Научная статья на тему 'Интраи интерсубъектные факторы профессиональной ответственности персонала в организации'

Интраи интерсубъектные факторы профессиональной ответственности персонала в организации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
119
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / РЕСУРС / ТИПЫ / КОМПОНЕНТЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ И СТРУКТУРА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / RESPONSIBILITY / RESOURCE / TYPES / COMPONENTS OF RESPONSIBILITY AND STRUCTURE / ORGANISATIONAL MODEL OF RESPONSIBILITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Водопьянова Наталия Евгеньевна, Никифоров Герман Сергеевич, Гофман Ольга Олеговна

Статья содержит выявление личностных и организационных детерминант ответственности персонала строительной фирмы в ситуации организационного кризиса 2015-2016 гг. Результаты: 1. Принадлежность к профессиональному сообществу, ориентация на интрасубъектную систему ценностей положительно коррелирует с эмоциональным и поведенческо-результативным компонентами ответственности. Социально-психологическая («вербальная») зависимость положительно связана с эмоциональным компонентом ответственности и отрицательно с инициативностью. 2. Чем моложе специалист, тем больше выражен эмоциональный компонент ответственности и оценка профессионально-личностных ресурсов коллектива в будущем, т.е. меньше уверенности в ресурсах организации. 3. Поведенческо-результативный компонент ответственности положительно коррелирует с образом «Я как профессионал», удовлетворенностью профессиональной востребованностью. 4. Чем больше выраженность базовой смысловой установки «ответственность за себя», тем сильнее стремление работника к конкуренции, ориентации на внешние стимулы и критерии успешности. «Ответственность за других» положительно коррелирует с ориентацией на внутреннюю систему ценностей и осознанность внутренних потребностей, стремление к сотрудничеству и поиску способов управлять своим поведением, с учетом внешней среды. 5. Чем больше выражен когнитивный компонент ответственности, тем выше оценка профессионально-личностных ресурсов коллектива в настоящем времени, т.е. больше доверие к коллективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Водопьянова Наталия Евгеньевна, Никифоров Герман Сергеевич, Гофман Ольга Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intra and intersubjective factors of professional responsibility of the workforce in the organisation

The aim is to identify personal and organisational determinants of responsibility of the workforce of the construction company in a situation of institutional crisis of 2015-2016. Results: 1. Belonging to the professional community, focusing on intrasubject set of values is positively correlating with emotional and behavioural-effective components of responsibility. Social-psychological (“verbal”) dependence is posi-tively related with the emotional component of the responsibility and negatively with the proactivity. 2. The younger professional is, the more emotional component of responsibility is expressed and a rating of professional and personal resources of the stuff mem-bers in future, i.e. less confidence in the organisation's resources. 3. behavioural-effective component of re-sponsibility is positively correlated with the “I'm a professional” image, with the professional satisfaction of being demanded. 4. The more is the intensity of the basic sensing orientation “liability for myself”, the stronger is the worker's desire to compete, he is ori-entated to external stimulus and criterion of success. 5. «The responsibility for others» is positively correlated with the orientation of the inner system of values and awareness of internal needs, striving for cooperation and searching for different ways how to manage be-haviour with account of external environment.

Текст научной работы на тему «Интраи интерсубъектные факторы профессиональной ответственности персонала в организации»

УДК 159.9

Водопьянова Наталия Евгеньевна

доктор психологических наук, доцент Санкт-Петербургский государственный университет

Никифоров Герман Сергеевич

доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургский государственный университет

Гофман Ольга Олеговна

ЗАО «Гвострой», г. Санкт-Петербург vodop@mail.ru, Professional.psychology@spbu.ru, ms.gofman@mail.ru

ИНТРА- И ИНТЕРСУБЪЕКТНЫЕ ФАКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИИ*

Статья содержит выявление личностных и организационных детерминант ответственности персонала строительной фирмы в ситуации организационного кризиса 2015-2016 гг.

