Научная статья на тему 'Особенности языковой реализации религиозного стиля в дистантном общении посредством Интернета (на базе инстаграм-аккаунтов)'

Особенности языковой реализации религиозного стиля в дистантном общении посредством Интернета (на базе инстаграм-аккаунтов) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
189
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОЗНЫЙ СТИЛЬ / ЯЗЫК / ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ / СЕМАНТИКА / ГРАММАТИЧЕСКИЕ ФОРМЫ СЛОВ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ МОДЕЛИ / RELIGIOUS STYLE / LANGUAGE / INTERNET COMMUNICATION / SEMANTICS / GRAMMATICAL FORMS OF WORDS / DERIVATIONAL MODELS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стаценко Анна Сергеевна, Рыженко Юрий Александрович

В статье рассматривается малоизученный в современном русском языке религиозный стиль с точки зрения анализа языковых особенностей его реализации посредством Интернета, в частности на базе инстаграм-аккаунтов. Языковые особенности любого функционального стиля являются одной из важнейших характеристик, которые позволяют отделить один функциональный стиль современного русского литературного языка от другого. В работе анализируются микротексты, опубликованные в аккаунтах сети «Инстаграм» религиозных деятелей, обобщаются их фонетические, лексические, грамматические особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF LANGUAGE REALISATION OF RELIGIOUS STYLE IN DISTANCE COMMUNICATION THROUGH THE INTERNET NETWORK (ON THE BASIS OF INSTAGRAM ACCOUNTS)

The article deals with the little-studied in the modern Russian language religious style from the perspective of the analysis of the linguistic peculiarities of its implementation through the Internet, in particular, on the basis of Instagram accounts. The linguistic peculiarities of any functional style are one of the most important characteristics that allow separating one functional style of the modern Russian literary language from another. The authors analyse micro-texts published in religious figures’ accounts of the Instagram network and summarise their phonetic, lexical and grammatical peculiarities.

Текст научной работы на тему «Особенности языковой реализации религиозного стиля в дистантном общении посредством Интернета (на базе инстаграм-аккаунтов)»

https://doi.orq/10.30853/filnauki.2019.5.52

Стаценко Анна Сергеевна, Рыженко Юрий Александрович

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СТИЛЯ В ДИСТАНТНОМ ОБЩЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТА (НА БАЗЕ ИНСТАГРАМ-АККАУНТОВ)

В статье рассматривается малоизученный в современном русском языке религиозный стиль с точки зрения анализа языковых особенностей его реализации посредством Интернета, в частности на базе инстаграм-аккаунтов. Языковые особенности любого функционального стиля являются одной из важнейших характеристик, которые позволяют отделить один функциональный стиль современного русского литературного языка от другого. В работе анализируются микротексты, опубликованные в аккаунтах сети "Инстаграм" религиозных деятелей, обобщаются их фонетические, лексические, грамматические особенности. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^^СИЭ/б^.^т!

Источник

Филологические науки. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 5. C. 245-248. ISSN 1997-2911.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/2.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/2/2019/5/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: phil@gramota.net

УДК 801.5.559.1 Дата поступления рукописи: 27.03.2019

https://doi.org/10.30853/filnauki.2019.5.52

В статье рассматривается малоизученный в современном русском языке религиозный стиль с точки зрения анализа языковых особенностей его реализации посредством Интернета, в частности на базе инстаграм-аккаунтов. Языковые особенности любого функционального стиля являются одной из важнейших характеристик, которые позволяют отделить один функциональный стиль современного русского литературного языка от другого. В работе анализируются микротексты, опубликованные в аккаунтах сети «Инстаграм» религиозных деятелей, обобщаются их фонетические, лексические, грамматические особенности.

Ключевые слова и фразы: религиозный стиль; язык; интернет-общение; семантика; грамматические формы слов; словообразовательные модели.

