5. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04)
5.1. НАЧАЛЬНАЯ (МАКСИМАЛЬНАЯ) ЦЕНА КАК СУЩЕСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) КОНТРАКТА
Мирошник Светлана Валентиновна, д-р юрид. наук, доцент, почетный работник высшего профессионального образования. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Ростовский филиал. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. E-mail: [email protected] Громенко Анастасия Алексеевна, магистрант. Место учебы: Российский государственный университет правосудия. Филиал: Ростовский филиал. E-mail: [email protected]
Аннотация
Задача написания данной статьи - раскрыть значение начальной (максимальной) цены как существенного условия государственного (муниципального) контракта, проанализировать методы определения начальной (максимальной) цены контракта.
Модель/ методология: при проведении исследования были использованы разнообразные методы познания как общенаучного, так и специально - юридического характера, а именно: диалектический, логический, системный, лингвистический, методы толкования права, а также методы анализа и синтеза, индукции и дедукции. Применение указанных методов дало возможность признать начальную (максимальную) цену государственного (муниципального) контракта как его существенного условия, влияющего в ряде случаев на содержание иных условий достигнутого соглашения.
Выводы: сформулировано определение понятия контроля начальной (максимальной) цены государственного (муниципального) контракта, раскрыты методы определения начальной (максимальной) цены контракта, проанализированы материалы судебной практики.
Рамки исследования/возможность последующего использования результатов научной работы: авторские выводы могут быть приняты во внимание в дальнейших научных исследованиях, предметом которых выступает государственный (муниципальный) контракт.
Практическое значение: авторские выводы могут быть использованы в правотворческой, правоприменительной и научно-исследовательской деятельности.
Оригинальность/ ценность: научная статья будет интересна субъектам закупочной деятельности, представителям органов публичной власти, научным работникам, преподавателям, аспирантам, студентам.
Ключевые слова: публичные закупки, бюджетные средства, начальная (максимальная) цена государственного (муниципального) контракта, государственный (муниципальный) заказчик.
INITIAL (MAXIMUM) PRICE AS ESSENTIAL CONDITION OF THE GOVERNMENT (MUNICIPAL) CONTRACT Miroschnik Svetlana Valentinovna, Dr of Law, Associate Professor, Honorary worker of higher education. Position: Head of chair. Place of employment: Russian University of Justice. Branch: Rostov branch. Department: State and legal disciplines chair. E-mail: [email protected] Gromenko Anastasija Alekseevna, magister student. Place of study: Russian University of Justice. Branch: Rostov branch. E-mail: [email protected]
Annotation
Problem of writing of this article - to disclose value of the initial (maximum) price as essential condition of the government (municipal) contract, to analyze methods of determination of the initial (maximum) price of the contract.
Model / methodology: when carrying out a research various methods of knowledge as general scientific, and specially - legal character have been used, namely: dialectic, logical, system, linguistic, right interpretation methods and also methods of the analysis and synthesis, induction and deduction. Application of the specified methods has given the chance to recognize the initial (maximum) price of the government (municipal) contract as his essential condition influencing in some cases the maintenance of other conditions of the reached agreement.
Conclusions: definition of a concept of control of the initial (maximum) price of the government (municipal) contract is formulated, methods of determination of the initial (maximum) price of the contract are opened, jurisprudence materials are analyzed.
Framework research/a possibility of the subsequent use of results of scientific work: author's conclusions can be taken into account in further scientific research as which subject the government (municipal) contract acts.
Practical value: author's conclusions can be used in law-making, law-enforcement and research activity.
Originality/value: the scientific article will be interesting to subjects of purchasing activity, representatives of bodies of the public power, scientists, teachers, graduate students, students.
Keywords: public purchases, budgetary funds, initial (maximum) price of the government (municipal) contract, state (municipal) customer.
Начальная (максимальная) цена является одним из важнейших существенных условий государственного (муниципального) контракта. Ее значимость обусловлена необходимостью повышения эффективности расходования бюджетных средств.
