Научная статья на тему 'Особенности Я-концепции у подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением: результаты исследования и рекомендации по психологическому сопровождению'

Особенности Я-концепции у подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением: результаты исследования и рекомендации по психологическому сопровождению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
314
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТКИ-ИНВАЛИДЫ / АУТОАГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игнатова Екатерина Сергеевна, Щукина Екатерина Ивановна

Приводятся результаты исследования особенностей Я-концепции у подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением. Основываясь на предыдущих работах, можно предполагать, что между аутоагрессивным поведением и показателями Я-концепции у подростков-инвалидов имеется обратная связь. Выборку составили 113 школьников 7-11 классов г. Перми, возраст 14-18. Для проверки гипотез использовались: методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); методика исследования самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; шкала детской Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, А.М. Прихожан). Полученные данные обрабатывались с помощью t-критерия Стьюдента и корреляционного анализа. В результате было обнаружено наличие связи между особенностями Я-концепции и наличием аутоагрессивного поведения у группы подростков-инвалидов: чем ниже уровень самооценки, самопринятия, самоценности и общительности с неуверенностью в себе, тем выше уровень аутоагрессивного поведения. Важным результатом исследования является составление и презентация методических рекомендаций психологического сопровождения для специалистов образовательного учреждения и рекомендаций для семей, имеющих подростка-инвалида.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности Я-концепции у подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением: результаты исследования и рекомендации по психологическому сопровождению»

Особенности Я-концепции у подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением: результаты исследования и рекомендации по психологическому сопровождению

Игнатова Екатерина Сергеевна

кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, [email protected]

Щукина Екатерина Ивановна

медицинский психолог, ГАУЗ ПК "Городская клиническая больница № 3", [email protected]

Приводятся результаты исследования особенностей Я-концепции у подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением. Основываясь на предыдущих работах, можно предполагать, что между аутоагрессивным поведением и показателями Я-концепции у подростков-инвалидов имеется обратная связь. Выборку составили 113 школьников 7-11 классов г. Перми, возраст 14-18. Для проверки гипотез использовались: методика определения склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел); методика исследования самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева, методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; шкала детской Я-концепции (Е. Пирс, Д. Хар-рис, А.М. Прихожан). Полученные данные обрабатывались с помощью ^критерия Стьюдента и корреляционного анализа. В результате было обнаружено наличие связи между особенностями Я-концепции и наличием аутоагрессивного поведения у группы подростков-инвалидов: чем ниже уровень самооценки, самопринятия, самоценности и общительности с неуверенностью в себе, тем выше уровень аутоагрессивного поведения. Важным результатом исследования является составление и презентация методических рекомендаций психологического сопровождения для специалистов образовательного учреждения и рекомендаций для семей, имеющих подростка-инвалида. Ключевые слова: подростки-инвалиды, аутоагрессивное поведение, суицидальное поведение, Я-концепция, самосознание, психологическое сопровождение

З П А

е СО

01

Одна из проблем, которые на сегодняшний день являются актуальными для отрасли психологии здоровья, - это изучение взаимосвязей между особенностями Я-концепции у подростков-инвалидов и наличием у них аутоагрессивного поведения. Вслед за Р. Бернсом, мы понимаем Я-концепцию как динамическую систему представлений о себе, состоящую их трех компонентов: образ Я, самооценка, поведенческие реакции [2], [3].

Современные исследователи Г.Я. Пилягина (2000), Э. Фромм (1960), Д.И. Шустов (2008) отождествляют суицидальное и аутоагрессивное поведение [8], [12], [13]. Всемирная Организация Здравоохранения дала прогноз на 2020 год, когда примерно 1,53 миллиона людей в мире покончат с собой, в 10-20 раз больше людей предпримут суицидальные попытки. Это составит в среднем одну смерть каждые 20 секунд и осуществленные суицидальные попытки - каждые 2 секунды [5]. Наша страна входит в группу стран с высоким уровнем самоубийств, по данным федеральной службы государственной статистики число умерших на апрель 2016 составляет 15,4 тыс. на 100 тысяч населения. Рассмотрим статистику самоубийств по Пермскому краю: по данным Росстата Пермский край оказался четвертым в списке российских регионов по числу суицидов в 2016 году. По официальным данным - за 9 месяцев 2016 года в Прикамье покончил жизнь самоубийством 651 житель. В группу риска входят подростки и лица с ограниченными возможностями.

