Научная статья на тему 'Особенности связи учебной мотивации с детско-родительскими отношениями у подростков'

Особенности связи учебной мотивации с детско-родительскими отношениями у подростков Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
881
234
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОТИВАЦИЯ / УЧЕБНАЯ МОТИВАЦИЯ / ПОДРОСТКИ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Позднякова Н.В., Титаренко А.М.

В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации подростков и детскородительских отношений. Изучены детско-родительские отношения «глазами ребенка» с помощью методики О.А. Карабановой, П.В. Трояновской. Выявлено, что повышение контроля со стороны родителей, включающего в себя авторитарность, особенности оказания поощрений и наказаний, требовательность, мониторинг приводят к повышению выраженности мотива получения отметки и снижению мотива приобретения знаний у подростков, а повышение ориентации родителей на взаимодействие, включающего в себя сотрудничество, принятие решений, отсутствие конфликтов во взаимодействии и поощрение автономности приводят к повышению у подростков выраженности как мотива получения отметки, так и мотива приобретения знаний

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности связи учебной мотивации с детско-родительскими отношениями у подростков»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

для них стирается та самая грань, что служит причиной конфликтов на почве «свое » и «чужое».

Эти факты одновременно и вдохновляют на освоение билингвизмом, и настораживает, предостреригая от тотальной подмены билингвизмом непосредственного личнстного и нравственного развития человека.

Справедливости ради отметим, что без нравственного развития и саморазвития человека как интегративный творческий процесс его становления более душевным, творящим добро, следующим, как обязательным, общечеловеческим ценностям и принципам всеобщности [3, с.301] билингвизм подменить не может.

Подводя итог вышесказанному, хочу сказать: ошибочно полагать, что билингвизм является причиной противоречий в личности ребенка. «Двуязычие» благоприятствует всестороннему развитию ребёнка, который в процессе одновременного усвоения нескольких языков познает не только себя, но и наш многогранный мир. Более того, поскольку билингвизм возникает там, где существует диалог нескольких культур, то он способствует обогащению личности культурными ценностями различных народов. При этом нао понимать, что билингвизм не является панацеей от всех проблем, то есть полноценного личностного развития человека он не заменяет.

Список использованной литературы:

1.Александрова Н. Ш. Раннее двуязычие и гипотеза созревания мозга. - СПб.: Питер, 2004. - 336 с.

2. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. - М : УРСС : Едиториал УРСС, 2004. - 571 с.

3.Брюхова Н. Г. Нравственное саморазвитие человека// European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2015. № 7. С. 289-301.

4.Верещагин Е.М. Психологическая и методическая характеристика двуязычия (билингвизма) / Е.М. Верещагин. - М.: Изд-во МГУ, 2009.

5.Выготский Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. - М., 1983. - Т. 3. - 368 с.

б.Залевская А. А., Медведева И. Л. Психолингвистические проблемы учебного двуязычия. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2002. - 194 с.

7.Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 248 с.

8.Нелюбин Л.Л. Толковый переводоведческий словарь PDF. - М.: Флинта: Наука, 2003. - 320 с.

9.Розенцвейг В. Ю. Языковые контакты. - Л.: Наука, 1972. С. 9-10.

10.Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность. Л., 1974. С. 78-79.

© Подругина М.А., 2015

УДК1

Н. В. Позднякова

Магистрант 1-го года обучения Академии психологии и педагогики

Южный федеральный университет А.М. Титаренко

Магистрант 1 -го года обучения Академии психологии и педагогики

Южный федеральный университет Научный руководитель: Е.А. Азарова к.п.н., доцент кафедры психологии образования Академии психологии и педагогики Южный федеральный университет

г. Ростов-на-Дону, Российская Федерация

ОСОБЕННОСТИ СВЯЗИ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ С ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИМИ

ОТНОШЕНИЯМИ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация

В статье представлены результаты исследования связи учебной мотивации подростков и детско-

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

родительских отношений. Изучены детско-родительские отношения «глазами ребенка» с помощью методики О.А. Карабановой, П.В. Трояновской. Выявлено, что повышение контроля со стороны родителей, включающего в себя авторитарность, особенности оказания поощрений и наказаний, требовательность, мониторинг приводят к повышению выраженности мотива получения отметки и снижению мотива приобретения знаний у подростков, а повышение ориентации родителей на взаимодействие, включающего в себя сотрудничество, принятие решений, отсутствие конфликтов во взаимодействии и поощрение автономности приводят к повышению у подростков выраженности как мотива получения отметки, так и мотива приобретения знаний

Ключевые слова

Мотивация, учебная мотивация, подростки, детско-родительские отношения

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом. Очевидно, не последнюю роль в формировании учебной мотивации школьников играет и семья, в которой воспитывается ребенок, то есть, лежит в области детско-родительских отношений [1]. Специфика родительского отношения заключается в двойственности и противоречивости позиции родителя по отношению к ребенку. С одной стороны, это безусловная любовь и глубинная связь, с другой - это объективное оценочное отношение, направленное на формирование общественных способов поведения [2]. Родительское отношение отличается своеобразием и внутренней конфликтностью, которые заключается в максимальной выраженности и напряженности этих моментов. Они могут быть обозначены как личностное и предметное начало в отношении к ребенку. С одной стороны, в силу изначального единства, глубинной связи матери и ребенка, материнская любовь является высшим проявлением альтруистического, бескорыстного, т.е. личностного отношения. С другой стороны, глобальная ответственность за будущее ребенка, порождает оценочную позицию, контроль за его действиями, превращая ребенка в объект воспитания [4].

