Научная статья на тему 'Особенности языковой репрезентации субъекта познания на уровне системы языковых категорий'

Особенности языковой репрезентации субъекта познания на уровне системы языковых категорий Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
394
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФИГУРИРОВАНИЕ ЗНАНИЙ / ЭМПИРИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ / ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / ВТОРИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ / KNOWLEDGE CONFIGURATION / EMPIRICAL PERCEPTION / PRIMARY COGNITION / SECONDARY COGNITION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Магировская Оксана Валериевна

В статье представлены основные выводы разрабатываемой теории концептуального конфигурирования, позволяющей смоделировать речемыслительный процесс относительно основных типов когнитивной деятельности, осуществляемых субъектом познания, и категориальных уровней их языковой репрезентации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article specifies the main conclusions of the conceptual configuration theory that is being developed. The theory enables to model the process of speech in re the main types of cognitive activities, which are being realized by a subject of perception, and categorical levels of their language representation.

Текст научной работы на тему «Особенности языковой репрезентации субъекта познания на уровне системы языковых категорий»

Особенности языковой репрезентации субъекта познания на уровне системы языковых категорий

О. В. МАГИРОВСКАЯ (Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина)*

В статье представлены основные выводы разрабатываемой теории концептуального конфигурирования, позволяющей смоделировать речемыслительный процесс относительно основных типов когнитивной деятельности, осуществляемых субъектом познания, и категориальных уровней их языковой репрезентации.

Ключевые слова: конфигурирование знаний, эмпирическое познание, первичное осмысление, вторичное осмысление.

Features of Language Representation of Perception Subject on the Level of the System of Language Categories

O. V. Magirovskaia

(G. R. DERZHAVIN TAMBOV STATE UNIVERSITY)

The article specifies the main conclusions of the conceptual configuration theory that is being developed. The theory enables to model the process of speech in re the main types of cognitive activities, which are being realized by a subject of perception, and categorical levels of their language representation.

Keywords: knowledge configuration, empirical perception, primary cognition, secondary cognition.

Современные лингвистические исследования, характеризуясь постановкой актуальных задач и динамизмом разработки новых теорий, направлены на решение многих сложных вопросов, ряд из которых в силу своей многомерности относится к разряду вечных. Одной из проблем, требующих детального освещения в рамках научного анализа, является проблема антропоцентрической сущности языка. Характеризуясь пристальным вниманием со стороны когнитивной лингвистики, она предполагает необходимость системного рассмотрения основных типов когнитивной деятельности, осуществляемых субъектом познания в речемыслительном процессе. Тем самым становится возможным новое осмысление проблемы человека в языке.

Когнитивная деятельность субъекта познания, имеющая своей целью получение, формирование, систематизацию и трансформацию знаний, вовлечена в постоянный

динамический процесс, который характеризует речемыслительную активность человека, — процесс формирования смысла. В результате знанию придается определенная форма — конфигурация. Данный факт позволяет охарактеризовать когнитивную деятельность субъекта познания как конфигурирующую, а также рассматривать конфигурирование знаний как процесс и результат когнитивной деятельности.

Разрабатываемая теория концептуального конфигурирования призвана выработать целостную научную концепцию, которая обеспечивает возможность моделирования речемыслительного процесса относительно основных типов осуществляемой когнитивной деятельности и категориальных уровней их языковой репрезентации. Она отвечает «настоятельной потребности в системном изучении работы человеческого сознания» (Болдырев, 2004: 20). С ее помощью становится возможным показать и объяс-

* Магировская Оксана Валериевна — кандидат филологических наук, доцент, докторант кафедры английской филологии Тамбовского государственного университета им. Г. Р. Державина. Тел.: (0752) 72-34-40, 71-22-50. Эл. адрес: magirovskaya@rambler.ru

нить, каким образом языковая система обеспечивает актуализацию лежащей в ее основе сложно структурированной когнитивной деятельности.

