Профилактика суицидальных тенденций у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Игнатова Екатерина Сергеевна
кандидат психологических наук, доцент кафедры общей и клинической психологии, Пермский государственный национальный исследовательский университет, [email protected]
Базуева Анжелика Анатольевна
педагог-психолог ГКУ СО ПК «ЦПД» г. Перми
Накарякова Алена Анатольевна
медицинский психолог, Центр психофизиологической диагностики в МСЧ МВД по Пермском краю
Приводятся результаты исследования суицидальных тенденций у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также примерная программа психопрофилактики таких тенденций. Можно предположить, то если суицидальные тенденции взаимосвязаны с показателями Я-концепции, тревожностью, алекситимием, то воздействуя на данные показатели, можно снизить уровень самоповреждающего поведения, являющегося предиктором суицидального риска. Выборку составили 200 человек: 50 человек с самоповреждающим поведением и 50 - без, 50 человек, оставшихся без попечения родителей, и 50 - воспитывающихся в семье возрасте от 12 до 17 лет. Для проверки гипотезы использовались: авторская шкала самоповреждающего поведения Н.А. Польской; методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева; методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан; методика «Q-сортировка» В.Стефансона; Торонтская алекситимическая шкала (TAS-20); шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан); психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности (Е.Е. Малкова); методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел). Полученные данные обрабатывались с помощью t-критерия Стьюдента, U-критерия Манна-Уитни, корреляционного анализа Спирмена. В результате было обнаружено: 1) Подростки с самоповреждающим поведением не стремятся к принятию групповых норм и правил, более склонны реализовывать аддиктивное поведение, не уверены в своих возможностях, сомневаются в своих способностях, более склонны к самокопанию и рефлексии, меньше контролируют собственные эмоциональные реакции. 2) Подростки, оставшиеся без попечения родителей, наиболее обеспокоены ситуациями, связанными со школой, обучением и общением с учителями, испытывают более высокий уровень тревоги в оценивании самого себя, представлении о себе в глазах окружающих, а также более обеспокоены тревожными переживаниями относительно своего будущего и взаимодействия с окружающими, в отличии от их сверстников, воспитывающихся в семьях. 3) В результате апробации программы психокоррекции Я-концепции у подростков с самоповреждающим поведением значимо снизился уровень самообвинения, повысился уровень саморуководства и уверенности в себе. Однако не снизился уровень самоповреждающего поведения. 4) Только формирования положительной Я-концепции недостаточно для уменьшения потребности в самоповреждающих действиях. Необходимо изучить и другие психические феномены у подростков с суицидальными тенденциями, для того чтобы разработать комплексное более длительное психокоррекционное воздействие.
Ключевые слова: подростки, суицидальные тенденции, самоповреждающее поведение, Я-концепция, психокоррекция, психопрофилактика,трудная жизненная ситуация
Психологическая профилактика и коррекция отклоняющихся форм поведения [10], в том числе и суицидальных тенденций, является актуальной проблемой современной психологии. В 2014 году по данным Росстата, общий коэффициент смертности по причине самоубийства на 100.000 населения среди подростков 15-19 лет составляет 20,1, что является одним из самых высоких показателей в мире. По данным Всемирной Организации Здравоохранения в 2015 году самоубийство является второй ведущей причиной смерти среди молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет. В 2016 г. в результате суицидов в России погибли 720 подростков. Печальная статистика по количеству детских самоубийств за это время увеличилась сразу в 40 регионах РФ. Количество попыток суицида среди подростков в возрасте от 11 до 17 лет в 2016 г. увеличилось на 13%. При этом число завершённых попыток сократилось на 3% по сравнению с 2015-м. В 2016 году в Перми ситуация только ухудшилась: 120 детей покончили с собой в течение года
В 2016 году было проведено около 350 тыс. различных мероприятий по профилактике суицида с охватом более 5,7 млн. человек. Ведется «Мониторинг состояния работы по профилактике суицидального поведения детей и подростков в образовательных организациях России» (2013-2016 гг.), который охватывает 77 % респондентов (в 2015 г. - 80 %)
Сформулированы характерологические особенности подростков, склонных к суициду:
• Повышенная напряженность потребностей, выражающаяся в необходимости непременного достижения поставленной цели.
• Повышенная потребность в эмоциональной близости, вся жизнь строится на сверхзначимых отношениях.
• Низкая способность личности к образованию любого рода компенсаторных механизмов, неумение ослабить фрустрацию.
• Зацикленность на собственных неудачах, острое их переживание, общий пессимистический взгляд на будущее.
• Эгоцентризм.
• Аутоагрессивные подростки.
