Научная статья на тему 'Терминологическое пространство антропоцентрической категории субъекта познания'

Терминологическое пространство антропоцентрической категории субъекта познания Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
137
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ / СУБЪЕКТ ЭМПИРИЧЕСКОГО ПОЗНАНИЯ / СУБЪЕКТ ПОНЯТИЙНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ / СУБЪЕКТ ИНТЕРПРЕТАТИВНО-ОЦЕНОЧНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ / THE SUBJECT OF COGNITION / THE SUBJECT OF EMPIRICAL COGNITION / THE SUBJECT OF BASIC COGNITION / THE SUBJECT OF INTERPRETATION AND EVALUATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Магировская Оксана Валериевна

Рассматривается проблема терминологического определения антропоцентрической координаты субъекта познания. Выделяются и обосновываются ее основные характеристики, позволяющие говорить об особом категориальном статусе данной координаты, выявляются ее составляющие, находящие свою репрезентацию в языке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terminological Space of the “Subject of Cognition” Anthropocentric Category

The article considers the problem of terminological definition of such anthropocentric coordinate as the subject of cognition. Its main features, proving its categorial status, are singled out, verbalized components are revealed.

Текст научной работы на тему «Терминологическое пространство антропоцентрической категории субъекта познания»

кто делает фальшивые монеты. А кто крадет лемех плуга и кто крадет другие вещи, одежду или деньги, или другие мелкие вещи, тот должен лишиться уха за первое преступление, а за вторую кражу он лишается ноги (стопы), а за третью кражу его следует повесить: так как идут не от большого к малому, а от малого к большому’.

Чаще всего наибольший объем в тексте. формулирующем норму права, занимают гипотеза и диспозиция, поскольку эта часть обосновывает и тяжесть санкции за совершенное правонарушение. Здесь описываются различные аспекты, связанные с этим нарушением (осложнения, в терминологии Лабова).

Детальное исследование лингвистических маркеров гипотезы, диспозиции и санкции в древних правовых текстах на французском языке даст возможность выявить границы композиционных отрезков текста статьи закона, а также их композиционно-стилистические особенности.

Список литературы

1. Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 24 (239). Филология. Искусствоведение. Вып. 57. 325 с.

2. Лейчик, В. М. Профессиональная и непрофессиональная лексика в профессиональных и непрофессиональных LSP. // Вестн. Челяб. гос. ун-та. 2011. № 24 (239). Филология. Искусствоведение. Вып. 57. С. 29-32.

3. Лотман, Ю. М. Тезисы к семиотическому изучению культур // Лотман, Ю. М. Семи-осфера. СПб., 2000. С. 504-525.

4. Лотман, Ю. М. Текст и функция // Лотман, Ю. М. Семиосфера. СПб., 2000. С. 434442.

5. Les Etablissements de Saint Louis. // Re-cueil general des anciennes lois fran^aises de-puis l’an 420 jusqu’a la revolution de 1789. Par MM.Jourdant, Decrusy, Isambert. T. 2. (12701308). P., s.a. P. 361-643.

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 31 (322).

Филология. Искусствоведение. Вып. 84. С. 57-59.

О. В. Магировская

ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО АНТРОПОЦЕНТРИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИИ СУБЪЕКТА ПОЗНАНИЯ

Рассматривается проблема терминологического определения антропоцентрической координаты субъекта познания. Выделяются и обосновываются ее основные характеристики, позволяющие говорить об особом категориальном статусе данной координаты, выявляются ее составляющие, находящие свою репрезентацию в языке.

Ключевые слова: субъект познания, субъект эмпирического познания, субъект понятийного осмысления, субъект интерпретативно-оценочного осмысления.

Введение новой координаты в научный терминологический обиход всегда связан с целым рядом трудностей и требует времени для принятия его научным сообществом. Очень часто данный процесс сопряжен с поиском другого, более точного и приемлемого варианта. В любом случае это положительный процесс, требующей более детального и системного исследования проблемы, стоящей за термином.

