Научная статья на тему 'Особенности жанровой парадигмы поэзии Рима Идиятуллина'

Особенности жанровой парадигмы поэзии Рима Идиятуллина Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
96
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ПОЭЗИЯ / ПОЭЗИЯ РИМА ИДИЯТУЛЛИНА / ЖАНРОВАЯ ПАРАДИГМА / ЛИРИКА / ЖАНРОВЫЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ / TATAR POETRY / RIM IDIYATULLIN’S POETRY / GENRE PARADIGM / LYRICS / GENRE EXPERIMENTS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Латыпова Алсу Вакиловна

Статья посвящена исследованию своеобразия жанровой парадигмы поэзии Р. Идиятуллина яркого представителя современной татарской поэзии плеяды Башкортостана. В произведениях поэта находят отражение существенные достижения жанровых поисков современной татарской поэзии. Однако особенности жанровой парадигмы его поэзии практически не рассматривались как целостная подсистема. Актуальность и новизна работы определяются недостаточной изученностью специфики жанровой парадигмы поэзии Р. Идиятуллина и его творческих экспериментов в данной области. В работе утверждается, что в творчестве поэта наблюдается жанровое разнообразие: наряду с лирическими жанрами прослеживаются жанровые искания, экспериментирование межжанровых форм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFIC GENRE PARADIGM OF RIM IDIYATULLIN’S POETRY

The article is devoted to studying the genre paradigm of Rim Idiyatullin’s poetry. This author is a vivid representative of the modern Tatar poetry in Bashkortostan. His poetical works represent the genre evolution in the modern Tatar poetry. Nevertheless, the genre paradigm of his poetry has not been previously investigated as an integrated whole. Relevance and originality of the paper lie in the fact that the genre paradigm of R. Idiyatullin’s poetry and his experiments in this sphere have not been previously studied. The analysis allows concluding that the poet’s creative work is characterized by genre diversity: lyrical genres fit well with cross-genre experiments.

Текст научной работы на тему «Особенности жанровой парадигмы поэзии Рима Идиятуллина»

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.17

Латыпова Алсу Вакиловна

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ ПАРАДИГМЫ ПОЭЗИИ РИМА ИДИЯТУЛЛИНА

Статья посвящена исследованию своеобразия жанровой парадигмы поэзии Р. Идиятуллина - яркого представителя современной татарской поэзии плеяды Башкортостана. В произведениях поэта находят отражение существенные достижения жанровых поисков современной татарской поэзии. Однако особенности жанровой парадигмы его поэзии практически не рассматривались как целостная подсистема. Актуальность и новизна работы определяются недостаточной изученностью специфики жанровой парадигмы поэзии Р. Идиятуллина и его творческих экспериментов в данной области. В работе утверждается, что в творчестве поэта наблюдается жанровое разнообразие: наряду с лирическими жанрами прослеживаются жанровые искания, экспериментирование межжанровых форм.

Адрес статьи: \м№^.агато1а.пе1/та1епа18/2/2019/11/17.1^т1

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 11. C. 79-82. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/11/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 82-192 Дата поступления рукописи: 23.08.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.17

Статья посвящена исследованию своеобразия жанровой парадигмы поэзии Р. Идиятуллина - яркого представителя современной татарской поэзии плеяды Башкортостана. В произведениях поэта находят отражение существенные достижения жанровых поисков современной татарской поэзии. Однако особенности жанровой парадигмы его поэзии практически не рассматривались как целостная подсистема. Актуальность и новизна работы определяются недостаточной изученностью специфики жанровой парадигмы поэзии Р. Идиятуллина и его творческих экспериментов в данной области. В работе утверждается, что в творчестве поэта наблюдается жанровое разнообразие: наряду с лирическими жанрами прослеживаются жанровые искания, экспериментирование межжанровых форм.

Ключевые слова и фразы: татарская поэзия; поэзия Рима Идиятуллина; жанровая парадигма; лирика; жанровые эксперименты.

