Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ У ЛЮДЕЙ СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ'

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ У ЛЮДЕЙ СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
264
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМАЯ Я-КОНЦЕПЦИЯ / КОЛЛЕКТИВНАЯ (ВЗАИМОЗАВИСИМАЯ) Я-КОНЦЕПЦИЯ / САМОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЕ САМОСОЗНАНИЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ / УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ УВЕРЕННОСТЬ / ВИТАЛЬНЫЕ КОНТАКТЫ С МИРОМ И С ЛЮДЬМИ / АВТОНОМИЯ / ЛОЖНОЕ-Я

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Головина Елена Владимировна, Дворниченко Алина Ивановна, Савченко Татьяна Николаевна

Во многих работах на стыке психологии и юридической психологии говорится о неполноте проработки проблемы правового самосознания личности, которое имеет те же гносеологические корни, что и самосознание, а результатом процесса самопознания является Я-концепция. Цель исследования - изучение особенностей Я-концепции у лиц средней взрослости. Исследование основывается на сформулированном Г. Маркусом и С. Китаямой подходе к коллективной и независимой Я-концепции. Использовались методики: 1. Опросник Е. А. Дорошевой, Г. Г. Князева, О. С. Корниенко «Коллективная и независимая Я-концепция» 2. Опросник В. Г. Ромека «Тест уверенности в себе». 3. Методика Н. В. Коптевой «Онтологическая уверенность». 4. Опросник Д. А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО). На основании выявленных взаимосвязей были описаны две составные части Я-концепции, сформулированные Г. Маркусом и С. Китаямой. Коллективная (взаимозависимая) Я-концепция отрицательно взаимосвязана со смысложизненными ориентациями и инициативой в контактах. Люди, расширяющие свои когнитивные представления о других, имеющие когнитивные представления о себе, включенные в социальный контекст, стремящиеся быть понятыми и выражающие более ориентированные на других эмоции, имеют невысокие целеустремленность и личную ответственность за реализацию своих целей, не оценивают процесс жизни как эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Такие люди менее удовлетворены жизнью, меньше верят в возможность контроля своей жизни и будущего. Они не проявляют инициативы в общении с другими людьми. Взаимозависимая Я-концепция взаимосвязана с социальной смелостью и ложным-Я. Люди, склонные выражать эго-фокусированные эмоции (злость, гордость), обладают конструктивной способностью отстаивать свои интересы в социуме, акцентируя внимание на собственном мнении и ценностях. У них также отсутствуют переживания неподлинности существования и разрыва между своей сущностью и ролью. Данная работа может внести вклад в исследование Я-концепции как результата процесса самосознания и использоваться в рамках изучения правового самосознания, а также для работы психолога с работниками правоохранительных органов, для адаптации освобожденных из заключения с целью выявления слабых сторон их Я-концепции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Головина Елена Владимировна, Дворниченко Алина Ивановна, Савченко Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE SELF-CONCEPT IN PEOPLE OF MIDDLE ADULTHOOD

In many works at the intersection of psychology and legal psychology, it is said about the incompleteness of the study of the problem of legal self-consciousness of the individual, which has the same epistemological roots as self-consciousness, and the result of the process of self-knowledge is the Self-concept. The purpose of the study is to study the features of the Self-concept in people of middle adulthood. The research is based on the approach formulated by G. Markus and S. Kitayama to the collective and independent Self-concept. Methods were used: 1. Questionnaire by E. A. Dorosheva, G. G. Knyazeva, O. S. Kornienko «Collective and independent Self-concept» 2. Questionnaire by V. G. Romek «Self-confidence test». 3. N. V. Kopteva’s methodology «Ontological confidence». 4. D. A. Leontiev’s questionnaire «Test of life-meaning orientations» (SOE). Based on the revealed interrelations, two components of the Self-concept formulated by G. Marcus and S. Kitayama were described. The collective (interdependent) Self-concept is negatively interconnected with meaningful life orientations and initiative in contacts. People who expand their cognitive ideas about others, have cognitive ideas about themselves included in the social context, strive to be understood and express emotions more focused on others, have low purposefulness and personal responsibility for the realization of their goals, do not evaluate the process of life as emotionally saturated and filled with meaning. Such people are less satisfied with life, less believe in the possibility of controlling their lives and their future. They do not show initiative in communicating with other people. The interdependent Self-concept is interconnected with social courage and the false Self. People who tend to express it-focused emotions (anger, pride), have a constructive ability to defend their interests in society, focusing on their own opinion and values. They also lack experiences of the inauthenticity of existence and the gap between their essence and role. This work can contribute to the study of the Self-concept as a result of the process of self-awareness and can be used as part of the study of legal self-awareness, as well as for the work of a psychologist with law enforcement officials, for the adaptation of those released from prison in order to identify the weaknesses of their Self-concept.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ У ЛЮДЕЙ СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ»

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Научная статья УДК 159.9

doi: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).114-128

ОСОБЕННОСТИ Я-КОНЦЕПЦИИ У ЛЮДЕЙ СРЕДНЕЙ ВЗРОСЛОСТИ

Елена Владимировна Головина1, Алина Ивановна Дворниченко2, Татьяна Николаевна Савченко3

1 ФГБУН Институт психологии РАН (ФГБУН ИПРАН), г. Москва, Россия, lena-liana@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3053-6706

2 Луганский государственный университет внутренних дел имени Э. А. Дидоренко, г Луганск, Россия, adv0811 @yandex.ru

3 ФГБУН Институт психологии РАН (ФГБУН ИПРАН), г. Москва, Россия, t.n.savchenko@ mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4301-5590

