Научная статья на тему 'Институт налогообложения, формирование и развитие'

Институт налогообложения, формирование и развитие Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1996
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ / TAXES / TAX LEGISLATION / SYSTEM OF TAXATION / STAGES OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF INSTITUTE OF TAXATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бочарова Оксана Николаевна

В статье рассмотрены основные этапы истории формирования и развития института налогообложения в России. Выявлены огромные возможности и роль налогов в экономике государства. Определена сущность системы налогообложения и налогового законодательства, выделены недостатки и пути их совершенствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taxation institute, formation and development

In the article the basic stages of history of formation and development of institute of the taxation in Russia are considered. Huge possibilities and a role of taxes in state economy are revealed. The essence of the taxation system and the tax legislation is defined, defects and ways of its perfection are allocated.

Текст научной работы на тему «Институт налогообложения, формирование и развитие»

Анализ рисков - прикладная наука. Нет смысла в создании изощренных методов анализа рисков, если они не могут быть применены для реальных проблем. Объективная необходимость интегральной оценки инвестиционных рисков с учетом качественных факторов и сравнения на основе этой оценки альтернативных инвестиционных проектов требует наличия:

- возможности формального описания качественных компонентов инвестиционного риска отдельных проектов адекватными средствами;

- адекватности модели оценки рисков;

- удобства и эффективности схем принятия решений.

Задача сравнения альтернативных проектов по критерию риска относится к задачам многоатрибутного принятия решений, а сам процесс принятия решений включает определение множества альтернативных проектов, их многоатрибутную оценку и сравнение.

При многоатрибутном принятии решений, прежде всего, осуществляется оценка

критериев и их весов, связанных с альтернативными проектами. Затем определяется комплексная оценка альтернативных проектов и их сравнение. Эта процедура значительно усложняется неоднозначностью оценок критериев риска и степени их важности.

1. Лапин Н.И. Теория и практика инноватики. М., 2008.

2. Птускин А.С. Нечеткие модели и методы в менеджменте. М., 2008.

Поступила в редакцию 15.06.2009 г.

Erusalimsky V.M., Ioda E.V. Analysis of the investment projects risks: linguistic approach. The article considers one of the aspects of riskology - the analysis of uncertainty and risks on the basis of the linguistic approach.

Key words: uncertainty; risk; alternative decision; multiattribute decision-making; linguistic estimations; heuristics; production rules; multi-criteria problems; expert estimations; decision maker.

УДК 330.331

ИНСТИТУТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ

© О.Н. Бочарова

В статье рассмотрены основные этапы истории формирования и развития института налогообложения в России. Выявлены огромные возможности и роль налогов в экономике государства. Определена сущность системы налогообложения и налогового законодательства, выделены недостатки и пути их совершенствования.

Ключевые слова: налоги; налоговое законодательство; система налогообложения; этапы формирования и развития института налогообложения.

Мировой опыт показывает, что налоговый механизм заключает в себе огромные возможности воздействия на развитие предпринимательской деятельности, динамику и структуру общественного производства, его размещение. Налоговые сборы и платежи являются основным источником формирования бюджета государства, т. к. любому государству для выполнения своих функций необходимы фонды денежных средств. Очевидно также, что источником этих финансовых ресурсов могут быть только средства, которые правительство собирает со своих

«подданных» в виде физических и юридических лиц. Из этих средств финансируются государственные и социальные программы, содержатся структуры, обеспечивающие существование и функционирование самого государства.

Также с помощью налогообложения государство может вести экономическую политику: протекционистскую или, наоборот, ограничивающую, по отношению к отдельным отраслям и регионам, осуществлять антиинфляционные меры, противодействовать господству на рынке монополистов, изымать в

бюджет сверхприбыль, образующуюся в результате монопольного роста цен. Налоговый механизм выполняет также функцию перераспределения доходов граждан, социальной защиты низших слоев общества, выступает регулятором личных доходов населения страны.

Переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания более совершенной системы налогообложения предприятий и граждан. Неоспоримо, что опыт промышленно развитых стран имеет для нас немаловажное значение, но это не означает детального копирования модели налоговой системы какой-либо страны. Огромное значение имеет также и изучение исторического отечественного опыта, который долгие годы сознательно умалчивался или оценивался заведомо неверно. Начало 1990-х гг. явилось периодом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации, которое, в сущности, продолжается и сейчас.

Сегодня налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных начал в хозяйстве, способствовать развитию предпринимательства и, одновременно, служить барьером на пути социального обнищания низкооплачиваемых слоев. Итак, подытоживая все вышесказанное, можно сказать, что налоги появились не в одночасье, а постепенно и формировались вместе с государством. Поскольку налоги взимаются деньгами, собственники должны производить излишки продукции, чтобы продавать их и иметь живые деньги, что способствует расширению торгово-денежных отношений, увеличению процесса разделения труда. Следовательно, налоги можно назвать одним из рычагов регулирования национальной экономики государства и они играют очень важную роль в экономике государства. При этом следует отметить, что вплоть до середины XVIII в. термины «налог», «налогообложение» в России не применялись. Для обозначения фискальных платежей в русском языке использовалось слово «подать». В научном обороте и законодательстве термин «налог» утвердился лишь к середине XIX в.

Рассмотрим основные этапы истории возникновения и развития налогообложения и налогового права в России.

1. Допетровская эпоха (IX-XVII вв.). С объединением Древнерусского государства

(конец IX в.) основным источником доходов казны является дань - прямой налог (подать), собираемый с населения. Дань платили предметами потребления или деньгами. Она существовала на протяжении XI-XII вв. и первой половины XII в.

Во времена Золотой Орды (1243-1480) появляются различного вида подати и сборы с податного населения, взимавшиеся преимущественно раскладочным способом. В XIV-XV вв., помимо ордынской дани, со свободного населения взималась дань, которая направлялась прямо в княжескую казну -в виде натуральных сборов.

При Иоанне III (1440-1505) в 1480 г. уплата выхода была прекращена. Он закрепляет исключительное право казны перерабатывать хмель, варить мед и пиво - медовая дань. В XIV в. в русском государстве складывается система кормлений - предоставление права на управление определенной территорией за службу великому князю. В период феодальной раздробленности (XIII-XIV) распространяются судебные, торговые пошлины, а также пошлины с соляных варниц, серебряного литья и др. К началу XVII в. данью, или данными деньгами, стали называть целую группу налогов, взимавшихся с черносошных крестьян и посадских людей. Со второй половины XVI в. налоги и сборы взимаются в денежной форме. В военное время вводятся чрезвычайные налоги. С 1556 г. проводятся реформы государственного и местного управления, ликвидированы кормления.

В XV-XVI вв. (период становления русского централизованного государства) распространение получает подать, поступавшая в казну великого князя московского (впоследствии - царя), взимавшаяся в качестве посош-ного обложения. В период царствования Михаила Федоровича (1613-1645 г.) взимание податей стало основываться на писцовых книгах. Служилых людей, живущих в посадках, обложили общим посадским тяглом.

2. Налоговая реформа Петра I (XVIII в.). Основные статьи расходов казны в этот период - армия и флот. Для покрытия дополнительных расходов вводятся чрезвычайные налоги: деньги на драгунские, рекрутские, корабельные. Появляются прибыльщики -чиновники, которые должны «сидеть и чинить государю прибыли» - придумывать новые виды податей. По их инициативе введе-

ны: подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых домов, с печей, плавных судов и др., введено удвоенное обложение податями староверов. В ходе реформы подворное налогообложение было заменено подушной податью, реформирована организационная система сбора налогов, были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I вновь широкое распространение получает система взимания налогов через откупщиков. Главным изменением в системе прямых налогов в эпоху Петра I был переход от подворного налогообложения к подушной подати. В России с конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства.

3. Налоговые реформы в XIX - начале XX вв.