Клинико-психологические и эмоционально-личностные особенности подростков-инвалидов играют большую роль в их социализации. Создание коррекционных школ и введения инклюзивного образования, несомненно, является большим плюсом в области адаптации инвалидов в жизни, но не все школы дают достаточно знаний и опыта. Часто школы направлены непосредственно на обучение знаниям, но мало дают психологической подготовки к жизни. Отсюда следует необходимость в предоставлении методических рекомендаций психологического сопровождения для специалистов образовательного учреждения и рекомендаций для родителей подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением. В определении причин аутоагрессии мы опираемся на когнитивно-поведенческий подход: подобное защитное поведение и отсутствие навыков совладания свидетельствует о связи аутоагрессии с Я-концепцией и

возможности изменить такое поведение (Ф.Ч. Бартлетт, А. Бек, Э. Торндайк) [13].

Базовым предположением исследования является следующее: между аутоагрессивным поведением и показателями Я-концепции у подростков-инвалидов имеется обратная связь:

• Когнитивный компонент Я-концепции связан с аутоагрессивным поведением: чем сильнее искажен образ своей внешности и ощущения здоровья, тем выше уровень аутоагрессии.

• Эмоционально-оценочный компонент Я-концепции связан с аутоагрессивным поведением: чем ниже уровень самооценки и самопринятия, тем выше уровень аутоагрессии.

• Высокий уровень аутоагрессии связан с поведенческим компонентом Я-концепции: при наличии высокого уровня аутоагрессии снижен уровень коммуникативной активности.

Эмпирическое исследование

Выборка

Исследование проводилось на базе МАОУ СОШ № 82 г. Перми в 7-11 классах, на базе центра комплексной реабилитации инвалидов и школы №1 54 для детей с ОВЗ 7-11 классов. Выборку составили 113 человек. Использовалась периодизация Л.С. Выготского, который определил возраст с 14-17 лет как пубертатный. Подробное описание выборки исследования представлено в Таблице 1.

Таблица 1

Описание выборки исследования особенностей Я-концепции у подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением

База

Центр комплексной реабилитации инвалидов и школы № 154 для детей с ОВЗ

Выборка

35 человек в возрасте от 14 до 18 (ср. возраст 15,85, стандартное отклонение 1,1) лет 10 девушек и 30 юношей

Характеристика выборки

Экспериментальная группа

40 человек в возрасте от 14 до 18 лет (ср. возраст 16,06, стандартное отклонение 1,2) 21 девушка и 19 юношей

Подростки-инвалиды 2 и 3 группой инвалидностью с физическим недостатком (полная или частичная утрата зрения, полная или частичная утрата слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата) с высоким и средним уровнем ауто-агрессии

Контрольная группа № 1

МАОУ СОШ № 82

Центр комплексной реабилитации инвалидов и школы № 154 для детей с ОВЗ

38 человека в возрасте от 14 до 18 лет (ср. возраст 15,89, стандартное отклонение 1,4) 21 юноша и 19 девушек

Подростки

группы

«норма»

Контрольная группа № 2

Подростки-инвалиды 2 и 3 группой инвалидностью с физическим недостатком (полная или частичная утрата зрения, полная или частичная утрата слуха, нарушение опорно-двигательного аппарата) с низким ауто-агрессии

В ходе исследования использовались следующие методы (см. Таблица 2)

Таблица 2

Сводная таблица методов исследования особенностей Я-концепции у подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением

Методика Показатель

Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) Склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению

Методика исследования самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева Эмоционально-оценочный компонент Я-концепции

Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан Когнитивный и эмоционально-оценочный компоненты Я-концепции

Шкала детской Я-концепции (Е. Пирс, Д. Харрис, А.М. Прихожан) Поведенческие проявления Я-концепции

Методы анализа данных

Полученные данные подверглись обработке методами математической статистики. В таблице 3 представлены методы математической обработки данных, которые использовались в исследовании особенностей Я-концепции у подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением.

