УДК 070
ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ
М.Л. Витязева
Челябинскийгосударственныйуниверситет, г. Челябинск
В современном мире из-за возрастающей роли Японии в международном политическом процессе увеличивается значимость понимания культурных кодов этой страны, в том числе - особенности функционирования японских СМИ. Японский медиа-рынок можно считать одним из самых богатых и развитых в мире. Уровень журналистики в стране Восходящего солнца соответствует уровню развитых стран, но при этом имеет свои особенности, основанные, прежде всего, на традициях и характерных чертах японской национальной культуры.
Ключевые слова: журналистика, печатная пресса, Япония, национальная культура, масс медиа.
Современная Япония - это государство, численность населения которого превышает отметку в 127 миллионов человек. Японский медиа-рынок - один из самых богатых и развитых, а тиражи японских общенациональных ежедневных газет являются наиболее высокими в мире [1].
Журналистика в Японии - один из самых формализованных видов журналистики в мире. СМИ являются выражением событий, связанных непосредственно с Японией. События, происходящие в мире, освящаются в японской прессе более скупо. Немалую роль в ней играет следование общепринятым нормам и традициям. Вступая в XXI век, Япония провозгласила начало революции в области информационных технологий. Но при этом рынок печатной прессы до сих пор жив и пользуется популярностью, хотя и немного уменьшился в объемах. Это связано с тем, что представители стареющего японского общества предпочитают традиционный вид прессы [2].
Япония заслуженно считается одной из читающих стран. Согласно данным исследовательского института Японской Ассоциации издателей и редакторов газет, средняя японская семья подписана на 1-2 газеты, 76.2 % японцев в середине 1990-х гг. читали газеты ежедневно, а 18.9 % из них просматривали прессу. В среднем современный японец в день тратит на чтение газет 44.1 минуту, книг - 24.8 минут, журналов - 16.8 минут. Лишь 3.6% опрошенных не читают газет [3].
Важно отметить, что понятие «журналистика» раскрывается в целом ряде взаимосвязанных определений. В данной статье мы рассматриваем журналистику как вид творческой деятельности человека, где основой профессии является объективное освещение любых сторон реальной действительности. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления.
Журналистика в Японии в основном проводит аналитический анализ или рассматривает профессиональную составляющую личности. Можно выделить 5 основных пластов журналистики в современной Японии:
• Новостная журналистика - включает в себя федеральную (события в Японии важного масштаба) и региональную (или «префектуральную») журналистику.
• Журналистика пищевой промышленности, ресторанного бизнеса и кулинарии.
• Журналистика различных видов профессиональной деятельности.
• Журналистика, посвященная айдол-культурам, манге и аниме.
• Эротика.
Основные особенности журналистики страны Восходящего солнца заключаются в том, что в отличие от западных коллег, японские журналисты избегают вопросов о личной жизни и провокационных вопросов, проведения интервью дома, так как подобное поведение осуждается японским обществом и считается непрофессиональным [1]. Границы поведения японского журналиста разрушаются тогда, когда героем публикации становится личность, преступившая нормы поведения японской традиционной общественной морали. В этом случае все табу снимаются, и самые негативные факты будут представлены на суд японского общества.
Японцы весьма зависимы от общественного мнения. И опубликованные в прессе результаты журналистских исследований, содержащие негативные отзывы и критику, способны довести героя публикации до глубокой депрессии и даже до суицидальной попытки. Суицид выступает как способ прекращения дальнейших расследований и негативных публикаций, а также защита своей семьи от преследования прессой. Попытка подкупить журналистов лишь усугубит ситуацию, поэтому журналистика выступает еще и в качестве сдерживающего фактора коррупции.
Основными принципами японской журналистики является только проверенная информация и честность. Репутация - прежде всего. [4] В Японии очень мало «заказной» журналистики: нельзя купить себе заведомо лживый отзыв, или статью, не отвечающую реальности. Во всех случаях информация тщательно проверяется, и несоответствие заявленному карается осуждением и разгромными статьями. В 1938 году, японская газета Ёмиури Симбун создала комитет для мониторинга качества журналистики, который в 1951 году был преобразован в комитет ньюз-омбудсменов: он и сегодня выслушивает жалобы читателей на газету и ежедневно встречается с редакторами. Ньюз-омбудсмен -это сотрудник СМИ, который принимает и обрабатывает жалобы от читателей, зрителей, слушателей и разрешает конфликты между ними и СМИ. Обычно он ведет свою колонку или передачу, где разбирает конфликтные ситуации [5].
