Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА БЛОГОСФЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ КАНАЛА СТИЛИСТА-ИМИДЖМЕЙКЕРА КАРИНЫ НИГАЙ)'

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА БЛОГОСФЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ КАНАЛА СТИЛИСТА-ИМИДЖМЕЙКЕРА КАРИНЫ НИГАЙ) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
483
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
блог / блогосфера / жаргонная лексика / окказионализм / идиостиль / Интернет / Карина Нигай / jour blog / blogosphere / slang vocabulary / occasionalism / idiostyle / Internet / Karina Nigai

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Маркисова Кристина Вячеславовна

Активно развивающееся в просторах интернета блогерство становится объектом расширяющегося научного интереса. Поскольку язык блогеров оказывает влияние на речь носителей русского языка, особенно молодежи, то изучение и описание его специфики необходимо и актуально. Блог выстраивается вокруг языковой личности блогера. Именно блогер создает лингвистическое пространство блога, а пользователи сети только включаются в готовую форму диалога. В данной статье рассматриваются лексические особенности речи фешн-блогера Карины Нигай, отличительной особенностью стиля которой является высокая частотность использования экспрессивных средств: разговорных и просторечных слов, жаргонизмов, окказионализмов, что во многом определяется потенциальной аудиторией, на которую рассчитан созданный ею блог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE BLOGOSPHERE LANGUAGE (ON THE EXAMPLE OF THE CHANNEL OF STYLIST-IMAGE MAKER KARINA NIGAI)

Blogging, being actively developing in the Internet, is becoming an object of expanding scientific interest. Since the language of bloggers influences the speech of native speakers of the Russian language, especially young people, the study and description of its specifics is necessary and relevant. The blog is built around the blogger's linguistic personality. It is the blogger who creates the linguistic space of the blog, and the network users are only included in the ready-made form of the dialogue. This article examines the lexical features of the speech of fashion blogger Karina Nigai, a distinctive feature of whose style is the high frequency of the use of expressive means: colloquial and colloquial words, jargonisms, occasional words, which are largely determined by the potential audience for which the blog is designed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА БЛОГОСФЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ КАНАЛА СТИЛИСТА-ИМИДЖМЕЙКЕРА КАРИНЫ НИГАЙ)»

журнал. 2019. Том 8. № 6. С. 419-433. URL: https://cyberleninka.m/artide^ingvisticheskoe-gradovedenie-dostizheniya-problemy-perspektivy-na-primere-issledovaniya-yazyka-polietnichnoy-ufy (дата обращения: 02.02.2023).

8. Яковлева Е. А., Емельянова А. М. Ономастическое пространство как составная часть «языка города» и его основные единицы (на примере эргонимов г. Уфы) // Вестник Башкирского университета. 2006. № 3. URL:

https://cyberleninka.ru/article/n/onomasticheskoe-prostranstvo-kak-sostavnaya-chast-yazyka-goroda-i-ego-osnovnye-edinitsy-na-primere-ergonimov-g-ufy (дата обращения: 02.02.2023).

УДК 070

ОСОБЕННОСТИ ЯЗЫКА БЛОГОСФЕРЫ (НА ПРИМЕРЕ КАНАЛА СТИЛИСТА-ИМИДЖМЕЙКЕРА КАРИНЫ НИГАЙ)

Маркисова К. В.

студент магистратуры

Уфимский университет науки и технологий, Стерлитамакский филиал Стерлитамак, Россия

Аннотация. Активно развивающееся в просторах интернета блогерство становится объектом расширяющегося научного интереса. Поскольку язык блогеров оказывает влияние на речь носителей русского языка, особенно молодежи, то изучение и описание его специфики необходимо и актуально. Блог выстраивается вокруг языковой личности блогера. Именно блогер создает лингвистическое пространство блога, а пользователи сети только включаются в готовую форму диалога. В данной статье рассматриваются лексические особенности речи фешн-блогера Карины Нигай, отличительной особенностью стиля которой является высокая частотность использования экспрессивных средств: разговорных и просторечных слов, жаргонизмов, окказионализмов, что во многом определяется потенциальной аудиторией, на которую рассчитан созданный ею блог. Ключевые слова: блог, блогосфера, жаргонная лексика, окказионализм, идиостиль, Интернет, Карина Нигай.

FEATURES OF THE BLOGOSPHERE LANGUAGE (USING THE EXAMPLE OF THE CHANNEL OF STYLIST-IMAGE MAKER KARINA NIGAI)

Markisova K. V.

