Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В МЕДИЦИНСКОЙ И ИНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА'

ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В МЕДИЦИНСКОЙ И ИНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридико-коммуникативная компетентность / конфликт / спор / умения / навыки / разрешение / юрист / оппонент / субъект / legal and communicative competence / conflict / dispute / skills / resolution / lawyer / opponent / subject

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — А.А. Брыжинская

Выявляются особенности юридико-коммуникативной компетентности, необходимые для успешного применения примирительных процедур в альтернативном разрешении конфликтов, возникающих в медицинской, семейной, трудовой и иной жизнедеятельности человека. Дается анализ коммуникативных знаний, умений и навыков, способствующих эффективному урегулированию конфликтных ситуаций. Определяются профессиональные коммуникативные способности специалиста в правовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF LEGAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE IN CONCILIATION PROCEDURES WHEN RESOLVING CONFLICTS THAT ARISE IN MEDICAL AND OTHER FIELDS HUMAN LIFE ACTIVITY

The features of legal and communicative competence necessary for the successful application of conciliation procedures in the alternative resolution of conflicts arising in medical, family, labor and other human activities are revealed. The analysis of communicative knowledge, skills and abilities contributing to the effective management of conflict situations is given. The professional communicative abilities of a specialist in the legal field are determined.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В МЕДИЦИНСКОЙ И ИНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА»

ОСОБЕННОСТИ ЮРИДИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ В МЕДИЦИНСКОЙ И ИНЫХ СФЕРАХ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

А.А. Брыжинская, студент

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Россия, г. Саранск)

DOI:10.24412/2500-1000-2024-5-1-43-45

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-2801486, https://rscf.ru/project/23-28-01486/

Аннотация. Выявляются особенности юридико-коммуникативной компетентности, необходимые для успешного применения примирительных процедур в альтернативном разрешении конфликтов, возникающих в медицинской, семейной, трудовой и иной жизнедеятельности человека. Дается анализ коммуникативных знаний, умений и навыков, способствующих эффективному урегулированию конфликтных ситуаций. Определяются профессиональные коммуникативные способности специалиста в правовой сфере.

Ключевые слова: юридико-коммуникативная компетентность, конфликт, спор, умения, навыки, разрешение, юрист, оппонент, субъект.

Коммуникативная компетентность является важной частью большинства профессий. Она характеризуется способностью активно вести процесс общения и эффективно взаимодействовать. Проведенный анализ научных исследований, посвященных коммуникативной компетентности, позволяет констатировать, что высокий уровень ее сформированности подтверждается способностью управлять поведением других субъектов, вне зависимости от их правового положения, путем эффективного использования речевых оборотов и применения средств коммуникации [1, с. 36].

Большую роль в разрешении конфликтов, возникающих в медицинской, семейной, трудовой и иных сферах жизнедеятельности человека, играет профессия юриста. Именно его деятельность наиболее тесно связана с коммуникацией, поскольку состоит в консультативном общении и в иной юридической помощи, которую невозможно оказывать результативно без необходимых коммуникативных умений и навыков, так как с их помощью устанавливаются причины обращения и формулируются предложения по урегулированию правовых споров.

По нашему мнению, юридико-коммуникативная компетентность, представляющая собой совокупность коммуникативных знаний, умений и навыков (т.е. компетенций), является основой успешного разрешения различных конфликтов.

Выделим особенности юридико-коммуникативной компетентности, необходимые в примирительных процедурах, то есть те важные знания, умения и навыки, которые должны быть сформированы у лица, участвующего в урегулировании той или иной конфликтной ситуации, возникающей в медицинской или иной сфере жизнедеятельности человека.

Во-первых, знание понятийного аппарата, владение профессиональной терминологией и информацией в процессе общения. Профессиональная информация не только передается от юриста к клиенту, но и формируется, уточняется в процессе общения [2, с. 56]. Специалист должен правильно анализировать получаемые от конфликтующих субъектов сведения, не разглашать тайну разговора. Юрист должен внимательно слушать, понимать чужую речь и оценивать ее как информационный источник. Важно выслушивать обе стороны и уметь соединять их информацию,

чтобы прийти к решению, удовлетворяющему всех оппонентов.

Во-вторых, применение речевых навыков, оперирование речевыми оборотами, учет этических правил поведения. На их основе устанавливается первичный контакт между оппонентами и поддерживается определенный уровень общения, стимулирующий субъектов к примирению, до-стиждению соглашения. Речь юриста должна включать речевые обороты и конструкции, соответствующие принципам и нормам речевого этикета, влияющие на установление и поддержание психологического аспекта коммуникации. Речь юриста, наполненная множественными юридическими терминами, сложными конструкциями и оборотами, должна быть понятна всем сторонам конфликта.