Результаты: 1. Принадлежность к профессиональному сообществу, ориентация на интрасубъектную систему ценностей положительно коррелирует с эмоциональным и поведенческо-результативным компонентами ответственности. Социально-психологическая («вербальная») зависимость положительно связана с эмоциональным компонентом ответственности и отрицательно с инициативностью. 2. Чем моложе специалист, тем больше выражен эмоциональный компонент ответственности и оценка профессионально-личностных ресурсов коллектива в будущем, т.е. меньше уверенности в ресурсах организации. 3. Поведенческо-результативный компонент ответственности положительно коррелирует с образом «Я как профессионал», удовлетворенностью профессиональной востребованностью. 4. Чем больше выраженность базовой смысловой установки «ответственность за себя», тем сильнее стремление работника к конкуренции, ориентации на внешние стимулы и критерии успешности. «Ответственность за других» положительно коррелирует с ориентацией на внутреннюю систему ценностей и осознанность внутренних потребностей, стремление к сотрудничеству и поиску способов управлять своим поведением, сучетом внешней среды. 5. Чем больше выражен когнитивный компонент ответственности, тем выше оценка про-фессионально-личностныхресурсов коллектива в настоящем времени, т.е. больше доверие к коллективу.

Ключевые слова: ответственность, ресурс, типы, компоненты ответственности и структура, организационная модель ответственности.

Проблема ответственности становится все более актуальной в условиях экономических, социальных и культурных перемен, когда общество приобретает новые отличия: дискретность, взаимовлияние различных подходов и культурных представлений, мозаичность сознания индивида. Х. Гайсельхарт отмечает, что детрадиционализация и уничтожение границ не представляют больше рамочных условий существования и задача отдельного человека брать на себя ответственность за свои действия, и посредством дисциплинарного поведения вырабатывал характер и совесть. Можно отметить, что низкая личная ответственность является актуальной проблемой современного этапа развития России, в которой исторически сформирован коллективный тип мировоззрения, проявляемый в принадлежности к группе, конформизме мышления, ориентации на внешние обстоятельства (Л.И. Дементий, Д.А. Леонтьев).

Л.И. Дементий понимает ответственность как способность личности соотносить оптимальным способом внешние требования и возможности личности, вырабатывать личностно-оптимальный способ разрешения трудностей и противоречий, самостоятельно, качественно, осмысленно, стратегически выстраивать жизненный путь, являясь «автором» своей жизни. Ответственность стимули-

рует творческий и самостоятельный выбор, детерминирует саморазвитие, стремление к позитивному взаимодействию с внешним миром в целях его изменения и совершенствования. Другими словами ответственность это - ресурс личности [3; 4].

Особый научно-практический интерес представляет изучение структурно-функциональных переменных ответственности. А.И. Ореховский [5] предложил структуру ответственности, состоящую из трех элементов: а) субъект ответственности (кто отвечает); б) инстанция или мера ответственности (перед кем субъект отвечает и какова степень его ответственности); в) объективная основа ответственности (за что и во имя чего отвечает субъект). В.Г. Сахарова дополняет структуру четвертым элементом - санкция (как отвечает, предполагаемая мера воздействия или наказания) [7]. Результаты А.В. Ремизовой о мере ответственности в семейной и трудовой сферах подтверждают, что в трудовой сфере мера ответственности проявляется в объектной форме (в простой исполнительности и дисциплинированности), в отличие от семейной жизни, где доминирует субъектная форма ответственности [6].

Т.Г. Гаевая выделила три уровня развития качества моральной ответственности: высший, средний, низший уровни [2]. Л.И. Дементий, оценивая когнитивный, эмоциональный и поведенческо-результа-

* Статья подготовлена при финансовой поддержке гранта РГНФ «Теоретико-методологические основы ресурсного подхода к психологическому обеспечению профессионального здоровья руководителей» № 15-06-10638.

© Водопьянова Н.Е., Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 2

Никифоров Г.С., Гофман О.О., 2016

тивный компоненты ответственности эмпирически определила следующие типы: оптимальный, исполнительский, избегающий, ситуативный [3].

На основе теоретического анализа мы рассматриваем профессионально-организационную ответственность как центральное понятие становления и развития субъекта труда и выделяем три модуса:

- в процессе профессионализации и развития профессиональной идентичности (осознания и принятия морально-нравственных профессиональных ценностей) работник переходит от позиции «объекта ответственности» к активной позиции «субъект ответственности;

- широта, фокус, сферы профессиональной ответственности связаны с развитием морального сознания: от эгоцентризма (ответственность только за себя) к этноцентризму (ответственность за другого, коллегу, отдел, компанию) и далее к мироцен-тризму (ответственности за все человечество, независимо от расовой, половой или идеологической принадлежно сти);

- изменение фокуса профессиональной ответственности за результат труда от «здесь и сейчас» к обязанности «ответствовать» за будущее. «Этика будущего» обладает дальностью предвидения, протяженностью принимаемой ответственности во времени.

Очевидно, что модусы ответственности взаимосвязаны.