Своим появлением в лингвистической науке термин «субъект познания» обязан когнитивному направлению, позволившему рассматри-

вать антропоцентричность в языке не только в рамках процесса собственно речевой деятельности субъекта во всем множестве ее проявлений, но, прежде всего, в рамках деятельности мыслительной, когнитивной. Именно в рамках когнитивной лингвистики решается проблема языковой репрезентации мысли, исследования которой предполагают интеграцию знаний об основных процессах мыслительной деятельности и субъекте познания как активной антропоцентрической координате их активизации и осуществления.

58

О. В. Магировская

Учет такой стороны речемыслительной деятельности, как деятельность мыслительная (собственно процесс познания), которая предшествует порождению речи и, следовательно, выступает в качестве ее необходимого звена, приводит к необходимости и доказательной обоснованности рассматривать человека в языке как сложное, многокоординатное целое. Оно обязательно интегрирует в себе говорящего (координату, лежащую на поверхности целостной речемыслительной деятельности) и субъекта познания (координату, с которой связаны другие функциональные действия человека, которые он производит до озвучивания высказывания). Учет данной координаты, как представляется, позволяет более достоверно и правильно рассматривать проблему представленности человека в языке, поскольку учитывает целый ряд других неотъемлемых характеристик. Это прежде всего определенный уровень познания, мышления, сознания, который проявляется в способности получать знания и отбирать их для выражения своих мыслей, а также в способности осознавать себя в качестве говорящей, познающей и мыслящей индивидуальности, находить свое место в окружающем мире и т. д.

Еще в середине прошлого века А. А. Потебня высказывал мысли о том, что язык (все его механизмы, единицы и правила употребления) не может быть отделен от познающего субъекта, так как служит отражению и познанию действительности, одновременно предоставляя материал для ее репрезентации и осуществляя процесс создания мысли о ней [4]. Возникшая гораздо позже когнитивная лингвистика также исходит из того, что, говоря о вещах, индивид фиксирует определенный объем знания о них, ту степень их понимания, в которой они достигли ментальной репрезентации [5]. Соответственно, субъект познания - это носитель определенного языкового сознания, «проецирующий» на язык особенности своего организма, специфику ассоциативного механизма, выбор ракурса рассмотрения осмысливаемого отрезка реальной действительности, культурную принадлежность и т. д.

Именно такой огромный спектр характеристик человека придает термину «субъект познания» обобщенный характер. Он достаточно удобен для указания на человека в языке в рамках всей палитры когнитивной деятельности. В свою очередь, когда речь идет об отдельных видах когнитивной деятельности в их

неразрывной связи с языковыми единицами и уровнями, данного термина становится недостаточно. В результате возникает насущная необходимость конкретизации термина.

В рамках лингвистической науки логично рассматривать основные функциональные проявления субъекта познания относительно основных языковых уровней. При этом мы исходим из того, что тесная взаимосвязь языка и сознания в рамках речемыслительной деятельности накладывает отпечаток на устройство языковой системы, и оно, в свою очередь, предполагает стремление к наиболее адекватной и полной репрезентации когнитивной деятельности субъекта познания. Это достигается за счет определенной корреляции уровней языковой категоризации и уровней когнитивной деятельности субъекта познания.

Структура языка, таким образом, отражает структуру внешней реальности опосредованно, а именно - через структуру деятельности познающего субъекта [1]. Опираясь на три основные модели категориального видения мира (термин Н. Н. Болдырева; см.: [3]), или типа категоризации (лексическую, грамматическую и модусную), представляется оправданным выделить три координаты функциональной представленности субъекта познания в языке. Это субъект эмпирического познания, субъект понятийного осмысления, субъект интерпретативно-оценочного осмысления. Они репрезентируют три основных уровня когнитивной активности субъекта познания: перцептивный (или эмпирическое познание), мыслительный (или понятийное осмысление) и интерпретативно-оценочный (или вторичное осмысление).