Master's Student

Ufa University of Science and Technology, Sterlitamak branch Sterlitamak, Russia

Abstract. Blogging, which is actively developing in the vastness of the Internet, is becoming an object of expanding scientific interest. Since the language of bloggers influences the speech of native speakers of the Russian language, especially young people, the study and description of its specifics is necessary and relevant. The blog is built around the blogger's linguistic personality. It is the blogger who creates the linguistic space of the blog, and the network users are only included in the ready-made form of the dialogue. This article examines the lexical features of the speech of fashion blogger Karina Nigai, a distinctive feature of whose style is the high frequency of the use of expressive means: colloquial and colloquial words, jargonisms, occasional, which is largely determined by the potential audience for which the blog she created is designed. Keywords: blog, blogosphere, slang vocabulary, occasionalism, idiostyle, Internet, Karina Nigai.

Для современного человека Интернет-общение является не только данью моде, да и не столько, сколько необходимостью, связанной с той или иной сферой его деятельности. Публичные роды деятельности априори подразумевают выход в глобальную сеть для популяризации личного бренда и в связи с этим получения прибыли, поскольку роль «лица» в продвижении бизнеса велика. Соответственно, возникает необходимость построения коммуникативных отношений с потенциальными клиентами. Особо это касается такой сферы, как фешн-индустрия.

Привлекательность глобальной сети заключается в том, что пользователь может по своему желанию создать свой образ, стать таким человеком, которым на самом деле не является, но о каком образе мечтает. Такая возможность обусловлена тем, что «в данной коммуникативной среде участники владеют минимумом информации друг о друге, но нуждаются в ней для создания успешной коммуникативной ситуации» [3, с. 26]. В создании образа успешной личности, или самопрезентации, ему помогают коммуникативные навыки. Пользователи сети Интернет имеют возможность репрезентировать виртуальную личность, выдав себя за обладателя атрибутов, на которые они не могут претендовать в действительности.

Можно говорить о том, что речевая практика в глобальной сети позволила сформировать правила речевого поведения «виртуальной» личности. Они задаются жанровой формой.

Блог рассматривают как «специфический жанр интернет-коммуникации, который часто отождествляется либо с дневниковыми записями, либо с жанрами СМИ» [10, с. 240]. Дневник - форма повествования, которое ведется от первого лица; записанные реальными людьми сведения о текущих событиях своей жизни [1, с 245]. Специфика дневника как бытового письменного жанра - предельная искренность, достоверность, выражение своих чувств, как правило, без учета чьего-либо мнения.

Для современной лингвистики блог как языковое явление представляет собой особую ценность. Сейчас блогером может стать любой человек. Достаточно вести свою «страницу» в YouTube, Facebook, ВКонтакте или другой социальной сети, регулярно обновляя контент. У блога есть автор, который публикует тот или иной контент, делится личным опытом. Важной составляющей блога является обратная связь в виде комментариев, лайков, то есть изначально блог рассчитан на реакцию пользователей сети, диалог. Он является «открытым, публичным документом, который объединяет свойства личного и общественного» [9, с. 306]. Возникает понятие экстимного дневника, в котором интимность уступает место экстимности [2, с. 11]. Традиционно дневник создается для одного адресата - самого себя, в то время, как блог, хотя и напоминает дневник, вовсе таковым не является: он изначально имеет цель - стать достоянием широкой аудитории. Он рассчитан на установление коммуникативного контакта между блогером и его подписчиками. Создатель контента ждет обратной связи. Согласимся с И. В. Силантьевым, который утверждает, что «в основе построения самой блогосферы лежит обратный принцип относительной незавершенности текста и его последующего развития в сети посредством читательских и собственно авторских комментариев с возможностью его спонтанного коллективного завершения» [8, с. 126].

На современном этапе развития блогосферы создается и распространяется мнение о ней как об особой разновидности средств массовой информации. Согласимся, что, как любое сетевое СМИ, блоги выполняют информативную и воздействующую функции и характеризуются такими особенностями, как: гипертекстуальность, интерактивность, мультимедийность. Однако не очень высокое качество излагаемой информации, отсутствие стопроцентной ее достоверности, высокая доля субъективности, неточность формулировок, «упор на мнения, а не на факты, меньшая численность аудитории, непрофессионализм авторов» [9, с. 310] заставляет усомниться в такой возможности. Кроме того, зачастую

ведение блога не отвечает требованиям журналистской этики, что также не позволяет отнести их к какому-либо жанру СМИ. И еще один немаловажный факт: блоги изобилуют оценочными суждениями, делающими высказывание субъективным. Такое недопустимо, если мы говорим о средствах массовой информации. Перечисленные особенности блогосферы являются закономерными, поскольку достаточно часто блоги ведут простые люди (люди с улицы), которые не имеют журналистского образования и даже отдаленного представления о журналистской этике.