Аутоагрессия или самоповреждающее поведение тесно взаимосвязано с суицидальной активностью. Исследователи указывают на то, что самоповреждающее поведение повышает риск самоубийства (J.E. Eckenrode, A.R. Favazza, A.A. Laurel, D. Silverman, J.L. Whitlock, О.Б. Левковская, Н.А. Мазаева, Н.А. Польская, О.А.Сагалакова) [7], [8], [9], [15], [16], [17], [18], [19], [22] [23], [24],[25]. Наличие серьезной угрозы склонения детей к самоубийству через так называемые "группы смер-
П m
Т
со
IZ <
е
со ^
0
СЧ
СМ
01
ти" в соцсетях (Председатель Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин).
По разным данным от 50% до 85% лиц, совершавших акты самоповреждения, хотя бы один раз в жизни предпринимали суицидальную попытку [5]. Лица, предпринимавшие попытку самоубийства, отличались от тех, кто имел только самоповреждения тем, что они имели больший опыт самоповреждающего поведения, использовали различные методы самоповреждений и их самоповреждения были более тяжелыми.
Такое поведение, как самоповреждающее и в целом суицидальное характерно для следующих групп подростков [1], [2], [3]:
• Подростки, уже пытавшиеся покончить с собой (30 % подростков, пытавшихся совершит самоубийство единожды, повторяют попытку).
• Страдающие алкогольной зависимостью подростки (50 % суицидов среди молодежи). Длительное злоупотребление алкоголем способствует усилению депрессии, чувства вины и психической боли, которые предшествуют суициду.
• Подростки, страдающие наркотической и/или токсической зависимостью. Наркотики и прочие психоактивные вещества ослабляют мо-тивационный контроль, обостряют депрессию или даже вызывают психозы.
• Подростки, в семьях которых есть самоубийцы.
• Физически неполноценные подростки; подростки, страдающие хроническими, смертельными заболеваниями
• Психически больные подростки, страдающие аффективными расстройствами, тяжелыми депрессиями.
• Подростки, пережившие тяжелые утраты (смерть родителей, например). Особенно опасны первые полгода. В это время подросток нуждается в дополнительной поддержке. Эта группа риска в рамках суицидальных тенденций не привлекала большое количество исследований.
Существует понятие «социальное сиротство», когда ребенок остается без попечения родителей в связи с лишением их родительских прав. К категории социального сиротства относится также ситуация, когда родители не лишены родительских прав, но при этом не принимают активного участия (дети лишены присмотра) в заботе и воспитании (нравственном и педагогическом) детей (это может привести к бродяжничеству детей и отклоняющемуся поведению) [11].
В Российской Федерации детей-сирот отправляют в специализированные учреждения, где они живут, учатся (интернаты, центры помощи детям, дома ребенка). В приоритете подобных заведений лежит не только социальная адаптация и защита прав, но и жизнеустройство детей через усыновление, и устройство в приемные семьи, опеку, попечительство и замещающие семьи (временное устройство детей).
Изучением особенностей психологического развития детей, которые остались без попечительства родителей занимались такие ученые, как:
А.Д. Андреева, И.В. Дубровина, А.И. Кравченко, М.Ю. Кондратьев, В.Н. Ослон, А.М. Прихожан, Н.Н. Толстых, Т.И. Шульга и т.д. Психологические особенности детей, оставшихся без попечения родителей и их сверстников, воспитывающихся в семьях, различаются. Б.Е. Робинсон, Е.В. Субботский, К. Флейк-Хобсон делают вывод, что общее развитие таких детей отличается от сверстников, которые растут в полноценной семье. У детей-подростков без попечения родителей заметен более медленный темп психического развития, низкий уровень интеллектуального развития, бедная эмоциональная сфера, скудное воображение [6], [14]. Также наблюдается позднее формирование навыков саморегуляции. У детей-подростков наблюдаются общие поведенческие особенности: они очень раздражительны, довольно часто проявляют вспышки агрессии, гнева, обидчивость, не умеют общаться со сверстниками, провоцируют конфликты [20].
Трудные жизненные ситуации (в соответствии с ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" к такой категории относятся лица: оставшиеся без попечения родителей; инвалиды, с отклонениями в поведении), неблагоприятные условия затрудняют формирование устойчивого и позитивного «образа Я» в подростковом возрасте, что создает предпосылки для развития тревожности, формирования самоповреждающего поведения, и как следствие, повышает риск суицидального поведения. Проблема исследования. В эмпирическом плане - изучение личностных особенностей у подростков с суицидальными тенденциями. В практическом плане -проблема разработки программы психокоррекции для подростков с самоповреждающим поведением как одной из суицидальных тенденций.
