УДК 338.439 Doi 10.24411/2073-0454-2018-10007
ББК 65.32 © М.И. Айрапетян, 2018
Научная специальность 12.00.02 — конституционное право, конституционный судебный процесс, муниципальное право
ОСОБЕННОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Маро Игоревна Айрапетян, старший инспектор группы обеспечения учебного процесса факультета подготовки оперативных сотрудников полиции, лейтенант полиции
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12) E-mail: [email protected]
Аннотация. Рассматривается законодательная деятельность в субъектах РФ. Определяется порядок законодательного процесса. Представлен комплексный анализ исследования конституционно-правовых основ законодательной деятельности субъектов РФ.
Ключевые слова: законодательная деятельность, законодательный процесс, конституция (устав) субъекта Российской Федерации; высшее должностное лицо субъекта РФ, правовой статус законодательного органа субъекта РФ.
LEGAL REGULATION OF THE LEGISLATIVE ACTIVITY OF THE RUSSIAN FEDERATION
Maro I. Ayrapetyan, senior supervisor in the group of academic activities support at the department of training of operating police officers
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12) E-mail: [email protected]
Annotation. Considered legislative activity in the regions of the Russian Federation. The order of the legislative process is determined. A comprehensive analysis of the study of the constitutional and legal foundations of the legislative activity of the subjects of the Russian Federation is presented.
Keywords: legislative activity, legislative process, the Constitution (Charter) of the subject of the Russian Federation; the Supreme official of a subject of the Russian Federation, the legal status of the legislative body of a constituent entity of the Russian Federation.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Айрапетян М.И. Особенности законодательного процесса в субъектах Российской Федерации. Вестник Московского университета МВД России. 2018;(6):44—46.
Российская Федерация является демократическим, правовым, федеративным государством [1]. Территория Российской Федерации разделена на субъекты РФ. Всего в Российской Федерации насчитывается 84 субъекта из них: 22 Республики, девять краев, 46 областей, три города федерального значения, одна автономная область, четыре автономных округа. Субъекты РФ наделены определенными полномочиями.
Система государственных органов субъектов РФ устанавливается самими субъектами в соответствии с федеральной Конституцией. За более чем 20-летний период действия Конституции РФ из почти пяти тысяч принятых федеральных законов очень многие касались системы органов государственной власти. Определенные изменения в свои системы органов государственной власти субъекты РФ вносили своими нормативными правовыми актами. Так, четыре субъекта РФ, где были двухпалатные законодательные органы,
упразднили вторые палаты; теперь все законодательные органы субъектов РФ являются однопалатными. Некоторые субъекты РФ создали особые административные округа и учредили в них назначаемых должностных лиц (например, в Москве префекты возглавляют 12 административных округов). В крупных городах с числом жителей более 1 млн человек субъекты РФ создают особые территориальные округа и назначают в них своих представителей; некоторые субъекты РФ назначают своих представителей в муниципальные образования (например, в Москве это руководители управ в муниципальных районах) [5].
Законодательная деятельность органов государственной власти субъектов является одной из важнейших и имеющих свои особенности деятельности субъектов Российской Федерации.
Правовое регулирование законодательной деятельности субъектов РФ основывается на Конститу-
ции РФ и на ФЗ, которые регулируют законодательную деятельность субъектов РФ, а также на Основных законах субъектов РФ. Данная деятельность, ее характер, признаки отражают роль и значение такого государственного публичного образования, как субъект Федерации в организации жизни региона путем принятия нормативных правовых актов. Итогом законодательной деятельности является принятие закона [4].
Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» установлено, что наименование законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, его структура устанавливаются конституцией (уставом) субъекта РФ с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ [2]. Таким образом, в субъектах РФ законодательный орган может носить различные наименования, но их полномочия от этого не изменятся.
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ состоит из определенного числа депутатов. Такое число определяется прежде всего количеством избирателей. Законодательный (представительный) орган субъекта РФ является выборным органом. Депутатов не назначают, а избирают из числа тех, кто изъявил желание выдвинуть свою кандидатуру. Таким образом, соблюдается принцип демократизма, на котором основана деятельность Российской Федерации.
Федеральным законом РФ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», установлен «барьер» количества депутатов. Так, установленное число депутатов должно составлять:
а) не менее 15 и не более 50 депутатов — при численности избирателей менее 500 тыс. человек;
б) не менее 25 и не более 70 депутатов — при численности избирателей от 500 тыс. до 1 млн человек;
в) не менее 35 и не более 90 депутатов — при численности избирателей от 1 до 2 млн человек;
г) не менее 45 и не более 110 депутатов — при численности избирателей свыше 2 млн человек.
Следует сказать, что законодательный орган субъекта РФ, осуществляя законодательную деятельность, рассматривает и принимает конституцию субъекта РФ, а также поправки к ней, либо иной Основной закон (устав) субъекта РФ и поправки к нему. Это является основной и самой важной деятельностью законодатель-
ного органа. Еще одним наиболее важным полномочием в законодательной деятельности субъекта РФ является утверждение бюджета субъекта РФ, а также отчета об его исполнении. Утверждаются программы социально-экономического развития субъекта РФ, устанавливаются налоги и сборы и порядок их взимания. Это наиболее важные направления законодательной деятельности законодательного органа субъекта РФ.
Несмотря на то, что законодательная деятельность субъектов РФ регулируется федеральным законодательством, однако между данной деятельностью различных субъектов существуют различия. Такие различия проявляются не только в названии законодательного (представительного) органа субъекта РФ (например, в Московской области действует Московская областная Дума, в Республике Мордовия действует Государственное Собрание), но и в стадиях законодательного процесса. В общем виде региональный законодательный процесс включает в себя следующие стадии: 1) реализация законодательной инициативы; 2) предварительное рассмотрение законопроектов в парламенте субъекта РФ; 3) рассмотрение и принятие закона законодательным органом; 4) подписание и опубликование принятых законов главой региона; 5) вступление в силу законов.
