Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА'

ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

4701
785
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Японская модель менеджмента / Российская модель менеджмента / принципы японской модели менеджмента / Japanese management model / Russian management model / principles of the Japanese management model

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зыкова Наталья Валерьевна, Попова Ольга Владимировна, Шапошников Егор Алексеевич

В статье раскрываются наиболее популярные на сегодняшний день системы управления, применяемые в Японии. Сформулированы главные принципы, которые используются в политике управления в данной стране, а также описаны перспективы развития данного метода управления в России

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE JAPANESE MANAGEMENT MODEL

The article reveals the most popular management systems used in Japan today. The main principles that are used in the management policy in this country are formulated, and the prospects for the development of this method of management in Russia are described.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА»

Библиографический список:

1. Архипов А.П. Управление страховым бизнесом / А.П. Архипов. -Москва: Огни, 2017. С. 114.

2. Вавилова И.А. Управление рисками денежных потоков страховой организации/ И.А. Вавилова// Страховое дело. - 2014. - № 12 (261). - С. 22

3. Об организации страхового дела в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.11.1992 № 4015-1: [по состоянию на 02 декабря 2019 г.] // Информационный портал Консультант Плюс. Режим доступа: http://www.consultant.ru (дата обращения 26.08.2020)

УДК 338.24.01

Зыкова Наталья Валерьевна, Zykova Natalia Valeryevna

к.э.н., доцент

Candidate of Economics, Associate Professor ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«Northern State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation Попова Ольга Владимировна Popova Olga Vladimirovna Студентка Student

ОАНО ВО «Московский открытый институт»

Moscow Оpen Institute Шапошников Егор Алексеевич Shaposhnikov Egor Alekseyevich

Студент Student

ФГБОУ ВО «Северный государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации

«Northern State Medical University» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation

ОСОБЕННОСТИ ЯПОНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

FEATURES OF THE JAPANESE MANAGEMENT MODEL

Аннотация: В статье раскрываются наиболее популярные на сегодняшний день системы управления, применяемые в Японии. Сформулированы главные принципы, которые используются в политике управления в данной стране, а также описаны перспективы развития данного метода управления в России.

Abstract: The article reveals the most popular management systems used in Japan today. The main principles that are used in the management policy in this country are formulated, and the prospects for the development of this method of management in Russia are described.

Ключевые слова: Японская модель менеджмента, Российская модель менеджмента, принципы японской модели менеджмента.

Key words: Japanese management model, Russian management model, principles of the Japanese management model.

В настоящее время управление работниками стремится к полной индивидуализации, индивидуальному принятию решению, как работника, так и работодателя. Но нельзя забывать о Японии, в которой, наоборот, приветствуется коллективная работа, сплоченность между коллегами и руководителями. Данной темой интересовались многие исследователи: американский предприниматель Лидо Энтони Якокка,

американский профессор и автор в области управления бизнесом Уильям Дж. «Билл» Оучи, автор книги "Борьба гигантов. Экономическое соперничество Европы, США и Японии" Ханс Отто Эглау, советский и российский экономист Мильнер Бенцион Захарович и другие. В статье предпринимается попытка, с одной стороны, показать преимущество японской модели управления, с другой стороны, оцениваются перспективы внедрения ее основ в экономику России. Делается вывод, что в Российской Федерации возможно применение только некоторых основных принципов японской школы экономики. Ингиу Оу утверждает, что «...по своему стилю японский менеджмент отличается от западного, и поэтому его следует исследовать в особой, внезападной перспективе.»[1, с. 14]

Японские компании известны своей ориентацией на клиента и высококачественного производства продукции. Многие японские концепции менеджмента были приняты и интегрированы в западные методы управления. К самым известным относится система "Кайдзен" и "5S" система[2, с. 15]. "Кайдзен", или постоянное совершенствование, которое часто считается философией и направлено на улучшение и совершенствование всех процессов управления внутри фирмы. Вторая направлена на организацию бизнеса и производственного процесса внутри фирмы.

Кайдзен - это самая известная концепция японского менеджмента. Она подразумевает постоянное совершенствование.[3, с. 132] Главный аспект заключается в том, что речь идет не о радикальных и спонтанных изменениях, а о том, что они выполняются путем ежедневного внесения небольших поправок для повышения производительности, безопасности и эффективности бизнес-процессов при одновременном сокращении потерь. Эту систему можно применять к каждому процессу управления или операции и в любой организации. Следовательно, каждый процесс можно улучшить, и следует это делать постоянно.

Другая система, под названием "5S", подразумевает в себе 5 ключевых слов, начинающихся на букву "S" на японском языке, без которых рабочее место и производственный процесс в японской компании не может быть организованным: seiri (сортировка), seiton (приведение в порядок), seiso (чистота), seiketsu (систематизация) и shitsuke (стандартизация). Эти принципы используются для улучшения процесса деятельности предприятия. В результате

всех этапов на последнем, предыдущие стандартизуются и доводятся до сведения всех сотрудников для поддержания дисциплины. И при соблюдении всех этапов данная система приводит к безопасно работе на производстве.

