УДК 159 Золотова Л.А., Колмогорова Л.А.
Золотова Л.А.
магистрант института психологии и педагогики Алтайский государственный педагогический университет
(г. Барнаул, Россия)
Колмогорова Л.А.
кандидат псх. наук, доцент кафедры психологии Алтайский государственный педагогический университет
(г. Барнаул, Россия)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНОЙ ЗРЕЛОСТИ И СМЫСЛООБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
Аннотация: в статье представлены результаты теоретического исследования личностной зрелости и смысловых образований, а также эмпирического исследования, полученные в ходе сравнительного анализа взаимосвязи личностной зрелости (мотивация достижений, удовлетворённость собой, чувство гражданского долга, жизненная установка, способность к психологической близости с другим человеком) с смыслообразующими категориями личности: смысложизненные ориентации, смысложизненный кризис, ведущие смыслы жизни, академическая мотивация. Получены эмпирические данные о положительной и отрицательной взаимосвязи смысловых образований и личностной зрелости.
Ключевые слова: личностная зрелость, смыслообразование, взаимосвязь, качества личности, смысл жизни, мотивация.
С увеличивающейся сложностью современных общественных изменений и проблем в общественной жизни, актуализация личностной зрелости старшеклассников становится чрезвычайно важной, ввиду её влияния на формирование их общественных отношений и направленности на поиск смысла существования. Процесс смыслообразования в жизни
старшеклассников напрямую зависит от основ, их понимания будущих перспектив, на что значительно влияет развитие зрелых черт характера.
Как отмечает А. Недозрелов «Личностная зрелость - это системное качество личности взрослых людей, отражающее готовность (способность) к эффективному решению жизненных задач. Она включает три компонента: личностный (систему ценностей, направленность), рефлексивный (достигнутую эго-идентичность) и функциональный (самоорганизацию)» [3].
По мнению Е. И. Туревской «личностная зрелость - совокупность характеристик, формируемых у человека в разные периоды его развития, позволяющая организовать его жизнь таким образом, чтобы он успешно смог проявить себя в период взрослости» [4].
В сфере гуманитарных наук, обращаясь к деятельностному аспекту и культурно-исторической традиции, достижение личностной зрелости представляет собой ключевой этап взросления, интегрированный в развитие структуры ценностей и смыслов. Тем не менее, продолжают оставаться вопросы, касающиеся системности взаимодействий между достигнутой зрелостью личности и смысложизненными конструкциями, и их совместного прогрессивного развития.
Смыслообразование для старшеклассников можно понимать как личностную готовность к определению, целей, мотивов и смыслов жизни на данном этапе развития.
По мнению Д. А. Леонтьева, «смысловые образования - это порождённые развитием деятельности субъекта психические образования, в которых в специфической форме отражено пристрастное, индивидуализированное отношение субъекта к миру» [2].
А.А. Шаповалова и Т.Х. Невструева дают следующее определение: «Смысловые образования личности - это базовая единица личности, центром которой является связная система личностных смыслов. Они относятся к глубинным образованиям личности и не поддаются непосредственному
произвольному контролю. Изменение смысловых образований всегда опосредовано изменением самой деятельности субъекта» [5].
На формирование смысловой сферы старшеклассников оказывают влияние такие факторы, как: возраст, образование, профессиональное самоопределение. В зависимости от воздействия целого ряда факторов смысловая сфера личности старшеклассников имеет различную степень сформированности и это оказывает влияние на целеустремленность молодого человека, способность к целеполаганию и общую удовлетворенность жизнью.
Старшеклассники, отличающиеся высочайшей степенью личностной зрелости, обладают жизненными смыслами, пронизанными богатством предстоящих событий, они наделены оптимизмом и детализацией. Когнитивные процессы и способность к самоанализу в значительной мере формируют этот взгляд на будущее. Уверенность этих старшеклассников в возможности реализации своих амбиций через прилагаемые усилия является заметной. Напротив, их одноклассники, которым присущ низкий уровень личностной зрелости, предполагают менее определённое будущее. Хотя их жизненные смыслы не направлены на долгосрочное планирование, они живут сегодняшним днем, что свидетельствует о недостаточной детализации предполагаемых жизненных смыслов.