Некоторые субъекты РФ (Тюменская, Костромская области) включают в законодательный процесс, наряду с традиционными стадиями, процедуру подготовки законопроекта как этап, предшествующий стадии законодательной инициативы [3].
Таким образом, субъекты РФ наделены такими полномочиями, как самостоятельное определение не только названий законодательного (представительного) органа, но и стадий законодательного процесса.
На первой стадии законодательного процесса, реализация законодательной инициативы, депутаты, представительные органы местного самоуправления, высшее должностное лицо субъекта РФ, вносят в законодательный орган субъекта РФ законопроект, который подлежит рассмотрению. Здесь важно отметить, что те законопроекты, которые внесло высшее должностное лицо субъекта РФ рассматриваются в первую очередь.
На второй стадии, предварительное рассмотрение законопроектов в парламенте субъекта РФ, законодательный орган рассматривает законопроект, вносит в него свои предложения, определяет необходим ли данный законопроект для какой-либо деятельности субъекта РФ, не противоречит ли он федеральному законо-
№ 6 / 2018
Вестник Московского университета МВД России
45
дательству и т.п. Если по законопроекту есть замечания, то его отправляют на доработку.
Третья стадия законодательного процесса предполагает рассмотрение и принятие законопроекта, т.е. внесенный законопроект рассматривается законодательным органом уже не в общем виде, а полностью и проводится голосование для его принятия, либо для отклонения. Следует отметить, что проект закона субъекта РФ принимается не менее, чем в двух чтениях. Что касается голосования, то для проектов законов различной значимости существует определенная квота для того, чтобы законопроект был принят. Так, Конституция (устав) субъекта РФ, поправки к ней (к нему) принимаются большинством не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Законы субъекта РФ принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов, если иное не предусмотрено ФЗ. Постановления законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ принимаются большинством голосов от числа избранных депутатов.
В некоторых случаях, если конституцией или уставом субъекта РФ, предусмотрено две палаты законодательного органа субъекта РФ, то для принятия закона требуется одобрение второй палаты. Такой закон считается одобренным, если за него проголосовало более половины от установленного числа членов этой палаты. Если же закон был отклонен палатой, то он считается принятым, если за него при повторном голосовании проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов палаты, принявшей закон.
Таким образом, можно сказать, что палата, в полномочия которой входит одобрение закона, практически не влияет на принятие закона, даже если данная палата его не одобрила, закон все равно может быть принят.
На четвертой стадии законодательного процесса субъекта РФ законопроект подписывается и опубликовывается. Законодательный орган направляет законопроект для обнародования высшему должностному лицу субъекта РФ. Высшее должностное лицо субъекта РФ обязано обнародовать конституцию (устав), закон субъекта РФ. Обнародование закона происходит путем его подписания или издания специального акта. Высшее должностное лицо субъекта РФ может отклонить закон.
Если закон был отклонен высшим должностным лицом субъекта РФ, то он возвращается в законодательный (представительный) орган субъекта РФ. Для отклонения закона высшее должностное лицо субъекта
РФ должно предоставить мотивированное обоснование его отклонения либо внести предложения о внесении в него изменений и дополнений.
В случае отклонения закона высшим должностным лицом субъекта РФ, законодательный орган может самостоятельно его одобрить путем голосования. В данном случае голосование проходит за закон в ранее принятой редакции, т.е. без внесения в него изменений и дополнений. Закон считается одобренным, если за него проголосовало не менее двух третей голосов от установленного числа депутатов.
Последняя стадия законодательного процесса — вступление в силу принятого закона. Дата вступления закона в силу зависит от того, какой именно закон был принят, т.е. какие общественные отношения он регулирует. Так, Конституция (устав) и закон субъекта РФ вступают в силу после их официального публикования. Законы и иные нормативные правовые акты субъекта РФ по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.
Таким образом, законодательная деятельность субъектов РФ представляет собой сложную структуру как в формировании представительных органов субъектов РФ, так и в осуществлении ими законодательной деятельности.
Литература
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) // Российская газета. 1993, 25 дек.
2. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Российская газета. 1999, 19 окт.
3. Безруков А.В. Парламентское право и парламентские процедуры в России: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2015.
4. Липатов Э.Г. Компетенция органов власти субъектов Российской Федерации в сфере правотворчества. Саратов, 2009.
5. Современные проблемы организации публичной власти: Моногр. / С.А. Авакьян, А.М. Арбузкин, И.П. Кененова и др. М., 2014.
References
1. Konstitutsiya RF (prinyata vsenarodnym golosovaniyem 12 dekabrya 1993 g.) // Rossiyskaya gazeta. 1993, 25 dek.
2. Federal'nyy zakon ot 6 oktyabrya 1999 g. № 184-FZ «Ob ob-shchikh printsipakh organizatsii zakonodatel'nykh (predstavitel'nykh) i ispolnitel'nykh organov gosudarstvennoy vlasti sub"yektov Rossiys-koy Federatsii» // Rossiyskaya gazeta. 1999, 19 okt.
3. Bezrukov A.V. Parlamentskoye pravo i parlamentskiye pro-tsedury v Rossii: Ucheb. posobiye. 2-e izd., pererab. i dop. M., 2015.
4. LipatovE.G. Kompetentsiya organov vlasti sub"yektov Ros-siyskoy Federatsii v sfere pravotvorchestva. Saratov, 2009.
5. Sovremennyye problemy organizatsii publichnoy vlasti: mo-nografiya / S.A. Avak'yan, A.M. Arbuzkin, I.P. Kenenova i dr. M., 2014.