Необоснованное завышение начальной (максимальной) цены контракта не только влечет за собой потери бюджета, но и усиливает степень коррупционных рисков. При этом судебная практика идет по пути признания необходимым и обязательным исполнение государственного (муниципального) контракта на согласованных условиях, даже если установлен факт необоснованного завышения начальной (максимальной) цены контракта.
Действующее законодательство обязывает государственных (муниципальных) заказчиков обеспечивать обоснование начальной (максимальной) цены как при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), так и при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
СУЩЕСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА
Мирошник С.В. Громенко А.А.
Подготовка обоснования начальной (максимальной) цены контракта включает в себя следующий алгоритм действий государственного (муниципального) заказчика, а именно:
1) определить потребность в товаре, работе, услуге определенного типа;
2) дать подробное описание объекта закупки;
3) проштудировать общедоступные источники информации;
4) проанализировать правила расчета начальной (максимальной) цены контракта;
5) остановить свой выбор на правильном методе обоснования и расчета цены контракта;
6) произвести расчет;
7) результаты действий отразить в едином документе, который вместе с планом-графиком закупок разместить в ЕИС.
Законодательством установлен перечень методов, которые обязаны использовать государственные и муниципальные заказчики для расчета и аргументации начальной (максимальной) цены будущего соглашения.
Если закупка товаров, работ, услуг осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), обоснование и расчет цены требуется в том случае, когда предусмотрено обязательное документальное оформление отчета с обоснованием заключения контракта с единственным поставщиком. В этом случае заказчик обязан также обосновать невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также иные существенные условия договора. Данные требования не распространяются на ряд законодательно перечисленных закупок товаров, работ, услуг у единственного поставщика, в частности, под действие норм о необходимости обоснования цены не попадают закупки:
- относящиеся к сфере деятельности субъектов естественных монополий;
- на сумму, не превышающую ста тысяч рублей;
- у единственного поставщика (подрядчика) исполнителя, определенного решением Президента Российской Федерации.
Действующее законодательство содержит перечень методов, которые обязаны использовать государственные и муниципальные заказчики для расчета и обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Перечень включает в себя: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод [6].
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) выражается в том начальная (максимальная) цена контракта рассчитывается, исходя из бизнес-информации о рыночных ценах на однородные объекты закупки. Механизм расчета цены контракта при применении данного метода практически совпадает с расчетом стоимости товаров, работ, услуг для целей налогообложения.
При этом идентичными товарами, работами, услугами признаются товары, работы, услуги, которые имеют одинаковые основные характеристики. При определении идентичности товаров, работ, услуг принимаются во внимание характеристики подрядчика, исполнителя, их деловая репутация; незначительные различия во внешнем виде могут не учитываться.
Однородными считаются товары, которые имеют сходные характеристики, выполняя одни и те же функции, являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородность товаров оценивается с учетом их качества, репутации производителя, кроме того, учитывается страна происхождения.
Однородными признаются работы, услуги, имеющие такие сходные характеристики, которые позволяют им быть коммерчески и функционально взаимозаменяемыми; принимается во внимание их качество, репутация подрядчика (исполнителя), объем, уникальность и коммерческая взаимозаменяемость.
Определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта с помощью метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является сложным аналитическим процессом.
Действующее законодательство разрешает Правительству Российской Федерации устанавливать закрытый перечень источников информации, которые могут использоваться для расчета цены контракта в отношении отдельных групп товаров, работ, услуг, необходимых для удовлетворения публичных потребностей.
Метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка) является приоритетным при определении и обосновании начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). Применение иных методов разрешается только в законодательно установленных случаях.
А.А. Фомченко обращает внимание на сложности, возникающие в процессе применения метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Практика показывает, что государственные (муниципальные) заказчики имеют возможность злоупотреблять - достаточно часто, и это соответствует законодательным требованиям, для расчета цены контракта они опираются исключительно на информацию, полученную по запросам у поставщиков (подрядчиков, исполнителей) [7].