Аннотация. Во многих работах на стыке психологии и юридической психологии говорится о неполноте проработки проблемы правового самосознания личности, которое имеет те же гносеологические корни, что и самосознание, а результатом процесса самопознания является Я-концепция. Цель исследования -изучение особенностей Я-концепции у лиц средней взрослости. Исследование основывается на сформулированном Г. Маркусом и С. Китаямой подходе к коллективной и независимой Я-концепции. Использовались методики: 1. Опросник Е. А. Дорошевой, Г. Г. Князева, О. С. Корниенко «Коллективная и независимая Я-концепция» 2. Опросник В. Г. Ромека «Тест уверенности в себе». 3. Методика Н. В. Коптевой «Онтологическая уверенность». 4. Опросник Д. А. Леонтьева «Тест смысложизненных ориентаций» (СЖО). На основании выявленных взаимосвязей были описаны две составные части Я-концепции, сформулированные Г. Маркусом и С. Китаямой. Коллективная (взаимозависимая) Я-концепция отрицательно взаимосвязана со смысложизненными ориентациями и инициативой в контактах. Люди, расширяющие свои когнитивные представления о других, имеющие когнитивные представления о себе, включенные в социальный контекст, стремящиеся быть понятыми и выражающие более ориентированные на других эмоции, имеют невысокие целеустремленность и личную ответственность за реализацию своих целей, не оценивают процесс жизни как эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Такие люди менее удовлетворены жизнью, меньше верят в возможность контроля своей жизни и будущего. Они не проявляют инициативы в общении с другими людьми. Взаимозависимая Я-концепция взаимосвязана с социальной смелостью и ложным-Я. Люди, склонные выражать эго-фокусирован-ные эмоции (злость, гордость), обладают конструктивной способностью отстаи-

© Головина Е. В., Дворниченко А. И., Савченко Т. Н., 2023

(сс)®®@ Статья лицензируется в соответствии с лицензией Creative Commons by nc sa Attribution-NonCommercial-ShareAlike 4.0

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

вать свои интересы в социуме, акцентируя внимание на собственном мнении и ценностях. У них также отсутствуют переживания неподлинности существования и разрыва между своей сущностью и ролью. Данная работа может внести вклад в исследование Я-концепции как результата процесса самосознания и использоваться в рамках изучения правового самосознания, а также для работы психолога с работниками правоохранительных органов, для адаптации освобожденных из заключения с целью выявления слабых сторон их Я-концепции.

Ключевые слова: независимая Я-концепция, коллективная (взаимозависимая) Я-концепция, самосознание, правовое самосознание, смысл жизни, уверенность в себе, онтологическая уверенность, витальные контакты с миром и с людьми, автономия, ложное-Я

Для цитирования

Головина Е. В., Дворниченко А. И., Савченко Т. Н. Особенности Я-концепции у людей средней взрослости // Прикладная юридическая психология. 2023. № 2(63). С. 114-128. DOI: 10.33463/2072-8336.2023.2(63).114-128.

PSYCHOLOGY OF SOCIAL PHENOMENA AND LIFE QUALITY

Original article

FEATURES OF THE SELF-CONCEPT IN PEOPLE OF MIDDLE ADULTHOOD

Elena Vladimirovna Golovina1, Alina Ivanovna Dvornichenko2, Tat'jana Nikolaevna Savchenko3

1 Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences (FSBI IP RAS), Moscow, Russia, lena-liana@mail.ru, https://orcid.org/0000-0003-3053-6706

2 Lugansk State University of Internal Affairs named after E. A. Didorenko, Lugansk, Russia, adv0811 @yandex.ru

3 Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences (FSBI IP RAS), Moscow, Russia, t.n.savchenko@mail.ru, https://orcid.org/0000-0002-4301-5590

Abstract. In many works at the intersection of psychology and legal psychology, it is said about the incompleteness of the study of the problem of legal self-consciousness of the individual, which has the same epistemological roots as self-consciousness, and the result of the process of self-knowledge is the Self-concept. The purpose of the study is to study the features of the Self-concept in people of middle adulthood. The research is based on the approach formulated by G. Markus and S. Kitayama to the collective and independent Self-concept. Methods were used: 1. Questionnaire by E. A. Dorosheva, G. G. Knyazeva, O. S. Kornienko «Collective and independent Self-concept» 2. Questionnaire by V. G. Romek «Self-confidence test». 3. N. V. Kopteva's methodology «Ontological confidence». 4. D. A. Leontiev's questionnaire «Test of life-meaning orientations» (SOE). Based on the revealed interrelations, two components of the Self-concept formulated by G. Marcus and S. Kitayama were described. The

collective (interdependent) Self-concept is negatively interconnected with meaningful life orientations and initiative in contacts. People who expand their cognitive ideas about others, have cognitive ideas about themselves included in the social context, strive to be understood and express emotions more focused on others, have low purposefulness and personal responsibility for the realization of their goals, do not evaluate the process of life as emotionally saturated and filled with meaning. Such people are less satisfied with life, less believe in the possibility of controlling their lives and their future. They do not show initiative in communicating with other people. The interdependent Self-concept is interconnected with social courage and the false Self. People who tend to express it-focused emotions (anger, pride), have a constructive ability to defend their interests in society, focusing on their own opinion and values. They also lack experiences of the inauthenticity of existence and the gap between their essence and role. This work can contribute to the study of the Self-concept as a result of the process of self-awareness and can be used as part of the study of legal self-awareness, as well as for the work of a psychologist with law enforcement officials, for the adaptation of those released from prison in order to identify the weaknesses of their Self-concept.

