Научная статья на тему 'Особенности взимания налогов в России в условиях административнокомандной системы. Налоговая система в первой половине 20 века'

Особенности взимания налогов в России в условиях административнокомандной системы. Налоговая система в первой половине 20 века Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
632
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА НАЛОГОВ / ПЛАТЕЖИ / СТАВКИ / ТАРИФ / РАСХОДЫ / ПОСТУПЛЕНИЯ / ПРЯМЫЕ НАЛОГИ / TAX SYSTEM / PAYMENTS / RATE / EXPENSES / REVENUES / DIRECT TAXES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Башашкина Г. Ю.

Двадцатый век для России стал веком больших перемен, сначала был сделан крутой поворот в сторону от русла развития социально-экономических систем развитых стран, а с последнего десятилетия Россия стала возвращаться в это русло. Преобразования налоговой системы отражали эти процессы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF TAX COLLECTION IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF ADMINISTRATIVE-COMMAND SYSTEM. THE TAX SYSTEM IN THE FIRST HALF OF THE 20TH CENTURY

The twentieth century for Russia was a century of great change, was first made a sharp turn in direction from the course of the development of socio-economic systems of developed countries, and since the last decade, Russia began to return in that direction. Transformation of the tax system reflects these processes.

Текст научной работы на тему «Особенности взимания налогов в России в условиях административнокомандной системы. Налоговая система в первой половине 20 века»

УДК 33

ОСОБЕННОСТИ ВЗИМАНИЯ НАЛОГОВ В РОССИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНО-КОМАНДНОЙ СИСТЕМЫ. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА В

ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ 20 ВЕКА

Башашкина Г.Ю., к.э.н., доцент, доцент кафедры «Финансы и управление банковской деятельностью», Военный университет

Министерства обороны РФ

Двадцатый век для России стал веком больших перемен, сначала был сделан крутой поворот в сторону от русла развития социально-экономических систем развитых стран, а с последнего десятилетия Россия стала возвращаться в это русло. Преобразования налоговой системы отражали эти процессы.

Ключевые слава: система налогов, платежи, ставки, тариф, расходы, поступления, прямые налоги.

FEATURES OF TAX COLLECTION IN RUSSIA IN THE CONDITIONS OF ADMINISTRATIVE-COMMAND SYSTEM. THE TAX SYSTEM IN THE FIRST HALF

OF THE 20TH CENTURY

Balashkina G., Ph.D., associate professor, professor of Finance and control banking activity chair, Military University of the Ministry of Defence

of the RF

The twentieth century for Russia was a century of great change, was first made a sharp turn in direction from the course of the development of socio-economic systems of developed countries, and since the last decade, Russia began to return in that direction. Transformation of the tax system reflects these processes.

Keywords: tax system, payments, rate, rate, expenses, revenues, direct taxes.

Накануне первой мировой войны налоги обеспечивали стабильные доходы казны при минимальных затратах на обеспечение их сбора. Доля косвенных налогов более чем вдвое превышала поступления по прямым налогам. В косвенных налогах преобладали таможенные пошлины (свыше половины от суммы косвенных налогов), а также акцизы на сахар, табачные изделия и спички.

С началом первой мировой войны (1914-1918г) доходы государства резко сократились - уменьшились таможенные платежи и другие налоговые поступления, в связи с введением «сухого закона» (запрет на продажу спиртных напитков) выпали доходы от винной монополии. В то же время возросли расходы на военные нужды.

Для финансирования увеличившихся расходов систематически повышались ставки акцизов (на сахар, табак, спички и другие товары первой необходимости). Были введены чрезвычайные налоги - военный налог (взимался с мужчин, освобожденных от военной службы), налог на прирост прибылей (применялся в отношении доходов, превышавших определенный уровень).

В начале 20 века было продолжено повышение ставок акцизов и таможенных пошлин.

Поступления от таможенных платежей непрерывно увеличивались за счет увеличения импорта и роста ставок. В 1900 - 1903г.г. увеличено таможенное обложение более чем по 100 статьям таможенного тарифа. Очень значительные поступления таможенных доходов давало обложение чая.

