Научная статья на тему 'РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ'

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
компетентность / коммуникативные умения / коммуникативные навыки / разрешение / спор / конфликт / competence / communication skills / communication skills / resolution / dispute / conflict

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А.А. Брыжинская

В статье раскрывается неуклонно возрастающая роль коммуникативной компетентности в современных условиях развития российского общества. Выявляются причины важности разработки данной проблематики. Дается определение коммуникативной компетентности. Анализируются категории «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки». Указывается, каким образом такие умения и навыки должны формироваться у студентов. Раскрывается значение коммуникативных умений и навыков для эффективного разрешения споров и конфликтов, возникающих в правовой сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE RESOLUTION OF DISPUTES AND CONFLICTS

The article reveals the steadily increasing role of communicative competence in the modern conditions of the development of Russian society. The reasons for the importance of developing this problem are revealed. The definition of communicative competence is given. The categories of "communication skills" and "communication skills" are analyzed. It is indicated how such skills and abilities should be formed in students. The importance of communicative skills for the effective resolution of disputes and conflicts arising in the legal sphere is revealed.

Текст научной работы на тему «РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ»

РОЛЬ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАЗРЕШЕНИИ СПОРОВ

И КОНФЛИКТОВ

А.А. Брыжинская, студент

Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва (Россия, г. Саранск)

DOI:10.24412/2500-1000-2023-11-1-57-59

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-2801486, https://rscf.ru/project/23-28-01486/.

Аннотация. В статье раскрывается неуклонно возрастающая роль коммуникативной компетентности в современных условиях развития российского общества. Выявляются причины важности разработки данной проблематики. Дается определение коммуникативной компетентности. Анализируются категории «коммуникативные умения» и «коммуникативные навыки». Указывается, каким образом такие умения и навыки должны формироваться у студентов. Раскрывается значение коммуникативных умений и навыков для эффективного разрешения споров и конфликтов, возникающих в правовой сфере.

Ключевые слова: компетентность, коммуникативные умения, коммуникативные навыки, разрешение, спор, конфликт.

В сложных современных условиях развития российского общества и государства значение коммуникативной компетентности неуклонно возрастает. Проблемы формирования коммуникативных умений и навыков наиболее актуализируются в период социальных реформ, в ходе модернизации старых процессов и появления новых институтов.

Несформированность коммуникативной компетенции в целом не дает возможности достаточно эффективно решать сложные проблемы, возникающие в государствено-правовой сфере. Коммуникативная некомпетентность в разных сферах жизнедеятельности приводит к серьезным негативным последствиям [1, с. 15].

Важность разработки данной проблематики объясняется рядом причин:

- возникновением все большего количества конфликтных ситуаций в различных областях общественной жизни и отсутствием конкретных технологий, которые были бы направлены на формирование юридико-коммуникативной компетентности практикующих юристов, медиаторов, судебных примирителей и др.;

- практической необходимостью в конкурентоспособных специалистах, облада-

ющих высоким уровнем коммуникативной компетентности, которые могли бы владеть конструктивными технологиями, способствующими ведению эффективных переговоров в ходе урегулирования споров и конфликтов;

- недостаточной практической подготовкой студентов в этом направлении в рамках образовательного процесса;

- нерешенностью многих научно-практических задач формирования и развития коммуникативной компетентности в примирительных процедурах при разрешении споров и конфликтов, возникающих в различных сферах жизнедеятельности общества, ее недостаточной теоретической и методической проработанностью.

Заявленная проблематика имеет как теоретическую, так и практическую значимость, поскольку в современный период важна разработка аргументированных рекомендаций по развитию юридико-коммуникативной компетентности в примирительных процедурах в соответствии с актуальными коммуникативными практиками и потребностями современного общества.

Профессиональная деятельность любого специалиста (в первую очередь в юри-

дической сфере) обязывает его находится в постоянном контакте с клиентами. Коммуникативные умения и навыки, положенные в основу работы сотрудника юридической профессии, являются непременным условием высокой профессиональной квалификации. Они необходимы для налаживания между сторонами спорных правоотношений конструктивного, уважительного диалога [2, с. 36].

Постоянная работа с людьми требует от специалиста умения верно вести диалог с собеседниками, придерживаться речевого этикета, используя для этого все необходимые коммуникативные умения и навыки.