Латыпова Алсу Вакиловна

Казанский (Приволжский) федеральный университет alsu. latypova@list. гы

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВОЙ ПАРАДИГМЫ ПОЭЗИИ РИМА ИДИЯТУЛЛИНА

Общественно-политические перемены, произошедшие в конце прошлого века, оказали сильное влияние на национальные поэзии, которые к тому времени сформировались как своеобразная идеологическая арена. Вслед за другими национальными литературами в татарской поэзии начинаются поиски иных философско-нравственных, эстетических, общественно-политических ценностей и способов, приемов, форм их изображения. В связи с этим конец XX - начало XXI века характеризуется, с одной стороны, активным поиском новых жанровых форм и, с другой стороны, появлением иных мотивов, этнической самоидентификации, новых стилевых тенденций в традиционных поэтических жанрах.

Для многих современных национальных литератур данного периода характерно многообразие жанров: наряду с «устойчивыми» традиционными формами, значительное место в ней занимают творческие эксперименты. В данной ситуации в национальных словесностях России активизировались исторические мотивы, мотив судьбы родного народа, языка, проблемы национальной самоидентификации. Вслед за этим формируются две стилевые тенденции: возрастание интереса к социально-политическим проблемам, к теме судьбы нации, что находит отражение в активизации социально-политической и гражданской лирики; наряду с этим усиливается философское начало, размышления о смысле жизни, общечеловеческих ценностях, что проявляется в усилении философской лирики. Кроме того, в целом ряде произведений обнаруживается синтез, переплетение разных жанровых форм. Это, по мнению ученых, одна из особенностей переходных эпох, в которые активизируются тенденции жанрового и стилистического синтеза [1, с. 118].

Однако эти стилевые тенденции, будучи типологически сходными с аналогичными явлениями в русской литературе, в каждой национальной литературе имеют и отличительные особенности. При разработке данного аспекта нас заинтересовали работы М. Ибрагимова [8] и И. Фазлутдинова [5] о специфике идентичности татарских поэтов. Определенные исследования данного вопроса велись в рамках татарской поэзии [7; 9; 11; 12], словесного искусства Поволжья [6] и Приуралья [10].

Татарская литературная плеяда Башкортостана конца XX столетия, в которой Рим Идиятуллин является ярким представителем, выступает уникальным поэтическим явлением, синтезировавшим в себе жанровые особенности, тенденции и поэтику, присущие татарской и башкирской поэзии. А. А. Скоробогатая, отмечая близость татар и башкир в языковом и культурном отношении в северном регионе Башкортостана, пишет о том, что «живущие там татары и башкиры неотличимы ни по культуре, ни по языку. Их отличает лишь этническая идентичность» [4, с. 8]. Данные работы утверждаются и на материале творчества изучаемого автора. Однако специальных исследований, посвященных изучению особенностей жанровой парадигмы поэзии Р. Идиятуллина, до сих пор не проводилось, что подтверждает научную новизну данного исследования.

Актуальность настоящего исследования вызвана необходимостью изучения региональной литературы, которая составляет неотъемлемую часть татарской литературы, расширяет ее географические горизонты.

Изучение особенностей жанровой парадигмы творчества Рима Идиятуллина (1940-2018) является основной целью этой работы.

При анализе были использованы стихи, изданные в его сборниках стихов в разные годы [2; 3], позволяющие интерпретации жанровых парадигм произведений поэта.

Жанровая парадигма в творчестве Р. Идиятуллина характеризуется масштабностью поэтических экспериментов. Обновленческие процессы касаются и различных поэтических жанров. В содержательном аспекте его произведения обогащаются романтико-публицистическим пафосом, философскими раздумьями, они становятся источником для универсальных обобщений: раскрываются отношения поэта и общества, где переплетаются реалистические, романтические, мифологические традиции и религиозно-философские мотивы. Одной из основных философских тем становится тема поиска смысла жизни и существования человека в бытии. В рамках одного произведения сосуществуют реалистические, романтические, мифологические подходы, автор стремится к объединению различных оценок.

Исследования показывают, что в творчестве Рима Идиятуллина переплетаются такие жанры, как элегия, короткие стихи или четверостишия, «маленькие драмы», «хикаят», поэма, лирическое посвящение в форме мадхии и марсии.

