 0 баллов - плоскостное или «распластанное» изображение с грубыми топологическими и дизметрическими ошибками.

Успешность копирования трехмерного изображения оценивалась несколько иначе: 5 баллов - стереометрическое изображение стола с традиционной формой передачи перспективы (крышка - параллелограмм, одна ножка частично скрыта); 4 балла

- неточное стереометрическое изображение стола с негрубыми проекционными ошибками; 3 балла - стереометрическое изображение стола с негрубыми проекционными и метрическими ошибками, или крышкой-трапецией; 2 балла - неполное стереометрическое изображение стола с крышкой-прямоугольником, без грубых метрических ошибок; 1 балл -плоскостное изображение стола с грубыми метрическими и проекционными ошибками; 0 баллов - изображение с топологическими, метрическими и проекционными ошибками.

Статистическая обработка данных производилась на основе пакета программ IBM SPSS Statistics 20.1 for Windows с использованием описательной статистики, анализа частот и однофакторно-го дисперсионного анализа ANOVA.

Среднегрупповые показатели продуктивности выполнения

проб и количества допускаемых ошибок представлены в таблице 1.

Анализ характера выполнения рисунков и типов ошибок у дошкольников разных групп дает следующую картину. Детям 4-х лет самостоятельное рисование стола не доступно. Стереометрическое изображение стола при самостоятельном выполнении в 5-6 лет не встречается. Типичны «распластанные» или плоскостные рисунки с метрическими и структурно-топологическими ошибками. Однако при срисовывании появляются элементы стереометрического изображения. Для детей 4-5 лет при копировании наиболее характерен «распластанный» рисунок. В 6 лет такие рисунки встречаются у 26,2% детей, 46,3% обследованных детей этого возраста демонстрируют неполное стереометрическое изображение, а еще 16,7% неточное стереометрическое изображение без грубых ошибок. Для семилетних детей при самостоятельном выполнении наиболее типичны плоскостные рисунки без грубых метрических и структурно-топологических ошибок. Такой рисунок встречается в 60,8% случаев и является «нормальным» для детей 7 лет. При копировании результат существенно улучшается, чаще всего встречаются не полностью стереометрическое изображение (35,3%), а также неточные стереометрические рисунки стола с проекционными ошибками (19,5%) и стереометрическое изображение с незначительными проекционными и

метрическими ошибками, или крышкой-трапецией (15,7%). В 7 лет впервые появляются правильно скопированные столы (5,9%), а вот плоскостные изображения становятся довольно редкими (9,8%).

Если рассмотреть возрастные особенности пространственных представлений в школьном возрасте, то можно заметить, что качество самостоятельно рисунка постепенно улучшается. В 8 лет по-прежнему встречаются «распластанные» и плоскостные столы, структурно-топологические и проекционные ошибки, но уже почти 30% детей выполняют рисунок безупречно или с незначительными проекционными погрешностями. К 9 годам пятая часть испытуемых не имеет трудностей с отображением на плоскости трехмерного объекта, однако около 40% девятилетних детей пока на это не

способны. В младшем подростковом возрасте наблюдается временное ухудшение результатов, однако, к старшему школьному возрасту показатели самостоятельного рисунка стола достигают максимальных значений: 60% испытуемых демонстрируют безупречный рисунок, ещё 32% допускают негрубые проекционные ошибки, и никто не прибегает к «распластанному» изображению и не допускает структурно-топологических ошибок.

Таблица 1

Срезнетрупповые показатели выполнения проб (в баллах) и распределение испытуемых с учетом полученных баллов (в %)

возраст Самостоятельный рисунок Копирование стада

Средний балл кол-во человек. подучивших соответствующий балл (в%) Средний балл кад-во человек, получивших соответствующий балл (в %)