Практика показывает, что ресурс ответственности в российских организациях используется скорее в нормативном контексте и связан с исполнением должностных обязанностей, необходимостью отчитываться за их выполнение. Хотя профессионально-организационная ответственность является системным понятием, которое включает не только личную ответственность, но и требует профессиональной включенности и осознанности. Так, И. Адизес понимает ответственность в организации как способность «каждого нести ответственность за происходящее, за собственный вклад в решения, которые принимает и реализует команда» [1, с. 190].

Цель настоящего исследования - определить интра- и интерсубъектные детерминанты профессионально-организационной ответственности и наметить направления работы по ее формированию.

В исследовании проверялась основная гипотеза о зависимости ответственности от таких инт-ра- и интерсубъектных качеств как внутренняя каузальная ориентация, профессиональная идентичность, позитивный образ «Я как профессионала», представления о профессионально-личностных ресурсах трудового коллектива.

В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить связь эмоционального, поведенче-ско-результативного и когнитивного компонентов ответственности работников организации;

2. Определить уровни ответственности у работников разных профессиональных категорий и пола в ситуации организационного кризиса.

3. Выявить интра- и интерсубъектные детерминанты разных компонентов ответственности.

В исследовании использовались следующие методы: авторская анкета «Оценка профессионально-личностных ресурсов трудового коллектива в прошлом, настоящем, будущем»; стандартизированное интервью для оценки когнитивного, поведенческого, эмоционального компонентов ответственности (Л.И. Дементий, 2005); опросник каузальных ориентаций (Д.А. Леонтьев, О.Е. Дер-гачева, 2008); методика базовых смысловых установок (А.Д. Ишков, Н.Г. Милорадова, 2006); профессиональная востребованность (Е.В. Харитонова, Б.А. Ясько, 2009), профессиональная идентичность (Л.Б. Шнейдер, 2001).

Выборка: обследованы 159 сотрудников организации, из них 128 мужчин и 31 женщина в возрасте от 19 до 67 лет (средний возраст 36 лет). Неравное количество респондентов по полу связано с тем, что в строительных профессиях преобладают мужчины, способные работать в физически тяжелых и некомфортных социально-бытовых условиях стройки. Для обработки результатов исследования применялся контент-анализ стандартизированного интервью, статистические методы: описательная статистика, корреляционной, регрессионный анализ.

Результаты и их обсуждение. Выявлено, что среди сотрудников организации как мужчин, так и женщин наиболее часто встречается исполнительский тип ответственности (61% респондентов). При этом структура компонентов ответственности различна у мужчин и женщин. Мужчины отличаются высокой поведенческо-результативной ответственностью и средним уровнем эмоционального и когнитивного компонентов ответственности. Женщины характеризуются высоким уровнем эмоционального, поведенческо-результативного компонентов ответственности и средним уровнем по когнитивной составляющей ответственности. Статистически значимое различие в гендерных группах обнаружено только по эмоциональному компоненту ответственности (p<0,01). Данный компонент ответственности отражает эмоциональный уровень ее регуляции, эмоциональные переживания за качество и сроки выполнения производственных задач или в случае невыполнения должностных обязанностей. Таким образом, результаты говорят о том, что женщины в большей степени эмоционально вовлечены в решение организационных задач по сравнению с мужчинами.

Выявлена положительная корреляционная связь между эмоциональным и поведенческо-результа-

60

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

тивным компонентами ответственности (р<0,01). Эмоциональный компонент ответственности имеет положительные корреляционные связи с оценкой профессионально-личностных ресурсов трудового коллектива в будущем, по шкалам: активность (р<0,01), профессионализм (р<0,01), потенциалы коллектива (р<0,05). Также существует отрицательная корреляционная связь эмоционального компонента с возрастом (р<0,01), стажем в компании (р<0,05) и стажем в профессии (р<0,01).

Обнаружены положительные корреляции пове-денческо-результативного компонента ответственности с образом «Я как профессионала» - профессиональной востребованностью. А именно, с удовлетворенностью реализацией профессионального потенциала (р<0,01), профессиональной компетентностью (р<0,01), профессиональным авторитетом (р<0,05), оценкой результатов профессиональной деятельности (р<0,05), самоотношением к себе как профессионалу (р<0,05), обшцм уровнем профессиональной востребованности личности (р<0,01). Обнаружены отрицательные корреляции поведенческо-результативного компонента с базовыми смысловыми установками субъектной автономности: чем выше поведенческая зависимость, тем ниже ответственность. В частности, с вербальной зависимостью от мнения окружающих (р<0,05), с зависимостью от требовательности к другим (р<0,01), и к себе (р<0,01), с зависимостью от достижений (р<0,05), т.е. чем меньше выражена субъектность, тем меньше поведенческо-результа-тивная ответственность сотрудников. Блок-схема связей представлена на рисунке 1.