Ценовая свобода рыночных условий хозяйствования имеет позитивные и негативные аспекты. С одной стороны, она является важнейшей характеристикой современной экономики, а с другой «таит» в себе возможности роста коррупционных рисков. Любой поставщик может намеренно завысить начальную (максимальную) цену контракта. При этом закон не возлагает на поставщика обязанность ее обосновать. Нет законодательно закрепленного количества обязательных запросов (соответственно, их может быть два, три, четыре - по усмотрению заказчика), у заказчика есть возможность использовать информацию, полученную у взаимозависимых лиц (законодательного запрета данных действий нет).
В связи с этим поддерживаем высказанное еще в 2015 году предложение Счетной палаты Российской Федерации ввести единый каталог цен на товары, работы, услуги, приобретаемые в целях удовлетворения публичных нужд. Информация, содержащаяся в данном каталоге, должна быть единственным источником информации для расчета цены контракта.
Заслуживают внимания законодателя предложения А.А. Фомченко, направленные на изменение системы определения начальной (максимальной) цены государственных (муниципальных) контрактов. Ученый предлагает:
По возможности регулирование расчета цены контракта осуществлять за счет норм императивного, безальтернативного характера.
Расчет рыночной цены товаров, работ, услуг осуществлять по правилам, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации. Это позволит не только определить реальную рыночную цену, но и покажет единство позиций публично-правовых образований по вопросам правового регулирования как своих доходов, так и расходов [7].
Данные предложения весьма интересны. Их законодательное закрепление не только позволит повысить эффективность функционирования публичных финансов, снизить коррупционные риски в сфере закупок, но и укрепит взаимоотношения общества и государства на правовых началах. Важно чтобы финансовая деятельность публично-правовых образований, включающая в себя процессы формирования доходов и осуществления расходов, осуществлялась на единых правовых требованиях.
В ряде случаев возможно использование других методов. Применим, в частности, нормативный метод. Он заключается в том, что аргументация цены строится с учетом запросов к закупаемым объектам (в том числе запросов к предельной стоимости).
Начальная (предельная) цена контракта получается как произведение количества (объема) закупаемого объекта на нормативно установленную предельную цену единицы товара, работы, услуги. При расчете цены контракта нормативным методом государственные (муниципальные) заказчики обязаны руководствоваться информацией о предельных ценах на товары, работы, услуги, которая размещена единой информационной системе в сфере закупок.
Общеобязательные правила поведения, действующие применительно к сфере публичных закупок, дают возможность государственным (муниципальным) заказчикам аргументировать начальную (максимальную) цены контракта, используя одновременно нормативный метод и метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка). Важно только, чтобы цена контракта не была больше величины, рассчитанной по формуле нормативным методом.
Начальная (максимальная) цена контракта по тарифному методу рассчитывается также по определенной формуле. Она равнозначна произведению количества (объема) закупаемого объекта и цены (тарифа) единицы объекта.
Государственным (муниципальным) заказчиком может использоваться для расчета цены контракта про-ектно-сметный метод. В частности, он применим для расчета цены по контрактам, предметом которых выступает проведение работ по сохранению объектов культурного наследия народов России.
Еще одним методом расчета начальной (максимальной) цены контракта является затратный метод. Он используется в тех случаях, когда невозможно применить ранее перечисленные методы либо как дополнение к ним. Цена контракта определяется как сумма произведенных затрат и обычной для определенной сферы деятельности прибыли. При расчете учитываются обычные в подобных случаях прямые и косвенные затраты на производство, реализацию товаров, работ, услуг, затраты на транспортировку, страхование.
Информацию об обычной прибыли для определенной сферы деятельности может быть получена государственным (муниципальным) заказчиком их те же источников, которые определены при осуществлении расчеты цены контракта посредством метода сопоставимых рыночных цен (анализа рынка).
Если оказывается иллюзорным рассчитать начальную (максимальную) цену контракта посредством ранее перечисленных методов, заказчики вправе брать на вооружение иные методы. Тогда на них возлагается обязанность не только доказать цену контракта, но аргументировать невозможность применения официально признанных методов расчета цены.
