Научная статья на тему 'ФУНКЦИИ ЮРИДИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ПРАВОВЫХ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ'

ФУНКЦИИ ЮРИДИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ПРАВОВЫХ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
155
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
юридико-коммуникативная компетентность / функции юридико-коммуникативной компетентности / профессиональная коммуникация / примирительные процедуры / разрешение правовых споров / юридический конфликт / формы разрешения правовых споров / legal and communicative competence / functions of legal and communicative competence / professional communication / conciliation procedures / resolution of legal disputes / legal conflict / forms of resolution of legal disputes

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Адаева Ольга Викторовна, Брыжинская Анастасия Александровна

В данной статье выделяются функции юридико-коммуникативной компетентности в примирительных процедурах при разрешении правовых споров: регулятивная, прогностическая и конструктивная. Дается их анализ, отмечаются особенности проявления функций в рамках отдельных примирительных процедур. Также приводится классификация функций в зависимости от видов коммуникативной компетентности: первичные и вторичные. Делается вывод, что проявление всех выделенных функций юридико-коммуникативной компетентности позволяет эффективно разрешать правовые споры в рамках примирительных процедур.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Functions of legal-communication competence in conciliation procedures for resolving legal disputes and conflicts

This article highlights the functions of legal and communicative competence in conciliation procedures for resolving legal disputes: regulatory, predictive and constructive. Their analysis is given, the features of the manifestation of functions within the framework of individual conciliation procedures are noted. A classification of functions is also provided depending on the types of communicative competence: primary and secondary. It is concluded that the manifestation of all the identified functions of legal and communicative competence allows one to effectively resolve legal disputes within the framework of conciliation procedures.

Текст научной работы на тему «ФУНКЦИИ ЮРИДИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ПРАВОВЫХ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ»

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2023. № 11(227)

DOI 10.47643/1815-1337_2023_11 _36 УДК 340.115:316.772.1:347.961.1

ФУНКЦИИ ЮРИДИКО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В ПРИМИРИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕДУРАХ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ ПРАВОВЫХ СПОРОВ И КОНФЛИКТОВ1 Functions of legal-communication competence in conciliation procedures for resolving legal disputes and conflicts АДАЕВА Ольга Викторовна,

старший преподаватель кафедры юридических технологий и правоведения, Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68. E-mail: adaeva.mgu@mail.ru;

БРЫЖИНСКАЯ Анастасия Александровна,

студентка Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва. 430005, Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Большевистская, д. 68. E-mail: kpd103@mail.ru;

ADAEVA Olga Viktorovna,

Senior Lecturer at the Department of Legal Technologies and Law, Mordovian State University. N.P. Ogareva. 430005, Republic of Mordovia, Saransk, st. Bolshevistskaya, 68. E-mail: adaeva.mgu@mail.ru;

BRYZHINSKAYA Anastasia Alexandrovna,

student Mordovian State University. N.P. Ogareva

430005, Republic of Mordovia, Saransk, str. Bolshevistskaya, 68.

E-mail: kpd103@mail.ru

Краткая аннотация: В данной статье выделяются функции юридико-коммуникативной компетентности в примирительных процедурах при разрешении правовых споров: регулятивная, прогностическая и конструктивная. Дается их анализ, отмечаются особенности проявления функций в рамках отдельных примирительных процедур. Также приводится классификация функций в зависимости от видов коммуникативной компетентности: первичные и вторичные. Делается вывод, что проявление всех выделенных функций юридико-коммуникативной компетентности позволяет эффективно разрешать правовые споры в рамках примирительных процедур.

Abstract: This article highlights the functions of legal and communicative competence in conciliation procedures for resolving legal disputes: regulatory, predictive and constructive. Their analysis is given, the features of the manifestation of functions within the framework of individual conciliation procedures are noted. A classification of functions is also provided depending on the types of communicative competence: primary and secondary. It is concluded that the manifestation of all the identified functions of legal and communicative competence allows one to effectively resolve legal disputes within the framework of conciliation procedures.

Ключевые слова: юридико-коммуникативная компетентность, функции юридико-коммуникативной компетентности, профессиональная коммуникация, примирительные процедуры, разрешение правовых споров, юридический конфликт, формы разрешения правовых споров.

Keywords: legal and communicative competence, functions of legal and communicative competence, professional communication, conciliation procedures, resolution of legal disputes, legal conflict, forms of resolution of legal disputes.

