Научная статья на тему 'Особенности журналистики современной Японии'

Особенности журналистики современной Японии Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
4108
522
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖУРНАЛИСТИКА / ПЕЧАТНАЯ ПРЕССА / ЯПОНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МАСС МЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Витязева Мария Львовна

В современном мире из-за возрастающей роли Японии в международном политическом процессе увеличивается значимость понимания культурных кодов этой страны, в том числе особенности функционирования японских СМИ. Японский медиа-рынок можно считать одним из самых богатых и развитых в мире. Уровень журналистики в стране Восходящего солнца соответствует уровню развитых стран, но при этом имеет свои особенности, основанные, прежде всего, на традициях и характерных чертах японской национальной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности журналистики современной Японии»

17. Новая философская энциклопедия: в 4 т. [Текст] / Ин-т философии РАН; Нац. об-ществ.-науч. фонд; Преде, научно-ред. совета В. С. Степин. - 2-е изд., испр. и допол. - М. : Мысль, 2010.

18. Новикова, А. А. Телевизионная реальность: экранная интерпретация действительности [Текст] / А. А. Новикова // Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013.-236 с.

19. Попов, В. Д. Информациология и информационная политика [Текст] / В. Д. Попов. -М.: Изд-воРАГС, 2001.

20. Прожико, Г. С. Концепция реальности в экранном документе: дис. ...докт. Искусствоведения [Текст] / Г. С. Прожико. - М., 2004.

21. Фиске, Дж. Постмодернизм и телевидение [Электронный ресурс] / Дж. Фиске. -URL: http://ecsocman.hse.ru/db/sect/124/2951.html.

22. Эйзенштейн, С. М. Избр. Произвед. [Текст]: в 6 т. / С. М. Эйзенштейн. - Т. 2. - М., 1964. - С. 30.

Витязева М. Л.

ОСОБЕННОСТИ ЖУРНАЛИСТИКИ СОВРЕМЕННОЙ ЯПОНИИ

В современном мире из-за возрастающей роли Японии в международном политическом процессе увеличивается значимость понимания культурных кодов этой страны, в том числе - особенности функционирования японских СМИ. Японский медиа-рынок можно считать одним из самых богатых и развитых в мире. Уровень журналистики в стране Восходящего солнца соответствует уровню развитых стран, но при этом имеет свои особенности, основанные, прежде всего, на традициях и характерных чертах японской национальной культуры.

Ключевые слова: журналистика, печатная пресса, Япония, национальная культура, масс медиа.

Современная Япония - это государство, численность населения которого превышает отметку в 127 миллионов человек. Японский медиа-рынок - один из самых богатых и развитых, а тиражи японских общенациональных ежедневных газет являются наиболее высокими в мире [1].

Журналистика в Японии - один из самых формализованных видов журналистики в мире. СМИ являются выражением событий, связанных непосредственно с Японией. События, происходящие в мире, освящаются в японской прессе более скупо. Немалую роль в ней играет следование общепринятым нормам и традициям. Вступая в XXI век, Япония провозгласила начало революции в области информационных технологий. Но при этом рынок печатной прессы до сих пор жив и пользуется популярностью, хотя и немного уменьшился в объемах. Это связано с тем, что представители стареющего японского общества предпочитают традиционный вид прессы [2].

Япония заслуженно считаться одной из читающих стран. Согласно данным исследовательского института Японской Ассоциации издателей и редакторов газет, средняя японская семья подписана на 1-2 газеты, 76.2 % японцев в середине 1990-х гг. читали газеты ежедневно, а 18.9 % из них просматривали прессу. В среднем современный японец в день тратит на чтение газет 44.1 минуту, книг - 24.8 минут, журналов - 16.8 минут. Лишь 3.6 % опрошенных не читают газет [3].

Важно отметить, что понятие «журналистика» раскрывается в целом ряде взаимосвязанных определений. В данной статье мы рассматриваем журналистику как вид творческой деятельности человека, где основой профессии является объективное освещение

любых сторон реальной действительности. Журналистика отражает общественное сознание и формирует его, служит обществу и одновременно является инструментом социального управления.

Журналистика в Японии в основном проводит аналитический анализ или рассматривает профессиональную составляющую личности. Можно выделить 5 основных пластов журналистики в современной Японии:

• Новостная журналистика - включает в себя федеральную (события в Японии важного масштаба) и региональную (или «префектуральную») журналистику.