Теоретико-методологической основой нашей работы являются труды ученых в таких аспектах исследуемой проблемы, как: Я-концепция (Р. Бернс, В.В. Столин, И.И. Чеснокова, Э. Эриксон), алекситимия (И.С. Коростелова, Х. Кристал, Дж. Немиах, В.В. Николаева, В.М. Провоторов, В.С. Ротенберг, Н.Д. Семенова, П. Сифнеос, Г. Тейлор, Л.П. Урванцев и др.), аутодеструктивное (самоповреждающее) поведение (А.Г. Амбрумова, А.Б. Боева, Г.А. Лобов, В.А. Руженков, тревожность (К. Изард, Е.Е. Малкова, О.Х. Маурер, А.М. Прихожан, Ч. Спилбергер, Дж. Тейлор, З. Фрейд, К. Хорни и др.), суицидальное поведение (А.Г. Амбрумова, А. Бек, Т. Джойнер, Э. Дюркгейм, Н.П. Короленко, А.Е. Личко, Г.В. Старшенбаум, В.А. Тихоненко и др.), личностные особенности подростков, оставшихся без попечения родителей (А.Д. Андреева, И.В. Дубровина, А.И. Захарова, А.И. Кравченко, М.Ю. Кондратьев, В.Н. Ослон, Т.И. Шульга и др.).
Эмпирическое исследование
Выборка.
Исследование суицидальных тенденций у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации проходило в 2015-2017 гг. на базе МАОУ "Платошинская средняя школа", МАОУ "Курашим-ская средняя школа" и МАОУ "Нижнемуллинская средняя школа", МАОУ «СОШ № 114» г. Перми,
ГКУСО ПК «Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей» г. Перми. Объем выборки составили 200 человек (табл. 1).
Результаты и обсуждение Суицидальные тенденции у подростков с самоповреждающим поведением
Таблица 1
Группа Характеристика Средний возраст Количество человек
Наличие ауто-агрессии Высокий уровень самоповреждающего поведения 14,9 50
Отсутствие ауто-агрессии Низкий уровень самоповреждающего поведения 14,9 50
Отсутствие попечения родителей Наличие утраты 14 50
Наличие попечения родителей Отсутствие утраты 15,5 50
Методики. В ходе исследования использовались следующие методы [12], [21] (см. Табл. 2).
Таблица 2
Сводная таблица методов исследования суицидальных тенденций у подростков, находящихся в трудной жизнен-
Метод/Методика Назначение
Авторская шкала самоповреждающего поведения Н.А.Польской Выявление самоповреждающего поведения
Методика исследования самоотношения С.Р. Пантелеева Выявление показателей когнитивного компонента Я-концепции
Методика Дембо-Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан Выявление эмоционально-оценочного компонента Я-концепции
Методика <Ю-сортировка» В.Стефансона Выявление показателей поведенческого компонента Я-концепции
Торонтская алекситимическая шкала (ТАБ-20) Диагностика уровня алек-ситимии
Шкала личностной тревожности (А.М. Прихожан), психодиагностическая методика для многомерной оценки детской тревожности (Е.Е. Малкова) Диагностика уровня тревожности
Методика «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» (А.Н. Орел) Выявление склонности к суицидальному поведению подростков (шкала самоповреждающего поведения)
Методы анализа данных В таблице 3 представлены методы математической обработки данных, которые использовались в исследовании суицидальных тенденций у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Таблица 3
Сводная таблица методов математической обработки данных
Метод математической обработки Назначение
Критерий Колмогорова-Смирнова Проверка соответствия данных закону нормального распределения
^критерий Стьюдента; и-критерий Манна-Уитни Выявления различий между экспериментальной и контрольной выборками по исследуемым показателям
Корреляционный анализ Спирмена Выявления взаимосвязей между исследуемыми показателями
Таблица 4
Результаты сравнительного анализа показателей склонности к отклоняющемуся поведению ^критерия Стьюдента (количество человек из таблицы убрать, эксперименталь-
Показатели Среднее значение уровень
Подростки с само- Подростки без критерий Стьюден- значимости
повр. по- само- та
ведением повр. поведения
Склонность к 49,98 42,87 -4,445 0,00
агрессии и
насилию
Склонность к 57,68 50,3 -5,089 0,00
делинквент-
ному поведе-
нию
Таблица 5
Результаты сравнительного анализа показателей Я-концепции и самоповреждающего поведения контрольной (подростки без самоповреждающего поведения) и экспериментальной групп (подростки с самоповреждающим поведе-
Показатели Среднее значение и- асимпт.
Подростки с само- Подростки без само- критерий Манна-Уитни значение 0,05
повр. повр.
поведе- поведе-
нием ния
Зависимость 44,3 57,57 940,00 0,022*
Независимость 57,70 44,43 940,00 0,022*
Принятие «борьбы» 57,89 44,25 930,50 0,019*
Избегание «борьбы» 44,11 57,75 930,50 0,019*
Установка на соци- 40,08 61,71 729,00 0,00**
ально-желательные
ответы
Склонность к преодо- 60,65 41,54 792,5 0,001**
лению норм и правил
Склонность к аддик- 64,31 37,95 609,5 0,00**
тивному поведению
Склонность к само- 75,79 26,70 35,50 0,00**
повреждающему и
саморазрушительно-
му поведению
Волевой контроль 71,67 30,74 241,50 0,00**
эмоциональных реак-
ций
Закрытость 44,47 57,40 948,50 0,022*
Самоувереность 40,67 61,13 758,50 0,00**
Саморуководство 42,34 59,49 842,00 0,003**
Самоценность 43,70 58,16 910,00 0,011*
Самопринятие 44,31 57,56 940,50 0,020*
Самопривязанность 43,75 58,11 912,50 0,011*
Внутренняя кон- 68,99 32,01 325,50 0,00**
фликтность
Самообвинение 67,86 33,14 382,00 0,00**
Самоповреждающее 80,33 19,67 243,00 0,00**
поведение
Уровень самооценки 23,20 35,40 257,50 0,010**
Статистическая обработка выполнялась помощью программы Statistica 7.0.
