ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЭКОНОМИЧЕСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЮЖНОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Перейти на Главное МЕНЮ Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Савенко Т.Н., соискатель
Ставропольский государственный университет (г.Ставрополь)
Аннотация: В статье рассматривается законодательство субъектов Российской Федерации Южного федерального округа о местном самоуправлении. Выделяются особенности правового закрепления и регулирования финансов и собственности муниципальных образований.
Ключевые слова: местное самоуправление, самостоятельность местного самоуправления, местные финансы и собственность.
FEATURES OF LEGISLATIVE FASTENING OF FINANCIAL AND ECONOMIC INDEPENDENCE OF A LOCAL GOVERNMENT IN SUBJECTS OF THE RUSSIAN FEDERATION OF SOUTHERN FEDERAL DISTRICT
Savenko T.N.
Annotation: In the article the legislation of subjects of the Russian Federation of Southern federal district on a local government is considered. Features of legal fastening and regulation of the finance and the property of municipal unions are allocated.
Keywords: a local government, independence of a local government, the local finance and the prop-erty.
Принцип финансово-экономической самостоятельности, отраженный в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от б октября 2003 г. в соответствии с Европейской хартией местного самоуправления 1985 г. и Конституцией России 1993 г., нашел закрепление и в законодательстве субъектов Российской Федерации, в том числе, субъектов, находящихся в пределах Южного федерального округа.
Как отмечается в монографическом издании «Южная Россия и ее регионы» Н.С. Слепцовым, одним
из крупных федеральных округов, играющих важную роль в политической, экономической и социальной жизни России, несомненно, является Южный округ, включающий два края: Краснодарский и Ставропольский, три области - Ростовскую, Астраханскую и Волгоградскую, восемь республик - Адыгею, Дагестан, Ингушетию, Кабардино-Балкарию, Калмыкию, Карачаево-Черкесию, Северную Осетию-Аланию и Чеченскую. Общая площадь округа 589,2 тыс. кв. км., что почти соответствует территории Украины или территориям Австрии, Албании, Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландов, Португалии и Швейцарии вместе взятых.
Южная Россия - это не только самая южная в Европейской части страны территория, обладающая выгодным географическим положением, благоприятными почвенно-климатическими условиями, богатейшими минеральными и рекреационными ресурсами, развитым промышленно-транспортным и сельскохозяйственным потенциалом, высокопрофессиональными кадрами и широкой сетью научных учреждений, но и самый многонациональный округ, который требует особого внимания со стороны государства и его руководящих структур1.
В контексте сказанного выше особое значение имеет институт местного самоуправления, способный определенным образом объединить население муниципальных образований субъектов Российской Федерации Южного федерального округа, обеспечить населению этих субъектов достойный уровень жизни и стабильность.
Однако, это возможно только в условиях достаточной финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления в указанных субъектах Российской Федерации.
Согласно законодательству России финансовоэкономическую основу местного самоуправления составляют средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, муниципальное имущество, финансовая помощь местному самоуправною со стороны государственного бюджета.
Как отмечают В.Г. Игнатов и В.И. Бутов, «Данные звенья охватывают только часть более емкой по содержанию и финансовым отношениям финансовой системы страны. Однако, в совокупности они должны обеспечивать органам местного самоуправления выполнение определенных задач расширенного воспроизводства и удовлетворение гарантированных государством социальных потребностей. Финансово-бюджетная самостоятельность муници-
пальных образований должна определяться уровнем собственных ресурсов (доходов), получаемых из собственных источников. Поэтому в первую очередь необходимо обеспечивать соответствие между социальными и экономическими задачами, которые возложены на органы местного самоуправления, и материально-финансовыми ресурсами, которыми они располагают».2
1 Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы. 2-ое изд. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. с.4
2Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. Изд. 3-е, перераб. и доп. -М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. с.269-270
Бизнес в законе
3'2009
Соглашаясь со сказанным, заметим, что в значительной степени фактические финансово-
экономические возможности органов местного самоуправления зависят от законодательного закрепления полномочий органов муниципальных образований в финансово-экономической сфере. В том числе, закрепления указанный полномочий в законодательных актах регионального уровня.