Деятельность субъекта эмпирического познания опирается на возможности физического контакта человека с миром. В результате формируются целостные представления о конкретных объектах и явлениях реальной действительности. Это зафиксировано в лексических единицах конкретно-предметной и конкретно-признаковой семантики. Кодируя концепт, первичное номинативное значение данных слов характеризуется способностью быстрой активизации его целостного образа. Оно тем самым выступает средством обобщения и аккумуляции всего эмпирического знания о данном концепте. Так, например, вопрос о том, ест ли человек сливу, активизирует определенные знания о вкусе, цвете, условиях произрастания данного фрукта и т. д. Отвечающий может даже вспомнить, когда он в последний раз ел

вишню, а также многое другое, что входит в его когнитивный опыт взаимодействия с миром вещей.

Деятельность субъекта понятийного осмысления предполагает концептуализацию и категоризацию знаний, сформированных на предыдущем когнитивном уровне, в рамках абстрактных концептуально-категориальных характеристик, выделяемых отдельной лингвокультурной общностью в качестве наиболее существенных. Данный важный аспект когнитивной деятельности фиксируется в грамматической системе языка как наиболее стабильной, целостной и системной. Являясь типичной и показательной для отдельной лингвокультурной общности, грамматическая система категоризации закрепляет в сознании наиболее общие и обычные для всех носителей языка отношения и процессы действительности [2]. В английском языке, например, морфологические формы артикля актуализируют такие универсальные когнитивные стратегии установления целостности предметного мира, как конкретизация (This is the boy I told you about), категориальное обобщение (I saw a boy there) и противопоставление (Boys will be boys).

В свою очередь, уровень когнитивной деятельности интерпретатора и субъекта оценки обеспечивает формирование субъективно-индивидуальной системы знаний. Здесь осуществляется интеграция двух предшествующих когнитивных уровней, что возможно благодаря действию различных ассоциативных механизмов.

Ассоциативная (интерпретативно-оценочная) переработка знаний проявляется, например, в возможности концептуализации и категоризации любой предметной сущности по определенной характеристике, которая хранится в сознании как концептуально доминирующая в конкретном концепте - чувственном образе, отличном от сущности, подлежащей концептуализации. Данный тип конфигурации функционален и находит свою репрезентацию в предложениях-высказываниях с указанием на четкий перцептивный образ, хранящийся в сознании конкретного индивида (субъекта вторичного осмысления) в качестве эталонно-

го для определенного признака (the colour of a brownish-yellow bruise, the size of a grapefruit, the taste of a ripe plum).

В таких случаях проявляется наиболее высокая ассоциативная активность субъекта познания, который оперирует конкретными эмпирическими концептами для индивидуального образного осмысления мира.

Таким образом, сложная структурная организация когнитивной деятельности человека в языковой системе, предполагающая взаимосвязь и интеграцию всех выполняемых им функций в процессе познания, свидетельствует прежде всего о том, что термин «субъект познания» может рассматриваться в качестве номинирующего целостное категориальное пространство когнитивной активности человека в процессе речемыслительной деятельности. В тех случаях, когда в фокус исследовательского внимания попадают отдельные языковые единицы и уровни, представляется более оправданным и доказательным опираться на термины, выделяемые внутри этой категории в качестве составляющих.

Термины «субъект эмпирического познания», «субъект понятийного осмысления», «субъект интерпретативно-оценочного осмысления» репрезентируют иерархическую организацию рассматриваемой категории субъекта познания и еще раз подчеркивают сложность охватываемого ими категориального пространства.

Список литературы

1. Абдуразаков, М. А. Семантические типы субъектов. Ташкент, 1991. 103 с.

2. Адмони, В. Г. Грамматический строй как система построения и общая теория грамматики. Л., 1988. 238 с.

3. Болдырев, Н. Н. Категории как форма репрезентации знаний в языке // Концептуальное пространство языка. Тамбов, 2005. С. 16-39.

4. Потебня, А. А. Из записок по русской грамматике. Т. III. Об изменении значения и заменах существительного. М., 1968. 551 с.

5. Jackendoff, R. Semantics and Cognition. Cambridge ; London, 1983. 283 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.