Доминантой в его творчестве являются короткие стихи или четверостишия. Несмотря на небольшой объем, эти произведения являются ёмкой иллюстрацией позиции поэта на те или иные проблемы в обществе, выражают отношение Идиятуллина как поэта-гражданина на социально-политические изменения, а также к вечной теме о назначении поэта. Глубокая философичность, творческое осмысление таких проблем, как неразрывная взаимосвязь закономерностей бытия и человека, размышление о смысле жизни, составляют основу его четверостиший. Кроме того, в подобном жанре судьба поэта является одной из доминирующих мотивов. В русской литературе в переводах и интерпретациях стихотворения Горация «Памятник» со стороны Пушкина и Державина определяются место и роль поэта в обществе. Поэт Пушкина - пророк, и его роль - донести слова Бога народу. Рим Идиятуллин также возлагает на поэта особый гражданский долг.

Поэтика его четверостиший практически повторяет поэтику таких фольклорных жанров, как баиты и му-наджаты. Как уже известно, основной смысл мунаджатов заключается в олицетворении ими самых глубоких, самых тонких душевных переживаний человека, которые возникают в наиболее трагичные минуты. Как нам кажется, таким святым источником является поэзия, которая помогла поэту не потерять свой рассудок в постигшей его трагедии - смерти сына: «Всю ночь с севера веют холодные ветра / Я бы жизнь отдал за слова: "Твой сын жив"» [2, с. 13].

Выдержать горе утраты родных людей - основной лейтмотив народных мунаджатов, а также баитов, посвященных такого рода человеческим трагедиям. Воды Агидели, воспетые в народных песнях в творчестве Р. Идиятуллина, превращаются в страшную силу, отнимающую жизнь у человеческого рода. Как и в мунаджа-тах, автор обращается к единственной силе, способной помочь его горю, - ко Всевышнему Аллаху: «Когда я смотрю на Агидель (река Белая) / Ее воды черные не дают мне дышать / О, Всевышний, избавь своих детей от такого горя» [Там же, с. 23].

В гражданской лирике поэта доминируют гражданские мотивы, выражающие настроение своего времени, эмоциональную реакцию на различные события, в том числе военные, общественно-политические каноны действительности. В творчестве татарских поэтов Башкортостана в данном жанре, рядом с общественными проблемами, поднимаются проблемы сохранения религии и нравственности. Как известно, в Советском Союзе была развернута антирелигиозная политика, и под лозунгом «Религия - опиум для народа» спиливаются минареты мечетей, идут гонения на деятелей религии. В 90-е годы, во время изменений в общественной и политической жизни, возвращения религии народу, люди, которые при Советах были причастны к этим гонениям, становятся богомольными, начинают читать молитвы, принимают милостыню. Это явление не остается в стороне от внимания Рима Идиятуллина: «Читает татарин сегодня намаз / Не с чистой душой!», - пишет поэт об этом с горечью [3, с. 49].

В отдельных произведениях гражданской лирики на первый план выходят национальные проблемы. В начале XX века известный поэт Дэрдменд через образ корабля олицетворяет свои мысли о судьбе страны, народа. Поэт, который жил в эпоху великих изменений, революций, кровопролитных событий, передает свои мысли в такой метафорической форме и сравнивает оставшийся в окружении новой политики народ, который бьется из стороны в сторону, стараясь понять, в каком направлении развиваться дальше и как выбрать правильный путь, с кораблем, оставшимся без управления в морской бездне. Корабль является символом страны, потерявшей свое истинное направление развития. Подобные мотивы активны и в гражданской лирике Р. Идиятуллина. Несмотря на то, что эти поэты жили в разную эпоху, их объединяют историко-типологические сходства: «На лодке Нух-пророка / Куда же гоняют нас ветры?», - вопрошает поэт [2, с. 126].

Таким образом, стихотворение обнаруживает интертекстуальную связь со знаменитым стихотворением Дэрдменда. Поэтов двух разных эпох сближает и объединяет общая цель - верное служение своему народу и нации.