Где:** - значимые различия на уровне 0,01 *- значимые различия на уровне 0,05
Для выявления различий по показателям самоповреждающего поведения и Я-концепции
с
со
с <
е
со ^
0
сч
см
01
между экспериментальной (подростки с самоповреждающим поведением) и контрольной группами (подростки без самоповреждающего поведения) мы использовали для шкал: склонность к агрессии и насилию и склонность к де-линквентному поведению критерий Стьюдент (см. Таблица 4); и и-критерий Манна-Уитни для остальных шкал (см. Таблица 5).
Подростки с самоповреждающим поведением не стремятся к принятию групповых норм и правил, более склонны реализовывать аддиктивное поведение, не уверены в своих возможностях, сомневаются в своих способностях. Кроме того, они более склонны к самокопанию и рефлексии. Чаще замечают в себе недостатки, недовольны собой, не принимают в себе все качества. Меньше склонны представлять себя в благоприятном свете. Менее выражен контроль над своими эмоциональными реакциями.
В результате корреляционного анализа обнаружены прямые взаимосвязи между самоповреждающим поведением и: самообвинением; внутренней конфликтностью. Также выявлены обратные взаимосвязи самоповреждающего поведения и: самоуверенностью; самопривязанностью; саморуководством; самоценностью.
Суицидальные тенденции у подростков, оставшихся без попечения родителей
Для выявления различий по показателям суицидального поведения, тревожности и алекси-тимии между экспериментальной (подростки, оставшиеся без попечения родителей) и контрольной группами (подростки, воспитывающиеся с родителями) мы использовали и-критерий Манна-Уитни (см. Таблица 6).
Подростки, оставшиеся без попечения родителей, наиболее обеспокоены ситуациями, связанными со школой, обучением и общением с учителями, испытывают более высокий уровень тревоги в оценивании самого себя, представлении о себе в глазах окружающих, а также более обеспокоены тревожными переживаниями относительно своего будущего и взаимодействия с окружающими, в отличии от их сверстников, воспитывающихся в семьях.
В результате корреляционного анализа обнаружены прямые взаимосвязи суицидального поведения и тревожности, а также суицидального поведения и алекситимии у подростков, оставшихся без попечения родителей.
Психокоррекционная программа
Исходя из результатов эмпирического исследования суицидальных тенденций у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, разработана программа психокоррекции (которую также можно использовать в профилактических целях). Целью данной программы явилось развитие позитивной Я-концепции (в частности: повысить самоуверенность, отраженное самоотношение, самоценность и саморуководство, а также понизить самообвинение и внутреннюю конфликтность).
Таблица 6
Результаты сравнительного анализа показателей суицидального поведения, тревожности и алекситимии у подростков, оставшихся без попечения родителей, и подростков, воспитывающихся в семье (с помощью критерия и Ман-на-Уитни для независимых выборок)
Показатели Сумма рангов в этом критерии (экспериментальная группа) Сумма рангов в этом критерии (контрольная группа) U (Значение критерия U Манна-Уитни) P (уровень значимости)
Трудности идентификации чувств 16,06 17,4 1095,0 0,285
Трудности описания чувств 13,16 13,96 1149,5 0,487
Внешнеориентиро-ванное мышление 24,12 25,14 1194,0 0,699
Общий балл алекситимии 52,96 56,32 1099,0 0,298
Тревога в отношениях со сверстниками 3 3,32 1202,0 0,737
Тревога, связанная с оценкой окружающих 3,8 4,2 1162,5 0,543
Тревога в отношениях с учителями 2,75 3,1 1186,0 0,655
Тревога в отношениях с родителями 3,64 3,9 1205,5 0,757
Тревога, связанная с успешностью в обучении 3,28 3,22 1200,5 0,729
Тревога, возникающая в ситуациях самовыражения 2,76 3,42 1037,0 0,136
Тревога, возникающая в ситуациях проверки знаний 2,92 4,04 920,5 0,022**
Снижение психической активности, обусловленное тревогой 3,56 4,4 971,5 0,053*
Повышенная вегетативная реактивность, обусловленная тревогой 3,1 3,16 1227,5 0,875
Общая тревожность 2,53 3,24 1053,5 0,171
Школьная тревожность 4,43 2,72 845,5 0,004**
Самооценочная тревожность 4,04 3,14 930,5 0,025**
Межличностная тревожность 3,79 3,26 981,5 0,059
Магическая тревожность 3,16 4,24 957,5 0,041*
Общая тревожность 3,98 3,18 950,5 0,034
Установка на социально-желательные ответы 2,04 1,22 1062,5 0,182
Склонность к преодолению норм и правил 6,48 6,08 1168,0 0,568
Склонность к ад-диктивному поведению 8,70 9,18 1110,0 0,332
Склонность к самоповреждающему поведению 9,00 9,62 1099,5 0,296
Склонность к агрессии и насилию 9,18 8,30 1053,5 0,171
Волевой контроль эмоциональных реакций 5,92 5,28 1062,0 0,185
Склонность к де-линкветному поведению 6,16 5,30 1033,0 0,130
Где:** - значимые различия на уровне 0,01 *- значимые различия на уровне 0,05
Для достижения цели программы и проверки выдвинутого предположения нам необходимо решить следующие задачи:
1. помочь подросткам в лучшем понимании, осознании и контроле выражении своих чувств;
2. обучить подростков навыкам саморегуляции;
3. повысить уверенность в себе, развить способность к пониманию собственной ценности;
4. снизить уровень самообвинения и внутренней конфликтности;
5. снизить потребность в выражении чувств с помощью самоповреждающих действий.