Для цитирования: Адаева О.В., Брыжинская А.А. Функции юридико-коммуникативной компетентности в примирительных процедурах при разрешении правовых споров и конфликтов // Право и государство: теория и практика. 2023. № 11(227). С. 36-37. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_36.

For citation: Adaeva O.V., Bryzhinskaya A.A. Functions of legal-communication competence in conciliation procedures for resolving legal disputes and conflicts //Law and state: theory and practice. 2023. No. 11(227). pp. 36-37. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_11_36.

Статья поступила в редакцию: 23.11.2023

Особое место в процессе разрешения правовых споров посредством примирительных процедур занимает вопрос сформированности юридико-коммуникативной компетентности практикующих субъектов как условия развития и неотъемлемой части профессиональной компетентности юриста. В практической плоскости профессиональной юридической деятельности ведутся споры относительно эффективности примирительных процедур в качестве альтернативных форм разрешения правовых споров, под которыми необходимо понимать процедуры и способы разрешения споров (конфликтов), применяемых вне судебной системы и внутри нее [2, с. 87]. В этой связи приобретает особую актуальность вопрос юридико-коммуникативной компетентности субъекта профессиональной деятельности, поскольку данное качество определяет жизнеспособность примирительных процедур в целом как вспомогательного института по отношению к государственному разрешению конфликтов в правовой сфере. Сущность данного процесса проявляется в функциях коммуникативной компетентности примирителя при разрешении юридического конфликта, определяющих роль практикующего юриста, и выступает в качестве критерия эффективности его деятельности.

Необходимо отметить, что в основе примирения в процессе разрешения правовых споров и конфликтов лежит эффективная коммуникация субъектов как социальное взаимодействие. В рамках данного процесса отражается ряд функций, представляющих собой внешнее проявление общения в процессе правопримирительной деятельности.

В социальной психологии выделяется множество функций коммуникативной компетентности субъекта в зависимости от направленности, многообразия видов общения: информационная (предполагает передачу, получение, обмен информацией); интерактивная (проявляется во взаимодействии между субъектами), перцептивная (заключается во взаимном восприятии, взаимопонимание сторон процесса), регулятивная (выражается во взаимовлиянии участников общения); функция организации и поддержания межличностных отношений (установление эмоционального контакта, взаимной оценки) [3, с. 97].

Применительно к правовой сфере в примирительных процедурах, полагаем, следует выделять три основные функции юридико-комму-

1 Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01486, https://rscf.ru/project/23-28-01486/

Теоретико-исторические правовые науки

никативной компетентности: регулятивную, прогностическую и конструктивную.

Регулятивная функция юридико-коммуникативной компетентности проявляется в способности правопримирителя устанавливать и поддерживать правила коммуникации между противоборствующими сторонами юридического конфликта, обеспечивающих взаимодействие между всеми участниками, позволяет арбитру упорядочивать и контролировать поведение субъектов правового спора.

Прогностическая функция юридико-коммуникативной компетентности заключается в оценке методов и средств разрешения правового спора с точки зрения ожидаемого эффекта, предполагает сформированность у юриста навыка моделирования коммуникативных процессов с целью определения возможных результатов и последствий.

Конструктивная функция коммуникативной компетентности юриста в примирительных процедурах проявляется в практическом использовании способов и механизмов разрешения споров, оказывает позитивное воздействие на динамику юридического конфликта, предполагает коррекцию поведения субъектов. Роль правопримирителя при этом сводится к поиску взаимных уступок и компромиссов между противоборствующими сторонами.

В психолого-педагогической литературе принято делить коммуникативную компетентность на первичную (знания общепринятых норм и правил общения) и вторичную (совершенствование коммуникативного опыта путем создания новых приемов, способов и тактик) [1, с. 105]. Соответственно, без сформированности первичной коммуникативной компетентности исключено успешное развитие вторичной. С учетом данной классификации, следует делить функции в зависимости от видов юридико-коммуникативной компетентности. Первичные функции коммуникативной компетентности юриста в примирительных процедурах имеют базовый характер, их проявление зависит от особенностей личности, образования, воспитания, психологических факторов межличностного опыта правопримирителя. Вторичные функции юридико-коммуникативной компетентности основаны на специфических навыках коммуникации юристов, необходимых для эффективного разрешения правовых споров и конфликтов посредством примирительных процедур. Основными профессиональными компетенциями в данном процессе выступают юридическое интервьюирование и юридическое консультирование, формируемые в результате получения профессионального образования и опыта юридической практической деятельности. Полагаем, эффективность разрешения споров зависит от проявления синтеза функций юридико-коммуникативной компетентности примирителя, то есть одинаково важно и необходимо осуществление как первичных, так и вторичных функций.