Такие умения и навыки должны формироваться у студентов с самого начала обучения в стенах образовательных учреждений, в рамках их самообразования, саморазвития, повышения уровня правосознания [3, с. 1762], а также в ходе практической деятельности. Большую роль в этом могут играть, например, юридические клиники, созданные при вузах. Целью данных структурных организаций является повышение профессионального уровня студентов на основе практико-ориентированного обучения [4, с. 15-17].

Коммуникативная компетентность, под которой следует понимать совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих эффективное протекание коммуникативного процесса, играет важнейшую роль на всех стадиях разрешения спора либо конфликта. Именно коммуникативные умения и навыки помогают определить правильный и верный путь примирительного процесса.

Под коммуникативными умениями понимается комплекс действий, направленный на творческое использование всех коммуникативных знаний (теоретических и практических) в разрешении споров и конфликтов.

Под коммуникативными навыками юриста понимаются совершаемые юристом в практической деятельности действия, отражающие коммуникативную ситуацию.

Простейшие коммуникативные умения, основываясь на знаниях и осознанном

многократном повторении, преобразуются и доводятся до навыка.

Важно уметь управлять коммуникацией. Управление коммуникацией целесообразно рассматривать через призму управления конфликтом в целом, поскольку такой принцип как стадийность выстраивания примерительного процесса позволяет правильно определить тип конфликта и путь к его разрешению. Т.В. Худойкина определяет категорию «разрешение конфликта» через положительное действие самих противоборствующих субъектов либо с помощью третьей стороны, которое прекращает противоборство с помощью мирных средств путем достижения согласованности интересов сторон [5, с. 17].

В научной литературе выделяются компоненты коммуникативной компетентности: вербальная компетентность; невербальная (социокультурная) компетентность [6, с. 148]. Роль каждого из этих компонентов достаточно велика в процессе разрешения любой проблемной ситуации. Способствует эффективному урегулированию разногласий и противоборст именно разносторонняя компетентность лица (вербальная - умения и навыки общения, эмоционального взаимодействия с помощью речевых средств; невербальная -умения и навыки общения путем изменения выражения лица и позы, жестекуля-ции, интонации и других неречевых средств).

Развитие юридико-коммуникативной компетентности является необходимым для налаживания межличностных отношений и способствует разрешению возникших разногласий и противоборств в юридической сфере. Знание о коммуникативных навыках, а также умение их применять - важная составляющая в работе юриста либо другого специалиста по урегулированию правовых споров и конфликтов. Высокий уровень компетентности, достаточное овладение коммуникативными умениями и навыками позволят налаживать конструктивный диалог, формировать коммуникативную культуру и эффективно разрешать споры и конфликты, возникающие в правовой сфере.

Библиографический список

1. Сиротинина О.Б. Следствия коммуникативной некомпетентности в разных сферах общения и в жизни страны. - Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2011. - 141 с.

2. Брыжинская А.А. Условия эффективного ведения переговоров, используемые для разрешения конфликтной ситуации // Контентус. - 2022. - № 7. - С. 34-38.

3. Bredneva V.S., Khudoykina T.V. Legal awareness as a subjective factor of engineerinq // International Journal of Civil Engineering and Technology. - 2018. - T. 9. - № 7. - С. 17581763.

4. Hudoykina T.V., Evteeva S.G. The free qualified legal aid in Russia: theoretical and practical problems // Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. - 2013. - T. 6. - № 1. - С. 11-17.

5. Худойкина Т.В. Разрешение правовых споров и конфликтов с помощью примирительных процедур // Мировой судья. - 2004. - № 4. - С. 17-19.

6. Чанышева Г. О коммуникативной компетентности // Высшее образование в России. -2005. - № 2. - С. 148-151.

THE ROLE OF COMMUNICATIVE COMPETENCE IN THE RESOLUTION OF

DISPUTES AND CONFLICTS

A.A. Bryzhinskaya, Student

National Research Mordovia State University

(Russia, Saransk)

Abstract. The article reveals the steadily increasing role of communicative competence in the modern conditions of the development of Russian society. The reasons for the importance of developing this problem are revealed. The definition of communicative competence is given. The categories of "communication skills" and "communication skills" are analyzed. It is indicated how such skills and abilities should be formed in students. The importance of communicative skills for the effective resolution of disputes and conflicts arising in the legal sphere is revealed.

Keywords: competence, communication skills, communication skills, resolution, dispute, conflict.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.