Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ'

ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
455
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
стилистика / лексика / публицистика / жанр / текст / тематика / style / vocabulary / journalism / genre / lyrics / themes

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Мырзаханова А.К.

В данной статье рассматривается уникальность коммуникативных текстов, обеспечивающих создание стилистической речи, в соответствии с его функциональными особенностями, учет того, что в публицистической речи раскрываются актуальные проблемы, вызывающие интерес общества. Авторы излагают основную мысль будущего публицистического высказывания, так как публицист обязательно должен учитывать, что общее назначение стиля реализуется в конкретной задаче жанра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT AND AWARENESS SOCIAL SIGNIFICANCE IN JOURNALISM

This article discusses the uniqueness of communication texts, ensuring the creation of stylistic speech, in accordance with its functional features, considering that in the journalistic speech reveals the actual subjects of public interest. The authors present the main idea of the future of journalistic statements as writer must keep in mind that the overall purpose of style is implemented in a specific task of the genre.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ»

Собственные средства, в первую очередь, необходимы для обеспечения устойчивости банка. Именно собственные средства покрывают первоочередные расходы банка на момент его создания и первой деятельности.

Использованные источники:

1. Официальный сайт АО "Райффайзенбанк" [Электронный ресурс] . -Режим доступа: https://www.raiffeisen.ru/

2. Кондратюк А.В. Анализ факторов, влияющих на деятельность российских коммерческих банков по формированию ресурсной базы // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 1(36). Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sibac.info/archive/meghdis/1(36).pdf

УДК 371

Мырзаханова А. К., к п. н. заведующий кафедрой «Казахского, русского языков» Мeждунаpoдный казахcкo-туpeцкий унивepcитeт им. Х.А. Яcави

Казахcтан, г. Туpкecтан ОСОБЕННОСТИ ЖАНРОВ ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОГО СТИЛЯ

Аннотация. В данной статье рассматривается уникальность коммуникативных текстов, обеспечивающих создание стилистической речи, в соответствии с его функциональными особенностями, учет того, что в публицистической речи раскрываются актуальные проблемы, вызывающие интерес общества. Авторы излагают основную мысль будущего публицистического высказывания, так как публицист обязательно должен учитывать, что общее назначение стиля реализуется в конкретной задаче жанра.

Ключевые слова: стилистика, лексика, публицистика, жанр, текст, тематика.

Myrzakhanova А.К., Ph.D.

Associate Professor Head of the department "Kazakh, Russian languages" International Kazakh-Turkish University named H.A. Yasavi

Kazakhstan, Turkestan DEVELOPMENT AND AWARENESS SOCIAL SIGNIFICANCE IN

JOURNALISM

Annotation. This article discusses the uniqueness of communication texts, ensuring the creation of stylistic speech, in accordance with its functional features, considering that in the journalistic speech reveals the actual subjects of public interest. The authors present the main idea of the future of journalistic statements as writer must keep in mind that the overall purpose of style is implemented in a specific task of the genre.

Keywords: style, vocabulary, journalism, genre, lyrics, themes.

Необходимость работы над публицистическим стилем в условиях вузовской подготовки специалистов обусловлена, задачами развития устной и письменной речи. В.В. Виноградов писал: «Высокая культура разговорной и письменной речи - хорошее знание и чутье языка, умение пользоваться его выразительными средствами, - самая лучшая опора для каждого человека в его общественной жизни и творческой деятельности» [1, с.19]. Сама практика убедительно доказывает, что основное внимание в работе по стилистике должно быть направлено на овладение студентами структурой функциональных стилей речи, если говорить о вузовской подготовке -научного.

Разговор о газетной публицистике, анализ различных жанров, определение особенностей языка газет может послужить примером для последующей работы по освещению вопросов, определяющих характер других средств массовой информации:

- Особенности жанров публицистического стиля на телевидении.

- Публицистический стиль и Интернет.

Следует отметить, что данный элективный курс содержит одинаковое количество лекционных и практических занятий, что предполагает различные формы организации работы студентов - коллективные, групповые, индивидуальные. Качества репортажа зависят от степени погружения публициста в изучаемую среду. Лингвисты отмечают: «...В одних случаях автор выступает только как свидетель неких эпизодов, в других - он вмешивается в происходящее, и событие оказывается высвеченным изнутри.

Э.А. Лазарева пишет, что широко распространенной и самой наглядной формой выражения авторского начала в публицистике является обозначение присутствия журналиста на месте события. В процессе подготовки исследования мы посетили занятие преподавателя Б. , на котором шел процесс обучения студентов-филологов написанию репортажа. Ниже предлагаем анализ данного занятия.