Таблица 3

Сводная таблица методов математической обработки данных

Метод Показатель

критерий Колмогорова-Смирнова Для проверки данных на соответствие закону нормального распределения и дальнейшего определения параметрического или непараметрического критерия различий.

t-критерий Сть-юдента Для сравнения средних значений особенностей Я-концепции в группах подростков-инвалидов с аутоагрессивным и без ауто-агрессивного поведения и подростками группы «норма».

корреляционный анализ Пирсона Для выявления связи между показателями аутоагрессии и особенностями Я-концепции у подростков-инвалидов и подростков группы «норма», чтобы подтвердить или опровергнуть поставленную нами гипотезу.

При обработке данных использовался пакет статистических программ SPSS 16.0

Результаты и обсуждение

Результаты сравнительного анализа особенностей Я-концепции у подростков-инвалидов.

1. У подростков-инвалидов, склонных к ауто-агрессивному поведению низкий уровень самооценки своей внешности и здоровья, что приводит к непринятию себя и непринятию своей ценности. В поведении это проявляется в виде снижения общения и неуверенности в себе.

2. У подростков-инвалидов без аутоагрессивно-го поведения также имеется невысокий уровень самооценки по отношению к образу своего тела и состоянию здоровья, что сказывается на самопринятии и ведет к его снижению.

3. У подростков группы «норма» выявлена склонность к зависимому поведению и закрытость внутри своей группы.

Отсюда следует, что вне зависимости от уровня аутоагрессии у подростков-инвалидов: низкая са-

П m

Т

Методики

со

IZ

<

е 00 о

СЧ

мооценка внешности и здоровья и низкий уровень самопринятия.

Результаты корреляционнного анализа. Результаты для группы подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением:

Рис. 1. Корреляционные пледы результатов корреляционного анализа у подростков-инвалидов, склонных к аутоагрессив-ному поведению

1. Аутоагрессивное поведение сильно коррелирует почти со всеми компонентами Я-концепции: с самооценкой внешности (р=-,001) и здоровья (р=-,004), самоценностью (р=-,006) и самопринятием (р=-,001), с уровнем общения (р=-,003) и уверенности в себе (р=-,009), что говорит о связи Я-концепции и уровня аутоагрессии - чем ниже эти компоненты, тем выше уровень аутоагрессии.

2. Имеются связи и внутри самой структуры Я-концепции: образ своей внешности и здоровья связаны с принятием себя (р=,008; р=,002), самоценность с уровнем общения (р<,017), уверенностью в себе (р<,001) и самопринятием (р=,003), что указывает на внутреннюю взаимообусловленность.

3. При высоком уровне аутоагрессии понижается уровень контроля поведенческих проявлений эмоциональных реакций (р<-,047), подросток все чаще проявляет вспышки сильных эмоций.

Таким образом, у группы подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением имеется связь особенностей Я-концепции (самооценки, самопринятия, самоценности, общения и уверенности в себе) и аутоагрессивным поведением, что подтверждает поставленную нами гипотезу.

Проведя анализ результатов корреляционного анализа для группы подростков-инвалидов без аутоагрессивного поведения можно сделать следующие выводы:

1. Аутоагрессия связана с принятием себя (р<-,001) и уверенностью в себе (р<-,002). При высоких показателях уверенности и самопринятии, уровень аутоагрессии снижается. Аналогичные результаты получились при анализе корреляций подростков-инвалидов, склонных к аутоагрессивному поведению (см. Рисунок 1) и у подростков группы «норма» (см. Рис. 3).

