Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И САМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И САМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
635
113
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АУТИЗМ / РЕБЕНОК / РОДИТЕЛЬСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / ПРИНЯТИЕ / ОТВЕРЖЕНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Босенко Юлия Михайловна

Если у ребенка имеется отклонения в развитии, именно от семьи во многом зависит успешность адаптации и интеграции ребенка в общество. В статье изложены результаты исследования родителей, воспитывающих детей с аутизмом. Получены данные анализа показателей самоотношения и особенностей родительского отношения в данной группе родитетей в сравнении с группой родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей. Проведен не только сравнительный, но и корреляционный анализ в исследуемых группах. Выявлено, что родителеи детей с аутизмом менее уверены в себе, переживают внутренний конфликт. Это влияет на качество эмоциональной связи с ребенком. На основании полученных данных разработаны рекомендации по организации воспитательного процесса детей с аутизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Босенко Юлия Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PARENTAL ATTITUDE AND SELF-ATTITUDE OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH AUTISM

If a child has developmental disabilities, it is the family that largely determines the success of the child's adaptation and integration into society. The article presents the results of a study of parents raising children with autism. The data of the analysis of indicators of self-attitude and features of parental attitude in this group of parents in comparison with the group of parents raising normally developing children are obtained. Not only a comparative, but also a correlation analysis was carried out in the studied groups. It was revealed that parents of children with autism are less confident in themselves, they experience internal conflict. This affects the quality of the emotional connection with the child. Based on the obtained data, recommendations on the organization of the educational process of children with autism have been developed.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И САМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ»

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ РОДИТЕЛЬСКОГО ОТНОШЕНИЯ И САМООТНОШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ Босенко Юлия Михайловна, к.психол.н.

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г.Краснодар

Если у ребенка имеется отклонения в развитии, именно от семьи во многом зависит успешность адаптации и интеграции ребенка в общество. В статье изложены результаты исследования родителей, воспитывающих детей с аутизмом. Получены данные анализа показателей самоотношения и особенностей родительского отношения в данной группе ро-дитетей в сравнении с группой родителей, воспитывающих нормально развивающихся детей. Проведен не только сравнительный, но и корреляционный анализ в исследуемых группах. Выявлено, что родителеи детей с аутизмом менее уверены в себе, переживают внутренний конфликт. Это влияет на качество эмоциональной связи с ребенком. На основании полученных данных разработаны рекомендации по организации воспитательного процесса детей с аутизмом.

Ключевые слова: аутизм, ребенок, родительское отношение, самоотношение, принятие, отвержение.

Семья играет важную роль в формировании и развитии личности ребенка, потому что именно под руководством родителей ребенок приобретает свой жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Семьи, воспитывающие детей с расстройствами аутистического спектра, зачастую оказываются замкнутыми в своей проблеме, им не хватает необходимых знаний о способах взаимодействия с ребенком, методах обучения, коррекции поведения детей. Оказавшись в трудной жизненной ситуации, родители переживают тяжелый стресс, появляются депрессии, гнев, резкость в обращении с детьми, отчаяние. Нередко разрушаются дружеские контакты, и семья оказывается в изоляции. В подобных ситуациях и взрослые, и дети нуждаются в поддержке и помощи, которая может и должна быть оказана всеми специалистами, которые взаимодействуют с ребенком и его семьей.

Степень изученности психологических аспектов функционирования семей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, остается недостаточной. Авторы в основном уделяют внимание изучению нарушений в развитии детей и коррекционной работе, а вопросы изучения родителей практически не затрагиваются исследователями [2]. Работники специальных коррекционных образовательных учреждений дают родителям объяснения по поводу психофизических особенностей их ребенка и некоторые рекомендации по коррекционной работе в условиях семьи. Однако эти рекомендации и объяснения оказываются недостаточными □□□. Многие родители не придают данным рекомендациям должного значения или же вовсе их игнорируют. Причиной этому являются специфические личностные изменения и установки родителей, возникшие и развившиеся в результате длительного психопатогенного стресса, связанного с рождени-

ем в семье ребенка с аутизмом. Тем не менее, очевидно, что эффективность коррекционного воздействия зависит от качества функционирование семьи, благополучия родителей, их ценностных ориентаций. О.С.Никольская [5,6] приводит достаточно подробную характеристику семей, воспитывающих детей с аутизмом и аутистическими расстройствами, сообщая о большей ранимости родителей аутистов, по сравнению с родителями норматипичных детей. А так же отмечает выраженные ощущения безысходности и родительскую несостоятельность, которые усугубляются недостаточной информированностью взрослых о проблеме аутизма и неготовностью общества принять ребенка аутиста. Все вышеперечисленные личные психологические особенности родителей, воспитывающих детей с аутизмом, накладывают определенный отпечаток на детско-родительские отношения, формируя их дисгармоничность.