Keywords: independent Self-concept, collective (interdependent) Self-concept, self-consciousness, legal self-consciousness, meaning of life, self-confidence, ontological confidence, vital contacts with the world and with people, autonomy, false self

For citation

Golovina, E. V., Dvornichenko, A. I., Savchenko, T. N. 2023, 'Features of the

self-concept in people of middle adulthood', Applied legal psychology, iss. 2(63), рр. 114-128, doi: 10.33463/2072-8336.2023.1(62).114-128.

Введение

Во многих работах на стыке психологии и юридической психологии говорится о неполноте проработки проблемы правового самосознания личности, которое имеет те же гносеологические корни, что и самосознание. В результате процесса самопознания формируется Я-концепция, в которой отражаются представления человека о самом себе, системе его установок относительно собственной личности, тогда в Я-концепции должно содержаться и правовое сознание, и самосознание.

В настоящее время существует тенденция к обобщению знаний в этой области. А. А. Фролов считает, что «детерминированное индивидуально-психологическими и поведенческими особенностями правовое самосознание субъекта имеет непосредственное личностное выражение.

Значимость его изучения определяется, прежде всего, влиянием, которое оно оказывает на поведение личности в качестве субъекта деятельности, а также с позиции успешности самой деятельности» [17]. Тем не менее в исследованиях правового самосознания сотрудников правоохранительных органов возникают трудности из-за отсутствия методических средств, диагностирующих психологические характеристики, связанные с правосознанием. Мы предполагаем, что одной из таких характеристик является осмысленность жизни.

В статье А. С. Гусевой раскрыты особенности смысложизненных ориентаций осужденных за коррупционные преступления: самостоятельность в достижении поставленных целей, высокая самооценка, стремление к лидерству, отстаива-

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

ние своей жизненной позиции, контроль собственной жизни, самостоятельность в принятии решений, проявление агрессии по отношению к окружающим, стремление к самоутверждению, ориентация на себя и на благополучие семьи, избегание нововведений, легкость в поиске новых путей решения задач, пренебрежительное отношение к социальным нормам и ценностям. Такие осужденные отличаются уверенностью в себе, склонностью к доминированию над другими людьми и отсутствием сформированной цели на дальнейшую жизнь после освобождения. Установлено, что материальный достаток не является для них самоцелью [4].

Наша работа посвящена изучению особенностей Я-концепции и осмысленности жизни у лиц средней взрослости. Проблема развития Я-концепции является одной из центральных проблем психологической науки. Интерес современных исследователей к данной проблеме связан прежде всего с необходимостью определения факторов, способствующих формированию представлений человека о самом себе, системе его установок относительно собственной личности. Так, наибольшее воздействие на формирование Я-концепции оказывают изменения, связанные с возрастными особенностями личности. Особую актуальность указанная проблема приобретает в средней взрослости. Данный возрастной период -это переломный этап в жизни каждого человека. Он наполнен как личностными достижениями, так и серьезными переживаниями и проблемами, приводящими к переосмыслению жизни и, как следствие, изменению взглядов на самого себя и бытие. Все это может способствовать росту тревоги, неуверенности в себе, непониманию того, что нужно делать в той или иной ситуации. Таким образом, проблема динамики смысложизненных ориентаций личности в среднем возрас-

те является принципиально важной для решения вопросов, связанных с развитием позитивной Я-концепции на этом возрастном этапе.

Термин «Я-концепция» стал использоваться относительно недавно, однако данное психическое образование исследовалось учеными и ранее. Истоки исследований, посвященных феномену Я-кон-цепции, находят свое начало в трудах Г. Гегеля, Р. Декарта, И. А. Ильина, И. Канта, А. Камю, И. Г. Фихте и др.

Основу исследований Я-концепции как психологического феномена составили труды У. Джеймса. В личностном образовании Я автор выделил два структурных компонента: Я-сознающее и Я как объект. Глобальное Я (или личность) включает в себя два элемента: эмпирический объект и познаваемый субъективным оценивающим сознанием. В основе Я как объект лежат четыре аспекта: духовный, материальный, социальный и телесный, в целом создающих образ представлений человека о себе как о личности. По мнению У. Джеймса, осознание факта своего существования свойственно индивиду вне зависимости от его мыслей или конкретных действий в определенный период.

Иную точку зрения на личность высказывают представители символического интеракционизма Ч. Кули и Дж. Мид [8, 11]. В своих работах авторы акцентируют внимание на индивиде как субъекте социального взаимодействия. По мнению ученых, Я и Другие образуют специфическую целостность, связанную в первую очередь с определенными ограничениями индивида в поведенческих проявлениях в обществе, в основе которых лежит объединение составляющих его членов. Таким образом, возможно лишь теоретическое отделение Я от социума.

Интересной представляется точка зрения М. Мид, которая полагает, что в основе самоопределения лежит осознание

и процесс принятия представлений других людей о личности. Вследствие этого у личности формируется так называемое Ме (согласно Дж. Мид), представляющее собой обобщенную оценку индивида другими людьми - Я как объект [11].

По мнению Э. Эриксона, Я-концепция тождественна эго-идентичности, под которой он подразумевает продукт определенной культуры, формирование которого происходит на биологической основе организма человека [18]. Развитие эго-идентичности происходит посредством взаимодействия личности с окружающим миром. К этому миру человек должен не только адаптироваться, но и применять преобразующие стратегии поведения [3].

В. Э. Чудновский считает, что феномены Я, Я-концепции являются ключевыми элементами личности, лежащими в основе ее знания о самой себе. Образ Я соединяет, управляет и опосредует структуру личности: особенности ее организации, целостность составляющих ее частей, изменения, проявления и самость [15].

О. И. Мотков говорит, что о развитии Я-концепции зрелых взрослых свидетельствует увеличение у гармоничных личностей количества и значимости положительных Я-концепций. Это обеспечивает самопринятие - «более фундаментальный способ провозглашения желательных качеств «правильными», поскольку положительные Я-концепции или оценки могут отражать условия ценности, которые препятствуют реалистическому восприятию».