В-третьих, владение средствами невербальной коммуникации. У представителей профессий, в которых важна работа с людьми (юристы, социальные и медицинские работники и др.), такие навыки и знания должны быть особенно выражены. Практикующим юристам необходимо правильно применять различные жесты, позы, мимику, внедрять разнообразные приемы вокализации речи - низкий и высокий тембр, диапазон и качество голоса, паузы и т.д. Важную роль играют знания в сфере психологии, например, знания о грамотном расположении к себе собеседника, о языке тела и др.

В-четвертых, наличие эмоциональной стабильности и развитости. Данная особенность должна включать в себя такие умения и навыки, как: подавление собственных негативных эмоций; определение причинно-следственной связи возникновения тех или иных чувств и эмоций у других субъектов конфликтной ситуации; владение процессами взаимосвязи и взаимовыражения, взаимопонимания и взаимовлияния; и др.

В-пятых, должны быть сформированы навыки эмпатии. Специалист должен уметь чувствовать эмоции сторон, применять анализируемую ситуацию «через самого себя» и на этой основе вырабатывать средства разрешения противоборства.

Способность сочувствовать является важным элементом коммуникативной компетентности. Сопереживание и проявление заинтересованности к проблемам других людей позволяет сформировать доверительные отношения. Специалисты, особенно в медицинской сфере, обязаны проявлять заинтересованность и сострадание к своим клиентам [3, с. 57]. Это позволит расположить к себе оппонента, ускорит результативность работы и выход из конфликтной ситуации.

В-шестых, умение вести переговоры, дискутировать, находить компромисс. Переговорный процесс является наиболее эффективной примирительной процедурой. Юристу необходимо владеть правилами грамотной рациональной дискуссии. Он должен уметь: вести диалог; правильно определять позицию в ходе дискуссии; доказывать правдивость своей точки зрения; аргументированно опровергать доводы оппонента; устранять напряженность конфликтной ситуации; контролировать регламент переговоров.

Специалист в правовой сфере, участвующий в примирительных процедурах, должен обладать всеми вышеуказанными знаниями, умениями и навыками, которые должны формироваться в рамках профессионального и дополнительного образования, в рамках самообразования, саморазвития, повышения уровня правосознания [4, с. 1762], в ходе практической деятельности и практико-ориентированного обучения [5, с. 15-17].

Сформированная юридико-

коммуникативная компетентность позволяет специалисту правильно вступать в процесс общения, поддерживать его и стимулировать, понимать психологическое состояние сторон, выстраивать между ними диалог, максимально продуктивно использовать социально-психологические характеристики субъектов взаимоотношений, психологически точно определять момент достижения соглашения и завершения общения, прогнозировать реакцию оппонентов и пути развития конфликтной ситуации.

Библиографический список

1. Адаева О.В., Брыжинская А.А. Функции юридико-коммуникативной компетентности в примирительных процедурах при разрешении правовых споров и конфликтов // Право и государство: теория и практика. - 2023. - № 11. - С. 36-37.

2. Жуков Е.М. Тренинг как метод совершенствования коммуникативной компетентности: Дис. ... д-ра психол. наук. - Москва, 2003. - 320 с.

3. Молотов-Лучанский В.Б., Мациевская Л.Л., Цаюкова Н.А. Коммуникативные навыки: учеб. пособие. - Караганда: Карагандинский государственный медицинский университет, 2012. - 138 с.

4. Bredneva V.S., Khudoykina T.V. Legal awareness as a subjective factor of engineerinq // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - T. 9. - № 7. - С. 17581763.

5. Hudoykina T.V., Evteeva S.G. The free qualified legal aid in Russia: theoretical and practical problems // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2013. - T. 6. - № 1. - С. 11-17.

FEATURES OF LEGAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE IN CONCILIATION PROCEDURES WHEN RESOLVING CONFLICTS THAT ARISE IN MEDICAL AND OTHER FIELDS HUMAN LIFE ACTIVITY

A.A Bryzhinskaya, Student

National Research Mordovia State University

(Russia, Saransk)

Abstract. The features of legal and communicative competence necessary for the successful application of conciliation procedures in the alternative resolution of conflicts arising in medical, family, labor and other human activities are revealed. The analysis of communicative knowledge, skills and abilities contributing to the effective management of conflict situations is given. The professional communicative abilities of a specialist in the legal field are determined.

Keywords: legal and communicative competence, conflict, dispute, skills, resolution, lawyer, opponent, subject.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.