Акцизы обеспечивали свыше 60% всех государственных доходов. Сбор акцизов осуществлялся путем продажи бандеролей для наклейки на подакцизный товар, продажа таких товаров без бандероли не разрешалась. Производитель подакцизных товаров закупал необходимое ему количество бандеролей и таким образом уплачивал акциз авансом. Облагаемыми товарами были винно-водочные изделия, нефтепродукты, сахар, табак и некоторые другие.

Акцизы на спирт и вино были заменены казенной монополией торговли питиями. Государственной монополия была установлена на ректификацию спирта, оптовую и розничную торговлю спиртом и спиртными напитками.

Повышение налоговых ставок и введение новых налогов дало увеличение доходов. Но расходы росли значительно быстрее. Дефицит бюджета в 1916г. составлял 75% бюджетных расходов и почти совпадал с суммой военных расходов.

В 1916г. был принят Закон о подоходном налоге, взимание которого должно было начаться с 1917г.

В феврале 1917г. было образовано Временное правительство, которое пыталось стабилизировать экономическую ситуацию в стране. В числе мероприятий, разработанных Временным правительством, были повышение ставок подоходного налога, пересмотр системы

налога на прирост прибылей и установление единовременного налога. Но намеченные мероприятия не были реализованы, поскольку в России произошла смена власти.

Налоговая система в условиях административной командной экономики.

Власть в России в октябре 1917г. перешла в руки РСДРП (б). Первоначально предполагалось введение поимущественного и прогрессивного подоходного обложения, отмена косвенных налогов на предметы первой необходимости и введение их на предметы роскоши. На деле в первый период установления советской власти источниками доходов стала эмиссия денежных знаков и контрибуции.

В 1918 г. был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог. Общая сумма налога раскладывалась по губерниям, городам, уездам и волостям, а затем по плательщикам, главным образом на представителей «паразитических классов» - богатых крестьян и богатую часть городского населения. Фактически чрезвычайный налог дал около 1,5 млрд. руб. вместо запланированных 10 млрд. руб.

В период известный под названием «военного коммунизма» произошло свертывание денежных отношений. Налогообложение сельского населения было заменено системой продразверстки.

При переходе к новой экономической политике (1922г.) стала восстанавливаться роль товарно-денежных отношений и вместе с этим налоговая система. Созданнаяв этот период налоговая система включала в себя налоги, характерные для дореволюционной России, в том числе промысловый, подворный, акцизы, пошлины и ряд других. Кроме этого был введен ряд новых налогов, в т.ч.: подоходно-поимущественный налог, налог на сверхприбыль, сельскохозяйственный налог и некоторые другие.

Налоговая система периода НЭПа отличалась множественностью применявшихся налогов - свыше 80 видов. Основные поступления приходились на акцизы (12 видов), которые давали около 30% поступлений по обобществленному сектору. Свыше 20% поступлений по обобществленному сектору давал промысловый налог, далее шли отчисления от прибыли - более 12%. В сумме на эти три группы налогов приходилось свыше 60 % поступлений по обобществленному сектору. Все остальные налоги вместе с займами давали менее 40% поступлений. О нерациональности налоговой системы свидетельствует тот факт, что 63 вида мелких налогов давали всего около 15% поступлений.

Со второй половины 20-х годов новая экономическая политика стала свертываться. На смену ей был взят курс на централизацию в управлении экономикой и концентрации всех ресурсов в руках государства. В связи с расширением государственного сектора в экономике во второй половине 20-х годов произошло резкое повыше-

16 TRANSPORT BUSINESS IN RUSSIA | №4 2017 |

ние доли прямых налогов, в общем объеме налоговых поступлений 1926г. она составила 82%.

В 1930-32 г.г. была проведена налоговая реформа. Задачей реформы стала ликвидация множественности платежей. На деле проводимая реформа была направлена на обеспечение концентрации всех ресурсов в руках государства. Возможность этого обеспечивалась тем, что к началу 30-х годов обобществленный (т.е. государственный) сектор экономики занял преобладающее место. На его долю приходилось 80% валовой продукции.