Таким образом, разнообразие существующих взглядов и подходов к содержанию Я-концепции подчеркивает его сложность и многогранность, но вместе с тем структурность и определенную целостность.

В. Франкл полагает, что на формирование потребности в смысле жизни оказывают воздействие условия, в которых

происходит первичная активность, соответствующая как конкретным целям, так и требованиям, предъявляемым в социуме. В основе построения смысла жизни лежат ожидания итогов определенных видов деятельности, требования и ожидания общества, стремления быть полезным другим ради них самих, требования личности к самой себе. Рассмотрение смысла и осмысленности жизни с точки зрения данного подхода позволяет сделать вывод о том, что помимо базовых противоречий, связанных с осмысленностью и бессмысленностью жизни, проявляющихся в экзистенциальном противопоставлении жизни и смерти, значимым является и процесс осмысления жизни со стороны ее нравственности и духовности [16].

Так, Д. А. Леонтьев, исследуя смысловую сферу личности, обосновал понятие осмысленность жизни. По мнению ученого, осмысленность жизни - это субъективная значимость объектов и явлений действительности, которая выражается в эмоциональной окраске образов восприятия и представлении этих объектов и явлений, а также в понимании субъектом их роли и места в своей жизнедеятельности. Д. А. Леонтьев пишет: «Смысл жизни ответствен за общую направленность жизни субъекта как целого» [10, с. 15].

Особенностям смысложизненных ори-ентаций людей в периоде средней взрослости посвящены работы О. В. Беланов-ской [1].

Особого внимания заслуживают работы С. Л. Рубинштейна. По мнению автора, выделяются два главных способа существования человека. Человек может жить «в соответствии с привычными отношениями и связями и не выходить за их пределы; второй прямо взаимосвязан со сформированностью самосознания, способностью размышлять над собственными переживаниями. В последнем случае человек способен «приостановить» не-

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

прерывный поток жизни, «выйти» из него и, выйдя из этой поглощенности жизнью, занять позицию над ней, стать по-настоящему свободным» [13, с. 55].

В. Э. Чудновский и другие ученые считают, что наиболее благоприятным периодом для рассмотрения вопросов осмысленности жизни, ее осознания является взрослость. Данный возрастной этап характеризуется достаточным опытом и необходимыми психологическими ресурсами, дающими возможность самостоятельно определить наиболее приоритетное направление собственного развития, выстроить гибкую и полноценную жизненную перспективу [15].

Таким образом, осмысленность жизни -это субъективная значимость объектов и явлений действительности, которая выражается в эмоциональной окраске образов восприятия и представлении этих объектов и явлений, а также в понимании субъектом их роли и места в своей жизнедеятельности.

Эмпирическое исследование особенностей Я-концепции лиц средней взрослости

2.1. Программа и методы исследования

Цель эмпирического исследования -

изучение особенностей Я-концепции у лиц средней взрослости.

Гипотеза исследования - существует взаимосвязь Я-концепции, смысложиз-ненных ориентаций и уверенности в себе у лиц средней взрослости.

Выборка: в исследовании приняли участие 65 человек в возрасте от 26 до 46 лет.

Методики исследования

1. Тест уверенности в себе В. Г. Ромека. Тест включает в себя 30 утверждений, на каждое из которых испытуемый должен ответить, выбрав одну из трех предложенных альтернатив. Переменные опросника: уверенность в себе, социальная смелость,

инициатива в социальных контактах (Ромек, 2008).

2. Методика «Онтологическая уверенность» (Коптева, 2014). Опросник включает в себя 30 пунктов и выявляет степень переживания человеком целостности своего бытия в сферах автономии Я. Переменные опросника: витальные контакты с миром, витальные контакты с людьми, автономия, ложное Я, общий показатель онтологической уверенности.

3. Методика «Коллективная и независимая Я-концепция» (Дорошева, Князева, 2016). Состоит из 24 вопросов и измеряет силу выраженности независимой и взаимозависимой (коллективной) Я-кон-цепции (представления о себе). В одной личности могут содержаться обе черты, но культурный контекст в значительной степени способствует формированию большей выраженности одного из этих типов.

4. Тест смысложизненных ориента-ций (СЖО) Д. Крамбо и Л. Махолика в адаптации Д. А. Леонтьева, состоящий из 20 шкал-вопросов и включающий в себя наряду с общим показателем осмысленности жизни пять шкал, отражающих три конкретные смысложизненные ориентации и два локуса контроля. Переменными опросника являются: Цель, Процесс, Результат, Локус-контроль-Я, Локус-кон-троль-Жизнь и общий показатель СЖО (Леонтьев, 1992).

Методы анализа данных. Полученные данные обрабатывались количественно и качественно в программах Microsoft Excel и Statistica 10.0. Для описания этих данных использовалась описательная статистика. Для изучения взаимосвязей между переменными использовался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

2.2. Анализ результатов и их обсуждение

Результаты анализа данных уверенности в себе у лиц средней взрослости указывают на то, что по всем показателям методики у

респондентов преобладают средние значения. Следовательно, что в целом респонденты обладают способностями к принятию решений в сложных ситуациях, контролю собственных действий, защите своих интересов и достижению результата в процессе взаимодействия, однако проявление этих способностей происходит в большей степени в ситуациях, когда их интересы ущемлены.

В результате психодиагностического обследования респондентов по методике «Онтологическая уверенность» Н. В. Коптевой были получены следующие данные: наиболее выраженный показатель онтологической уверенности у лиц средней взрослости -«Витальные контакты с людьми». Полученный результат отражает большую направленность респондентов на взаимодействие с людьми, переживание себя «вместе с другими людьми в этом мире», получение удовлетворения от общения, стремление к общению по принципу «Я - ты».