Реклама активно используется в японской журналистике. Многие японские СМИ, особенно печатная пресса, по содержанию напоминают своего рода «информационных универмаг», где предлагаются материалы для всех категорий читателей, активно используются рекламные тексты и различного рода рекламные сообщения. Газеты - это старейшее средство рекламы. Они сегодня получают львиную долю ассигнований на рекламу и превращаются как бы в своеобразный каталог-прейскурант местных магазинов. В Японии доход от выпуска газет примерно одинаково распределяется между доходом от реализации тиража и доходом, полученным в результате предоставления места рекламодателям. Таким образом, доход от рекламы имеет решающее значение для прибыли газеты [3].
Газеты действительно играют важную роль в жизни японцев. Они имеют ряд преимуществ перед телевидением, радио и журналами, а именно: из 100 % японцев 64.3 % считают газеты самыми надежными и заслуживающими доверия средствами массовой информации; 67.9 % называют газетные материалы (в частности статьи из общенациональных изданий) точными и проверенными; 50.5 % аудитории используют газеты для повышения своего образовательного уровня; 50.6 % отмечают полезность газетной информации в бизнесе (особенно это справедливо по отношению к «Никкэй» и «Ёмиури»), Наконец, 48.8 % опрошенных считают, что газеты, как и телевидение в равной степени формируют их взгляды и мнения [6].
Истоки появления печатной журналистики в Японии относятся к средним векам, когда начала распространятся так называемая «иллюстрированная журналистика» [7]. Особен-
ностью таких изданий было использование деревянных блоков с вырезанным на ним изображением, которое потом отпечатывалось на бумагу и распространялось среди населения. Каждый номер такой «газеты» был посвящен определенному событию, чаще всего это было изображение битвы между феодалами. Позже в газетах стали печатать еще и различные короткие истории о землетрясениях, ограблениях, убийствах и прочих событиях. Эти издания не являлись периодическими, потому что выпускались только после того, как событие произошло, поэтому время появления следующей сводки новостей было неизвестно. В Японии данные газеты получили название «красной прессы» (яп. ^
ШИ) [8].
В 1868 году в период Мейдзи императорский двор начал издавать государственную газету Дайдзёкан Нисси (яп. ЖЙ по аналогии с названием государственного ор-
гана исполнительной власти - советом государства, в которой публиковались новости о процессе восстановления императорской власти. Следуя примеру императорского двора, многие известные личности стали выпускать свои газеты, редакторами которых становились видные ученые и общественные деятели, часто писавшие колонки на военные и политические темы. Только за 1868 год появилось четырнадцать периодических изданий. Однако, либеральный уклон некоторых изданий стал вызывать большие опасения. Вначале, государство сделало невозможным выпуск газет без официального разрешения, а в 1869 году издало постановление о регулировании выпуска периодических изданий (Щ сюппан дзё:рэй), которое давало возможность государству не допускать к выпуску те издания, содержание которых его не устраивало. В законе также было строго прописано, что подлежит публикации, а что - нет. Так, закон разрешал «публиковать все, что не вредит японскому обществу», но запрещал «безответственную критику правительства» и «ложные обвинения» [7].
На заре своего развития японская пресса делилась на две категории: осимбун (яп. Ж букв, крупная газета), в которой публиковались политические статьи, правительственные новости и новости из-за рубежа, и косимбун (яп. букв, мелкая газета), носящая развлекательный характер и предназначенная для приобщения менее образованной аудитории к чтению газет.
Толчком к началу выпуска регулярных газет послужило появление в 1871 году первой ежедневной газеты - Иокогама Майнити Симбун (яп. [7]. Это была первая газета, в которой освещались одновременно и локальные, и зарубежные новости. В 1872 году появилась Токио Нити Нити Симбун (яп. - первый ежедневный косимбун, а в 1876 году - Осака Майнити Симбун (яп. После 1943 года газеты объединились в одно издание, которое сейчас является одним из крупнейших японских периодических изданий - Майнити Симбун (яп.