Поскольку блогером может стать любой человек, то это накладывает определенный отпечаток на язык, делая его более свободным и ненормированным. Как отмечают Т. В. Морозова и З. С. Кузнцова, популярность в социальных сетях не зависит от уровня владения языком и навыков публичной речи. Для массовой аудитории первостепенной становится рекреативная функция новых медиа [6, с. 3]. Соответственно, в отличие от традиционных СМИ, блогосфера направлена на восстановление сил адресата (зрителя / слушателя), то есть цель, которую блогеры ставят перед собой, - развлечь своего зрителя, позволить ему расслабиться, отдохнуть.

Блогеры отвечают запросам современного зрителя, для которого на первом месте стоит техническое исполнение и минимальные требования к вербальной стороне контента. Адресат также ставит на первое место развлечение, отдых при восприятии материала. Поэтому его интересует экспрессия и эмоциональное наполнение, получающие отклик, а язык снова остается за пределами требований. Присутствие каких-то речевых недостатков даже приветствуется и вызывает симпатию у зрителей [9, с. 41]. Об этом свидетельствуют многомиллионные просмотры видеороликов на видеохостинге YouTube, далеких от кодифицированного русского языка.

Авторы учебника «Мультимедийная журналистика» говорят о современном медиапотребителе как о многозадачном, «смотрящем», вуайеристском, интерактивном и играющем человеке [7, с. 18]. Понимая и принимая такую личность своего потребителя, блогеры создают свой контент.

Однако угода зрителю - не единственная цель блогера. Его главной целью является создание бренда своего имени. Имя блогера есть товар, который требует продвижения, а в дальнейшем принесет дивиденды. Яркая, самобытная индивидуальность способна заинтересовать массовую аудиторию, расположить ее к себе. Харизма блогера, созданный имидж привлекают зрителей, заставляя подписаться на канал и продолжать смотреть ролики данного автора. И здесь в ход идет все: от внешней несуразности до некодифицированной лексики. Вот еще один момент, который не позволяет нам согласиться с утверждением, что блогосфера есть особый жанр СМИ.

Особым видом блогосферы, или, можно сказать, жанром блогосферы является селебрити-контент, направленный на освещение мира знаменитостей, известных благодаря упоминаниям в светской хронике и желтой прессе. Популярность такого материала объясняется стремлением простых людей приобщиться к миру популярных личностей. На приближении их жизни простому обывателю и строится контент. А. Д. Колосова рассматривает моделирование личного бренда видеоблогера, беря в качестве источника фактического материала селебрити-контент, и признает стратегию самопрезентации как доминанту речевого поведения [4].

Объектом нашего научного интереса является блог известного стилиста-имиджмейкера, блогера-миллионника, обладателя большого количества премий в сфере моды Карины Нигай, а предметом - лингвистические особенности ее индивидуального стиля (идиостиль). Знакомство со статей С. В. Лобановой, посвященной индивидуальным особенностям стиля блогера Ирины Богушевской [5], позволяет нам говорить о некоторых параллелях стилистики указанного блогера и интересующей нас Карины Нигай.

Содержание блога Карины Нигай является разнообразным и включает:

1) бытовые и путевые обзоры;

2) рассказы о процессе выбора тех или иных образов на мероприятия;

3) передает впечатления от встреч и работы с разными людьми;

4) представляет субъективные отклики на события в жизни;

5) отвлеченные рассуждения;

6) обращения к зрителям видеоблога за советом.

Манеру общения Карины с зрителями блога можно определить, как «домашнюю», доверительную, девичье-подростковую, что подчеркивается использованием следующих обращений: Мои хорошие, всем привет!; Девчоночки, всем привет! Добро пожаловать на мой канал; Дорогие мои; Короче, ребят; Ну что, дорогие, мы летим в Милан; Ребят, посмотрите, как на улице красиво; Мы с вами наконец-то в моем любимом миланском отеле и др. Автор использует фразы единения, создавая ауру дружбы, даже семьи.

Восклицательные конструкции помогают выразить эмоции, которые девушка испытывает от увиденного: Какая милота!; Здесь так красиво!; Это просто ужас!. Нередко Карина использует вопросно-ответную форму изложения. Она сначала озвучивает вопрос, волнующий, по ее мнению, большинство подписчиков, а затем сама дает на него развернутый ответ: Что мы взяли с собой на отдых? Давайте посмотрим...; Какой косметикой я пользуюсь по утрам? Конечно, я отдаю предпочтение брендовым кремам ...

Тем не менее, следует заметить, что большинство предложений в видео девушки являются повествовательными. Это объясняется тематикой роликов, которые посвящены будничным событиям, таким как посещение публичных мероприятий, шопинг и др.