• Журналистика пищевой промышленности, ресторанного бизнеса и кулинарии

• Журналистика различных видов профессиональной деятельности

• Журналистика, посвященная айдол-культурам, манга и аниме

• Эротика

Основные особенности журналистики страны Восходящего солнца заключаются в том, что в отличие от западных коллег, японские журналисты избегают вопросов о личной жизни и провокационных вопросов, проведение интервью дома, так как подобное поведение осуждается японским обществом и считается непрофессиональным [1]. Границы поведения японского журналиста разрушаются тогда, когда героем публикации становится личность, преступившая нормы поведения японской традиционной общественной морали. В этом случае, все табу снимаются, и самые негативные факты будут представлены на суд японского общества.

Японцы весьма зависимы от общественного мнения. И опубликованные в прессе результаты журналистских исследований, содержащие негативные отзывы и критику, способны довести героя публикации до глубокой депрессии и даже до суицидальной попытки. Суицид выступает как способ прекращения дальнейших расследований и негативных публикаций, а также защита своей семьи от преследования прессой. Попытка подкупить журналистов лишь усугубит ситуацию, поэтому журналистика выступает еще и в качестве сдерживающей фактор коррупции.

Основными принципами японской журналистики является только проверенная информация и честность. Репутация - прежде всего [4]. В Японии очень мало «заказной» журналистики: нельзя купить себе заведомо лживый отзыв, или статью, не отвечающую реальности. Во всех случаях информация тщательно проверяется, и несоответствие заявленному карается осуждением и разгромными статьями. В 1938 году, японская газета «Ёмиури Симбун» создала комитет для мониторинга качества журналистики, который в 1951 году был преобразован в комитет ньюз-омбудсменов: он и сегодня выслушивает жалобы читателей на газету и ежедневно встречается с редакторами. Ньюз-омбудсмен -это сотрудник СМИ, который принимает и обрабатывает жалобы от читателей, зрителей, слушателей и разрешает конфликты между ними и СМИ. Обычно, он ведет свою колонку или передачу, где разбирает конфликтные ситуации [5].

Реклама активно используется в японской журналистике. Многие японские СМИ, особенно печатная пресса, по содержанию напоминают своего рода «информационных универмаг», где предлагаются материалы для всех категорий читателей, активно используются рекламные тексты и различного рода рекламные сообщения. Газеты - это старейшее средство рекламы. Они сегодня получают львиную долю ассигнований на рекламу и превращаются как бы в своеобразный каталог-прейскурант местных магазинов. В Японии доход от выпуска газет примерно одинаково распределяется между доходом от реализации тиража и доходом, полученным в результате предоставления места рекламодателям. Таким образом, доход от рекламы имеет решающее значение для прибыли газеты [3].

Газеты действительно играют важную роль в жизни японцев. Они имеют ряд преимуществ перед телевидением, радио и журналами, а именно: из 100 % японцев 64.3 %

считают газеты самыми надежными и заслуживающими доверия средствами массовой информации; 67.9 % называют газетные материалы (в частности статьи из общенациональных изданий) точными и проверенными; 50.5 % аудитории используют газеты для повышения своего образовательного уровня; 50.6 % отмечают полезность газетной информации в бизнесе (особенно это справедливо по отношению к «Никкэй» и «Ёмиури»), Наконец, 48.8 % опрошенных считают, что газеты, как и телевидение в равной степени формируют их взгляды и мнения [6].

Истоки появления печатной журналистики в Японии относятся к средним векам, когда начала распространятся так называемая «иллюстрированная журналистика» [7]. Особенностью таких изданий было использование деревянных блоков с вырезанным на ним изображением, которое потом отпечатывалось на бумагу и распространялось среди населения. Каждый номер такой «газеты» был посвящен определенному событию, чаще всего это было изображение битвы между феодалами. Позже в газетах стали печатать еще и различные короткие истории о землетрясениях, ограблениях, убийствах и прочих событиях. Эти издания не являлись периодическими, потому что выпускались только после того, как событие произошло, поэтому время появления следующей сводки новостей было неизвестно. В Японии данные газеты получили название «красной прессы» (яп. ^ §ЯМ/акасинбун) [8].