2. Внутри структуры Я-концепции имеются сильные связи всех ее компонентов: самопринятие связано с самооценкой (р<,001) и поведенческими характеристиками (р<,031). Похожая тенденция прослеживается у подростков-инвалидов, склонных к аутоагрессивному поведению (см. Рисунок 1).

3. Прямая связь между общением и уверенностью в себе (р<,017), говорит о тенденции у подростков-инвалидов, не склонных к аутоагрессив-ному поведению, к повышению коммуникативной активности при повышении уровня уверенности в себе.

Таким образом, подростки-инвалиды без ауто-агрессивного поведения отличаются снижением самооценки внешности и здоровья, которые связаны с низким принятием себя. Одновременно, высоким уровнем общения, который связан с уверенностью в себе.

Анализируя результаты корреляционного анализа для группы подростков группы «норма» можно сделать следующие выводы:

Рис. 2. Корреляционные плеяды результатов корреляционного анализа у подростков-инвалидов, не склонных к аутоагрессивному поведению

Рис. 3. Корреляционные плеяды результатов корреляционного анализа у подростков группы «норма»

1. Склонность к зависимому поведению имеет сильные связи с закрытостью (р=,003), уверенностью в себе (р<,001) и общением (р<,004). Подобная связь указывает на то, что наличие у подростка зависимого поведения способствует широкому общению, повышению уверенности в себе и ком-форности в «своем» кругу общения.

2. Высокий уровень принятия себя (р<=-,007) и уверенности в себе (р<-,003) связаны с аутоагрес-сией и приводит к ее снижению.

Особенности Я-концепции подростков группы «норма» заключаются в взаимосвязи наличия зависимого поведения с уверенностью в себе и закрытостью внутри «своей» группы.

Исходя из полученных результатов можно выделить общую структуру Я-концепции у подрост-

ков-инвалидов вне зависимости от уровня аутоагрессии (см. Таблица 4):

Таблица 4

Элемент Я-концепции Особенности у подростков-инвалидов

Когнитивный Образ своей внешности и здоровья искажен низкой самооценкой

Эмоционально-оценочный Низкий уровень самопринятия

Поведенческий -

У подростков-инвалидов, вне зависимости от уровня аутоагрессии, имеются свои особенности Я-концепции: низкая самооценка своей внешности и здоровья и, как следствие, низкий уровень самопринятия.

Наше исследование частично подтверждает исследование Л.Ф. Обуховой, в котором отмечается, что у подростков-инвалидов «сфокусированность на себе» выше, чем у обычных подростков [7]. Инвалидность сильно сказывается на личности подростка, у него есть чувство вины за отличие от здоровых детей, вероятно, это и приводит к повышенной аутоагрессии.

А.А. Реан в своем исследовании выявил связь аутоагрессии и самооценки. Он выделил в структуре аутоагрессивного паттерна личности четыре субблока: характерологический, самооценочный, интерактивный и социально-перцептивный субблок [10]. Так, самооценочный субблок характеризуется, как связь аутоагрессии и самооценки: чем выше аутоагрессия личности, тем ниже самооценка собственных когнитивных способностей, тела, автономности поведения и деятельности [10], [11]. В нашем исследовании это соотносится с показателями самооценки внешности и здоровья.

Также результаты нашего исследования подтверждаются исследованием Е.В. Бурделовой, Д.М. Ивашиненко, Л.В. Ивашиненко 2017 года, в котором была выявлена связь физического функционирования организма и аутоагрессии: при снижении физического компонента уровень аутоагрессии повышается, т.е. при наличии соматической патологии обнаруживается высокий уровень аутоагрессии [4].

Как и в исследовании М.В. Абориной и Е.Г. Фильштинской нами выявлена взаимосвязь ауто-агрессии, самооценки и непринятии себя [1]. Авторы указывают, что низкая самооценка и непринятие себя являются проявлением аутоагрессии у подростков.

