Научная статья на тему 'Особенности взаимосвязи личностных ценностей и представлений об организационной культуре работников государственных организаций'

Особенности взаимосвязи личностных ценностей и представлений об организационной культуре работников государственных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1366
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / КОМПОНЕНТЫ СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА / PERSONAL VALUES / ORGANIZATIONAL CULTURE / AND SOCIAL COMPONENTS PSYCHOLOGICAL CLIMATE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Давыдов Денис Валерьевич

В статье рассмотрены особенности взаимосвязи личностных ценностей и представлений об организационной культуре своего коллектива, а также взаимосвязи личностных ценностей и компонентов социально – психологического климата работников коллективов государственных организаций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Давыдов Денис Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The interplay between personal values and understanding of the organizational culture of the state organization workers

In the article features the relationship of personal values and understanding of the organizational culture of the team, as well as the relationship of personal values and social components psychological climate teams of employees of government organizations

Текст научной работы на тему «Особенности взаимосвязи личностных ценностей и представлений об организационной культуре работников государственных организаций»

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЕ РАБОТНИКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

© Д. В. Давыдов

Давыдов Денис Валерьевич психолог

менеджер отдела продаж denisdavsaga@mail.ru

В статье рассмотрены особенности взаимосвязи личностных ценностей и представлений об ортаниза-иионной культуре своето коллектива, а также взаимосвязи личностных ценностей и компонентов соииаль-но-психолотическото климата работников коллективов тосуларственных ортанизаиий.

Ключевые слова: личностные ценности, организационная культура, компоненты социально - психологического климата.

Организационная культура является составляющей организации, оказывает сильное влияние как на внутреннюю жизнь организации, так и на ее положение во внешней среде. Организационная культура складывается из устойчивых норм, представлений, принципов и верований относительно того, как данная организация должна и может реагировать на внешние воздействия, как следует вести себя в организации, каков смысл ее функционирования и так далее.

Носителем организационной культуры является человек. Однако в организациях с устоявшейся организационной культурой она как бы отделяется от людей и становится частью организации, оказывающей активное воздействие на членов организации в соответствии с теми нормами и ценностями, которые составляют ее основу.

Первые работы, в которых упоминались понятия «организационная культура» или «культура фабрики», появились в начале 50-х годов XX века. Сама же проблема природы и содер-

жания организационной культуры серьезное внимание исследователей привлекла только в конце 1970-х годов.

В современной литературе организационная культура не имеет единственно верного толкования. Каждый из авторов стремится дать свое собственное определение этому понятию. Имеются как узкие, так и широкие толкования того, что же представляет собой культура организации [3].

Большинство авторов сходится на том, что культура организации представляет собой сложную композицию важных предположений, бездоказательно принимаемых и разделяемых членами группы или организации. Это и убеждения, и нормы поведения, и установки, и ценности, которые являются теми неписаными правилами, определяющими, как должны работать и вести себя люди в данной организации [7].

Организационная культура имеет определенную структуру, являясь набором предположений, ценностей, верований и символов, исследование которых помогает людям в организации справляться с их проблемами. Так, Э. Шайн предложил рассматривать организационную культуру по трем уровням [7].

Согласно Э. Шайну, познание организационной культуры начинается с первого, «поверхностного» или «символического», уровня, включающего такие видимые внешние факторы, как применяемая технология и архитектура, использование пространства и времени, наблюдаемые образцы поведения, способы вербальной и невербальной коммуникации, лозунги и т. п., или всё то, что можно ощущать и воспринимать через известные пять чувств человека. На этом уровне вещи и явления легко обнаружить, но их достаточно трудно интерпретировать в терминах организационной культуры без знания других её уровней.

Второй уровень корпоративной культуры получил у Э. Шайна название «организационная идеология». Он особо подчёркивает здесь роль жизненного кредо лидера компании — создателя или преобразователя её культуры. Исследователи часто ограничиваются этим уровнем, так как на следующем возникают почти непреодолимые сложности.

