Научная статья на тему 'БЛОГОСФЕРА КАК ИСТОЧНИК НЕОЛОГИЗМОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ'

БЛОГОСФЕРА КАК ИСТОЧНИК НЕОЛОГИЗМОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЛОГ / БЛОГОСФЕРА / НЕОЛОГИЗМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Стратийчук Е.Ю., Эль-Таба А.М.

В данной статье рассматривается блог как вторичный жанр интернет-коммуникации, выделяются его лингвистические и паралингвистические особенности и влияние на язык, в частности потенциал для появления неологизмов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «БЛОГОСФЕРА КАК ИСТОЧНИК НЕОЛОГИЗМОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ»

3. Золотова Г.А. Коммуникативные аспекты русского синтаксиса. - М., 1982.

4. Кайда Л.Г. Стилистика текста: от теории композиции - к декодированию: учебное пособие. - М., Флинта, 2004.

5. Клейст Г. О том, как постепенно составляется мысль, когда говоришь // Избранное. - М., 1977.

6. Левин Ю.И. Избранные труды: поэтика, семиотика. - М., 1998.

7. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. - М., 1988.

8. Сидорова М., Чжон Х.О. Система субъектов в лирической поэзии -ключ к инвариантным смыслам художественного мира автора // Филология и человек. - 2014. - № 3.

9. Сидорова М.Ю. Грамматика художественного текста. - М., 2000.

10. Шапир М.И. «Versus» vs «Prosa»: пространство-время поэтического текста // Philologika. - 1995. - № 2.

БЛОГОСФЕРА КАК ИСТОЧНИК НЕОЛОГИЗМОВ В АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ

© Стратийчук Е.Ю.1, Эль-Таба А.М.2

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В данной статье рассматривается блог как вторичный жанр интернет-коммуникации, выделяются его лингвистические и паралингвисти-ческие особенности и влияние на язык, в частности потенциал для появления неологизмов.

Ключевые слова блог, блогосфера, неологизм.

В настоящее время интернет стал информационно-коммуникативной средой, которая занимает значительное место в жизни всё большего количества людей, часто замещая общение в реальности. Интернет - не только техническое изобретение, но и важное социальное явление [5, с. 1].

Согласно Е.И. Горошко, «коммуникативное пространство Интернета стало своеобразной жанропорождающей средой» [2, с. 152]. На наш взгляд одним из наиболее интересных в плане функционирования языка является такой интернет-жанр как блог. «Блоггеры претендуют на новый подход к структурированию и управлению информационно-смысловыми потоками. Они утверждают, что традиционные СМИ неправильно селектируют информацию, отказывая во внимании к действительно актуальным событиям».

1 Доцент кафедры Лингвистики и профессиональной коммуникации ИФЖиМКК ЮФУ, кандидат филологических наук, доцент.

2 Студент 3 курса ИФЖиМКК ЮФУ.

Существует претензия на новую концепцию журналистики, и эта претензия обоснована ожиданиями публики. Высказываются предположения, что однажды веблоги затмят традиционные СМИ [6, с. 92].

Блог (сокр. от англ. weblog) - «сетевой журнал (журнал не в значении «периодическое издание», а в значении «судовой журнал», «дневник»). По форме - это страница с короткими записями следующего формата: ссылка на место в сети и небольшой, часто подчеркнуто субъективный комментарий» [4, с. 90].

Ссылаясь на теорию речевых жанров М.М. Бахтина и работы С. Хер-ринг и Н.Б. Рогачевой, мы относим блог к вторичным жанрам интернет-коммуникации. Рогачева Н.Б. предлагает определение вторичного речевого жанра интернет-коммуникации как структурно-содержательную модель организации и интерпретации речи, которая заимствует значимые моменты у любой другой неинтернет-коммуникации [7, с. 9].

Блог как вторичный жанр интернет-коммуникации характеризуется некоторыми чертами традиционного дневника и частного письма, однако, при этом происходит не механическое смешение признаков, а их перераспределение в общей структуре жанра, обусловленное их взаимовлиянием, а также воздействием специфических черт жанра блога [7, с. 11].

Выделяются следующие специфические черты блога как жанра:

1. Легкость публикации и поиска.

2. Скорость распространения информации.

3. Возможность прямой связи и взаимосвязанности между отдельными блогерами и всей блогосферой.

4. Способность сочетать свойства личного и социально значимого документа [1, с. 8].