При Александре I изменения в акты законодательства вносились в части следующих налогов: оброчный налог, гильдейский сбор, пошлина с наследств, гербовая подать, вводятся процентный сбор с доходов от недвижимого имущества, кибиточная подать, посудный сбор с меди. Существенному пересмотру подвергается система земских денежных и натуральных повинностей, реформируется система организации сбора налогов. В связи с проведением крестьянской реформы 1861 г. была изменена система сбора промыслового налога, введено налогообложение земли, введены подомовой налог, земские налоги и сборы. Указом от 1 января 1863 г. винные откупа заменяются акцизными сборами со спиртных напитков. При этом важнейшим источником государственной казны становятся подушный налог, питейный и таможенный сборы соляного налога, акциза на дрожжи, акциза на керосин, акциза на табак.

В 1818 г. в России издан первый крупный труд в области налогообложения -«Опыт теории налогов» русского экономиста

Н.И. Тургенева.

4. Налоги «военного коммунизма», налоговая система во время нэпа 1922-1929 гг. Основной источник доходов бюджета в этот период - эмиссия бумажных денег, а также контрибуции. Одним из первых изменений налогового законодательства после октябрьской революции становится принятие декрета Совета Народных Комиссаров 24 ноября (7 декабря) 1917 г. «О взимании прямых налогов», устанавливавший налог на прирост

прибылей с торговых и промышленных предприятий и доходов от личных промыслов. Декретом предусматривались твердые сроки налога и санкции за просрочку плате -жей или уклонение от уплаты вплоть до расстрела.

В условиях диктатуры пролетариата налогообложение и налоговое право становятся средством классовой борьбы. В число основных мероприятий нэпа входили: замена

продразверстки продналогом, разрешение частной торговли, аренды мелких промышленных предприятий и земли под строгим контролем государства, замена натуральной заработной платы денежной. Переход к нэпу обусловил возрождение налоговой системы, воспроизводившей в общих чертах налоговую систему дореволюционной России. Вместе с тем были введены новые налоги: единый натуральный налог, налог на сверхприбыль, сбор на нужды жилищного и культурно-бытового строительства. Кроме того, вводится ряд «классовых налогов»: индивидуальное обложение кулацких хозяйств сельскохозяйственным налогом, трудгужналог.

5. Налоговая реформа 1930-1932 гг. В 1930-1932 гг. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа, в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения, а значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался за счет изъятий валового национального продукта, производимого на основе государственной монополии. Налоги и налогообложение во многом утрачивают значение для бюджета.

6. Изменения в налоговом законодательстве СССР в 1941-1965 гг. Во время Великой Отечественной войны продолжает действовать система обязательных платежей из прибыли государственных предприятий. В связи с дополнительными потребностями бюджета вводятся новые налоги населения: налог на холостяков, одиноких малосемейных граждан СССР, военный налог, сбор с владельцев

скота. В акты налогового законодательства были внесены существенные изменения в части подоходного и поимущественного налогообложения физических лиц, единой государственной пошлины, налога с доходов от демонстрации кинофильмов и др.

7. Реформы налоговой системы в СССР в 1985-1991 гг. В 1986 г. полностью разрешается индивидуальная трудовая деятельность граждан. Поэтому в соответствии с положениями Закона СССР от 38 июня 1987 г. «О государственном предприятии» устанавливается плата за патент на право занятия индивидуальной трудовой деятельностью. За выдачу регистрационного удостоверения и патента взималась государственная пошлина. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г. устанавливается налог с владельцев транспортных средств. 14 июня 1990 г. введен закон «О налоге с предприятий, объединений и организаций», который установил обязанность предприятий, объединений и организаций уплачивать общесоюзные налоги: налог на прибыль, налог с оборота, налог на экспорт и импорт. Вносятся изменения в законодательство, устанавливающее порядок налогообложения граждан. В соответствии с Законом СССР от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства» устанавливаются самостоятельные режимы налогообложения доходов граждан от ведения крестьянского хозяйства и доходов от индивидуальной трудовой деятельности. Закрепление принципа самостоятельности республиканских и местных бюджетов фактически разрушало прежнюю устаревшую, но целостную налогово-бюджетную систему СССР. В 1991 г. налогообложение и налоговое законодательство используется бывшими союзными республиками в политических целях - повсеместно принимаются собственные налоги. В 1990 г. в составе Министерства финансов СССР была образована Главная государственная налоговая инспекция, которая через год становится Государственной налоговой службой (с 1998 г. -Министерство РФ по налогам и сборам). В 1991 г. Указом Президента СССР вводится налог с продаж в виде надбавки к цене товара.