Цель данного исследования заключалась в изучении особенностей взаимосвязи родительского отношения и самоотношения родителей, воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра.

В ходе анализа научной литературы по проблеме исследования были выявлены особенности самоотношения родителей, психоэмоциональное состояние и особенности детско-родительских отношений в семьях имеющих ребенка с аутизмом. Анализ показал малое количество исследований по данной проблеме. Кроме того, большинство отечественных авторов акцентируют свое внимание на коррекционной работе с самим ребенком, не учитывая особенности семейных взаимоотношений, личностные особенности родителей и их психологическое состояние, которое может в значительной мере оказывать влияние на развитие ребенка.

В исследовании принимали участие 14 семей воспитывающих детей с расстройствами аутистического спектра, 8 семей воспитывающих норма-типичных детей. Исследование проводилось на базе автономной некоммерческой организации содействия развитию детей с расстройствами аутистического спектра «Расскажи о себе» г. Краснодар. Возраст испытуемых от 26 до 44 лет.

С целью проверки гипотезы было проведено исследование особенностей самоотношения родителей и особенности отношений родителей, воспитывающих норматипичных детей и детей с аутизмом, к своему ребенку.

Для решения поставленных задач и был использован комплекс методов, адекватных предмету исследования. По результатам проведенного исследования сделаны определенные выводы.

Самоотношение родителей влияет на детско-родительские отношения, так как проявляется через механизм интроекции. Через самоотношение родитель дает понять ребенку, что он ценный и любимый.

Для проверки особенностей самоотношения родителей, воспитывающих детей с нормативным развитием и с аутизмом, была проведена методика диагностики самоотношения С.Р. Пантелеева (МИС). По итогам исследо-

вания, было обнаружено что в действительности самоотношение двух групп отличается.

Таблица 1 - Средние значения показателей самоотношения родителей

Показатели Родители детей с Родители детей Достовер-

аутизмом (п=14) с нормой развития (п=8) ность различий

Внутренняя честность 6,0 ±0,9 4,6 ±1,5 Р<0,05

Самоуверенность 5,8±1,8 7,0 ±1 Р<0,05

Саморуководство 5,3 ±1,0 7,5 ±0,5 Р<0,05

Отраженное самоотношение 6,3±1,6 7,8 ±0,7 Р<0,05

Самоценность 6,5 ±2,6 7,8± 1,2 -

Самопринятие 7,0 ±1,6 8,3±1,0 -

Самопривязанность 5,0 ±1,9 5,5 ±1,0 -

Внутренняя конфликтность 5,5±2,0 4,6 ±0,7 -

Самообвинение 5,5±2,2 3,4 ±1,5 -

Родители, воспитывающие детей с расстройством аутистического спектра менее уверенны в себе, уровень самоотношения и саморуководства ниже, чем у родителей воспитывающих норматипичных детей. А чувство вины выше по показателям, из-за рождения ребенка с особенностями, родители склонны обвинять себя за те или иные поступки и действия. Выражая гнев, досаду в адрес окружающих. Самоотношение отражается на родительском отношении к ребенку, и влияет на стиль родительского воспитания. Родителям, воспитывающим детей с аутизмом, сложно принять диагноз и особенности ребенка, поэтому дети часто чувствуют эмоциональное отвержение ощущают, что им тяготятся, что он - обуза в жизни родителей.

Показатели по тесту родительского отношения имеют незначительные различия между родителями воспитывающими норматипичных детей и родителями воспитывающих детей с аутизмом. У родителей, воспитывающих норматипичных детей имеется выраженное положительное отношение к ребенку.