Наименее выраженный показатель по методике «Ложное Я», что говорит об ощущении сплоченности людей среднего возраста с миром, их внутренней наполненности, принятии себя со всеми достоинствами и недостатками.

7 6 5 4 3 2 1 0

6,59

Общий уровень онтологической уверенности (т = 104,55) свидетельствует о переживании респондентами высокого уровня личностной автономии и тесными связями с людьми и миром.

В результате психодиагностического обследования лиц средней взрослости по методике «Коллективная и независимая Я-концепция» были получены данные о выраженности независимой и взаимозависимой коллективной Я-кон-цепции.

Средние показатели, полученные по методике, представлены на рисунке.

Анализ данных, приведенных на рисунке, показывает, что у людей средней взрослости наиболее выраженной является независимая Я-концепция (т = 6,59). Это говорит о том, что лица средней взрослости склонны формировать представление о себе на основе самовосприятия собственных черт, а не ориентируясь на мнение окружающих. Социальные сравнения используются ими в большей степени для подчеркивания собственной уникальности. Для изучения взаимосвязи особенностей Я-концепции и осмысленности жизни у лиц средней взрослости

4,56

Независимая Я-концепция

Взаимозависимая Я-концепция

Рис. Средние показатели уровня выраженности независимой и взаимозависимой Я-концепции у лиц средней взрослости

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

использовался метод корреляционного анализа (Спирмена).

Результаты корреляционного анализа

Получены взаимосвязи уверенности в себе и смысложизненных ориентаций у лиц средней взрослости (табл. 1). Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы.

Выявлены статистически значимые положительные корреляционные связи между уверенностью в себе и всеми шкалами методики СЖО. Это означает, что чем больше у индивида целей, придающих ему осмысленности, чем насыщеннее и осмысленнее процесс его жизни, чем продуктивнее он оценивает свою жизнь, чем увереннее он в своих способностях и в том, что именно он хозяин своей жизни, тем выше его уверенность в себе. Другими словами, наполненность жизни смыслом, достижение поставленных целей, ощущение ее результативности способствуют росту уверенности в себе. Так, люди, оценивающие свои навыки и способности как эффективные, ощущающие собственную ценность, могут ставить и достигать жизненные цели, воспринимать свою жизнь как наполненную смыслом, удовлетворены ее результатами, ощущают себя «хозяевами жизни».

Выявлены статистически значимые положительные корреляционные связи социальной смелости с наличием целей. Так, чем больше у индивида целей, придающих ему осмысленности, чем насыщеннее и осмысленнее процесс его жизни, тем более конструктивно индивид способен отстаивать свои интересы в социуме, акцентируя внимание на собственном мнении и ценностях. И наоборот, комфортно чувствующие себя в обществе люди способны ставить и достигать жизненные цели, воспринимают свою жизнь как наполненную смыслом. Можно предположить: это связано с тем, что ощущение контролиру-

емости собственной жизни, выстраивание долгосрочных планов способствуют преодолению возможных страхов (например, страха неизвестности), что благоприятно сказывается на межличностном взаимодействии индивида; построению гармоничных отношений с окружающими, в то время как развитая способность защищать собственное мнение и ценности вне зависимости от мнения социума придает человеку уверенность в настоящем и будущем [2].

Наличие значимых положительных корреляционных связей инициативности в социальных контактах с наличием целей означает, что чем больше у индивида целей, придающих ему осмысленности, чем насыщеннее и осмысленнее процесс его жизни, тем более он заинтересован во взаимодействии с окружающими, тем ему проще «найти выход» из проблемной ситуации, сложившейся в процессе взаимодействия с другими людьми. Такой результат представляется вполне закономерным, в связи с тем что как наличие целей, ощущение наполненности собственной жизни, так и инициативность предполагают активную деятельность.

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи онтологической уверенности и осмысленности жизни у лиц средней взрослости представлены в таблице 2.

Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы.

Выявлены статистически значимые положительные корреляционные связи между витальными контактами с миром и всеми шкалами методики СЖО. Это означает, что чем выше уровень осмысленности жизни, тем более индивид удовлетворен ей, тем сильнее его убежденность в надежности мира. Так, смысловая реальность - это прежде всего реальность связей, объединяющих индивида с различными аспектами его жизненного мира. Можно предположить, что именно данные связи составляют

Таблица1

Взаимосвязи уверенности в себе и смысложизненных ориентаций жизни у лиц средней взрослости

Субшкала Уверенность в себе Социальная смелость Инициатива в социальных контактах

Цели 0,580* 0,442* 0,379*

Процесс 0,473* 0,377* 0,486*

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Результат 0,664* 0,275 0,168

Локус контроля-Я 0,585* 0,299 0,249

Локус контроля-жизнь 0,462* 0,152 0,259

Общий показатель ОЖ 0,525* 0,232 0,265

Примечание: * - достоверные корреляции (уровень значимости не ниже 0,05)

Таблица 2

Взаимосвязи онтологической уверенности и смысложизненных ориентаций у лиц средней взрослости

Субшкала Витальные контакты с миром Витальные контакты с людьми Автономия (стены) Ложное Я Общий показатель ОУ

Цели 0,514* 0,262 0,462* -0,397* 0,267

Процесс 0,561* 0,586* 0,372* -0,195 0,504*

Результат 0,730* 0,321 0,275 -0,380* 0,297

Локус контроля-Я 0,552* 0,360* 0,334 -0,256 0,360*

Локус контроля-жизнь 0,525* 0,299 0,306 -0,253 0,314

Общий показатель ОЖ 0,583* 0,394* 0,364* -0,284 0,375*

Примечание:* - достоверные корреляции (уровень значимости не ниже 0,05)

между показателем «ложное-Я» и

основу ощущения наполненности жизни смыслом - ощущение включенности ее в более широкий контекст и, как следствие, ее направленности на мир.