Широко известная в наши дни Ёмиури Симбун была создана в 1874 как
небольшая ежедневная газета-косимбун, однако к 1878 году, достигнув тиража в более 33 тысяч экземпляров, стала крупнейшим изданием в Японии [7]. Название газеты «Ёмиури» (яп. Ш^-, читать и продавать) произошло от способа ее продажи: продавец стоял на улице и читал заголовки газетных статей для того, чтобы заинтересовать публику. Сначала в Ёмиури публиковались литературные произведения и переводы романов, но после появления нового главного редактора Такада Санаэ, поддерживавшего Партию конституционных реформ (яп. ^ШЙШ^), издание стало политически ангажированным.
В 1876 году, издательский отдел «Мицуи&Компани» начал издавать небольшую еженедельную газету - «Тю:гай Букка Симпо» (яп. букв. Вестник зарубежных и местных цен на товары). В 1885 газета стала ежедневной, а в 1889 переименована в «Тю:гай Сё:гё Симпо» (яп. букв. Вестник местной и зарубежной экономики). Наконец, в 1946 году она была переименована в последний раз - в «Нихон Кейдзай Симбун» (яп.
В 1879 году в Осака началась публикация газеты Осака Асахи Симбун (яп.
[6]. Ориентируясь на массового читателя и пользуясь редакционной политикой известных независимых изданий, газета быстро набирала обороты и со временем обогнала в тираже Ёмиури. В 1882 году правительство тайно субсидировало издание, в обмен на лояльность государству. Перед редакторами ставилась задача: Осака Асахи одновременно должна быть и беспристрастным изданием, и изданием, выражавшим поддержку настоящего правительства. К 1888 году газета стала настолько успешной, что редакторы открыли в Токио дочернее издание - Токио Асахи Симбун (яп. [6].
Строгие правила выпуска и цензура были упразднены в 1887 году, что стало предпосылкой к рывку газетопечатания.
В 1890 году начала издаваться Кокумин Симбун (яп. Национальная Газе-
та). Как пишет в своих трудах Фрэнк Ли Мартин, «Это была лучшая попытка адаптировать западный стиль газетного издательства в Японии. С первых колонок выпуск состоял не только из политических новостей, но также содержал научные статьи, новости литературы, религии, обсуждение социальных проблем, новости искусства. <...> В новостных статьях стали широко использоваться рисунки и фотографии. Примерно в это же время в газетах начали появляться первые интервью» [9]. Редактором этой газеты был Токутоми Со:хо (яп. ШШ Ш^), который изначально придерживался либеральных взглядов и часто публиковал в газете неудобные для государства истории о коррупционных скандалах. Однако после японо-китайской войны 1894-1895 годов, его политические взгляды резко сдвинулись в сторону консерватизма. Со временем Со:хо познакомился со многими важными государственными деятелями, и статьи его газеты стали считаться «гласом государства».
Благодаря развитию капитализма пресса стала наполняться рекламой, что, в свою очередь, оказывало благоприятное влияние на сферу газетного бизнеса.
Конец 19 века также ознаменовался началом выпуска англоязычной прессы в Японии. Газета «The Japan Times» была основана в 1897 году с целью приобщить Японию к более интенсивному участию в международных отношениях и освещения локальных новостей за рубежом [7].
В периоды японо-китайской войны 1894-1895 годов и русско-японской войны 19041905 годов, содержание и тираж японских газет подверглись значительным изменениям: тиражи увеличились в несколько раз, а колонки стали все чаще быть посвящены международным новостям. Японское общество начало по-другому рассматривать печатную прессу: раньше она воспринималась как «государственные рупоры» и развлекательное чтиво, теперь же газеты были источником актуальных новостей с фронта. Обе войны стали значительными факторами в истории развития японской печатной прессы. Пресса стала активно использоваться в качестве инструмента ведения информационной войны.
Считается, что формирование современного газетного рынка страны началось в 20 веке. Сеферова М. В. в своем учебно-методическом пособии «Современная печать Японии» отмечает, что к 30-м годам 20 века в стране издавалась 7081 газета, в том числе 1219 ежедневных, 470 еженедельных, 5392 газеты выходили до трех раз в месяц, причем около 30% всех газетных изданий распространялись в Токио и Осаке. Тиражи ежедневных газет колебались от 4 тыс. до почти 1,5 млн экземпляров. <.. .> Наиболее мощными токийскими газетами были «Токио Асахи Симбун» (1,1 млн экз.), «Токио Нити Нити Симбун» (1 млн экз), «Ёмиури Симбун» (1 млн экз.) [6].