Таблица 2 - Средние значения показателей родительского отношения

Показатели Родители детей с Родители детей с нор- Достоверность раз-

аутизмом (п=14) мой развития (п=8) личий

«Принятие - отвержение» 14±2,2 16,7 ±3,2 р<0,05

«Кооперация» 6,0 ±0,6 6,0 ±0,7 -

«Симбиоз» 4,0 ±1,3 3,0 ±1,0 -

«Авторитарная гиперсоциализация» 3,0 ±1,6 3,0 ±1,4 -

«Маленький неудачник» 1,8 ±0,8 1,6±0,7 -

Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы, проводит с ним достаточно много времени и не жалеет об этом. А у родителей воспитывающих детей с аутизмом показатели среднего значения. Это значит, что родителям тяжело принять диагноз ребенка и не происходит полноценного принятия. Взрослый испытывает по отношению к ребенку часто отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Родителю тяжело верить в его будущее, низко оценивает его способности и нередко своим отношением третирует ребенка. Таким образом, мы видим, что родители, воспитывающие детей с расстройством аутистического спектра склонны к непринятию диагноза и непринятию особенностей ребенка. Также родители не устанавливают психологическую дистанцию между собой и ребенком, стараются всегда быть ближе к нему, удовлетворяют его потребности и ограждают от неприятностей, сложностей.

Анализ особенностей взаимосвязи родительского отношения и самоотношения родителей, воспитывающих детей с нормативным развитием и с аутизмом, показал отсутствие уверенности в собственных силах и действиях родителей детей с аутизмом, что связано с положительным эмоциональным отношением к своему ребенку.

Рисунок 1 - Взаимосвязь компонентов родительского отношения и самоотношения родителей, воспитывающих детей с аутизмом

Примечание...................обратная связь

Неуверенность может являться следствием трудностей, с которыми сталкиваются родители детей с аутизмом, а принятие - необходимый минимум проявления любви к своему ребенку с расстройствами. С другой стороны, родители таких детей склонны ожидать непонимание и сочувствие со стороны окружающих в отношении принятых ими решений в воспитании детей с расстройствами. Высокая эмпатическая проникновенность родителя ребенком, возникающая при симбиозе, в проявлении негативных эмоций может снижать уровень самоуверенности родителя.

Родители норматипичных детей характеризуются высоким уровень замкнутости, выраженным в стремлении родителей соответствовать социальным нормам и ведущий к высокой кооперации родителей с детьми и высокой эмоциональной близости, что выражается в стремлении к сотрудничеству со своим ребенком, желании быть причастным к его делам.

Рисунок 2 - Взаимосвязь компонентов родительского отношения и самоотношения родителей, воспитывающих норматипичных детей Примечание...................обратная связь,_прямая связь

Родители норматипичных детей с высокой оценкой собственных личностных и духовных качеств (самоценностью) безусловно принимают особенности своих детей (высокий уровень принятия), находя в них отражение уважаемых в себе качеств. Родители с высоким уровнем самоценности склонны доверять решениям своих детей, обладающих уважаемыми родителями чертами.

Высокий уровень внутренней конфликтности родителя, выражаемый в несогласии с собой и беспокойной рефлексии, ведет к дистанцированию родителя и ребенка, отсутствию близкой эмоциональной связи.

Результаты данной работы можно рекомендовать для использования в работе практикующих психологов и психотерапевтов, педагогов-психологов и других специалистов в специализированных организациях, направленных на оказание помощи семьям, воспитывающими детей с расстройствами аутистического спектра. Полученные в ходе исследования выводы следует учесть при разработке и проведении психологических программ работы с детьми с аутизмом.

Адаптированная программа для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра должна включать образовательные мероприятия в части социально-коммуникативного, речевого, познавательного, художественно-эстетического и физического развития ребенка.

Педагогические работники должны создавать разнообразные образовательные ситуации, побуждающие детей применять свои знания и умения, активно искать новые пути решения возникшей в ситуации задачи, проявлять эмоциональную отзывчивость и творчество. Образовательные ситуации могут запускать инициативную деятельность детей через постановку проблемы, требующей самостоятельного решения, через привлечение внимания детей к материалам для экспериментирования и исследовательской деятельности, для продуктивного творчества.