Существуют статистически значимые положительные корреляционные связи между витальными контактами с людьми и процессом жизни, локусом контроля-Я, общим показателем осмысленности жизни. Так, чем насыщеннее и осмысленнее процесс его жизни, чем более жизнь индивида наполнена смыслом, тем больше индивид стремится взаимодействовать с окружающими, тем сильнее его переживание себя «вместе с другими людьми в этом мире».

Существуют статистически значимые отрицательные корреляционные связи

наличием целей, результативностью жизни. Это означает, что чем больше у индивида целей, придающих его жизни осмысленность, чем продуктивнее он оценивает свою жизнь, тем менее выражено переживание отстраненности от собственного тела и поведения, тем реже индивид ощущает «внутреннюю пустоту».

Выявлены статистически значимые положительные корреляционные связи между общим показателем онтологической уверенности и процессом жизни,локусом контроля-Я с общим показателем осмысленности жизни. Так, чем насыщеннее и осмысленнее процесс жизни индивида, чем более он уверен в том, что именно он

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

хозяин своей жизни, чем выше ощущение, что его жизнь наполнена смыслом, тем более индивид ощущает личностную автономию, а также связь с людьми и миром.

Полученные по данной методике результаты представляются вполне закономерными, так как наличие конкретных целей в жизни, удовлетворенность и ощущение результативности жизни придают индивиду чувство уверенности в себе и окружающих, ощущение внутренней наполненности. Вместе с тем зависимость от мнения окружающих и группы, к которой принадлежит индивид, может быть непреодолимым препятствием для нахождения человеком смысла в жизни и стремления к нему.

Результаты корреляционного анализа взаимосвязи коллективной и независимой Я-концепции с осмысленностью жизни у лиц средней взрослости представлены в таблице 3.

Выявлены статистически значимые отрицательные корреляционные связи между взаимозависимой Я-концепцией и всеми шкалами методики СЖО. Это означает, что чем больше у индивида целей, придающих ему осмысленности, чем насыщеннее и осмысленнее процесс его жизни, чем продуктивнее он оценивает жизнь, чем более он уверен в своих способностях и в том, что именно он хозяин своей жизни, тем менее он зависим от мнения окружающих, тем менее стремится подстраиваться, менять мнение, регулировать эмоциональные проявления для равновесия в группе. Можно предположить: это связано с тем, что наличие у людей определенных смыслов предполагает как убеждение в возможности самостоятельного осуществления жизненного выбора, которое приводит к ощущению возможности влиять на ход собственной жизни, так и отсутствие необходимости в опоре на мнение окружающих людей.

Значимые взаимосвязи независимой Я-концепции с осмысленностью жизни не обнаружены. Результаты корреляционного анализа взаимосвязи коллективной и независимой Я-концепции с уверенностью в себе и онтологической уверенностью представлены в таблице 4.

Выявлена положительная взаимосвязь независимой Я-концепции с социальной смелостью, отрицательная - с ложным Я. Это может говорить о том, что самовосприятие собственных черт, использование социального сравнения для обозначения собственной уникальности связано с конструктивной способностью отстаивать свои интересы в социуме, акцентируя внимание на собственном мнении и ценностях, а также об отсутствии переживания отстраненности от тела и внутренней пустоты.

Выявлена отрицательная связь взаимозависимой Я-концепции с инициативой в контактах, то есть человек, который стремится подстраивать свое мнение под мнение группы, регулировать эмоциональные проявления для равновесия в группе, не проявляет активности для вступления в контакт с другими людьми.

Обобщая результаты корреляционного анализа, можно сделать вывод о том, что Я-концепция взаимосвязана со смыслом жизни, с онтологической уверенностью и уверенностью в себе.

Заключение

Проведенное исследование было посвящено изучению взаимосвязи особенностей Я-концепции у лиц средней взрослости.

Анализ литературы показал, что феномены Я, Я-концепции являются ключевыми элементами личности, лежащими в основе ее знания о самой себе. Образ Я соединяет, управляет и опосредует структуру личности: особенности ее организации, целостность составляющих ее частей, изменения, проявления и самость.

Таблица 3

Взаимосвязи коллективной и независимой Я-концепциис осмысленностью жизни

Субшкала Независимая Я-концепция Коллективная Я-концепция

Цели 0,202 -0,421*

Процесс -0,095 -0,355*

Результат -0,059 -0,360*

Локус контроля-Я -0,048 -0,392*

Локус контроля-жизнь -0160 -0,516*

Общий показатель ОЖ -0145 -0,428*

Примечание: * - достоверные корреляции (уровень значимости не ниже 0,05)

Таблица 4

Взаимосвязь Я-концепции с уверенностью в себе и онтологической уверенностью

Независимая Взаимозависимая

Я-концепция Я-концепция

Уверенность в себе 0146 -0,234

Социальная смелость 0,420* -0,116

Инициатива в социальных контактах 0155 -0,393*

Витальные контакты с миром 0,082 -0,251

Витальные контакты с людьми -0,047 0,043

Автономия 0,188 -0,113

Ложное Я -0,402* 0,039

Общий показатель ОУ -0156 -0,082

Я-концепция принимает активное участие во всех происходящих трансформациях. Она пополняется новыми Я-образами, детерминирует все происходящие взаимодействия с учетом вариации ситуационных отношений и изменения самооценок. Развитие Я-концепции в период взрослости происходит за счет формирования большого количества частных Я-концеп-ций, а также в процессе генерирования концептуального ядра личности.