Стаценко Анна Сергеевна, к. филол. н., доцент Рыженко Юрий Александрович, к. филол. н., доцент

Кубанский государственный технологический университет, г. Краснодар annaphil@mail. т; kafedrarus@list. т

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РЕЛИГИОЗНОГО СТИЛЯ В ДИСТАНТНОМ ОБЩЕНИИ ПОСРЕДСТВОМ ИНТЕРНЕТА (НА БАЗЕ ИНСТАГРАМ-АККАУНТОВ)

В последние годы функциональная стилистика в современном русском литературном языке является полем активных лингвистических исследований, поскольку изменение внешних факторов повлекло за собой и изменение внутренних: открытое изучение религиозной сферы деятельности стало возможным лишь после снятия социального табу с этой темы [19, с. 163]. С начала XXI века заговорили о выделении нового функционального стиля в системе уже существующих стилей русского литературного языка, а его терминологические и содержательные особенности породили целый ряд публикаций на эту тему. В настоящее время вопрос о наименовании (в научной литературе можно встретить несколько версий: религиозный, религиозно-проповеднический, церковно-проповеднический, церковно-религиозный стиль) языковой и жанровой специфики этого стиля дискутируется во многих работах [17].

Очевидным и не требующим доказательств остается одно: игнорировать новое языковое явление невозможно. Религиозный стиль обладает всем необходимым набором инструментов, чтобы его можно было считать не просто разновидностью (подстилем) публицистического или разговорного стиля, а самостоятельным, сформированным и законченным стилем. Так, он обладает всеми необходимыми характеристиками: имеет собственную сферу употребления, цель, жанровую дифференциацию и особые языковые черты, это позволяет говорить о его независимом статусе в системе функциональных стилей.

В современном русском языке семантика слова «стиль» имеет и более широкое, и более узкое значение. Так, расширение сферы употребления этого термина привело к тому, что его определение включает не только и не столько функциональную характеристику, но и индивидуальные особенности говорящего, например манеру, языковые особенности, пристрастия того или иного индивида, языковую парадигму эпохи, способ реализации речевых актов.

То есть функциональный стиль - это сочетание некоторого количества определений, которые включают в понятие «стиль»: это и определенный набор языковых знаков, которые присущи той сфере деятельности, в которой они употребляются, и определенная функция этих знаков, реализующихся в конкретных актах, жанрах.

Безусловно, границы функциональных стилей зачастую оказываются размытыми, можно выделить целый ряд корреляций и совпадений между различными функциональными стилями, наличие общих черт, поскольку сами стили не представляют собой замкнутую, закрытую систему. Взаимодействие функциональных стилей связано с двумя противоположными тенденциям: со слиянием и с разграничением.

В современном мире уже невозможно представить процесс коммуникации без использования Интернета, ее феномен объясняют по-разному, также по-разному и определяют будущее этого явления: в качестве одного из каналов связи, в данном случае электронного; в качестве особого коммуникативного вида, который сможет конкурировать и заместить устную и письменную формы общения; в качестве нового, особого функционального стиля (интернет-стиль), который со временем займет свое место в системе стилей современного русского литературного языка [1, с. 30].

На наш взгляд, интернет-общение включается в жанровую специфику любого функционального стиля. Под жанром мы понимаем устойчивый, тематический, композиционный и стилистический тип текста, набор конкретных форм реализации текста с учетом сферы, задач и целей [20, с. 104]. Понятие «жанр» включает в себя целый ряд характеристик: способ реализации, авторскую интенцию, форму текста, структуру, тематику, объем, количество затронутых проблем, выражение субъективности, образ адресанта и адресата, способ реализации [18, с. 95]. Последняя особенность напрямую касается способов передачи информации. С этой точки зрения можно выделить:

1) прямой способ - общение без использования дополнительных вспомогательных средств;

2) непрямой способ - общение с использованием дополнительных вспомогательных средств:

а) бумаги (письма, записки);

б) телефона (беседа, смс);

в) Интернета (чат, блог, форум) и так далее.

Интернет-дискурс имеет неповторимые характеристики, совмещающие в себе черты разных видов общения. Количество форм, или жанров, в которых на сегодняшний день существует такое общение, практически неограниченно и постоянно растет: чат, блог, интернет-дневник, сообщества, форумы, сайты, онлайн-консультации, электронная почта, скайп.