Анализ лексики показал, что Карина Нигай часто отдает предпочтение лексике ограниченного употребления, а именно:

- просторечным словам: фоткаюсь (прост.); шмотки (прост. пренебр.);

- жаргонизмам: я могу вот так, вау; блин; мы на чиле, на расслабоне;

- окказионализмам: сумка-уродина (окказиональное приложение); я буду ишаком с четырьмя чемоданами (окказиональный образ); ситуация-эвакуация (окказиональное приложение); когда ты перестанешь кислить; золотишком посыпать; бабкин цвет;

- специальным словам: цвета (сахарная вата, пончано, базиль, вери-пери), фитинг.

Использование подобного рода лексики имеет целью погружение адресата

в профессиональную жизнь стилиста (использование специальных слов бьюти-сферы), выражение своего отношения к какому-либо явлению или человеку, оценка кого- или чего-либо (употребление разговорных и просторечных слов, а также жаргонизмов), а также стремление сделать текст более запоминающимся и экспрессивным (этому служат окказионализмы). Кроме того, разговорные и некодифицированные слова помогают создать непринужденную атмосферу дружеской беседы. Их употребление соответствует основным тенденциям коммуникации в блогах и в интернете в целом.

Замеченным нами фонетическим нюансом речи блогера является быстрый темп, можно сказать, что Карина Нигай тараторит. Такая специфика вызывает очевидную сложность в восприятии информации, предоставляемой подписчикам. Однако, при этом именно быстрый темп речи гармонично сочетается с быстро меняющимся видеорядом и в целом придает роликам Карины динамичность. Редкое снижение темпа дает возможность зрителям обратить более пристальное внимание на излагаемую информацию.

Таким образом, блог Нигай обладает некоторыми чертами, которые характерны для внесетевого общения (употребление разговорной, просторечной, жаргонной лексики) и для языка блогов в целом, а также для языка чатов, форумов и т. п. Речь блогера характеризуется частотностью языковых единиц, принадлежащих к молодежному жаргону. Ориентация на молодежную аудиторию обуславливает выбор подобной лексики. Проанализированные лексико-семантические единицы позволяют утверждать, что

благодаря такому отбору Нигай успешно достигает главной цели, презентуя себя и

создавая личный бренд.

В целом, язык блогосферы представляет собой еще до конца не оформившееся

явление, требующее дальнейшего изучения и описания.

Список литературы

1. Асташова О. И. Речевой портрет политика как динамический феномен: Дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 2013. 245 с.

2. Казнова Н. Н. Трансформация языковой личности в интернет- коммуникации (на примере французской блогосферы): Автореф. дис. ... канд. филол. наук. Пермь, 2011. 22 с.

3. Карасик В. И. Языковой круг : личность, концепты, дискурс. Волгоград, 2002, 477 с.

4. Колосова А. Д. Стратегия самопрезентации как доминанта речевого поведения видеоблогера (на примере селебрити-контента на видеохостинге Youtube) // МЕДНАУЕКТОР. 2021. № 2. С. 82-89.

5. Лобанова С. В. Некоторые особенности индивидуального стиля блогера -представителя современного шоу-бизнеса (на материале блогов И. А. Богушевской) // Вестник ТГПУ. 2016. № 2 (167). С. 129-134.

6. Морозова Т. В., Кузнецова З. С. К вопросу о культуре публичной речи в пространстве медиа // Ученые записки Новгородского государственного университета. 2019. № 1 (19). URL: https://portal.novsu.ru/file/1520336 (дата обращения: 22.02.2023).

7. Мультимедийная журналистика : учебник для вузов / А. Г. Качкаева, С. А. Шомова, Е. Г. Лапина-Кратасюк [и др.]. М. : Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 2017. 416 с.

8. Силантьев И. В. Дмитрий Горчев и советская тема в его блоге // Ностальгия по советскому. Томск, 2011. С. 449-460.

9. Современный медиатекст : учебное пособие / отв. ред. Н. А. Кузьмина. Омск : Полиграфический центр «Татьяна», 2011. 414 с.

10. Crystal D. Language and the Internet. Cambridge : University Press, 2006. 304 p.

Б01: 10.24412/2949-1509-2023-2-60-67 УДК 821.161.1

СПЕЦИФИКА И УНИКАЛЬНОСТЬ ПОЭЗИИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РОБЕРТА МИННУЛЛИНА

Мингазова Л. И.

доктор филологических наук, профессор

Казанский федеральный университет, Институт филологии и межкультурной

коммуникации,

Казань, Россия

Аннотация. Творчество P. Ы. Миннуллина занимает особое место в современной татарской поэзии. Он один из наиболее популярных детских поэтов Республики Татарстан. Произведения Р. Миннуллина были переведены на многие языки мира, найдя своего читателя в Польше, Черногории, Турции, Белоруссии, Азербайджане и других странах. Вклад народного поэта Татарстана в татарскую детскую литературу был отмечен присуждением Государственной премии Республики Татарстан им. Г. Тукая, Международного почетного диплома Х.-К. Андерсена и др. Для поэзии Р. Миннуллина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.