Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННЫХ ТЕКСТАХ СМИ УЗБЕКИСТАНА'

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННЫХ ТЕКСТАХ СМИ УЗБЕКИСТАНА Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
119
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / МНЕНИЕ / КОММУНИКАЦИЯ / СРЕДСТВО / СОЗНАНИЕ / НОСИТЕЛЬ / ПРЕССА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Шадиева Д.К., Рахматуллаева Г.Ш.

Формируя общественное мнение, средства массовой информации выполняют идеологическую функцию. СМИ создают информационное поле для идеологической деятельности, где каждый носитель идеологии может выразить свое мнение. В данной работе изучается различное влияние СМИ на общественное мнение, раскрывается общественное мнение как часть массового сознания, определяется сущность идеологической функции СМИ, выделяются особенности и каналы влияния СМИ на общественное мнение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE LANGUAGE IN MODERN MEDIA TEXTS IN UZBEKISTAN

In shaping public opinion, the media fulfill an ideological function. The media create an information field for ideological activity, where every bearer of ideology can express their opinion. This paper examines the various influence of the media on public opinion, reveals public opinion as part of the mass consciousness, determines the essence of the ideological function of the media, highlights the features and channels of influence of the media on public opinion.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННЫХ ТЕКСТАХ СМИ УЗБЕКИСТАНА»

УДК 372.881.1

Шадиева Д.К.

Термезский государственный университет

Рахматуллаева Г.Ш.

Термезский государственный университет

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННЫХ ТЕКСТАХ СМИ

УЗБЕКИСТАНА

Аннотация: Формируя общественное мнение, средства массовой информации выполняют идеологическую функцию. СМИ создают информационное поле для идеологической деятельности, где каждый носитель идеологии может выразить свое мнение. В данной работе изучается различное влияние СМИ на общественное мнение, раскрывается общественное мнение как часть массового сознания, определяется сущность идеологической функции СМИ, выделяются особенности и каналы влияния СМИ на общественное мнение.

Ключевые слова: информация, мнение, коммуникация, средство, сознание, носитель, пресса.

Shadieva D. K. Termez state University Rakhmatullaev Sh. Termez state University

FEATURES OF THE LANGUAGE IN MODERN MEDIA TEXTS IN

UZBEKISTAN

Abstract: In shaping public opinion, the media fulfill an ideological function. The media create an information field for ideological activity, where every bearer of ideology can express their opinion. This paper examines the various influence of the media on public opinion, reveals public opinion as part of the mass consciousness, determines the essence of the ideological function of the media, highlights the features and channels of influence of the media on public opinion.

Keywords: information, opinion, communication, means, consciousness, carrier, press.

Наше время- современное время активных, социальных политических, экономических времён, которые издревле не могут не найти своё отражение в языке, активно и повседневно использующемся обществом как средство коммуникации и целого общества. Современная эпоха актуализировала многие процессы и изменения в языке, которые в других условиях могли бы быть менее заметными, более сглаженными.

Новые реалии новая ситуация определяют изменения языкового, стилевого облика журналистики, а также и некоторых её содержательных черт. Это реально закономерно: в жизни меняется социальная действительность, другой становится и журналистика. Соответственно изменяются и теоретические представления о письменной речи, составляющих её категориях и понятиях, официальный взрыв не делает революции в языке как таковом, но активно влияет на речевую практику человека, общества, вскрывая языковые возможности, выводя их на поверхность. Под воздействием внешних факторов приходят в движение внутренние ресурсы языка, наработанные внутрисистемными отношениями, которые прежде не были востребованы. В целом языковые изменения и нормы языка осуществляются при взаимодействии причин внешнего и внутреннего порядка. Причём основа для изменений речевых норм заложена в самом языке, где действуют внутренние закономерности , причина которых, их движущая сила, заключена в системности языка.

В XXI веке, благодаря развитию научно-технического процесса складывается такая система массовой коммуникации, которая позволяет распространять информацию на практически неограниченную аудиторию. Поэтому СМИ является реальной силой, которая оказывает значительное влияние на жизнь современного общества. СМИ влияет на сохранение единства общества и формирование общественного мнения, на сознание людей и на систему духовных ценностей , на национальную культуру и на речевую практику социума.

В связи с этим язык СМИ становится объектом многих исследований -социолингвистических, психологических, культурологических, философских. Эти исследования особенно интересны в связи с тем что узбекские СМИ в последние годы претерпела большие существенные изменения , равно как изменились и её функции в кругу, и те тексты, которые СМИ вольно или невольно предлагают современному обществу в качестве прототипа. Если прежде СМИ фактически действовали в качестве своего рода вспомогательных войск общенациональной системы образования в распространении и пропагандировании национального языка, то в настоящее время модно говорить скорее о противоположной тенденции- СМИ не поддерживают те нормы речеупотребления , которые предлагает система образования, а отрицают их: иногда в целях большей красочности, яркости текста, иногда для забавы публики, иногда для того ,чтобы больше соответствовать вкусам и возможностям аудитории. Вследствие этого задачу рассмотрения текстов современных СМИ с точки зрения базовых представлений о языковых нормах можно считать весьма интересной и плодотворной.