Образовательная деятельность, осуществляемая во время прогулки, должна содержать подвижные игры и упражнения, направленные на опти-

мизацию режима двигательной активности и укрепление здоровья детей [1, 3]; наблюдения за объектами и явлениями природы, направленные на установление разнообразных связей и зависимостей в природе, воспитание отношения к ней; экспериментирование с объектами неживой природы; сюжетно-ролевые и конструктивные игры (с песком, со снегом, с природным материалом); элементарную трудовую деятельность детей на участке детского сада; свободное общение воспитателя с детьми.

Список литературы

1. Босенко Ю.М, Распопова А. С, Суслова Е.Н. Использование средств физической культуры при работе с детьми старшего дошкольного возраста с различными проявлениями дезадаптации / Ю.М. Босенко, А.С. Распопова, Е.Н. Суслова // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста: материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Краснодар, 2019. С. 60-61

2. Высотина Т.Н. Особенности родительского отношения к детям с атипичным аутизмом. Автореферат дис. ... кандидата психологических наук / Санкт-Петербургский государственный университет. Санкт-Петербург, 2013. 42с.

3. Крайнова А.М., Распопова А.С. Особенности сенсомоторного развития у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи // Материалы X Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста». Материалы конференции. Краснодар, 2020. С. 146.

4. Распопова А.С., Марусич И.О. Взаимосвязь стиля родительского отношения и личностных особенностей детей дошкольного возраста // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2019. С. 267-268.

5. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Проблемы семьи аутичного ребенка // Дефектология, 2005. № 5. 82 с.

6. Никольская, О. С. Дети с аутизмом: варианты развития // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2015. №1. С. 25-32.

7. Шуркина Е.В., Дубовова А.А., Пархоменко Е.А. Взаимосвязь эмоционально-личностного развития ребенка и стиля родительских отношений // Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2018. С. 295-296.

8. Возможности адаптации и эффективности внедрения выявленных инновационных тенденций в условиях отечественных вузов/ Раздорова О.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.35-38

9. Необходимость формирования человека как полноценного субъекта всякой деятельности/ Скороводов М.В.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр.39-43

10. Применение облачных технологий в процессе преподавания бухгалтерского учета/ Федоров О.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 4438

11. Процесс обучения бакалавров по направлению подготовки "технология лесозаготовительных и деревоперерабатывающих производств"/ Шамсутова А.И.// Образование и проблемы развития общества. 2017, № 1 (3). стр. 49-52

Bosenko Yu.M.

Candidate of Psychological Sciences

Kuban State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Krasnodar FEATURES OF THE RELATIONSHIP BETWEEN PARENTAL ATTITUDE AND SELF-ATTITUDE OF PARENTS RAISING CHILDREN WITH AUTISM Abstract. If a child has developmental disabilities, it is the family that largely determines the success of the child's adaptation and integration into society. The article presents the results of a study of parents raising children with autism. The data of the analysis of indicators of self-attitude and features of parental attitude in this group of parents in comparison with the group of parents raising normally developing children are obtained. Not only a comparative, but also a correlation analysis was carried out in the studied groups. It was revealed that parents of children with autism are less confident in themselves, they experience internal conflict. This affects the quality of the emotional connection with the child. Based on the obtained data, recommendations on the organization of the educational process of children with autism have been developed.

Keywords: autism, child, parental attitude, self-attitude, acceptance, rejection.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ВЕДУЩАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА Гаах Татьяна Владимировна, преподаватель (e-mail: Tatusha_G@mail.ru) Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского,

г. Калуга, Россия

Целью статьи является исследование самостоятельной работы студентов как одной из центральных проблем вузовской подготовки, возрастающая роль и значение которой показаны в системе высшего профессионального образования при переходе на многоуровневую модель подготовки.

Ключевые слова: учебный процесс, самостоятельная работа, система, дидактические принципы, условия.

Для всех форм и видов обучения самостоятельная работа является одним из обязательных видов образовательной деятельности, что обеспечивается реализацией требований Федеральных государственных образовательных стандартов созданных на основе Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» [1,2].

Повышение роли самостоятельной работы усилило ответственность преподавателей как за развитие навыков самостоятельной работы, так и за профессиональную подготовку студентов в современном вузе [3]. Для осуществления такого вида деятельности необходимы подготовленность профессорско-преподавательского состава и соответствующая нормативным требованиям учебно-методическая литература. Способность выделять основные, достижимые для самостоятельной работы темы, способность стимулировать саморазвитие студентов говорят о том, что преподаватель

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.