Проанализировав литературу, связанную с изучением влияния детско-родительских отношений на особенности учебной деятельности школьников, мы обнаружили, что, как правило, детско-родительские отношения «рассматриваются глазами» родителей, так как используется методика А.Я. Варга и В.В. Столина, но не учитывается точка зрения самих школьников, которую позволяет изучать опросник «Детско-родительские отношения глазами подростка - ДРОП» (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская), в которой выделены 4 фактора - эмоциональности отношений, взаимодействие, контроля и противоречивости/непротиворечивости отношений, что дало нам основание сформулировать гипотезу исследования. В качестве методического инструментария были применены: методика «Направленность на отметку» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова); методика «Направленность на приобретение знаний» (Е.П. Ильин, Н.А. Курдюкова); опросник «Детско-родительские отношения глазами подростка - ДРОП» (О.А. Карабанова, П.В. Трояновская). Для определения достоверности полученных результатов были использованы методы статистической обработки эмпирических данных, U-критерий Манна-Уитни, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В качестве респондентов выступили учащиеся восьмых классов, МОУ СОШ №59 г. Ростова-на-Дону, всего 60 человек.

В результате психологического анализа и математической обработки данных были сделаны следующие выводы:

1. Проведенный анализ полученных данных по методикам «Направленность на отметку» и «Направленность на приобретение знаний» нет преобладания одного из видов учебной мотивации («Направленность на отметку» - среднее значения 5,28, «Направленность на приобретение знаний» - среднее значения 5,47).

2. По результатам сравнительного анализа по методике «Детско-родительские отношения глазами подростка - ДРОП» среди факторов детско-родительских отношений в группах подростков с мотивацией на

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12/2015 ISSN 2410-6070

получение отметки доминирует «контроль», по сравнению с группой подростков с мотивацией получения знаний в которой преобладающим фактором является «взаимодействие».

Фактор противоречивость/непротиворечивость отношений - единственный, в котором проценты по уровням распределились практически одинаково.

Значимые различия так же были обнаружены по факторам «контроль» (U=76 при р < 0,1) и «взаимодействие» (U=80, при р < 0,1).

3. Различные факторы детско-родительских отношений по-разному проявляются в учебной мотивации у подростков, что выражается в том, что:

а) повышение контроля со стороны родителей, включающего в себя авторитарность (полнота и непререкаемость власти родителя) особенности оказания поощрений и наказаний (качество и количество оказываемых оценочных воздействий), требовательность (количество и качество декларируемых требований) мониторинг (осведомленность родителя о делах и интересах подростка) и контроль (особенности системы контроля со стороны родителя) приводит к повышению выраженности мотива получения отметки и снижению мотива приобретения знаний у подростков, что можно рассматривать как негативный момент, так как установлено, что эффективность обучения школьника выше именно при выпаженном мотиве приобретения знаний;

б) повышение ориентации родителей на взаимодействие, включающего в себя сотрудничество (совместное и равноправное выполнение заданий), принятие решений (стремление к принятию решений в диаде), отсутствие конфликтов во взаимодействии и поощрение автономности (передача ответственности подростку) приводит к повышению у подростков выраженности как мотива получения отметки, так и мотива приобретения знаний;

в) повышение противоречивости/непротиворечивости родителей в отношениях с подростками, включающего в себя непоследовательность (изменчивость и непостоянство воспитательных приемов родителя) и неуверенность (сомнение родителя в верности его воспитательных усилий) приводит к понижению выраженности как мотива получения отметки, так и мотива приобретения знаний у последних;

г) практически нет связи между видами учебной мотивации учащихся среднего школьного возраста и эмоциональностью в детско-родительских отношениях, что дает нам основания говорить о том, что переменные, образующие данный фактор - принятие (демонстрация родителем любви и внимания), эмпатия (понимание родителем чувств и состояний ребенка) и эмоциональная дистанция (качество эмоциональной связи между родителем и подростком) практически не связаны с учебной мотивацией подростков.

Рекомендации.

Так как оптимальной для повышения эффективности обучения школьников выступает направленность на приобретение знаний, то руководству школы необходимо учитывать тот факт, что особенности детско-родительских отношений в семье по-разному проявляются в учебной мотивации учащихся среднего школьного возраста и необходимо психологу школы проводить консультативную работу с родителями.

Список использованной литературы:

1. Азарова Е.А. Особенности самостоятельности старшеклассников с разным типом детско-родительских отношений в семье. Психология обучения. 2014. № 2. С. 93-102.

2.Быкова М., Карасева С.Н. Детско-родительские отношения и их влияние на эмоциональное состояние ребенка // Культура и образование. - Ноябрь 2013. - № 3 [Электронный ресурс].

3.Варга, А.Я. Введение в системную семейную психотерапию / А.Я. Варга. - М.: Когито-Центр, 2012. - 182 с.

4.Пухова Т.И. Развитие представлений о семейных отношениях у детей [Текст] // Вопросы психологии.-1996.- №2.- с. 14-18

©Н. В. Позднякова, А.М. Титаренко, Е.А. Азарова, 2015

© Позднякова Н.В., Титаренко А.М., Азарова Е.А., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.