Каждый функциональный стиль имеет свои неповторимые языковые характеристики. Целью нашей работы является изучение языковых особенностей религиозного стиля на материале инстаграм-аккаунтов, включающих в себя микротексты, которые могут содержать не более 2000 знаков. В современном мире «Инста-грам» - один из главных инструментов формирования общественного мнения, площадка для открытого выражения мыслей, дискуссии [3, с. 177], а языковые особенности того или иного функционального стиля -это те показатели, которые не только определяют место функционального стиля в языковой системе, но и позволяют решить, можно ли отнести конкретный текст к тому или иному стилю. Для достижения поставленной цели в статье решаются следующие задачи: изучить и обобщить языковые особенности религиозного стиля в области фонетики, лексики, словообразования, грамматики.

Научная новизна нашего исследования состоит в том, что изучение религиозного стиля с этой точки зрения является полем малочисленных лингвистических изысканий, поскольку большинство работ направлены на выявление языковых особенностей ритуализированных форм религиозного стиля: проповедь, молитва, литургия и так далее. Нас интересует не ограниченная ритуалами и формальными рамками речь, а речь непосредственная, с большой долей импровизации и личностных особенностей говорящего (пишущего). Рассмотрение языковых особенностей на материале микротекстов религиозного содержания является актуальным, так как позволяет не только изучить религиозный стиль с разных сторон его практического применения, но и дополнить существующие исследования новыми языковыми характеристиками.

Итак, к основным языковым особенностям религиозного стиля, реализующегося через инстаграм-аккаунты, можно отнести следующие особенности в области фонетики, которые присущи устной разговорной речи:

1) меньшая четкость произношения звуков;

2) растягивание гласных, напевность, особенно в цитатах, что может быть связано с необходимостью пропеть те или иные фразы во время религиозных служб;

3) наличие большого количества пауз, пустых или заполняемых растягиванием гласных либо словами-паразитами: например, так сказать, да, ну, а.

В области лексики можно наблюдать следующие тенденции:

1) частое употребление антонимов: мозгами забыли, но душой помним добро - зло, плохое - хорошее, в том числе контекстуальные антонимы: печаль и надежда, добродетели - слабости [9; 11];

2) употребление синонимов: обязательность, незаменимость, существенность [15];

3) преобладание слов с абстрактным значением над конкретным: вера, грехи, верность;

4) лексическая разнородность, употребление общекнижной лексики, терминов, заимствований, слов высокой стилистической окраски, разговорных слов, просторечия, диалектизмов: венец природы, кров, отрадно, дурак, скулит, дико читать [4; 9; 15];

5) употребление собственных имен: Матфей, Иоанн, Лука, Марк; лексики родственных отношений: сестра, отец;

6) использование фразеологизмов: притча во языцех, лезть на рожон [9; 15];

7) развитая многозначность: предстать перед Великим Судом (умереть) [15];

8) употребление библеизмов: блудный сын, Голиаф [9];

9) придание словам из разных сфер языка оценочного значения: служить Богу ревностно [15];

10) использование книжных слов с торжественной, патетической, риторической окраской: благословение, всепрощение [9];

11) употребление слов из пассивного словарного запаса: сей, юдоль [Там же];

12) использование речевых стандартов - устойчивых в составе и воспроизводимых в готовом виде языковых средств, которые способствуют быстрой передаче информации: бороться с унынием [10];

13) употребление смысловых повторов на уровне слова, предложения: «Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву? Ну что значит, нет сил на молитву?» [Там же].

В области словообразования можно выделить следующие особенности:

1) продуктивность русских приставок -о, -во, -при: воцерковленный, одержимость, причастие;

2) образование существительных с отвлеченным значением на -ость, -ство, -ыня, -ени: дерзость, пьянство, смирение [5; 8];

3) употребление существительных, обозначающих принадлежность лица к церковной иерархии: протоиерей, Патриарх, священник;

4) распространенность слов, образованных сложением основ и слов: всемогущий, великомученик, самоосуждение [7; 16].

