Научная статья на тему 'Особенности заключения государственного контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем'

Особенности заключения государственного контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY-ND
150
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКУПКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЕДИНСТВЕННЫЙ ПОСТАВЩИК / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРАКТ / ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ КОНТРАКТА / ЦЕНА КОНТРАКТА / ФОРМУЛИРОВКА ЦЕНЫ КОНТРАКТА / ФИЗИЧЕСКОЕ ЛИЦО / НАЛОГОВЫЙ АГЕНТ / НАЛОГОВЫЕ ПЛАТЕЖИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фархутдинова Юлия Анасовна

Статья посвящена анализу отечественного законодательства, регулирующего особенности заключения государственного контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. В ходе анализа автором установлена возможность заключения государственного контракта в устной форме; выявлены особенности формулировки цены контракта не только с помощью твердого показателя цены, но и с помощью установления формулы или максимального значения цены, предельной цены контракта; выявлены особенности формулировки цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем – физическим лицом. эмпирические методы анализа, описания; теоретические методы формальной и диалектической логики; частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм Основные выводы исследования заключаются в выявленных особенностях правового регулирования порядка заключения государсвтенного контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем, а именно: 1. В возможности заключения контракта, заключаемого в некоторых случаях закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя, в том числе и в устной форме; 2. Формулировка цены контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем допускает указание не только твердого показателя цены, но и установление формулы или максимального значения цены, предельной цены контракта; 3. Условие об уменьшении цены контракта на сумму налоговых платежей (ч. 13 ст. 34 Закона о закупках) является обязательным во всех случаях заключения контракта с единственным поставщикомфизическим лицом, несмотря на предоставленную ч. 15 ст. 34 Закона о закупках возможность этого не делать, поскольку заказчик в указанных правоотношениях выступает налоговым агентом поставщика, подрядчика, исполнителя и плательщиком его страховых взносов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности заключения государственного контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем»

Особенности заключения государственного контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем

Фархущинова Юлия Анасовна

адъюнкт, Санкт-Петербургский университет МВД России 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1

И far.yuliya@gmail.com

Статья из рубрики "Договор и обязательства "

Аннотация.

Статья посвящена анализу отечественного законодательства, регулирующего особенности заключения государственного контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем. В ходе анализа автором установлена возможность заключения государственного контракта в устной форме; выявлены особенности формулировки цены контракта не только с помощью твердого показателя цены, но и с помощью установления формулы или максимального значения цены, предельной цены контракта; выявлены особенности формулировки цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем - физическим лицом. эмпирические методы анализа, описания; теоретические методы формальной и диалектической логики; частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм Основные выводы исследования заключаются в выявленных особенностях правового регулирования порядка заключения государсвтенного контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем , а именно:1. В возможности заключения контракта, заключаемого в некоторых случаях закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя, в том числе и в устной форме; 2. Формулировка цены контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем допускает указание не только твердого показателя цены, но и установление формулы или максимального значения цены, предельной цены контракта; 3. Условие об уменьшении цены контракта на сумму налоговых платежей (ч. 13 ст. 34 Закона о закупках) является обязательным во всех случаях заключения контракта с единственным поставщиком - физическим лицом, несмотря на предоставленную ч. 15 ст. 34 Закона о закупках возможность этого не делать, поскольку заказчик в указанных правоотношениях выступает налоговым агентом поставщика, подрядчика, исполнителя и плательщиком его страховых взносов.

Ключевые слова: закупка, государственные закупки, единственный поставщик, государственный контракт, особенности заключения контракта, цена контракта, формулировка цены контракта, физическое лицо, налоговый агент, налоговые платежи

DOI:

10.25136/2409-7136.2018.5.26176 Дата направления в редакцию:

10.25136/2409-7136.2018.5.26176 02-05-2018

Дата рецензирования:

03-05-2018

Дата публикации:

06-05-2018

Порядок заключения государственного контракта при осуществлении закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя имеет особенности не только относительно процедуры заключения контракта, но также относительно формы и содержания обязательных и дополнительных условий самого контракта.