8. Становление налоговой системы РФ.

Основы налоговой системы и системы

налогового законодательства РФ формиру-

ются в октябре-декабре 1991 г. Законами РФ от 11 и 18 октября 1991 г. были установлены земельный налог и налоги, зачисляемые в дорожные фонды. 6-7 декабря 1991 г. приняты законы о налоге на добавленную стоимость, об акцизах, о подоходном налоге с физических лиц и т. д. Принят Закон РФ от 27 декабря 1991 г. № 2118-1 «Об основах налоговой системы в РФ». Все новые налоги вводились в действие с 1 января 1992 г.

В 1998 г. принята первая часть Налогового кодекса РФ, в 2000 г. - вторая. В настоящее время продолжается совершенствование налогового законодательства РФ.

Рассматривая налогообложение в Российской Федерации, можно отметить, что переход экономики России на рыночные отношения потребовал создания системы налогообложения предприятий и граждан (юридических и физических лиц). Принятие в 1991-1992 гг. новых законов является продолжением и углублением важнейшего элемента экономической реформы в России. Созданная целостная система налогообложения четко устанавливает перечень налогов, которые могут применяться на территории РФ, права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, разграничены полномочия органов государственной власти различного уровня по введению налогов на соответствующей территории, установлению ставок налогов и льгот по ним. Введена трехуровневая система налогообложения, что позволяет обеспечить возможность самостоятельного формирования бюджетов всем уровням управления при распределении некоторых налогов между ними. Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а его инструментом выступают федеральные налоги или некоторые из них.

Вообще, чтобы понять сущность налогообложения, прежде всего, следует остановиться на необходимости налогов. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов [1-9]. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций:

управление, оборона, суд, охрана порядка -чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Здесь важно отметить, что налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов только в случае целенаправленного и дозированного использования.

Совершенствование налогового законодательства является актуальной задачей. Непомерное налоговое бремя для предприятий -основной экономический порок российской системы налогообложения. Ее фискальнокарательный характер постоянно усиливается за счет расширения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введения новых налогов и сборов, ужесточения финансовых санкций и условий налогообложения.

Правовая форма налогообложения также весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленных, наслаивающихся друг на друга изменений и дополнений действующих законодательных актов, а также посредством спорадического и бесконтрольного издания различного рода подзаконных актов, приводят лишь к еще большему запутыванию, усложнению и деформации правовой базы налогообложения, создавая почву для налоговых нарушений. Опыт налоговой системы в России говорит о том, что только законодательная форма дает оптимальную возможность обеспечения правомочия участников налоговых отношений, воздействовать на их поведение силой авторитета правовых норм, придавать этим отношениям необходимую стабильность и определенность.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность получен-

ных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах.

В нашей же стране система налогов имеет очень сложную структуру. В ней присутствуют различные налоги, отчисления, акцизы и сборы, которые, по сути, почти ничем друг от друга не отличаются. Однако такая масса платежей приводит к тому, что бухгалтерия предприятий очень часто ошибается при отчислениях налогов, в результате чего предприятие платит пени за несвоевременную уплату налога. Такое впечатление, что налоговую систему специально усложняют, чтобы получать пени от налогов. Так как налоговые реформы, в сущности, продолжаются и по сей день, данная тема остается актуальной и сегодня, когда и сама экономика России начинает стабилизироваться.

1. Далан Э.Дж. Макроэкономика. СПб., 2001.