В творчестве Рима Идиятуллина выделяется ряд произведений, жанр которых сам автор определяет как «маленькие драмы». Тема Великой Отечественной войны считается одной из основных тем в литературе народов, переживших эту трагедию. В произведении «Звездный дом» Р. Идиятуллина разворачиваются события, схожие с сюжетом повести Хасана Сарьяна «Пять сыновей одной матери». Образ одинокой матери у Р. Идиятуллина, как и у Х. Сарьяна, трагичен. Матери ждут своих сыновей, не гася свет в окне. Но воспоминаниями о тех, кто погиб на поле битвы, горят только звезды на карнизах домов. Если в произведении Р. Идиятуллина потери напрямую связаны с войной, то в произведении Х. Сарьяна обрисовывается судьба пяти выживших в войне на радость матери сыновей, которые в мирных условиях после войны подверглись тысячам тяжелых жизненных ситуаций, горю и страданиям.

Военная тема остается актуальной и для лирических жанров и ярко проявляется в таких произведениях Идиятуллина, как «Был богатырем», «Последнее письмо», «Звездный дом», «Кино смотрит ветеран» и др. Так, в стихотворении «Кино смотрит ветеран» лирический тон произведения связан с пересмотром участника войны со своим внуком кинофильма о тех страшных событиях по телевизору. Он содрогается, представляя картины давно прошедшей войны. Этот фильм возрождает его горькие воспоминания, открывает раны: «Взорвалась мина, / И содрогнулся ветеран...» [3, с. 120].

Однако в стране, пережившей Великую Отечественную, периодически возникают локальные конфликты, войны. Поэт волнуется за будущее страны, в его стихотворениях находят отражения самые искренние пожелания: «Пусть мое поколение / Остается последним свидетелем войны» [Там же, с. 21].

Таким образом, творчество Р. Идиятуллина констатирует видоизменение концепции лирического героя. Поэт обновляет традиции татарской поэзии послевоенных лет, «возвращает» в татарскую поэзию лирического героя, признающего трагедию войны как трагедию целого поколения, оценивающего ее как трагическое прошлое, переживающего за разрушенные войной судьбы.

В ряде произведений, жанр которых Р. Идиятуллин определяет как «хикаят», продолжается тема войны. Жанровое мышление Идиятуллина часто «свободное», подобная тенденция ярко проявляется и в данной форме. Например, в произведении «Рассказ о субботнике в деревне» беззаботная жизнь молодых парней Фариза и Азата, недавно соединивших свои судьбы со своими возлюбленными, меняется в одночасье, как и у десятков-сотни других в стране. Но не все вернулись из фронта: Азат возвращается без ранений и чувствует свою вину перед возлюбленной Фариза - Салимой. Р. Идиятуллин как небольшой рассказ рисует знакомую всем, но от этого не ставшую менее значимой историю. Риторические вопросы в конце произведения вырываются из сердца поэта: «Скажи ты мне, Бог, / Почему судьба такая?» [2, с. 243].

Р. Идиятуллин как дитя военных сороковых понимает, насколько калечит война души людей, оставляет свой след. Но понимают ли это другие? В произведении «Завещание Пули Гарифжана» иллюстрируется ужасающая картина: дети ветерана, которые оставили его одного в преклонном возрасте, после смерти отца ссорятся и делят небольшое наследство. Но у ветерана есть завещание: отдать дом на попечение народа деревни и сделать там мечеть, а немецкую пулю, которую он хранил многие годы, отдать младшему сыну. Эта пуля была для ветерана памятью всего того, что он пережил на войне, и, оставляя её на хранение сыну, он тем самым просит его помнить о страшной войне, о нем, чтобы больше не допустить такой трагедии. Но сын, не понимая последнее желание отца и вспоминая обиды детства, закапывает пулю в неостывшую могилу отца. Таким образом, в произведении, ориентированном на лирическое начало, тема войны становится ключевой к пониманию общественно-социальных и нравственных проблем современности.