Стоит уделить особое внимание, переменным, которые влияют на эмоциональный и поведенче-ско-результативный компоненты. Так, автономная каузальная ориентация (р<0,01) и принадлежность к профессиональному сообществу (профессиональная востребованность) (р<0,01) имеют положительные корреляционные связи с эмоциональным и поведенческо-результативным компонентом. Вербальная зависимость (базовые смыс-

ловые установки) имеет положительную связь с эмоциональным компонентом (р<0,05) и отрицательную связь с поведенческо-результативным компонентом (р<0,05).

Таким образом, эмоциональный компонент ответственности связан с возрастом, профессиональным стажем (чем старше становится работник, тем более рациональным становится его поведение). Переживание за качество работы, стремление преодолеть трудности формирует вовлеченность работника и представление о компании в будущем, как сильной и профессиональной. Результаты исследования представляют существенную связь данного компонента с профессиональной востребованностью и отношением к себе как значимому для других профессионалу, т.е. работник через самостоятельное преодоление трудностей, доведение деятельности до результата формирует ответственность.

Не обнаружены значимые корреляции пове-денческо-результативного компонента ответственности с возрастом, стажем в профессии, стажем в компании. Данный факт может быть связан с кризисной ситуацией, в которой ценностно-смысловые интрасубъективные факторы могут оказывать более сильное влияние, чем демографические.

Когнитивный компонент ответственности имеет положительную корреляционную связь с интегральной оценкой профессионально-личностных ресурсов трудового коллектива в настоящем времени (р<0,05). В нашем исследовании данный компонент эмпирически не связан с другими компонентами. Возможно, это связано, во-первых, с исполнительским типом ответственности, который подразумевает исполнение положенного без предвидения результатов труда, без осознания сущности ответственности и ее составляющих, во-вторых, это может быть связано с переживаем кризиса в организации, а значит с «разбалансиро-ванностью» компонентов ответственности.

Результаты множественного регрессионного анализа показали следующее. Значимый вклад

Когнитивный компонент

Профессионально-личностная оценка коллектива

Оценка стрессогенности организационного кризиса

Рис. 1. Блок-схема связей компонентов ответственности с ценностно-смысловыми характеристиками

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика №2

61

Рис. 2. Корреляционные связи между базовой смысловой установкой «ответственность за себя», возрастом, стажем в профессии, субъективными оценками профессионально-личностных ресурсов, каузальными ориентациями, профессиональной востребованностью личности. Уровень значимости: 1% и 5%

в когнитивный компонент ответственности (зависимая переменная) вносят представления о наличии профессионально-личностных ресурсов коллектива в настоящем времени (Я-квадрат = 0,029, Дурбин-Уотсон = 2,130), а в эмоциональный компонент ответственности - позитивный образ (уверенность) в профессионально-личностные ресурсы коллектива в будущем времени (Я-квадрат = 0,092, Дурбин-Уотсон = 2,046). Таким образом, представления о профессионально-личностных ресурсах коллектива в настоящем и вера в будущие ресурсы коллектива оказывают регулирующее влияние на проявления когнитивной и эмоциональной составляющих ответственности.

В поведенческо-результативную ответственность (зависимая переменная) вносят наибольший положительный вклад представления работников о «профессиональной компетентности» трудового коллектива (Я-квадрат = 0,397), «каузальная ориентация на автономию» (Я-квадрат = 0,279) и отрицательный вклад - высокая «требовательность к другим» (Я-квадрат = 0,226), «безличная каузальная ориентация» (выученная беспомощность) (Я-квадрат = 0,340, Дурбин-Уотсон = 1,949). Это означает, что поведенческо-результативная ответственность в значительной мере определяется такими качествами субъекта коллективной деятельности, как доверие к профессионализму коллег, отсутствие феномена «беспомощности» и равная требовательность к себе и коллегам в отличие от односторонней требовательности к другим.

Важными для исследования являются выводы по ценностно-смысловым компонентам базовых смысловых установок «ответственность за себя» и «ответственность за других» (рис. 2 и 3).