Стоит отметить, что к 20 веку внутренняя политика Японской империи все активнее двигалась в сторону тоталитаризма и фашизма. Такая политика неизбежно сопровождалась стремлением государства взять под свой контроль содержание печатных изданий и использовать их для влияния на массовое сознание. В частности, появились труды по анализу общественного мнения и создание концепции, выделяющей манипулятив-
ную функцию прессы, благодаря которой пресса получила название «четвертой ветви власти».
Так, в 30-е года между японским и советским государствами вновь началась информационная война, сопровождавшаяся кампаниями в прессе и радиопередачах обеих стран. Их задачей было обоюдное стремление сформировать в сознании общественности образ противоположной стороны, как врага. В историю также вошли несколько комплексов идей, используемых в качестве инструментов государственной пропаганды и популяризируемых с помощью средств массовой информации - в основном, именно печати [8].
В 1924 году в Министерстве внутренних дел был создан Отдел по контролю за публикациями, в котором был сформирован подотдел - отдел цензуры. За соблюдением законов о цензуре следило особое подразделение полиции Токубэцу Ко:то: Кейсацу (яп. га^йШ, кратко Токко). Одним из самых показательных примеров цензуры стал выпуск романа Хино Асихэй «Пшено и солдаты» (яп. который считается одной из
известных книг военного времени. Параграф, в котором описывалось, как японские военные обезглавливают трех китайских солдат, был просто вырезан из книги [8].
Еще одним шагом к полному контролю СМИ стали изменения в законодательстве. Один из самых важных законов довоенной Японии стал созданный в 1925 году «Закон о сохранности общественного порядка» (яп. тианитидзихо), получивший в
народе название «закон об опасных мыслях». Его формулировка гласит: «любой, чья деятельность будет противоречить идее кокутай, подлежит лишению свободы сроком до десяти лет». К 1928 году в качестве наказания также стала применяться смертная казнь. После этого любая оппозиционная деятельность прессы сошла на нет.
13 декабря 1941 года вышел указ о переводе всех газет страны на положение военного времени. Дефицит материалов, необходимых для производства вынудил издательства сократить объем выпусков. В октябре 1943 недельный объем был сокращен с 38 до 36 полос, а в ноябре 1944 -до14 полос.
В 1945 году Главнокомандующий оккупационными войсками союзников генерал Дуглас Макартур принял капитуляцию Японии. Были проведены послевоенные реформы, которые в том числе затронули и прессу, коренным образом изменив японскую печатную политику. В стране была провозглашена свобода печати: 10 сентября из стен оккупационного правительства вышел «Меморандум о свободе слова и прессы», а 19 сентября - «Правила о газетах, издающихся в Японии», которые постановили издательства публиковать исключительно достоверную информацию, а также запрещали им публиковать статьи, которые могли бы нанести ущерб США. Особое подразделение полиции Токко было расформировано [8].
Для отстаивания политической независимости, выражения интересов газетной отрасли и недопущения отступлений от журналистской этики и стандартов представители изданий создали Ассоциацию издателей и редакторов газет Японии (яп. Нихон Симбун Кё:кай К 1972 году она включала в себя 166 компаний, в их числе круп-
нейшие газетные концерны [10]. МБК также учредила ежегодную премию, которая вручается за выдающиеся достижения в журналистике. На 2014 год «Майнити» лидирует по количеству полученных премий (26) [3].
Членство в ассоциации требовало строгого соблюдения порядков и правил. Поэтому был сформирован кодекс журналистики, содержащий в себе такие положения, как:
1. Свобода печати
2. Принципы редакционного комментирования
3. Беспристрастность
4. Терпимость
5. Руководство, ответственность и чувство гордости
6. Порядочность
Несмотря на благородные цели, NSK критиковали за ограничение доступа к зарубежной прессе и лоббирование интересов крупнейших газет [10].
Тем не менее, мы можем отметить, что газетная пресса по-прежнему пользуется популярностью в жизни современного японского общества, хотя с появлением телевидения и Интернета ее роль заметно снизилась. Что касается самой журналистики в современной Японии, то несмотря на ее формализованность и следование общепринятым в Японии нормам и традициям, в ней проглядывает неповторимое очарование, свойственное стране Восходящего солнца.