В области морфологии можно выделить:

1) преобладание винительного и родительного падежа: ощутить присутствие Бога, содержание молитвы [6];

2) частое употребление глаголов в прошедшем времени, вероятно, из-за обращения к прошлому опыту, уже свершившимся фактам: пришли к батюшке, Похвалил кто? Побранил? [8; 14];

3) употребление сравнительных оборотов: мысль, как клинок оттачивается [9];

4) преобладание глагола над существительным, в качестве сказуемого чаще используется именно краткое прилагательное: люди изменчивы [5];

5) часто представлены формы деепричастия и причастия: Не видите ли, что пчела, ужалив, умирает; люди, сохранившие любовь [8; 13];

6) часто употребляется формы повелительного наклонения глагола: Помогайте мужу быть главой семьи [15];

7) часто употребляется глагол в инфинитиве: умирать, учиться;

8) часто употребляются служебные части речи: частицы, междометия (именно, ведь, же, ну, о);

9) характерно употребление формы единственного числа существительного в значении множественного:

верующий, христианин;

10) употребление неисчисляемых существительных в форме множественного числа: бури жизни, очевидности [2; 9];

11) приобретение значения совокупности форм множественного числа существительного: верующие, священники.

В области синтаксиса для религиозного стиля характерно:

1) употребление как развернутых синтаксических конструкций, так и конструкций разговорной речи, в том числе слов-предложений: Рождество. Всю короткую земную жизнь свою Христос шел от одной пещеры к другой, от пеленок Младенца к пеленам погребения, а вовсе не от почестей к почестям [9];

2) употребление эмоционально окрашенных конструкций: восклицательных и вопросительных предложений: О чем молиться в Раю? Да ты зомбированный! Господь с вами, в том числе и риторических вопросов: Остались еще в России православные старцы? [2; 9];

3) употребление обращений: Дорогие братья и сестры, друзья мои, сестра во Христе [9; 15];

4) использование инверсии: «...не умрет он ранее, нежели увидит собственными глазами Христа Господня» [9]; «...а сил обратиться ко Христу за помощью нет, так как обида на Него большая» [15];

5) употребление однородных членов: Слова богородичных молитв вдруг наполнились смыслом, глубиной и радостью [Там же];

6) введение в авторский текст прямой речи, цитирования: «Я свет миру», «Ты не искал бы меня, если бы уже не нашел» [9];

7) употребление парцелляции: Грусть родилась от чувства потери. Такой потери, про которую ты забыл [Там же];

8) частое употребление вводных слов и словосочетаний: «Итак, ревность к добрым делам, ревность, зрячая и осмысленная, с рассуждением, нужна человеку, как воздух» [Там же]; «Еще несколько лет, и, возможно, у них уже будут свои семьи... » [15];

9) употребление безличных предложений: «Стоило только родиться ему на земле...» [9]; «Должно произносить молитву крайне неспешно» [12];

10) употребление эпифоры: «Как бороться с унынием, если даже нет сил на молитву? Ну что значит, нет сил на молитву?» [10].

Кроме уже упомянутых особенностей можно сказать о нескольких, относящихся к области экстралингвистических средств:

1) использование разнообразных смайликов, что позволяет в печатном тексте передавать не только особенности авторской интонации, но и демонстрировать отношение говорящего к тому, о чем он пишет;

2) частое использование заглавной буквы в двух основных случаях: если речь идет об упоминании Бога и ссылки на него: Он, Сам, Господь или при желании выделить важное в тексте: однажды повстречаться с Истиной, открывает бесконечное, уже напоминающее будущий Гроб [9].

Таким образом, анализ языковых особенностей религиозного стиля в инстаграм-аккаунтах в области фонетики, лексики, словообразования, грамматики позволяет говорить о наличии как особых, присущих только ему, характеристик, к которым, в частности, можно отнести обилие цитат из религиозных текстов, библеизмов, слов с высокой эмоциональной окраской, так и сходных с другими функциональными стилями черт. С этой точки зрения религиозный стиль представляет собой совокупность таких явлений, которые встречаются во всех функциональных стилях: от научного стиля он заимствует точность, от официально-делового - клишированность и стандартизированность, от публицистического - средства убеждения, от разговорного - широту языковых средств. Сочетание таких разноплановых языковых явлений может быть связано с особенностями целевой установки религиозных текстов: с одной стороны, желание говорящего сделать текст максимально убедительным и эффективным, с другой - максимально точным и последовательным.

Список источников

1. Антонов В. П. О стилевых чертах интернет-стиля // Коммуникативная лингвистика: вчера, сегодня, завтра: сборник материалов Международной научной конференции / под общ. ред. Р. С. Сакиевой. Армавир: АЛУ, 2005. С. 30-39.

2. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) [Электронный ресурс] // Православное обозрение. URL: www.instagram. com/pravoslavnoe_obozrenie/?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

3. Грахова И. А., Дрынь Я. А. Анализ социальной сети Instagram как инструмента формирования общественного сознания // Актуальные проблемы авиации и космонавтики. 2017. Т. 3. С. 175-177.

4. Игумен Никон Воробьев [Электронный ресурс] // Болгар Православный. URL: www.instagram.com/bolgar.pravoslavny/ ?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

5. Иероним Эгинский [Электронный ресурс] // Православное обозрение. URL: www.instagram.com/pravoslavnoe_obozrenie/ ?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

6. Иоанн Кронштадтский [Электронный ресурс] // Православное обозрение. URL: www.instagram.com/pravoslavnoe_ obozrenie/?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

7. Митрополит Тихон (Шевкунов) [Электронный ресурс] // Православное обозрение. URL: www.instagram.com/pravoslavnoe_ obozrenie/?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

8. Преподобный Гавриил (Ургебадзе) [Электронный ресурс] // Православное обозрение. URL: www.instagram.com/ pravoslavnoe_obozrenie/?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

9. Протоиерей Андрей Ткачев [Электронный ресурс]. URL: www.instagram.com/andreytkachev_official/?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

10. Протоиерей Валериан Кречетов [Электронный ресурс] // Православное обозрение. URL: www.instagram.com/ pravoslavnoe_obozrenie/?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

11. Святейший Патриарх Кирилл [Электронный ресурс]. URL: www.instagram.com/patriarchkirill/?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

12. Святитель Игнатий Брянчанинов [Электронный ресурс] // Православное обозрение. URL: www.instagram.com/ pravoslavnoe_obozrenie/?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

13. Святитель Иоанн Златоуст [Электронный ресурс] // Православное обозрение. URL: www.instagram.com/ pravoslavnoe_obozrenie/?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

14. Святитель Феофан [Электронный ресурс] // Православное обозрение. URL: www.instagram.com/pravoslavnoe_obozrenie/ ?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

15. Священник Павел Островский [Электронный ресурс]. URL: www.instagram.com/pavelostrovski/?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

16. Серафим Саровский [Электронный ресурс] // Православное обозрение. URL: www.instagram.com/pravoslavnoe_ obozrenie/?hl=ru (дата обращения: 27.02.2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Стаценко А. С. Религиозный стиль как особый функциональный стиль современного русского языка // Актуальные вопросы филологических исследований: материалы III Международной научно-практической конференции, посвященной 195-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского / Кубанский государственный технологический университет. Краснодар: Юг, 2016. С. 44-47.

18. Стаценко А. С. Языковой жанр как сложноструктурированный тип текста // Научные труды Кубанского государственного технологического университета. 2016. № 3. С. 88-98.

19. Стаценко А. С., Рыженко Ю. А. О категориях морфологического и синтаксического времени (на материале текстов религиозного стиля) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2015. № 6 (48). Ч. 2. С. 163-165.

20. Федосюк М. Ю. Нерешенные вопросы теории речевых жанров // Вопросы языкознания. 1997. № 5. С. 102-121.

PECULIARITIES OF LANGUAGE REALISATION OF RELIGIOUS STYLE IN DISTANCE COMMUNICATION THROUGH THE INTERNET NETWORK (ON THE BASIS OF INSTAGRAM ACCOUNTS)

Statsenko Anna Sergeevna, Ph. D. in Philology, Associate Professor Ryzhenko Yurii Aleksandrovich, Ph. D. in Philology, Associate Professor Kuban State Technological University, Krasnodar annaphil@mail. ru; kafedrarus@list. ru

The article deals with the little-studied in the modern Russian language religious style from the perspective of the analysis of the linguistic peculiarities of its implementation through the Internet, in particular, on the basis of Instagram accounts. The linguistic peculiarities of any functional style are one of the most important characteristics that allow separating one functional style of the modern Russian literary language from another. The authors analyse micro-texts published in religious figures' accounts of the Instagram network and summarise their phonetic, lexical and grammatical peculiarities.

Key words and phrases: religious style; language; Internet communication; semantics; grammatical forms of words; derivational models.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.