Преподаватель преследовал следующие цели: познакомить студентов с особенностями репортажа как газетного жанра; подготовить к самостоятельной работе; воспитывать уважение к профессии репортера и к людям этой профессии.

Оборудование: газеты, таблицы с основными требованиями к репортажу, папка с памятками (на столах студентов), таблички с профессиональными словами, видеозаписи, фотографии репортеров, книги В.Пескова.

Эпиграф: «Многие и многие русские писатели отдавали репортажу много сил, внимания и находчивости». В.Гиляровский.

Занятие начинается с объявления темы и цели, во вступительном слове преподаватель говорит о том, что вся жизнь планеты на газетных листах. Репортаж издавна был и остается в наше время одним из самых распространенных газетных жанров. Многие известные русские писатели начинали свою деятельность в качестве газетных репортеров.

В толковом словаре студенты находят лексическое значение слов репортаж, репортер, хроника, хроникер и записывают их в тетрадь.

Интересна и полезна работа в аудитории, посвященная усвоению семантики слова «репортаж»: оно произошло от английского report (рипорт) - как существительное оно значит - рапорт, доклад, сообщение; как глагол соответственно: рапортовать. Определяя значение слов «журналист» и «репортер», студенты отмечают, что репортер - понятие более узкое, так как он занимается конкретной работой. Логичным является продолжение разговора, выводящее на понятия хроника, хроникер (сотрудник газеты, журнала, работающий в отделе хроники). Отвечая на поставленный вопрос, студенты называют такие качества, которыми должен обладать репортер: он должен правдиво и точно изображать события, ярко и образно, уметь общаться с людьми, быть смелым и мужественным в своей работе.

О замечательном человеке, журналисте, телерепортере, фотографе, в прошлом ведущем программы «В мире животных» Василии Пескове, -рассказывает преподаватель:

- В.Песков написал замечательную книгу «Шаги по росе». Герои этой книги строят заводы, прокладывают каналы, воздвигают дома, сажают яблони. У них немало общего. И в то же время образ каждого из них, живой и яркий, несет те черты, которые присуще ему. Каждое событие им не просто описано, а выношено, личное восприятие. Автор здесь лицо активно действующее, остро видящее. Он умеет душевно беседовать, задавать людям нужные вопросы, искренне радоваться вместе с ними и, когда надо, негодовать. Это всегда вызывает доверие читателя.

Василий Песков умеет видеть, слушать, чувствовать природу нашей Земли и пишет о ней свежо, сочно, подлинно. Песков много фотографирует. Не заявляйте о себе криками, приберегите песни. Слушайте тишину, и тогда осень лесная покажет вам все богатство...».

Теоретический материал о том, что репортажи бывают нескольких видов, студенты оформляют в тетради:

- информационный,

- оперативный (авторы сообщают о том, что видели и слышали),

- фоторепортажи.

Логичным является завершение занятия, когда начинается ролевая игра, и студентам предлагается представить, что они репортеры, а их тетради -репортерские блокноты. Определяется тема репортажа «Прекрасное живет рядом с нами», обговариваются условия создания фоторепортажа. Студентов предупреждают о том, что созданные ими репортажи будут заслушаны и проанализированы на занятиях СРСП.

Некоторые исследователи считают публицистический стиль принципиально неоднородным. Общие черты стиля с разной степенью активности проявляются в отдельных подстилях: газетно-публицистическом, радио-, тележурналистском и ораторском. И об этой «размытости» также необходимо дать студентам вполне конкретную информацию. Информация

на занятиях должна быть представлена на основе применения инновационных методов обучения. Поэтому в ходе исследования мы обращались к работам по стилистике, а также использовали материал по вопросам современной методике преподавания языков.

Таким образом, публицистика, прежде всего, использует такой канал коммуникации, такие средства массовой информации и пропаганды, как журналистика. Государственные и негосударственные газеты, радио и телевидение, располагая широкой и разветвленной сетью корреспондентов, создает многообразную, разностороннюю, всеохватывающую «историю современности».

Использованные источники:

1. Аубакирова К.Т. Стилистика и культура речи. - А., 2002.

2. Луков Вл. А. Жанры и жанровые генерализации // Знание. Понимание. Умение. - 2006. - №1. — С. - 141-148.

3. Бобылев Б.Г. Стилистический анализ художественного и публицистического текста. - А., 1987.

4. Практическая журналистика в Казахстане: Учебное пособие. - Алматы, 2006. - 348 с.

5. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.