Научная статья на тему 'Особенности жизненной перспективы и образа мира у подростков, склонных к интернет-зависимости'

Особенности жизненной перспективы и образа мира у подростков, склонных к интернет-зависимости Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
562
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЗНЕННАЯ ПЕРСПЕКТИВА / ОБРАЗ МИРА / ПОДРОСТКИ / СКЛОННОСТЬ / ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Паршкова А.В.

В статье представлены результаты исследования жизненной перспективы и образа мира подростков, склонных к интернет-зависимости. На наш взгляд образ жизни, презентируемый через образ мира, связан с жизненными перспективами человека. Образ мира, отражающий индивидуальный образ жизни в течение конкретного (актуального) периода связан и с той жизненной перспективой, которую предполагает подросток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности жизненной перспективы и образа мира у подростков, склонных к интернет-зависимости»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070 Список использованной литературы:

1.Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. - М., 2002. -171 с.

2.Брюхова Н. Г. Нравственное развитие в психологической подготовке молодых людей к браку / Исследование различных направлений развития психологии и педагогики: сборник статей Международной научно-практической конференции. - А.А. Уфа, 2015. С. 12-13.

3.Мухтарова А.Х. Психологические особенности нравственного развития человека / Роль психологии и педагогики в развитии общества: сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2015.С. 98-100.

4.Общая психология: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2008. — 583 с.

5.Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. -М.: Политиздат, 1990. - 494 с.

6.Урунтаева Г.А. Дошкольная психология. - М. : Академия, 2001. - 567с.

© Мухтарова А. Х., 2015

УДК1

А.В. Паршкова

магистрант 1-го года обучения Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет Научный руководитель: Е.А. Азарова к.п.н., доцент кафедры психологии образования Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕННОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ И ОБРАЗА МИРА У ПОДРОСТКОВ, СКЛОННЫХ К ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТИ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования жизненной перспективы и образа мира подростков, склонных к интернет-зависимости. На наш взгляд образ жизни, презентируемый через образ мира, связан с жизненными перспективами человека. Образ мира, отражающий индивидуальный образ жизни в течение конкретного (актуального) периода связан и с той жизненной перспективой, которую предполагает подросток.

Ключевые слова

Жизненная перспектива, образ мира, подростки, склонность, интернет-зависимость

В современных условиях общественной жизни для человека важно уметь выстраивать правильную жизненную линию, представлять свой возможный жизненный путь, строить планы на жизнь и уметь их корректировать в изменяющихся жизненных обстоятельствах. Эти способности содействуют сохранению целостности внутреннего мира, лучшей адаптации и достижению самореализации в будущем. Когда человек четко представляет свои жизненные планы, перспективу жизни, тогда он социально активен, включен в общественные процессы, имеет устремления, цели и способы их достижения. Личность вступает во взаимодействие, общение, чувствует свою востребованность и нужность. В связи с этим проблема планирования личностью будущей жизни, жизненных перспектив, в настоящее время обращает на себя внимание многих исследователей — специалистов в области общей и социальной психологии, психологии

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

труда, развития личности и других. Интерес исследователей привлекает возможность создания терапевтических мероприятий по профилактике различных зависимостей, которые возникают на фоне отсутствия жизненных перспектив [4].

Актуальность исследования обусловлена также небольшим количеством в современной психологии системных исследований особенностей жизненной перспективы и образа мира у людей со склонностью к девиациям, например к интернет-зависимости [2]. Интернет-аддикция - феномен психологической зависимости от сети Интернет, проявляющийся в своеобразном уходе от реальности, при котором процесс навигации по сети в виртуальном мире затягивает субъекта настолько, что он оказывается не в состоянии полноценно функционировать в реальном мире [8].

В настоящее время тема жизненного пути и в частности жизненных перспектив является развивающейся и активно изучается отечественными и зарубежными учёными в рамках теоретических и экспериментальных исследований (К.А.Абульханова-Славская, Мотков О.И. и др.) [1, 4]. На наш взгляд образ жизни, презентируемый через образ мира, связан с жизненными перспективами человека. Образ мира, отражающий индивидуальный образ жизни в течение конкретного (актуального) периода связан и с той жизненной перспективой, которую предполагает подросток [3]. Образ мира — это отражение традиций, устоев, менталитета народа, к которому принадлежит личность. В свою очередь это взаимосвязано с жизненной перспективой. Вполне вероятно, что на это могут влиять и национальные особенности, как отмечает Ю.А. Мочалова [6,7].

Для получения результатов исследования были использованы следующие методики: опросник К. Янг на выявление склонности к интернет-зависимости, методика О.И. Моткова «Жизненное предназначение» на определение жизненной перспективы подростков, тест на определение картины (образа) мира (модификация Потемкиной, Романовой). Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ №46 г. Ростова-на-Дону. В исследовании приняли участие подростки в возрасте 14-15 лет в количестве 60 человек.

