Научная статья на тему 'Особенности языкового сознания юристов (на примере свободного ассоциативного эксперимента)'

Особенности языкового сознания юристов (на примере свободного ассоциативного эксперимента) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности языкового сознания юристов (на примере свободного ассоциативного эксперимента)»

тодология современного языкознания: Сб. статей / отв. Ред Сонин А.Г., Баранов А.С. - М.: АСОУ. - 2010 - 260 с.

Е.В. Вилисова

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКОВОГО СОЗНАНИЯ ЮРИСТОВ (НА ПРИМЕРЕ СВОБОДНОГО АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА)

Языковое сознание в отечественной психолингвистике трактуется Е.Ф. Тарасовым как «совокупность перцептивных и концептуальных знаний личности об объекте реального мира, опосредованный языком образ мира той или иной культуры. Функционирование языкового сознания связано с механизмами порождения, понимания речи и хранения языка в сознании, то есть психическими механизмами, обеспечивающими процесс речевой деятельности человека» [1].

А. Вежбицкая указывает, что языковое сознание обладает разными уровнями, оно содержит факты, лежащие на поверхности, и факты, скрытые глубоко [2. С. 244]. В выборе языковых средств и в процессах понимания текста участвуют бессознательные механизмы и осознанные действия. Как правило, этот выбор индивидуален и ситуативно обусловлен.

Общеизвестно, что языковое сознание личности испытывает определённое влияние со стороны профессиональной сферы.

Цель нашего исследования - выявить особенности влияния профессиональной культуры на языковое сознание юристов. Предметом исследования выступила специфика образов языкового сознания представителей юридической профессиональной культуры.

Для достижения поставленной цели мы предприняли исследование данных свободного ассоциативного эксперимента (далее - АЭ). Изучив специализированные тексты, мы составили анкету, включающую 97 многозначных слов, которые у представителей разных специальностей могут иметь разное значение. Эксперимент проходил в 2 этапа. По результатам пилотажного эксперимента анкета была сокращена и переработана. В эксперименте приняли участие студенты, обучающиеся на 3-5 курсах Южно-Уральского государственного университета, а также юристы-специалисты, работающие по специальности более 10 лет.

Языковое сознание юриста формируется под воздействием специализированной сферы - юриспруденции. Центральным компонентом сознания представителей данной профессиональной группы должно быть правовое сознание, которое тесно переплетено с нравственной, политической, религиозной формами общественного сознания. Одним из уровней правосознания является профессиональное правосознание, которое «складывается в ходе специальной подготовки (например, при обучении в юридическом учебном заведении), в процессе осуществления практической юридической деятельности». С.С. Алексеев говорит о том, что «субъекты этого уровня обладают специализированными, детализированными знаниями действующего законодательства, умениями и навыками его применения» [3. С. 279].

В правосознании отражается общественная жизнь. В качестве специфических способов отражения В.В. Кожевников называет правовые категории и понятия: права и обязанности, закон и законность, суд и правосудие и т.д. [4. С. 15].

Рассмотрим особенности восприятия юристами таких понятий как «закон» и «права». Частотные реакции на стимул «закон»: федеральный, конституционный, нормативный, уголовный кодекс, кодекс, право, истина, порядок, соблюдать, суд, правило, акт, сила.

В юриспруденции понятие «закон» относится к сфере, которая моделирует и регулирует модель должного поведения. Согласно энциклопедии юриста, конституционный закон является совокупностью нормативных актов, которые образуют конституцию госу-

дарства. «Федеральный конституционный закон РФ - один из видов законов, предусмотренных Конституцией РФ. Уголовный кодекс - это отличающийся внутренним единством законодательный акт, представляющий собой систему взаимосвязанных норм, которые устанавливают основание и принципы уголовной ответственности, определяют, какие опасные для личности, общества или государства деяния признаются преступлениями, устанавливают виды наказаний и иные меры уголовно-правового характера за совершение преступлений» [5].

Таким образом, полученные реакции являются компонентами профессиональной культуры юриста и репрезентируют правосознание, являющееся центральным компонентом языкового сознания юристов.

Среди распространённых реакций на стимул «права» выделяются: обязанности, человека, гражданина, конституция, свобода, автомобиль. Каждый человек, являясь гражданином определённой страны, обладает рядом прав (в том числе правом на свободу) и обязанностей, провозглашённых конституцией. Реакция «автомобиль» репрезентирует обыденное сознание. К реакциям данного типа на указанный стимул относятся единичные реакции водительские, машина, светофор, авто, управление.

Профессия «юрист» относится к типу, который Е.А. Климов называет «человек-человек». Работа представителей данной специальности сосредоточивается на людях. Показательно, что среди реакций на все приведённые стимулы студентов 3 курса преобладают одушевлённые существительные (юрист, человек, аспирант, партнёр, прокурор, адвокат, чиновник). У студентов 5 курса разрыв в количестве употребления неодушевлённых и одушевлённых существительных значительно сокращается. И у специалистов, работающих в органах суда, среди ответов преобладают неодушевлённые существительные (кодекс, акт, правило, свобода, обязанности, работа, материал, конституция, честность, истина).