Блоги имеют тенденцию к объединению и к взаимодействию, что приводит к созданию своеобразной совокупности, обладающей своей культурой, под названием блогосфера [3, с. 11]. Сегодня блогосфера определяется как «самый прямой» коммуникационный канал, с особым принципом подачи информации - обращенностью «к своим» (читатели блога и его автор говорят на одном языке - разговорном). Коммуникационная особенность заключается в совмещении своей внутренней коммуникации и диалогично-сти: обращение к себе, к другому и себе как другому [6, с. 356].

Блогам характерны признаки и письменной, и устной речи, и в их структуре можно выявить два типа письменного общения:

1. Тред - ветвь форума или блога, обычно соответствующая одной теме обсуждения.

2. Сообщение-пост - отдельное сообщение.

Отмечаются также следующие лингвистические и паралингвистические особенности, характерные блогам и микроблогам:

1. Максимальная краткость текстов.

2. Использование видео и аудио материалов для усиления выразительности и воздействия на читателя.

3. Смешение разных стилей.

4. Использование жаргонизмов, неологизмов, сленга и иноязычной лексики [1, с. 8-9].

Блогосфера как феномен новой реальности начала зарождаться в 1992 году и сама оказалась благодатной почвой для появления большого числа неологизмов с ключевым компонентом «blog». Так, неологизм «weblog» был создан Йорном Баргером в декабре 1997 года для его личного интернет-дневника. В 1999 году программист Питер Мерхольц сократил слово «weblog» до «blog»: «I've decided to pronounce the word «weblog» as wee' - blog. Or «blog» for short. I didn't think much of it. I was just being silly, shifting the syllabic break one letter to the left» [16]. В этом же году данный неологизм был заимствован компанией Pyra Labs и стал востребованным во многом благодаря созданию веб-сервиса для ведения блогов под названием «Blog-ger». В 2014 году толковый словарь английского языка издательства Mer-riam- Webster провозгласил «blog» словом года. Таким образом, слово «blog», созданное в процессе языковой игры, закрепилось не только в узусе, но и в официальных словарях, и было заимствовано другими языками. Кроме того, оно стало производящей основой для ряда других неологизмов и окказионализмов, появляющихся в блогосфере.

Итак, неологизмы в блогосфере часто появляются для обозначения подвидов блогов. К примеру, vlog - video + log - блог, который ведется в форме видеозаписей. Автор может рассказывать о своей жизни, высказывать свои мысли по конкретной теме, давать советы по какому-либо вопросу. К примеру, блогер, у которого уже есть определенная аудитория, дает советы тем, кто хочет начать вести свой блог: «It's Tuesday vlog time! Being a writer isn't easy, but here are five ways to help you improve your skills» [17].

К примеру, если блогер хочет рассказать о проблеме или затруднении, которое мешает ему публиковать новые посты, он может использовать слово blogjam - blog + jam. В этом случае часто имеется в виду нехватка времени, либо вдохновения: «Blogjam. Having a hard time finding time to spend in the blog world lately. Reading, writing, etc. - all of it is just out of reach. Work is soul-crushingly intense right now» [8].

Неологизм blogligation - blog + obligation используется для обозначения обязанности написать пост в блоге, потому что этого ожидают читатели. «Excuse my absence, Im still getting used to this blogligation & its been quite the fast month» [10].

Слово, характерное скорее для личных блогов, bloganoia - blog + paranoia - страх или подозрения, что за вами следят посредством вашего блога: «As an anon blogger, I still suffer from bloganoia. I get many who go through my archives without leaving a comment, and I don't mean 10, 20 but much more

including a recent one who clicked on every single post. A fan or a stalker - who knows?» [14].

В качестве шутливого названия блогосферы используется слово blogo-slovakia - blog + Slovakia: «I am a mom of four who is just trying to make her mark in the world. I keep threatening to move (my blog) but apparently I'm happy in this spot in blogoslovakia» [12].

Для обозначения какого-либо события или явления, стоящего описания в блоге, используют слово blogable - blog + able. К примеру: «Well, I said I would blog when something interesting happens, so today is the blogable day!» [15].

Однако создание неологизмов связано не только со словом «blog», в этом процессе также участвуют названия популярных сайтов и сервисов блогов, к примеру, Tumblr:

Tumblelog - tumblr (сервис микроблогов) + blog - разновидность мик-роблога. Характеризуется краткостью и лаконичностью речи, в основном используются видео и аудио материалы. К примеру, tumblelog, посвященный живописи: «Tumblelog: Very few words for each post and maybe a multimedia file. Sounds good to me, so i started one!» [13].

Кроме того, со словотворчеством связаны технические элементы блога: Favicon - favorite + icon - изображение, которое автор может выбрать по своему желанию, отличающее один блог от других. Favicon, как отличительный признак, особо важен для блогов крупных компаний, к примеру, Google: «Back in June, we rolled out a new favicon - the small icon that greets you when you access Google on your URL bar or your bookmarks list - and we encouraged our users to submit their ideas for this important piece of Google branding» [11].