Данных о взаимосвязи аутоагрессии и когнитивной составляющей Я-концепции на сегодняшний день нет. Исходя из этого, следует отметить важность нашего исследования и полученных результатов. Когнитивный компонент Я-концепции, представленный в нашем исследовании в виде образа своей внешности и здоровья, искажен низкой самооценкой и связан с аутоагрессией. Данные, полученные нами в исследовании, важно учитывать при работе с подростками-инвалидами, применять эмпатичную форму взаимоотношений с такими подростками и только в этом случае работа будет продуктивной.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основе результатах исследования особенностей Я-концепции у подростков-инвалидов с аутоагрессивным поведением были составлены методические рекомендации для специалистов образовательного учреждения с целью психологическом сопровождении. Методические рекомендации включают в себя аннотацию, собственно методические рекомендации, основанные на приказе МО РФ от 10.04.2002 г. № 29/20652-п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекци-онных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» [9] и рекомендации при взаимодействии с подростками-инвалидами, основанные на этических принципах общения с людьми с ограниченными возможностями [6].

Рекомендации ориентированы на следующих специалистов образовательного учреждения: учителя, классные руководители, школьный психолог и социальный работник.

I. Рекомендации для психологического сопровождения в школе.

1. Диагностика аутоагрессивного поведения со стороны окружения подростка-инвалида.

2. Разработка индивидуальной программы работы для каждого ученика.

3. Установление контакта между «школой» и родителями.

4. Проведение профориентационных тестирований, тестирований для определения способностей подростков.

5. Введение в школьный курс вне учебных занятий, спортивных мероприятий, секций и кружков и т.п.

6. Проведение психокоррекционных занятий для подростков-инвалидов в рамках школьных занятий.

Рекомендованные тематики для психокоррек-ционных занятий: аутогенная тренировка, работа с самооценкой, развитие коммуникативных навыков, арттерапия, работа над осознанием собственной личности, ценности и значимости собственной личности, выработка мотивации достижения успеха, личностного роста. Важно использовать упражнения на расслабление, снятие эмоционального напряжения, отреагирование негативных эмоций. Рекомендовано использовать в работе такие виды группой работы как, тренинг умений, тренинг на повышение самооценки, тренинг «Уверенность в себе», тренинг повышения коммуникативных навыков.

7. Проведение групповых и индивидуальных занятий с родителями и детьми.

8. Педагогические советы с целью информирования об особенностях протекания подросткового периода, а также об особенностях подростков-инвалидов.

9. В целях профилактики эмоционального выгорания у специалистов необходимо проводить методы саморегуляции для снятия эмоционального напряжения.

П m

Т

со

IZ

<

е

00 ^

о

2

II. Рекомендации по построению контакта с подростом-инвалидом для специалистов образовательного учреждения

1. Учет особенностей подросткового возраста.

2. В общении быть на равных.

3. Уважение личного пространства.

4. Проявлять терпение.

5. Не акцентировать внимания на инвалидности.

6. Делать акцент на составлении планов на будущее.

7. Прибегать к критике только на основании аргументов.

Рекомендации для семей, имеющих подростка-инвалида

1. Общаться с подростком-инвалидов как со взрослым.

2. Не акцентировать внимания на инвалидности.

3. Говорить с ним о перспективах в будущем.

4. Не препятствовать общению с другими подростками, особенно со здоровыми.

5. Хвалить за успехи, даже самые маленькие.

6. Быть внимательными.

7. Прибегать к критике только на основании аргументов.

По итогам составления всех рекомендаций была составлена памятка для семей и специалистов, взаимодействующие с подростками-инвалидами (см. Рисунок 4).