Данная теория опирается на комплексное рассмотрение процесса познания. Соблюдение выдвигаемого в ходе исследования принципа соответствия одной координате функциональной представленности субъекта познания только одной когнитивной функции позволяет, во-первых, систематизировать известные в современной лингвистике антропоцентрические координаты, во-вторых, выявить новые и, в-третьих, представить процесс познания как сложную иерархически организованную когнитивную деятельность. Выполнение поставленных задач приводит к возможности охарактеризовать субъект познания не как абстрактную антропоцентрическую координату, а как координату системную, в структуре которой выделяются отдельные координаты первичного (субъект эмпирического познания, или наблюдатель), базового (субъект первичного осмысления1) и производного (субъект вторичного осмысления, или интерпретатор) характера.

Иерархическая организация координат функциональной представленности субъекта познания определяет и во многом объясняет динамику формирования и обогащения концептов в сознании. Она проявляется в постоянной цикличности, которая, в свою очередь, представляет собой развитие концепта от конкретного (уровень когнитивной деятельности субъекта эмпирического познания) к абстрактному (уровень когнитивной деятельности субъекта первичного осмысления) и далее к конкретному, но на следующем, более сложном этапе (уровень когнитивной деятельности субъекта вторичного осмысления). Она также свидетельствует о том, что эволюция процесса познания предполагает большую мыслительную активность субъекта, что ведет к усилению языковой антропоцентричности.

Деятельность субъекта познания заключается в конфигурировании знаний в рамках

основных когнитивных процессов — концептуализации и категоризации. Осуществление данных процессов характерно для всех уровней когнитивной деятельности. Специфика каждого из них обусловливают область и способы конфигурирования знаний в едином процессе познания. В общем виде выделяемые координаты функциональной представленности субъекта познания характеризуются следующими отличительными особенностями:

— конфигурирование знаний в рамках деятельности субъекта эмпирического познания опирается на возможности восприятия и охватывает целостное представление о конкретном концептуализируемом объекте;

— конфигурирование знаний субъектом первичного осмысления осуществляется относительно отдельных и наиболее абстрактных характеристик;

— в рамках конфигурирующей деятельности субъекта вторичного осмысления формируется субъективная система знаний, которая представляет собой систему мнений и оценок.

Доказательное решение проблемы языковой репрезентации субъекта познания становится возможным в рамках анализа основных этапов конфигурирования знаний на уровне языковых категорий как «особых форматов знания, выполняющих специфическую роль в организации и оперативном использовании знаний о мире, о языке как части мира,

о способах их обработки и интерпретации человеком» (Болдырев, 2007: 99). Исходя из признания того, что успешное осуществление речемыслительной деятельности предполагает тесное взаимодействие трех основных систем — мира, языка и человека (его сознания) и каждая из вышеуказанных систем характеризуется самостоятельностью и онтологической автономностью и, следовательно, представляет собой особый тип знаний, а также что язык как система репрезентации знаний предполагает категориальную организацию относительно всех типов знаний, а именно: знаний об устройстве и организации мира, языка и человека, представ-

ляется целесообразным и оправданным опираться на классификацию языковых категорий, предложенную Н. Н. Болдыревым (Болдырев, 2005). В данной классификации выделяются 3 основные модели категориального видения мира: лексическая, грамматическая и модусная. Каждая из них выступает в качестве ведущего категориального уровня языковой репрезентации определенного этапа когнитивной деятельности.

Основным уровнем репрезентации субъекта эмпирического познания, деятельность которого осуществляется в рамках восприятия, является уровень лексической категоризации. Он представляет собой аналоговый и потому открытый и наиболее подвижный уровень языковой системы, аккумулирующая способность которого позволяет субъекту познания материализовать основное целостное знание о различных предметных сущностях и их признаках. Область знаний, конфигурируемых на данном этапе, охватывает онтологические характеристики мира, которые субъект познания вычленяет и опознает в процессе непосредственного эмпирического контакта с ним. В результате формируются основные конкретно-образные концепты предметного мира, единицами репрезентации которых выступают прежде всего отдельные слова и словосочетания конкретной семантики. Данные единицы своим денотативным значением фиксируют в языке сформированный базовый концептуальный запас. Актуализируя знания о репрезентируемых концептах и соответствующих категориях, а также их категориальном уровне, они обеспечивают необходимый лексический контекст в рамках организации мысли.