В настоящее время сложилась разнообразная судебная практика по спорным вопросам обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта. Суды обращают внимание на следующее:
при закупе работ по капитальному ремонту объекта заказчик в соответствии с действующим законодательством обязан использовать проектно-сметный способ для расчета начальной (максимальной) цены контракта; выбор метода расчета должен осуществляться, исходя из реального содержания выполняемых работ (поэтому при расчете объекта закупки «текущий ремонт сетей системы водоснабжения» должен использоваться не метод анализа рынка, а проектно-сметный способ) [1];
если объектом закупки является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту особо опасных, технически сложных объектов капитального строительства, искусственных дорожных сооружений и начальная (максимальная) цена контракта для обеспечения государственных нужд превышает 150 млн. рублей (для обеспечения муниципальных нужд - 50 млн. рублей), государственный (муниципальный) заказчик не имеет права осуществлять закупку путем проведения открытого конкурса [3];
действия заказчика в форме проведения переговоров с участником размещения заказа для дачи указаний о том, какую цену необходимо отразить в ответе на запрос, являются неправомерными [4];
участник размещения заказа не вправе предлагать цену исполнения государственного контракта на оказание услуг по ОСАГО ниже, чем начальная (максимальная) цена контракта [5];
при выборе победителя запроса котировок котировочная комиссия должна сравнивать исключительно цифровые значения предложений о цене, государственный контракт может быть возмездным и безвозмездным, цена контракта в 0 руб. 00 копеек согласуется с принципами контрактной системы закупок [2].
Цена контракта играет существенную роль при решении вопроса о проведении общественного обсуждения закупки, осуществляемой с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В законодательно установленных случаях цена контракта определяет наличие или отсутствие ряда договорных условий. Например, согласно статье 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» составной частью контракта является график исполнения контракта, если:
- контракт заключается на срок более чем три года;
- цена контракта превышает сто миллионов рублей.
Государственный (муниципальный) заказчик несет
ответственность за обоснование и расчет начальной (максимальной) цены контракта. В случае включения в план-график закупок начальной (максимальной) цены контракта, не имеющей обоснования или рассчитанной с нарушением требований действующего законодательства, на должностное лицо заказчика может быть наложен штраф от 20 до 50 тысяч рублей.
СУЩЕСТВЕННОЕ УСЛОВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРАКТА
Мирошник С.В. Громенко А.А.
Выводы: начальная (максимальная) цена является существенным условием государственного (муниципального) контракта, определяющим содержание ряда его положений.
Начальная (максимальная) цена контракта представляет собой цифровую величину, отражающую публичные потребности в денежном эквиваленте. В большинстве случаев начальная (максимальная) цена контракта показывает, с одной стороны, расходы публично-правового образования, которые оно должно произвести для удовлетворения государственных (муниципальных) нужд, с другой стороны, общие доходы субъектов, признанных в законодательно установленном порядке поставщиками (подрядчиками, исполнителями), структурно складывающиеся из расходов на поставку товаров, работ, услуг и непосредственно получаемой прибыли.
Список литературы:
1. Определение Верховного Суда РФ от 20.12.2016 № 307-КГ16-17135 по делу № А42-572/2016// СПС «Консультант Плюс».
2. Определение Верховного Суда РФ от 09.02.2017 № 305-КГ16-14874 по делу № А40-203613/2015//// СПС «Консультант Плюс».
3. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 05.07.2017 № Ф09-3679/17 по делу № А76-18722/2016// СПС «Консультант Плюс».
4. Постановление Арбитражного суда Московского округа от 04.07.2017 № Ф05-7874/2017 по делу № А40-200419/2016// СПС «Консультант Плюс».
5. Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2017 № 09АП-26301/2017 по делу № А40-206424/16// СПС «Консультант Плюс».
6. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»// СПС «Консультант Плюс».
7. Фомченков А.А. Формирование экономически обоснованной начальной максимальной цены контракта как эффективный способ борьбы с коррупцией в сфере закупок // Прокурор. 2016. № 4. С. 24 - 27.
Статья прошла проверку системой «Антиплагиат»; оригинальность текста - 74,69%.