Японская модель менеджмента опирается на исторически сложившиеся традиции, групповую сплоченность, заложенную генетически усердность и устремленность в работе японцев к созданию качественной продукции. Мы считаем, что весь успех, который происходил и происходит в Японии, связан с ориентированием на человеческий фактор, ведь самый главный ресурс страны -это человек и его труд. Это не могло произойти без соблюдения всех принципов функционирования работы компаний. Основные принципы, применяемые в японской модели менеджмента, представлены в таблице (табл. 1).

Таблица 1

Принципы японской модели менеджмента

Принципы Основная черта

Принцип пожизненного найма Предусматривает посвящение своей жизни данной профессии, то есть человек устраивается на работу и продолжает данную деятельность до выхода на пенсию. Но некоторые даже после этого остаются на своем рабочем месте. Данный принцип имеет место примерно в 30 % крупнейших японских компаний.

Принцип коллективизма Японцы мыслят не в одиночку, а целыми группами. То есть личность осознает себя как член группы, а свои индивидуальные заслуги, как сложившаяся индивидуальность части целого. Все решения принимаются только после обсуждения с сослуживцами по работе.

Принцип верности работников к своему предприятию Этот принцип является неотъемлемой частью в работе у японцев. Вытекая из принципа пожизненного найма, работодатель дает работу на всю жизнь и морально работники, считаю себя обязанными в культе верности к своему предприятию.

Принцип ротации труда Ротация персонала - это регулярная смена (один раз в 2-3 года) рядовыми и руководящими работниками своего места работы внутри предприятия. Ротация производится без согласия работника, но может согласовываться с профсоюзом, если происходит перемещение работника в другие регионы. Это делается для того, чтобы у работников не пропадал интерес к работе, и в итоге не снижалось качество производства.

Принцип "ненко" "Ненко"- способ оплаты труда в зависимости от старшинства и проработанного стажа. Данная практика укрепляет и поддерживает постоянную занятость среди работающих людей на предприятии. При данной системе практически отсутствует конкуренция, так как зарплата зависит не от степени работы, а от возраста и стажа.

Принцип работы в чистоте и порядке Руководители японских предприятий обеспечивают соблюдение такого порядка, который помогает сохранить наилучшее качество продукции, и в результате соблюдения всех санитарных норм увеличивается производительность.

VМеждународная научно-практическая конференция

Продолжение таблицы 1

Принцип качественного производства продукта Японцы делают акцент на качество, а не объем и прибыль от производимой продукции. Управляющие компанией на японских предприятиях уделяют большое количество времени на контроль качества продукции. В них создают круги качества, в которых происходит взаимодействие между разными членами группы. При разработке решений в кругу качества благополучие всех членов компании занимает первое место и должно учитываться в любой ситуации.

Принцип производства продукции «точно вовремя» Принцип производства необходимых деталей в определённых количествах в нужное время обозначается термином "just in time". Подразумевает за собой то, что в процессе изготовления какого-либо продукта необходимые детали, которые производят в ходе других процессов, должны быть изготовлены к определенному времени и количестве. Если данный принцип функционирует в компании, то это помогает устранить с предприятия ненужные материалы, следовательно, затраты на хранение этих материалов уменьшаются.

Принцип группового принятия решения Этот метод является неотъемлемой частью японского метода управления. Все решения принимаются только после коллективного обсуждения. [4, с. 41] Происходит вовлечение работников в управление предприятием.

Принцип непрерывного обучения Непрерывное обучение приводит к регулярному повышению и совершенствованию мастерства работников. Любой человек в результате обучения получает новые знания, и, соответственно, улучшается качество выполнения им работы. Это приводит не только к повышению квалификации работника, но и приносит моральное удовлетворение. Обучение в японском методе управления направлено на совершенствование навыков, а не на получения материальной выгоды.

Применима ли данная система управления в России? Если говорить о возможности применения японского метода управления в России, анализируя особенности работы японских фирм, можно сделать вывод о том, что в России не применяется такой принцип как "пожизненный найм", так как на сегодняшний день многие предприятия в РФ направлены на краткосрочную или контрактную занятость. Но для многих российских рабочих характерна продолжительная работа на одном предприятии, иногда даже посвящают этому всю жизнь [5, с. 115]. Данный принцип нечасто находит себе применение в России из-за "надоедания" человеку работать все время на одном месте, в отличие от Японии, где работодатель создает такую обстановку, что работник реально заинтересован максимально долго работать на одном предприятии.