В результате математической обработки данных (критерий U Манна-Уитни) и психологического анализа были сделаны следующие выводы:

1.Достоверно значимые различия в группах склонных и не склонных к интернет-зависимости подростков выявлены в степени выраженности таких жизненных ориентаций как «творец» и «духовная ориентация». Достоверно значимые различия выявлены в степени выраженности потенциальной гармоничности осуществления жизненных предназначений.

Таким образом, подростков не склонных к интернет-зависимости отличают более выраженная жизненная ориентация на творчество, что говорит о проектировании своей жизни, о творении, о самостоятельности, об авторстве своих действий. Творчество связано с переживанием настоящего и с планированием будущего. Им присуща выраженность потенциальной гармоничности осуществления жизненных предназначений, т.е. более благоприятная выраженность таких характеристик как локус контроля, осознанность предназначений, жесткость направленности предназначений, вера в их осуществление - для реализации своих жизненных ориентаций.

Подростков склонных к интернет-зависимости в большей степени характеризует широкомасштабная духовная ориентация, как приверженность к космосу, единение с космосом. Отсутствие конкретики говорит о расплывчатости и непонимании своего предназначения, что подтверждается низкой выраженностью потенциальной гармоничности осуществления жизненных предназначений.

2.Достоверно значимые различия выявлены в представленности пейзажной (ф=4,347, р=0,01) и метафорической (ф=4,272, р=0,01) картин мира. Подростков склонных к девиантному поведению отличает преобладание метафорической картины мира. Метафора как поиск понятного и четкого символа для выражения своего образа жизни, и именно этот поиск отражается в духовной ориентации жизненной перспективы, которая расплывчата и неопределенна.

Подростков не склонных к девиантному поведению характеризует статистически значимое преобладание пейзажной картины миры. Изображение пейзажной картины мира, так же в целом подтверждает их уравновешенность, эмоциональный нейтралитет, некий романтизм и ориентацию на реалистичность изображения, т.е. на настоящее. Можно говорить о том, что они социально нормированы,

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

№12/2015

ISSN 2410-6070

ориентированы на текущий и актуальный момент жизни, однако имеют четкую линию в исполнении своих планов.

Образ мира «непосредственное окружение», имеющий высокую степень представленности в обеих группах исследования, по результатам статистического анализа, достоверно значимых различий не выявил (ф=0,944, р=0,452). Образ мира «планетарный» и «абстрактный» представлен в обеих группах респондентов, но достаточно мало, это может говорить о том, что современные подростки не используют на их взгляд общепринятый формат образа мира в виде планеты, земного шара, или круга, собрания каких-либо геометрических форм и т.д.

Таким образом, жизненная перспектива и образ мира у подростков со склонностью к интернет-зависимости и с отсутствием таковой имеют особенности и различия. Список использованной литературы:

1.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.,1991. -299с

2.Азарова Е.А., Соловьева О.А. Представления о смысле жизни у интернет-зависимых подростков: результаты исследования. В сборнике: Категория смысла в философии, психологии, психотерапии и в общественной жизни. Материалы Всероссийской психологической конференции c международным участием. Российское психологическое общество; Факультет психологии Южного федерального университета совместно с Восточно-Европейским институтом психоанализа (ВЕИП); Европейской конфедерацией психоаналитической психотерапии (ЕКПП) и Европейской Ассоциацией психологического Консультирования (ЕАК). 2014. С. 104-105.

3.Азарова Е.А. Особенности лживости подростков со склонностью к аддиктивному поведению. Психология обучения. 2015. № 9. с. 21-31

4.Азарова ЕА. Деструкция или компенсация: социальные и психологические парадоксы аддикций// «Психологическое здоровье личности: теория и практика» 22-23 октября 2015 г. материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Ставрополь. 2015. http://www.ncfu.ru/konf/sek6/Lpdf

5.Мотков О.И. Методика "Жизненное предназначение". /Газ. «Школ. психолог», 1998, № 36, с. 8-9.

6.Mochalova Y.A., Dorofeev V.A. Symmetry - Asymmetry of Generic Structure Order of the "Worldview" as seen by the Russians, Italians and Frenchmen. Mediterranean Journal of Social Sciences. Vol 6, No 4, Supplement 1, July 2015. Pp.419-425

7.Мочалова Ю.А., Дорофеев В.А. Особенности смыслового слоя образа мира представителей народов Европы. Известия Южного Федерального Университета. Педагогические науки. №4. 2015. с. 36-42

8.Саглам, Ф.А. Интернет-аддикция подростков как форма проявления отклоняющегося поведения [Текст] / Ф.А. Саглам // Педагогическое образование и наука. - 2009. - №5. - С.88-91.

© Паршкова А.В., Азарова Е.А., 2015

УДК 159.923.2

М.А. Подругина

бакалавр 2 курса обучения «Педагогическое образование. Иностранный язык», Астраханский государственный университет, факультет иностранного языка

Г. Астрахань, Российская Федерация

ВЛИЯНИЕ БИЛИНГВИЗМА НА ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ

Аннотация

В статье рассматриваются психологические аспекты проблемы билингвизма у детей, анализируются преимущества и недостатки билингвизма. Выявляются особенности влияния билингвизма на личностное развитие детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.