И.С. Хажуев
особенности защитно-совладающего поведения лиц, переживших психотравмирующие события, в условиях длительной чрезвычайной ситуации
Ключевые слова: посттравматические стрессовые расстройства, механизмы психологической защиты, совладающее поведение, депрессия, тревога.
Люди по разному реагируют на свои внутренние трудности: «забывают» о травмирующем их событии; ищут выход в самооправдании и снисхождении к своим «слабостям»; стараются исказить реальность и занимаются самообманом. Таким образом, люди защищают свою психику от болезненных напряжений, и помогают им в этом защитные механизмы и копинг-стратегии [1]. При чрезвычайных ситуациях психика индивида подвергается экстремальным воздействиям, вызывающим у него травматический стресс, который приводит к нарушениям структуры самости, когнитивной модели мира, аффективной сферы [9].
Однако, как показывает клиническая практика далеко не у всех лиц, перенесших сравнительно одинаковое по «объективной» оценке тяжести травматическое событие, развивается посттравматические стрессовые расстройства. Даже острая реакция на стресс возникает лишь у части лиц, вовлеченных в чрезвычайные экстремальные условия. При наличии гармоничного склада характера и достаточной гибкости защитно-приспособительных механизмов наблюдается нормальная динамика процессов адаптации без существенных психопатологических последствий [5, с.202]. Успешность психологической адаптации человека в экстремальных условиях определяется, главным образом, посредством двух механизмов: психологической защиты и совладания.
Психологическая защита - это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта [8]. Принято подразделять защиту на успешную и патологическую. Результат успешной защиты - прекращение импульсов, провоцирующих тревогу; патологическая защита не способна сделать это и потому вызывает их постоянное повторение [8]. Согласно структурной теории Р. Плутчика, психологическая защита выступает как последовательное искажение когнитивной и эмоциональной составляющих образа реальной конфликтной ситуации с целью уменьшения эмоциональной напряженности, угрожающей индивиду в случае полного и адекватного отражения реальности [8].
Важным и не до конца разрешенным является вопрос о соотношении совладаю-щего поведения и психологических защит. Ввиду тесной связи этих конструктов некоторые авторы предлагают считать психологические защиты одним из видов совладающего поведения, или же наоборот - включают совладающее поведение в механизмы психологической защиты [2]. Б. Д. Карвасарский (1990) указывает, что если процессы защиты направлены на смягчение психического дискомфорта, то процессы совладания направлены на активное изменение ситуации и удовлетворение значимых потребностей [8, с.7-8].
Копинг-стратегии, в отличие от бессознательных защитных механизмов, задей-ствуются индивидом осознанно и направлены на устранение угрозы, помехи, на лучшую
© Хажуев И.С., 2013
адаптацию человека к требованиям ситуации и преобразования ее в соответствии со своими намерениями [3]. Несмотря на то, что использование одной стратегии поведения в стрессовой ситуации затрудняет применение другой, каждый второй человек использует одновременно несколько стратегий совладания с жизненными трудностями [11]. Разнообразие способов совладания в стрессовых ситуациях имеет высокую эффективность, в особенности с применением практических шагов (поскольку стратегии, ориентированные на решение проблемы, с одной стороны, устраняют кризисную ситуацию, а с другой, - действуют в качестве стабилизирующего фактора); неэффективной являются стратегии избегания и позитивной переоценки ситуации [11].
В многочисленных работах разных авторов отмечается, что при недостаточном развитии конструктивных форм совладающего поведения увеличивается патогенность жизненных событий, и эти события могут стать «пусковым механизмом» в процессе возникновения психосоматических и других заболеваний [8, с.11]. Увеличение психопатологических последствий, по мнению ряда авторов (Иванова П.А. [4], Д.А. Алексеева, Б.Д. Карвасарский, В.А. Ташлыков, А.М. Якубзон, 1990) [13, с.19], Чехлатый Е.И., 1994, Веселова И.В., 1995 [8, с.20-21]) может произойти так же и при длительном психотрав-мирующем воздействии. Таким образом, в настоящее время актуальность темы защитно-совладающего поведения в экстремальных условиях не вызывает сомнения, поскольку от знания механизмов успешного преодоления стрессовых событий может зависеть психическое и физическое здоровье человека. Так же значимость проблемы копинга «определяется возможностью прогнозирования поведения человека в экстремальных ситуациях, от которого может зависеть в конечном итоге и его выживаемость» [7,163].