Таким образом, можно отметить взаимосвязь личностной зрелости и смысловых образований, которые заключаются в умении планировать и регулировать свою жизнь в соответствии с целями и смыслами.
Как отмечает К.В. Карпинский «формирование смысложизненных образований определяется рядом факторов: особенностями мотивационно-интенциальной сферы, хронологическим возрастом, жизненным контекстом, социо-культурными и экономическими условия» [1].
Таким образом, рассмотрев понятия личностной зрелости и смыслообразования, а также факторы на них влияющие можно сказать, что они дополняют друг друга и влияют на развитие каждого в определенные периоды формирования старшеклассника как личности.
С целью изучения взаимосвязи личностной зрелости и смысловых образований старшеклассников было проведено эмпирическое исследование.
В ходе эмпирического исследования была выдвинута гипотеза, которая основывается на предположении, что существует взаимосвязь между характеристиками смысловых образований старшеклассников и уровнем их личностной зрелости.
Для проверки гипотезы была сформирована выборка испытуемых. В исследовании приняло участие 100 человек (45 мальчиков, 55 девочек) 10-11 классов. Возраст респондентов 15-18 лет. Эмпирическое исследование проходило на базе общеобразовательных школ г. Ужура Красноярского края.
Исследование проводилось с использованием диагностических методик: для определения уровня сформированности личностной зрелости Тест-опросник «Определение общего уровня личностной зрелости» Ю. З. Гильбуха, для выявления уровня сформированности смысловых образований применялись методики: «Тест смысложизненных ориентаций» Д.А. Леонтьева, «Опросник смысложизненного кризиса» К.В. Карпинского, опросник «Шкала академической мотивации школьников», авторы Т.О. Гордеева, О.А. Сычев и Е.Н. Осин, методика «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова, анкета «О смысле жизни» В.Э. Чудновского.
В результате проведенного эмпирического исследования нами было выявлено, что у большинства старшеклассников неудовлетворительный уровень личностной зрелости. Обобщенные результаты исследования «О смысле жизни» показали, что, у многих старшеклассников смысл жизни ассоциируется с семьей. Они осознают важность значения смысла жизни для человека, рассматривают его как динамическое образование, которое меняется на каждом возрастном этапе в зависимости от целей, задач, которые стоят перед ними. Важными факторами в формировании смысла жизни называют родительский пример и собственный жизненный опыт.
Нами была определена взаимосвязь личностной зрелости и смысловых образований старшеклассников, методом корреляционного анализа Спирмена.
Из полученных данных, следует, что существует положительная взаимосвязь между личностной зрелостью «Мотивация достижений» старшеклассников и «Переживание кризиса смысла жизни» (Rs=0,519 при р< 0,005). Это говорит о том, что старшеклассники, с высоким уровнем личностной зрелости сталкиваясь с жизненными трудностями и противоречиями в осмыслении собственной жизни, они стремятся к достижению жизненных целей и самореализации, самостоятельности и достижению высоких результатов.
Также выявлена взаимосвязь между показателем личностной зрелости «Чувство гражданского долга» и «Социальной направленностью жизненных смыслов» (Rs=0,547 при р<0,005), это свидетельствует о том, что старшеклассники с высоким чувством гражданского долга способны анализировать свои действия и поступки, нести за них ответственность. Также у них происходит осмысленное достижение социально значимого результата, которое сопровождается положительными эмоциями и поведенческой активностью.
Выявлена отрицательная взаимосвязь между показателями «Мотивация достижений» и «Эгоцентрическая направленность жизненных смыслов» (Rs = -0,727 при р< 0,005). Это говорит о том, что недостаточная направленность старшеклассников на значимые личностные ценности и отсутствие стремления к лидерству, могут привести к снижению самовыражения, независимости, развития в себе отдельных свойств и способностей. При доминировании этих мотивов, старшеклассник не считается с мнением других, всегда поступает исходя из личной заинтересованности. Главный тезис - цель оправдывает средства.
