Научная статья на тему 'КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ'

КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
293
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ ЮРИСТА / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / ЮРИДИЧЕСКИЙ КОНФЛИКТ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ СТРАТЕГИЯ / КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВАЯ ТАКТИКА / МЕДИАТОР / МЕДИАЦИЯ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / SPEECH COMMUNICATION OF A LAWYER / COMMUNICATION SKILLS / LEGAL CONFLICT / COMMUNICATIVE SPEECH STRATEGY / COMMUNICATIVE SPEECH TACTICS / MEDIATOR / MEDIATION / COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Усманова Елена Фанильевна, Логанова Елена Владимировна

В статье раскрываются сущность и содержание стратегии и тактики речевой коммуникации в процессе медиации. Подчеркивается важность речевых коммуникативных навыков не только для медиатора, но и для любого юриста. Необходимость развития коммуникативных навыков при работе в юридической сфере подтверждается спецификой общения и необходимостью выступать примиряющей стороной в правовых спорах. Эффективное разрешение юридического конфликта будет зависеть от правильно выбранной коммуникативно-речевой стратегии и тактики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE SPEECH STRATEGIES AND TACTICS IN THE MEDIATION PROCEDURE

The article reveals the essence and content of the strategy and tactics of speech communication in the process of mediation. The importance of speech communication skills is emphasized not only for a mediator, but also for any lawyer. The need to develop communication skills when working in the legal field is confirmed by the specifics of communication and the need to act as a conciliator in legal disputes. The effective resolution of a legal conflict will depend on the correctly chosen communication-speech strategy and tactics.

Текст научной работы на тему «КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫЕ СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ В ПРОЦЕДУРЕ МЕДИАЦИИ»

УДК 340

DOI 10.23672/y2559-9833-2615-m

Усманова Елена Фанильевна

кандидат юридических наук, доцент,

Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева usmanowa_ef@rambler.ru

Логанова Елена Владимировна

магистрант юридического факультета, Мордовский государственный университет имени Н.П. Огарева usmanowa_ef@rambler.ru

Elena F. Usmanova

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Mordovian State University named after N.P. Ogarev usmanowa_ef@rambler.ru

Elena V. Loganova

Master's student of the Faculty of Law, Mordovia State University named after N.P. Ogareva usmanowa_ef@rambler.ru

Коммуникативно-речевые

стратегии и тактики в процедуре медиации

Communicative speech

strategies and tactics in the mediation procedure

Аннотация. В статье раскрываются сущность и содержание стратегии и тактики речевой коммуникации в процессе медиации. Подчеркивается важность речевых коммуникативных навыков не только для медиатора, но и для любого юриста. Необходимость развития коммуникативных навыков при работе в юридической сфере подтверждается спецификой общения и необходимостью выступать примиряющей стороной в правовых спорах. Эффективное разрешение юридического конфликта будет зависеть от правильно выбранной коммуникативно-речевой стратегии и тактики.

Ключевые слова: речевая коммуникация юриста, коммуникативные навыки, юридический конфликт, коммуникативно-речевая стратегия, коммуникативно-речевая тактика, медиатор, медиация, коммуникативная компетентность.

Annotation. The article reveals the essence and content of the strategy and tactics of speech communication in the process of mediation. The importance of speech communication skills is emphasized not only for a mediator, but also for any lawyer. The need to develop communication skills when working in the legal field is confirmed by the specifics of communication and the need to act as a conciliator in legal disputes. The effective resolution of a legal conflict will depend on the correctly chosen communication-speech strategy and tactics.

Keywords: speech communication of a lawyer, communication skills, legal conflict, communicative speech strategy, communicative speech tactics, mediator, mediation, communicative competence.

Конфликты возникают буквально во всех сферах общественной деятельности и, являясь весьма многогранным и неоднозначным процессом (явлением), сосредотачивают на себе внимание учёных из различных областей науки и культуры [1]. Анализ стратегий и тактик, направленных на предотвращение развития конфликтной ситуации в современных условиях развития общества, либо на разрешение и благоприятный исход уже сложившейся конфликтной ситуации, остается важным звеном в развитии нашего общества. Поэтому возникает необходимость основательного исследования и изучения причин возникновения юридических конфликтов, а также, способов их разрешения. Одним из способов альтернативного разрешения правовых споров и конфликтов является медиация1.