В наше время нелегко встретить человека , который абсолютно, равнодушен к современной речи. Колебания и сложность норм русского литературного языка встречается у старшего и младшего поколения. В

последнее время интерес к русскому языку стал совсем не отвлечённый характер. Это всё отражается на широких и горячих диспутах, которые уже несколько лет ведутся на страницах СМИ.

Таким образом, жизнь языка органично связана с жизнью общества, но не подчинена ей целиком из-за персональной системной организованности. Так в языковом движении встречаются процессы саморазвития с процессами, стимулированными с внешней стороны. Таким образом, обращаясь к изучению состояния языка отечественной прессы сегодняшнего дня, важно разграничивать вопросы собственно языковые и вопросы языкового вкуса исторического момента.

Настоящая работа представляет собой исследование, которая посвящается роли речевым нормам языка СМИ в современном обществе. В последние 10-15 лет , в русском языке происходят значительные изменения. Они настолько радикальны, что появилось понятие «языковая революция». Раздельные перемены произошли во всех сферах общения, причём они видны в сфере газетно-публицистической речи. Главную особенность этих перемен можно определить как размывание границ стилей. Радикальные изменения в представлениях норм требует рассмотрения природы языковой нормы как таковой, определения источника нормирования, а затем исследования языка СМИ в качестве образца в современном социуме. Не мысленно также расценивать стилистические особенности масс-медиального дискурса в отрыве от целого ряда социокультурных изменений последнего времени. « Эволюция газетно-публицистического стиля в русском языке XX века показывает чёткую связаность стилистических систем языка от социальных факторов. И в этом отношении феномен русского газетно- публицистического стиля представляет редкий материал для исследований.

На основе анализа медиа-текстов последнего десятилетия можно судить о том, что в современном русском языке тенденции к демократизации и интеллектуализации существуют одновременно. Противоборство тенденций приводит к разграничению их сфер влияния-за интеллектуализацией закрепляется научная терминология и письменная форма языка, демократизация проявляется в изменении речи, сплочение письменных форм с устными.

Нынешние представления о речевой норме на первый план выдвигают коммуникативную, а не ортологическую природу нормы. Несмотря на то, что важность нормы как социокультурного фактора признаётся многими исследованиями, « плавающие», «гибкие», вариативные нормы не выполняют ни функции связи положений, ни функции объединения общества на основе следования единым нормам языка, которые используются в процессе коммуникации. Изучение особенности текстов современных СМИ показывают не отсутствие нормы, а образование новых норм. Эти нормы могут опровергать традиционным представлениям, их

можно характеризовать как «гибкие» «плавающие», но это не отсутствие норм как таковых.

Средства массовой информации, до недавнего времени, которые играли объединяющую и предписывающую роль для формирования, поддержания в распространения единых нормативных принципов, в настоящий период в силу ряда причин способствуют быстрой смене нормативных прототипов в языковой фрагментации.

Для привлечения читателя внимания в настоящее время используются различные приёмы языковой игры, которая чаще всего проявляется в создании авторских окказионализмов, использование новых заимствований, трансформации устойчивых выражений и сочетаний разностилевых элементов в пределах одного текста. Стремление к не правильности речи, а прежде всего к её чёткости, выразительности, яркости, нередко приводит к разного рода речевым ошибкам. В условиях, когда именно СМИ определяют состояние литературного языка, такие ошибки моментально обретают характер массовых, изменяя представление о правильном и неправильном, о допустимом и недопустимом. Как часто бывает в переломные эпохи, на рубеже тысячелетий в Узбекистане образовалась новая языковая ситуация. Происходит активное перемешивание языков различных социальных и профессиональных групп, увеличивается круг заимствований, размываются границы литературного языка, меняется стратегия телевидения и радио: растёт число передач прямого эфира, различные ток-шоу, сериалов, как зарубежных, так и отечественных, рекламы, наконец.

Использованные источники:

1. Александрова, O.B. Соотношение устной и письменной речи и язык СМИ Текст./ О.В.Александрова. - Язык СМИ как объект междисциплинарного изучения: учебное пособие по специализации [отв. ред. М.Н.Володина]. Часть 2. - М.: МГУ, 2004

2.Виноградов В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове). - M.-JI., 1947; его же: Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. - М., 1963;

3.Горбачевич К. С. Нормы современного русского литературного языка. Пособие для учителей . «Просвещение», 1978.

4.Горбачевич К. С. Изменение норм русского литературного языка. Л., «Просвещение», 1971.

5. Золотова Г.А. Коммуникативная грамматика русского языка. -М., 1988; 6. А. М. Кузнецов. Лексика . Лингвистический энциклопедический словарь . Гл. ред. В. Н. Ярцева. — М.: Советская энциклопедия, 1990.

7. Лысакова И.П. «Тип газеты и стиль публикации: Опыт социолингвистического исследования» Л., 1989;

8. Люстрова 3. Н., Скворцов Л. И., Д е р я г и и В. Я- Беседы о русском языке. М., «Знание», 1976.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.