0 1 7 3 4 0 1 1 3 4 5

4 - - - - - 0,4 60.0 35,6 4,4 0.0 0,0 0.0

5 0,2 87,6 6,2 6,2 0,0 0,0 0,5 58,6 31,7 7,3 2,4 0.0 0,0

6 0,4 56,1 26,9 12,2 2,4 2,4 1,6 26,8 9,8 46,3 7,3 9,8 0.0

1 1.3 13,7 00,8 13.7 9,8 2.0 2,4 13.7 9.8 35,3 19,5 15,7 5.9

3 1.7 15,4 34.6 23.1 15,4 11,5 2,8 3,8 19,2 19,2 23,1 19,2 15,5

9 2,2 10,3 27.7 27.6 13,8 20.6 4.0 0,0 6.9 10.3 0,0 41,4 41,4

10 1.7 30,0 16,7 50,0 3,3 10,0 3,3 3,3 6,8 10.0 33,3 33,3 13,3

11 2,2 10.0 16,7 33.3 26,7 13.3 3,5 0,0 6,7 6,7 33,3 36.6 16,7

12 1.9 23,1 23,1 15,4 19,2 19,2 4,3 3,8 0,0 3,8 11,5 11,5 69,6

13 2,8 7,4 11,1 11.1 33,4 37,0 4,1 3,7 0,0 3,7 14,9 33,3 44.4

14 2,3 7.4 22,2 29,6 14.9 25,9 3,3 7,4 3,7 7,4 29,6 37,0 14,9

15-16 3,7 0,0 4.0 4.0 32,0 60,0 4,8 0,0 0,0 0,0 4.0 16.0 80,0

17-20 3,0 10,0 6,7 23.3 33,3 26.7 4.4 0,0 0,0 6,7 36.6 20,0 36,7

25-30 2,9 4,7 4,7 20,9 32,5 37,2 4.1 0,0 2,3 4,7 37,2 27,9 27,9

35,45 2,4 11,4 11,4 15.3 45,5 15,9 3,8 2,3 9.1 15,9 36,4 27,2 9.1

55-65 2,0 24,0 19,5 18,9 18,5 18,7 1,1 20,0 28.0 4,0 36,0 8,0 4,0

Копирование стола в школьном возрасте улучшается более динамично. Уже к 9 годам более 80% школьников не имеют трудностей при выполнении задания, у младших подростков отмечается временное ухудшение показателей, но в старшем подростковом возрасте с пробой хорошо справляются практически все. Ухудшение в состоянии высших психических функций в подростковом возрасте касается не только пространственных представлений и указывает на заинтересованность правого

полушария, что вероятно объясняется его тесными связями с диэнцефальными структурами (таламусом и гипоталамусом), отвечающими за нейрогормональный контроль и претерпевающими в этот период существенные изменения [13]. На гиперактивность правого полушария в пубертатный период и связанное с этим обилие метрических патофеноменов указывает также А.В.Семенович [12].

Интересно отметить, что после окончания школы качество пространственных представлений начинает ухудшаться. Особенно заметно это становится в пожилом возрасте, когда при самостоятельном рисунке и при копировании все чаще появляются структурно-топологические ошибки и «распластанные» столы (24% и 20% соответственно), а стереометрические изображения встречаются все реже (37,2% при самостоятельном выполнении и только 12% при копировании). Обращает на себя внимание более явное и раннее ухудшение результатов копирования, что указывает на заинтересованность правого полушария. В нейропсихологической литературе имеются данные о том, что его функции раньше подвергаются возрастному снижению, чем функции левого полушария [6].

Статистический анализ данных показывает, что, несмотря на устойчивый рост средних оценок при переходе к каждой возрастной группе, достоверные различия в успешности самостоятельного рисунка у детей наблюдаются только между показателями испытуемых 5 и 8 лет (р<0.01). Если сравнивать данные школьников, то тут значимые различия зафиксированы лишь между показателями детей 7 и 13 лет (р<0.001). Пространственные представления, как и другие аспекты пространственных функций, опираются на работу третичных полей второго блока мозга. Это долго формирующаяся область со сложными функциями. Ее морфологическое созревание завершается как раз к 13-15 годам, что и проявляется в улучшении показателей выполнения проб. Максимальная успешность характеризует школьников 15-16 лет, их результаты статистически достоверно отличаются от таковых во всех возрастных группах

(р<0.001). Вероятно это не только возрастной, но и социокультурный феномен, связанный с обучением, ведь речь идет об учащихся старших классов, пространственные предоставления которых целенаправленно развивались в рамках школьного обучения.

Что касается копирования трехмерного объекта, то тут значимые различия обнаружены между дошкольниками 4 и 6 лет (р<0.001), между младшими школьниками 7 и 9 лет (р<0.001), 8 и 9 лет (р<0.05), 11 и 15-16 лет. Показатели испытуемых преклонного возраста достоверно хуже, чем результаты, демонстрируемые юношами (р<0.001), взрослыми (р<0.001) и зрелыми людьми (р<0.05).

Таким образом, использованные нами методы показывают, что развитие пространственных представлений в процессе онтогенетической эволюции протекает неравномерно и нелинейно. У детей в возрасте 4-5 лет структурно-топологические и проекционные представления практически отсутствуют. К 6 годам появляются элементы этих представлений, причем они скорее находятся в «зоне ближайшего развития», так как проявляются только при копировании, которое можно рассматривать как вид помощи. Согласно мнению Глозман Ж.М. и соавторов [4] методика пригодна для диагностики, если с ней справляются не менее 70% детей. Следовательно, пробы на самостоятельный рисунок стола не подходит для оценки сформированности пространственных представлений дошкольников. Но копирование трехмерного объекта можно предлагать, начиная с 6 лет.

На фоне общей плавной тенденции к росту продуктивности и снижению числа ошибок наблюдаются периоды интенсивного развития пространственных представлений, которые приходятся на возраст 6-9 лет, затем на старший подростковый возраст. В то же время отмечается обратимое ухудшение показателей в младшем подростковом возрасте и заметное снижение качества проекционных и структурно-топологических представлений в преклонном возрасте.