Медиация, впрочем, как и заключение медиативного соглашения, как разновидность примирительных процедур - относительно новые явления в российском праве, появившиеся впервые в Федеральном законе от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Безусловно, медиация имеет достаточное количество преимуществ в сравнении с судебными разбирательствами. К ним можно отнести разнообразие организационных форм, модели, виды примирительной процедуры, участие в которой принимает медиатор.

Речевая коммуникация в процессе медиации заключается во взаимодействии социальных субъектов в форме опосредованного диалога, предполагающего согласование интересов и (или)

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-011-00378.

направленного на разрешение юридического спора или конфликта. Рассматривая медиацию, стоит отметить, что основной задачей медиатора при разрешении конфликта является поиск компромиссного решения, которое будет наиболее благоприятным для каждой из сторон.

Классическая психология рассматривает несколько вариантов, позволяющих наиболее ясно и точно понять, в чём же заключается сущность конфликтов [2, с. 77]:

- как явление, где природа конфликта определяется определённой совокупностью психологических факторов и процессов;

- как явление, появление и характеристики которого определяются в основном ситуацией;

- как явление, позволяющее понять, чего недостаточно для понимания личностных характеристик или объективного описания ситуации.

В данном случае необходимо понять когнитивный компонент - субъективную интерпретацию происходящего.

В качестве причин конфликтов в юридическом дискурсе указываются вербальное поведение коммуникаторов, вербальные и невербальные средства общения, а также, их установку на тип контакта (доминирование-подчинение).

О.В. Красовская выявила пять стратегий словесного поведения в правовом споре. Она считает, что основными стратегиями являются: стратегия соперничества, сотрудничества, стратегия обхода конфликтной ситуации и стратегия адаптации. Основой для данной классификации послужила известная концепция Томаса-Киллмана, О.В. Красовская же адаптировала её к ситуациям в различных юридических конфликтах [3, с. 65].

Немаловажной составляющей подготовки медиатора к работе является коммуникативная компетентность, которая, при помощи разнообразных знаковых систем, способствует многостороннему общению. Основная роль в таком общении, конечно же, отводится языковым средствам.

Эффективное разрешение юридического конфликта будет зависеть от правильно выбранной коммуникативно-речевой стратегии. Реализация определенной стратегии речевого поведения во многом зависит от правильно подобранных тактических приемов.

Разрешение юридических конфликтов при помощи стратегии соперничества исходит из того, что стороны конфликта оценивают свои личные интересы как господствующие, потому как любая из сторон конфликта заинтересована в том, что бы он разрешился положительно в ее сторону. В данном случае значение интересов соперника принижается и отходит на второй план.

«Стратегия соперничества» является одной из самых агрессивных стратегий, так как она направлена на достижение интересов только одной стороны, не обращая внимания на интересы другой

стороны конфликта. Для реализации этой стратегии используются следующие тактики:

- тактика дискредитации оппонента, которая заключается в формировании негативного образа оппонента для влияния на решение спора

- тактика дезориентации состоит в сообщении последнему ложной информации:

- тактика угрозы оппоненту состоит в обещании предпринять какие-либо нежелательные действия в адрес оппонента:

«Стратегия борьбы» отличается от соперничества стилем поведения, в силу того, что здесь конфликтующие стороны опираются на авторитет, власть и силу закона. Такую модель поведения используют для защиты своих интересов от посягательства на них другой конфликтующей стороной, занимая жесткую позицию по отношению к оппоненту, не давая ему использовать ма-нипуляционную технику относительно видимости его авторитета и власти.

При использовании «стратегии уступки» одна из конфликтующих сторон стремится уйти от конфликта. Значение личных интересов противоположно, чем в предыдущем случае. Так, субъект конфликта высоко оценивает интересы соперника, нежели чем свои, тем самым жертвуя ими в пользу интересов соперника.