Р. Идиятуллин в гражданской лирике не остается равнодушным также к явлениям современной действительности. В произведении «Современная история о трех богатырях» дед, отец и внук - три героя разных войн - Великой Отечественной, Афганской и Чеченской, рассказывают о своих медалях, за какие подвиги они вручены. Но эту идиллию омрачает жестокая картина реальности: солдаты, прошедшие разные войны, заполняют свою жизнь алкоголем, и смерть, которая не настигла их на поле боя, приходит за ними в огне пожара. Таким образом, «Современная история о трех богатырях» - это история падения в пучину алкоголя. Но это событие не заставляет других задумываться, их односельчане после похорон также расходятся на алкогольное застолье. Р. Идиятуллин показывает, как люди, не сломленные войной, стали жертвами зеленого змия.

В ходе исследования установлено, что в жанровом аспекте в творчестве Рима Идиятуллина наряду с «устойчивыми», традиционными формами наблюдаются жанровые эксперименты. В его творчестве в рамках одного произведения сосуществуют реалистические, романтические, мифологические подходы, автор стремится к объединению различных оценок. Прослеживается синтез различных жанров и жанровых форм: возрастание интереса к социально-политическим проблемам, к теме судьбы нации, что находит отражение в активизации социально-политической и гражданской лирики; во-вторых, усиление философского начала, размышлений о смысле жизни, общечеловеческих ценностях, что проявляется в активизации философского начала его поэзии.

В творчестве Рима Идиятуллина значительное место занимают короткие стихи или четверостишия. Несмотря на небольшой объем, эти произведения являются ёмкой иллюстрацией позиции поэта на те или иные проблемы в обществе, выражают отношение автора как поэта-гражданина на социально-политические изменения, а также на вечную тему о назначении поэта. Обращение к подобным мотивам становится формой поэтической рефлексии по поводу самых разных общественно-политических вопросов.

В гражданской лирике поэта доминируют гражданские мотивы, выражающие настроение своего времени, эмоциональную реакцию на различные события, в том числе военные, общественно-политические каноны действительности. Такая модель в поэмах структурирует особый тип лирического героя, выступающего от имени «мы» как представителя своего поколения или татарского народа в целом.

«Хикаяты» Р. Идиятуллина - жанровые формы, соединяющие воедино особенности рассказа и поэмы. Поэт, через поэтический рисунок, основанный на непривычных ассоциациях, через стихотворную форму увеличивает эстетическую силу и силу влияния на читателя.

Таким образом, в результате анализа стихотворений, включенных в сборники изучаемого автора, можно сделать следующие выводы: переживая изменения, обусловленные культурно-историческим контекстом, поэзия Рима Идиятуллина развивается в направлении жанровых поисков и экспериментов; стихи поэта воспринимаются «синтезом» различных жанровых форм; в поэтическом плане, не утрачивая связи с традициями татарской литературы, Рим Идиятуллин предлагает новые художественные формы, соответствующие общим тенденциям развития татарской литературы конца XX - начала XXI в., такие, как «маленькие драмы», «хикаят», четверостишия.

Список источников

1. Ибрагимов М. И. Современная татарская поэзия // Национальные литературы республик Поволжья (1980-2010 гг.): коллективная монография. Барнаул: Си-пресс, 2012. С. 118-123.

2. Идиятуллин Р. Добрый вечер!: стихи, маленькие драмы, рассказы. Казань: Татарское книжное издательство, 2007. 271 с.

3. Идиятуллин Р. Добрый день: стихи. Уфа: Книга, 1997. 143 с.

4. Скоробогатая А. А. Этническая идентичность и межкультурное взаимодействие в Северной Башкирии. М.: Теис, 2008. 190 с.

5. Fazlutdinov I. K. Modem Tatar poetry of Bashkortostan through criticism // Tatarica. 2016. Vol. 1. № 6. P. 57-72.

6. Galimiillin F. G., Galimiillina A. F., Mingazova L. I The development of the literatures of the people of the Volga region in multi-ethnic Russia // Journal of Language and Literature. 2014. Vol. 5. № 3. P. 248-252.

7. Golikova G., Motigullina A., Zamalieva L. Artistic functions of the folk concept of water in the works of Russian and Tatar writers of the latter half of the 20th century (works by V. Astafiev and G. Bashirov) // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2017. Vol. 7. Iss. 5. P. 72-81.