П о общему правилу контракт, заключаемый с единственным поставщиком, подрядчиком исполнителем (далее по тексту - единственным поставщиком) оформляется в письменной форме и содержит все обязательные условия государственного контракта, заключаемого по итогам конкурентных процедур, предусмотренные ст. 34 ФЗ от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту - Закон о закупках)Ш. К указанным условиям относится: предмет и цена контракта, условие об ответственности сторон, условия о порядках и сроках оплаты, условия о порядке и сроках приемки, условие о возвращении денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта.

Наряду с этим, для государственных контрактов, заключаемых с единственным поставщиком в случаях, предусмотренных п.1, 4, 5, 8, 15, 20, 21, 23, 26, 28, 29, 40, 41, 44, 45 ,46, 51, 52, ч.1 ст.93 Закона о закупках, законодатель установил изъятия из общего правила, заключающиеся в следующем:

1 ) предоставление государственным заказчикам права заключать государственный контракт в любой форме, предусмотренной гражданским законодательством для совершения сделок (ч.15 ст. 34 Закона о закупках);

2) предоставление государственным заказчикам права не включать такие обязательные условия государственного контракта, предусмотренные ст. 34 Закона о закупках как:

- условия о мерах ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств (п.4-9 ст.34 Закона о закупках);

- условие о порядке и сроках оплаты работы или услуги, в том числе условие об уменьшении цены контракта на сумму уплачиваемых налоговых платежей (п.13 ст. 34 Закона о закупках);

- условие о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), в том, числе соблюдать установленный законом 30 - дневной срок оплаты) (п.13 ст. 34 Закона о закупках);

- условие о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.

3) предоставление государственным заказчикам права заключать государственные контракты без учета типовых форм, типовых условий контракта предусмотренных органами исполнительной власти и Правительством РФ в установленном законом порядке.

Таким образом, предусмотренная законом возможность заключения контракта в любой форме, предусмотренной гражданским законодательством для совершения сделок, позволяет сделать вывод о возможности заключения государственного контракта в некоторых случаях закупки у единственного поставщика, в том числе, и в устной форме.

Как известно, для сделок, совершаемых между юридическими лицами и гражданами,

установлена обязательная письменная форма сделки (в п.1 ч.1 ст. 161 ГК РФ)-^. Вместе с тем, сделка, для которой законом установлена обязательная письменная форма, может совершаться устно, если для нее не установлена нотариальная форма или, если момент исполнения и совершения по сделке совпадают, а несоблюдение письменной формы

такой сделки не влечет ее недействительность (ч.1, 2 ст. 159 ГК РФ)-^. Таким образом, принимая во внимание, что нормы Закона о закупках не содержат положений, предусматривающих недействительность контракта в качестве последствия несоблюдения его письменной формы, заключение контракта, в том числе и в устной форме, представляется возможным, при условии совпадения момента его совершения и исполнения. При этом, совпадение момента заключения и исполнения контракта возможно только в случае, если предметом контракта является выполнение работ или оказание услуг. В случае же заключения контракта, являющимся по своей правовой природе договором поставки, указанное совпадение невозможно, так как отмечал Д.И.Майер: «Все отличие поставки от купли - продажи состоит в том, что поставка предполагает некоторый промежуток времени между заключением и исполнением

договора, тогда как купля-продажа не предполагает такого промежутка» [3, с-59°1. в связи с чем, возможность заключения контракта в устной форме в целях закупки необходимых товаров предоставлена только при условии заключения контракта в форме договора купли-продажи.

Наряду с этим, заказчики обязаны соблюдать письменную форму контракта, заключаемого с единственным поставщиком в случаях:

1 ) осуществления закупки у единственного поставщика, не указанных в ч. 15 ст. 34 Закона о закупках;

2 ) наличия у заказчика обязанности по направлению в реестр контрактов копию заключенного контракта (п.9 ч.2 ст.103 Закона о закупках);

3 ) в случаях заключения контракта с единственным поставщиком, когда по решению заказчика в условия контракта вносится условие об обеспечении его исполнения (ч.2 ст. 96 Закона о закупках);

4) в случае наличия обязанности по соблюдению нотариальной формы контракта (ст. 161 ГК РФ).