В эмпирическом исследовании принимали участие учащиеся студенты Чеченского Государственного Педагогического Института (ЧГПИ), сотрудники различных подразделений Министерства внутренних дел Чеченской республики, проходящие стационарное лечение в Медико-Санитарной части (МСЧ) военного госпиталя при Министерстве внутренних дел Чеченской республики, преподаватели 2 средних школ: средняя школа №2, города Аргун и средняя школа №1 села Алхан-Кала. Общая выборка обследованных составила 286 человек в возрасте от 20 до 60 лет. Из них 103 человека это сотрудники правоохранительных органов, 106 человек - студенческая молодежь, а также лица, не занятые трудовой деятельностью или занятые различной профессиональной деятельностью и имеющие гражданскую специализацию (77 человек).
Исследование проводилось с использованием следующих клинических инстру-ментариев:
1. опросник Плутчика - Келлермана - Конте (Life Style Index - LSI) [3];
2. методика многомерного измерения копинга «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях» «Coping Inventory for Stressful Situations" (CISS) (Норман С. Эндлер, Джеймс Д.А. Паркер 1990, Канада) [6];
3. шкала клинической диагностики посттравматического стрессового расстройства CAPS-DX [10].
В результате проведенного анализа данных (исследования механизмов совладающего поведения) были получены значимые показатели выраженности различных копинг-стратегий. Так, по копингу, ориентированному на проблему (КОП), высокое значение имеют 5,9% обследованных. Средний уровень выраженности данной формы поведения в стрессовых ситуациях выявлен у 51,4% и низкий показатель отмечен соответственно у 42,7% обследованных людей (наиболее распространенными стилями совладающего со стрессом поведения в условиях длительной чрезвычайной ситуации оказались механиз-
мы копинга, ориентированного на избегание. Среди защитных механизмов наиболее распространенными являются защиты - проекция, рационализация и отрицание.
Повышение уровня эмоционально-ориентированного копинга положительно взаимосвязано с ростом общей напряженности механизмов психологической защиты. Увеличение значений общей напряженности защитных механизмов происходит также при повышении выраженности стилей совладающего поведения, ориентированных на избегание. А с ростом проблемно-ориентированного копинга отмечено увеличение показателей только одного из механизмов защиты - рационализации.
Повышение уровня эмоционально-ориентированного копинга сопряжено с увеличением выраженности симптомов посттравматического стрессового расстройства. В то же время, понижению симптомов посттравматического стрессового расстройства способствует увеличение значений социального отвлечения.
Повышение выраженности симптоматики посттравматического стрессового расстройства в текущем времени и после травмы в прошлом сопровождается ростом общей напряженности защитных механизмов.
При повышении длительности воздействия психотравмирующих событий увеличивается общий уровень напряженности защит, отмечается рост эмоционально ориентированных и избегающих форм совладающего со стрессом поведения. А увеличение числа травмирующих событий совпадает с ростом механизмов вытеснения и рационализации и выраженностью копинг-поведения, нацеленного на избегание.
Библиографический список
1. Ботова О.М., Кардашина А.В. Исследование феномена психологической защиты у подростков // Материалы 3-й Всерос. науч.-практ. конф. для практ. психологов, мол. ученых и студ. - Екатеринбург, 2009.
2. Ветрова И.И., Зуев К.Б. Психологические защиты и совладающее поведение подростков в семейной среде: постановка проблемы. // Акмеологические проблемы субъектности: интерпретация и диагностика: Материалы научно-практической конференции. - СПб., 2009.
3. Дмитриева И.В. О возможности построения единой классификации механизмов копинга и защиты // Психологический журнал. - 2005. - № 21. - С. 3-5.
4. Иванов П. А. Стратегии совладания у лиц, совершивших правонарушение на фоне длительного стресса // Психологическая наука и образование. - 2008. - №5.
5. Красильников Г.Т., Наров М.Ю. Предиспонирующие факторы ПТСР // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные вопросы охраны психического здоровья населения промышленно развитых регионов России», посвященной 65-летию психиатрической службы Кузбасса. - Кемерово, 2003.
6. Крюкова Т. Л. О методологии исследования и адаптации опросника диагностики совладающего (копинг) поведения // Психология и практика. Вып. 1 Кострома, 2001. С. 70-82.
7. Милосердова В.С. Сравнительный анализ стратегий совладающего поведения в экстремальных ситуациях руководителей и студентов управленческой специализации // Вестник Башкирского университета. 2007. Т. 12, №3.
8. Набиуллина Р. Р., Тухтарова И. В. Механизмы психологической защиты и совлада-ния со стрессом (определение, структура, функции, виды, психотерапевтическая коррекция). Учебное пособие. - Казань, 2003.
9. Ошаев С.А. Психологическая модель травматического стресса на примере лиц, участвовавших в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС // Сборник трудов Всероссийской научной конференции с международным участием Томск, 2008.
10. Тарабрина Н.В. Практическое руководство по психологии посттравматического стресса, Ч. 1. Теория и методы. М., , 2007.
11. Юрьева Л.Н. История. Культура. Психические и поведенческие расстройства. -Киев, 2002.