8. Ibragimov M. I Identity in literature (based on Tatar poetry of XX century) // Philology and Culture. 2013. № 1 (31). P. 151-154.

9. Kajumova Z. M., Galiullina G. R., Yusupov A. F., Sibgatullina A. T. The Anthroponymycon of Small Genres of Tatar Folklore in the Context of the Sufi Picture of the World // Journal of Fundamental and Applied Sciences. 2017. Vol. 9 (7S). P. 1148-1156.

10. Latypova A. V., Khabutdinova M. M., Sayfulina F. S., Keremli V. Maris Nazirov's Songs Creativity // Ad Alta: Journal of Interdisciplinary Research. 2018. Vol. 8. Iss. 1. Special Issue III. P. 193-195.

11. Latypova A. V., Khabutdinova M. M., Zakirzyanov A. The question about ethnic identity of the modern Tatar poets of the Republic of Bashkortostan (based on the lyrics of Maris Nazirov) // The Turkish Online Journal of Design, Art and Communication. 2017. April. Special Edition. P. 917-921.

12. Yusupova N. M, Sayfulina F. S., Gainullina G. R., Ibragimov B. Kh. Specifics of artistic trends adaptation in the Tatar literature of the second half of the XX century // European Journal of Science and Theology. 2016. Vol. 12. Iss. 1. P. 213-222.

SPECIFIC GENRE PARADIGM OF RIM IDIYATULLIN'S POETRY

Latypova Alsu Vakilovna

Kazan (Volga Region) Federal University alsu. latypova@list. ru

The article is devoted to studying the genre paradigm of Rim Idiyatullin's poetry. This author is a vivid representative of the modern Tatar poetry in Bashkortostan. His poetical works represent the genre evolution in the modern Tatar poetry. Nevertheless, the genre paradigm of his poetry has not been previously investigated as an integrated whole. Relevance and originality of the paper lie in the fact that the genre paradigm of R. Idiyatullin's poetry and his experiments in this sphere have not been previously studied. The analysis allows concluding that the poet's creative work is characterized by genre diversity: lyrical genres fit well with cross-genre experiments.

Key words and phrases: Tatar poetry; Rim Idiyatullin's poetry; genre paradigm; lyrics; genre experiments.

УДК 821.511.132-14 Дата поступления рукописи: 15.09.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.11.18

Исследование литературного наследия И. А. Куратова - крупнейшего коми поэта XIX века - является одной из традиционных и в то же время значимых и перспективных задач, стоящих сегодня перед литературоведением региона. В статье обоснована актуальность обращения к гендерному подходу при дальнейшем осмыслении своеобразия художественного мышления поэта. Установлено, что специфика гендерной идентичности автора наиболее выразительно проявит себя при анализе его любовной лирики, системы женско-мужских образов, средств художественной выразительности, а также литературно-фольклорных взаимосвязей в творчестве поэта.

Ключевые слова и фразы: коми поэзия XIX века; И. А. Куратов; гендерная компаративистика; литературные традиции; этногендерная идентичность.

Малева Анастасия Валерьевна, к. филол. н.

Институт языка, литературы и истории Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук, г. Сыктывкар malana84@mail.ru

ГЕНДЕРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ И. А. КУРАТОВА: ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Работа подготовлена в рамках проекта Комплексной программы УрО РАН 18-6-6-25 «Духовная культура и традиционные представления народов Европейского севера России

(по данным языка, фольклора и литературы)».

Иван Алексеевич Куратов (1839-1875) - особый художественно-эстетический феномен в культуре финно-угорских народов России XIX в. [3; 7, с. 165]. Глубокие познания в области лингвистики, а также традиций отечественной и мировой культуры [2; 6] позволяют исследователям вести речь о высоком уровне филологической образованности первого крупного поэта, заложившего основы коми литературного языка, основы коми поэзии, которая в момент своего зарождения находилась на уровне развитых литератур. Судить о И. Куратове как об авторе интеллектуальном, обладающем незаурядным талантом мыслителя-философа, дают основание не только его работы как критика, а также многочисленные переводы отечественной и западноевропейской поэзии, но и специфически организованная поэтическая речь, выявляющая такие ключевые

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.