Вышеуказанное позволило автору сделать вывод о наличии возможности заключения государственных контрактов в устной форме при осуществлении закупок с единственным поставщиком по п. 4, 5 (с низкими ценовыми порогами), 46 (закупки за счет финансовых средств, выделяемых на оперативно-розыскную деятельность), 52 (закупки органами государственной охраны) ч.1 ст. 93 Закона о закупок.

Иной особенностью заключения контракта с единственным поставщиком является порядок формулировки условия о цене контракта. В частности, несмотря на закрепленное в Законе о закупках условие, о том, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения обязательств, при заключении контракта с единственным поставщиком, указанное правило имеет исключения, а именно. анализ правоприменительной и судебной практики показывает, что при заключении контракта с единственным поставщиком заказчик имеет право:

1 ) установить формулу цены или максимальное значение цены (предоставление агентских услуг, услуг по оценке недвижимости и т.д.) (п.4 ч. 1 ст. 93 Закон о закупках) 1412) установить предельную цену контракта при осуществлении закупок по п.48 ч.1 ст. 93 Закона [51;

3) установить ориентировочную цену контракта , при осуществлении закупок в сферах, регулируемых отраслевым законодательством, имеющим приоритет перед нормами Закона о закупках.

В частности, рассматривая спор об обязании заключить договор энергоснабжения, арбитражный суд посчитал, что государственный заказчик вправе указать ориентировочную цену контракта, не смотря на положения ст. 34 Закона о закупках, в связи с отсутствием существенного условия о цене в договоре энергоснабжения (ст. 539-557) и невозможностью определить стоимость электрической энергии до окончании

расчетного периода [61. При этом, указание ориентировочной цены, по мнению автора, опосредует невозможность применения неустоек, установленных законом, в зависимости от твердого показателя цены. В связи с чем, автор считает рациональным цену указанных контрактов формулировать следующим образом: «Цена контракта в момент его заключения составляет 100000 рублей, с учетом НДС. Цена договора может быть изменена в течение срока его действия (ч.2 ст. 34, п.5 ч.1 ст. 95 Закона о закупках). Изменение цены договора оформляется дополнительным соглашением к настоящему контракту.».

Наряду с указанным, в правоприменительной практике возникает много вопросов, относительно включения в условие о цене контракта, заключаемого с единственным поставщиком - физическим лицом, положений, предусматривающих уменьшение цены контракта на сумму налоговых платежей (ч. 13 ст. 34 Закона о закупках), при условии, что обязанность по включению данного положения в контракт не является императивной (ч.15 ст.34 Закона о закупках). Ответ на данный вопрос становится особо актуальным при осуществлении планирования закупок, так как твердый показатель цены контракта определяет объем закладываемых при финансовом планировании бюджетных обязательств заказчика.

В целях разрешения указанной коллизии рассмотрим виды, порядок и условия перечисления поставщику, подрядчику, исполнителю - физическому лицу налоговых платежей и страховых взносов, в случае заключения с ним договора гражданского -пра в ов ого ха ра кте ра .

Анализ норм Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ) показал, что основными налоговыми и страховым платежами, подлежащих уплате физическому лицу по договору гражданско - правового характера является налог на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ), а также страховые платежи, уплачиваемые в фонд обязательного

пенсионного или медицинского страхования

В частности, ст. 226 НК РФ предусматривает, что заказчик обязан удерживать налог на доходы с физических лиц по любым договорам (государственным контрактам), заключенным с физическими лицами, так как является их налоговыми агентами. Кроме того, согласно п.1 ч.1 ст. 419, п.1, 3 ч.1 ст.420 НК РФ, государственные заказчики также являются плательщиками страховых взносов по обязательному медицинскому и пенсионному страхованию (далее по тексту - ОМС И ОПС) по договорам (контрактам), заключенным с физическим лицом, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, отчуждение или передача во временное пользование исключительных прав. При этом, в силу п.2 ч.3 ст. 422 НК РФ, страховые взносы на обязательное социальное страхование по гражданско - правовым договорам, не перечисляются.

При этом, анализ норм НК РФ выявил имеющиеся различия в порядке оплаты НДФЛ и страховых взносов. В частности, если НДФЛ исчисляется на дату фактического получения дохода и удерживается из дохода физического лица (ст.226 НК РФ), то страховые взносы - начисляются на сумму вознаграждения физического лица (ст.431 Н К РФ), т.е. подлежат уплате сверх установленной цены контракта. Указанное обстоятельство свидетельствует об увеличении цены контракта на сумму подлежащих начислению физическому лицу страховых выплат.