Такое смещение в сторону объектных отношений сами юристы объясняют следующим образом: в процессе профессиональной деятельности специалистам приходится сталкиваться с примерами действий различной степени жестокости и тяжести. Приходится много работать с бумагами, труд становится автоматическим. Существующая система нормативов отчётности формализует деятельность юристов: правила, распорядки, практика, стандарты, инструкции становятся формирующими «мира» юриста. В каждом конкретном деле специалист видит уже не субъекта, а некое абстрактное правоотношение без субъекта. В таком случае из процесса исключаются эмоции. Вероятно, это является проявлением механизма защиты от «профессионального выгорания».

Любопытен факт, что среди полученных реакций практически отсутствуют глаголы. Единичными были реакции «соблюдать, качать, нарушать, выполнять». Указанные слова закреплены в обыденном сознании и отражают необходимость следовать существующим законам. Люди в повседневной жизни сталкиваются с различными правовыми предписаниями: в новостных и информационных сообщениях о деятельности тех или иных органов содержится информация о том, как выполняются определённые законы, что следует за нарушение чьих-либо прав, акцентируется внимание на том, какие правила необходимо соблюдать. Данные реакции могут рассматриваться как существующие вне профессиональной культуры и не закреплённые в профессиональном языковом сознании.

Анализируя реакции, мы обратили внимание на изменение характера прилагательных, которые респонденты приводили на указанные стимулы. Наибольшее количество реакций-прилагательных приводили студенты 1 курса. С приобретением опыта определительные реакции («какое оно?») сокращаются.

Изменяется и соотношение реакций-прилагательных, рассматриваемых с точки зрения положительной/отрицательной оценки. Проведённое исследование показало, что самые яркие эмоции вызывают слова, связанные с текущим состоянием, в котором испытуемые заполняли анкеты. Приводя реакции на слова, которые можно отнести к сфере профессиональной деятельности юристов, респонденты чаще использовали слова с положи-

тельной оценкой: речь - грамотная, правильная, чёткая, связная, интересная; информация - нужная, необходимая, полезная, важная.

Однако постепенно в речи юристов начинает преобладать нейтральная лексика без эмоционально-оценочного компонента. Приводимые студентами пятикурсниками и юристами-специалистами прилагательные чаще относятся к юридической сфере и могут быть рассмотрены, как часть правового сознания юриста (например: нормативный, уголовный, конституционный, федеральный, арбитражный).

Таким образом, наши данные подтверждают, что теоретические дисциплины, которые преподают студентам в процессе обучения и в ходе дальнейшей профессиональной деятельности, накладывают отпечаток на качество работы, на самооценку, самосознание и языковое сознание юристов. Результаты, полученные нами в ходе АЭ, косвенно указывают на то, что в процессе профессионализации юристы приобретают необходимые профессиональные компетенции и то, как изменяются их нормы поведения и ценностные ориентиры, идеалы и внутренние структуры личности. Уже на 3 курсе студенты начинают предъявлять к себе и своему труду повышенные требования, оценивая себя как участников юридической профессиональной культуры. Происходит формирование профессионального языкового сознания - правосознания.

Интерес представителей данной группы смещается с человеческой сферы на предметную область: вместо человека, юрист начинает видеть некое абстрактное правоотношение без субъекта.

Появление среди реакций названий нормативных документов может свидетельствовать о взаимосвязи места учёбы и дальнейшего места работы. Таким образом полученные знания реализуются в профессиональной деятельности. Подобная взаимосвязь является важной составляющей профессионального языкового сознания.

Литература

1. Тарасов Е.Ф. Актуальные проблемы анализа языкового сознания // Языковое сознание и образ мира: сборник научных статей. - http://www.ilmg-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book2000/html_204/1-3.html.

2. Вежбицкая А. Язык, культура, познание. - М.: Русские словари, 1996. - 416 с.

3. Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. - М.: Норма, 2005. - 496 с.

4. Кожевников В.В. Общественное мнение и право // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омская академия МВД России, 2001. - № 2 (16). - С.12-23.

5. Энциклопедия юриста. - http://eyu.sci-lib.com/.

Л.В. Воронина

КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ИМЕННЫХ ПРОИЗВОДНЫХ СЛОВ

НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА

Словообразование с позиций когнитивно-дискурсивного анализа представляет собой, с одной стороны, познавательный процесс, в ходе которого с помощью ментальных операций на основе старых знаний происходит категоризация нового знания, а с другой стороны, результат когнитивных операций, отраженных в актах номинации конкретного языка.

Изучение деривационных процессов как процесса и как результата когнитивных операций позволяет выявить универсальное и особенное в восприятии и осмыслении действительности представителями разных культур.

Процесс образования производного слова отражает процесс развития концептуальной системы человека. Как производное слово возникает на основе имеющихся в опреде-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.