Более того, названия и содержание статей в блогах, которые предназначены для привлечения читателей, также способствуют появлению неологизмов. Так, название статьи кулинарного блога The Onion «Beautiful Cinnamon Roll Too Good For This World, Too Pure» привлекло внимание читателей, и в итоге это сочетание «cinnamon roll» получило переносный смысл, характеризующий положительные качества человека: добрый, милый, привлекательный и т.п. «Beautiful cinnamon roll is only happy when she's helping people» [9].

Таким образом, в блогах реализуются не только коммуникативные функции, но и функции развлечения наряду с самореализацией и саморекламой [1, с. 8]. Большинство блогов являются авторскими проектами и нацелены на привлечение внимания аудитории. Это объясняет стремление бло-геров отличиться, выглядеть оригинальными, используя не только аудиовизуальные, но и языковые средства. Одним из важнейших среди них является словотворчество. Окказионализмы и неологизмы способствуют свободе самовыражения автора, утверждают его позицию в определенной сфере, привлекают внимание аудитории своей оригинальностью. В связи с расту-

щей популярностью блогосферы, появляющиеся там неологизмы не только закрепляются в узусе английского языка, но также фиксируются словарями и заимствуются другими языками.

Список литературы:

1. Гермашева Т.М. Языковая личность субъекта блог-дискурса: лингво-когнитивный аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Т.М. Гермашева. -Нальчик, 2011. - 22 с.

2. Горошко Е.И. Интернет-жанр и функционирование языка в Интернете: попытка рефлексии // Жанры речи. - Саратов: Наука, 2009. - Вып. 6: Жанр и язык. - С. 111-127.

3. Загоруйко И.Н. Языковые клише в блогосфере интернет-дискурса: функционально-прагматический аспект: автореф. дис. ... канд. филол. наук / И.Н. Загоруйко. - Ижевск, 2013. - 24 с.

4. Калмыков А.А. Интернет-журналистика: учеб. пособие для студентов вузов / А.А. Калмыков, Л.А Коханова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 383 с.

5. Обухова О.В. Социокультурные факторы формирования лексики интернета (на материле английского языка): автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.В. Обухова. - М.: Типография Военного университета, 2007. - 25 с.

6. Психология общения. Энциклопедический словарь / под общ. ред. А.А. Бодалева. - М.: Изд-во «Когито-Центр», 2011. - 600 с.

7. Рогачева Н.Б. Структура и функционирование вторичных речевых жанров интернет-коммуникации (на материле русского и английского языков): автореф. дис. ... канд. филол. наук / Н.Б. Рогачева. - Саратов: ИЦ «Наука», 2011. - 23 с.

8. Evolving Through Running. My name is Chris [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://evolvingthroughrunning.blogspot.ru/2011/06/blogjam. html (дата обращения: 15.03.16).

9. Felicysmoak. Ema's blog. Have courage and be kind [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://felicysmoak.tumblr.com/post/142088847433/ beautiful-cinnamon-roll-is-only-happy-when-shes (дата обращения: 15.03.16).

10. Good life. Chris Graham' s blog [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://goodlifefilms.blogspot.ru/2010/04/fast-month.html/ (дата обращения: 15.03.16).

11. Google. Official Blog. Insights from Googlers into our products, technology, and the Google culture [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://googleblog.blogspot.ru/2009/01/googles-new-favicon.html (дата обращения: 15.03.16).

12. Slightly artistic Blog [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://slightlyscrapbooked.blogspot.ru/ (дата обращения: 15.03.16).

13. The Journey of Cosmic Image. In drawing, nothing is better than the first attempt [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://cosmicimages.blog-spot.ru/2010/09/new-drawingonthings-tumblelog.html (дата обращения: 15.03.16).

14. The Fiction Scribe [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fic-tionscribe.blogspot.ru/2006/04/be-careful-my-pretties.html (дата обращения: 15.03.16).

15. The 'Manly Ferry' [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nbthemanlyferry.blogspot.ru/2014/09/a-blogable-day.html (дата обращения: 15.03.16).

16. Thoughts, links, and essays from Peter Merholz [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.peterme.com/archives/00000205.html (дата обращения: 10.03.16).

17. Writability. Tips, tricks and thoughts from one writer to cyberspace every M, W and F [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://avajae.blog-spot.ru/2014/10/vlog-5-ways-to-become-better-writer.html (дата обращения: 15.03.16).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.