Третий уровень включает новые предположения, направляющие поведение людей в организации. Э. Шайн выделил отношение к бытию в целом, восприятие времени и пространства, общее отношение к человеку и работе.

Согласно Т. Ю. Базарову, даются следующие определения организационной культуре [1]: культуру организации можно определить как набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и выражаемых в заявленных организацией ценностях, которые задают людям ориентиры их поведения и действий. Иначе говоря, культура проявляется в отношениях между членами организации, оказывает глубокое воздействие на то, как индивид воспринимает ситуацию в организации и вне ее и какие действия он будет или не будет предпринимать, но большинство объяснений этих отношений редко осознаются даже самими сотрудниками.

Само понятие «культура» связано с понятием «культивировать» — выращивать, развивать, насаждать, вводить в употребление [1].

Организационная культура — интегральная характеристика организации (ее ценностей, образцов поведения, способов оценки результатов деятельности), данная в языке определенной типологии [1].

Корпоративная культура — сложный комплекс предположений, бездоказательно принимаемых большинством сотрудников конкретной организации, случайно раскрытых, позаимствованных, достигнутых каким-либо иным путем в результате попыток решения проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции и достаточно эффективно послуживших организации, чтобы быть признанным действенным и достойным закрепления и передачи новым поколениям членов организации [1].

Разные культуры отличают членов одной группы от другой. Люди создают ее как механизм воспроизведения социального опыта, помогающий жить в своей среде и сохранять единство и целостность сообщества при взаимодействии с другими сообществами. Каждая организация как некая совокупность людей, реализующая определенные цели и задачи за достаточно продолжительный отрезок времени, вынуждена заниматься воспроизведением из заимствованного социального опыта.

Современные руководители и управляющие рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников и облегчать продуктивное общение между ними. Они стремятся создать собственную культуру для каждой организации так, чтобы все служащие понимали и придерживались ее. Современные организации, как правило, представляют собой поликультурные образования [1].

Определить значение той или иной культуры в жизнедеятельности этой организации можно лишь с учетом того обстоятельства, что для каждой из них характерны специфические управленческие формы, выполняющие функцию воспроизведения социального опыта параллельно с функцией регулирования деятельности людей в этой организации. Управленческие формы (или их сочетание) обеспечивают воспроизведение совокупности норм, ценностей, философских принципов и психологических установок, предопределяющих поведение людей в организации.

Формирование в организации определенной культуры связано со спецификой отрасли, в которой она действует, со скоростью технологических и других изменений, с особенностями рынка, потребителей и т. п. Известно, что компаниям отраслей «высокой технологии» присуще наличие культуры, содержащей «инновационные» ценности и веру «в изменения». Однако эта черта может по-разному проявляться в компаниях одной и той же отрасли в зависимости от национальной культуры, в рамках которой организация функционирует.

Особо выделим три фактора, которые играют определяющую роль в поддержании организационной культуры [1]:

1) отбор персонала;

2) деятельность высшего руководящего звена;

3) методы, которые помогают работникам адаптироваться к организационному окружению (социализация).

Организационная культура передается сотрудникам в различных формах. Наиболее убедительные из них — истории и легенды, ритуалы, символы могущества компании, язык и символический менеджмент [5].

Организационная культура рассматривается как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения организации и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу сотрудников, обеспечивать преданность, облегчать общение.

Применительно к организационной культуре государственной организации целью выступает выбор и обоснование оптимальной модели организационной культуры, адекватной требованиям реформирования российской государственной службы.

Выбор оптимальной модели организационной культуры в значительной мере опирается на представления о ценностях, позициях и способах поведения, которые отличают одну организацию от другой.

Доминантой выбора оптимальной российской модели организационной культуры выступает стратегия развития России. Вследствие этого организационная культура государственной организации определяет поведение организации в долгосрочной перспективе и поддержание баланса в обмене с внешней средой.

В обоснование выбора оптимальной организационной культуры российской государственной службы могут или должны быть положены ценности, выстроенные в самосознании государственных служащих.