Прежде всего, институт местного самоуправления и, соответственно, полномочия органов местного самоуправления в финансово-экономической сфере, на уровне субъектов Российской Федерации закрепляются в их конституциях и уставах.
Так, относительно компетенции местного самоуправления в области финансов и собственности, Устав Краснодарского края содержит статью 78, типичную практически для всех конституций и уставов субъектов РФ, находящихся в пределах ЮФО: «Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения в соответствии с федеральным и краевым законодательством»3.
В п.3 ст.129 Конституции Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997г. сказано: «Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, совместно с органами государственной власти осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения».4
Однако, предписаний, содержащихся только в Основных законах субъектов Российской Федерации, для конкретизации и правильного применения принципа финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления недостаточно. Как справедливо отмечает В.О. Лучин, «конкретизация конституционных принципов и норм в текущем законодательстве как способ их реализации осуществляется путем трансформации общих конституционных требований в конкретные предписания законодательства применительно к отдельным видам социальных субъектов».5
Следовательно, необходимо рассмотреть также соответствующие положения законов субъектов РФ о местном самоуправлении.
Прежде всего, обратим внимание на нормы о финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, типичные для всех законов субъектов Российской Федерации Южного федерального округа о местном самоуправлении.
Согласно ч.4 ст.30 Закона Чеченской Республики «О местном самоуправлении в Чеченской Респуб-
3 Устав Краснодарского края (в ред. Законов Краснодарского края от 18.07.1997 N 95-КЗ, от 04.01.2001 N 331-КЗ, от 10.05.2001 N 355-КЗ, от 07.08.2001 N 393-КЗ, от 22.08.2001 N 405-КЗ, от 01.03.2002 N 455-КЗ, от 03.06.2003 N 582-КЗ, от 20.10.2003 N 615-КЗ). // Кубанские новости, 18.07.1997, № 169
4 Конституция Кабардино-Балкарской Республики от 1 сентября 1997 г. в редакции, принятой Конституционным Собранием Кабардино-Балкарской Республики 29 мая 2003 года, республиканских Законов от 28 июля 2001 года N 74-РЗ, от 2 июля 2003 года N 61-РЗ). // Кабардино-Балкарская правда, 01.08.2003, № 180-183
5 Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы
реализации. М.: Юнити-Дана, 2002. с. 79.
лике» от 20 декабря 2006 г. «Органы местного самоуправления управляют муниципальной собственностью самостоятельно. Порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью, условия использования земель устанавливаются представительным органом местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Чеченской Республики»6.
В п.2 ст.44 этого же законодательного акта сказано, что «Формирование и использование местных финансов основываются на принципах самостоятельности, государственной финансовой поддержки и гласности», и в ч.2 ст.46 говорится о том, что «Формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно».
Согласно ст.50 Закона Республики Северная Осе-тия-Алания «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания» от 25 апреля 2006 г., «Органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления»7.
В соответствии с ч.3 ст.51 этого законодательного акта «Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ними законами Республики Северная Осетия-Алания».
Таким образом, во всех законодательных актах субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Южного федерального округа содержатся положения о том,что:
- органы местного самоуправления самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с действующим законодательством;
- формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с требованиями федерального законодательства.
В тоже время, в законах рассматриваемых субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении можно встретить нормы, конкретизирующие положения федерального законодательства в части финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления
Так, в Законе Республики Калмыкия «Об организации местного самоуправления в Республике Кал-
6 Закон Чеченской Республики от 20.12.2006г. №53-РЗ «О местном самоуправлении в Чеченской Республике» (в ред. от
02.07.2008) // Вести Республики", N 4 (478), 13.01.2007
7 Закон Республики Северная Осетия-Алания от 25.04.2006г. №24-РЗ «О местном самоуправлении в Республике Северная Осетия-Алания» (в ред. от 15.02.2008) // Собрание законодательства Республики Северная Осетия-Алания, 2006, N 2/27, ст. 55
мыкия» от 20 декабря 2005 г.8, в частности, сказано, что органы государственной власти Республики Калмыкия способствуют становлению и развитию местного самоуправления (...) создают условия организационно-правовой и финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления (ст.41).