2. Долгополов Н. О налоговиках уже слагают саги // Труд. 2006. № 48. С. 13.

3. Дроздина А.А. Общая теория финансов. М., 2003.

4. Евстегнеев Е.Н. Основы налогообложения и налогового права. М., 2004.

5. Налоговый вестник. 2008. № 2.

6. Кучеров И.И. Налоговое право России. М., 2001.

7. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов н/Д, 2002.

8. Чепурин М.Н. Курс экономической теории. Киров, 2004.

9. Черник Д.Г., Дадашев А.З. Налоговая система Российской Федерации. М., 2003.

Поступила в редакцию 5.06.2009 г.

Bocharova O.N. Taxation institute, formation and development. In the article the basic stages of history of formation and development of institute of the taxation in Russia are considered. Huge possibilities and a role of taxes in state economy are revealed. The essence of the taxation

system and the tax legislation is defined, defects and ways of its perfection are allocated.

Key words: taxes; tax legislation; system of taxation; stages of formation and development of institute of taxation.

УДК 336.1

РОЛЬ КОММЕРЧЕСКИХ БАНКОВ В ИННОВАЦИОННОМ РАЗВИТИИ ЭКОНОМИКИ

© Д.Э. Галкин

В статье исследована роль коммерческих банков в экономике страны. Выявлены основные тенденции развития банковского сектора на современном этапе хозяйствования. Определено содержание и предложены классификации банковских инноваций.

Ключевые слова: коммерческие банки; банковские инновации; развитие банков.

В современных условиях хозяйствования особый интерес приобретает изучение деятельности коммерческих банков как источника финансирования инновационной деятельности в регионах.

В работах В. Алешина, В. Высокова, Н. Гущина, А. Калтырина, О. Поздняковой, А. Прохорова, М. Харченко уже рассмотрены вопросы, касающиеся возможностей и перспектив внедрения инноваций в региональную экономическую систему. В данной статье мы рассмотрим подробнее роль коммерческих банков в обеспечении инновационной деятельности региона.

Наша задача облегчается тем, что к настоящему времени на русском языке уже имеется некоторое число работ, в которых рисуются картины развития мирового [1] и российского [2] банковского дела с разной степенью детализации.

Так как финансы и кредит - это, прежде всего, система взаимоотношений между людьми, то рост числа людей ведет к еще большему росту возможных отношений между ними, в т. ч. и финансовых.

Важной особенностью XX в. стали структурные изменения в экономике, выразившиеся в уменьшении роли добывающего сектора и росте сферы услуг. Это, в частности, подтверждается распределением занятости по отраслям экономики за период 19201990 гг. по таким странам, как США, Япония, Германия, Франция, Италия. Увеличение занятости в банковской сфере неизбежно

ведет к изменению состава экономических агентов и взаимоотношению между ними.

Особенности мирового экономического развития в период 1945-1990 гг. освещены в емкой книге Г. Ван дер Вее [4]: преодоление последствий мировой войны, ускорение темпов роста в 50-60-е гг., либерализация внешней торговли, распад колониальной системы, вторая аграрная революция и «зеленая революция» в развивающихся странах, исчерпание сырьевых ресурсов, «взрыв» спроса на энергию и проблемы его удовлетворения и др.

Все это происходит на фоне интернационализации (глобализации) хозяйственной жизни в результате развития торговли, международных контактов, благодаря новым средствам транспорта и коммуникаций и т. д. Одновременно быстро идут процессы дифференциации и интеграции (пример - Европейский Союз). Это чревато возможными дисбалансами, конфликтами, кризисами и проч.

В соответствии с динамично меняющимися условиями деятельности любой банк как полноценный участник рынка вынужден меняться сам, становясь инициатором внутриор-ганизационных инновационных процессов. Естественно, что данные процессы не должны протекать стихийно - их необходимо осуществлять системно в рамках разработанной инновационной стратегии, являющейся частью общей стратегии развития банка.

В настоящее время одним из основных факторов успешной банковской деятельности выступает политика постоянных ново-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.