Личностные ценности должны быть не только заявлены, но и стать неотъемлемой частью внутренней жизни высшего руководства и передаваться на нижние уровни организации во всех своих деталях.

Целью нашей работы стало рассмотрение особенностей взаимосвязи личностных ценностей работников государственной организации и организационной культуры в их коллективе. Государственная (бюджетная) сфера отличается от прочих своей специфичностью, в связи с чем было сделано предположение о наличии некоторых особенностей во взаимосвязях личностных ценностей работников государственной организации с их представлением о типе организационной культуры в их коллективе.

Цель исследования — выявить взаимосвязь личностных ценностей и представлений об организационной культуре работников государственной организации.

Объект исследования — организационная культура.

Предмет исследования — особенности взаимосвязи личностных ценностей и представлений об организационной культуре работников государственных организаций.

Методика исследования

Исходя из цели исследования необходимо было установить особенности взаимосвязи личностных ценностей сотрудников государственных организаций и их представлений об организационной культуре в коллективе. Для достижения большей информативности исследования также устанавливалась взаимосвязь личностных ценностей и компонентов социально-психологического климата в коллективе.

Данное исследование было проведено в коллективе отделения военного комиссариата Самарской области в двух районах г. о. Самара и в коллективе районной организации Профсоюза работников народного образования и науки.

В нашем исследовании приняли участие 26 человек в возрасте от 21 до 69 лет как женского, так и мужского пола.

Для достижения поставленной цели необходимо было диагностировать представления работников об их организационной культуре, их личностные ценности и компоненты социально-психологического климата, для чего использованы были следующие методики:

1. Для выявления представлений работников о типе организационной культуры в нашей выборке использовалась методика Т. Ю. Базарова по его же классификации, разработанной на основных исторических типах организационных культур:

• органической;

• предпринимательской;

• бюрократической;

• партиципативной.

Опросник «Диагностика типа организационной культуры» Т. Ю. Базарова - П. В. Малиновского [2].

Необходимо выбирать для каждого утверждения один из четырех вариантов продолжения, которой с точки зрения испытуемого является наиболее правильным (по принципу «это мне подходит»). В случае затруднения (например, подходит несколько вариантов ответа) выбрать тот вариант, который бы отметили в первую очередь.

После заполнения опросника необходимо посмотреть, ответы какого типа (из области какой культуры) преобладают. Возможно, две культуры наберут одинаковое число ответов. Это, в свою очередь, говорит о том, что человеку близки или он разделяет базовые предположения обоих типов организационных культур.

2. «Аксиологическая направленность личности» (АНЛ4.3) [4].

Данная методика была выбрана, так как определяет личностные ценности в группе людей. Разработана на кафедре психологии управления Самарской гуманитарной академии.

В качестве основного диагностического концепта в тесте выступают личностные ценности как составляющие аксиосферы, выражающие отношения значимости (важности) окружающей человека социальной действительности.

Методика состоит из 49 пунктов и включает, кроме информационных шкал, традиционную шкалу социальной желательности и шкалы безразличия, оценивающие установку испытуемого на неопределенные или средние ответы.

Для нашего исследования использовалась группа шкал личностных ценностей.

3. «Изучение социально-психологического климата в трудовом коллективе» О. С. Михалюк - А. Ю. Шалыто [6].

Данная методика была выбрана, так как определяет не только оценку климата коллектива, но и позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отношений в коллективе. Она разработана на кафедре социальной психологии факультета психологии Санкт-Петербургского университета.

Психологический климат первичного трудового коллектива понимается авторами как социально обусловленная, относительно устойчивая система отношений членов коллектива к коллективу как целому. Методика позволяет выявить эмоциональный, поведенческий и когнитивный компоненты отноше-

ний в коллективе. В качестве существенного признака эмоционального компонента рассматривается критерий привлекательности на уровне понятий «нравится — не нравится», «приятный — неприятный». При конструировании вопросов, направленных на измерение поведенческого компонента, выдерживался критерий «желание — нежелание работать в данном коллективе», «желание — нежелание общаться с членами коллектива в сфере досуга». Основной критерий когнитивного компонента — переменная «знание — незнание особенностей членов коллектива».