В 1868 году в период Мейдзи императорский двор начал издавать государственную газету «Дайдзёкан Нисси» (яп. ЖЙШВ!^), по аналогии с названием государственного органа исполнительной власти - советом государства, в которой публиковались новости о процессе восстановления императорской власти. Следуя примеру императорского двора, многие известные личности стали выпускать свои газеты, редакторами которых становились видные ученые и общественные деятели, часто писавшие колонки на военные и политические темы. Только за 1868 год появилось четырнадцать периодических изданий. Однако, либеральный уклон некоторых изданий стал вызывать большие опасения. Вначале, государство сделало невозможным выпуск газет без официального разрешения, а в 1869 году издало постановление о регулировании выпуска периодических изданий, которое давало возможность государству не допускать к выпуску те издания, содержание которых его не устраивало. В законе также было строго прописано, что подлежит публикации, а что - нет. Так, закон разрешал «публиковать все, что не вредит японскому обществу», но запрещал «безответственную критику правительства» и «ложные обвинения»

[7].

На заре своего развития японская пресса делилась на две категории: осимбун (яп. ^ букв, крупная газета), в которой публиковались политические статьи, правительственные новости и новости из-за рубежа, и косимбун (яп. букв, мелкая газета), носящая развлекательный характер и предназначенная для приобщения менее образованной аудитории к чтению газет.

Толчком к началу выпуска регулярных газет послужило появление в 1871 году первой ежедневной газеты - «Иокогама Майнити Симбун» (яп. [7]. Это была

первая газета, в которой освещались одновременно и локальные, и зарубежные новости. В 1872 году появилась «Токио Нити Нити Симбун» (яп. - первый еже-

дневный косимбун, а в 1876 году - «Осака Майнити Симбун» (яп. После

1943 года газеты объединились в одно издание, которое сейчас является одним из крупнейших японских периодических изданий - «Майнити Симбун» (яп. ^В*ЯМ)-

Широко известная в наши дни «Ёмиури Симбун» была создана в 1874 как

небольшая ежедневная газета-косимбун, однако к 1878 году, достигнув тиража в более 33 тысяч экземпляров, стала крупнейшим изданием в Японии [7]. Название газеты «Ёмиури» (яп. Ш^-, читать и продавать) произошло от способа ее продажи: продавец стоял на улице и читал заголовки газетных статей для того, чтобы заинтересовать публику. Сна-

чала в Ёмиури публиковались литературные произведения и переводы романов, но после появления нового главного редактора Такада Санаэ, поддерживавшего Партию конституционных реформ (яп. ^ШЙШ^/ риккэнкайсинто:), издание стало политически ангажированным.

В 1876 году, издательский отдел «Мицуи&Компани» начал издавать небольшую еженедельную газету - «Тю:гай Букка Симпо» (яп. букв. «Вестник зарубежных и местных цен на товары»), В 1885 газета стала ежедневной, а в 1889 переименована в «Тю:гай Сё:гё Симпо» (яп. букв. «Вестник местной и зарубежной экономики»). Наконец, в 1946 году она была переименована в последний раз - в «Нихон Кейдзай Симбун» (яп. В^^/Й^ЯМ)-

В 1879 году в Осака началась публикация газеты «Осака Асахи Симбун» (яп. *ЯМ) [6]. Ориентируясь на массового читателя и пользуясь редакционной политикой известных независимых изданий, газета быстро набирала обороты и со временем обогнала в тираже Ёмиури. В 1882 году правительство тайно субсидировало издание, в обмен на лояльность государству. Перед редакторами ставилась задача: Осака Асахи одновременно должна быть и беспристрастным изданием, и изданием, выражавшим поддержку настоящего правительства. К 1888 году газета стала настолько успешной, что редакторы открыли в Токио дочернее издание - «Токио Асахи Симбун» (яп. [6].

Строгие правила выпуска и цензура были упразднены в 1887 году, что стало предпосылкой к рывку газетопечатания.