Рис. 4. Памятка для родителей и специалистов, взаимодействующих с подростками-инвалидами

Апробация методических рекомендациq психологического сопровождения для специалистов образовательного учреждения и рекомендаций для семей, имеющих подростка-инвалида, состоялась 23.10.17 г. базе МБОУ «Школа №154 для детей с ОВЗ» в рамках прохождения квалификационной практики. Для проведения апробации администрацией школы было организовано общее собрание в актовом зале для учителей и работников школы (примерно 50-60 родителей, 10 учителей, школьный психолог, социальный работник, завуч по вос-

питательной работе, завуч по учебной деятельности, директор школы). Собрание проводилось в лекционной форме, в конце выступления было выделено время на вопросы. Больше всех вопросы касались организации внедрения методических рекомендаций в учебный процесс: как привлечь всех родителей для совместной работы со школой, как разделить школьников на группы для пси-хокоррекционных занятий, каким образом организовать внеучебные занятия и т.д. Также имелись уточнения по предоставленной памятке: как первый раз выйти на откровенный разговор с подростком, каким образом построить его деятельность дома, как не перехвалить его, не разбаловать слишком «мягким» отношением т.д.

По итогам презентации рекомендаций 23.10.17 г. базе МБОУ «Школа № 154 для детей с ОВЗ» были оставлены положительные отзывы на перспективу совместной работы, опираясь на представленные рекомендации.

Полученные результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о связи особенностей Я-концепции и наличия аутоагрес-сии у подростков-инвалидов. Цель исследования достигнута. Мы осознаем, что не все поставленные нами задачи были решены в полной мере. Исследование обнажает ряд проблем, изучение которых может быть продолжено. В частности, это проблема влияния особенностей Я-концепции на усвоение учебной программы, проблема углубленной коррекционной программы с подростками-инвалидами для уменьшения уровня аутоагрес-сивного поведения и пр.

Литература

1. Аборина М.В. Аутоагрессивное поведение подростков: современные психологические аспекты проблемы / М.В. Аборина, В.Г. Фильштинская // Психология и педагога XXI века. Современные проблемы и перспективы. - 2017. - С. 4-8.

2. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. - М.: Прогресс, 1986. - 420 с.

3. Бернс Р. Что такое Я - концепция / Р. Бернс // Психология самосознания: Хрест. - Самара, 2003. - С. 333-393.

4. Бурделова Е.В. Медико-психологические факторы развития агрессивного поведения / Е.В. Бурделова, Д.М. Ивашиненко, Л.В. Ивашиненко // Вестник новых медицинских технологий. - 2017. -№ 2. - С. 285-289.

5. Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.euro.who.int/ru - свободный (дата обращения: 10.03.2017).

6. Мартынова М.В. Этические аспекты взаимодействия с людьми, имеющими ограниченные возможности здоровья / М.В. Мартынова // Социокультурное развитие современного города: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции (24-25 марта, 2016 г., г. Орел). - Орел, 2016 г. - С. 313-317.

7. Обухова Л.Ф. Феномен эгоцентризма у подростков-инвалидов / Л.Ф. Обухова, Т.В. Рябова,

М.Н. Гуслова, Т.К. Стуре // Вопросы психологии. -2000. - № 3. - С. 11-23.

8. Пилягина Г.Я. Аутоагрессия: биологическая целесообразность или психологический выбор? / Г.Я. Пилягина // Таврический журнал психиатрии. -1999. - № 3. - С. 24-27.

9. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 10 апреля 2002 г. № 29/2065-п: Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

10. Реан А.А. Психология детства / А.А. Реан. -СПб.: Прайм ЕВРО-ЗНАК, 2003. - 368 с.

11.Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности. Методологические и теоретические проблемы агрессивности / А.А. Реан // Психологический журнал. - 2004. - № 17 - С. 68-75.

12. Фромм Э. Анатомия человеческой деструк-тивности / Э. Фромм. - М.:1994. - 78с.

13. Шустов Д.И. Аутоагрессия, суицид и алкоголизм / Д.И. Шустов. - Когито-центр, 2004. - 216 с.

14. Баранова Т.Ф. Правовое обеспечение социальной интеграции ребенка-инвалида в условиях детского дома-интерната // Инновации и инвестиции. 2014. №11. с.250-252

Self-concept of disabled adolescents with autoaggressive behavior: research results and recommendations on psychological support Ignatova E.S., Shchukina E.I.