Еще одной особенностью законодательства субъектов РФ, находящихся в пределах ЮФО, является норма, в соответствии с которой представительные органы местного самоуправления муниципальных образований Чеченской Республики самостоятельно разрабатывают и принимают положение о бюджетном процессе на своей территории в соответствии с общими принципами бюджетного процесса, установленными законами Российской Федерации и законами Чеченской Республики (ч.1 ст.53 Закона Чеченской Республики).
Законы Республики Адыгея9, Дагестана10 Карачаево-Черкесской Республике11 и Республики Северная Осетия-Алания указывают, что органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
А вот в Законе Краснодарского края12 в принципе отсутствуют нормы о финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления, как и отсутствует глава о финансово-экономической основе местного самоуправления в Краснодарском крае.
Список литературы:
1. Бондарь Н.С. Местное самоуправление и конституционное правосудие: конституционализация
муниципальной демократии в России. - М.: Норма, 2008.
2. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Местное самоуправление: российская практика и зарубежный опыт. Изд. 3-е, перераб. и доп. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007.
3. Игнатов В.Г., Бутов В.И. Южная Россия и ее регионы. 2-ое изд. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007.
4. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации: проблемы реализации. М.: Юнити-Дана, 2002.
5. Муниципальное право России. / Отв. ред. Г.Н. Чеботарев. - М.: Юристъ, 2005.
РЕЦЕНЗИЯ
Научная статья Савенко Т.Н. посвящена актуальному вопросу законодательного закрепления финансовоэкономической самостоятельности местного самоуправления, а также полномочий органов муниципальных образований в финансово-экономической сфере в законодательстве субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования автора статьи выступили законодательные акты субъектов Российской Федерации, посвященные вопросам организации и осуществления местного самоуправления. Проведенный анализ позволил автору выявить общие черты правового закрепления элементов финансово-экономической самостоятельности местного самоуправления в субъектах Южного федерального округа, а также указать особенности регулирования указанной самостоятельности местного самоуправления в субъектах РФ, находящихся в пределах ЮФО.
Можно констатировать, что научная статья Савенко Т.Н. актуальна, самостоятельна, оригинальна, а содержащиеся в ней выводы соответствуют современному развитию правовой науки и отечественного законодательства. Следовательно, статья Савенко Татьяны Николаевны рекомендуется для опубликования.
Доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой финансового и предпринимательского права Ставропольского государственного университета
Казачкова З.М.
8 Закон Республики Калмыкия от 20.12.2005г. №250-111-З «Об организации местного самоуправления в Республике Калмыкия» (ред. от 25.04.2008) // "Хальмг Унн", N 246-248, 23.12.2005
9 Закон Республики Адыгея от 31.03.2005г. №294 «О местном самоуправлении» (ред. от 29.04.2008) // Собрание законодательства Республики Адыгея, N 3, март, 2005
10 Закон Республики Дагестан от 29.12.2004г. №43 «О местном самоуправлении в Республике Дагестан» (ред. от
29.12.2008) // Собрание законодательства Республики Дагестан, 31.12.2004, N 12 (I), ст. 988
11 Закон Карачаево-Черкесской Республики от 25.10.2004г. №30-РЗ (ред. от 13.03.2008) // День Республики, N 183-185 (16579) от 02.11.2004
12 Закон Краснодарского края от 07.06.2004г. №717-кз «О местном самоуправлении в Краснодарском крае» (ред. от
29.04.2008) // Информационный бюллетень ЗС Краснодарского края, N 18 (1), 24.06.2004