Необходимо отметить, что каждая из существующих примирительных процедур характеризуется наличием определенных отличительных особенностей, поэтому и функции коммуникативной компетентности практикующего юриста в рамках той или иной альтернативной формы разрешения правовых споров будут иметь свою специфику. При этом важно отметить, что все три вышеперечисленные функции находят свое отражение в каждой альтернативной форме разрешения правовых споров, однако с учетом особенностей примирительной процедуры и роли юриста в ней, следует иметь в виду, что конкретная функция юридико-коммуникативной компетенции примирителя может быть наиболее ярко выражена и являться определяющей в той или иной примирительной процедуре.

При посредничестве (медиации), в рамках которого примиритель содействует сторонам в ведении переговоров и достижении соглашения, определяющее значение имеет регулятивная функция юридико-коммуникативной компетентности, поскольку от того, какие рекомендации даст посредник, какие правила коммуникации он установит между сторонами, будет зависеть эффективность взаимодействия. При посредничестве (медиации) юрист также составляет проект соглашения и подготавливает юридические документы, в чем находит отражение прогностическая функция, а непосредственное участие арбитра в самой процедуре свидетельствует о проявлении конструктивной функции.

В применении противоборствующими сторонами претензионного порядка разрешения спора ярко выражена прогностическая функция, так как роль юриста в рамках данной процедуры заключается в подготовке претензии, в основе которой лежит оценка необходимых методов и определение возможных способов достижения требований конфликтующей стороны.

Роль примирителя в мировом соглашении - участие в процедуре в качестве представителя, где важнейшей функцией юридико-коммуникативной компетентности выступает конструктивная функция в связи с тем, что в данном случае осуществляется непосредственное урегулирование юридического конфликта, при котором юрист применяет конкретные способы и механизмы, направленные на достижение компромисса между сторонами правового спора. При третейском разбирательстве также видим явное проявление конструктивной функции, так как нейтральное лицо - третейский судья - участвует в деле, ведет процесс, выносит обязательное независимое решение на основе закона и установленных фактов.

Итак, проведенный анализ функций юридико-коммуникативной компетентности позволяет рассматривать правопримирительный процесс как законченный цикл действий, отражающий содержание деятельности по осуществлению воздействия юриста на противоборствующие стороны, его роли, выполняемой в рамках разрешения правового спора. Существуют три основные функции юридико-коммуникативной компетентности: регулятивная, прогностическая и конструктивная. Также их следует делить на первичные и вторичные. Сформированность всех функций юридико-коммуникативной компетентности является условием и предпосылкой эффективной деятельности примирителя при разрешении правовых споров, в совокупности составляет социальный интеллект субъекта и выступает фактором профессиональной пригодности.

Библиография:

1. Осипова Т. Ю., Костина Т. М. О взаимосвязях коммуникативной компетентности и коммуникативной флексибильности с коммуникативной креативностью // Психолог. 2017. № 2. С. 90-125.

2. Основы юридической конфликтологии: учеб.-метод. пособие / Авт.-сост.: Т.В. Худойкина, О.А. Адаева; под общ. ред. Т.В. Худойкиной. Саранск: Изд-во Мордов. ун-та, 2023. 120 с.

3. Панфилова А. П., Долматов А. В. Культура речи и деловое общение. М.: Изд-во Юрайт, 2023. 488 с.

References:

1. Osipova T. Yu., Kostina T. M. On the relationship between communicative competence and communicative flexibility with communicative creativity // Psychologist. 2017. No. 2. P. 90-125.

2. Fundamentals of legal conflictology: educational method. manual / author: T.V. Khudoikina, O.A. Adaeva; under general ed. T.V. Khudoikina. Saransk: Mordov Publishing House. Univ., 2023. 120 p.

3. Panfilova A. P., Dolmatov A. V. Culture of speech and business communication. M.: Yurayt Publishing House, 2023. 488 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.