Объем программы и срок реализации: программа рассчитана на 5 занятий по 90 минут - 2 академических часа, 1 раз в неделю. Состав группы 6-8 человек.
Также предусмотрены индивидуальные консультации, которые буду осуществляться в зависимости от запроса или поведения подростка в ходе занятий.
Форма занятий: занятия проводятся в форме тренинга с использованием методов минилек-ции, проблемных бесед и арттерапии.
Ожидаемый результат от реализации программы:
1. приобретение навыков контроля над своими чувствами и повышение саморуководства;
2. повышение уверенности в себе и понимание собственной ценности;
3. снижение уровня самообвинения и внутренней конфликтности;
4. снижение потребности в выражении чувств с помощью самоповреждающих действий.
Участниками программы стали 16 подростков в возрасте от 13 до 16 лет (средний возраст 14,6) с самоповреждающим поведением. Контрольную выборку составили 12 подростков в возрасте от 13 до 16 лет (средний возраст 14,6) с самоповреждающим поведением, которые не принимали участие в психокоррекционной программе.
Каждое занятие тренинга состоит из следующих частей: вводная, основная, заключительная. Задачей вводной части является создание у подростков положительного эмоционального фона. Задания основной части направлены на решение цели и задач коррекционной программы. Задача заключительной части состоит в обсуждении результатов работы и тех трудностей, которые возникли у подростков при выполнении заданий.
Также проводились индивидуальные консультации с каждым участником программы. Тематика консультации определялась исходя из запроса подростка.
В результате апробации программы психокоррекции Я-концепции у подростков с самоповреждающим поведением значимо снизился уровень самообвинения, повысился уровень саморуководства и уверенности в себе. Однако не снизился уровень самоповреждающего поведения. Возможно, это связано с тем, что данная программа краткосрочная, и для данных изменений необходимо комплексное более длительное сопровождение подростков, связанное не только
с формированием положительной Я-концепции, но и с другими психологическими феноменами. Кроме того, в психокоррекции самоповреждающего поведения у подростков необходимо работать не только с подростком, но и с его семьей, а также с коллективом сверстников.
Таблица 7
План занятий коррекционно-развивающего этапа программы психокоррекции
Тема Цели Упражнения Оборудо-
вание
1 Эмоции и — Знакомство с — Знакомство Листы А4,
чувства группой и с пра- с группой, пра- ручки, цвет-
(Приложе- вилами группы вила группы ные каран-
ние 4) — Познакомить (10 мин) даши, фло-
подростков с — Разминка мастеры,
эмоциями и чув- «Поменяй- таблица с
ствами тесь...» (5 мин) перечислен-
— Научить под- — "Взаимные ными чув-
ростков отсле- презентации" ствами
живать эмоцио- (15 мин)
нальные состоя- — «Словарь
ния и чувства чувств» (15
мин)
— «Польза и
вред эмоций»
(15 мин)
— «Эмоцио-
нальный днев-
ник» (20 мин)
2 Контроль — Создание — Разминка Листы А4,
над своими условий для «Шестерка» ручки, листы
эмоциями «нормализации» (10 мин) с изображе-
и саморегу- переживания — «Экспери- нием айс-
ляция социально не- мент» (5 мин) берга, цвет-
(Приложе- одобряемых — «Айсберг» ные каран-
ние 5) эмоций (10 мин) даши/
— Научить под- — «Копилка фломасте-
ростков адек- ситуаций» (15 ры, шарфы
ватному ситуа- мин)
ции выражению — «Подвиг
эмоций искренности»
— Ознакомле- (10 мин)
ние подростков — Мини-
со способами лекция о спо-
саморегуляции собах саморе-
гуляции (30
мин)
3 Представ- — Помочь под- — Разминка Листы А4,
ление о себе росткам лучше «Чемпионат ручки, иг-
и уверен- понять себя борьбы на рушка цвет-
ность — Помочь осо- пальцах» (5 ные каран-
(Приложе- знать свои до- мин) даши / фло-
ние 6) стоинства и не- — «Кто я?» (15 мастеры
достатки мин)
— Повышение — «Самый
уверенности в самый» (10
себе мин)
— Осознание — «Я - звезда»
самоценности (10 мин)
— «Мой порт-
рет в лучах
солнца» (10
мин)
— «Точка опо-
ры» (20 мин)
«Пожелания по
кругу» (5 мин)
— Обсуждение
тренинга (20
мин)
со
IZ
<
е
со ^
0
СЧ
СМ
01