Смысл жизни способствует расширению области представлений о самом себе - существующая потребность в сохранении устойчивости собственного Я приводит к тому, что соотнесение знаний о себе происходит не в рамках «Я и другой человек», а в рамках «Я и Я». Так, человек является человеком, только если спосо-

бен понимать и выстраивать свой мир и самого себя в соответствии со смыслами и ценностями.

Результаты эмпирического исследования показали, что существуют значимые взаимосвязи между переменными Я-кон-цепции, смысложизненных ориентаций и уверенности.

Так, чем больше у индивида целей, придающих ему осмысленности, чем насыщеннее и осмысленнее процесс его жизни, тем более конструктивно индивид способен отстаивать свои интересы в социуме, акцентируя внимание на собственном мнении и ценностях, и наоборот, комфортно чувствующие себя в обществе люди способны ставить и достигать жизненные цели, воспринимают свою жизнь как наполненную смыслом.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

Чем выше уровень осмысленности жизни, тем более индивид удовлетворен ей, тем сильнее его убежденность в надежности мира; чем насыщеннее и осмысленнее процесс его жизни, чем более жизнь индивида наполнена смыслом, тем больше индивид стремится взаимодействовать с окружающими, тем сильнее его переживание себя «вместе с другими людьми в этом мире»; чем больше у индивида целей, придающих его жизни осмысленность, чем продуктивнее он оценивает свою жизнь, тем менее выражено переживание отстраненности от собственного тела и поведения, тем реже индивид ощущает внутреннюю пустоту и, чем насыщеннее и осмысленнее процесс жизни индивида, чем более он уверен в том, что именно он хозяин своей жизни, чем выше ощущение, что его жизнь наполнена смыслом, тем более индивид ощущает свою личностную автономию, а также связь с людьми и миром.

Показано, что чем больше у индивида целей, придающих ему осмысленности, чем насыщеннее и осмысленнее процесс его жизни, чем продуктивнее он оценивает свою жизнь, чем более он уверен в своих способностях и в том, что именно он хозяин своей жизни, тем он менее зависимым от мнения окружающих, тем менее стремится подстраиваться, менять свое мнение, регулировать эмоциональные проявления для равновесия в группе.

Полученные результаты подтверждают наличие двух составных частей Я-концепции, сформулированных Маркусом и Китаямой.

Взаимозависимая (коллективная) Я-концепция отрицательно взаимосвязана со смысложизненными ориентациями и инициативой в контактах, то есть лица, расширяющие свои когнитивные представления о других, имеющие когнитивные представления о себе, включенные в социальный контекст, стремящиеся быть понятыми и выражающие более ориен-

тированные на других эмоции, имеют невысокую целеустремленность, личную ответственность за реализацию своих целей, не оценивают процесс жизни как эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Такие люди скорее менее удовлетворены жизнью, менее верят в возможность контроля своей жизни и своего будущего. Они не проявляют инициативы в общении с другими людьми.

Независимая Я-концепция положительно взаимосвязана с социальной смелостью и отрицательно - с ложным-Я. Лица, склонные выражать эго-фокусиро-ванные эмоции (злость, гордость), обладают конструктивной способностью отстаивать свои интересы в социуме, акцентируя внимание на собственном мнении и ценности. У них отсутствуют переживания неподлинности существования и разрыва между своей сущностью и ролью. Эти выводы можно соотнести с результатами, полученными в работе Е. В. Головиной, где показано, что для счастья необходима уверенность в себе, социальная смелость, способность ставить перед собой цели, принимать решения и воплощать их в жизнь [3]. В работе Т. Н. Савченко и Г. М. Головиной также было установлено, что отсутствие вовлеченности и активного участия в происходящем, неспособность самостоятельно влиять на последствия происходящих вокруг событий, получать опыт и учиться, отсутствие устойчивости и возможности эффективно действовать в условиях, связанных с риском, низкое субъективное качество жизни связано с алекситимической личностью, которая не способна осознавать и вербализовывать свои эмоции [14].

Подводя итоги, можно отметить, что данная работа может внести вклад в исследование Я-концепции как результата процесса самосознания личности и использоваться в рамках изучения правового самосознания, а также для

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

работы психолога с работниками правоохранительных органов, для выявления слабых сторон Я-концепции у осужден-

ных и разработки коррекционных программ, способствующих их адаптации к социуму.

Список источников

1. Белановская О. В. Особенности смысложизненных ориентаций в возрасте средней взрослости // Научные труды Республиканского института высшей школы. Исторические и психолого-педагогические науки. 2020. № 20-3. С. 49-57.

2. Головина Г. М., Савченко Т. Н. Особенности ценностно-мотивационной сферы людей, принадлежащих к разным типам удовлетворенности жизнью // Прикладная юридическая психология. 2022. № 1(58). С. 121-128.

3. Головина Е. В. Уверенность в себе: ценностно-мотивационный аспект // Социальная и экономическая психология. 2020. Т. 5. № 3(19). С. 175-196.

4. Гусева А. С. Особенности смысложизненных ориентаций осужденных за коррупционные преступления // Прикладная юридическая психология. 2022. № 4(61). С. 54-63.

5. Дорошева Е. А., Князев Г. Г., Корниенко О. С. Валидизация русскоязычных версий двух опросников Я-концепций // Психологический журнал. 2016. Т. 37, № 3. С. 99-112.

6. Коптева Н. В. Особенности онтологической уверенности и отчуждения, соответствующие неврозу и норме // Известия Уральского федерального университета. Сер. 1 : Проблемы образования, науки и культуры. 2017. Т. 23, № 2(162). С. 69-80.

