Научная статья на тему 'Особенности заражения кукушки Cuculus canorus пухоедами'

Особенности заражения кукушки Cuculus canorus пухоедами Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
169
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Догель Валентин Александрович

Второе издание. Первая публикация: Догель В.А. 1936. Особенности заражения кукушки пухоедами // Природа 8: 113-114.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности заражения кукушки Cuculus canorus пухоедами»

пляр самца и молодой птицы — в Зоологическом институте АН СССР в Ленинграде.

Литератур а

Портенко Л.А. 1937. Фауна птиц внеполярной части Северного Урала. М.; Л.: I-VIII, 1240.

ю ^

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1315: 2746-2749

Особенности заражения кукушки Cuculus canorus пухоедами

В.А.Догель

Второе издание. Первая публикация в 1936*

Вся биология кукушки Cuculus canorus полна своеобразных и неожиданных явлений: отсутствие гнездования, выбрасывание молодым кукушонком из гнезда своих приёмных родителей их яиц или птенцов и т.д. Мы постараемся показать, что имеются и ещё некоторые интересные особенности в биологии этой замечательной птицы, оставшиеся до сих пор неотмеченными. Можно было уже заранее думать, что сильные отклонения кукушки от типичного образа жизни птиц не могут не отразиться на фауне паразитов этого животного. Так и оказалось в действительности, примером чего служат пухоеды Mallophaga кукушки. Пухоеды представляют собою эктопаразитов, которые, подобно вшам, проводят всю свою жизнь на теле хозяина. Свои яйца пухоеды приклеивают к перьям птицы. Из яиц выходят личинки, постепенно превращающиеся во взрослое насекомое. Как личинки, так и взрослые пухоеды питаются перьями хозяина — огрызками перьев переполнена передняя часть их кишечника. Пухоеды покидают тело хозяина лишь в случае его смерти, и то не сразу.

Кукушка обладает тремя видами вполне специфичных для неё пухоедов: Docophorus latifrons, Nirmus fenestratus и Menopon phanerostig-ma. Их впервые описал Ницш, и с тех пор они неоднократно указывались для кукушки.

Для лучшего выяснения вопроса посмотрим сначала, каким образом заражаются пухоедами другие птицы. Обычно молодая птица получает своих пухоедов ещё в гнезде от своих родителей. При этом инвазия связана с определённой стадией развития оперения. Так, например,

* Догель В.А. 1936. Особенности заражения кукушки пухоедами IIПрирода 8: 113-114.

2746 Рус. орнитол. журн. 2016. Том 25. Экспресс-выпуск № 1315

первые пухоеды появляются на молодых ласточках, как только длина крыла птенца достигнет 8 см (у взрослой ласточки эта длина равна 11 см). После этого пухоеды остаются на птице, по-видимому, в течение всей её жизни — об этом говорят наши исследования паразитофауны перелётных птиц. Таким способом заражение передаётся в гнезде от одного поколения последующей генерации.

Совершенно иначе обстоит дело с заражением у кукушки, которая с незапамятных времён утратила инстинкт гнездостроительства: ведь молодые кукушки вырастают в чужих гнёздах, где они развивают и своё оперение. Произведённые нами над кукушкой наблюдения показали следующее. Если рассуждать теоретически, птенцы кукушки могли бы заражаться пухоедами от своих приёмных родителей, с которыми находятся в тесном контакте. Однако против этого говорит узкая специфичность пухоедов кукушки, которые никогда не встречаются у певчих птиц, служащих для птенцов кукушки приёмными родителями. Кроме того мы просмотрели 11 свежеубитых, уже вылетевших из гнезда, молодых кукушек и 25 шкурок молодых кукушек из Зоологического музея Академии наук СССР и только два раза обнаружили на них по одному пухоеду из рода Шгшив, но из вида, не свойственного кукушке. На основании этого материала можно утверждать, что молодые кукушки не заражаются от приёмных родителей, а если отдельные экземпляры пухоедов и переходят на них с певчих птиц, то не размножаются и не удерживаются на кукушатах. Специфичные для кукушки пухоеды тоже отсутствуют на кукушатах.

По взрослым кукушкам у нас был материал с трёх птиц (одна из Петергофа, две из Средней Азии), причём на всех них были в изобилии найдены личинки и взрослые стадии специфичных для данной птицы БосорНогив \atifrons и также Шгшив (епев^аШв. Не довольствуясь этим, мы опять-таки обратились к Зоологическому музею Академии наук и исследовали там около 40 шкурок на этот раз уже взрослых кукушек из самых различных местностей. Результат получился иной, чем для молодых птиц. Несмотря на применяемую при изготовлении птичьих шкурок методику, которою пухоеды устраняются с перьев, мы нашли единичные экземпляры их на 16 из 40 просмотренных нами шкурок. Нет сомнения в том, что на самом деле пухоеды имелись у гораздо большего числа птиц, но были потеряны во время препаровки. Все найденные нами пухоеды относились к трём видам, специфичным для кукушки.