Апробация психокоррекционной программы показала, что только формирования положительной Я-концепции недостаточно для уменьшения потребности в самоповреждающих действиях. Поэтому необходимо изучить и другие психические феномены у подростков с суицидальными тенденциями, для того чтобы разработать комплексное более длительное пси-хокоррекционное воздействие. Перспективу дальнейшего исследования мы видим в разработке комплексного более длительного сопровождения подростков с суицидальными тенденциями, которое будет включать в себя: 1) психодиагностику (выявление причин, функций суицидальных тенденций, определение текущего психического состояния и индивидуальных особенностей подростка); 2) определение мишеней воздействия в зависимости от психического состояния ребенка и его индивидуальных особенностей; 3) индивидуальную, групповую и семейную психотерапию. Включить следующие модули: «Введение в суицидологию. Передовой опыт профилактики суицидов в образовательных учреждениях», «Пути и способы профилактики суицидальных тенденций среди несовершеннолетних в условиях урочной и внеурочной деятельности», «Психологическая работа с родителями при профилактике подросткового суицида», «Интернет-пропаганда суицидов».
Литература
1. Амбрумова А.Г. Предупреждение самоубийств / А.Г. Амбрумова, С.В.Бородин, А. С. Михлин. - М.: Медицина, 1980. - 164 с.
2. Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия / А.Г. Амбрумова. - 1996. - № 4. - С. 14-20.
3. Амбрумова А.Г. Аутоагрессивное поведение подростков с различными формами социальных девиаций / А.Г. Амбрумова, Е.Г. Трайни-на, Н.А. Ратинова // 6-й Всероссийский съезд психиатров (Томск, 24-26 октября 1990 г.). - М., 1990. - Т. 1. - С. 105-106.
4. Дубровина И.В. Психическое развитие детей, воспитывающихся вне семьи / И.В. Дубровина // Психическое развитие воспитанников детского дома - М.: Изд-во «Педагогика», 1990. - 15 с.
5. Игнатова Е.С. Особенности Я-концепции у подростков с аутоагрессивным поведением: результаты исследования и рекомендации по психологическому сопровождению / Е.С. Игнатова, Е.И. Щукина // Фундаментальные аспекты психического здоровья. - 2018. - № 1. - С. 30-36.
6. Игнатова Е.С. Родительская депривация как фактор суицидального риска подростков / Е.С. Игнатова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. - 2018. - Т. 7, № 2А. - С. 72-83.
7. Левковская О.Б. Несуицидальное самоповреждающее поведение — синдром или особая реальность нового времени? / О.Б. Левковская, Ю.С. Шевченко// Психическое здоровье. -2014. - № 4 (95). - С. 74-86.
8. Левковская О.Б. Несуицидальное самоповреждающее поведение в подростковой среде: современные объяснительные подходы / О.Б. Левковская, Ю.С. Шевченко // Вопросы психического здоровья детей и подростков. - 2015. - № 1. - С. 105-116.
9. Мазаева Н.А. Аутодеструктивное поведение подростков / Н.А. Мазаева, Н.Е. Кравченко, С.А. Зикеев // Современная терапия в психиатрии и неврологии. - 2016. - № 1. - С. 30-33.
10. Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Классификация психических и поведенческих расстройств. Клинические описания и указания по диагностике. Всемирная организация здравоохранения. Россия. СПб.: Адис, 1994.
11. Опевалова Е.В. Страхи и опасения воспитанников детского дома / Е.В. Опевалова, Т.М. Ишутинова // Проблемы психологической безопасности человека в социально нестабильной среде. - 2007. - № 1. - С. 118-119.
12. Определение склонности к отклоняющемуся поведению (А.Н. Орел) / Н.П. Фетискин, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов // Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. -М.: Изд-во Института Психотерапии. - 2002. - С. 362-370.
13. Пантелеев С.Р. Методика исследования самоотношения / С.Р. Пантелеев. - М.: Смысл, 1993. - 30 с.
14. Пашина Е.П. Особенности эмоциональной сферы у воспитанников и сотрудников детского дома / Е.П. Пашина, А.Х. Рязанова. - М.: Изд-во Ин-та психологии, 2005. - 139 с.
15. Польская Н.А. Аутодеструктивное поведение в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская, Н.В. Власова // Консультативная психология и психотерапия. - 2015. - № 4 (88). - С. 176-190.