В 1890 году начала издаваться «Кокумин Симбун» (яп. букв. «Национальная

Газета»). Как пишет в своих трудах Фрэнк Ли Мартин, «Это была лучшая попытка адаптировать западный стиль газетного издательства в Японии. С первых колонок выпуск состоял не только из политических новостей, но также содержал научные статьи, новости литературы, религии, обсуждение социальных проблем, новости искусства. <...> В новостных статьях стали широко использоваться рисунки и фотографии. Примерно в это же время в газетах начали появляться первые интервью» [9]. Редактором этой газеты был Токутоми Со:хо (яп. ШШ Ш^), который изначально придерживался либеральных взглядов и часто публиковал в газете неудобные для государства истории о коррупционных скандалах. Однако после японо-китайской войны 1894-1895 годов, его политические взгляды резко сдвинулись в сторону консерватизма. Со временем Со:хо познакомился со многими важными государственными деятелями, и статьи его газеты стали считаться «гласом государства».

Благодаря развитию капитализма пресса стала наполняться рекламой, что, в свою очередь, оказывало благоприятное влияние на сферу газетного бизнеса.

Конец 19 века также ознаменовался началом выпуска англоязычной прессы в Японии. Газета «The Japan Times» была основана в 1897 году с целью приобщить Японию к более интенсивному участию в международных отношениях и освещения локальных новостей за рубежом [7].

В периоды японо-китайской войны 1894-1895 годов и русско-японской войны 19041905 годов, содержание и тираж японских газет подверглись значительным изменениям: тиражи увеличились в несколько раз, а колонки стали все чаще быть посвящены международным новостям. Японское общество начало по-другому рассматривать печатную прессу: раньше она воспринималась как «государственные рупоры» и развлекательное чтиво, теперь же газеты были источником актуальных новостей с фронта. Обе войны стали значительными факторами в истории развития японской печатной прессы. Пресса стала активно использоваться в качестве инструмента ведения информационной войны.

Считается, что формирование современного газетного рынка страны началось в 20 веке. М. В. Сеферова в своем учебно-методическом пособии «Современная печать Японии» отмечает, что к 30-м годам 20 века в стране издавалась 7081 газета, в том числе 1219

ежедневных, 470 еженедельных, 5392 газеты выходили до трех раз в месяц, причем около 30 % всех газетных изданий распространялись в Токио и Осаке. Тиражи ежедневных газет колебались от 4 тыс. до почти 1,5 млн экземпляров. <.. .> Наиболее мощными токийскими газетами были «Токио Асахи Симбун» (1,1 млн экз.), «Токио Нити Нити Симбун» (1 млн экз), «Ёмиури Симбун» (1 млн экз.) [6].

Стоит отметить, что к 20 веку внутренняя политика Японской империи все активнее двигалась в сторону тоталитаризма и фашизма. Такая политика неизбежно сопровождалась стремлением государства взять под свой контроль содержание печатных изданий и использовать их для влияния на массовое сознание. В частности, появились труды по анализу общественного мнения и создание концепции, выделяющей манипулятивную функцию прессы, благодаря которой пресса получила название «четвертой ветви власти».

Так, в 30-е года между японским и советским государствами вновь началась информационная война, сопровождавшаяся кампаниями в прессе и радиопередачах обеих стран. Их задачей было обоюдное стремление сформировать в сознании общественности образ противоположной стороны, как врага. В историю также вошли несколько комплексов идей, используемых в качестве инструментов государственной пропаганды и популяризируемых с помощью средств массовой информации - в основном, именно печати [8].

В 1924 году в Министерстве внутренних дел был создан Отдел по контролю за публикациями, в котором был сформирован подотдел - отдел цензуры. За соблюдением законов о цензуре следило особое подразделение полиции «Токубэцу Ко:то: Кейсацу», кратко Токко (яп. ^йУга^йШ)- Одним из самых показательных примеров цензуры стал выпуск романа Хино Асихэй «Пшено и солдаты» (яп. ^¿^|Щ/Муги то Хэйтай), который считается одной из известных книг военного времени. Параграф, в котором описывалось, как японские военные обезглавливают трех китайских солдат, был просто вырезан из книги [8].

Еще одним шагом к полному контролю СМИ стали изменения в законодательстве. Один из самых важных законов довоенной Японии стал созданный в 1925 году «Закон о сохранности общественного порядка» (яп. Тианитидзихо), получивший

в народе название «закон об опасных мыслях». Его формулировка гласит: «любой, чья деятельность будет противоречить идее кокутай, подлежит лишению свободы сроком до десяти лет». К 1928 году в качестве наказания также стала применяться смертная казнь. После этого любая оппозиционная деятельность прессы сошла на нет.