В связи с чем, рациональным, по мнению автора, указанное условие контракта формулировать следующим образом:

«1. Цена контракта составляет 57 195 (Пятьдесят семь тысяч сто девяносто пять) рублей, является твердой и определяется на весь срок исполнения обязательств по контракту (срок действия контракта), в том числе:

1.1. Сумма вознаграждения по контракту - 45 000 (сорок пять тысяч) рублей, включая налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в размере 13%.

1.2. Сумма страховых взносов на ОПС и ОМС - 12 195 (двенадцать тысяч сто девяносто пять) рублей, в размере 27,1 % (22% + 5,1 %) начисляются и оплачиваются Заказчиком в соответствии с гл. 34 Н К РФ исходя из суммы вознаграждения по договору, указанной в п. 1.1 контракта».

П одведя итог вышесказанному, необходимо отметить, что основные особенности заключения контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем заключаются в следующем:

1 . В возможности заключения контракта, заключаемого в некоторых случаях закупок у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя, в том числе и в устной форме;

2 . Формулировка цены контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем допускает указание не только твердого показателя цены, но и установление формулы или максимального значения цены, предельной цены контракта;

3. Условие об уменьшении цены контракта на сумму налоговых платежей (ч. 13 ст. 34 Закона о закупках) является обязательным во всех случаях заключения контракта с единственным поставщиком - физическим лицом, несмотря на предоставленную ч. 15 ст. 34 Закона о закупках возможность этого не делать, поскольку заказчик в указанных правоотношениях выступает налоговым агентом поставщика, подрядчика, исполнителя и плательщиком его страховых взносов.

Список литературы

1 . О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс]: [ред. от 31.12.2017] // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения 08.02.2018).

2 . Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ: [ред. от 29.12.2017] // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения 08.02.2018).

3. Майер, Д. И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По испр. и доп. 8-му изд., 1902. Изд. 3-е, испр., М.: Статут, 2003. 831с.

4 . Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения 08.02.2018).

5 . Об установлении требований к устанавливаемому органом исполнительной власти субъекта РФ для целей осуществления закупок в соответствии с п.48 ч.1 ст.93 Закона о закупках порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта РФ в соответствии с государственным контрактом, заключаемым с единственным поставщиком товара - юридическим лицом в соответствии со ст.111.4 Федерального закона, а также к порядку определения цены такого контракта [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1441 // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения 08.02.2018).

6. Постановление Арбитражного суда Западно - Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016 по делу № А70-4027/2016 [Электронный ресурс] // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения 08.02.2018).

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ : [ред. от 23.04.2018] // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения 25.04.2018).

Библиография

1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд: федер. закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ [Электронный ресурс]: [ред. от 31.12.2017] // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения 08.02.2018).

2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ: [ред. от 29.12.2017] // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения 08.02.2018).

3. Майер, Д. И. Русское гражданское право (в 2 ч.). По испр. и доп. 8-му изд., 1902. Изд. 3-е, испр., М.: Статут, 2003. 831с.

4. Об установлении случаев, в которых при заключении контракта в документации о закупке указываются формула цены и максимальное значение цены контракта [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 13.01.2014 № 19 // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения

08.02.2018).

5. Об установлении требований к устанавливаемому органом исполнительной власти субъекта РФ для целей осуществления закупок в соответствии с п.48 ч.1 ст.93 Закона о закупках порядку определения предельной цены единицы товара, производство которого создается или модернизируется и (или) осваивается на территории субъекта РФ в соответствии с государственным контрактом, заключаемым с единственным поставщиком товара-юридическим лицом в соответствии со ст.111.4 Федерального закона, а также к порядку определения цены такого контракта [Электронный ресурс] : Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1441 // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения 08.02.2018).

6. Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2017 № Ф04-5855/2016 по делу № А70-4027/2016 [Электронный ресурс] // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения 08.02.2018).

7. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) : федер. закон от 05.08.2000 № 117-ФЗ : [ред. от 23.04.2018] // Консультант плюс: официальный сайт. URL: www.consultant.ru (дата обращения 25.04.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.