7. Коптева Н. В. Онтологическая уверенность: конструкт, диагностические методики, перспективы исследования // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2014. № 4-1. С. 193-202.

8. Кули Ч. Х. Человеческая природа и социальный порядок. М. : Идея-Пресс : Дом интеллектуальной книги, 2000. 312 с.

9. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М. : Смысл, 1992.

10. Леонтьев Д. А. Экзистенциальный подход в современной психологии личности // Вопросы психологии. 2016. № 3. С. 3-15.

11. Мид Д. Г. Природа прошлого // Личность. Культура. Общество. 2021. Т. 23, № 3(111). С. 21-27.

12. Ромек В. Г. Тест уверенности в себе // Психологическая диагностика. 2008. № 1. С. 59-83.

13. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. СПб. : Питер, 2017. 720 с.

14. Савченко Т. Н., Головина Г. М. Алекситимия как эмоциональный фактор структуры субъективного качества жизни // Прикладная юридическая психология. 2021. № 3(56). С. 82-92.

15. Смысл жизни как психологический феномен: теоретико-эмпирическое исследование / В. Э. Чудновский [и др.] // Психология смысла жизни: школа В. Э. Чудновского. М. : Смысл, 2021. С. 117-137.

16. Франкл В. Воля к смыслу : пер. с англ. М. : Альпина конфикшн, 2019. 228 с.

17. Фролов А. А. Самооценка и правовое самосознание личности: особенности взаимосвязи (на примере сотрудников ОВД) : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2018.

18. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М. : Прогресс, 2014. 342 с.

ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ЯВЛЕНИЙ И КАЧЕСТВА ЖИЗНИ

References

1. Belanovskaja, O. V. 2020, 'Features of life-meaning orientations at the age of middle adulthood', Scientific works of the Republican Institute of Higher Education, Historical and psychological and pedagogical sciences, iss. 20-3, pp. 49-57.

2. Golovina, G. M., Savchenko, T. N. 2022, 'Features of the value-motivational sphere of people belonging to different types of life satisfaction', Applied Legal Psychology, iss. 1(58), pp. 121-128.

3. Golovina, Е. V. 2020, 'Self-confidence: Value-motivational aspect', Social and Economic Psychology, vol. 5, iss. 3(19), pp. 175-196.

4. Guseva, A. S. 2022, 'Features of life-meaning orientations of those convicted of corruption crimes', Applied Legal Psychology, iss. 4(61), pp. 54-63.

5. Dorosheva, E. A., Knjazev, G. G., Kornienko, O. S. 2016, 'Validation of Russian-language versions of two Self-concept questionnaires', Psychological Journal, vol. 37, iss. 3, Мoscow, pp. 99-112.

6. Kopteva, N. V. 2017, 'Features of ontological confidence and alienation corresponding to neurosis and norm', Proceedings of the Ural Federal University. Ser. 1: Problems of Education, science and Culture, vol. 23, iss. 2(162), pp. 69-80.

7. Kopteva, N. V. 2014, 'Ontologicalconfidence: Construct, diagnostic techniques, research prospects', Proceedings of Tula State University, Humanities, iss. 4-1, pp. 193-202

8. Kuli, Ch. H. 2000, 'Human Nature and Social Order', Moscow : Idea-Press : Intellectual Book House.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Leont'ev, D. A. 1992, 'Test of life orientations', Мoscow : Meaning.

10. Leont'ev, D. A. 2016, 'The Existential approach in Modern Personality Psychology', Questions of Psychology, iss. 3, pp. 3-15.

11. Mid, D. G. 2021, 'The nature of the past', Personality. Culture. Society, vol. 23, iss. 3(111), pp. 21-27.

12. Romek, V. G. 2008, 'Self-confidence test', Psychological diagnostics, iss. 1, pp. 59-83.

13. Rubinshtejn, S. L. 2017, 'Problems of general psychology, St. Petersburg : Peter.

14. Savchenko, T. N., Golovina, G. M. 2021, 'Alexithymia as an emotional factor of the structure of subjective quality of life', Applied Legal Psychology, iss. 3(56), pp. 82-92.

15. 'The Meaning of life as a psychological phenomenon: theoretical and empirical research 2021, V. Je. Chudnovskij and others', Psychology of the meaning of life: the school of V. E. Chudnovsky, Мoscow : Meaning, pp. 117-137.

16. Frankl, V. 2019, 'The Will to Meaning' : translated from English by Мoscow : Alpina confiction.

17. Frolov, A. A. 2018. 'Self-esteem and legal self-awareness of the individual: features of the relationship (on the example of police officers)' : autoref. dis.... cand. psychological sciences. Krasnodar.

18. Jerikson, Je. 2014, 'Identity: youth and crisis', Мoscow : Progress.

Информация об авторах

Е. В. Головина - кандидат психологических наук, доцент, старший научный сотрудник, лаборатории познавательных процессов и математической психологии;

А. И. Дворниченко - магистр права;

Т. Н. Савченко - кандидат психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник, лаборатории познавательных процессов и математической психологии.

Information about the authors

E. V. Golovina - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Senior Researcher, Laboratory of Cognitive Processes and Mathematical Psychology;

A. I. Dvornichenko - Master of Law;

T. N. Savchenko - Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, leading researcher, Laboratory of Cognitive Processes and Mathematical Psychology.

Примечание

Содержание статьи соответствует научной специальности 5.3.1. Общая психология, психология личности, история психологии.

Статья поступила в редакцию 10.06.2023, одобрена после рецензирования 13.06.2023, принята к публикации 15.06.2023.

The article was submitted 10.06.2023, approvedafter reviewing 13.06.2023, accepted for publication15.06.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.