В качестве инструмента математической обработки использовался пошаговый регрессионный анализ, так как требовалось выявить взаимосвязь личностных ценностей и организационной культуры.

Результаты исследования

Результаты, полученные в коллективе районной организации Профсоюза работников народного образования, оказались следующими.

В результате определения представлений о типе организационной культуры при помощи проведения опроса по методике Т. Ю. Базарова было выявлено, что в данном коллективе преобладают представления об органическом типе организационной культуры, что характеризует данный коллектив как совмест-новзаимодействующий (полное согласие с общей идеей, исходное согласие с целями и задачами, разделяемые взгляды о направлении общего движения).

Однако желание и интересы отдельных респондентов оцениваются по степени согласованности с целями организации, руководство задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство, а в пределах организации коммуникационные связи ограничены и несущественны.

В результате выявления личностных ценностей у работников данного коллектива особенно выделились ценности креативности и традиций, что характерно для индивидов, занимающихся педагогической деятельностью: реализация своих творческих возможностей, изобретательность и увлеченность в обыденных ситуациях, но в то же время выполнение инструкций, приказов, распоряжений и склонность к бюрократии.

Низкие результаты других ценностей, показывающие отсутствие материальной заинтересованности, нежелание выглядеть «белой вороной» в коллективе, утомляемость, также может соответствовать профессиональной направленности на фоне личностных качеств.

При определении социально-психологического климата коллектива наблюдаются высокие показатели по всем трем компонентам. Наивысший балл получен когнитивным компонентом. Коллектив сформирован давно, люди хорошо знают и привыкли друг к другу. В коллективе преобладают позитивные настроения, люди положительно оценивают своих коллег, готовы к сотрудничеству. Данный коллектив полностью устраивает респондентов. Они положительно оценивают климат коллектива, но не расположены к более тесному общению и не испытывают дискомфорта и эмоционального давления со стороны друг друга.

Так как требовалось выявить взаимосвязь личностных ценностей и представлений об организационной культуре в коллективе, был произведен пошаговый регрессионный анализ и получены следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Результаты регрессионного анализа ценностей и представлений об организационной культуре в коллективе РОПРНО

Beta Std.Err. B Std.Err. t p

Intercept 3,84 0,80 4,78 0,00

Жизнедеят. -0,74 0,20 -0,37 0,10 -3,61 0,00

Себя 0,70 0,19 0,47 0,13 3,66 0,00

Была установлена обратно пропорциональная связь между ценностью «Жизнедеятельность», а также связь между ценностью «Индивидуальность» (ценность Себя) и представлениями о типе организационной культуры данного коллектива. По представлениям тип организационной культуры данного коллектива — органический, т. е. совместновзаимодействующий: деятельность направляется в согласии с общей идеей, проблемы решаются на основе исходного согласия с целями и задачами, функции реализуются почти автоматически, руководство задает контекст и цель, сводя к минимуму остальное вмешательство.

Чем меньше сотрудники ценят процесс своей работы и чем выше для них собственная индивидуальность, тем больше представляется сотрудникам тип органической организационной культуры в этом коллективе, что объясняется профессиональной направленностью данной организации: автоматическая реализация своих функций, т. е. рутинная работа, утомляет, теряется к ней интерес, вызывая желание к независимости, сохранению своеобразия своей личности, своего стиля жизни.

Так как требовалось выявить взаимосвязь личностных ценностей с социально-психологическим климатом, был произведен пошаговый регрессионный анализ социально-психологического климата, в результате чего получены следующие результаты (табл. 2).