13 декабря 1941 года вышел указ о переводе всех газет страны на положение военного времени. Дефицит материалов, необходимых для производства вынудил издательства сократить объем выпусков. В октябре 1943 недельный объем был сокращен с 38 до 36 полос, а в ноябре 1944 -до14 полос.

В 1945 году Главнокомандующий оккупационными войсками союзников генерал Дуглас Макартур принял капитуляцию Японию. Была проведены послевоенные реформы, которые в том числе затронули и прессу, коренным образом изменив японскую печатную политику. В стране была провозглашена свобода печати: 10 сентября из стен оккупационного правительства вышел «Меморандум о свободе слова и прессы», а 19 сентября - «Правила о газетах, издающихся в Японии», которые постановили издательства публиковать исключительно достоверную информацию, а также запрещали им публиковать статьи, которые могли бы нанести ущерб США. Особое подразделение полиции Токко было расформировано [8].

Для отстаивания политической независимости, выражения интересов газетной отрасли и недопущения отступлений от журналистской этики и стандартов представители изданий создали Ассоциацию издателей и редакторов газет Японии (яп.

Нихон Симбун Кё:кай). К 1972 году она включала в себя 166 компаний, в их числе

крупнейшие газетные концерны [10]. NSK также учредила ежегодную премию, которая вручается за выдающиеся достижения в журналистике. На 2014 год «Майнити» лидирует по количеству полученных премий (26) [3].

Членство в ассоциации требовало строгого соблюдения порядков и правил. Поэтому, был сформирован кодекс журналистики, содержащий в себе такие положения, как:

1. Свобода печати

2. Принципы редакционного комментирования

3. Беспристрастность

4. Терпимость

5. Руководство, ответственность и чувство гордости

6. Порядочность

Несмотря на благородные цели, NSK критиковали за ограничение доступа к зарубежной прессе и лоббирование интересов крупнейших газет [10].

Тем не менее, мы можем отметить, что газетная пресса по-прежнему пользуется популярностью в жизни современного японского общества, хотя с появлением телевидения и Интернета ее роль заметно снизилась. Что касается самой журналистики в современной Японии, то несмотря на ее формализованность и следование общепринятым в Японии нормам и традициям, в ней проглядывает неповторимое очарование, свойственное стране Восходящего солнца.

Список литературы

1. История японской прессы [Электронный ресурс]. - URL: https://sites.google.com/ site/japanesestudieslol/our-company.

2. Лучинский, Ю. Ньюс-омбудсмены: Из истории саморегулирования СМИ [Текст] / Ю. Лучинский II Актуальные проблемы саморегулирования СМИМ., 2005. - Сер. «Журналистика и право». - Вып. 54.

3. Овчинников, В. В. Два лица Востока. Впечатления и размышления от одиннадцати лет работы в Китае и семи лет в Японии [Текст] /В. В. Овчинников. -М. : Изд. ACT, 2013. -350 с.

4. Петрова, О. П. Описание японских рукописей, ксилографов и старопечатных книг [Текст] / О. П. Петрова, В. Н. Горегляд. - Вып. I.-M. : «Восточная литература», 1963.

5. Рут, Бенедикт. Хризантема и меч. Модели японской культуры / [Текст] / Бенедикт Рут; пер. с англ. - М. : «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2004. -256 с.

6. Сеферова, М. В. Современная печать Японии [Текст] / М. В. Сеферова. - М. : МГУ, 2000.

7. Савинцева, М. И. Правовые основы современной журналистики и информационного общества в Японии [Текст] / М. И. Савинцева. - М., 2006.

8. Сеферова, М. В. Японская журналистика в XX столетии [Текст] / М. В. Сеферова. -М. : МГУ, 2001.

9. Mitunobu, Sugiyama. Media and power in Japan [Text] / Sugiyama Mitunobu II De-Westernizing Media Studies. Edited by James Curran and Myung-Jin Park. -London, Routledge, 2000.

10. Martin, Frank Lee. The Journalism of Japan [Text] / Frank Lee Martin. -Hardpress, 2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.