Метрические ошибки являются наименее грубыми и

наиболее распространенными, они встречаются во всех возрастных группах.

При наличии общих возрастных тенденций в каждой возрастной группе отмечается межиндивидуальная неравномерность.

Как видно, нейропсихологический подход и вытекающие из него методы эффективны для оценки возрастных изменений в состоянии высших психических функций, в частности пространственных представлений. Основной проблемой при таком подходе становятся возрастные нормативы, определение которых требует дальнейших исследований на выборке большего объема.

В статье рассмотрены особенности выполнения только двух проб, стандартная процедура нейропсихологического обследования содержит гораздо больше возможностей для оценки зрительно-пространственных функций. Этой цели служат пробы Хэда, проверяющие соматогнозис и пространственную организацию движений; кубики Кооса, оценивающие конструктивное мышление; пробы на конструктивный праксис, требующие мысленного вращения объекта; а также пробы на запоминание невербализуемых фигур, исследующие кратковременную и долговременную, произвольную и непроизвольную зрительно-пространственную память. В совокупности перечисленные методы позволяют оценить состояние всех уровней пространственных представлений от соматогностических до проекционных. Для оценки стратегий оптико-пространственной деятельности обычно используется проба Рея-Тейлора. Все указанные пробы могут быть применены к испытуемым любого возраста, начиная с 6 лет. Более раннее использование требует модификаций процедуры обследования.

Литература:

1. Аверин В.А. Обзор основных теорий развития // Психология человека от рождения до смерти / Под ред. А.А. Реана.-СПб.:прайм-ЕВРОЗНАК, 2006. - С.20-94;

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания.3-е изд. -СПб.:Питер, 2010. - 288 с.;

3. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Методы исследования зрительно-вербальных функций // Диагностика развития зрительно-вербальных функций /Т.В.Ахутина. Н.М. Пылаева. - М.: Академия, 2003. - С.37-52;

4. Глозман Ж.М., Потанина А.Ю., Соболева А.Е. Нейропсихо-логическая диагностика в дошкольном возрасте. - СПб.: Питер, 2006, 80 с.;

5. Корсакова Н.К,, Рощина И.Ф. Значение концепции А.Р.Лурии о трех функциональных блоках мозга для становления и развития нейрогеронтопсихологии // Наследие А.Р. Лурии в современном научном и культурно-историческом контексте / Сост. Н.К. Корсакова, Ю.В. Микадзе. - М.: Факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, 2012 С.161-176;

6. Корсакова Н.К. Нейропсихология позднего возраста: обоснование концепции и прикладные аспекты // Вестник Московского университета. Сер.14.Психология. 1996. № 2 С.32-37;

7. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. - М.: Академический проект, 2000. - 512 с.

8. Манелис Н.Г. Нейропсихологические закономерности нормального развития // Школа здоровья. 1999. Т.6, № 1 С.8-24;

9. Микадзе Ю.В. Нейропсихология детского возраста - СПб: Питер, 2013. - 288с.

10. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / Под общей ред. Т.В.Ахутиной, О.Б.Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2008, -128;

11. Степанова Е.И. Психология взрослых: экспериментальная акмеология. - СПб.: Алтейя, 2000. - 288 с.

12. Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте. - М.: «Академия», 2002. - 232 с.;

13. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в подростковом возрасте // Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме /Под. ред. Т.А. Фотековой. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. - 168 с.

14. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. - Абакан: Изд-во Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2004. - 164 с.

15. Фотекова Т.А., Кичеева А.О. Состояние высших психических функций в ранней, средней и поздней взрослости у мужчин и женщин: нейропсихологический анализ // Культурно-историческая психология. 2012. № 2 С. 36-44.

© Т.А. Фотекова, 2013. © Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири, 2013. Transliteracija:

Fotekova, Т.А. Nejropsihologicheskie те^у V izuchenii vozrastnyh osobennostej prostranstvennyh predstavlenij //Vestnik ро

pedagogike i psihologii Juzhnoj Sibiri. - №3. - 2013. - S. 63-73.

— • —

УДК 159.923

АНАЛИЗ ГЛАВНЫХ КОМПОНЕНТОВ СТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ ОСУЖДЕННЫХ В УСЛОВИЯХ ЛИШЕНИЯ СВОБОДЫ

В.А. Петьков, Межрегиональная академия управления персоналом (Херсон, Украина). vitviva@rambler.ru

Резюме. Автор рассматривает главные компоненты психологической структуры личности осужденных в местах лишения свободы в рамках своего диссертационного исследования «Психологические особенности личности осужденных в местах лишения свободы».

В статье проанализированы результаты эмпирического исследования, которое проводилось в реальных условиях с использованием

психодиагностического материала.

Ключевые слова: личность осужденных, психологическая диагностика, педагогическая

запущенность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.