Итак, с одной стороны, несомненно, что кукушки по первому году жизни оставляют наши северные страны, будучи ещё свободными от пухоедов. С другой стороны, взрослые кукушки заражены специфичными Mallophaga. Когда же и каким способом происходит их заражение? Для объяснения заражения остаётся лишь одна возможность. Пе-

редача пухоедов от одной птицы к другой совершается во время спаривания, т.е. иначе, чем у прочих птиц. Спаривание, которое, кстати сказать, у кукушек повторяется несколько раз в течение лета, доставляет пухоедам кукушки возможность переходить со старых птиц на птиц более молодых поколений. При этом следует отметить ещё один интересный момент. У большинства птиц половая зрелость наступает уже при первом прилёте с юга на север, т.е. в конце первого года жизни. Относительно кукушек имеются данные (долгое сохранение первогод-ней расцветки перьев, поздняя редукция фабрициевой сумки), что кукушка приступает к спариванию лишь во время своего второго прилёта на север, т.е. по третьему году жизни.

В таком случае в течение второго года своей жизни молодая кукушка должна продолжать быть свободной от пухоедов. Это наше предположение ещё не проверено, но цветовые отличия второгодних кукушек от более старых птиц дают возможность его проверить.

Итак, в общем мы получаем следующее представление относительно распространения пухоедов у кукушки. Тысячи лет тому назад, когда инстинкт гнездования ещё не исчез у кукушки, птица эта впервые заразилась пухоедами. Пухоеды, как полагают, произошли от сеноедов Psocidae, причём последние должны были перейти от свободного образа жизни к эктопаразитическому на птицах именно во время высиживания птицами яиц. В самом деле, такие бескрылые членистоногие, как сеноеды, легче всего могли перекочевать на птиц в тот период, когда птицы в течение долгого времени привязаны к одному месту, т.е. к гнезду. Вероятнее всего, предки пухоедов, подобно некоторым современным Psocidae, были даже сначала просто обитателями гнёзд и лишь позднее поселились на самих птицах. Пухоеды, поселившиеся на кукушке, специализировались и постепенно развились в современные три вида. В прежние времена они переходили с одного поколения кукушек на следующее тем же способом, как и у других птиц, т.е. ещё в гнезде, и притом с родителей на птенцов. Когда, однако, инстинкты постройки гнезда и высиживания яиц у кукушек исчезли, старый способ инвазии сделался невозможным, и заражение пухоедами стало осуществляться лишь путём использования акта спаривания хозяев. Весьма возможно, что и в более ранние времена пухоеды могли случайно переходить с одной кукушки на другую во время спаривания, но теперь этот случайный способ инвазии сделался единственным и обязательным.

Большая специфичность Mallophaga не позволила пухоедам приёмных родителей переселиться на птенцов кукушки и приспособиться к ним. Вследствие этого кукушка удержала лишь своих стародавних Mallophaga. Первоначально эти последние не имели никакого отношения к половым процессам хозяина, но постепенно пришли в такую

зависимость от акта спаривания кукушек, что напоминают в этом отношении лонную вошь Pthirus pubis человека.

Настоящая заметка имеет целью показать, какое сильное влияние на жизнь паразитов может производить изменение инстинктов хозяина. Кроме того, на взятом примере мы видим, что изучение биологии хозяина позволяет делать важные выводы относительно экологии паразитов и обратно.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2016, Том 25, Экспресс-выпуск 1315: 2749-2750

Первый случай паразитизма кукушки Cuculus canorus на камышевке-барсучке Acrocephalus schoenobaenus в Харьковской области

А.С.Надточий

Второе издание. Первая публикация в 2002*

В списке воспитателей обыкновенной кукушки Cuculus canorus на территории бывшего СССР камышевка-барсучок Acrocephalus schoenobaenus отмечена как случайный воспитатель (Мальчевский 1987). На территории Украины среди воспитателей кукушки этот вид не значится (Балацкий 1992). В 1981-1995 годах в Харьковской области нами обследовано 87 гнёзд барсучка и в одном из них зарегистрирован случай паразитизма кукушки.

19 мая 1995 в городе Харькове в пойме реки Уды на старице с зарослями рогоза широколистного Typha angustifolia обнаружено гнездо барсучка с яйцом кукушки и одним яйцом хозяев. 21 мая 1995 в кладке было 3 яйца барсучка и 1 яйцо кукушки. Размеры яиц: барсучка -17.4-18.1x13.4-13.5 мм, кукушки - 20.9x16.3 мм. Масса яиц (на 7-е сутки насиживания с предпоследнего яйца): барсучка - 1.57-1.64 г, кукушки — 2.86 г. Окраска скорлупы яиц камышевки-барсучка типична: фон песочно-глинистый, густой желтовато-бурый крап образует сгущение на тупом полюсе; чёрные точки и завитки редко разбросаны по всей поверхности. Окраска скорлупы яйца кукушки существенно отличалась и соответствовала экологической расе болотной камышевки Acrocepha-luspalustris (серый морфотип): фон светло-серый, рисунок из поверхностных темно-коричневых и глубинных светло-коричневых, ржавых

* Надточий A.C. 2002. Первый случай паразитизма обыкновенной кукушки на камышевке-барсучке в Харьковской области // Бранта 5: 152-153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.