«Стратегия сотрудничества» также является активной и в отличие от предыдущих направлена не на противостояние оппоненту, а на совместный поиск конструктивного решения, которое будет приемлемым для обеих сторон. Применяя эту стратегию, оппоненты уже не пытаются критически реагировать на заявления друг друга, а позволяют свободно высказываться.

Само по себе, сотрудничество является одной из самых сложных стратегий потому что включает в себя все вышеперечисленные стратегии поведения в конфликтной ситуации.

«Стратегия компромисса» считается довольно пассивной в сравнении со стратегиями соперничества и сотрудничества. Она заключается в готовности пойти на возможные уступки в конфликте только при условии, что на них пойдёт и другая сторона.

«Стратегия приспособления» является достаточно пассивной и заключается в односторонней уступке. Как правило, к ней прибегают тогда, когда предмет конфликта менее ценен, чем личные отношения с другой стороной конфликта или что-то другое, чему в случае эскалации конфликта может быть нанесен ущерб. Данная стратегия включает лишь одну тактику - тактику капитуляции.

«Стратегия избегания» также является довольно пассивной, но существенно отличается от всех перечисленных выше, потому что придерживающийся ее попросту отрицает наличие конфликта и старается дистанцироваться от него.

Рассматривая особенности поведения в юридическом конфликте можно выделить следующие тактические приемы:

- обсуждение острых вопросов накопившихся у сторон, при этом, сторонам предлагается последовательное изложение проблем и собственных точек зрения на их решение; авторитарное предложение определенной схемы урегулирования спора, которое может быть предложено медиатором или посредником [4];

- учет и использование эмоциональных реакций человека, что позволяет, исходя из ситуации, определить дружелюбную тактику проведения для разрешения конфликта или тактику давления.

Несомненно, необходимо учесть интересы каждой стороны, сформулировать общий подход, согласно которому будет выстраиваться общение, определить возможные варианты развития событий, подготовить предложения, и их аргументацию.

Литература:

1. Дзараева Н.А. Коммуникативные стратегии и тактики конфликтного судебно-процессуального дискурса в России и англоязычных странах / Н.А. Дзараева, И.Ю. Щеколдин // Проблемы ро-мано-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 12. С. 39-45.

2. Арабаджиева О.В. Юридический конфликт: природа и особенности / О.В. Арабаджиева, Н.Д. Гомонов // Вестник МГТУ. 2006. № 1.

3. Красовская О.В. О речевой коммуникации в судебной практике : учебное пособие. М. : Флинта, 2016. 128 с.

4. Усманова Е.Ф. Стратегия и тактика семейной медиации // Юридическая наука. 2019. № 11. С. 3-6.

Если же предмет конфликта имеет по своему характеру сложную структуру, то для его разрешения необходимо приложить усилия обеим сторонам конфликта. Необходимо решать возникший конфликт только сообща, а также прикладывать все усилия сторон. В таком случае стороны должны вместе решать возникшие проблемы, а также поддерживать нейтральные или дружеские отношения; в противном случае все приложенные усилия могут обернуться для сторон негативными последствиями.

Обобщая вышесказанное, можно отметить, что эффективное разрешение правового спора и конфликта возможно при выборе сторонами и медиатором правильной стратегии и тактики. Развитые коммуникативные навыки, использование всевозможных речевых тактик и стратегий способствуют достижению требуемого решения в юридическом конфликте.

Literature:

1. Dzaraeva N.A. Communicative strategies and tactics of conflicting judicial procedural discourse in R ussia and English-speaking countries / N.A. Dzaraeva, I.Yu. Shchekoldin // Problems of Romano-Germanic philology, pedagogy and methods of teaching foreign languages. 2016. № 12. P. 39-45.

2. Arabadzhieva O.V Gomonov N.D Legal conflict: n at ure and features // Vestnik MGTU. 2006. № 1.

3. Krasovskaya O. On speech communication in judicial practice: a tutorial. M. : Flinta, 2016. 128 p.

4. Usmanova E.F. Strategy and tactics of family mediation // Legal Science. 2019. № 11. P. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.