Когнитивная деятельность субъекта первичного осмысления предполагает систематизацию знаний, сформированных ранее на предшествующем этапе, и заключается в выявлении наиболее общих для всего предметного мира концептуальных признаков, а также связей и отношений. Она предполагает формирование языковой системы классификации, принятой и используемой определен-

ной лингвокультурной общностью, и представляет собой уровень базовой концептуализации и категоризации.

Базовый характер координаты объясняется тем, что именно в рамках когнитивной деятельности субъекта первичного осмысления обеспечивается наличие и достаточность необходимых параметров конфигурирования знаний о целостности мира, а также их заданность и фиксированность в сознании субъекта познания. Из этого следует, что конфигурирование знаний на данном этапе затрагивает не индивидуальные, присущие отдельному предмету, явлению или событию свойства, а признаки общие, характерные для всей совокупности предметов, явлений и событий реальной действительности. Следовательно, представляется необходимым акцентировать, что конфигурирование знаний на уровне формирования базовой системы классификации знаний затрагивает основные концепты сознания.

На основании того, что уровень репрезентации особенностей конфигурирования знаний в рамках базовой концептуализации и категоризации предполагает наибольшую стабильность, универсальность и абстрактность, он должен обладать потенциалом обеспечения субъекта познания всем необходимым набором когнитивных схем ориентации в окружающем мире относительно концептуальных характеристик, выделяемых в качестве основных. Таким требованиям отвечает уровень грамматической категоризации. Он представляет собой особую модель мира — модель мира в рамках различных языковых параметров, собственно языковую многоуровневую модель конфигурирования. Морфология (части речи и их категории и формы) обеспечивает возможности конфигурирования знаний о предметно-признаковом устройстве реальной действительности. В качестве основных областей конфигурирования выступают предметность и действие. Синтаксис (члены предложения и базовые синтаксические конструкции) позволяет конфигурировать область события как отношений между его участниками.

Набор базовых моделей языкового конфигурирования конечен и фиксирован в рамках определенного языка на уровне его синхронии. Он репрезентирует собой основные стратегии концептуального и категориального конфигурирования знаний относительно определенного общекогнитивного параметра (например, параметра числа, времени, длительности и др.) Ведущую (конфигурирующую) роль в их выборе играют основные концептуальные признаки, выделяемые представителями целой лингвокультурной общности в качестве базовых, прототипических. Они представлены в языке лексикограмматическими классами слов как категориями скрытой грамматики.

В результате интеграции рассмотренных координат осуществляется формирование первичного знания:

— на уровне деятельности субъекта эмпирического познания как начальном этапе формирования первичного знания конфигурирование знаний осуществляется относительно объективных характеристик реальной действительности, которые субъекту познания даны в восприятии;

— деятельность субъекта первичного осмысления завершает формирование первичного знания, представляя собой базовый уровень конфигурирования знаний о различных признаках объектов реальной действительности в рамках определенной и конкретной для каждой отдельной лингвокультурной общности субъективной системы координат.

В первом случае концептуализируемое пространство реальной действительности оформляется в виде основных конкретных концептов, представляющих многообразие и расчлененность мира. Во втором случае знания о мире классифицируются в рамках базовых моделей конфигурирования, характеризующих систему языка и обеспечивающих возможность ее функционирования.

Когнитивная деятельность субъекта познания наряду с осмыслением реальной действительности в рамках формирования системы первичного знания предполагает его

субъективную обработку, возможность которой обусловлена способностью сознания к интерпретации и оценке как частной функции интерпретации. Данный тип осмысления осуществляется в рамках всей системы знаний и личного опыта человека и характеризует вторичную систему знаний, которая организуется вокруг субъекта вторичного осмысления — координаты функциональной представленности субъекта познания, характеризующейся когнитивной активностью, индивидуальностью и, как следствие, наивысшей степенью антропоцентричности.

Осуществляемые в рамках деятельности субъекта вторичного осмысления концептуализация и категоризация предполагают конфигурирование знаний относительно выбранной коммуникативной цели. Оно не затрагивает онтологии мира, так как представляет собой его субъективное преломление, индивидуальное толкование. В результате концептуализируемая ситуация воспринимается под определенным углом зрения, концепты приобретают дополнительные характеристики.