Таблица 2

Результаты регрессионного анализа ценностей и социально-психологического климата в коллективе РайОНО

Эмоциональный компонент

Beta Std.Err. B Std.Err. t(11) P

Intercept 1,77 0,71 2,47 0,03

Себя -0,66 0,24 -0,48 0,17 -2,78 0,01

Поведенческий компонент

Beta Std.Err. B Std.Err. t(6) p

Intercept -3,82 1,71 -2,22 0,06

Традиции 1,34 0,34 0,76 0,19 3,89 0,00

Достижения -0,73 0,27 -0,30 0,11 -2,64 0,03

Других 0,69 0,27 0,30 0,11 2,54 0,04

Когнитивный компонент

Beta Std.Err. B Std.Err. t(9) p

Intercept 1,49 0,25 5,79 0,00

Креативность 0,80 0,12 0,32 0,04 6,52 0,00

Достижения 0,77 0,15 0,16 0,03 4,86 0,00

Установленная обратно пропорциональная связь между ценностью «Индивидуальность» (ценность Себя) и эмоциональным компонентом социальнопсихологического климата данного коллектива объясняется активным участием членов данного коллектива в дружеских взаимоотношениях и согласием с общим мнением. В коллективе отсутствует конфликтность, так как приветствуются коллективистические ценности, что в свою очередь делает эмоциональную оценку климата хорошей.

Желание трудиться в исследуемом коллективе (поведенческий компонент) возникает только у сотрудников (табл. 2), которые свято чтят традиции, принятые в сообществе, что в целом характерно для педагогических работников, отличающихся всегда от представителей других профессий наличием здорового консерватизма, а также духом коллективизма (ценность Других). В то же время отрицательная взаимосвязь с ценностью достижения показывает, что есть негативное отношение к сотрудникам, нацеленным на результат работы. Именно их чаще всего в подобных коллективах называют «выскочками», «карьеристами» и т. п., которым не место в нашем дружном коллективе скромных тружеников.

Выявлена взаимосвязь ценностей достижения и креативности с когнитивным компонентом социально-психологического климата данного коллектива, что говорит о том, что именно те сотрудники, которые отличаются изобретательностью и увлеченностью в самых обыденных ситуациях, стремлением добиться цели и конкретных, ощутимых результатов в профессиональной деятельности, очень хорошо осведомлены о всех процессах в коллективе в целом и о каждом ее члене в отдельности.

Вторым коллективом в выборке исследования стало отделение военного комиссариата. Выбор данного коллектива объясняется специфичностью самой организации, так как представляет собой ту форму государственной структуры, в которой наиболее сильно отображаются исследуемые особенности.

В результате определения представлений о типе организационной культуры было выявлено, что в данном коллективе преобладают предположения о наличии бюрократического типа культуры, т. е. организация направляется «сильным» руководством, проблемы решаются на основе ясного и сосредоточенного продумывания, лидерство основывается на власти и положении, функции и ответственность предписываются и закрепляются, коммуникационные связи формальны и подчиняются правилам, желание и интересы отдельных людей полностью подчиняются интересам организации, что соответствует специфике данной организации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Среди выявленных показателей личностных ценностей особенно выделяются креативность, материальное благополучие и индивидуальность. Это можно объяснить желанием проявить индивидуальные способности, повысить материальный достаток, обрести больше свободы при выполнении профессиональных обязанностей, что в свою очередь маловероятно, учитывая направленность деятельности данной организации.

В результате определения социально-психологического климата в коллективе наблюдаются нейтральные показатели по эмоциональному и поведенческому компонентам. Высокий балл получен по когнитивному компоненту.

В коллективе преобладают неопределенные настроения. Данный коллектив устраивает респондентов. Они в целом положительно оценивают климат коллектива, но не расположены к более тесному общению.

Для выявления взаимосвязей личностных ценностей с представлениями об организационной культуре мы использовали пошаговый регрессионный анализ (табл. 3).