Perm State National Research University, GAUZ PC "City Clinical Hospital No. 3"

The results of a study of the peculiarities of the self-concept in adolescents with self-aggressive behavior are presented. Based on previous work, it can be assumed that there is an inverse relationship between auto-aggressive behavior and indicators of the self-concept in disabled adolescents. The sample consisted of 113 schoolchildren of grades 7-11 of Perm, age 14-18. To test the hypotheses used: a technique for determining the propensity to deviate behavior (A.N. Orel); method of investigating self-relations (V.V. Stolin, S.R. Pantileev), the Dembo-Rubinstein method in the modification of A.M. Prikhozhan; the scale of the child's Self-concept (E. Pierce, D. Harris, A.M. Prikhozhan). The obtained data were processed using t-test of the Student and correlation analysis. As a result, a connection was found between the features of the self-concept and the presence of autoaggressive behavior in the group of disabled adolescents: the lower the level of self-esteem, self-acceptance, self-worth and sociability with self-doubt, the higher the level of autoaggressive behavior. An important result of the research is the preparation and presentation of methodological recommendations of psychological support for specialists of the educational institution and recommendations for families with a disabled teenager.

Key words: adolescent invalids, autoaggressive behavior, suicidal behavior, self-concept, self-awareness, psychological support

References

1. Aborina M.V. Auto-aggressive behavior of adolescents: modern

psychological aspects of the problem. Aborina, V.G. Fil'shtinskaya // Psychology and Teacher of the XXI Century. Modern problems and prospects. - 2017. - P. 4-8.

2. Burns R. Development of the I-concept and education / R. Burns.

- Moscow: Progress, 1986. - 420 p.

3. Burns R. What is the I-concept / R. Burns // Psychology of self-

consciousness: Chrest. - Samara, 2003. - P. 333-393.

4. Burdelova EV Medico-psychological factors of aggressive behav-

ior development / E.V. Burdelova, D.M. Ivashinenko, L.V. Ivash-inenko // Bulletin of new medical technologies. - 2017. - No. 2. -P. 285-289.

5. World Health Organization [Electronic resource] - Access mode:

http://www.euro.who.int/en - free (date of circulation: 10.03.2017).

6. Martynova M.V. Ethical aspects of interaction with people with

limited health opportunities / M.V. Martynova // Sociocultural development of the modern city: problems and prospects: materials of the International Scientific and Practical Conference (March 24-25, 2016, Orel). - Eagle, 2016 - P. 313-317.

7. Obukhova L.F. The phenomenon of egocentrism in adolescents

with disabilities / L.F. Obukhova, T.V. Ryabova, M.N. Guslova, T.K. Sture // Questions of psychology. - 2000. - No. 3. - P. 1123.

8. Pilyagina G.Ya. Auto-aggression: biological feasibility or psycho-

logical choice? G.Ya. Pilyagin // Taurian Journal of Psychiatry. -1999. - No. 3. - P. 24-27.

9. Order of the Ministry of Education of the Russian Federation of

April 10, 2002 No. 29/2065-p: On the approval of curricula of special (correctional) educational institutions for students, pupils with developmental disabilities.

10. Rean A.A. Psychology of Childhood / AA. Rean. - SPb .: Prime EURO-SIGN, 2003. - 368 p.

11. A.A. Rean. Aggression and aggressiveness of personality. Methodological and theoretical problems of aggressiveness / A.A. Rean // Psychological journal. - 2004. - No. 17 - P. 68-75.

12. Fromm E. Anatomy of human destructiveness / E. Fromm. - M.: 1994. - 78s.

13. Shustov DI Autoaggression, Suicide and Alcoholism / D.I. Shus-tov. - Kogito-center, 2004. - 216 with.

14. Baranova T.F. Legal support for the social integration of a disabled child in an orphanage // Innovations and Investments. 2014. No. 11. p. 250-252

n m

Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.