Как видно из рисунка 2, базовая смысловая установка «ответственность за себя» имеет по-

ложительные корреляционные связи с возрастом (р<0,05), стажем работы в профессии (р<0,05), с каузальными ориентациями: контроль (р<0,01) и безличностная ориентация (р<0,01), конкуренцией в организации (р<0,01). Получены отрицательные корреляционные связи «ответственности за себя» с оценками профессионально-личностных ресурсов трудового коллектива в будущем времени по факторам активность (р<0,05), профессионализм (р<0,05), а также переживанием профессиональной востребованности (р<0,05) и поведенческо-результативным компонентом ответственности (р<0,01).

Таким образом, ответственность за себя связана со стремлением человека к сверхдостижениям. У лиц с высокой ответственностью за себя (эгоцен-тричность) преобладает низкая самодетерминация, с автоматическими поведенческими паттернами. Ответственность за себя формирует у работника конкурентную позицию в организации. Чем выше ответственность за себя, тем ниже работник оценивает профессионально-личностные ресурсы трудового коллектива в будущем времени (профессионализм, активность коллег) и тем меньше работник переживает о невозможности максимально реализовать себя в профессиональной деятельности, не принимает в расчет важность результатов своей профессиональной деятельности для других и организации в целом.

Базовая смысловая установка «ответственность за других» (рис. 3) имеет положительные корреляционные связи с возрастом (р<0,05), принадлежностью к профессиональному сообществу (р<0,01), с каузальными ориентациями: контроль (р<0,01) и безличностная ориентация (р<0,01). Чем больше «Ответственность за других», тем ниже работники оценивают спокойствие (р<0,05), профессиональ-

62

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

Рис. 3. Корреляционные связи между базовой смысловой установкой «ответственность за других», возрастом, субъективными оценками профессионально-личностных ресурсов, каузальными ориентациями, профессиональной востребованностью личности. Уровень значимости: 1% и 5%

ную востребованность (р<0,05) и выше улучшение качества работы в кризисе (р<0,05).

Ответственность за других формирует ориентацию на внутреннюю систему ценностей и осознанность внутренних потребностей, работник способен управлять своим поведением, с учетом внешней среды переводить автоматизированное поведение в новое более эффективное. С развитием ответственности за других у работника формируется потребность в принадлежности к профессиональному сообществу, представлению о собственной уникальности; такой работник способен к интеграции внешних и внутренних ресурсов деятельности, дифференцированному пониманию ценности результата деятельности для коллектива и организации в целом. Стоит отметить, что развитие ответственности за других является возрастной особенностью: чем старше работник, тем потребность в выходе за пределы себя становится более характерной.

Стоит отметить, что выраженность ответственности за себя или других влияет на все другие смысловые установки личности (вербальная, эмоциональная, результативная зависимости, требовательность к себе - другим).

Таким образом, подтвердилась гипотеза о том, что феномен профессиональной ответственности обусловлен комплексом интра- и интерсубъектных факторов - автономностью, позитивным образом сильного «Я как профессионала», представлениями о наличии в коллективе личностно-профессиональных ресурсов по параметру «профессионализм» в настоящем и будущем. Можно предполагать, что кризисная ситуация обусловливает формирование ответственности у работников

как коллективного субъекта труда, опирающейся на представления о ресурсах всего трудового коллектива.

Результаты могут использоваться для разработки и внедрения интегрированных стратегий по развитию ресурса ответственности работников организации, развитию субъектной позиции в трудовой деятельности. Только развитие творческого потенциала, уникальности субъекта труда может гарантировать выживание организаций в период экономических и организационных кризисов и развитие организаций в будущем.

Библиографический список

1. Адизес И. Как преодолеть кризисы менеджмента: Диагностика и решение управленческих проблем. - СПб.: Бест Бизнес Букс, 2007. - 288 с.

2. Гаевая Т.Г. Моральная ответственность как качество личности: дис. ... канд. психол. наук. -М., 1984. - 278 с.

3. Дементий Л.И. Ответственность как ресурс личности. - М.: Информ-Знание, 2005. - 187 с.

4. Дементий Л.И. Ответственность личности как свойство субъекта жизнестойкости: дис. ... д-ра психол. наук. - М., 2005. - 350 с.

5. Ореховский А.И. Проблема ответственности в развитии общества. - Новосибирск: ACT: ЗАО НЛП «Ермак», 2005. - 158 с.

6. Ремизова А.В. Мера ответственности личности в семейной жизни и трудовой деятельности: дис. ... канд. психол. наук. - Казань, 2009. - 195 с.

7. Сахарова В.Г. Психология ответственности и возможности ее исследования // Вестник гуманитарного института ДВГМА. - Владивосток, 2001. -№ 2. - С. 191-199.

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика jii- № 2

63

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.