Таблица 3

Результаты регрессионного анализа ценностей и представлений об организационной культуре в коллективе военного коммиссариата

Beta Std.Err B Std.Err. t(8) p-level

Intercept 8,31 1,63 5,09 0,00

Креативность -1,00 0,32 -1,00 0,31 -3,14 0,01

Установлена обратно пропорциональная связь между ценностью «Креативность» и представлениями о бюрократическом типе организационной культуры данного коллектива. Установленная связь объясняется спецификой организации, в которой работает данный коллектив: беспрекословное подчинение правилам и приказам вышестоящего руководства, а проявление свободной инициативы наказуемо. Консерватизм и следование уже установившимся нормам и ценностям необходимы для выполнения задач, поставляемых руководством организации.

Для выявления взаимосвязей личностных ценностей с компонентами климата использовался пошаговый регрессионный анализ (табл. 4).

Таблица 4

Результаты регрессионного анализа ценностей

и социально-психологического климата в коллективе военного коммиссариата

Поведенческий компонент

Beta Std.Err. B Std.Err. t(8) p-level

Intercept 0,58 0,53 1,10 0,30

Мат. благо. -0,63 0,20 -0,21 0,06 -3,11 0,01

Когнитивный компонент

Beta Std.Err. B Std.Err. t(4) p-level

Intercept -0,52 1,08 -0,48 0,65

Жизнедеят -2,03 0,73 -0,62 0,22 -2,78 0,04

Выявлена обратно пропорциональная связь между ценностью «Материальное благополучие» и поведенческим компонентом социально-психологического климата данного коллектива, т. е. низкая материальная заинтересованность, игнорирование материального достатка как ценности стимулирует со-

вместную трудовую деятельность и положительно взаимосвязано с поведенческим компонентом социально-психологического климата данного коллектива. Иначе говоря, только те сотрудники, которых устраивает уровень материального благополучия, готовы трудиться в данном коллективе.

Установлена обратно пропорциональная связь между ценностью процесса повседневной работы «Жизнедеятельность» и когнитивным компонентом социально-психологического климата данного коллектива. Следовательно, чем меньше сотрудники ценят выполняемые функции, тем больше они знают о людях и процессах, происходящих в коллективе, тот же, кто поглощен своей непосредственной работой, как часто бывает в офисных коллективах, слабо информирован о групповых процессах на работе.

Выводы

Установлены взаимосвязи личностных ценностей с представлениями об организационной культуре внутри коллектива. Во всех коллективах большинство связей обратно пропорциональны и характер влияния личностных ценностей работников соответствует установленным типам организационной культуры, основываясь на их представлениях внутри этих коллективов.

Сотрудники каждого коллектива бездоказательно принимают комплекс предположений, достигнутых в результате попыток решения проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции и эффективно послуживших организации, т. е., принимая заявленные организацией ценности, задающие ориентиры поведения и действий, сотрудники создают тот тип организационной культуры внутри своего коллектива, с учетом влияния своих личностных ценностей, который позволяет эффективно реализовывать свою профессиональную деятельность, выполнять поставленные задачи.

Установлено существование взаимосвязей личностных ценностей и социально-психологического климата в данных коллективах. Следовательно, дружеские взаимоотношения, согласие с общим мнением, отсутствие конфликтности и зависти влияют на установление и поддержание эффективных отношений по работе между членами организации, что отражается на социальнопсихологическом климате.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом : учебник. — М. : Академия, 2008.

2. Базаров, Т. Ю. Управление персоналом. Практикум. — М. : Юнити-Дана, 2009.

3. Вихажкий, О. С. Менеджмент : учебник. — 3-е изд. / О. С. Виханский, А. Н. Наумов. — М. : Экономист, 2003.

4. Капцов, А. В. Аксиологическая направленность личности: Руководство по применению. — 4-е изд-е, доп. — Самара : СамЛюксПринт, 2011.

5. Карташова, Л. В. Организационное поведение : учебник / Л. В. Карташова, Т. В. Никонова. — М. : Инфра-М, 2008.

6. Райгородский, Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. — Самара : Бахрах-М, 2009.

7. Шайн, Э. Организационная культура и лидерство : учеб.пособие. — М. : Питер, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.