Также отрицательная взаимосвязь выявлена между показателем личностной зрелости «Я-концепция» и «Эгоцентрическая направленность жизненных смыслов» (Rs=-0,779 при р<0,005), это показывает что старшеклассники неуверенные в своих способностях и имея неадекватную самооценку, не могут самореализоваться, не направлены на общение, имеют
размытость и узость жизненных целей, слабый внутренний локус контроля и неудовлетворенность своим настоящим и прошлым, а также пессимистичность прогнозирования будущего.
Отрицательная взаимосвязь выявлена между показателем личностной зрелости «Способность к психологической близости с другим человеком» и «Эгоцентрическая направленность жизненных смыслов» (Rs=-0,692 при р< 0,005), это свидетельствует о том, что неумение слушать других и отсутствие чувств сопереживания и сочувствия, могут указывать на ярко выраженную направленность на себя, свою карьеру, внутренний мир, удовлетворения своих амбиций и узколичностных потребностей. Общение с другими для них не является приоритетной ценностью, процесс общения они выстраивают исходя из необходимости. Ценность деятельности для них вообще является малопривлекательной. По всей видимости, этим обусловлена слабая выраженность жизненных целей, они живут в настоящем времени и можно предположить не строят планов на будущее. Они не удовлетворены процессом самореализации и качеством своей жизни. Процесс жизни и деятельности не приносит им ощутимого удовлетворения. Они учатся или осуществляют процесс общения только потому, что это необходимо, при этом всегда предпочитают извлечь для себя определенную выгоду.
Полученные результаты обусловлены тем, что педагогический потенциал образовательной организации для формирования смысловых образований старшеклассников посредством развития личностной зрелости используется не полностью, что позволило определить приоритетные направления и способы решения проблемы, отраженной в программе психологического тренинга.
Таким образом, существует взаимосвязь между личностной зрелостью и смысловыми образованиями. Отличие лишь в том, что старшеклассники с разными уровнями личностной зрелости имеют разные смысловые образования и взгляды на жизнь: с высоким уровнем личностной зрелости, чаще всего смысловые образования являются наиболее событийно насыщенными,
оптимистичными, конкретизированными, с низким уровнем личностной зрелости чаще присуща пессимистичность, внимание к теме смерти, утратам и потерям, со средним уровнем смысловые образования являются наиболее вариативными, будущие жизненные события охватывают максимальное количество сфер социальной активности, отмечается баланс представлений зависимости будущих событий «от себя» и «от других».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Карпинский К. В. Источники смысла жизни: новый метод психодиагностики личности: монография. Гродно: Изд. Грод. гос. ун-та, 2021. 220 с;
2. Леонтьев Д. А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. Москва: Смысл, 2007. 487 с;
3. Недозрелов А. Зрелость личности. Психологическая зрелость // Молодой ученый. 2020. №6. С. 128-133;
4. Туревская Е. И. Возрастная психология. Тула: Тульский ГПУ им Л.Н. Толстого, 2002. - 102 с;
5. Шаповалова А.А., Невструева Т.Х. Взаимосвязь личностной зрелости и жизнестойкости в контексте профессионализации студента - будущего психолога // Ученые заметки ТОГУ. 2021. Т. 12. № 1. С. 167-173
Zolotova L.A., Kolmogorova L.A.
Zolotova L.A.
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
Kolmogorova L.A.
Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia)
PECULIARITIES OF INTERRELATION OF PERSONAL MATURITY
AND MEANING FORMATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS
Abstract: the article presents the results of theoretical research of personal maturity and meaning formations, as well as empirical research obtained in the course of comparative analysis of the relationship between personal maturity (achievement motivation, self-satisfaction, sense of civic duty, life attitude, ability to psychological closeness with another person) and meaning-forming categories of personality: meaning-life orientations, meaning-life crisis, leading meanings of life, academic motivation. Empirical data on positive and negative interrelation of meaning formations and personal maturity are obtained.
Keywords: personal maturity, meaning formation, interrelation, personality qualities, meaning of life, motivation.