Интерпретативный уровень сознания репрезентирован на функциональном уровне языка, который предполагает организацию фиксирующих определенные когнитивные характеристики реальной действительности системных единиц и моделей конфигурирования в высказывание с целью создания необходимых концептуальных смыслов, часто отличных от тех, которые заданы в рамках системы первичного знания. В общем виде процесс интерпретации может быть представлен как наложение смыслов в процессе их интеграции. Выбор лексических единиц позволяет включить в смысл высказывания необходимые денотативные, коннотационные, оценочные и другие характеристики концептуализируемых сущностей. Активизация определенных морфологических категорий обусловливает передачу конкретных морфологически передаваемых значений. Выбранная модель пропозиционализации определенными синтаксическими функциями конкретизирует все лексические и морфологические

смыслы и обусловливает их интеграцию в единый смысл. Интерпретация, таким образом, представляет собой процесс когнитивно-языкового моделирования, который заключается в формировании конкретного смысла и его оформлении конкретными моделями языкового конфигурирования знаний в соответствии с особенностями восприятия ситуации, объемом имеющихся у субъекта познания знаний о ней и в определенной степени системой языка, в рамках которого осуществляется интерпретация.

Интерпретативная деятельность как процесс субъективного конфигурирования знаний позволяет не только концептуализировать мир относительно присущих ему признаков, но и формировать систему субъективно выделяемых характеристик, особенность которых заключается в том, что они не свойственны для мира реальной действительности, не связаны с его онтологией, но необходимы субъекту познания для его объяснения. Данные характеристики заданы в системе языка в рамках особых концептуальных категорий — категорий модусного типа, онтологических для человеческого сознания и гносеологических по отношению к окружающему миру и языку.

В рамках модусных категорий становится возможной актуализация различных стратегий субъективного конфигурирования знаний, например ориентировка на стереотипное знание (категории аппроксимации и отрицания), включенность в личное пространство субъекта познания (категория детерминации), отношение субъекта познания к концептуализируемому пространству (категории модальности и оценки) и др. Тем самым создается особое ментальное пространство, своеобразный когнитивный контекст для интерпретации мира, что значительно расширяет возможности концептуализации и категоризации мира.

Рассмотренные соответствия выделяемых типов когнитивной деятельности субъекта познания основным категориальным уров-

ням их языковой репрезентации позволяют сделать вывод об универсальности репрезентативной способности категориальной системы языка. Специфичность языкового конфигурирования знаний достигается за счет конкретных языковых средств и форм, типичных для определенного языка. Именно они создают особый ракурс языкового представления о мире, являясь средствами актуализации отдельных концептуальных смыслов в речемыслительном процессе.

ПРИМЕЧАНИЕ

1 Категория субъекта первичного осмысления выявлена и предложена автором статьи как одна из координат функциональной представленности субъекта познания. Определение данной координаты, а также описание ее когнитивных особенностей и иерархического статуса приведены подробнее в: Магировская, 2007а; Магировская, 2007Ь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Болдырев, Н. Н. (2004) Концептуальное пространство когнитивной лингвистики // Вопросы когнитивной лингвистики. № 1. С. 18-36.

Болдырев, Н. Н. (2005) Категории как форма репрезентации знаний в языке // Концептуальное пространство языка : сб. науч. трудов. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. С. 16-39.

Болдырев, Н. Н. (2007) Проблемы исследования языкового знания // Концептуальный анализ языка: современные направления исследований : сб. науч. трудов. М. ; Калуга : ИП Кошелев А. Б. (Изд-во «Эйдос»). С. 95-108.

Магировская, О. В. (2007а) Человек в языке: в поисках функциональной представленности // Филология и культура. Тамбов : Изд-во ТГУ им. Г. Р. Державина. С. 156-158.

Магировская, О. В. (2007Ь) Интеграция основных видов когнитивной деятельности в рамках процесса познания // Вопросы когнитивной лингвистики. № 4. С. 119-127.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.