В результате проведения реформы все множество налогов было заменено небольшим числом, основными из них стали налог с оборота, заменивший 53 ранее существовавших платежа, включая акцизы, и отчисления от прибыли госпредприятий - заменившие 5 ранее существовавших платежей. Помимо этих основных платежей сохранились подоходный налог с кооперации, промысловый налог, подоходный налог, налог на сверхприбыль и ряд других.

Созданная в ходе реформы система налогов сохранялась на протяжении долгих лет. Она полностью отвечала потребностям административно-командной системы в жестком регулировании экономии и централизованном распределении всех ресурсов.

В годы Великой Отечественной войны в связи с необходимостью мобилизовать ресурсы на военные нужды были введены дополнительные новые налоги, носившие временный чрезвычайный характер. Были введены налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, 100%-я надбавка к подоходному налогу, позднее замененная военным налогом.

В период войны была реформирована система подоходного налогообложения. Плательщики налога подразделялись на несколько групп, для каждой из которых устанавливался свой порядок обложения. Наиболее льготный порядок устанавливался для первой группы, в которую включались рабочие и служащие и приравненные к ним лица, в т.ч. военнослужащие. В отношении граждан, занимающихся кустарно-ремесленным промыслом, включенных в третью группу действовал более жесткий порядок. Эти изменения соответствовали классовому подходу к вопросам налогообложения.

В послевоенные годы чрезвычайные налоги, введенные в годы войны, постепенно были отменены. В целом налоговая система оставалась неизменной в том виде как она сложилась в ходе реформы 1930-32 г.г.

С середины 60-х годов 20 века в целях создания стимулов для развития экономики проводилась хозяйственная реформа, в ходе которой подвергли изменениям платежи из прибыли. Были введены два основных платежа: плата за основные производственные фонды и нормируемые оборотные средства; рентные платежи и третий дополнительный вид платежа - взносы свободного остатка прибыли.

Плата за производственные фонды вводилась для стимулирования использования государственными предприятиями производственных фондов, которыми они наделялись.

Рентные платежи устанавливались для изъятия части дохода, связанного с особыми природно-климатическими или технико-экономическими условиями, дающими возможность отдельным предприятиям получать дополнительную прибыль не за счет своих усилий, а за счет своего преимущественного положения по сравнению с другими аналогичными предприятиями данной отрасли.

Свободный остаток уплачивался в бюджет в том случае, когда часть прибыли оставалась после образования в соответствии с установленными нормативами фондов экономического стимулирования (фонда развития производства; фонда социального развития, фонда материального поощрения).

Проведенные преобразования не принесли желаемых результатов, а лишь усилили неравенство отдельных предприятий, создали возможности для произвола чиновников, для коррупции. Предприятиям могли устанавливаться разные ставки платы за фонды и рентных платежей, и нормативы отчислений фонды экономического стимулирования. Эти система платежей существенно отличается от налогов. Которые не допускают применения индивидуальных ставок и льгот.

В 70-е годы была сделана еще одна попытка реформирования платежей из прибыли государственных предприятий путем внедрения нормативного распределения прибыли в рамках различных моделей хозяйственного расчета. Но также, как и преобразования в ходе реформы 60-х годов они не дали желаемых результатов, не помогли повышению эффективности хозяйствования государственных предприятий.

Основу налоговой системы России до начала 90-х годов 20 века составляли платежи государственных предприятий из прибыли, налог с оборота. Кооперативные предприятия платили подоходный налог. Население уплачивало подоходный налоги ряд других налогов (на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, налог с владельцев транспортных средств). Основные поступления доходов в бюджет давали платежи государственных предприятий. Налоги с населения составляли 8-9% доходов бюджета.

В последнее десятилетие 20 века налоговая система России стала фактически складываться заново в соответствии с потребностями преобразований, которые начались в России.

Литература:

1. Брокгауз Ф.А. «Энциклопедия налогового развития» 2000 г.

2. Толкушкин А.В. «История налогов в России» 2001 г.

3. Барулин С.В. «Теория и история налогов» 2006 г.

ТКАШРОКТ БШШБББ Ш КШБТА | №4 2017 | 17

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.