16. Польская Н.А. Взаимосвязь самооценки с самоповреждающим поведением / Н.А .Польская // Известия Саратовского университета. - 2010. -Т.10. - С. 82-86.
17. Польская Н.А. К проблеме эмпирического изучения самоповреждающего поведения / Н.А. Польская // Экспериментальная психология в России: традиции и перспективы. - М., 2010. - С. 714720.
18. Польская Н.А. Особенности самоповреждающего поведения в подростковом и юношеском возрасте / Н.А. Польская // Известия Саратовского университета. - 2010. - Т. 10. - С. 92-97.
19. Польская Н.А. Роль социальных факторов в развитии самоповреждающего поведения [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. - 2012. - № 2. -http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n2/52626.shtmi (дата обращения: 07.05.2016)
20. Попова Т.А. Тревожность и самооценка подростков, воспитывающихся в детском доме и па-тронатной семье / Т.А. Попова // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета - 2013. - № 1. - С. 90-100.
21. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / редактор-составитель
Д. Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2001. - 672 с.
22. Сагалакова О.А., Труевцев Д.В. Психологические механизмы намеренного самоповреждающего поведения у подростков / О.А.Сагалакова, Д.В. Труевцев // Инновации в науке. - 2015. - № 52-2. - С. 82-89.
23. Favazza A.R. Bodies under siege: Self-mutilation in Culture and Psychiatry. Second Edition. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press 1996. P. 373.
24. Laurel A. A. The functions of self-injury and its link to traumatic events in college students. Electronic Doctoral Dissertations for UMass Amherst. 1999.
25. Whitlock J.L., Eckenrode J.E., Silverman D. The epidemiology of self-injurious behavior in a college population // Pediatrics. - 2006. - N. 117. - P.
26. Фондеркина Л.А. Обзор опыта субъектов Российской Федерации по ограничению доступа к интернет-информации, формирующей суицидальную активность подростков. культурой/Инновации и инвестиции. 2014. №2. с.138-143
Prevention of suicidal tendencies in adolescents in difficult situations
Ignatova E.S., Bazueva A.A., Nakaryakova A.A.
Perm State National Research University, GKU SO PK «CPD» Perm, MSCh MVD Perm region
The results of the study of suicidal tendencies in adolescents in difficult life situations, as well as an approximate program of psy-choprophylaxis of such trends are presented. It can be assumed that if suicidal tendencies are interrelated with the indicators of Self-concept, anxiety, alexithymia, then by affecting these indicators, it is possible to reduce the level of self-injurious behavior, which is a predictor of suicidal risk. The sample consisted of 200 people: 50 people with self-injurious behavior and 50-without, 50 people left without parental care, and 50 - raised in the family aged 12 to 17 years. To verify the hypothesis were used: the author's scale campbridge behavior N.. Polish; research technique of self S. p. Panteleeva; methodology Dembo-Rubinstein in the modification of A. M. Parishioners; the technique of "Q-sort" V. In; alexithymia the Toronto scale (TAS-20); trait anxiety scale (A. M. Parishioners); psycho-diagnostic method for a multidimensional assessment of children's anxiety (E. E. Malkova); method "determination of propensity to deviant behavior" (A. N. Eagle). The obtained data were processed using student t-test, MannWhitney U-test, Spearman correlation analysis. As a result, it was found: 1) Adolescents with self-injurious behavior do not seek to adopt group rules and regulations, are more likely to implement addictive behavior, are not confident in their capabilities, doubt their abilities, are more prone to self-digging and reflection, less control their own emotional reactions. 2) Adolescents without parental care are most concerned about situations related to school, learning and communication with teachers, experiencing a higher level of anxiety in the evaluation of themselves, the perception of themselves in the eyes of others, as well as more concerned about anxiety about their future and interaction with others, unlike their peers, who are brought up in families. 3) As a result of testing the program of psycho-correction of Self-concept in adolescents with self-harm behavior significantly decreased the level of self-blame, increased the level of self-management and self-confidence. However, the level of self-harming behavior has not decreased. 4) Only the formation of a positive Self-concept is not enough to reduce the need for self-harming actions. It is necessary to study other mental phenomena in adolescents with suicidal tendencies in order to develop a complex longer psychocorrection effect.
Key words: adolescents, suicidal tendencies, campbridge behavior, self-concept, psychocorrection, psychoprevention, difficult situations
References
1. Ambrumova A.G. Prevention of suicide / A.G. Ambrumova, S.V.
Borodin, A. S. Mikhlin. - Moscow: Medicine, 1980. - 164 p.
2. Ambromova A.G. / The psychology of suicide / / Social and clinical
psychiatry / A.G. Ambrumova. - 1996. - № 4. - P. 14-20.
3. Ambromova A.G. Autoaggressive behavior of adolescents with
various forms of social deviations / A.G. Ambrumova, E.G. Traynina, N.A. Ratinov // 6th All-Russian Congress of Psychia-
trists (Tomsk, October 24-26, 1990). - M., 1990. - T. 1. - P. 105106.