Исходя из этого принципа, для обеспечения долгосрочной работы на предприятии российские компании должны внедрять в оборот принцип "ротации труда", как это делают в Японии. В России работнику просто приходится оставаться на одном рабочем месте, что снижает интерес к работе и препятствует не только профессиональному росту, но и приносит вред самому предприятию. Если вводить данный принцип в российских организациях, то это поможет избежать монотонной и однообразной работы в течение долгого времени и будет

способствовать увеличению профессиональных навыков, которые позволят ему знать до малейших подробностей все нюансы работы предприятия.

Также внимание нужно обратить внимание на систему оплаты труда в российских организациях. В отличие от Японии, в которой по принципу "ненко" оплата труда формируется от возраста и стажа, а также доплата различных премия и надбавок, в России заработная плата зависит от занимаемой должности и неважно, сколько проработал на ней работник. На большом количестве предприятий в РФ оплата труда сотрудников не носит мотивирующий характер, она включает в себя оклады, премии, которые не зависят от квалификации работника и результата деятельности предприятия. По нашему мнению, нужно позаимствовать данный принцип, который будет оказывать мотивирующее воздействие на работников, но не переусердствовать. Иначе, сотрудники будут желать более высокие выплаты и не захотят выполнять свою работу за малую оплату труда.

Нельзя забывать о профессиональной подготовке работников. В российских компаниях уделяется этому немало времени так же, как и на японских предприятиях. Однако чаще всего в России работники покидают свое рабочее место для того, чтобы повысить свои умения и навыки. В отличие от японских предприятий, где повышение знаний происходят непосредственно на рабочем месте, и это не останавливает работу производства, а, следовательно, и не приносит убытков компании. Таким образом, современным российским организациям следует шире внедрять собственные системы внутрифирменного обучения, чтобы не упускать перспективы развития самого предприятий

В заключение, из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что Япония является одной из стран, которая благодаря своему методу управления увеличила качество и производительность продукции. Из-за их идеологии, которая подразумевает коллективный труд, коллектив является главной точкой отправления для начала качественной и продуктивной работы. В Японии каждый сотрудник уверен, что он важное лицо для своей компании - это один из несомненных плюсов данной системы. В России возможно использование только некоторых принципов из японской школы. Конечно же, на японский метод управления можно и нужно равняться для производства качественного продукта. Все, что происходит в японских компаниях, должны рассматривать западные и российские предприятия, для более сплоченной коллективной работы и улучшения отношений между работником и работодателем.

Библиографический список:

1. Японский менеджмент. Прошлое, настоящее и будущее / И. Оу — «Эксмо», 2007.

2. Parissa Haghirian "Understanding Japanese Management Practices"- 2010-

p.174.

3. Никифорова А.Н. Уникальность японской модели управления в менеджменте / А.Н. Никифорова, М.С. Агафонова // Современные наукоемкие технологии. - 2014. - № 7-2. - С. 132.

4. Герчикова, И.Н. Менеджмент : учебник / И.Н. Герчикова. - 4-е изд., перераб. и доп. - Москва : Юнити, 2015. - 510 с. : табл., схемы - (Золотой фонд российских учебников). - Режим доступа: по подписке. URL: http://bibHoclub.ru/mdex.php?page=book&id=114981

5. Корчагина А. С. Японский менеджмент / А. С. Корчагина — «Научная книга», 2013.

УДК 33

Шляхова Анастасия Леонидовна Shlyakhova Anastasia Leonidovna

Студент Student

Филиал ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет»

Россия, г. Тихорецк Branch of Kuban state University Russia, Tikhoretsk

СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В ИНТЕРНЕТЕ

WAYS TO PROMOTE BANKING SERVICES ON THE INTERNET

Аннотация. В статье исследуется способы продвижения банковских услуг. Рассмотрены новые и более современные методы продвижения банковских продуктов, в частности, благодаря использованию сети Интернет, различных социальных сетей и других интернет ресурсов.

Annotation. The article explores ways to promote banking services. New and more modern methods of promoting banking products are considered, in particular, through the use of the Internet, various social networks and other Internet resources.

Ключевые слова: банковские услуги, продвижение, сервисы, интернет-маркетинг, клиенты.

Keywords: banking services, promotion, services, Internet marketing, clients.

Сложившаяся на сегодняшний момент социально-экономическая ситуация в России повлекла за собой изменения во всех секторах экономики, в том числе и банковской сфере. Ужесточенная конкуренция между банками влечет за собой желание каждого из них привлечь как можно большее число клиентов, расширить сферу сбыта своих услуг, завоевать рынок и обеспечить максимальный рост получаемой прибыли. Главным образом это происходит за счет продвижения новых и усовершенствованных банковских продуктов.

Продвижение банковского продукта предполагает применение интегрированных маркетинговых коммуникаций. Все банки предлагают примерно одно и то же, но делает каждый из них это немного по-разному. Рассмотрим эти механизмы подробно [1, 2].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.