Список литературы
1. Mitunobu, Sugiyama. Media and power in Japan [Text] / Sugiyama Mitunobu // De-Westernizing Media Studies. - London, Routledge, 2000.
2. Рут, Бенедикт. Хризантема и меч. Модели японской культуры [Текст] / Бенедикт Рут. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. - 256 с.
3. Сеферова, М. В. Современная печать Японии [Текст] / М. В. Сеферова. - М.: МГУ, 2000.
4. Овчинников, В. В. Два лица Востока. Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии [Текст] / В. В. Овчинников. - М.: ACT, 2013. -350 с.
5. Лучинский, Ю. Ньюс-омбудсмены: Из истории саморегулирования СМИ. [Текст] / Ю. Лучинский // Актуальные проблемы саморегулирования СМИ. - М., 2005.
6. Сеферова, М. В. Японская журналистика в XX столетии [Текст] / М. В. Сеферова. -М.: МГУ, 2001.
7. Петрова, О. П. Описание японских рукописей, ксилографов и старопечатных книг [Текст] / О. П. Петрова, В. Н. Горегляд. - Вып. I.-M.: «Восточная литература», 1963.
8. История японской прессы [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/ site/japanesestudieslol/our-company.
9. Martin, Frank Lee. The Journalism of Japan [Text] / Frank Lee Martin. -Hardpress, 2012.
10. Савинцева, M. И. Правовые основы современной журналистики и информационного общества в Японии [Текст] / М. И. Савинцева. - М., 2006.
THE FEATURES OF JOURNALISM IN MODERN JAPAN
M.L. Vityazeva
ChelyabinskState University, Chelyabinsk, [email protected]
In the modern world, due to the growing role of Japan in the international political process, the importance of understanding the cultural codes of this country, including the features of the functioning of the Japanese mass media, is increasing. Japanese media market can be considered as one of the richest and most developed in the world. The level ofjournalism in the Land of the Rising Sun is similar to the level of developed countries, but it has its own particular qualities, which are primarily based on the traditions and specific features of the Japanese national culture.
Keywords: journalism, printed press, Japan, national culture, mass media.
References
1. Mitunobu, Sugiyama. (2000) Media and power in Japan, in: De-Westernizing Media Studies. Edited by James Curran and Myung-Jin Park. London, Routledge.
2. Ruth Benedict. (2004) Hrizantema i mech. Modeliyaponskoy kulturyi [=The Chrysanthemum and the Sword. The models of Japanese culture], Moscow, Russian political encyclopedia, 256 p. (In Russ.).
3. Seferova, M. V. (2000) Sovremennaya pechat Yaponii [=The modern print in Japan], Moscow, MSU. (In Russ.).
4. Ovchinnikov, V. V. (2013) Dva litsa Vostoka. Vpechatleniya i razmyishleniya ot odinnadt-sati let rabotyi v Kitae i semi let v Yaponii [=Two faces of the East. Impressions and reflections from eleven years of work in China and seven years in Japan], Izd. AST, Moscow, 350 p. (In Russ.).
5. Luchinsky Yu. (2005) Nyus-ombudsmenyi: Iz istorii samoregulirovaniya SMI [=News ombudsmen: From the history of media self-regulation], in: Aktualnyie problemyi samoregulirovaniya SMI [=Actual problems of media self-regulation], Issue 54, Moscow. (In Russ.).
6. Seferova, M. V. (2001) Yaponskaya zhurnalistika v XXstoletii [=Japanesejournalism in the XX century], Moscow, MSU. (In Russ.).
7. Petrova, O. P. and Goreglyad, V. N. (1963) Opisanie yaponskih rukopisey, ksilografov i staropechatnyih knig [=Description of Japanese manuscripts, xylographs and early printed books], Issue. I, Moscow, "Eastern Literature". (In Russ.).
8. Istoriya yaponskoy pressyi [=History of the Japanese press], available at: https://sites. google.com/site/japanesestudieslol/our-company, accessed 21.03.2017. (In Russ.).
9. Martin, FrankLee. (2012) TheJournalism ofJapan. Hardpress.
10. Savintseva, M. I. (2006) Pravovyie osnovyi sovremennoy zhurnalistiki i informatsion-nogo obschestva v Yaponii [=Legal basis of modern journalism and information society in Japan], Moscow. (In Russ.).
Витязева Мария Львовна - магистр 1 курса обучения по направлению «Международная журналистика», Челябинский государственный университет.