4. Dubrovina I.V. Mental development of children raised outside the
family / I.V. Dubrovina / / Mental development of pupils of the orphanage - M .: Publishing House "Pedagogy", 1990. - 15 p.
5. Ignatova E.S. Features of the I-concept in adolescents with au-
toaggressive behavior: the results of the study and recommendations for psychological support / E.S. Ignatova, E.I. Shchukina // Fundamental aspects of mental health. - 2018. -No. 1. - P. 30-36.
6. Ignatova E.S. Parental deprivation as a factor of suicidal risk of ado-
lescents / E.S. Ignatova // Psychology. Historical and critical reviews and modern research. - 2018. - T. 7, No. 2A. - P. 72-83.
7. O. Levkovskaya. Is non-suicidal self-damaging behavior a syndrome
or a special reality of the new time? / O.B. Levkovskaya, Yu.S. Shevchenko // Mental health. - 2014. - No. 4 (95). - P. 74-86.
8. O. Levkovskaya. Nesuitsidalnaya self-damaging behavior in a
teenage environment: modern explanatory approaches / O.B. Levkovskaya, Yu.S. Shevchenko // Questions of mental health of children and adolescents. - 2015. - No. 1. - P. 105-116.
9. Mazaeva N.A. Autodestructive behavior of adolescents / N.A.
Mazaeva, N.E. Kravchenko, S.A. Zikeev // Modern therapy in psychiatry and neurology. - 2016. - No. 1. - P. 30-33.
10. International Classification of Diseases (10th revision). Classification of mental and behavioral disorders. Clinical descriptions and guidelines for diagnosis. World Health Organization. Russia. St. Petersburg: Adis, 1994.
11. Opevalova E.V. Fears and fears of pupils of children's home / E.B. Opevalova, T.M. Ishutinova // Problems of psychological safety of a person in a socially unstable environment. - 2007. -No. 1. - P. 118-119.
12. Determination of the propensity to deviant behavior (AN Orel) / N.P. Fetiskin, V.V. Kozlov, G.M. Manuilov // Socially-psychological diagnostics of personality development and small groups. - Moscow: Publishing house of the Institute of Psychotherapy. - 2002. - P. 362-370.
13. Panteleev SR Methodology of the study of self-relationship / S.R. Panteleev. - M .: Sense, 1993. - 30 p.
14. Pashina E.P. Features of the emotional sphere in pupils and employees of the orphanage / E.P. Pashin, A.Kh. Ryazanov. -Moscow: Publishing House of the Institute of Psychology, 2005. - 139 p.
15. Polish N.A. Autodestructive behavior in adolescence and adolescence / N.A. Polish, N.V. Vlasova // Consultative psychology and psychotherapy. - 2015. - No. 4 (88). - P. 176-190.
16. Polish N.A. Interrelation of self-esteem with self-damaging behavior / N.A.Polskaya // News of Saratov University. - 2010. -T.10. - P. 82-86.
17. Polish N.A. To the problem of empirical study of self-damaging behavior / N.A. Polish // Experimental Psychology in Russia: Traditions and Perspectives. - M., 2010. - P. 714-720.
18. Polish N.A. Features of self-damaging behavior in adolescence and adolescence / N.A. Polish // Proceedings of the Saratov University. - 2010. - T. 10. - P. 92-97.
19. Polish N.A. The role of social factors in the development of self-damaging behavior [Electronic resource] // Clinical and special psychology. - 2012. - № 2. - URL: http://psyjournals.ru/psyclin/2012/n2/52626.shtml (reference date: 05/07/2016)
20. Popova TA Anxiety and self-esteem of teenagers brought up in an orphanage and patronage family / T.A. Popova // Bulletin of the Perm State Humanitarian and Pedagogical University -2013. - No. 1. - P. 90-100.
21. Practical psychodiagnostics. Methods and tests. Textbook / editor-compiler D. Ya. Raigorodsky. - Samara: Publishing House "Bakhrakh-M", 2001. - 672 p.
22. Sagalakova OA, Truivtsev DV Psychological mechanisms of deliberate self-damaging behavior in adolescents / O.Sagalakova, D.V. Truivtsev // Innovations in Science. - 2015.
- No. 52-2. - P. 82-89.
23. Favazza A.R. Bodies under siege: Self-mutilation in Culture and Psychiatry. Second Edition. Baltimore and London: The Johns Hopkins University Press 1996. P. 373.
24. Laurel A. A. The functions of self-injury and its link to traumatic events in college students. Electronic Doctoral Dissertations for UMass Amherst. 1999.
25. Whitlock, J.L., Eckenrode, J.E., Silverman, D., The epidemiology of self-injurious behavior in a college population, Pediatrics.
- 2006. - N. 117. - P.
26. Fonderkina L.A. A review of the experience of the constituent entities of the Russian Federation in restricting access to Internet information that forms the suicidal activity of adolescents. culture // Innovations and investments. 2014. No2. p.138-143
n m
Т